Как на руси жить хорошо счастье героев

Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Счастье - понятие сугубо индивидуальное. У каждого человека счастье свое, отличное от остальных. Для кого-то быть счастливым - значит находиться в гармонии с окружающим миром и людьми; для кого-то - быть понятым и верно воспринятым близкими. Для некоторых понятие «счастье» является сложным и многогранным, включающим в себя множество факторов. Кому-то для счастья необходимо всего ничего - приятная мелодия и хорошая погода на улице.

В любом случае счастье, каким бы оно ни было, сильно разнится в зависимости от индивидуальных особенностей человека - воспитания, мировоззрения, образа мысли. Многих писателей и поэтов совершенно различных эпох волновала проблема поиска человеческого счастья. У разных художников оно представало различным: то синей птицей, как у М. Метерлинка, то манящим, глубоким небом, как у А. С. Пушкина иМ.Ю. Лермонтова. В своей во многом революционной поэме Н. А. Некрасов изобразил другое счастье - радость от того, что происходящее не так плохо, как могло бы быть. Многотипное и многогранное счастье у Некрасова, однако, не такое прекрасное и светлое чувство, каким мы привыкли его представлять.

Произведение «Кому на Руси жить хорошо?» является сложным, многолетним авторским трудом. На протяжении всего срока работы над поэмой Некрасова не покидали мысли о предопределении человека, о том, с какой целью он приходит в этот мир, и о способах воплощения этой цели.

Для того чтобы ответить на вопрос, заданный в заглавии произведения, поэт пересматривает всю Русь, все общественные классы. У каждого свои представления о счастье и комфорте, но не все из них представляют для автора интерес.

Начало поэмы - написанное в 1863 году, сразу после отмены крепостного права - представляет печальную картину жизни крестьян, мещан, церковников. У них нет даже смутного представления о настоящем человеческом счастье, а то состояние, которое ими выдается за счастье, откровенно вызывает жалось. Только в тех частях, которые относятся к 70-м годам, мы видим созревшее в мыслях автора определение высокого человеческого чувства: служить народу и есть счастье.

Заступником и защитником человечества становится «счастливчик» Гриша Добросклонов. Однако автор, описывая будущее Гриши - «чахотку и Сибирь», ставит четкую разграничительную линию между понятиями личного и общечеловеческого, народного счастья. Первое - убого и жалко, второе - по-настоящему прекрасно и действительно способно возвысить человека.

Основной сюжет поэмы напоминает русскую народную сказку - путешествие мужичков из разных деревень в поисках счастливого человека. По дороге к их заветной цели крестьянам помогают волшебные природные силы, которые и кормят их, и поят. Постоянные сказочные повторы, множество чисто народных поговорок и присказок делают полотно поэмы не просто авторской выдумкой, а особым произведением, действительно близким по духу народу.

Цель поэмы совпадает с целью главных героев: понять, а что такое счастье и есть ли ему место на земле Русской? каковы пути, которые помогут народу обрести потерянное счастье и кто может им помочь? Все эти вопросы решаются в ходе длинного и трудного путешествия мужиков по городам и селам.

Тут перед героями и читателями проходит целая галерея разнообразных человеческих типов. И все они претендуют на то, чтобы считаться счастливыми, но сами и отказываются в итоге от этого звания. Читатели видят людей, симпатичных автору, но неспособных считаться счастливыми. Их простое счастье заключается в том, что горе оказалось не таким страшным, каким могло быть, Народные герои, не смирившиеся с рабским положением и не ставшие холопами - Савелий, Матрена Тимофеевна и Ермил Гирин- вызывают уважение и автора, и читателей. Их антиподы - слуги богатых помещиков - тоже вроде бы имеют право на личное счастье, однако если крестьянская доля вызывает сочувствие и светлую грусть у героев поэмы, то барские причуды и замашки холопского сословия отвратительны и противны рабочему люду.

Множество лиц, з разной степени несчастных и счастливых, проходят перед читателем. Но только в одном герое произведения, появляющимся в самом его конце, автор видит народного заступника и счастливого человека. Это Гриша Добросклонов, о котором рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир».

Жизненный путь этого героя очень тяжел. Григорий Добросклонов - семинарист, сын «батрачки безответной» и нищего дьячка, прожил голодное детство и тяжелую юность:

…А у Григория Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты.

В семинарии, в которой Гриша провел свою юность и получил образование, учеников «недокармливал хапуга эконом». Во время отпуска Гриша подрабатывал батраком в селе Вахлачино - в месте, где родился и вырос. Он знал о тяжелой жизни крестьян не понаслышке. Несмотря на мрачные картины, которые он видел в Вахлачино, Гриша рос отзывчивым и добрым человеком:

… в сердце мальчика С любовью к бедной матери,

Любовь ко всей вахлачине Слилась…

Гриша решил, что должен посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье:

…и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Родного уголка.

Народный герой - человек, сильный духом и чуждый личных интересов. В нем сочетается и любовь к земле, к простому и тяжелому крестьянскому труду, и ясный, образованный ум передовой молодежи. В борьбе за правое дело он не идет по простой, проторенной его неудачливыми предшественниками дороге, а выбирает тяжелый, трудный путь борьбы за права угнетаемых крестьян. Народ видит в нем своего посланника и избавителя, благословляет молодого человека на борьбу:

Иди к униженным,

Иди к обиженным

Будь первый там!

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Именно в уста Гриши - народного поэта и певца - автор вкладывает жемчужину свой поэмы - песню «Русь»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Сила с неправдою Не уживается,

Жертва неправдою Не вызывается…

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая!

Именно образом народного героя Гриши Добросклонова, вышедшего из низов и не забывшего своих корней, Некрасов связывает свое представление об истинном счастье - прежде всего для общества, а только потом - для самого себя. Это и есть нравственный и эстетический идеал русского человека - единственный приемлемый автором. И только такому герою «на Руси жить хорошо».

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их - найти "счастье мужицкое".

В поэме решается самый главный вопрос о современности: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос "кому на Руси жить хорошо?", Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла "в народ", обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу - и есть счастье. Образом "народного заступника" Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной "Пир на весь мир". Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и "батрачки безответной", он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии "их недокармливал хапуга-эконом", а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине.

Он был отзывчивым и любящим сыном, и "в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась". Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа: "...И лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка". Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу: "Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь". Гриша - поэт, он создаст песню "Русь", в которой воспевает пробудившуюся Россию: "Рать подымается - Неисчислимая. Сила в ней скажется Несокрушимая".

КАК ПОНИМАЮТ СЧАСТЬЕ ГЕРОИ И АВТОР ПОЭМЫ Н.А.НЕКРАСОВА "КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?". Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? - с этого вопроса начина

ПЛАН ОТВЕТА

1. Художественное исследование народной жизни.

2. Фольклорная основа поэмы.

3. Кому на Руси жить хорошо?

- говорящие названия;

Образ крестьян;

Идеал счастья:

Помещика;

4. Понимание счастья Некрасовым.

5. Образы бунтарей - народных заступников.

6. Образ Г. Добросклонова - нравственный идеал Некрасова.

7. Оптимистический финал поэмы.

1. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, - итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос, сформулированный в стихотворении Некрасова «Элегия»:

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - поэту потребовалось создать эпопею, которая отразила все важнейшие события и явления в жизни народа в переломный момент истории страны. Автор смотрит на происходящее глазами народа, выражая, прямо или косвенно, его чувства и устремления. Мысли народа, его представления о счастье, о путях к этому счастью выражают не только отдельные герои (семь мужиков, Яким Нагой, Матрена Тимофеевна, Савелий, помещики, купцы, солдаты, чиновники, священники, странники и богомольцы), но и участники массовых сцен, в которых народ предстает как нечто единое: на празднике-ярмарке в селе Кузьминское, на сельском сходе, избирающем бурмистра, на городской базарной площади, на приволжском лугу, в сцене пира на весь мир.

2. Использование фольклора и сказочных элементов позволяет автору не только построить сюжет с большим охватом пространства, времени и действующих лиц, но и связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью. ^ Уже зачин поэмы «В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай», не дающий точных географических координат изображаемых событий, подчеркивает, что речь пойдет обо всей русской земле. Названия деревень, в которых живут мужики, встретившиеся на столбовой дороге, глубоко символичны:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень -

Заплатова, Дырявина,

Разугова, Знобишина,

Горелова, Неелова -

Неурожайка тож.

В своем странствии они проходят через Испуганную и Неграмотную губернии, встречаются с жителями деревень Босово, Адовщина, Столбняки, узнают о том, что от неурожая «целые селения на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут...». Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной угрозы разорения и голода. Портрет крестьянина-труженика не напоминает сказочного доброго молодца:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой обрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Беспросветная жизнь должна бы рождать недовольство, протест:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается...

Центральный вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» не имеет однозначного ответа:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстопузому! -

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потужился

И молвил, в землю глядючи:

Вельможному боярину,

Министру государеву

А Пров сказал: царю...

В первой части поэмы священник формулирует общенародный идеал счастливой жизни, с которым не только по простодушию и наивности соглашаются правдоискатели:

В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, друга милые?

Они сказали: «Так».

Но дело в том, какое содержание вкладывают представители разных сословий в понятие «счастье». Для попа счастье - в крепостническом прошлом, когда церковь была на содержании у богатых помещиков. Разорение помещиков и обнищание крестьянства привели к упадку духовное сословие. Содержание священника и причта ложится на плечи крестьянина, который «сам нуждается и рад бы дать, да нечего». Два помещика, Оболт-Оболдуев и Утятин-князь, тоскуют о навсегда утраченном рае крепостной Руси. Их дворянское счастье - в праздности, роскоши и чревоугодии:

Французу не привидится

Во сне - какие праздники,

Не день, не два - по месяцу

Мы задавали тут.

Свои индейки жирные,

Свои наливки сочные,

Свои актеры, музыка,

Прислуги - целый полк!

Пять поваров, два пекаря...

в потехах псовой охоты, в своеволии, которое разрешало крепостное право:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Богатство «прогрессивного» помещика Оболта-Оболдуева основано на поборах с оброчных крестьян, которые гостинцы добровольные несли из «Киева - с вареньями, из Астрахани - с рыбою». Покой помещика - вера в идиллию единой семьи помещика и крестьянина, где помещик - отец, а крестьяне - дети, которых помещик по-отечески наказывает и великодушно милует.

Счастье помещик понимает как удовлетворенное властолюбие, выражающееся в самодурстве. Честь помещика - это спесь, тщеславная гордость своим происхождением. А народ понимает счастье по-своему. Солдат счастлив тем, что в двадцати сражениях «был, а не убит», «нещадно бит я палками» - а остался жив; старуха радуется, что не умрет с голоду, так как «родилось реп до тысячи на небольшой гряде»; каменщик, надорвавшийся на работе, рад, что добрался до родной деревни. Их счастье - в отсутствии несчастья. Для народа богатство - достаток, который дает честный труд, приносящий радость человеку, пользу другим.

Покой - внутренняя гармония и чистая совесть. Честь - уважение, любовь, сострадание, возможные между людьми.

Для народа слова: богатство, честь, покой - наполнены высоким нравственным содержанием. И в соответствии с этими нравственными запросами народ выбирает свой эталон счастья, указывая странникам на счастливых. Это Ермил Гирин, человек чести, правды и совести:

Да, был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением:

«Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она была только в молодости:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Хороший муж, лад в семье - это и есть счастье. А потом пошли беды и несчастья: погиб сын, забрали мужа в солдаты, саму высекли, дважды горели, «Бог сибирской язвою» трижды наградил. Но мнение людей о счастье Матрены Тимофеевны не случайно: выстояла, вынесла все испытания, спасла сына от плетей, мужа от солдатчины, сохранила собственное достоинство, силу, которая ей нужна для работы, любовь к детям.

Матрена называет деда Савелия - «богатыря святорусского», который двадцать лет провел на каторге.

Эти простые люди - золотой фонд русской нации. Одним из условий счастья народного в их понимании является свобода. Поэтому так ненавистны им холопы: предатель Егор Шутов, староста Глеб, Яков:

Люди холопского звания -

Сущие псы иногда!

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

4. Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. Поэтому так дороги ему люди, не смирившиеся со своим рабским положением.Всем своим повествованием он приводит читателя к мысли:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

5. В поэме немало образов бунтарей и народных заступников. Таков, например, Ермил Гирин. В трудную минуту он просит помощи у народа и получает ее. Таков Агап Петров, бросивший гневное обвинение князю Утятину. Бунтарские идеи несет и странник Иона.

6. Мотив истинного счастья народного возникает в последней главе «Доброе время - добрые песни», и связан он с образом Гриши Добросклонова, в котором воплотился нравственный идеал писателя. Сын дьячка, вскормленный всем крестьянским миром, впитавший с молоком матери горькую крестьянскую слезу, Гриша не просто испытывает глубокую и преданную любовь к народу, но и становится народным заступником, сознательным борцом за народное счастье. О его дальнейшей судьбе Некрасов говорит.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была начата Некрасовым вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 году. «Великая реформа», прославлявшаяся либералами, только улучшила, но не изменила принципиально положение крестьян, что сразу же поняли наиболее дальновидные представители русской интеллигенции, в том числе и Некрасов.
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Эта проблема занимала тогда всех мыслящих людей России. Некрасов не сомневался в ответе:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак.
«Где же ты, тайна довольства народного?» - именно этот вопрос является главной темой поэмы. Первоначальным намерением автора было провести своеобразную ревизию пореформенной Руси и показать, что в новой «раскрепощенной» стране все остались по-прежнему несчастливы. В процессе работы над поэмой авторский замысел изменился: возникла новая тема - тема Гриши Добросклонова, будущего героя новой России, который, по мнению Некрасова, и есть истинный счастливец.
В поэме перекликаются два различных представления о счастье, которые в сознании читателя вступают в непосредственный диалог. Одно из них, мгновенная мечта о сытой и вольной жизни, - народное (именно это счастье ищут мужики). Другое - воплощенное в образе Гриши Добросклонова и разделяемое автором представление о новой демократической интеллигенции. Сюжет определяется первым, но, по замыслу автора, в финале поэмы должно было торжествовать второе. Поиски народной правды, мечта о царстве добра и справедливости - одна из основных тем русского фольклора, древнерусской и новой литературы. Эта тема является стержневой и в поэме Некрасова. Семеро мужиков (число, означающее в мифологии и фольклоре максимальную полноту; в поэме Некрасова странники представляют всю Русь) оставляют свои семьи, детей, хозяйство и дают клятву не возвращаться домой:
Покуда не доведают
Как ни на есть - доподлинно,
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?
Что же такое счастье в представлении мужиков? Понятие «жить счастливо» расшифровывается как «любо-весело», «вольготно», то есть подразумевается в первую очередь материальное благосостояние и все преимущества, которые оно дает. Поэтому их перечень кандидатов в счастливцы исключает «людей малых». Слабая надежда найти счастливого в среде «своих» исчезает после ярмарки:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое, с мозолями,
Проваливай домой!
Представление о счастье у героев Некрасова не остается неизменным. Поп, первый собеседник мужиков (характерно, что не сами герои), формулирует его следующим образом:
«В чем счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь!
Не так ли, други милые?»
Они сказали: «Так» ...
Художественная и гражданская честность Некрасова проявляется в том, что он не восхищается своими героями, ничуть не идеализирует их, видит их неразвитость, примитивность представлений о жизни и счастье, иногда посмеивается над ними. Но не мужики виноваты в том, что жизнь не могла дать им иного представления о счастье, более соответствующего достоинству человека. Если б представление Некрасова о народной душе исчерпывалось этим, не была возможна никакая надежда на будущее, которая вдохновляла поэта.
Некрасов не успел показать, как поколебалось представление о счастье у этих семи мужиков, но изобразил героев, уже приблизившихся к пониманию настоящей народной правды и даже пострадавших за нее (Ермил Гирин, Савелий, Яким Нагой). Для этих героев важнее всего из перечисленных попом составляющих счастья не богатство, не покой, а честь. О Ермиле Гирине говорится:
Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет.
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Но единственный человек, которого можно было бы назвать счастливым, оказывается... в остроге, из чего и герои поэмы, и читатели - особенно читатели! - не могут не сделать соответствующих выводов.
Таким образом, герои Некрасова, олицетворяющие собой всю Россию, вплотную подводятся автором к необходимости пересмотреть традиционное представление о счастье. Поэт не успел завершить свое создание, но по его замыслу подлинным героем должен был стать Гриша Добросклонов. Гриша - ответ Некрасова на вопрос о том, кого следует считать истинным счастливцем в несчастной Руси. Казалось бы, о каком счастье может идти речь:
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но для Некрасова здесь нет никакого противоречия. Гриша счастлив, потому что сознательно жертвует собой из любви к народу и родине. У него есть цель и смысл жизни. Семеро странников не встречаются с Гришею, но эта встреча обязательно должна произойти:
Быть бы нашим странникам
Под родною крышею,
Если б знать могли они,
Что творилось с Гришею.
Некрасов понимает, что народ и демократическая интеллигенция нужны друг другу, что они обязательно должны встретиться и поведать друг другу свою «правду». Только тогда, считает автор, будет возможна та истинно счастливая жизнь, о которой мечтал он для России и которой достоин великий русский народ.