Как вычислить объем параллелепипеда формула. Формулы вычисления объёма прямоугольника и параллелепипеда. Примеры из жизни

Измерьте все необходимые расстояния в метрах. Объем многих трехмерных фигур легко вычислить по соответствующим формулам. Однако все значения, подставляемые в формулы, должны измеряться в метрах. Таким образом, перед подстановкой значений в формулу убедитесь, что все они измеряются в метрах, или что вы конвертировали другие единицы измерения в метры.

  • 1 мм = 0,001 м
  • 1 см = 0,01 м
  • 1 км = 1000 м
  • Для вычисления объема прямоугольных фигур (прямоугольный параллелепипед, куб) используйте формулу: объем = L × W × H (длину умножить на ширину умножить на высоту). Эту формулу можно рассматривать как произведение площади поверхности одной из граней фигуры на ребро, перпендикулярное этой грани.

    • Например, вычислим объем комнаты длиной 4 м, шириной 3 м и высотой 2,5 м. Для этого просто умножим длину на ширину и на высоту:
      • 4 × 3 × 2,5
      • = 12 × 2,5
      • = 30. Объем этой комнаты равен 30 м 3 .
    • Куб – объемная фигура, у котрой все стороны равны. Таким образом, формулу для вычисления объема куба можно записать в виде: объем = L 3 (или W 3 , или H 3).
  • Для вычисления объема фигур в виде цилиндра используйте формулу: пи × R 2 × H. Вычисление объема цилиндра сводится к умножению площади круглого основания на высоту (или длину) цилиндра. Найдите площадь круглого основания, умножив число пи (3,14) на квадрат радиуса круга (R) (радиус - расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на этой окружности). Затем полученный результат умножьте на высоту цилиндра (H), и вы найдете объем цилиндра. Все значения измеряются в метрах.

    • Например, вычислим объем колодца диаметром 1,5 м и глубиной 10 м. Разделите диаметр на 2, чтобы получить радиус: 1,5/2=0,75 м.
      • (3,14) × 0,75 2 × 10
      • = (3,14) × 0,5625 × 10
      • = 17,66. Объем колодца равен 17,66 м 3 .
  • Для вычисления объема шара используйте формулу: 4/3 х пи × R 3 . То есть вам нужно знать только радиус (R) шара.

    • Например, вычислим объем воздушного шара диаметром 10 м. Разделите диаметр на 2, чтобы получить радиус: 10/2=5 м.
      • 4/3 х пи × (5) 3
      • = 4/3 х (3,14) × 125
      • = 4,189 × 125
      • = 523,6. Объем воздушного шара равен 523,6 м 3 .
  • Для вычисления объема фигур в виде конуса используйте формулу: 1/3 х пи × R 2 × H. Объем конуса равен 1/3 объема цилиндра, который имеет такую же высоту и радиус.

    • Например, вычислим объем конуса мороженного радиусом 3 см и высотой 15 см. Конвертируя в метры, получим: 0,03 м и 0,15 м соответственно.
      • 1/3 х (3,14) × 0,03 2 × 0,15
      • = 1/3 х (3,14) × 0.0009 × 0,15
      • = 1/3 × 0.0004239
      • = 0,000141. Объем конуса мороженного равен 0,000141 м 3 .
  • Для вычисления объема фигур неправильной формы используйте несколько формул. Для этого попробуйте разбить фигуру на несколько фигур правильной формы. Затем найдите объем каждой такой фигуры и сложите полученные результаты.

    • Например, вычислим объем небольшого зернохранилища. Хранилище имеет цилиндрический корпус высотой 12 м и радиус 1,5 м. Хранилище также имеет коническую крышу высотой 1 м. Вычислив отдельно объем крыши и отдельно объем корпуса, мы можем найти общий объем зернохранилища:
      • пи × R 2 × H + 1/3 х пи × R 2 × H
      • (3,14) × 1,5 2 × 12 + 1/3 х (3,14) × 1,5 2 × 1
      • = (3,14) × 2,25 × 12 + 1/3 х (3,14) × 2,25 × 1
      • = (3,14) × 27 + 1/3 х (3,14) × 2,25
      • = 84,822 + 2,356
      • = 87,178. Объем зернохранилища равен 87,178 м 3 .
  • Объем параллелепипеда

    Величина объема дает нам представление о том, какую часть пространства занимает интересующий нас объект, а чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда нужно умножить его площадь основания на высоту.

    В повседневной жизни, чаще всего для измерения объема жидкости, как правило, используют такую измерительную единицу, как литр = 1дм3.

    Кроме этой единицы измерения для определения объема применяют:


    Параллелепипед относится к простейшим трехмерным фигурам и поэтому найти его объем не представляет никаких сложностей.



    Объем параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты. Т.е. для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, достаточно умножить все его три измерения.

    Чтобы найти объем куба, нужно взять его длину и возвести в третью степень.

    Определение параллелепипеда

    А теперь давайте вспомним, что же такое параллелепипед и чем он отличается от куба.

    Параллелепипедом называют такую объемную фигуру, в основании которой лежит многоугольник. Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из шести прямоугольников, которые являются гранями данного параллелепипеда. Поэтому логично, что параллелепипед имеет шесть граней, которые состоят из параллелограммов. Все грани этого многоугольника, которые расположены друг против друга, имеют одинаковые размеры.

    Все ребра параллелепипеда и есть сторонами граней. А вот точки соприкосновения граней являются вершинами данной фигуры.



    Задание:

    1. Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, что она вам напоминает?
    2. Подумайте и дайте ответ, где в повседневной жизни вы можете столкнуться с такой фигурой?
    3. Сколько ребер имеет параллелепипед?

    Разновидности параллелепипедов

    Параллелепипеды делятся на несколько разновидностей, таких как:

    Прямоугольный;
    Наклонный;
    Куб.

    К прямоугольным параллелепипедам относятся те фигуры, у которых грани состоят из прямоугольников.

    Если же боковые грани не являются перпендикулярными его основанию, то перед вами наклонный параллелепипед.

    Такая фигура, как куб, также является параллелепипедом. Его все без исключения грани имеют форму квадратов.

    Свойства параллелепипеда

    Изучаемая фигура имеет ряд свойств, о которых мы сейчас с вами узнаем:

    Во-первых, противоположные грани этой фигуры равны и параллельны друг другу;

    Во-вторых, он симметричен лишь относительно средины любой без исключения своей диагонали;

    В-третьих, если взять и провести диагонали между всеми противоположными вершинами параллелограмма, то у них окажется всего одна точка пересечения.

    В-четвертых, квадрат длинны его диагонали, равен сумме квадратов 3-х его измерений.

    Историческая справка

    За период разных исторических эпох в разных странах использовали различные системы измерения массы, длины и других величин. Но так как это затрудняло торговые отношения между странами, а также тормозило развитие наук, то появилась необходимость иметь единую международную систему мер, которая была бы удобна для всех стран.

    Метрическая система мер СИ, которая устраивала большинство стран, была разработана во Франции. Благодаря Менделееву метрическая система мер была внедрена и в России.

    Но многие профессии по сей день используют свои специфические метрики, иногда это дань традициям, иногда вопрос удобства. Так, например, моряки все еще предпочитают измерять скорость в узлах, а расстояние в милях – для них это традиция. А вот ювелиры всего мира отдают предпочтение такой единице измерения, как карат – и в их случае это и традиция и удобство.

    Вопросы:

    1. А кто знает, сколько метров в одной миле? А что такое один узел?
    2. Почему единица измерения алмазов называется «карат»? Почему ювелирам исторически удобно измерять массу в таких единицах?
    3. А кто помнит, в каких единицах измеряется нефть?

    Всем доброго дня! Зовут меня Иван, и я папа школьника, который не слишком силен в математике. Недавно сыну задали задание – найти объем параллелепипеда и немного покорпев над ним и так и не сумев решить задачку, он обратился ко мне. Школьных знаний в моей памяти осталось немного, а потому пришлось браться за учебники, перечитывать их и потом объяснять изученный материал сыну. Наверняка мой опыт окажется полезным и для других родителей и потому я и написал эту статью, в которой подробно рассказана информация по решению задач на объем этой геометрической фигуры.

    Немного теории

    Прежде чем я расскажу, как собственно найти объем и площадь параллелепипеда, и по какой формуле, давайте вместе вспомним, что же это за такое. У этой геометрической фигуры имеется три равнозначных трактовки:

    1. Параллелепипедом считается многогранник с 6-ью гранями, особенность которых заключается в том, что любая – это параллелограмм.
    2. Под термин попадает и шестигранник с 3-мя парами граней, которые будут параллельны друг дружке.
    3. Параллелепипедом называется и призма, в основе которой будет параллелограмм.

    Чаще всего исчислить объем требуется у параллелепипедов нескольких разных видов. Для каждого случая есть своя формула и свое решение и ниже я подробно объясню, как решать типовые задачи по исчислению объемов разных видов этой геометрической фигуры.

    Переходим к практике

    Как решить задачу на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда? Особенностью этого типа фигуры является то, что каждая ее грань – это прямоугольник. Если хотите понять, как выглядит прямоугольный параллелепипед – посмотрите на самую обычную коробку из-под обуви.


    Чтобы решить задачку, сначала ищем значения двух сторон основания фигуры. Стороны имеют перпендикулярное расположение друг к другу и находятся по формуле: П-АхБ, где А – это длина, а Б – это ширина. Далее выясняем еще один ключевой параметр, а именно находим высоту. И затем переходим к вычислению объема, в котором рабочей будет такая формула: V=ПхН, то есть для получения объема нужно площадь основания умножить на высоту. Как найти высоту – тут стоит заглянуть в учебник по геометрии и выписать формулу по нахождению ребра фигуры.

    Чтобы найти объем прямого параллелепипеда прямого, разберемся с тем, как выглядит эта конкретная фигура. Ее боковые грани – прямоугольники, перпендикулярные основанию, а потому объем будет вычисляться идентично задаче выше, но только следует учесть, что высотой будет выступать не ребро фигуры, а отрезок, соединяющий грани противоположные друг другу и перпендикулярный основе. Основание здесь параллелограмм и потому формула будет чуть сложней: П=АхБхsin(а). А, Б – это длина и ширина основания, а «а» - это угол, который они будут образовывать, пересекаясь.

    Объём параллелепипеда

    Разберемся с объемом наклонного типа фигуры. Грани этого типа фигуры не перпендикулярны ее основанию, а потому расчеты следует начать с нахождения высоты. Высоту умножаем на площадь основания и получаем объем, то есть формула у нас выглядит следующим образом: V=ПхН.

    Остается узнать, как исчислить объем фигуры, грани которой квадратные. Такую фигуру чаще называют кубом, но в тоже время она является параллелепипедом, каждая грань которого – квадрат. А потому все ее ребра будут равны между собой. Формула вычисления объема будет максимально простой: нужно измерить ребра и результат исчислений возвести в 3-ю степень.

    Вот так находится объем такой интересной геометрической фигуры как параллелепипед. Надеюсь, написанная мною короткая шпаргалка станет хорошим подспорьем для школьников и родителей в решении задач по геометрии и ни одну контрольную ваш ученик не напишет на плохую отметку!

    Прямоугольным параллелепипедом называется фигура, в основании которой находится прямоугольник. Фигура имеет шесть граней. Грани, пресекаясь, образовывают ребра, их 12.

    Прямоугольный параллелепипед имеет четыре боковые грани. В жизни мы часто сталкиваемся с данной фигурой: шкаф, холодильник, коробка – все они имею форму прямоугольного параллелепипеда.

    Рис. 1. Прямоугольный параллелепипед

    Формула объема данной фигуры

    Объем куба (фигуры, в основании которого находится квадрат) со стороной 1 единица называется 1 кубическая единица.

    Рис. 2. Единичный куб

    Если дно чтобы заложить такими кубиками дно фигуры в длину понадобится 4 куба, а в ширину 3.

    Рис. 3. Прямоугольный параллелепипед, который заполнен шаром кубов

    Таким образом, для заполнения основания необходимо:

    3 х 4 =12 – так мы вычисляли площадь.

    Чтобы заполнить всю фигуру и узнать объем, необходимо посчитать, сколько поместится в высоту таких слоев кубов, к примеру, если это будет 2, то объем составит:

    3 х 4 х 2 = 24 кубов

    Так, если учесть что длина основания фигуры 4 единицы, ширина – 3, высота – 2, то для того чтобы вычесть объем прямоугольного параллелепипеда необходимо найти произведение этих величин или измерений. Фигура, которая имеет три измерения, называется трехмерной либо объемной.

    Для обозначения объема используют букву V.

    Формула объема прямоугольного параллелепипеда имеет вид:

    $$V = a · b · c$$

    При необходимости все данные в задании необходимо перевести в одни единицы измерения.

    Единицами измерения является $мм^3, см^3, дм^3$ и так далее. Важно правильно читать: $1 м^3$ и так далее.

    Английский иллюзионист провел 44 дня в стеклянном прямоугольном параллелепипеде, который был подвешен над рекой Темза. В его распоряжении была только вода, подушка, матрас и письменные принадлежности.

    Задание: Вычесть объем фигура, ширина которой 4 дм., длина 50 мм., а высота 10 см.

    Решение: Для начала необходимо перевести все данные в одну единицу измерения.

    $4 дм. = 40 см$;

    $50 мм. = 5 см$.

    $V = 40 5 10 = 200 см^3$

    Таким образом, объем фигуры $V = 200 см^3$

    Для измерения объема жидкости используют особую единицу измерения литр – 1л.

    Древние измерения жидкости, например кор = 220 л, бат = 22 л.

    Измерения объема:

    $$1 л = 1 000 см^3 = 1 дм^3$$

    $$1 км^3 = 1000 000 000 м^3$$

    $$1 м^3 = 1 000 дм^3 = 1 000 000 см^3$$

    $$1 дм^3 = 1 000 см^3$$

    Познавательные УУД:

      Выражают структуру задачи разными средствами.

      Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

    Регулятивные УУД:

      Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном,

      Обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

    Коммуникативные УУД:

      С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Предметный результат:

      Определяют вид пространственных фигур. Вычисляют объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда.

    ХОД УРОКА:

      Организационный момент (проверка готовности классного помещения и обучающихся к уроку) (слайд 1-2) . (1 мин)

      Мотивация урока (слайд 3) (1 мин)

    Встали тихо, замолчали,

    Всё, что нужно, вы достали.

    Приготовились к уроку,

    В нём иначе нету проку.

    Здравствуйте, садитесь,

    Больше не вертитесь.

    Мы урок начнем сейчас,

    Интересен он для вас.

    Слушай всё внимательно,

    Поймешь всё обязательно.

      Формулирование темы урока: (3 мин)

    Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока.

      Актуализация опорных знаний: (слайд 4)

    Чтобы слово вам назвать придется немного посчитать и расставить величины по возрастанию:

    250+433 – 600=

    (83)

    (80)

    Найдите расстояние используя данные:

    (12)

    (10)

    Найдите площадь фигуры:

    (24)

    Молодцы. Тема нашего сегодняшнего урока «Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда».

    Откройте тетради запишите сегодняшнее число, тему урока, слова классная работа.

      Домашнее задание: (слайд 6) (1 мин)

    843, №844, №848 (б)

    Откройте учебник с. 125-126, подготовьтесь отвечать на мои вопросы: (слайд 7-8) (3 мин)

    Как вы понимаете слово «Объем»?

    Какие единицы измерения объема вы знаете? (мм 3 , дм 3 , см 3 , м 3 , км 3 )

    Как еще называют кубический дециметр? (литр)

    Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда? (Чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда надо длину умножить на ширину и на высоту ).

    Какой вид имеет формула для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда? (где V объем , a,b,c - измерения).

    Как вы думаете, что означает произведение a и b, в данной формуле? (площадь основания) ()

    Что вы можете сказать об объеме куба? ()

    Молодцы, с вопросами вы успешно справились.

      Выполнение упражнений: (слайд 9-11) (8 мин)

    822

    Объем комнаты равен 60 м 2 . Высота комнаты 3 м, ширина 4 м. Найдите длину комнаты и площади пола, потолка и стен.

    О чем говорится в задаче?

    Какую форму имеет комната?

    V =60 м 2 , с =3 м, b =4 м. Чтобы найти длину комнаты надо:

    Длина комнаты;

    Чтобы найти площадь пола, надо длину умножить на ширину: . Площадь потолка будет равна площади пола, т.к они противоположны, т.е. площадь потолка равна.

    Чтобы найти площадь стен, надо длину умножить на высоту, и ширину умножить на высоту: , затем вспомним что стены противоположны, т.е 2 стены по 15 м 2 , и 2 стены по 12 м 2 . Тогда площадь стен:

    825 (а, б)

    а) выразите в кубических сантиметрах:

    б) выразите в кубических дециметрах:

    Задача. Вычислить объем куба со стороной 15 см. Ответ выразите в дециметрах кубических.

      Историческая справка: (1 мин 30 сек)

    Слова учителя.

    Вопрос измерения объема твердых тел давно интересовал человечество. Используя тот факт, что жидкости в обычных условиях сжимать нельзя, можно измерять объемы твердых тел, помещая их в жидкость.

    Архимед был первым, кто открыл этот способ взвешивания.

    (Слайд 12 – видеоролик.)

    Развивая эти идеи, Архимед нашел закон плавания тел: тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость. Поэтому, если вес вытесненной жидкости больше веса самого тела, то оно всплывает.

    и немного разомнемся:

      Физкультминутка (слайд 13) (1 мин)

      Самостоятельная работа по вариантам, с последующей взаи мопроверкой). (10 мин.) (слайд 14 )

    I-й вариант.

    а ) S=vt;

    б ) V=abc;

    в ) P=2 (a+b);

    г) V= 4a

    2. Чему равен объем куба, если его ребро равно 5 см? (125 см 3 )

    3. Какова длина сторона квадрата, если его площадь равна 100 см 2 ? (10 см)

    II-й вариант

    1. Укажите формулу, по которой находят объем прямоугольного параллелепипеда

    а ) S=vt;

    б ) V=ab;

    в ) P=2 (a+b);

    г) V = S осн с.

    2. Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда, если его измерения 5 см, 12 см и 4 см? (240 см 3 )

    3. Чему равна площадь квадрата со стороной 6 см? (36 см 2 )

    Для проверки учащиеся обмениваются тетрадями с соседом для проверки и выставления оценки, сверяясь с экраном

      Рефлексия: (3 мин)

    Каждый обучающийся заносит оценки в свой зачетный лист:

    Фамилия, имя ____________________________________