Как относится церковь к психологам. Нужен ли в церкви психолог? Понятия смысла в русской православной мысли. Небольшое лирическое отступление

Церковь и психология

Понятие «православная психология» появилось сравнительно недавно. Но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с ним. Уже во многих епархиях при социальных отделах появилось новое направление социальной деятельности - психологическое. Как показывает опыт, такое взаимодействие церкви и психологии приносит хорошие результаты.

На территории кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы по благословению Владыки митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия при Отделе социальной благотворительности во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы уже несколько месяцев работает кабинет психологической помощи, куда могут обратиться не только прихожане храма, но и все желающие, нуждающиеся в такой помощи.

Понятие «православная психология» появилось сравнительно недавно. Но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с ним. Уже во многих епархиях при социальных отделах появилось новое направление социальной деятельности – психологическое. Как показывает опыт, такое взаимодействие церкви и психологии приносит хорошие результаты.

На территории кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы по благословению владыки митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия при Отделе социальной благотворительности во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы уже несколько месяцев работает Кабинет психологической помощи, куда могут обратиться не только прихожане храма, но и все желающие, нуждающиеся в такой помощи.

Ситуации, с которыми приходят люди, бывают так же - самые разные. Некоторые решаются в рамках одного консультирования, а другие требуют длительной кропотливой работы. Важно, чтобы люди понимали, что успех такой совместной работы на много больше зависит от самого человека, чем от психолога. Консультирование – это диалог, продуктом которого могут стать переосмысление ситуации, новое видение проблемы. Это поиск, может быть, новых точек отсчета, возможных вариантов. То есть – это то, что только лишь помогает, но ни в коем случае не решает проблемы за другого. Это не волшебная палочка, взмахнув которой можно получить немедленный результат. Это скорее лопата, с помощью которой, попотев и вложив немало труда можно достигнуть цели. Не может быть готовых решений. Важна готовность человека к самостоятельному принятию решений, готовность к самостоятельному осознанию и труду.

Но, к сожалению, на практике не всегда человек оказывается готовым к этому. Всегда присутствует большой соблазн получения четкого конкретного ответа на заданный вопрос. Многие пытаются увидеть в психологе некоего «гуру», который тут же подскажет и научит, что же делать.

Один случай из практики является ярким тому примером.

За помощью обратилась женщина…

Ее уже взрослая дочь стала для нее не помощью, поддержкой и утешением, а источником глубокого разочарования и страданий. Относясь к ней как к предмету, необходимому для собственного удобного существования, она просто манипулирует ею.

Ситуация очень сложная и продолжается не один год. В ходе работы выяснилось, что при всех своих страданиях эта женщина за все время ни разу не сделала самостоятельных попыток, что-то изменить, ни разу даже не подумала, что можно было бы сделать…. Но при этом продолжается поиск людей, которые могли бы дать готовый совет. То есть дать четкие инструкции по выправлению ситуации, которая формировалась не один десяток лет. А кроме того нужно найти виновника происходящего, «может, сглазил кто?»

Очень печально видеть мучения и страдания этой женщины. Но в данной ситуации человек не хочет, не только сделать каких либо самостоятельных попыток для решения проблемы, но и взять на себя ответственность за происходящее. В такой ситуации попытки психолога, что-либо изменить, можно сравнить с попытками человека сдвинуть железнодорожный состав с места, напирая на него.

А вот противоположная ситуация

В консультацию обратилась мама девятилетней девочки с жалобой о том, что девочка стала «проблемной», «трудной», «непослушной». Но как показывает практика такие дети – это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье, неверного отношения к воспитанию ребенка. Общение с ребенком и мамой показали,что девочка катастрофически нуждается в родительском внимании и участии в ее делах.

Все родители знают, как сложно порою отвлечься от домашних дел, ежедневной суеты и выкроить хоть немного времени для общения со своим ребенком. Слова «некогда», «не мешай» становятся привычным во многих домах. Но дело в том, что в воспитательной сфере, как ни в какой другой, упущенное наверстывается очень тяжело. И то на что у нас, родителей, не хватает времени сейчас, в будущем потребует значительно больших вложений времени и сил. Об этом должен помнить каждый родитель! Можно сегодня отложить мытье полов до завтра. Можно отложить поход в магазин. Но нельзя начать общаться с ребенком и воспитывать его «с понедельника».

Итак, в этой ситуации родители очень чутко и своевременно отреагировали на возникшую проблему. В диалоге и совместной работе были выработаны совсем несложные приемы, которые с энтузиазмом были опробованы ими. Искренний интерес к делам дочери, принятие ее восстановили взаимное уважение и мир в этой семье.

Некоторые ситуации предполагают более глубокое изучение личности человека. Все мы, соприкасаясь с реальность, по своему воспринимаем ее. Выйдя на улицу в дождливую погоду, один человек заметит, что воздух стал намного чище и дышится при этом очень легко. А другой обратит внимание на грязные размытые дороги и будет недоволен испачканной обувью. То есть наше сознание выхватывает из реальности то, что мы предполагаем или хотим увидеть. Ум лукав.

За помощью к психологу обратился молодой мужчина. Его ситуация заключалась в проблеме взаимоотношений с коллегами по работе. Ему казалось, что к нему несправедливы и его профессиональные качества недооцениваются руководством. Отсюда и возникало ощущение враждебности к коллегам по работе и ответное их негативное отношение к себе, так как их успехи казались незаслуженными. В ходе беседы выяснилось, что такая же ситуация была и в школе, и любом другом коллективе. Но, как говорится, от себя не убежишь.

Чаще всего мы не можем изменить ту жизненную ситуацию, не можем изменить людей, которые окружают нас, но мы может, с Божьей помощью, изменить себя, свое отношение к происходящему.

В данном случае совершенно очевидно то, что здесь проблема кроется в самом человеке. И без осознания этого и собственных усилий, где бы человек не находился, какие бы люди его не окружали, ситуация будет оставаться ровно той же.

В качестве яркого примера хочется рассказать об одном моменте жизни выдающегося русского писателя Достоевского, в один из самых трагичных периодов его жизни, во время отбывания им наказания на каторжных работах.

То общество, в котором он оказался, вмещало в себя все самое безобразное, грязное, низкое, что только может быть в человеке. Ненависть этих людей к дворянству и интеллигенции доходила до крайнего предела. Можно только догадываться, что приходилось терпеть крайне чувствительному и ранимому, погруженному в себя Достоевскому.

Но один случай заставил изменить его отношение к этим людям, к этой, казалось бы абсолютно беспросветной ситуации… И когда это случилось, изменилось и отношение других заключенных к нему. Его больше не чуждались, стали воспринимать как брата по несчастью. И, как говорит сам автор, это было самое странное. Ведь никто ни о чем не говорил. Достоевский стал замечать, что в остроге немало людей, старавшихся как то облегчить страдания узников….

Этот яркий пример может послужить каждому хорошим уроком. Ведь как часто мы хотим поменять и исправить других людей, стараемся поменять чуть ли не весь мир вокруг, но никак не хотим меняться сами. Наверное, потому, что это самое сложное.

Такой взгляд на суть вещей может дать только православная психология.

Тема отношений психологии и православия очень трудна. В ХХ веке психология заявила себя как противница церкви, рассматривая человека на уровне только лишь физиологических процессов. Душа перестала быть предметом исследования этой науки. Вместе с тем появилось большое количество психологических направлений, уходящих в оккультные сферы. При таком положении, ни о каком сотрудничестве и взаимодействии церкви и психологии речи быть не могло. А вместе с тем уже в ХХ веке многие богословы говорили о том, что пастырское душепопечение само по себе предполагает знание психологии, что православный священнослужитель обязательно должен быть и психологом. Например, архимандрит Киприан (Керн) в своем учебнике по пастырскому богословию посвящает целую главу пастырской психологии. А значит, есть не просто полезные, но необходимые знания в этой науке.

Не любые методы этой науки приемлемы. Очень важно понимание того, что человек должен быть свободен в выборе. Как в православии есть область для свободного волеизъявления человека, так и в психологии не может быть готовых, однозначных ответов.

Тема отношений психологии и православия очень трудна. В ХХ веке психология за явила себя как противница церкви, рассматривая человека на уровне только лишь физиологических процессов. Душа перестала быть предметом исследования этой науки. Вместе с тем появилось большое количество психологических направлений, уходящих в оккультные сферы. При таком положении, ни о каком сотрудничестве и взаимодействии церкви и психологии речи быть не могло. А вместе с тем уже в ХХ веке многие богословы говорили о том, что пастырское душепопечение само по себе предполагает знание психологии, что православный священнослужитель обязательно должен быть и психологом. Например, архимандрит Киприан (Керн) в своем учебнике по пастырскому богословию посвящает целую главу пастырской психологии. А значит, есть не просто полезные, но необходимые знания в этой науке.

В последние десятилетия все изменилось. Несмотря на то, что церковь с большой осторожностью и сегодня относится к психологии, вырабатываются общие методы работы, ведется поиск новых понятий, путей плодотворного сотрудничества, которые заключаются в понимании того, что для создания православной психологии нужна не столько классическая академическая наука, сколько христианская антропология, требующая самого серьезного изучения профессиональными психологами. Необходимо знание христианского учения о духовной жизни и христианского мировоззрения самого психолога. А психологическую науку можно рассматривать скорее, как инструмент, который может быть обращен как на добро, так и на зло.

Не любые методы этой науки приемлемы. Очень важно понимание того, что человек должен быть свободен в выборе. Как в православии есть область для свободного волеизъявлении человека, так и в психологии не может быть готовых, однозначных ответов.

Очень часто люди, которые обращаются за помощью к психологу, на самом деле не готовы, да и не хотят работать над собой. И начинается поиск «легких путей», готовых решений. Спрос рождает предложение. В настоящее время активно развиваются такие направления психологии, которые предлагают эти пути достижения желаемого результата. Например, так называемое нейролингвистическое программирование. Слово «программирование», касательно человеческой личности, говорит само за себя. Различные аффермации, медитации, релаксации предлагаются вообще как панацея от всяких бед. Многие психологические сообщества предлагают «чистку энергетических каналов», или исследования «энергетических полей». Много разных тренингов с громкими названиями «Тренинг личностного роста», «Новая жизнь» и т.д., где зачастую происходит просто ломка личности человека, навязывание определенной жизненной философии, которая никак не может согласоваться с христианским учением. Знания такой психологии берут свое начало в религиях Востока, западной философии, еврейском язычестве. Многие такие психокульты открыто позиционируют себя как противники христианского учения.

К сожалению, последствия такого опыта бывают крайне плачевными. Взаимодействие с такого рода «профессионалами» не только вредны, но и крайне опасны.

Массовое увлечение оккультно-сектантскими идеями могло возникнуть только на почве бездуховности, утраченных христианских традиций, отсутствия четких оценочных критериев.

С другой стороны, бесконечный источник глубоких психологических знаний мы можем черпать из святоотеческой литературы, из произведений выдающихся русских писателей (например, из книг Федора Михайловича Достоевского).

Только союз науки психологии с ее знаниями возрастных особенностей человека, особенностей темперамента, социальной среды, умением выявить индивидуальные особенности и способности личности, и знание христианского учения о человеке способны принести достойные плоды.

Светлана Викторовна Алексеева,

психолог Отдела социальной благотворительности

Андрей Лоргус

О месте психологии в современном мире, об отношении Церкви к психотерапии и о многом другом нам рассказал психолог и священник, декан факультета психологии Российского Православного университета Святого апостола Иоанна Богослова Андрей Лоргус.

– Какое-то время назад в нашей стране наблюдался психологический бум. Началось повальное увлечение психологическими тренингами, появилось множество книг, посвященных тем или иным направлениям в психотерапии... Психология, на мой взгляд, даже стала своего рода суррогатом религии. Что вы думаете по этому поводу?

– Со стороны психологии никогда не было интенции заместить собой религию. Даже в самые ранние периоды возникновения психоанализа Адлер и Юнг, ближайшие ученики Фрейда, предупреждали об этой опасности. Самому Фрейду, я думаю, это в голову не приходило. Как раз ему-то казалось, что религия несет в себе опасность отказа человека от серьезной внутренней работы, способствует развитию стереотипов и комплексов.

Я думаю, что для Фрейда и ранних психоаналитиков важнее было отменить религию, чем превращать в нее психологию. Фрейд, возможно, хотел, чтобы психология отличалась от религии именно тем, что возлагала бы на плечи человека ответственность за себя самого и за то, что с ним происходит.

Юнг и Адлер указывали на то, что психоанализ иногда не только не противоречит религии, но даже и подводит к ней. Потребность человека в религиозности не только остается, она даже подразумевается теми новыми взглядами на человека, какие получил психоанализ, скажем, в 30-е годы. Так что уже в то время для многих психологов было очевидно, что психология не претендует на место религии. Обыденное сознание вполне могло такое предположить. Но это совместный продукт средств массовой информации и человеческих страхов.

А вот христианство, действительно, до сих пор, в какой-то своей части, опасается того, что психология может претендовать на ее роль, роль духовного руководства. Такое опасение появилось уже при жизни Фрейда в католичестве и отчасти, но в меньшей степени, в протестантизме. И сейчас до сих пор бытует во всех христианских конфессиях и в русском православии тоже. Но это скорее относится к роду современной «мифологии».

– Психотерапия и пастырское руководство – в чем их отличие?

– У них разные цели и разная методология. Вкратце они заключаются в двух вещах: христианское духовное руководство нацеливает человека на спасение души в богословском его понимании, а психотерапия направлена на решение проблем личности и ее развитие.

– И как вам удается совмещать эти две позиции?

– Я как священник, зная психологические проблемы человека, более успешно, чем мои собратья, не имеющие специальной подготовки, могу отличить проблемы личности от болезни или отличить проблемы личности от одержимости. И у меня есть возможность помочь человеку более тонко отнестись к своим чувствам, мыслям и увидеть, где грех, а где его нет.

Очень часто людьми владеет ложное чувство вины. И отсюда так называемая ложная греховность, когда люди раскаиваются не в том, в чем они грешны. Часто из-за этого люди и не видят своих грехов. Однако моя позиция может быть полезна и применима в пастырстве лишь в той степени, в какой сами люди готовы спрашивать совета и прислушиваться.

Знания психологические, я думаю, нужны каждому священнику, но они не могут определять всех его действий. Ведь все-таки пастырство имеет свои специфические принципы и методы, которые намного древнее, чем психоанализ.

Нужно признать, между пастырством и психотерапией некоторое сходство, действительно, есть, потому что и спасение души, и помощь личности – все это про человека. Конечно, пастырское руководство помогает человеку в духовной жизни. Но и многие области психотерапии имеют к ней отношение.

Мои курсы лекций «Духовное развитие личности» и «Психопатология религиозной жизни» расположены на стыке обеих практик, на стыке богословия и психологии. В них есть духовное, религиозное и психологическое понимание человека. Я думаю, что в этом сочетании – залог успеха новой школы в русской христианской психологии.

– В Церкви есть стойкие представления о грехе. Скажем, гомосексуализм, с церковной точки зрения, – это грех…

– Тут нет никакого противоречия с психологией. Профессиональная психология полностью совпадает с христианской точкой зрения в этом вопросе. Сейчас вышла замечательная книга двух американских психологов Дж. и Л. Николоси «Предотвращение гомосексуальности. Руководство для родителей». В ней очень убедительно показано, что отмена статьи в Стандарте психических болезней в 1973 г. гомосексуализма как личностного расстройства была ошибочной.

Я знаю, что в мировой психологической практике много специалистов относится к гомосексуализму как к личностному расстройству. И далеко не все психологи поддерживают его исключение из перечня личностных расстройств. За сохранение за гомосексуализмом статуса нормы выступают в основном сами гомосексуалисты.

Но профессиональная психология всегда будет относиться к этому как к личностному расстройству. Я думаю, что в ближайшие десятилетия статус расстройства гомосексуализму будет возвращен. По крайней мере, частью психологического сообщества.

– В православии есть понятие «одержимость». Можно ли это назвать психическим заболеванием?

– Недавно я обсуждал этот вопрос с одним клиническим психологом и психиатром из Научного Центра Психического Здоровья. Он рассказал мне о случае, который, по его мнению, является случаем одержимости. Мы с ним пришли к убеждению, что редко, но бывают случаи, когда психотерапевтическая и психиатрическая практика вне Церкви нет-нет, да и сталкивается с одержимостью. Но это вопрос не врачебный и не психологический. Это вопрос, конечно, церковный.

– По каким параметрам вы определяете, одержимость это или психическое заболевание?

– В том-то и дело, что научные параметры трудно найти. Мы можем говорить только об определении, которое исходило бы из опыта. Клиническая картина одержимости может быть представлена и как истерия, что раньше и делалось, в том числе и у Фрейда, и как психотическое состояние, и как шизофрения, и как маниакальное состояние. Но одержимость – это состояние, которое может проявляться по-разному. Ее нельзя диагностировать как болезнь, устойчивый симптомокомплекс.

С христианской точки зрения отличительная особенность одержимости заключается в том, что в этом состоянии в человеке есть нечто такое, что ему не принадлежит, что является не его природой, не его опытом и не его мотивацией. Это присутствие в человеке иного враждебного духовного начала, которое имеет власть над ним.

– Любой невроз воспринимается человеком как нечто ему чуждое. Тот же невроз навязчивых состояний – яркий тому пример!

– Да, по внешней клинической картине одержимость может быть схожа с психозом, но об их происхождении этого сказать нельзя. И, тем не менее, верующие психиатры нередко говорят: «Я ничего доказать не могу, но я чувствую, что это не болезнь, а одержимость».

Естественно, что материалисты, не верящие ни в какое духовное начало в человеке, отказываются от такой гипотезы. Конечно же, мы встречаемся со многими феноменами, необъяснимыми с точки зрения психиатрии. Это область, в которой сказать что-то научно определенное пока очень трудно.

– А как вы думаете, зачем люди вообще приходят к психотерапевту?

– Тут много причин. Первая причина лежит на поверхности: это колоссальная эпидемия психических заболеваний. Второй момент – распад традиционных институтов: семьи, дружеских отношений. Одиночество – проблема, с которой сталкиваются люди во всем мире.

Кроме того, распад патриархального устройства общества, в котором важную роль играл отец, глава семьи, рода. Я имею в виду опытного человека, который был авторитетом и носителем жизненного опыта, к которому можно было прийти, поговорить, посоветоваться. Сейчас зачастую людям некуда податься со своими проблемами. Для верующих есть Церковь, а для неверующих это чрезвычайная проблема.

Очень часто идут поговорить о своих душевных бедах к участковому врачу, и он становится своего рода психотерапевтом. Ему приходится заниматься наивной психотерапией: просто пообщаться с человеком, выслушать его, что-то посоветовать. Иногда эту роль выполняют друзья.

До перестройки институт дружбы в нашей стране был очень хорошо развит: компании, посиделки на кухне, чай до утра, песни под гитару. Из этого выросло, например, бардовское движение. Когда все эти институты стали быстро разрушаться, потребность в профессиональной помощи стала возрастать.

– Тогда не очень понятно, чем же психотерапевт отличается от друга, от педагога?

– От обыденной психотерапии, которую человек может получить от друга или родственников, профессиональный психотерапевт отличается тем, что он обладает знаниями, навыками и ответственностью за то, что делает. Ведь очень часто психотерапевтические услуги друзей, родственников и знакомых приводят к еще худшим результатам.

Например, у человека горе, его бросила любимая, а ему друг говорит: «А чего ты хотел, ты же не Ален Делон!» То есть он обесценивает его. Или у человека умер кто-то близкий, а ему говорят: «Ничего страшного, время лечит!»

Так что народная психотерапия как лечит, так и калечит. И психология призвана, помимо всего прочего развенчивать мифы «здравого смысла». Главное отличие друга от психолога в том, что психолог – профессионал, он обладает специальными знаниями. А друг – нет.

Что касается педагога, то учитель – это практический психолог, если он, как говорится, «педагог с большой буквы».

– И в чем тогда цель психотерапии?

– В создании таких условий, в которых личность человека может успешно развиваться. Открыть возможность качественно нового взгляда на себя. Помочь человеку испытать и усвоить новый опыт отношения к себе и взаимоотношений с другими. Кроме того, я думаю, что психотерапия может помочь человеку самому найти новый смысл и способ решения проблем.

– В церкви тоже есть потребность в психотерапевтах?

– Безусловно. Ведь мы постоянно сталкиваемся с проблемами сиротства, детско-родительских отношений, с проблемами, связанными с работой священника в тюрьме, в больнице, интернате.

Поэтому некоторые вузы осуществляют социальный заказ Церкви на воспитание и подготовку профессиональных христианских психологов. Например, наш факультет психологии в Российском Православном институте готовит специалистов для этой сферы. Мы много лет проводим симпозиумы на различные темы, в этом году были даже коллеги из США и Тайваня, тоже христианские психологи.

– Какими, по-вашему, качествами должен обладать психотерапевт?

– Главное качество психотерапевта, помимо специального образования, – это зрелость его личности. Главный инструмент психотерапевта – он сам. Это не только мое мнение, так считают все современные звезды психотерапии. И Ролло Мэй, и Джеймс Холлис, и Ирвин Ялом, и Альфред Лэнгле, – все говорят об одном и том же. Для христианства это само собой разумеется, потому что понятие личности в европейское сознание было внесено именно христианством.

– А нет ли риска, что такой психотерапевт может занять место эдакого гуру…

– Риск есть, но это уже будет соблазн самого терапевта.

– И как его избежать?

– Очень просто, я думаю. В психотерапию не может идти человек, который сам не прошел психотерапевтической практики как клиент. Если психотерапевт работает без проработки своих личностных проблем, если он не знает своей мотивации, то он рискует не только превратиться в гуру, он рискует, прежде всего, повредить свою личность. «Непроработанный» психотерапевт – это большая беда. С христианской точки зрения психолог, который не имеет смирения и не научен покаянию, опасен себе и другим. Зрелость духовная и профессионализм – вот критерий христианского терапевта.

Христианство в этом смысле очень прогрессивно, потому что оно всю свою историю запечатлело как передачу духовного опыта. Вся аскетическая литература, по сути дела, – разговор учителя с учеником.

Беседу провел Григорий Архипов

Так вот, еще в 2008г. на портале "Православие и мир" была опубликована статья "Психология: между практической пользой и духовным вредом" , в которой священник Михаил Самохин отвечает на заданные людьми вопросы о психологических техниках, книгах, направлениях психологии и православной точке зрения об этом. Например, о методе направленной визуализации, психологической теории «Трансерфинг реальности», гуманистической психологии, тренингах, позитивной психологии и т.д. Кого-то интересует, считается ли профессия психолога греховной? Ответ священника: "Источником такого отношения можно назвать некоторых ультраконсервативных людей... В то же время, есть и другое отношение к психологии. Существует даже сайт православных психологов. В творениях святых отцов мы можем найти очень тонкие и точные психологические наблюдения. Хотя есть и полное отрицание современными священниками самой возможности существования православной психологии. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, читаем: «ХI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника». То есть Церковь за плодотворное сотрудничество с психологией и психотерапией при условии адекватного разграничения методов воздействия и сфер компетенции в соответствии с ситуацией каждого человека. Порицаются Церковью только отдельные методы оккультного характера".

Открыв дома православный календарь "Азы православия 2013", прочла следующее: "... Опасны для человека методы гипноза, самогипноза, НЛП, экстрасенсорики, любые "энергетические" приемы, работа с аурой, шаманские практики, открытие чакр, лечение заговорами, наговорами, наговоренными водой, солью, полем, наложением рук, рейки, дистантные методы воздействия, лечение амулетами, "заряженными буклетами", целебными сеансами, вибрациями, исцеляющей музыкой, уринотерапия. ... могут произойти тяжелейшие изменения в психике человека, ухудшиться состояние здоровья, открыться новые недуги; наконец, человек может стать добычей бесов".

Интернет-справочник «Русская Православная Психология», собирая информацию о православных психологах в России и их работах, о соответствующих факультетах, курсах и научных кружках, о православных сайтах по психологии, отмечает: "Сегодня то, что именует себя психологией, есть только отчасти наука, за которой скрывается идеология бездушного и безбожного мира. Никто не скрывает, что психология и психотерапия подменили собой религию, объявив себя экспертами во внутренней жизни. За последние 100 лет психология добилась многого в изучении различных форм душевной организации, но при этом оказался потерян сам человек в единстве его телесной, душевной и духовной жизни. И в этом нет ничего случайного. Без Бога, образом и подобием которого он является, человек не может претендовать ни на что другое, кроме как на роль разумного, высокоорганизованного млекопитающего, жизнь которого должна по полному праву изучаться такой наукой как зоопсихология".

В нашей стране сегодня можно найти психологов самого разного толка, действуют различные тренинговые компании, цель которых, в первую очередь, успешный бизнес (правда, в круге и под девизом "Все, что мы делаем, во благо"). То, что при этом нарушается принцип "Не навреди" оправдывается псевдогуманным слоганом "Свобода выбора Клиента", мол, он сам пусть несет ответственность за последствия примененных техник. А последствия, к сожалению, могут быть: как психическая болезнь, так и бесовство, и это не одно и то же. Как пишет в своей книге "Несвятые святые" архимандрит Тихон (Шевкунов), врачи-психиатры еще в дореволюционной России отличали психически больных от бесноватых простым способом: ставили перед больным несколько одинаковых чашек с обычной водой и одну - с крещенской. Психически больной человек мог пить из всех чашек, а бесноватый - нет.

Интересная дискуссия в этом русле (и не только) о психологах есть и на чебоксарском форуме "На связи" в разделе "Общая категория" - "Культура и образование" - "Психология" (http://forum.na-svyazi.ru/?showforum=72). Например, темы "Осторожно , психолог!", "Посоветуйте хорошего психолога". Предлагаю ознакомиться с ними самостоятельно.

Итак, с точки зрения православия, актуальность вопроса экологичности для души человека многих психологических методов не подлежит сомнению.

А что вы об этом думаете?

Свое выступление я бы хотел начать с Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. В этом документе содержится параграф о психических заболеваниях. Рассмотрим основные положения этого параграфа.

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы . Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами . В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия» .

Если внимательно проанализировать эти строки, то мы увидим, что Церковь выделяет три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая - естество человека. В этой плоскости сравнения психические, душевные болезни сопоставимы с другими болезнями. И те и другие посылаются человеку, по попущению Божию, в целях споспешествования в деле спасения. Но есть и две другие причины. Причина вторя - демоны. Яркий пример этому гадаринский бесноватый, о котором говорится в Евангелии. И третья причина - болезни как следствие поработивших душу человека греховных страстей. Это огромная группа пограничных психических расстройств, в происхождении которых духовно-нравственные причины имеют важнейшее значение.

Краткая статистическая справка: сегодня в Российской Федерации распространенность психических заболеваний такова: на 100 тысяч населения - 2500 психически больных людей. Это взрослые. Дети болеют чаще - 3800 человек на каждые 100 тысяч. Очень высоки показатели распространения депрессивных расстройств. Хорошо известно, что самым грозным осложнением депрессивных расстройств является суицид. Ежегодно 38-39 человек на каждые 100 тысяч населения заканчивают жизнь самоубийством. В стране 7 миллионов больных хроническим алкоголизмом. По разным данным 5-7 из 10 детей нуждаются в медико-психологической коррекции. Только в Москве на наркологическом учете состоят более 100 тысяч пивных алкоголиках до 14 лет. Возраст приобщения к курению в Москве у мальчиков снизился до 10 лет, у девочек до 12 лет.

Еще одна грозная цифра, которая о многом заставляет нас задуматься. По данным главного психотерапевта Минздрава России, профессора Б.Д.Карвасарского 300 тысяч оккультныых целителей на просторах РФ калечат души людей. Сколько нас здесь присутствующих? А этих людей целая армия, легион - 300 тыс. человек. Откройте любую газету, и вы увидите объявления об этих услугах. Я вспоминаю свою работу на Крутицком Патриаршем подворье в Душепопечительском центре святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мы там принимали пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма. Люди приходили постоянно, ежедневно. Иногда целыми группами.

Отдельная тема - СМИ: 70-75 убийств и сцен насилия ежедневно транслируется по разным каналам телевидения. Психологи выделили понятие - мегасмерть. То есть уже просто смерть человека не «цепляет». А когда скажут: 700 человек потонуло, тысяча человек взорвалась, вот тогда люди начинают к этому прислушиваться и обращать на этот факт внимание. За последнее 10-летие отмечается прирост психических заболеваний примерно на 35-50%. Вот если взять все психические заболевания за 100%, то 20 % - это так называемые большие психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, старческие психозы и др.). Цифра эта всегда примерно на одном и том же уровне. В происхождении этих заболеваний существенная роль отводится генетическим, индивидуально-биологическим факторам. А другая группа - это, так называемая, малая психиатрия (неврозы, постстрессовые расстройства, многие формы депрессии и др.). По своим объемам - она огромна и составляет 80% от общего числа психических расстройств. Так вот прирост психической патологии за последние годы наблюдается, в основном, как раз за счет пограничных расстройств. Многие болезни этой группы можно именовать как греховные недуги.

На международном конгрессе в Оксфорде в 1983 году было предложено более 200 определений понятия «психотерапия». Много это или мало? Много. Традиционно в России клиницисты пользуются таким определением: психотерапия - это комплекс терапевтических воздействий на психику и через психику на весь организм. Это больше медицинская трактовка и она как-то прижилась у врачей-психотерапевтов.

Как наука психотерапия молодая. В 1975 году решением, тогда еще Минздрава СССР, была утверждена специальность «врач-психотерапевт». Появились в клинике врачи, которые стали оказывать психотерапевтическую помощь. Нравственных требований к ним никаких не предъявлялось (да и не могло предъявляться). Появились и кафедры психотерапии: в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), Харькове и в Москве.

«Психе», в переводе с греческого, душа, «терапия» - лечение. То есть, если мы соединим эти два слова, то у нас получится - лечение души, терапия души. Замечательный термин. Очень жалко, что в него порой вкладывается совершенно иное содержание. В 2007 году Европейская ассоциация психотерапии утвердила 31 модальность, то есть 31 направление психотерапии. В США на сегодня более 1000 методов психотерапии. Приходит в голову такое сравнение. Когда в 11 веке от христианства отделилась крупная ветвь - католическая, а в 15 веке от католицизма пошли дробиться протестанские конфессии и сейчас этих конфессий множество. Так и в психотерапии: пошло такое же дробление и деление. Сегодня методов и направлений психотерапии очень много.

История психотерапии уходит вглубь веков и тысячелетий. В данном случае речь идет о воздействии словом, об исцелении словом. Мысль сразу переносится в Евангельское повествование. Вспоминаются слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Шло время. Менялись столетия. И вот 18 век. Чем он примечателен? Французская революция. Отделение европейской медицины от церкви привело к отказу от признания духовной основы человека. А необходимость лечить неврозы осталась? Конечно. И это заставило искать новые методы, но уже в стороне от Бога. Появились: магнетизм Месмера, гипнотизм английского хирурга Бреда. Появилась аутосуггестия швейцарского аптекаря Эмиля Куэ. В более поздние времена, уже в 20 веке тут и там слышалось модное слово - аутотренинг. Немецкий врач Иоганн Шульц на основе своих поездок в Индию синтезировал нечто среднее между йогой и психотерапией. И предложил свой метод европейцам. В Советском Союзе этот метод долгое время был самым популярным.

Наука подкрепила значимость этих методик через рефлексы, учение о доминанте, но вне оценки осталось родство их с оккультными методами, с оккультными и магическими практиками. Я вспоминаю, как-то меня пригласили выступить на одном медицинском собрании. И там обсуждался вопрос о допустимости, с православной точки зрения, использования гипноза. Если резюмировать позицию некоторых выступающих, то она сводилась к тому, что легкие стадии гипноза допустимы, а более глубокие - нет. На мой взгляд, эта позиция неверна. Это все равно, что десятку украсть можно, а сто рублей - предосудительно. Посыл совершенно не тот. Обратимся к святым отцам, к оптинским старцам. И мы увидим четкие и ясные ответы по этому поводу. Я, вспоминаю, предложил присутствующим честно ответить себе на вопрос: будете ли вы когда-нибудь лечиться гипнозом? Ответили все однозначно: «Нет». И все терапевтические эффекты от гипноза преувеличены. Я помню, в Москве доктор Райков образовал экспериментально-теоретическое общество гипноза. Он также пытался развивать творческие способности с помощью гипноза. Гипнотизировал людей и говорил им: Вы - Репин, Вы - Чайковский. Но никто ни Репиным, ни Чайковским не стал. Еще в конце семидесятых годов появились убедительные исследования о вреде глубоких гипнотических трансов. В общем, этот метод, конечно, антихристианский.

Гипнотизм, долгое время господствовавший в психотерапии, перестал удовлетворять самих психотерапевтов. И Зигмунд Фрейд попытался, в противовес гипнозу, приблизиться к разуму. Но попытка оказалась явно неудачной. Она и не могла быть удачной потому, что богоборец и атеист Фрейд, конечно, не оставлял в душе человека и малого места для духовности. Я как-то беседовал с французскими психоаналитиками и задал такой наивный вопрос: «А какова эффективность психоанализа?». В ответ я получил удивленную гримасу: «Какая эффективность? О чем вы говорите? Это жизненный стиль». Что представляет собой классический психоаналитический прием? Клиент, а чаще клиентка, долгое время (иногда годами) ходит к психоаналитику. Около часа длится сеанс, стоит он немалые деньги. И так из раза в раз. Психоанализ отдаленно напоминает исповедь, но, конечно, без покаяния и без Бога.

В противовес Фрейду французский невролог Поль Дюбуа тоже сражался с гипнозом, видя альтернативу гипнотизму в упоре на рациональную логику. Исправлением логики занимались и «дочери» рациональной психотерапии - психотерапия по Беку и по Эллису. Открывались познавательные силы души. Это, конечно, очень неплохо, но это еще не духовный разум. Это лишь может быть некоторая предтеча. То есть рациональная психотерапия была тоже антиподом гипнотизму. Но, как мне кажется, более благоприятным.

Поведенческая терапия. В стремлении к прагматизму, увы, игнорировалась свободная и творческая суть человека. Не умаляя достоинств некоторых техник поведенческой психотерапии, например, «парадоксальной интенции», все-таки хочется сказать, что невнимание к духовной основе привело к тому, что эффект от применения поведенческой психотерапии, как правило, недолговечный или вовсе эфемерный.

Многим казалось, что основоположнику гештальт-психотерапии Фритцу Перлзу удалось нечто большее. Идея казалась весьма новаторской. Но потом разобрались: зло, добро, совесть, совершенно у Перлза не идентифицируются как таковые. И, безусловно, идеи Перлза оказались очень далекими от христианства. Достаточно почитать его книгу «Внутри и вне помойного ведра».

Карл Роджерс. Казалось бы, он ближе всех подошел к православному пониманию человека. Мы видим и теплоту, и открытость, и безусловное принятие пациентов. Появилось мистическое измерение психотерапии. Но и Роджерс не смог вырваться из этих же оков. Все решалось в эгоцентрированно-гуманистических понятиях. «Я», крупная буква «я» выступала основной движущей силой психотерапии.

Параллельно трем классическим направлениям психотерапии, а именно - аналитическому, поведенческому и экзистенциально-гуманистическому, развивалось и то самое первое направление - «психотерапия влиянием», но уже, так сказать, в более усовершенствованном виде. Это НЛП, метод Грофа, трансперсональная психотерапия, гипноз без гипноза Милтона Эриксона. На духовном уровне такая, с позволения сказать терапия, сближается с миром духов злобы поднебесной, подвергая значительному риску души пациентов.

Появился термин «психотеология». Он принадлежит как раз основоположникам НЛП. То есть речь идет уже о какой-то психорелигии со всеми вытекающими последствиями.

Еще одни любопытный факт. Известный тибетский учитель Трунгпа еще в 1974 году сказал, что буддизм придет на запад через психологию. И слова этого тибетца, увы, сбываются. Достаточно заглянуть в раздел «психология» крупного книжного магазина и мы увидим, чем завалены книжные полки. Реинкарнация, медитативный тренинг, кармическая практика и т.п.

1991 год. Переносились мощи преподобного батюшки Серафима Саровского в Дивеево. Сразу вспомнился именно этот факт. Эта благодать всколыхнула всю страну. Примерно с этого времени некоторые верующие психологи и психотерапевты попытались привнести свое мировоззрение в терапевтический процесс. Появились первые книжки, посвященные православной психологии: протоиерея Бориса Ничипорова, потом профессора-психолога Братуся. Медики с упоением читали книгу замечательного верующего психиатра, профессора Дмитрия Евгеньевича Мелехова «Психиатрия и проблемы духовной жизни».

И вот, обретая Бога, воцерковляясь, вступая в мир христианского православного богословия, психотерапевт сам начинал исцеляться. Он сам начинал понимать Истину. И только через это пытался как-то помогать приходящим к нему людям. Что открыло святое Православие уверовавшему психотерапевту? Конечно, открыло ясную мировоззренческую основу. Открыло четкое понимание, говоря языком медицины, нормы и патологии. Открыло учение о силах души, о грехе и добродетелях. Грех стал восприниматься верующим психотерапевтом и как источник многих нервно-психических нарушений, психологических проблем, жизненных коллизий и нестроений. Человек после грехопадения увиделся верующему православному специалисту с расщепленными силами души. После грехопадения наших праотцов, у каждого из нас, ум, сердце и воля пошли в три разные «дороги». Какую басню это напоминает? «Лебедь, рак и щука». Проблема именно в этой душевной дезинтеграции. Вспомним слова апостола Павла: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7, 15-20 ) .

Это две тысячи лет назад сказал святой апостол Павел. Вот поэтому известный проповедник, протоиерей Димитрий Смирнов и говорит: «Человек - это вдребезги разбитый кувшин». И исцеление начинается с момента понимания этого обстоятельства. Для чего в мир пришел Спаситель? Для того, чтобы избавить нас от рабства греху, даровать нам жизнь вечную. Есть такое греческое слово «сотерия». Замечательное слово. Знаете что оно обозначает? Спасение. Так вот второе значение этого слова - исцеление. То есть это не случайно. Оказывается, душа, которая правильно идет путем спасения, она исцеляется, она приобретает цельность. Святое православие обогатило нас аскетическим опытом подвижников благочестия, духовным опытом святых отцов. Мы говорим о святоотеческой психотерапии. И наш ум возносится к образу этих святых старцев. Недавно перечитывал одну из самых любимых своих книг «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». И не могу удержаться, чтобы не прочитать вам маленький отрывок из этой книги. «Ум у отца Серафима был светлый, память твердая, взгляд истинно христианский, сердце для всех доступное, воля непреклонная, дар слова живой и обильный. Речь его была столь действенна, что слушатель получал от нее душевную пользу. Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, снимали с очей как бы некоторую завесу, озаряли умы собеседников светом духовного разумения, приводили их в чувство раскаяния и возбуждали решительную перемену к лучшему, невольно покоряли себе волю и сердце других, разливали в них мир и тишину». Ну вот, собственно говоря, что еще сказать? Это маяк, это светлый образ для каждого из нас, для каждого человека, который дерзнул заниматься душепопечением, православной психологией и психотерапией.

Центральной темой православной психологии и психотерапии является учение о страстях. Что же такое греховная страсть? Обратимся к святым отцам. Святитель Григорий Палама: «Страсть - это особая наклонность души, имеющая тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих сторон души и личности». Преподобный Силуан Афонский учил, что влекущая сила страсти над человеком состоит в обещании услаждения. Таким образом, стремление к получению удовольствия является основным побудительным мотивом поведения человека и принятия им греховных помыслов. В этом, как говорят святые отцы, суть психологии страсти. «Страсть, - пишет святитель Феофан Затворник, - есть постепенное желание грешить известным образом. Или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам». Страсть в человеке, постепенно укореняясь, становится как бы второй его природой, основным ядром его чувств и желаний. Святые отцы выделили несколько главных условий борьбы со страстями. Конечно, мы должны учить людей, приходящих к нам за помощью, борьбе со страстями. Во-первых, следует избегать поводов и причин возбуждения и питания в душе страстей. Отсекать страсть надо в самом начале ее образования. Это пункт второй. Третье условие: в борьбе со страстями не следует унывать. Если и случится падение, то раскаявшись, вновь и вновь восставать и шествовать ко Христу, преодолевая греховные наклонности. И еще. Никогда не следует в самонадеянности полагаться только на свои силы и волевые качества, но упование свое возложить, прежде всего, на Господа. И, наконец, нужно помнить о том, что грех, прежде чем осуществиться делом, зарождается в душе в помыслах. Необходимо пресекать греховные помыслы в самом их возникновении.

Я хотел сегодня на лекции сделать с вами маленький клинический разбор. Вот в книжке «Размышления православного врача» представлен, на мой взгляд, очень иллюстративный случай мизофобии, то есть страха заражения, загрязнения, которым страдал один молодой человек. В начале я вам зачитаю письмо этого юноши. Он был у меня неоднократно на приеме, а потом мы с вами разберем, что же с ним происходит. «Здравствуйте, доктор. У меня мания чистоты настолько сильная, что не могу это уже никак контролировать. На улицах стараюсь избегать какого-либо контакта с людьми и грязных мест. Кажется, что везде «нагажено» и я получаю все это «на себя». Естественно, что придя домой, начинается процесс долгого и длительного «намывания» всего — всю одежду в стирку (даже если загрязнения были минимальными). Всё, чего коснулся грязной одеждой, протираю водкой, а сам отправляюсь в душ часа на 3-4. Причем время «намывания» постоянно увеличивается. То есть, когда мою руки, кажется, что чего-то коснулся снова — и начинается процесс мытья сначала. Последнее время у меня появилась реальная нервная тряска по выходе из ванной (чем-то напоминает болезнь Паркинсона) и грубая внутренняя истерика (печальный рекорд — 30 часов в ванной на ногах 22—23.09.06). Весь мой мир ограничился постелью и компьютером. Все остальное я уже потерял: институт, друзей, да и работу скоро потеряю. С работы прихожу в 22:30, душ — до 3:00, на работу — в 9 утра. Это вся моя жизнь сейчас».

Вот давайте мы с вами и разберем этот случай. Мы проиллюстрируем формирование болезненных симптомов на примере развития греховного помысла. Святые отцы обращают наше внимание, что вначале появляется прилог (помысел) . Вот и у этого молодого человека появился навязчивый помысел. Часто прилоги имеют демоническое происхождение. И даже очень часто. Следующий этап очень существенный. Называется он сочетание . Как луч фонарика внимание этого молодого человека направилось в сторону исследования этого прилога. Да, действительно, есть микробы. Есть заразные заболевания. И, в общем-то, казалось бы, можно чем-то и заразиться. В этом есть какое-то рациональное зерно. Все, прилог принят! Этап третий именуется как сосложение . Молодой человек убедился в том, что он заболеет. И это обстоятельство в его душе стало вызывать огромное напряжение и внутренний конфликт. Болезней заразных много. Например: гепатит, СПИД и др. Сознание твердит: мне грозит смертельная опасность. А посему и тридцать часов под душем стоять необходимо и водкой все предметы часами протирать. И стараться ни к чему не притрагиваться. Этап четвертый называется пленение . Деревце посадили. Прошел год, два. Теперь попробуйте его вырвать! Так и с мыслью. Убежденность только возрастает. Душа полностью порабощается этими помыслами. И в итоге - устойчивый страх . Мизофобия. И этот страх уже не без греха. Он зиждется на маловерии, он прошел все предыдущие четыре этапа. Начинается этап нейрофизиологии. Страх начинает доминировать в сознании. Он усиливается. По законам доминанты этот страх тормозит вокруг себя психическую деятельность, и мысли вращаются по кругу. Остановить этот поток мыслей, эту умственную «жвачку» невозможно или очень-очень трудно. Что возникает дальше? Дальше возникают психосоматические или невротические симптомы. Могут возникнуть депрессия, бессонница. Человек может запить, много курить и так далее. Может возникнуть соматическая болезнь.

Посмотрите, во что может вылиться принятый помысел! В данном случае - страх заражения. Упорный и устойчивый. За годы работы у меня выработалось правило, состоящее из трех частей. 1. Надо не верить этому помыслу. Не верить! 2. Не сочетаться с навязчивыми помыслами. Вот я спрошу у вас: когда согрешила Ева? Когда вкусила запретный плод? Раньше. Когда с бесом начала собеседовать. Итак, второе условие - не сочетаться с помыслами. И третье, и оно же первое и второе. Это благодать Божия. Ведь мы вступили в невидимую духовную брань с духами злобы. Со своей собственной дезинтеграцией. Молитва, Таинства Церкви, стремление к благочестию. Это тот фундамент, на котором все должно строиться.

Вопросы смысла жизни, смысла страдания в психотерапии приобретают первостепенное значение. Я бы хотел вам привести цитату из работ Юнга, хотя он, естественно, не является моим любимым автором: «Среди многих пациентов в возрасте тридцати пяти лет и старше не было ни одного, чья проблема, в конечном счете, не сводилась бы к поиску религиозного взгляда на жизнь». Об этом же пишет и Мэй. По образному замечанию одного священника, бездуховная психотерапия - всадник без головы.

Я убежден в том, что мы с вами много богаче наших неверующих коллег. Как утешить мать, которая потеряла сына? Только правдой Божией: у Бога нет смерти. Я вспоминаю больных с тяжелой онкологией. Я вспоминаю девочку, которая в 17 лет, после первой блудной связи заразилась тяжелой формой СПИДа. Я вспоминаю женщину, которая все потеряла после землетрясения в Спитаке. Как помочь этим людям? Назначить им релаксацию? Нет, конечно, на первом этапе и таблеточки, и беседы, и сочувствие. Все это очень важно. А дальше, если это возможно, мы переходим к духовной работе.

Профессор Л.Ф.Шеховцова выделяет две задачи православной психотерапии. Общая - это оказание человеку помощи в преодолении его падшей природы и осознании им психологических страстных механизмов. Я совершенно с этим согласен. И задача частная - оказание помощи человеку в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений. И тут очень важный момент. От проблемы к осознанию греха и способам его уврачевания. За проблемами очень часто кроется грех, греховные страсти.

Вот еще очень важное обстоятельство. Религиозный конфессиональный признак психотерапии указывает на использование религиозного опыта не вообще, а конкретно православной духовности. Вот поэтому я и использую термин православная психотерапия. Используют и другие термины: духовно-ориентированная, религиозно-ориентированная, христианская психотерапия и так далее. Сколько было споров вокруг этого термина! А вот появилась книжка греческого митрополита, владыки Иерофея (Влахоса) «Православная психотерапия». Она и расставила все точки над «i».

Две формы выделяют также в православной психотерапии. Это сугубо церковная . Весь уклад церковной жизни глубоко психотерапевтичен. Хотя Церковь - это не психотерапия. Это четко надо понимать. И научно-практическая , то есть это помощь психотерапевта, клинического психолога, специалиста. Духовный опыт святых отцов и учителей церкви не может и не должен быть трансформирован в какие-то психотехники. То есть здесь нам нужно подходить очень-очень аккуратно. Принципиальное условие - это воздействие на пациента словом. Словом врача православного. Вновь обращаю ваше внимание на тот самый документ, с которого мы начали лекцию, на Основы Социальной Концепции. «В области психотерапии», — как сказано в Основах — «оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для православия».

Психотерапевт, психолог часто предшествуют встрече со священником. Подготавливают эту встречу. Давайте сформулируем основные принципы православной психотерапии. Их, на мой взгляд, три. 1.Исповедование православной веры самим специалистом и привнесение ее спасительной истины и духовной чистоты в лечебный и консультативный процесс. Невозможно заниматься православной психотерапией и при этом не молиться, не ходить в церковь, не каяться во грехах и не причащаться. 2. Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческой основе. 3.Отказ от методов и напрвлений психотерапии, не соответствующих истинам православия.

Очень важно формировать в обществе христианское отношение к болезням. И к психическим в том числе. Эта мысль побудила меня организовать около пяти лет тому назад Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболевания. К каким болезням прежде всего нужно формировать христианское отношение? Неврозы, психосоматика, аддиктивные расстройства, суицидальное поведение, депрессии.

Поговорим о неврозах. Давайте сделаем краткий экскурс в неврозогенез. Поговорим о причинах возникновения неврозов. В неврозологии выделяется несколько крупных платформ. Существует даже антинозологическая платформа Джозефа Вольпе, который говорил, что невроз - плохая упорная привычка неадаптивного поведения. Следующая большая группа - это нейрофизиологические теории. Назовем лишь несколько крупных имен. Академик И.П.Павлов, академик А.М.Вейн, профессор М.Г.Айрапетянц и другие. Они утверждают, что в происхождении неврозов лидирующее место принадлежит нейрофизиологическим сдвигам (патология лимбико-ретикулярной системы, минимальные мозговые дисфункции и т.п.).

Следующая громадная платформа - психологическая. Тут постарались и психоаналитики, и Фрейд, и Адлер, здесь и теория невротического превосходства, и теория невротических наклонностей. Конечно, упомянем и Франкла с его ноогенной теорией невроза. Казанский профессор-психиатр Менделевич говорит об антиципационной несостоятельности, то есть неспособности предвидеть, предвосхитить ход жизненных событий. Питерский профессор А.Е.Личко говорил о декомпенсации акцентуаций характера. Грузинский психиатр М.М.Хананашвили написал в свое время книгу «Информационные неврозы», в которой, например, сказано, что за год наш современник получает столько информации, сколько в одна тысяча девятисотом году человек получал за всю жизнь. То есть, проблема видится в избытке информации. А вот академик Симонов говорил о недостатке информации. Он говорил, что невроз - это болезнь неведения, нехватки необходимых сведений для принятия решения. Как видно - мнений много, а духовного взгляда на неврозы нет. Не отметая ни ту, ни другую, ни третью точку зрения, можно предположить, что невроз - это следствие духовного повреждения. Это столкновение желаемого и действительного. Я иногда на лекциях привожу такой пример: соединяю кулаки напротив друг друга и спрашиваю какую руку ломать, правую или левую? Да жалко и ту, и другую! Из такого положения нет выхода. Если кто-то из присутствующих автомобилист, то он знает, что когда две машины сталкиваются на скорости сто километров в час, то скорость при столкновении будет двести. Скорость удваивается. Помню, как во время приема одна женщина с тяжелым неврозом сообщила мне, что не разговаривает с матерью 15 лет. Она лечилась у многих специалистов, пила эффективные лекарства, лечилась гомеопатией, иглотерапией, принимала душ Шарко, ездила в санатории. А что надо было сделать? Подойти к маме, обнять ее, поцеловать, попросить прощения. И недуг бы исчез, растворился как сахар в стакане горячего чая. А человек упорно идет другим путем. В среде специалистов, изучающих эту патологию, бытует грустная шутка. Надо спрашивать: «какой формой невроза Вы болеете», а не задавать вопрос «Болеете ли Вы неврозом?».

В свое время мы нарисовали портрет «потенциального невротика». Это был даже не портрет, а скорее галерея портретов. Среди основных черт людей этого типа жизнь по контрасту плохо-хорошо. В оценках - категоричность. Мышление коридорное. Бескомпромиссность установок. Готовность болеть неврозом у этих людей определяется всегда. Я убежден, что невроз - болезнь духовная. В своей книге «Нервность» я попытался это подробно изложить. Взять, к примеру, истерию. В духовном смысле это делание дела напоказ. Выгода и зритель - вот что нужно истерику. Или неврастения, которая очень сильно связана с грехами гордости, тщеславия. То есть, страсти очень сильно в неврозах «похозяйничали».

Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом и другими зависимыми расстройствами, которые мы именуем как «греховные недуги».

Психотерапия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться и т. п. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.