Капитан русской армии вадим маслов. Последняя любовь Маты Хари. От мужа — в Париж

Компания дня — Instagram, с дюжиной сотрудников, без ясной бизнес-модели, еще не отметившая свой второй день рождения, но уже получившая свой первый миллиард долларов от Facebook. Эта новость взволновала даже тех, кто обычно не интересуется сделками на интернет-рынке. Еще бы, если речь о миллиарде и о Facebook. Главный вопрос, который волнует и нашу, и зарубежную аудиторию, — зачем крупнейшей социальной сети Instagram?

Собственно, ответ дал сам Марк Цукерберг в своем сообщении в Facebook — «so many users» (так много пользователей) плюс «родственная» возможность распространять фотографии, которая объединяет два сервиса.

В New York Times считают, что эта покупка может укрепить позиции Facebook на рынке мобильных платформ. Instagram, по сути, — социальная сеть, выстроенная вокруг фотографии. У сервиса есть конкуренты, но он растет сильно быстрее них, — 30 млн пользователей загружают больше 5 млн фотографий в день.

Facebook был создан в компьютерно-браузерную эру, и теперь он активно приспосабливается к миру мобильному. Ребекка Либ (Rebecca Lieb), аналитик в Altimeter Group, считает, что Instagram выполнит для Facebook очень простую функцию — поможет социальной сети смотреться наиболее привлекательно на мобильных устройствах. «Проще обновлять свой профиль на ходу с помощью фотографий, а не с помощью текстов», — считает Ребекка.

И душа, и эмоция

«Я получил много сообщений от людей из Кремниевой долины, полные ужаса и шока, — никто не ждал, что это случится», — пишет Ом Малик (Om Malik), редактор Gigaom.com. Компания, которая, казалось бы, должна сосредоточиться вокруг фотошеринга, постепенно начинает претендовать и на укрепление своих социальных позиций, а значит, выходит на поле, где играет и заправляет Facebook. И у Instagram есть преимущество — она изначально создавалась в мобильном формате, в отличие от десктопного Facebook.

«Facebook был перепуган до смерти и понимал, что впервые в своей жизни получил конкурента, который способен не только агрессивно отгрызть кусок рынка, но и уничтожить будущие надежды, — уверен Малик, — Почему? Потому что Facebook — это на самом деле история про фотографии, а Instagram нашел и ударил по ахиллесовой пяте Facebook — обмену мобильными фотографиями».

«Instagram — приложение, которое я использую чаще всего, — продолжает Малик, — Я нахожу новых друзей, ориентируясь на то, какие фото они выкладывают. Я знаю, что они чувствуют, как они видят этот мир. Facebook не хватает души. В Instagram есть и душа, и эмоция».

Такая история

Марк Цукерберг заметил Кевина Систрома (Kevin Systrom), одного из основателей Instagram (владеет 40% компании), еще когда тот создал сервис Photobox, который позволял отправлять друзьям снимки большого размера, пишет NYT. Он предложил Кевину работу, но тот отказался, чтобы закончить учебу в Стэнфорде.

Вообще Instagram — это такая простая волшебная история, когда парень придумывает фильтры для своего приложения, потому что его девушка хочет делать «красивые» фотографии, а главным признаком успеха он считает то, что его родители стали пользоваться программой. История про 4 стола, сдвинутых вместе, где создавался сервис, который, едва появившись на новой платформе Android, за сутки собрал миллион загрузок.

После первых новостей про Instagram за миллиард бодрые американцы стали даже высказывать неудовольствие, опасаясь, что теперь Facebook, конечно же, доберется до их личных фоток и обнародует их личные данные. Ну, и кто-то традиционно боится, что соцсеть хочет забрать себе талантливых людей, а сам сервис их как бы не волнует. Но сами создатели Instagram пока не паникуют и верят именно в развитие своей программы.

Цукерберг в свою очередь пообещал, что не будет сливать сервисы полностью, сохранится возможность публиковать снимки в Instagram и не публиковать их в Facebook, иметь отдельную аудиторию там и там.

Много денег

Как мы уже говорили раньше, Систрому принадлежит 40% Instagram. Сооснователю — Майклу Кригеру (Mike Krieger) —10%, Benchmark Capital — около 18%, Andreessen Horowitz и Baseline Ventures — каждой по 10%. Остальные проценты распределены между сотрудниками, пишет Wired.

Незадолго до новостей про покупку Facebook Instagram получил $50 млн инвестиций от Sequoia Capital и Greylock Partners. Затем был этот эффектный выход на Android, показавший, как легко успешная программа может мигрировать на новую платформу. Да, все это могло вызвать панику у Facebook, считает CNN.

Для Facebook это вообще-то тоже довольно крупная сделка, особенно, если учитывать аудиторию, которую получила социальная сеть. И Цукерберг не уверен, что такие прецеденты будут в дальнейшем. В конце концов, Facebook — это же не про деньги, если , он же просто хочет делать хорошие сервисы, а биржа и прочее, что эти деньги приносит, — так все на развитие площадки, не для обогащения.

Ранее Facebook уже покупал геолокационный сервис Gowalla и сервис Hot Potato, на оба в Wired дают не больше десятков миллионов долларов. Он также купил в прошлом году FriendFeed, Nextstop, Drop.io, Walletin, Rel8tion, Beluga, Snaptu, Strobe и др., потратив на приобретения $68 млн наличными и в акциях, говорится в их финансовом отчете. За рубежом считают, что следующим мобильным приложением, на которое положит глаз Цукерберг, будет Path.

Instagram и Facebook — сервисы с безусловной любовью пользователей (ну то есть кто-то, конечно, принципиально не устанавливает Instagram — «порча фотографий», а кто-то не регистрируется в соцсети — «еще одна сеть», «там воруют личные данные», «уберите timeline»), но многие искренне любят и то, и другое. Любят фанатично, обновляя статусы даже за рулем машины и без устали снимая там же такую московскую «недовесну». Может, им хорошо будет вместе? Ну и несколько свежеиспеченных миллионеров — за талант и хорошую работу — почему нет? Очень мотивирует.

Звезда Маты Хари взошла в начале 20-го века в Париже. Избалованная развлечениями парижская публика жаждала нового веселья и была готова выложить любые деньги за какое-нибудь необычное и сенсационное зрелище. Сюда стремились все, кто хотел добиться успеха. Среди них была и никому неизвестная Маргарета Мак-Леод, жена нидерландского офицера Рудольфа Мак-Леода. После развода с мужем она приехала в Париж без денег, не имея ни профессии, ни знакомых. Девушка перебивалась грошовыми подработками натурщицей, и часто у нее не было денег даже на хлеб. Гуляя по городу Маргарета увидела афиши выступлений Айседоры Дункан. Покорив публику авангардными выступлениями в древнегреческих костюмах «Королева танца» получила свой титул именно во французской столице. Это был знак судьбы – теперь Маргарета знала, что поможет ей завоевать избалованный Париж.

Просматривая газеты, девушка увидела объявление о наборе танцоров для выступления на благотворительном балу. Она решила, что это ее шанс. Маргарета показала организаторам вечера свой танец и те согласились включить его в программу. Ее экзотическое выступление так понравилось одному из гостей, что он поспешил познакомиться с очаровательной танцовщицей. Влиятельный промышленник и владелец музея искусств Востока Эмиль Этьен Гимэ влюбился в девушку с первого взгляда. Ради Маргареты Гимэ забыл обо всем. Он забросил бизнес и перестал общаться с семьей. Но ей было мало одного поклонника, она хотела, чтобы весь Париж лежал у ее ног.

Маргарета поставила условие – взамен на ее благосклонность Гимэ устраивает девушке закрытое выступление в одном из столичных салонов. Вскоре в доме барона Анри де Ротшильда состоялось выступление, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех. Гости были потрясены – под конец чувственного танца Маргарета представала перед ними практически обнаженной. Девушка сделала верную ставку – такого публика еще не видела. Выступление Маргареты стало сенсацией – уже на следующий день все газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество. Ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

Именно тогда она решила сменить имя. Отныне ее звали Мата Хари, в переводе с малайского – «око дня». Вскоре о талантливой танцовщице заговорил весь Париж. Айседора Дункан потеряла свой титул, французы выбрали новую «Королеву танца». Мата Хари придумывает легенду своего рождения и становится новой звездой Парижа. Лучшие театры Европы открывают двери перед бывшей женой колониального офицера.

Однако, Маргарета понимала, что мало просто завладеть вниманием публики, гораздо важнее его удержать. История успеха разведенной женщины была слишком обыденна и могла скоро надоесть парижанам. Мате Хари нужна была легенда. Что-то, что создало бы ореол таинственности и закрепило успех. Во время одного из выступлений в зал ворвался человек в восточной одежде. Он бросился на колени перед Матой Хари и стал о чем-то умолять ее на непонятном языке. Слуги тут же вывели незнакомца. Изумленные гости потребовали объяснений, но танцовщица невозмутимо продолжила выступление.

В то время в Европе нетрудно было отыскать индуса, полинезийца или марокканца. Богатые французы охотно привозили из колоний экзотических слуг. Одного из них и подкупила Мата Хари для задуманного ей спектакля. После выступления, Мата Хари рассказала газетчикам, что это был слуга, которого прислала ее мать – индийская принцесса, чтобы вернуть дочь домой и выдать замуж за раджу. Но, объяснила Мата журналистам, она не любит его и поэтому ей пришлось бежать.

Эта история, естественно, подогрела интерес публики. Лучшие парижские театры открыли свои двери перед наследницей индийского трона. Весь свет шепотом, из уст в уста, в кулуарах и салонах передавал слухи о жизни восточной танцовщицы. Каждый раз история обрастала новыми подробностями. Но, ни один человек не усомнился в истинности царского происхождения Маты Хари.

Популярность Маты Хари росла с каждым днем. Самые влиятельные мужчины боролись за ее расположение. Дорогие украшения, светские вечера. Наслаждаясь такой жизнью, танцовщица совсем забыла про своего благодетеля Гимэ. Он тратил огромные деньги, чтобы удержать Мату Хари, но ей этого было мало. Ведущий музыкальный театр Монте-Карло предложил восходящей звезде выгодный контракт. Гимэ ревновал, но ничего не мог поделать. У француза было больное сердце, и он умолял Мату Хари отложить поездку. Но она не собиралась сидеть в Париже и ждать выздоровления своего пожилого покровителя

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником. Успех поездки был грандиозным. В Монте-Карло Мата Хари играет в театре, где среди ее зрителей сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступает на одной сцене с мировыми звездами – Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар. А музыку к ее танцевальным номерам готовы написать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта увлечены Матой Хари. Пуччини осыпает молодую женщину дорогими подарками, правда покупает он их на деньги, предназначенные труппе его театра.

Но Мату Хари не интересуют такие детали, она любит щедрых мужчин. Когда Жюль

Массне приходит к танцовщице, чтобы показать музыку, которую он сочинил специально для ее выступления, красавица указывает влюбленному композитору на дверь. Роскошные драгоценности, которые присылает Пуччини, для Маты Хари привлекательнее любой музыки. Отверженный Массне попытается покончить с собой, но «Королева танца» узнает об этом уже в Вероне, куда уезжает с Джакомо Пуччини.

В Италии Мата Хари дает несколько концертов, но вынуждена вскоре прекратить выступления. Пуччини попадает в автомобильную аварию и уже не может содержать любовницу – все деньги уходят на лечение. А Мата Хари привыкла жить в роскоши. Она уезжает из Вероны и бросает своего знаменитого любовника. Мата Хари вернулась в Париж и открыла собственный салон. Сюда стремились самые богатые мужчины. Слава светских приемов, которые устраивала танцовщица, разлетелась по всей Европе. Гостей поражала роскошь, изысканность и, конечно, вызывающе откровенные выступления самой хозяйки.

Каждый, кто хоть раз посетил салон Маты Хари, хотел обладать этой ослепительной женщиной. Теперь она

Жила с королевским размахом. К началу 1914 года Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой Европы. Первооткрыватель таланта Маты Хари Гимэ с трудом пережил предательство своей возлюбленной. Семья промышленника, обеспокоенная баснословными тратами на танцовщицу, подала прошение в суд о передаче состояния Гимэ под опеку. Родственники утверждали, что старик выжил из ума. Его лишили всего и насильно увезли на юг Франции. Когда Мата Хари получила письмо благодетеля о встрече, она даже не сочла нужным ответить ему.

Мата Хари уже покорила Францию и теперь стремилась к мировой известности. Ей рукоплескали театры Милана, Вены и Мадрида. С такой же легкостью, как и подмостки ведущих мировых театров, она меняла и своих любовников. В ее коллекцию попадали только самые состоятельные и знатные мужчины. В 1914 году Мата Хари приехала в Берлин. Ее новый любовник, германский офицер, пригласил танцовщицу на учения прусской армии. На маневрах присутствовала вся немецкая знать. По окончании учений Мату Хари представили кронпринцу Вильгельму.

Она знала, что наследник престола покровительствует искусству и завела с ним разговор о театре. Вильгельм был так увлечен собеседницей, что даже не замечал удивленных взглядов придворных. Им приходилось приветствовать кронпринца, а значит склонять голову и перед его спутницей – танцовщицей и содержанкой. Мата Хари упивалась всеобщим вниманием. Именно о такой жизни она мечтала. Наследник престола легко поддался чарам танцовщицы и стал ее любовником. По приказу кронпринца в берлинском театре Метрополь начали спешно готовить к постановке новый спектакль. Главную роль, естественно должна была сыграть Мата Хари.

Мате Хари было мало играть ведущие роли на сцене, она хотела играть их и в жизни. Покровительство Вильгельма льстило танцовщице, но она никогда никому не хранила верность. При дворе кайзера было немало знатных мужчин, которые привлекали ее своим положением и богатством. И скоро кронпринц обнаружил, что он не единственный любовник Маты Хари. Явившись без предупреждения, Вильгельм застал в номере возлюбленной своего двоюродного брата герцога Эрнста Августа.

Мата Хари постаралась спасти положение и быстро выпроводила герцога. По ее словам Эрнст Август заходил, чтобы предложить ей участие в новом гастрольном турне. Голос Маты Хари звучал так искренне, что Вильгельм поверил любовнице. Впредь танцовщица старалась быть осмотрительнее, все-таки ее главной целью был кронпринц. Мата Хари понимала, что любой опрометчивый шаг может привести к разрыву. Она надеялась, что отношения с кронпринцем станут ее пропуском в королевскую семью. Но все планы разрушила Первая мировая война.

Наследник престола углубился в военные дела. Мата Хари писала ему нежные послания, но письма

Перехватила немецкая разведка. О переписке доложили кайзеру Вильгельму. Император не мог допустить, чтобы его сын спутался с куртизанкой и отдал приказ немедленно выдворить танцовщицу из страны. Передать указ кайзера поручили полковнику Вернеру фон Мирбаху. Мирбах пришел к Мате Хари не только, чтобы сообщить о решении императора. У полковника было задание завербовать знаменитую куртизанку для немецкой разведки.

Мата Хари могла стать источником бесценной информации. В ее салоне, где Мирбах сам часто бывал, приезжая в Париж, собирались очень влиятельные люди. А среди любовников этой обворожительной женщины было множество военных, занимавших видные посты во французской армии. Мата Хари понимала, что слава танцовщицы не вечна. Поэтому в предложении немца она увидела не только единственный способ остаться в Германии, но и возможность сыграть одну из своих лучших ролей – роль шпионки. Не раздумывая, Мата Хари согласилась на предложение Мирбаха.

Она вернулась в Париж и вновь открыла двери своего салона. Среди приглашенных было много офицеров союзных войск. Мату Хари не смущала новая роль, она знала, как пользоваться доверием мужчин для достижения своих целей. На первый взгляд в пустой болтовне своих любовников Мата Хари умело выискивала интересующую ее информацию. Часто ей удавалось находить ценнейшие документы, которые шпионка копировала и отправляла в Германию.

Если раньше благосклонностью танцовщицы пользовались богатые и знатные мужчины, то теперь она выбирала только тех, кто мог стать источником секретных сведений. И все же к некоторым своим поклонникам Мата Хари испытывала искреннюю жалость – они любили ее, а она сознательно обрекала их на смерть. Ведь по законам военного времени любой виновный в утечке важной информации будет расстрелян. Но пути назад уже не было, и шпионка продолжала пользоваться доверием своих любовников.

Ни один мужчина, побывавший в ее будуаре, даже не догадывался о том, какую цену платит за расположение обольстительной куртизанки. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Русский офицер Вадим Маслов боготворил Мату Хари. Но для нее он оставался лишь очередным поклонником.

Мысль об этом была невыносима, и однажды Маслов зарядил свой револьвер и хотел покончить с собой. Мата Хари бросилась к Вадиму, умоляла его остановиться. Глядя на нее, можно было подумать, что он вовсе ей не безразличен. По прекрасному лицу куртизанки текли слезы. Сердце русского офицера дрогнуло. Однако Маслов даже не догадывался, что мольбами Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не жалость. Капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II. Столь высокое положение возлюбленного при дворе могло позволить Мате Хари не беспокоиться о собственном будущем. После войны Маслов по ее плану должен был представить ее русской императорской фамилии.

Летом 1916 года в Шампани шли кровопролитные бои. Раненых размещали в госпиталях в прифронтовой зоне, куда штатских не допускали. Немецкое командование требовало у Маты Хари информации из этого района, и она придумала, как туда проникнуть.

С того момента, как танцовщица начала заниматься шпионажем, ей невероятно везло. Мата Хари не допустила еще ни одного промаха, и такой успех вскружил ей голову. Куртизанка понимала всю сложность задания, но была уверена, что справится. Своим настойчивым желанием попасть в закрытый военный госпиталь, Мата Хари вызвала подозрение у французского командования. За ней установили слежку. Оказалось, что танцовщица

Покинула Париж и направилась в сторону Шампани.

На приграничном пункте ее уже ждал шеф французской военной разведки Жорж Ладу. Он предъявил Мате Хари обвинение в шпионаже. Каково же было его удивление, когда танцовщица вместо оправданий совершенно невозмутимо сообщила ему, что едет в госпиталь навестить своего тяжело раненного любовника Вадима Маслова. В битве на Марне русский капитан попал под газовую атаку и лишился глаза. Расспрашивая Мату Хари о ее связях с немецкими офицерами шеф французской разведки, сам того не понимая, подсказал ей новый план действий.

Шпионка тут же рассказала Ладу о своей связи с кронпринцем Вильгельмом и предложила отправить ее в Германию. В этом случае, убеждала Мата, она сможет добыть бесценную для союзников информацию. По заданию Ладу Мата Хари отправилась в Бельгию, чтобы оттуда пробраться в Верден. Но встретиться с Вильгельмом она не успела, кронпринца отозвали в Берлин. В это время резко обострилась ситуация в Средиземном море. Обе разведки, словно сговорившись, направили Мату Хари в Испанию.

Ситуация накалялась и французскому командованию нужен был громкий скандал, который бы на время отвлек внимание от неудач на фронте. Ладу искал подходящую кандидатуру виновника. На эту роль идеально подходила женщина с сомнительной репутацией – Мата Хари. В распоряжении сотрудников французской контрразведки имелась информация о том, что немецкий агент, действующий в Париже, тоже женщина. Кроме того передвижения шпионки полностью совпадали с маршрутом поездки Маты Хари по Европе. Этого было достаточно, чтобы предъявить ей обвинение. В ноябре 1916 года французское командование приказало куртизанке вернуться в Париж.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но

Ладу так и не появился, а вечером в гостиничный номер танцовщицы ворвались офицеры французской разведки и начали обыск. Мата Хари пыталась помешать им. «Произошло какое-то недоразумение…»» - говорила она, «Вскоре все выяснится…». Но офицеры не обращали на протесты женщины, они тщательно проверяли каждую вещь, уделяя особое внимание найденным бумагам.

13 ноября 1916 года Мате Хари предъявили обвинение – шпионаж в интересах кайзеровской Германии. Сама она отрицала свою причастность и требовала, чтобы ее освободили. Танцовщица настаивала на том, что ее контакты с немцами были исключительно любовными и никаких сведений она никому не передавала. Оказавшись в тюрьме Мата Хари первым делом начала писать письма своим друзьям во Франции и Нидерландах. Ее послания были сдержаны, в них не было истерики и паники. Тем не менее, Мата Хари была по настоящему растеряна и в первый раз в жизни просила о помощи.

Процесс над Матой Хари широко освещался в прессе. Журналисты, несколькими годами ранее сходившие с ума от восторга только при упоминании ее имени, теперь с удовольствием смешивали бывшую «Королеву танца» с грязью. Летом 1917 года Мата Хари предстала перед парижским военным трибуналом. На суде она вела себя гордо, ни о чем не просила и не оправдывалась. Присяжные вынесли вердикт – виновна. В качестве наказания была назначена высшая мера – расстрел.

Дело Маты Хари длилось восемь месяцев. За это время никто из друзей, знакомых и любовников не навестил ее в тюрьме. Многие отказались прийти на процесс, испугавшись, что пострадает их репутация. Мата Хари просила о помощи многих своих любовников. Вместо престарелого Гимэ ответ прислали его родственники, композитор Пуччини вообще не ответил на письмо. Вадим Маслов даже направил в суд бумагу, в которой называл их связь случайностью и утверждал, что давно порвал с танцовщицей. А офицеры, когда-то ее рьяные поклонники, теперь наперебой пытались оправдаться, выставляя себя жертвами коварной шпионки.

После оглашения приговора, Мата Хари поняла, что спасения ей ждать неоткуда. Теперь все силы великой шпионки, куртизанки и танцовщицы были направлены на то, чтобы достойно сыграть свой последний спектакль. Перед казнью Мата Хари написала два письма – мужу и дочери. Но они этих посланий так и не увидели, после суда вся переписка Маты Хари была передана в тюремный архив. В тюрьме, в камере смертников, она могла спокойно спать только в одну ночь в неделю – с субботы на воскресенье. Потому что в воскресенье не выводили на расстрел. Все остальное время она ожидала этой минуты, когда за ней придут.

15 октября 1917 года в 6 часов утра Мату Хари привезли в Венсен к месту казни. Она согласилась выпить глоток рома, полагающийся приговоренному, отрицательно покачала головой в ответ на вопрос, который мог бы спасти ей жизнь – «Не беременны ли вы?», и попросила не завязывать ей глаза. Она хотела смотреть в лицо своим палачам.

Никто из многочисленных поклонников Маты Хари так и не набрался мужества потребовать ее тело после казни, чтобы достойно похоронить. И только бывший муж Рудольф Маклауд, первый, кого «Королева танца» предала на пути к своему успеху, узнав о смерти Маргареты, сказал: «Как бы она ни жила – такой смерти она не заслужила».

Мата Хари

Настоящее имя - Маргарет Гертруда Зелле, в замужестве Мак-Леод (род. в 1876 г. - ум. в 1917 г.)

Скандальная экзотическая танцовщица, «кровожадная пожирательница мужчин» и их состояний, авантюристка экстракласса, чье имя стало нарицательным синонимом женского шпионажа.

«Я прочел все, что было написано о знаменитой танцовщице-шпионке, но ничуть не продвинулся в своем расследовании. Я до сих пор не знаю, что именно сделала Мата Хари. По правде говоря, никто не знает, что сделала Мата Хари! Спросите любого рядового француза, спросите французского интеллигента, в чем заключается преступление Мата Хари, и вы обнаружите, что он этого не знает. Но он абсолютно убежден в том, что она виновна, хотя и не знает, почему», - написал французский журналист П. Аллар, внимательно изучив материалы по обвинению этой женщины в шпионаже почти через два десятилетия после ее казни.

Вот уже 85 лет сторонники и противники Мата Хари ведут споры и выдвигают различные доводы и аргументы. В последнее время большинство все же склоняется к мнению ее обвинителя во время слушания дела - Андре Морне, считавшего, что «показаний не хватило даже для того, чтобы отстегать кошку». Но, тем не менее, Мата Хари, которую больше всего на свете интересовали богатые любовники, собственный комфорт, признание публики и материальная независимость, безоговорочно остается в списке роковых женщин. Ее сексуальная привлекательность и раскрепощенность были приравнены мужчинами к силе военного оружия. Они, конечно, больше осведомлены в этом вопросе. Ведь это мужчины высоко оплачивали ее сексуальные услуги, вербовали как шпионку-соблазнительницу, а затем обвинили и расстреляли по законам военного времени. Они же создали потом миф о величайшей преступнице XX века. Впрочем, Мата Хари сама срежиссировала свою судьбу.

Будущая зачинательница страстных эротических танцев и стриптиза Маргарет Гертруда родилась в августе 1876 г. в Леувардене, на севере Голландии, в семье Адама Зелле, преуспевающего мастера женских шляпок, и Атье ван дер Мелен. Отец баловал единственную дочь. Она росла прехорошенькой и сдержанным поведением не отличалась. В 1891 г. умерла мать. Обанкротившийся к тому времени отец завел новую семью, а дочку отправил к строгому крестному отцу, господину Виссеру, в Снек. Здесь Маргарет почти сразу отличилась. Директор школы стал жертвой ранней сексуальной притягательности своей ученицы: он поддался соблазну и совратил 15-летнюю девочку. Учебу ей пришлось оставить, но Маргарет из этого события сделала только один вывод: замечательные физические и внешние данные обеспечивают ей власть над мужчинами.

Девушку угнетал постоянный надзор, и, чтобы зажить самостоятельно, она решила срочно выйти замуж. Среди многочисленных газетных объявлений ей приглянулось письмо от «молодого, красивого, отважного офицера с великолепным будущим», который искал спутницу жизни. Через шесть дней после знакомства они обручились, а через четыре месяца обвенчались (1895 г.). Правда, Рудольф Мак-Леод оказался лысеющим, любящим выпивку и женщин нахалом без финансовых перспектив и был старше 19-летней новобрачной на 22 года. Он-то и жениться не собирался, а лишь поразвлечься во время отпуска, но удивительная сексуальная самоуверенность и откровенная чувственность Маргарет вскружили ему голову. Рудольф попался и в течение девяти лет супружеской жизни сгонял злобу на жене.

Молодая семья отправилась в далекую Голландскую Ост-Индию к месту службы Мак-Леода. Через полтора года родился сын Норман Джон (1897 г.), а спустя год - дочь Жанна-Луиза, которую чаще звали Нон. Жизнь, по отзывам обеих сторон, была сплошным кошмаром. Рудольф не стеснялся в выражениях: «вонючая нахалка», «негодяйка с растленной душой», «кровопийца» - так он отзывался о жене в письмах к своей сестре. Сам же вел себя как ему заблагорассудится. Его приятель Б. Верстер признавался, что и после женитьбы Мак-Леод продолжал навещать проституток и даже заразил жену кожной болезнью, от которой ее тело покрылось язвами.

«Поведение госпожи Мак-Леод, несмотря на многочисленные грубые публичные оскорбления, оставалось безупречным… Ее брак с неуравновешенным, легко возбудимым Мак-Леод ом был обречен на неудачу», - констатировал их домашний врач Рельфзем. Конечно, Маргарет вовсю строила глазки увивающимся вокруг нее офицерам, но не больше. А вот как мать она не состоялась. Рудольф же был заботливым и любящим отцом. Он тяжело перенес смерть сына. Это была странная история. Нянька из местных жителей (или ее любовник) подсыпала всей семье какой-то яд, но умер только Норман. Большинство посвященных считали, что это была месть за то, что хозяин забрался в ее постель.

После этой трагедии трещина между супругами превратилась в пропасть. Мак-Леод беспробудно пил, бил жену, угрожал расправой. Маргарет находилась в полной материальной зависимости от мужа. Покинуть острова Ява и Суматра и вернуться в цивилизованную Европу она не могла. Наконец Маргарет надоело быть примерной супругой, и она стала совращать одного молодого офицера за другим. Они соперничали за право обладать женой сослуживца. Постоянные скандалы не устраивали командование, и капитан Мак-Леод в 1901 г. был отправлен в Голландию.

Семья поселилась в Амстердаме. Жизнь по-прежнему не складывалась. В один из августовских дней 1902 г. Рудольф вышел с дочерью на прогулку и больше к Маргарет не вернулся. Она, не долго думая, уехала в Париж и попыталась стать натурщицей. Но ее красивое гибкое тело почему-то не вдохновило художников, а известный импрессионист Гийоме назвал ее грудь «плоской». Может быть, поэтому, даже полностью обнажаясь, она никогда не открывала грудь, прикрывая ее пластинами филигранной работы в виде ракушек.

Вторую попытку покорить Париж Маргарет предприняла в 1904 г. Вначале она устроилась в школе верховой езды при знаменитом цирке Молье. Он же посоветовал ей воспользоваться преимуществами своего тела, роста (175 см), красоты и раскованности, а также знаниями обычаев и танцев Востока. В Европе в это время был настоящий бум на все восточное, и танцевальный дебют «леди Мак-Леод» в шикарном парижском салоне мадам Кириевски имел феноменальный успех. Маргарет построила танец на слиянии экзотики и эротики. Избранные гости с восторгом наблюдали, как под завораживающую музыку двигалась в ритуальном танце женщина, вся укутанная в газовые покрывала различных цветов, которые символизировали «красоту, любовь, целомудрие и страстность». И в танце она передавала эти чувства. Покрывала в неистовстве слетали, гирлянды цветов ложились под ноги, и перед зрителями и статуей Будды замирала в экстазе прекрасная обнаженная женщина.

И если Айседору Дункан именовали «весталкой», то Маргарет - Венерой. Но это имя не подходило для восточной танцовщицы. Один из ее поклонников, богатый промышленник и владелец музея искусства Востока, мсье Гиме не только помог ей в становлении карьеры, но и в выборе подобающего имени. Мата Хари - «око дня», «рассвет», «глаз утренней зари» или просто «восходящее солнце». С завидной легкостью Маргарет отбросила свою прежнюю биографию и всей кожей вросла в новую легенду. Теперь Мата Хари заявляла о себе то как о яванской дочери европейских родителей, то как о дочери 14-летней храмовой танцовщицы из Джаффиапатаина в Южной Индии, умершей во время родов. Она поведала, что ее вырастили жрецы храма в Канда Свани, и уже в 13 лет она обнаженная исполняла ритуальные танцы в храме. А затем в нее влюбился английский офицер и увез в Европу. Если у кого-то и возникали сомнения в правдоподобности этих фактов, то, увидев чувственные выступления Мата Хари, раскрепощенность поз и «священный экстаз», они уже не сомневались. Вот когда Маргарет пригодилось увлечение на островах представлениями яванских баядер из групп Сусухана Солоса и султана Джогджа!

Полное перевоплощение Мата Хари состоялось 13 марта 1905 г. в Музее Гиме. Нагая, она танцевала среди восточных статуй и сокровищ, и казалось, ее вели незримые языческие духи. В течение этого года Мата Хари 30 раз выступала в избранных салонах Парижа, в домах барона Ротшильда и знаменитой актрисы С. Сорель и даже перед королевскими особами.

Эротические танцы с элементами стриптиза были возбуждающей новинкой и принесли Мата Хари скандальную славу и богатых любовников. Париж был покорен. Вслед за ним склонился Мадрид (1906 г.). Ее выступления в опере Монте-Карло в балете Ж. Массне «Королева Лахора» пользовались огромным успехом. «Я был счастлив, когда видел, как она танцует», - писал стареющий Жюль Массне, а Джакомо Пуччини присылал после каждого спектакля цветы. Оба композитора пополнили список ее любовников. Теперь Маргарет делала то, что хотела, ибо была абсолютно свободна: она получила официальный развод с мужем и дочери тоже была не нужна.

В августе 1906 г. Мата Хари с успехом гастролировала в Берлине, а в сентябре - в Вене. Иногда, уступая протестам церкви, она была вынуждена прикрывать тело облегающим трико. Кстати, все парижские суды также вынесли запрет на танцы в обнаженном виде, но это не коснулось Мата Хари. Ее не преследовали, во-первых, как яванскую танцовщицу, а во-вторых, она обзавелась таким количеством высокопоставленных любовников, что власти не могли к ней подступиться. Среди ее поклонников были военный министр Франции А. Мессими, кронпринц Германии и барон Г. Ротшильд. Мата Хари путешествовала по столицам Европы, а вездесущие репортеры неутомимо подсчитывали, чего у нее больше - коробок со шляпками или любовников.

В числе наиболее настойчивых поклонников был состоятельный немецкий офицер и землевладелец Альфред Киперт. Его сменил весьма обеспеченный французский финансист и политик Феликс Ксавье Руссо. Как и большинство ее любовников, он был женат, но это не помешало ему поселить Маргарет в своем замке на Луаре. Ради Ксавье она «была готова отказаться от карьеры», но как только дела его пошатнулись, благодаря непомерному стремлению танцовщицы к роскоши, и он обанкротился, красавица с янтарным телом тут же разлюбила его. Постоянным любовником Мата Хари был барон Эдуард Виллен ван дер Капеллен, полковник голландской кавалерии. Как никто другой, он обеспечивал ей предельно щедрое содержание. Второй секретарь французского посольства в Гааге Анри де Маргери стал для Маргарет тем человеком, к которому она не раз обращалась за всевозможной поддержкой. Впрочем, для всех своих любовников Мата Хари оказывалась желанной женщиной даже спустя годы. Никого из них не смущал тот факт, что прекрасная танцовщица «любила» одновременно многих, но ни к кому не была привязана. Так, однажды она поселила в отеле рядом со своими апартаментами Маргери и маркиза де Бофора, богатого бельгийского офицера, и никого не обидела и не обделила вниманием. Все ее романы сразу становились достоянием гласности.

Мата Хари всегда удавалось заполучить в свои сети тех мужчин, которые могли обеспечить ей роскошную жизнь и защиту. Ее тело было «ходовым товаром» и в то же время «явлением искусства». В 1907 г. она была настолько богата, что могла себе позволить выступать только в благотворительных представлениях. Маргарет настолько вошла в роль яванской танцовщицы, что откровенно нападала на конкуренток, «которые расплодились, как грибы после дождя» и использовали в своих выступлениях элементы восточного танца. «Меня, родившуюся на Яве среди пышной тропической растительности, с раннего детства посвящали в глубинное значение этих танцев, имеющих культовый, религиозный смысл… Восточные танцы, которые я видела и которым училась на своей родной Яве, - фыркала она, - вдохновлены цветами, из которых и черпают свою поэтичность».

Но Мата Хари, которую величали «Звездой танца», никогда не забывала, что она самоучка. Профессиональные танцовщицы не могли сравниться с ней только по одной причине - до откровенного стриптиза они не опускались. Она признавалась: «Я никогда не умела танцевать. А если люди приходили на мои выступления, то этим я обязана только тому, что первой отважилась предстать перед ними без одежды». Врожденный талант и раскованность поведения были основой ее успеха. Газета «Курьер франсэ» писала, что Мата Хари, даже оставаясь неподвижной, околдовывала зрителей, а уж когда танцевала, то ее чары действовали магически. «Ля пресс» добавляла: «Мата Хари воздействует не только движениями своих ног, рук, глаз, губ. Не стесненная одеждами, Мата Хари воздействует игрой своего тела». И спрос на это тело был высок.

В 1908 г. на студенческом приеме Маргарет доказала, что и задрапированная с головы до пят в строгое платье она неподражаема. Ее магия не распространялась только на профессионалов. Даже уроки балетного мастерства не помогли ей войти в труппу «Русского балета» С. Дягилева. В данном случае «подлинных секретов индусского танца» и «янтарного тела баядеры» оказалось недостаточно.

Но до 1914 г. танцовщица не жаловалась на отсутствие успеха у публики. Она была желанна на всех сценах Парижа, включая подмостки «Фоли Бержер» и «Олимпии», и Монте-Карло. После выступления в знаменитом миланском оперном театре «Ла Скала» (1911–1912 гг.) и в апартаментах принца ди Сан-Фаустино в палаццо Барберини в Риме, где она танцевала «Саломею», авторитетная итальянская газета назвала ее «мастером танцевального искусства, наделенной даром мимической изобретательности, неисчерпаемой творческой фантазии и необыкновенной выразительности». Приглашения и деньги сыпались как из рога изобилия. Настоящий фурор произвела Мата Хари, когда «проиллюстрировала» лекцию П. Оливье, посвященную яванским, индийским и японским храмовым праздникам.

Но когда Маргарет минуло 35 лет, она почувствовала, что закат близок. Спрос на «восточное» падал, но зато стремительно возрастал ранг ее любовников. Кто сам не поддавался соблазну, того она брала штурмом, как в свое время генерала Мессими. Он хорошо знал репутацию «кровожадной пожирательницы мужчин» и «финансовой транжирки», но устоять перед ее магией был не в силах. Она просто не могла существовать без богатых и влиятельных мужчин, иначе она бы не была Мата Хари.

Франция и весь мир жили в предчувствии войны, но только не Маргарет. Накануне Первой мировой войны она добилась ангажемента в Германии. В Берлине Мата Хари первым делом возобновила любовную связь с Альфредом Кипертом и получила на свои расходы 100 тыс. марок.

Такие же суммы, присланные в 1908 и 1909 гг., были впоследствии предъявлены ей в качестве обвинения, что она работала на германскую разведку задолго до начала войны. К ее поклонникам прибавились начальник зарубежного отдела полиции фон Грибель и австрийский офицер барон Фреди Лазарини.

Из-за войны гастроли в берлинском театре «Метрополитен» были отменены. Но, в отличие от ее «драгоценного багажа», Маргарет не удалось выехать во Францию. Деньги растаяли, пока шло переоформление документов. Она поселилась в Гааге и, благодаря стараниям банкира Генриха ван дер Шелька и барона Капеллена, жила в роскоши, но, по ее меркам, - скучно. Останься Мата Хари в Голландии, она бы выжила, но ей хотелось в Париж. Война Маргарет не интересовала, она волновалась за свой исчезнувший багаж. В это же время странствующая артистка привлекла внимание немецкой разведки. По их мнению, она была идеальным агентом. В вербовке Мата Хари приняли участие руководитель информационной службы в Амстердаме консул К. Г. Крамер, руководитель службы разведки полковник Николаи и барон фон Мирбах. По словам Маргарет, она согласилась заняться шпионажем в пользу Германии, так как эта служба высоко оплачивалась. С ней был проведен ускоренный инструктаж и, снабженная деньгами и особыми химическими чернилами, артистка отбыла в Париж.

Обширные связи Мата Хари в различных министерствах, включая, конечно, военное, могли обеспечить ее достаточным количеством секретной информации. Только вот, по свидетельству любовников, которые были привлечены к следствию, кроме постели и денег ее ничто не интересовало. «Разведывательная поездка» в Мадрид с целью наблюдения за железнодорожными узлами и перемещением эшелонов и войск больше походила на вояж и воссоединение с испанскими любовниками. Конечно, она писала донесения и получала очередные вознаграждения, но, по мнению Марты Ришар, с успехом работавшей двойным агентом: «Мата Хари была прекрасной танцовщицей, но ей не хватало ума и выдержки, которые так необходимы для выполнения заданий секретной службы».

Большинство исследователей склоняются к мысли, что Мата Хари только числилась в шпионках, ибо мужчинам так было легче оплачивать из казны ее любовные утехи. Она регулярно навещала своих любовников по обе стороны фронта, так как люди в форме и особенно при деньгах были ее слабостью. Кстати, часто Маргарет совершенно бескорыстно спала с солдатами и офицерами воюющих сторон. «Для меня офицер - это иная раса… И мне было совсем неважно, кто они - немцы, итальянцы, французы». Слежка показала, что в ее постели побывали военные различных родов войск почти из всех государств Европы. Но если мужчина был ей неприятен, тут уже не помогали ни погоны, ни деньги.

Связь между сексом и шпионажем во Франции имела глубокие корни. И чем любвеобильней становилась Мата Хари, тем больше подозрений она вызывала. Волна шпиономании захлестнула всю Европу и с головой накрыла подозрениями танцовщицу. Все контакты Маргарет отслеживались британскими и французскими спецслужбами. Не прошла без внимания и ее встреча в Мадриде с военным атташе германского посольства, майором Калле и появление у танцовщицы «ничем не оправданных доходов». Сама Мата Хари чистосердечно считала, что все полученные суммы были оплатой за ее интимные услуги.

Когда Маргарет исполнилось 40 лет, она влюбилась в капитана Первого русского особого императорского полка Вадима Маслова. Он был беден, и Мата Хари решила заработать денег, чтобы в дальнейшем оставаться верной Вадиму. Позже она написала, что он стал для нее не просто очередным любовником, а человеком, ради которого она была «готова пройти сквозь огонь». Всем сердцем Маргарет рвалась к нему. Война по-прежнему оставалась для нее чем-то второстепенным. Узнав, что возлюбленный находится в госпитале в прифронтовой зоне, она «подняла» всех знакомых, чтобы добиться пропуска. Так Мата Хари вышла на Жоржа Ладу, главу отдела разведки и контрразведки Франции. Он давно отслеживал все связи артистки, и теперь в его голове созрела идея - предложив Мата Хари миллион франков, превратить ее в двойного агента. За такие деньги, за возможность безбедно зажить с Вадимом она, наверное, и на десять разведок работала бы. Ведь впервые любимый мужчина официально предложил ей выйти за него замуж. «Я хочу быть достаточно обеспеченной, чтобы не обманывать Вадима с другими», - откровенно призналась Маргарет Ладу. Она пообещала даже соблазнить кронпринца и добыть планы верховного главнокомандования, касающиеся ближайшего наступления, сообщив: «Я уже однажды была его любовницей, и новая встреча с ним теперь зависит только от меня. Немцы обожали меня, относились ко мне как к королеве, в то время как для вас я ничто, просто шлюха. Если бы вы только видели наши оргии в Берлине, когда они валялись на полу, у меня в ногах, словно рабы, и я разжигала их животные желания».

Хитрый Ладу даже не выдал аванса. Мата Хари предстояло отработать обещанную сумму. Но все как-то не складывалось. По дороге в Германию ее арестовали в английском порту Фалмут. Оказывается, Маргарет приняли за немецкую шпионку К. Бендикс. Она откровенно призналась, что работает на французскую разведку, и сослалась на Ж. Ладу. Удивленный такой открытостью, шеф Скотланд-Ярда отпустил ее, а Ладу пришел в бешенство. Ведь он, несмотря на все предупреждения, завербовал женщину, которая считалась немецкой шпионкой и была совершенно не в силах хранить тайны.

Арест стал для Мата Хари случайным недоразумением. Отозванная Ладу в Мадрид, она преспокойно сообщает немцам о своих приключениях в Англии и кучу всякой чепухи, в том числе, что никакого наступления не предвидится, а в Париж отправляет важные сведения о немецких подводных лодках у берегов Марокко. Французская сторона полностью игнорирует ее сообщения, но Маргарет не замечает сгущающихся вокруг нее туч. Она прекрасно проводит время с испанским сенатором доном Эмилио Хуноем и оставляет без внимания его слова, что ему рекомендовали отказаться от дружбы с ней. Вернувшись в Париж, она узнает от Вадима, что даже в русском посольстве его предостерегли от каких-либо контактов с «опасной шпионкой». После его отъезда Маргарет, поняв, что их роман подошел к грустному завершению, ведет жизнь, полную бурных развлечений.

Любви нет, денег нет, и она принимает решение вернуться в Гаагу к щедрому барону Капеллену. Но утром 13 февраля 1917 г. «мышеловка захлопнулась». Мата Хари была арестована в роскошном номере отеля «Элизе Палас». Обыск не дал никаких компрометирующих результатов. Обнаруженные флаконы с «чернилами для тайнописи» оказались обыкновенными противозачаточными средствами. У следователя П. Бушардона было очень мало фактов против «шпионки»: расшифрованные немецкие радиоперехваты об агенте Н21, перемещения которого совпадали с поездками артистки, данные банков о поступлениях на ее имя значительных сумм и все. Все оправдания Мата Хари, что деньги она получала в обмен на свои ласки, а информация противнику не имела ничего общего с военными тайнами, для следователя стали дополнительным пунктом обвинения. Он с первой минуты не скрывал своего отвращения к ее образу жизни. Для него Мата Хари была куртизанкой, грубой и вульгарной особой, а следовательно - опасной преступницей.

Восемь месяцев провела Маргарет в женской тюрьме Сен-Лазар. Она настаивала на своей невиновности, доказывала, как много ценной информации передала шефу французской разведки Ладу. Это стало еще одним пунктом обвинения - двойной агент. По ее делу были допрошены десятки высокопоставленных военных и гражданских чиновников. Все они единодушно отрицали виновность Маргарет, доказывали, что она никогда не пыталась добыть «сколько-нибудь полезной информации» и «ничто не испортило того хорошего впечатления об этой даме», которое у них сложилось.

Отношение следствия к Мата Хари было явно пристрастным. За просчеты и неудачи на фронте кто-то должен был заплатить. Слушание проходило при закрытых дверях, материалы следствия хранились в тайне, адвокату подсудимой разрешили присутствовать только на первом и последнем допросе. Голландское посольство так и не получило вразумительного ответа о вине своей гражданки, а ее официальные и личные письма были просто приобщены к делу.

Прокурор А. Морне в обвинительной речи был неумолим: «Мата Хари стала причиной гибели 50 тыс. наших солдат, не говоря уже о тех потерях, что понесли мы по ее милости на море». Таким образом, ее обвинили в «массовых убийствах», и Третьим французским трибуналом она была приговорена к высшей мере - расстрелу. Маргарет не могла поверить в это. Тюрьма стала для нее жестоким испытанием. Привыкшая к роскоши и поклонению, она плакала и увядала в ней, как южный цветок без солнца. Прошение о помиловании было отклонено, и это вернуло ей в последнее мгновение чувство собственного достоинства. Мата Хари даже пришлось утешать двух монашек, которые находились неотлучно при ней на протяжении всего следствия.

Старичок-адвокат Клюне был в отчаянии, что не смог защитить Маргарет. Он даже сообщил, что она ожидает от него ребенка. По французским законам, беременная женщина не может быть казнена. Мата Хари отказалась от этой последней спасительной соломинки. Она давно знала, что смерть неизбежна, ведь недаром перед самым арестом змеи, всегда послушные магнетическому взгляду своей хозяйки, перестали ей повиноваться.

Утром 15 октября 1917 г. элегантно одетая Мата Хари (но не в дорогих мехах на голое тело, как сообщали некоторые хроникеры) доказала, что «знает, как умирать». Она попрощалась с монашками и священником, отказалась от повязки на глаза. Прекрасная искусительница мужчин видела, как дрожали ружья в руках солдат, как офицер взмахнул саблей. Прозвучали выстрелы, и она медленно, словно нехотя, осела на землю. Жизнь, полная тайн и интриг, завершилась. Куртизанка, зачисленная в шпионки, стала жертвой патриотических чувств.

Сенсационная книга Ж. Ладу (кстати, смещенного со службы за серьезные просчеты в работе), вышедшая в 1932 г., подавала дело Мата Хари как одну из великих побед Франции. Потом на ее основе сняли фильм, в котором Грета Гарбо представила женщину, проповедовавшую в жизни свободную любовь, как зловещее чудовище, от которого спасли мир. Но еще очень долго то в одном, то в другом месте люди будто бы видели экзотическую танцовщицу и верили в ее чудесное спасение. Мало кто знал, что прекрасное при жизни янтарное тело, как невостребованное родственниками, было передано студентам-медикам для анатомирования…

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

«Дитя рассвета». Мата Хари и Вадим Маслов «Какой желанной показалась мне эта женщина, как соблазнительны и упруги юные линии ее тела! Ее чудесные груди прикрыты тонко обработанными металлическими пластинками. Браслеты с драгоценными камнями надеты на запястья,

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

Мата Хари Настоящее имя - Маргарет Гертруда Зелле, в замужестве Мак-Леод (род. в 1876 г. - ум. в 1917 г.)Скандальная экзотическая танцовщица, «кровожадная пожирательница мужчин» и их состояний, авантюристка экстракласса, чье имя стало нарицательным синонимом женского

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

М. Швыдкому по поводу мата в русской литературе Нажравшись сыру, как-то с маху С запасом слов из двух цитат, Он каркнул так про русский мат, Что эхо отразило: На

Из книги Всё на свете, кроме шила и гвоздя. Воспоминания о Викторе Платоновиче Некрасове. Киев – Париж. 1972–87 гг. автора Кондырев Виктор

Святочные хари Увидев впервые полотна Олега Целкова, Вика нарочито в упор и неотрывно уставился на картины, расставленные по всей мастерской.Знаменитые целковские гоминоидные морды! Многоголовые и многоглазые. Кухонные ножи, лопаты, булавки, топоры, вилки. Потрясающие

Из книги Гениальные аферы автора Хворостухина Светлана Александровна

Загадочная Мата Хари Знаменитая разведчица, экзотическая танцовщица, получившая известность благодаря своим любовным похождениям и аферам, Мата Хари прожила недолгую, но интересную жизнь. Этой женщине посвящены романы и кинофильмы, главную роль в которых исполняли

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Мата Хари Ученица, сбившаяся с пути истинногоМа?та Ха?ри (Маргарета Гертруда Зелле) (1876–1917) – исполнительница экзотических танцев и куртизанка голландского происхождения, известная шпионской деятельностью во время Первой мировой войны.Маргарета Гертруда Зелле росла

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Мата Хари «Я люблю военных»Ма?та Ха?ри (Маргарета Гертруда Зелле) (1876–1917) – исполнительница экзотических танцев и куртизанка голландского происхождения, известная шпионской деятельностью во время Первой мировой войны.«Я люблю военных. Я всегда любила их и считаю, что

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Мата Хари. Женщина, умевшая любить Трудно назвать другую женщину, чья жизнь была бы окутана таким же плотным коконом выдумок, сплетен и слухов, как жизнь Мата Хари. Женщина, выступавшая под этим именем, родилась почти полтора века назад, но Мата Хари всегда будет молодой.

Из книги Жизнь и смерть Бенито Муссолини автора Ильинский Михаил Михайлович

Мата Хари Женщина, умевшая любитьТрудно назвать другую женщину, чья жизнь была бы окутана таким же плотным коконом выдумок, сплетен и слухов, как жизнь Мата Хари. Женщина, выступавшая под этим именем, родилась почти полтора века назад, но Мата Хари всегда будет молодой.

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

МОСТЫ ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ. МАТА ХАРИ, КАКОЙ ЕЕ ЗНАЛ ДУЧЕ Ми-5 - британская секретная служба (Military Intelligence section 5) раскрыла специальное досье из 450 страниц, державшееся в тайне более восьмидесяти лет и составленное на голландско-немецкую шпионку времен Первой мировой

Из книги автора

Мата Хари Ма?та Ха?ри (при рождении получившая имя Маргарета Гертруда Зелле) – шпионка эпохи Первой мировой войны, основной род ее деятельности заключался в исполнении экзотических танцев, а также доподлинно известно, что Мата Хари была представительницей древнейшей

Мата Хари (Mata Hari), настоящее имя Маргарета Гертруда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle). Родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) - казнена 15 октября 1917 года в Венсене. Исполнительница экзотических танцев, куртизанка, шпионка времен Первой мировой войны.

Отец - Адам Зелле (Adam Zelle) (2 октября 1840 - 13 марта 1910), владел шляпным магазином, затем стал совладельцем нефтедобывающего предприятия.

Маргарета была вторым ребенком в семье. У нее было трое братьев.

Зажиточная семья обанкротилась в 1889 году, когда потерпели крах неудачные инвестиции отца. После этого он развелся с ее матерью, которая вскоре умерла.

До тринадцати лет Маргарета посещала элитные школы для представителей высшего сословия. Но после разорения отца и смерти матери ее отправили а город Снек к крёстному. Там она училась некоторое время, шокируя одноклассников страшными историями о том, как была похищена разбойниками из некоего замка в младенческом возрасте, кроме того, она приписывала себе года, что позволял ее высокий рост и раннее развитие. Позднее эти фантастические рассказы всплывут, когда она станет известной на весь мир.

Затем она уехала в Лейден, где училась на воспитательницу детского сада. Уже тогда она нравилась мужчинам. И ее юнюсть овеяна сексуальным скандалом - она ответила на ухаживания далеко не молодого директора заведения. Это вызывало возмущение общественности, девушку тут же обвинили во фривольном поведении. Ей пришлось от позора бежать к родственникам в Гаагу. Там она поселилась у своего дяди.

Рост Мата Хари: 178 сантиметров.

Личная жизнь Мата Хари:

Не имея источника средств к существованию Маргарета решает выйти замуж за обеспеченного человека. Своего мужа она нашла по брачному объявлению в газете - им стал капитан голландской армии Рудольф МакЛеод (род. 1 марта 1856 - ум. 9 января 1928), выходец из Шотландии. Ей тогда было 18 лет, ему - 39.

После бракосочетания пара переехала на остров Ява (тогда - голландская Ост-Индия, ныне Индонезия).

Там у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Однако семейная жизнь не сложилась. Муж оказался алкоголиком, к тому же агрессивным, нередко поднимавшим руку на молодую супругу. Кроме того, он открыто имел любовниц.

В конце концов, и сама Маргарет начала вести подобную жизнь - вместо того, чтобы сидеть дома, как было положено порядочной супруге, она охотно развлекалась на офицерских раутах, которые проходили на острове Ява. Супруг закатывал ей скандалы.

Наконец, она сбежала от него к другому голландскому офицеру - ван Редесу (Van Rheedes), с которым проживала некоторое время, формально находясь в браке. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось.

Окончательно семейная жизнь рухнула, когда в 1899 году умер их сын Норман - вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей.

Хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Такие же сведения дают и некоторые источники, утверждающие, что Рудольф МакЛеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери,которая умерла в возрасте 21 года - скорее всего, также от осложнений сифилиса.

Еще будучи на Яве, она в течение многих месяцев интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе.

И в 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - , который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день , дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

Будучи оставленной мужем, Мата Хари оказалась без средств к существованию. Она отправилась зарабатывать деньги на жизнь в Париже.

Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод».

А с 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари.

Начало большой карьеры было положено во время выступления на благотворительном балу, на котором она пленила промышленника и владельца музея искусств Востока Эмиля Этьена Гимэ. Она согласилась стать его любовницей, а взамен потребовала протекции. Гимэ устроил ей закрытое выступление в доме барона Анри де Ротшильда, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех.

Вскоре газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество, ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

По большому счету, танцевать она не умела никогда. Но публику на ее выступления привлекало то, что танцевала Мата Хари практически обнаженной, прикрыв только грудь, да и то вовсе не из соображений скромности, а потому, что эта часть тела у нее была не очень красива.

Свои танцы Мата Хари выдавала за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды и других индийских божеств. Ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя. В конце номера, исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз, танцовщица оставалась почти полностью обнажённой. Как она поясняла, «так было угодно Шиве».

Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т.д.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку и к балету Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником в Монте-Карло, где играла в театре, среди зрителей - сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступала на одной сцене с мировыми звездами – Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар.

Музыку к ее танцевальным номерам готовы были писать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта были увлечены Матой Хари. Пуччини осыпал ее дорогими подарками, в т.ч. пустил на нее средства, предназначенные для труппы его театра. Тогда как отвергнутый ею Жюль Массне пытается покончить с собой.

Она бросает Пуччини и возвращается в Париж, где открывает свой собственный салон.

Выступления танцовщицы привлекали чиновников, послов, дипломатов. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Биографы подсчитали, что за 5 лет у нее было 104 любовника.

Мата Хари - немецкая шпионка

Судя по всему, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до Первой мировой войны. Однако точные обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны.

Ее салон и многочисленные любовные связи стали источником получения секретной информации. Мужчины, бывавшие в ее будуаре, даже не догадывались о том, что Мата Хари занимается с ними не столько любовью, сколько получением секретных данных. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Одной из самых известных жертв обостительницы стал русский офицер капитан Вадим Маслов . Он был без ума от танцовщицы и однажды даже хотел покончить с собой. При этом Маслов даже не догадывался, что действиями Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не чувства - капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II.

Во время Первой мировой войны, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле ездила из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию, где была активна немецкая резидентура, и Великобританию.

Её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. А в 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию.

Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги. При этом она неосторожно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика.

В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид. Там подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. По некоторым данным, радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но 13 февраля 1917 года она была арестована французской контрразведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены и лишь некоторые сведения проникли в печать.

Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе.

В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи.

В день казни за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!». Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа».

После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них - это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником.

Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Мата Хари. Шпионка или куртизанка?

Мата Хари в кино

Образ Мата Хари неоднократно воплощался на экране. Уже через три года после ее казни был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли. Аста Нильсен считалась одним из первых секс-символов кинематографа и до 1914 года была самой популярной актрисой в России.

В 1931 году вышел фильм «Мата Хари» с в главной роли, которая поэтизировала образ танцовщицы и шпионки. А использованные в картине роскошные наряды и внешняя притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля.

В 1964 году Жан-Луи Ришар снял ленту «Мата Хари, агент Х21». Главную героиню блестяще воплотила на экране Жанна Моро.

В 1985 году вышла картина «Мата Хари» со знаменитой исполнительницей роли Эммануэль , которая представила свою героиню в виде секс-одержимой женщины, перепрыгивающей из одной постели в другую.

Картины о Мата Хари снимаются регулярно вплоть до наших дней. В частности, в 2015-м начались съемки отечественного сериала «Мата Хари», в котором главную роль играет французская актриса .

Аста Нильсен в фильме "Мата Хари" (1920)

Грета Гарбо в фильме "Мата Хари" (1931)

Жанна Моро в фильме "Мата Хари, агент Х21" (1964)

Сильвия Кристель в фильме "Мата Хари" (1985)

Ваина Джоканте в сериале "Мата Хари" (2016)

Актрисы, игравшие Мата Хари в кино:

Аста Нильсен - «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921);
Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927);
Грета Гарбо - «Мата Хари» (1931);
Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937);
Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957);
Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961);
Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962);
Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964);
Жанна Моро - «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964);
Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966);
Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968);
Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970);
Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972);
Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974);
Жозин ван Далсум - «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981);
Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982);
Сильвия Кристель - «Мата Хари» (США, 1985);
Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993);
Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997);
Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002);
Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003);
Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006);
Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006);
Ваина Джоканте - (телесериал, Россия, 2016)