Метод беседы
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально-психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.
Метод беседы -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед психолог может пользоваться диктофоном.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
В ситуациях устного речевого общения общающиеся имеют дело с собственными речами. Слушающий формирует речь в соответствии с тем, как артикуляционный апппарат говорящего возбуждает процессы в воздушной среде. У слушающего в автоматизированном режиме происходит выбор, запуск и исполнение соответствующих им ранее сформированных нейропрограмм, что он субъктивно воспринимает как речь говорящего. У говорящего свои процессы, которые не могут быть достоянием слушающего. Говорящий может воображать, что передает свои мысли слушающему, информирует его, передает информацию. У слушающего могут быть только свои процессы мышления, результаты которых могут устраивать говорящего или нет, но эти результаты также не даны говорящему непосредственно. Он может о них догадываться, имея ориентационные модели ситуации. Неадекватность отображения ситуаций речевого общения характерна для большинства человеческих существ. Психологи не являются исключением. Во времена Радищева "беседа" интерпретировалась бы как "чтение". Если принять соответствующие условности, то у М.Фасмера находим:"...Беседа "разговор, поучение"... (М.Фасмер,М.,1986, с.160). Рефлексивное слушание можно понимать не как прерывание говорящего, но как рефлексию, т.е. отображение себя в состоянии слушания, обращение внимания на себя, осуществление анализа собственного восприятия. Решение вопроса: соответствует ли твоя модель того, что хочет от тебя говорящий, тому, что этой модели ты ставишь в соответствие, видимо, можно считать рефлексивным слушанием.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
v Терапевтическая беседа
v Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
v Автобиографическая беседа
v Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
v Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
v Телефонная беседа
Обычно беседа двух людей бывает похожа на вербальный пинг-понг -- собеседники говорят по очереди. Однако в консультировании и психотерапии все происходит иначе, особенно в начале беседы. Здесь вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.
Существуют два важных аспекта, связанных с этим умением. Во-первых, каждый человек испытывает потребность общаться с другим человеком по важным для него делам. Во-вторых, наша склонность поддерживать других или соглашаться с ними зависит от того, насколько они выслушивают нас. Можно смело утверждать, что качество отношений между людьми в немалой степени зависит от умения выслушать и услышать.
Однако существуют некоторые обстоятельства, мешающие внимательно выслушивать. Часто то, что говорит клиент, не соответствует установке консультанта, и он слушает невнимательно. Широко распространена манера, нередко и в консультировании, когда мы не столько слушаем собеседника, сколько реагируем на его сообщения, в мыслях заранее сформулировав реплики, ответы, вопросы и т.п. Это только видимость слушания. Одним из последствий социального обучения является избегание излишней информации о другом человеке, что иногда побуждает консультанта сопротивляться рассказу клиента о глубоко личных делах, а результат такого сопротивления -- опять же невнимательное слушание. Порой рассказываемые клиентом события или затронутые темы вызывают неприятные чувства: тревогу, напряжение. Консультант, стремясь избежать неприятного состояния, может не услышать в повествовании некоторые важные подробности. Трудности выслушивания вызывают и клиенты, которые непрестанно жалуются на свои проблемы, особенно на соматические симптомы (например, психосоматические пациенты).
Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Если консультант внимателен, клиент, "заменяет точку в конце предложения запятой, и то, что казалось концом раскрытия, становится прелюдией к более глубокому откровению".
В любом случае правильное выслушивание -- это активный процесс. Он, охватывает "все виды ощущений плюс интуиция, отражение и эмпатия". Имеется в виду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными они ни были. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными "ключами" к пониманию проблем клиента. Но не следует цепляться за них, поскольку часть возникших ассоциаций и идей позднее не подтверждается и отбрасывается. Не нужно делиться с клиентом своими ассоциациями, потому что они могут быть абсолютно ошибочными. Ассоциации скорее -- это руководство к дальнейшему выслушиванию, задаванию вопросов, поощрению клиента к "исследованию" новых областей субъективного мира. Активное слушание такого рода помогает увязывать отдельные фрагменты повествования клиента, вследствие чего и реализуется главная задача консультирования -- понимание клиента.
Рефлексивное и нерефлексивное слушание
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
В результате изучения данной главы студенты будут:
знать
- сущность и виды беседы как метода научного психологического исследования, ее возможности и ограничения;
- соотношение методов наблюдения и беседы, преимущества беседы как научного метода;
- основные этапы и принципы организации беседы как научного метода в психологии;
уметь
- разрабатывать программу беседы;
- определять общую стратегию и тактику ведения беседы с целью сбора новых научных данных в психологии;
владеть
Навыками ведения и анализа протокола беседы.
Общая характеристика и виды беседы (интервью) в психологическом исследовании
Беседа является одним из основных научных методов в социальных пауках вообще и психологии в частности. В общем виде беседу можно определить как метод сбора данных, а также как метод воздействия, основанный на использовании вербальной коммуникации. Беседа применяется во всех без исключения сферах деятельности психолога: в психотерапии и психокоррекции, в психодиагностике, в исследовательской деятельности и т.д.
В настоящей главе мы рассмотрим беседу только как инструмент проведения психологических исследований, оставляя за рамками обсуждения особенности ее применения в психотерапевтической и психокоррекционной работе. Важным отличием здесь является то, что в психотерапевтической работе одной из главных целей использования беседы является воздействие на собеседника, приводящее в результате к изменению последнего. В исследовательской же деятельности беседа рассматривается исключительно как способ получения данных, не подразумевающий осуществление воздействия.
Метод беседы является весьма многоаспектным и реализуется с помощью большого количества различных способов. Данный метод используется для получения как качественных, так и количественных данных, в зависимости от чего применяется как при изучении единичных случаев или маленьких выборок, так и при исследовании большого количества испытуемых. Кроме того, беседа принимает разные формы в зависимости от того, как, кто и когда задает вопросы, как получает на них ответы и какие именно вопросы задаются.
В общем виде исследовательские методы, которые могут быть рассмотрены как модификации метода беседы, можно разделить на два основных тина - интервью (от англ, interview) и опросы (в англоязычной литературе используется термин survey). Это деление обусловлено типом данных, которые получаются в результате их применения, и особенностями построения исследования.
Опросы обычно используются для проведения исследований на больших выборках испытуемых и нацелены на сбор преимущественно количественной информации. Опросы могут проводиться при помощи личного или телефонного интервью, а также письменно в форме заочных опросов или анкетирования (когда респонденту необходимо письменно ответить на сформулированные заранее вопросы, а непосредственное взаимодействие исследователя и респондента не подразумевается). При проведении опросов на больших выборках межличностное взаимодействие между исследователем и респондентом играет не такую существенную роль, при этом большое внимание уделяется унификации процедуры проведения опроса для всех респондентов.
В психологии предпочтение отдается скорее методам качественного интервью, в то время как опросы являются основным инструментарием других социальных наук (социология, политология и т.п.), хотя также применяются и в социально-психологических исследованиях. В зависимости от специфики изучаемой проблемы, а также целей и задач исследования, предпочтение может отдаваться различным типам беседы.
В центре внимания данной главы находится именно качественное личное интервью, и в дальнейшем мы будем здесь использовать термины "беседа" и "интервью" как синонимы. Хотя общие идеи, связанные с особенностями построения интервью, изложенные здесь, в основном применимы и в отношении проведения опросов, для них существуют также некоторые особенности, которые не будут обсуждаться в этом пособии. Для их
изучения отсылаем вас к соответствующей литературе например, к работам М. В. Мельниковой , Г. М. Бреслава , В. А. Ядова и др.
Итак, мы будем рассматривать беседу как диалог между людьми, позволяющий одному человеку выяснить психологические особенности, мнения, автобиографические сведения и т.п. другого человека на основании обмена вербальными сообщениями.
Использование метода беседы позволяет получить огромное количество разнообразной информации, которая часто не может быть получена посредством использования других методов. Там, где наблюдение и эксперимент могут предоставить лишь косвенные сведения об интересующей исследователя проблематике, беседа может оказаться наиболее непосредственным способом получения данных: вы просто спрашиваете у человека обо всем, что вас интересует. Беседа особенно незаменима в тех случаях, когда другие методы не могут быть применены в принципе. Например, если вы интересуетесь содержанием сновидений или субъективными состояниями человека, которые не находят отражения в его поведении, вы не сможете использовать для этого никакой другой исследовательский подход.
Беседа - единственный метод, который позволяет напрямую получить информацию о мыслях, мнениях, предпочтениях и точке зрения респондента, а также такую феноменологическую информацию, как его представление о себе и воспринимаемой им окружающей действительности. Беседа удобна для проведения мысленных экспериментов , когда вы предлагаете испытуемому смоделировать какую-то ситуацию и выясняете, как он действовал бы и чувствовал себя при этом. Таким образом, беседа является универсальным методом исследования с очень широким кругом применения.
Учитывая все преимущества и недостатки этого метода, необходимо четко понимать, в каких ситуациях его следует, а в каких не следует использовать, а также в каких случаях полученным с его помощью данным можно доверять, а в каких нельзя.
В силу своей высокой неспецифичности метод беседы, как и метод наблюдения, может использоваться на разных этапах исследовательского процесса и в разных качествах:
- может применяться для проведения первичного исследования какой- либо проблематики, которое поможет в целом понять, как следует подходить в дальнейшем к ее изучению (ознакомительные интервью);
- может являться основным и единственным методом исследования (когда вся информация, собранная в исследовании, основана только на проведении интервью);
- обычно он, наряду с наблюдением, используется как составная часть для проведения полевых исследований (когда изучаются, например, особенности каких-либо социальных групп);
- может также применяться в качестве способа измерения зависимой переменной при проведении экспериментов.
Кроме того, беседы проводятся на первом этапе конструирования психодиагностических опросников. Они также используются при проведении постэкспериментальных опросов, позволяющих прояснить мысли и чувства, возникшие у испытуемых в процессе эксперимента, и выяснить возможные догадки о проверяемых в эксперименте гипотезах.
Применение метода беседы, несмотря на его универсальность, в некоторых случаях может быть неоправданным. Например, когда предполагается в сжатые сроки изучить большое количество испытуемых либо если более надежные данные могут быть получены при помощи других методов (например, наблюдения). Не рекомендуется также проводить беседу, когда существуют подозрения, что информация, получаемая от респондентов, может быть преднамеренно или непреднамеренно ими искажена, а также если испытуемые по определению не могут дать самоотчет об интересующих исследователя вопросах (например, при исследовании детей, людей с психопатологией или т.п.).
Проведение беседы может на первый взгляд казаться очень похожим на обычный разговор, однако в действительности интервью отличается от разговора по ряду важных параметров.
В первую очередь, с точки зрения наличия цели. В обычном разговоре цель, как правило, не эксплицируется в явном виде, о пей можно догадаться по ходу общения, иногда же разговоры вообще могут не иметь цели более конкретной, чем "осуществление коммуникации". По ходу разговора может быть затронут широчайший круг тем, при этом темы могут рождаться и появляться в процессе разговора. Темы для разговора обычно заранее не планируются и не модерируются в процессе общения. При проведении же интервью цель продумана и сформулирована заранее и в явном виде объявлена респонденту. В общем виде, цель проведения интервью заключается в получении информации от респондента. Темы, информация по которым интересует опрашивающего, также формулируются заранее.
В интервью, в отличие от разговора, между участниками более четко распределены роли. В исследовательском интервью опрашивающий занимает более активную позицию, именно он задает вопросы и управляет ходом беседы. Интервьюируемый должен отвечать на вопросы, а задавать их может лишь по специальному приглашению опрашивающего (например, часто это предлагается делать в конце интервью). В обычном же разговоре оба участника могут задавать вопросы, отвечать на них, менять темы общения. При проведении беседы респондент говорит гораздо больше, чем интервьюер, в то время как в обычном разговоре это четко не регламентируется.
В отношении того, как строится само общение, беседа также сильно отличается от простого разговора. Так, обычно в простом разговоре используются очень короткие ответы, а весь разговор строится на основании известных всем его участникам имплицитных знаний, которые не проговариваются в явном виде. В то же время в интервью, наоборот, ответы должны быть как можно более развернутыми, и вся подразумеваемая информация должна высказываться эксплицитно, чтобы она действительно могла быть понята и проанализирована другими людьми.
Кроме того, в разговоре обычно не присутствует повторов: тема, обсужденная в какой-то момент, дальше уже не проговаривается дополнительно. В интервью же повторы используются как специальные приемы проверки надежности ответов, искренности респондента, а также выяснения дополнительной информации. Часто один и тот же по содержанию вопрос может формулироваться различными способами и задаваться в разных частях интервью, и это может приводить к обнаружению нелогичности в ответах респондента либо к выяснению новой, не высказанной ранее информации.
- Мельникова М. В. Метод опроса // Экспериментальная психология: практикум / под ред. В. С. Смирнова, Т. В. Корниловой. М.: Аспект Пресс. 2002. С. 331-343.
- См.: Бреслав Г. М. Основы психологического исследования.
- См.: Ядов В. Л. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство науки и образования
Воронежский институт экономики и социального управления
(Муниципальное учреждение высшего профессионального образования)
Контрольная работа
по курсу: «Общий психологический практикум»
Особенности психологической беседы
Выполнила:
студентка 3 курса,
гр. 3.1. з/о специальности «Психология»
Воронеж 2006
Введение
Заключение
Литература
Введение
Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.
Беседа может вестись не только устно, но и письменно. Но как метод, беседу принято понимать в варианте устного общения. Беседа широко применяется в социальной, медицинской, возрастной (особенно детской), юридической и политической психологиях.
Как сам метод беседа особенно интенсивно применяется в консультативной, диагностической и психокоррекционной работе.
В деятельности практического психолога беседа играет роль не только профессионального метода сбора данных, но и средства информирования, убеждения, воспитания.
Нерасторжимая связь беседы с наблюдением - это одна из характерных ее особенностей. При этом психологическая беседа. Т.е. беседа, направленная на получение психологической информации и оказывающая психологическое воздействие на личность, может быть отнесена к наиболее специфичным для психологии методам.
1. Беседа как средство общения
беседа общение психологический коммуникативный
Беседа - это средство общения, речевое взаимодействие. Целью беседы называется тот результат, который собеседники хотят получить вследствие своего общения. В беседе обычно различают два вида целей: прямую, ближайшую, непосредственно выражаемую говорящим и косвенную, более отдаленную, долговременную, нередко воспринимаемую как целевой подтекст. Тот и другой вид целей имеет много разновидностей.
Основными разновидностями прямых, ближайших целей беседы являются:
Передача-получение информации;
Выяснение позиции;
Поддержка мнения;
Обсуждение проблемы, поиск истины;
Разъяснение и т.д.
Важнейшим структурным компонентом беседы является обратная связь. Реакция слушателя на высказывание говорящего, по сути, составляет цементирующий момент общения, ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации: не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор. Более того, реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему, составляет тот положительный фон, на котором происходит устное общение. При отсутствии такого интереса общение становится тягостным и прерывается.
Успешность речевого взаимодействия или его неудачи зависят от многих факторов. В качестве важнейших называют пять факторов:
Культура речи;
Отношения;
Ситуации.
Язык - основной инструмент общения и от степени владения этим инструментом, реализующейся в культуре речи, во многом зависит эффективность речевого общения. Так, если речь хотя бы одного из собеседников лишена логики, мало информативна, неточна, то вряд ли она может адекватно передать информацию.
Фактор цели определяет готовность субъектов общения вести беседу на данную тему в данное время, их взаимную коммуникативную заинтересованность. Отсутствие этой заинтересованности снижает коммуникативную активность.
Фактор отношения мотивирует выбор формы и стиля общения в зависимости от степени знакомства, возрастных или социальных различий участников общения.
Фактор роли определяет речевую манеру поведения говорящих в связи с тем, в каком качестве они выступают.
Не менее важно учитывать фактор ситуации, поскольку изменение ситуации при неизменности прочих факторов существенно влияет на речевое поведение субъектов общения. Так, например, совершенно по-разному может протекать общение в ситуации диалога наедине и в присутствии третьих лиц.
Чтобы речевое общение было эффективным, наряду с учетом вышеназванных факторов необходимо создать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт или взаимоотношение в процессе общения. Для достижения этой цели собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциальную (принятую в результате договора) основу речевого взаимодействия.
Созданию позитивного коммуникационного климата помогает применение ряда психологических принципов общения. Назовем основные из них:
Принцип равной безопасности;
Принцип децентрической направленности;
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано.
Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического ущерба партнеру в информационном обмене, запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, нанести ему моральную травму и даже физический ущерб здоровью, а значит, помешать восприятию и пониманию информации.
Конечно, каждый участник диалога имеет право защищать свою точку зрения, не соглашаться с высказываниями оппонента, показывать и доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника.
Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип.
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано предполагает непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажаюст позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.
Обозначим и основные факторы, способствующие установлению благоприятного климата беседы:
Признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни;
Предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;
Предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
Осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;
Определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера, его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения.
При организации речевой коммуникации следует помнить о двух важных законах коммуникации.
Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.
Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель, т.е. ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.
2. Коммуникативная компетентность как критерий качества общения
Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру. К структуре можно подойти по-разному. В данной работе предлагается характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Все эти три стороны выступают как раскрытие субъективного мира одного человека по отношению к другому. Так, коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В контексте особенностей психологической беседы мы рассмотрим коммуникативную компетентность как критерий качества общения.
Что же конкретно означает коммуникативная компетентность субъектов общения? Прежде всего, следует отметить, что термин «коммуникативная компетентность» очень близок по смыслу термину «коммуникативная компетенция». У этих терминов общий корень - они производны от латинского слова «compete» (знать, уметь, добиваться, соответствовать). Термин «компетенция» традиционно связывался с правом. Под компетенцией в праве понимают полномочия, обязанности и права, предоставляемые законом, иными нормативными актами государственному органу или должностному лицу. Компетенция при этом подходе есть разрешенная законом форма властвования. Компетентность же - это психологическая характеристика субъекта, обозначающая соответствие способностей и умение субъекта осуществлять компетенцию.
Таким образом, компетентность - это психологическое качество субъекта, которым он может обладать и без компетенции. Усложнение и специализация социальных институтов и отношений потребовали расширенного понятия компетентности, выхода принятия этого понятия за пределы сферы юриспруденции в другие сферы жизнедеятельности. В современной справочной литературе дается расширительная трактовка этих терминов.
«Компетенция» истолковывается как:
Область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен;
Знания и опыт, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
«Компетентность» означает:
Обладающий основательными знаниями в какой-либо области; знающий;
Осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-либо вопросе;
Обладающий компетенцией.
Коммуникативная компетенция в таком случае может быть представлена как система компетенций, включающих следующие компоненты:
Социолингвистическую компетенцию - способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией;
Дискурсивную и стратегическую компетенцию, предполагающую связанное и логическое изложение своей позиции, готовность вести диалог и дискуссию, вызывать ответную реплику собеседника, вовлечь его в процесс общения;
Социокультурную компетенцию - готовность и способность к ведению диалога культур, что предполагает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка;
Социальную компетенцию - готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе.
Таким образом, в полной мере понять результаты общения можно только на уровне отношений (между индивидами и группами или внутри них). Первичные параметры, по которым участники и наблюдатели оценивают компетенцию, - это уровни контроля и аффилиации (общения как воздействия). Отношения считаются компетентными, когда индивиды, которые участвуют, либо достаточно удовлетворены совместно выработанным определением контроля и аффилиации, чтобы сохранить эти отношения, либо будучи неудовлетворенными, способны и готовы трудиться ради нового определения этих составляющих или прекращения отношений.
3. Основные принципы вербальной и невербальной коммуникации
Основными средствами вербальной коммуникации или беседы являются язык и речь.
Процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка называется речевым взаимодействием. В процессе речевого взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.
Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов:
Адресанта;
Адресата;
Предмета взаимодействия;
Речевого акта;
Средства взаимодействия.
Речевое взаимодействие с точки зрения психологической беседы - это процесс взаимодействия двух субъектов: а) говорящего адресанта (отправителя информации) и б) воспринимающего эту информацию - слушающего (адресата).
Речевой акт со стороны адресанта - это говорение - отправление акустических сигналов в виде языковых знаков. Речевой акт со стороны адресата - это слушание - восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Отсюда следует, что речевое взаимодействие предполагает кодирование и декодирование информации. Механизмы кодирования действуют при говорении, механизмы декодирования - при слушании.
Средство речевого взаимодействия - это продукт речевого акта. Продуктом речевого акта адресанта, коммуникативной речевой единицей, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, что он говорит для своего адресата при помощи языка известного им обоим, является высказывание или текст.
Высказывание - единица речевого общения, обладающая смыслом, целостностью, оформлением, определенным актуальным членением в составе речевого акта.
Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, или контекст общения. Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие.
Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение обстоятельств.
Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов:
Участников общения;
Места и времени общения;
Предмета общения;
Цели общения;
Обратной связи между участниками общения.
Передача информации в процессе общения осуществляется не только вербальными, но и невербальными средствами общения. В качестве важнейших средств общения В.А. Лабунская выделяет 4 знаковых системы:
оптико-кинетическую;
пара- и экстралингвистическую;
организацию пространства и времени коммуникативного процесса;
визуальный контакт.
Вся эта совокупность средств призвана выполнить функции дополнения речи и репрезентации (передачи) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Особая роль среди элементов невербального характера отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики. В связи с этим, можно сказать об универсальных или специфических мимических знаках, о конвенциальных или спонтанных выражениях лица. Двойная регуляция, динамичность и целостность мимики. А также изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики - являются ее основными характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.
Следующим элементом невербального общения, который нельзя не рассмотреть в контексте ведения психологической беседы, является поза. Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.
В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменение позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.
Немаловажную роль в процессе ведения психологической беседы играют жесты, движение глаз, дистанция общения.
Исследователь обычно старается вести беседу в свободной, непринужденной манере, стремясь раскрыть собеседника, раскрепостить его и расположить к себе. Чем искреннее собеседник, тем выше адекватность получаемых в беседе и опросах данных исследуемой проблемы.
Очень важное значение для успешного развития беседы имеет начало разговора. Его первые фразы могут вызвать либо интерес и желание вступить в диалог с исследователем, либо стремление уклониться от него.
Свое живое участие в беседе, интерес к ней, исследователь может выражать мимикой, позами, жестами, интонацией, дополнительными вопросами.
Заключение
Наиболее частыми причинами неискренности исследуемого могут быть опасения показать себя с дурной или смешной стороны, нежелание упоминать о других лицах и давать им какие-либо характеристики, отказ раскрыть те стороны жизни, которые ему представляются (правильно или ошибочно) интимными, опасение, что из беседы могут быть сделаны неблагоприятные выводы, несимпатичность проводящего беседу, непонимание цели беседы.
Для поддержания хорошего контакта с собеседником исследователь должен демонстрировать свой интерес к его личности, к его проблемам, к его мнению. От открытого согласия или несогласия следует воздержаться.
В данной работе были рассмотрены пути и методы такого построения психологической беседы, которое необходимо не только исследователю, но и исследуемому.
Литература
1. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология/ - М.: Просвещение, 1997. - 256 с.
2. Клюев Е.В. Речевая коммуникация/ - М.: Просвещение, 1998. - 265 с.
3. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений./ - М.: Библионика, 2006. - 496 с.
4. Лабунская В.А. Невербальное поведение./ - Ростов-на Дону: Слово, 1986 - 356 с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Общая характеристика и роль метода беседы в исследовании личности. Основные типы и виды беседы, ее возможности и структура. Понятие вербального общения в процессе беседы. Классификация типов вопросов. Особенности невербального общения, его значение.
реферат , добавлен 28.02.2011
Информационно-коммуникативная функция общения. Знаковые системы в невербальной коммуникации. Перцептивный и интерактивный компонент общения. Роль восприятия в процессе общения. Главный регулятор в построении общения. Схемы запуска эффекта ореола.
реферат , добавлен 08.01.2012
Понятие и сущность вербальной коммуникации, ее устно- и письменно-речевые свойства и средства. Слушание как средство вербальной коммуникации. Роль невербальной коммуникации в общении: интонация и межнациональные различия. Анализ анкетных данных.
дипломная работа , добавлен 02.11.2014
Изучение основ делового общения с точки зрения психологических особенностей человеческого общения. Групповые формы делового общения. Основные этапы деловой беседы. Проведение переговорного процесса. Техника эффективного чтения и писания деловых писем.
контрольная работа , добавлен 07.05.2016
Основные принципы, виды и структура бесед, рефлексивное и нерефлексивное слушание. Вербальное и невербальное общение в процессе беседы, эффективность процесса беседы. Классификация типов вопросов и примеры бесед, возможности беседы как диалога.
реферат , добавлен 08.10.2009
Особенности и виды коммуникации - способа общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Отличия вербальной (устные, письменные сообщения) и невербальной коммуникации.
реферат , добавлен 11.12.2010
Роль беседы в психологии и психологическом консультировании, основные этапы ее реализации. Особенности ведения беседы в психологическом консультировании. Приемы ведения беседы в психологическом консультировании: специальные вопросы и уточняющие техники.
курсовая работа , добавлен 24.08.2012
Общение как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Функции и кодекс делового общения. Структура деловой беседы. Особенности поведения на деловых переговорах, в конфликтной ситуации. Культура телефонного общения.
реферат , добавлен 21.12.2011
Стороны структуры общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции. Механизмом социально-психологической регуляции поведения людей.
презентация , добавлен 27.12.2015
Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.
Беседа (интервью) является «особым методом получения информации на основе вербальной коммуникации» (Психология. Словарь, 1990, с. 145). Раскрывая специфику беседы как психологического инструмента, многие авторы указывают, что интервью отличается от обычного разговора тем, что его содержание разворачивается вокруг довольно узкой темы, касающейся опыта респондента. Особенностью интервью является также специфическое распределение ролей и обязанностей между интервьюером и респондентом. Это связано с асимметричностью позиций партнеров: психолог выступает, как правило, в роли задающего вопросы и слушающего, а его собеседник -- ребенок или взрослый -- в роли отвечающего.
В отличие от других методов психологического обследования, содержанием которых также выступают получение и анализ словесных сообщений (анкеты, вопросники), специфика беседы заключается в том, что исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие. Это важное преимущество данного метода, позволяющее исследователю использовать для получения необходимых данных не только информацию, напрямую содержащуюся в ответах на вопросы, но и множество дополнительных факторов, образующих живую ткань процесса взаимодействия. Это прежде всего невербальные проявления респондента, помогающие уточнить сообщаемую им информацию, раскрыть ее истинное содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его отношение к ситуации обследования и к самому психологу и т. п.
Все это дает возможность лучше понять собеседника, точнее и глубже разобраться в существующих у него проблемах и затруднениях, с тем чтобы определить оптимальные пути их решения.
В то же время наличие непосредственного контакта при проведении беседы значительно усложняет ситуацию опроса для самого исследователя, поскольку предъявляет существенно более высокие требования к его профессиональной квалификации, чем, например, заочное анкетирование.
Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность беседы. Проведение беседы -- не просто сбор некоторой информации у респондента. Это -- сложный, многоаспектный коммуникативный процесс, успешность которого определяется множеством факторов. Первостепенная роль среди них принадлежит личностным установкам психолога и специальным навыкам проведения беседы.
При проведении интервью от психолога требуется умение интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, психическом здоровье, а также общую эрудицию с пониманием развертывающегося перед ним и при его непосредственном участии процесса интервьюирования (Мерфи Д., 1988). Это означает, что успешное интервью строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность процесса взаимодействия психолога с респондентом. Столкнувшись со сложностями требований, предъявляемых к интервьюеру, начинающий психолог не должен делать поспешных выводов, поскольку прочные положительные результаты в интервьюировании являются в первую очередь следствием достаточного опыта.
Одной из необходимых способностей, требуемых от психолога при проведении интервью, является умение создать психологический климат, способствующий свободному протеканию процесса коммуникации. Большую роль при этом могут играть особенности личности самого психолога: коммуникабельность, сензитивность, «направленность на другого», тактичность и др.
Психолог должен обладать установкой на позитивное отношение к респонденту, полное принятие его личности и избегать какого-либо осуждения по поводу сообщаемых респондентом данных.
Одной из ведущих способностей интервьюера является эмпатия -- способность сопереживать и сочувствовать другому человеку. При этом особенно важным при проведении психологической беседы является умение увидеть мир глазами другого человека при одновременном сохранении профессиональной объективности.
Уровень эмпатии интервьюера зависит от ряда факторов. Одним из них является степень полноты и точности знаний о респонденте. Способность к эмпатии возрастает в той мере, в какой интервьюер располагает собственным опытом переживания ситуаций, подобных ситуации респондента. Наряду с этим большое значение имеет и способность интервьюера вообразить такую ситуацию, сконструировать ее, даже если в его собственном опыте аналогичные переживания отсутствуют.
Способность к эмпатии как общая установка, во многом определяющая успешность процесса интервьюирования, особенно важна при работе с детьми. Прежде всего необходимо наличие теплой заинтересованности и готовности взрослого вжиться в чувства детей (Шванцара Й., 1978). И хотя «не каждый психолог обладает одинаковыми дарованиями подобного рода», эти установки всегда можно развивать и укреплять в процессе практики, добиваясь своеобразного подхода детям. Большое значение для этого имеет обращение к опыту собственных переживаний детства (Шванцара И., 1978, с. 72).
Помимо названных выше способностей к профессионально важным качествам, определяющим успешность проведения беседы, относятся следующие:
¦ овладение приемами рефлексивного и активного слушания (Атватер И., 1984); + умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией, без искажений запоминать сказанное;
¦ способность критически оценивать информацию, учитывая качество ответов респондента, их согласованность, соответствие вербального и невербального контекста;
¦ умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос, своевременно обнаруживать и корректировать непонятные для респондента вопросы, быть гибким при формулировании вопросов;
¦ умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию респондента, препятствующие его включенности в процесс взаимодействия;
¦ стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации;
¦ внимательность к уровню утомления и тревожности респондента. Кроме того, собственные ожидания и установки интервьюера не должны влиять на восприятие сообщаемой ему информации. Интерпретация данных должна проводиться психологом «для самого себя», она не предназначена для передачи клиенту. Важно также, что «работа» с острыми эмоциональными проблемами клиента, актуальными Для него на момент интервьюирования, должна предшествовать сбору фактического материала, особенно если очевидно, что наличие такого Рода проблем снижает способность клиента к полноценному сообщению информации.