Интересный рассказ про кукушку. Рассказ о кукушке детям. Кукушка – описание и фото. Как выглядит птица кукушка

Я помню, как, будучи маленьким мальчиком, поразился, узнав от своей девонширской няни, что у всех жителей Корнуолла есть хвосты. Прошло много лет, прежде чем я перестал относиться с предубеждением к своим корнуолльским соседям. Тех, кто проживает на реке Теймар, я считал странноватыми, как будто не совсем христианами, и уж, во всяком случае, точно не имеющими отношения к нормальным бесхвостым девонширцам. Впервые осознание того, что меня, похоже, ввели в заблуждение, забрезжило после разговора с неким достойным книготорговцем из Л., с которым я очень подружился, – он внес весомый вклад в оформление моего альбома. Помню, как однажды я решился заговорить на эту деликатную тему с моим хвостатым другом, к которому я испытывал большую симпатию, несмотря на его маленький недостаток.

– Мистер Х., это правда, что вы из Корнуолла?

– Чистая правда, дружок, я родился и вырос в этом славном графстве.

– Вы мне очень нравитесь, но… У вас на самом деле есть хвост?

Когда книготорговец вновь обрел дар речи, он с негодованием опроверг мое предположение.

– Но вы же корнуоллец?

– Конечно да!

– А у всех корнуолльцев есть хвосты!

В конце концов я нашел объяснение, которым и удовлетворился: этот добрый человек просто отсидел свой хвост, и тот отвалился. Моя няня подтвердила, что именно так и происходит с людьми, которым приходится много сидеть.

Любопытно, что суеверные девонширцы приписывали этот недостаток именно уроженцам Корнуолла, поскольку, согласно более древнему преданию, подобным «придатком» обладали жители Кента. Если верить Полидору Вергилию, так их наказал Господь за оскорбление, нанесенное Томасу Бекету. «Были такие, – говорит он, – кто считал, что король втайне мечтает избавиться от Томаса. И ему как человеку, впавшему в немилость, выказывали такое неуважение – нет! даже презрение, – что, когда он прибыл в Струд, деревню, что расположена на реке Медуэй, воды которой орошают Рочестер, жители ее, желая оскорбить Томаса, отрезали хвост у его лошади. Однако поступок этот покрыл несмываемым позором самих нечестивцев, поскольку с тех пор, по воле Господа, потомки их рождались с хвостами, подобно скотам. Однако с течением времени эта всем известная мерзкая отметка исчезла, поскольку исчезли с лица земли те, чьи предки совершили этот поступок».

Джон Бэйл, ревностный преобразователь церкви, бывший епископом Оссори во времена Эдуарда VI, упоминая об этой легенде, также отмечает, что имеется несколько ее вариантов. Вот что он пишет: «Джон Капгрейв и Александр из Эссеби говорят, что в наказание за то, что они бросали рыбьи хвосты в Августина, люди из Дорсетшира с той поры сами рождаются с хвостами. Но, согласно Полидору, так Бог покарал жителей селения Струд, что в Кенте, возле Рочестера, за то, что они обрезали хвост у лошади Томаса Бекета. Так или иначе, но эти лживые легенды закрепили за Англией дурную славу страны, где живут люди с хвостами, хотя они не могут даже определиться, жителей какого графства наградить этой сомнительной честью». Бэйл, горячий и неистовый реформатор, не особенно стесняясь в выражениях, позволяет себе употребить по отношению к авторам этих легенд слова довольно резкие: «Этими якобы священными легендами они опозорили все грядущие поколения англичан, как говорилось ранее. Англичанин не может уже высоко держать голову, когда ему приходится путешествовать в другие страны по торговым или иным делам, поскольку за ним тянется оскорбительный слух, будто у всех англичан есть хвосты. Вот какую отвратительную репутацию создали нашей стране эти ленивые и глупые увальни, монахи и священники, которые, дабы возвеличить своих так называемых святых, не нашли ничего лучше, кроме как распространять лживые грязные слухи».

Эндрю Марвелл тоже не обошел вниманием эту странную историю. В одной из строчек его стихотворения «Верный сын Шотландии» мы находим слова: «За Бекета Кент всегда будет иметь хвост».

Бейли в своем «Словаре» под заголовком «Кентские длиннохвостые» поместил статью, в которой попытался все обвинения в хвостатости переложить на жителей Дорсетшира, столь же чувствительным к этому вопросу оказался и Ламбард, автор «Прогулки по Кенту». Виэйра, известный португальский проповедник, утверждает, что у Сатаны не было хвоста до свержения его с небес; хвост появился потом, «как ясный знак того, что он перестал быть ангелом и пал до уровня зверя».

Стоит вспомнить и лорда Монбоддо, шотландского судью XVIII века и достаточно известного философа, хотя и довольно оригинального толка. Согласно его убеждению, у человека должен быть хвост, хвост – это его недостающее, и неестественно резкое окончание позвоночника без этого продолжения является ужасным недостатком в строении человека. Хвост – это то, в чем человек уступает животным; это замечательный показатель эмоционального состояния; с его помощью можно прекрасно выразить возмущение или симпатию. А как чудесно он отражает такие движения души, как страх или радость! Но лорд Монбоддо не принял во внимание тот факт, что для животного хвост – то же самое, что для человека глаза, и отсутствие одного восполняется другим. Я по взгляду отличу гордеца так же безошибочно, как если бы он прошествовал мимо с надменно задранным хвостом, и зрительные приспособления человека могут так же ясно выражать гнев, как встопорщенный хвост кота. Труса легко узнать по бегающим глазам, хотя он и не зажимает хвост между ног, и совершенно не обязательно махать этим отростком, выказывая удовольствие, – это чувство всегда читается во взгляде.

Доктор Джонсон, во время своего визита, нанес серьезный урон теории Монбоддо о том, что все люди должны иметь хвосты и действительно время от времени рождаются с ними, приведя следующий аргумент: «Сэр, с наглядным доказательством не поспоришь; коль скоро существуют люди с хвостами, предъявите нам одного, и дело с концом». И далее: «Весьма прискорбно, что лорд Монбоддо, столь умный и высокообразованный человек, предлагает публике подобные идеи. Если бы это сделал глупец, в том не было бы беды, мы бы лишь позабавились, но когда это делает человек умный, остается только сожалеть. Многим присущи странности, но людям свойственно не выносить их на всеобщее обозрение. Если у человека есть хвост, он, как правило, прячет его; однако лорд Монбоддо гордится своим хвостом, словно белка». И тем не менее Джонсона, похоже, долго не отпускала идея Монбоддо, что именно хвост может рассматриваться как то, чего недостает человеческой природе для полного совершенства. Во время своего путешествия по шотландскому высокогорью он познакомился с юным помещиком Колом, и тот произвел на него самое благоприятное впечатление. Он пишет: «Кол – благородное животное. Он самый совершенный образец жителя острова, который только можно вообразить. Он фермер, моряк, охотник, рыболов; если уж кто и имеет хвост, то это Кол». И, несмотря на свое отвращение к каламбурам, великий доктор однажды все-таки поддался вполне понятной человеческой слабости, развеселившись при упоминании имени лорда Монбоддо. В письме к миссис Трейл он рассказывает о званом ужине, на котором ему довелось побывать. Перечисляя гостей, он пишет: «Были Смелт, епископ Сент-Эсафа, который не пропускает ни одного подобного мероприятия, сэр Джошуа, а также лорд Монбоддо. Не без хвостовства могу добавить, что я пребывал в окружении нескольких сказочно прекрасных дам».

Есть польская сказка о ведьме, которая сделала из человеческой кожи пояс и положила его у порога дома, где была свадьба. Как только жених и невеста перешагнули через него, они тотчас же превратились в волков. Спустя три года ведьма разыскала их и набросила на них платья, сшитые из вывернутого наружу меха. Тогда они вновь обрели человеческий облик. Но к несчастью, платье жениха оказалось ему мало и не закрыло его хвоста. Поэтому, когда к нему возвратилось его настоящее обличье, волчий хвост так и остался на своем месте, и это передалось по наследству всем его детям; так что все поляки, которые родились с хвостами, являются прямыми потомками того самого жениха, с которым случилась эта маленькая неприятность. Джон Страйс, голландский путешественник, побывавший на острове Формоза в 1677 году, рассказывает любопытнейшую историю, которую мы здесь процитируем.

«До того как я посетил этот остров, – пишет он, – мне не раз приходилось слышать байки о людях, имеющих, подобно животным, длинные хвосты. Однако я никогда не верил в них, считая такие выдумки абсолютно чуждыми человеческой природе, и я оставался бы в этом убеждении и по сей день, если бы однажды не стал свидетелем и участником странного происшествия. Обитатели острова Формоза привыкли к нам и вели себя так, что у нас не возникало повода остерегаться их; мы чувствовали себя в безопасности и осмелели настолько, что бродили по острову без сопровождения. Однако случай доказал нам, как горько мы ошибались. Как-то раз во время прогулки один из нас имел неосторожность отдалиться от остальных не более чем на расстояние брошенного камня; мы не заметили этого, увлекшись беседой. Спустя некоторое время его отсутствие все же было обнаружено, и компания остановилась, думая, что он вскоре присоединится к нам. Подождав немного, мы решили вернуться к тому месту, где видели его последний раз. К нашему ужасу, мы нашли его растерзанное тело лежащим на земле, и, судя по характеру повреждений, ему не пришлось долго мучиться перед смертью. Часть людей осталась сторожить тело, остальные же отправились на поиски убийцы. Не успели они отойти далеко, как натолкнулись на человека весьма странной наружности, который, поняв, что он окружен и сбежать не удастся, пришел в страшную ярость и исступленными выкриками и жестами дал нам понять, что заставит любого, кто осмелится прикоснуться к нему, пожалеть об этом. Но постепенно его отчаянная злоба иссякла, и наши люди, державшиеся на расстоянии, смогли к нему приблизиться и наконец схватили его. Он признался в том, что убил нашего товарища, однако нам не удалось добиться вразумительного ответа на вопрос, почему он это сделал. Поскольку преступление было отвратительным, и, останься оно безнаказанным, могло бы повлечь за собой не менее ужасные последствия, решено было сжечь этого человека. Его привязали к столбу и держали там до казни. Именно тогда я увидел вещь, в которую никогда бы не поверил, если бы не увидел ее собственными глазами. У него был хвост, длиной не менее фута, покрытый рыжей шерстью и очень напоминавший коровий. Когда он заметил, как удивлены были мы, европейцы, при виде этого хвоста, то пояснил, что придаток этот являлся следствием жаркого климата и что все жители южной части острова, в которой мы находились, обладали таковыми».

После Страйса Хорнеман также отмечал, что между заливом Бенин и Абиссинией живут имеющие хвосты каннибалы, которых местные называют ньям-ньям, а в 1849 году Декуре, вернувшись из Мекки, подтвердил его слова, добавив, что эти люди обладают также длинными руками, низкими и узкими лбами, длинными, заостренными ушами и худыми ногами.

Харрисон в своей работе «Эфиопское нагорье» упоминает о том, что среди абиссинцев распространено мнение, будто существует племя пигмеев с подобными чертами.

Арно и Весьер, путешественники, исследовавшие ту же страну, в 1850 году сделали доклад на эту тему для Академии наук.

В 1851 году де Кастельно в отчете об экспедиции, направленной на поиски этого народа, пишет: «Люди племени ньям-ньям спали на солнце, воины Хауса подкрались к ним и напали, перебив всех до одного. У людей этого племени были гладкие хвосты длиной около 40 сантиметров и сантиметра 2-3 в диаметре. Среди убитых было несколько женщин, обладавших такими же отростками. Во всех других отношениях они ничем не отличаются от остальных представителей негроидной расы. Кожа их глубокого черного цвета, зубы отполированы, тела не татуированы. Они вооружены дубинками и копьями, во время сражения издают пронзительные крики. Возделывают кукурузу, рис и другие зерновые. В целом они довольно привлекательны, и волосы у них не курчавые».

Д’ Аббади, еще один путешественник, побывавший в Абиссинии, записал в 1852 году со слов абиссинского священника следующее: «На расстоянии пятнадцати дней пути к югу от Харрара есть страна, где живут люди, имеющие хвосты длиной с ладонь, покрытые шерстью, которые расположены в окончании позвоночника. Я лично видел человек пятнадцать из них, и могу засвидетельствовать, что хвост дан им от природы. Женщины этого племени очень красивы и хвостов не имеют».

Нетрудно заметить разночтения между свидетельствами де Кастельно и д’ Аббади: согласно первому, у женщин есть хвосты, второй утверждает, что нет. По словам де Кастельно, хвост является гладким, д’ Аббади же говорит, что он покрыт шерстью.

Доктор Вулф устранил это несоответствие во втором томе его «Путешествий и приключений» (1861): «В Абиссинии встречаются женщины и мужчины, у которых есть хвосты, как у собак или лошадей». Также Вулф пишет, что слышал от многих абиссинцев и армян (и он убежден в том, что это чистая правда), будто в Абиссинии живут люди – и мужчины, и женщины – с огромными хвостами, ударами которых они способны сбить с ног лошадь; подобных же людей можно встретить недалеко от Китая. И далее в примечаниях: «В Хирургическом колледже в Дублине до сих пор хранится скелет человека с хвостом длиной семь дюймов! В природе часто встречаются подобные случаи, например в племени, обитающем на Борнео».

Но самое интересное и подробное описание людей из племени ньям-ньям приводит доктор Хубш, работавший врачом в больнице Константинополя. Он пишет: «В 1852 году я впервые увидел негритянку с хвостом. Я был поражен этим зрелищем и принялся расспрашивать ее хозяина-работорговца. От него я узнал, что в глубине Африканского континента обитает племя, называющееся ньям-ньям, у всех членов которого есть подобный отросток. По уверениям работорговца, имевшего восточную склонность к преувеличению, иногда тот достигает двух футов в длину. Тот, что видел я, был гладким и безволосым. Он был около двух дюймов длиной и заострен на конце. Эта женщина была черной, как эбеновое дерево, с курчавыми волосами; зубы ее были белыми и широкими и заметно выдавались вперед, клыки подпилены; глаза налиты кровью. Ела она сырое мясо, одежда приводила ее в беспокойство; по уровню интеллекта она не отличалась от всех остальных.

Хозяину не удавалось продать ее в течение шести месяцев, несмотря на назначенную им весьма низкую цену. Причина этого крылась вовсе не в ее хвосте, как можно было подумать, а в пристрастии к человеческому мясу, которое она была не в силах побороть. Люди ее племени питались взятыми в плен представителями других племен, с которыми постоянно воевали.

Как только один член племени умирает, родственники, вместо того чтобы похоронить тело, разрезают его на куски и устраивают себе пиршество. Неудивительно, что кладбищ у ньям-ньям нет. Не все из них ведут кочевой образ жизни, некоторые строят себе хижины из веток. Они изготавливают орудия для возделывания земли и ведения войны, выращивают кукурузу и пшеницу и держат скот. У племени есть свой язык, довольно примитивный, с вкраплениями некоторых арабских слов.

Они не признают никакой одежды и заботятся лишь об удовлетворении своих животных желаний, совершенно не имея понятия о морали. Беспорядочные связи и кровосмесительство являются обычным делом. Самый сильный становится вождем племени, именно он распределяет между остальными полученную на войне добычу. Трудно сказать, придерживаются ли ньям-ньям какой-нибудь религии; по всей видимости, нет, так как они с готовностью перенимают любую, которую им проповедуют.

Приручить их трудно, поскольку инстинкт заставляет их постоянно искать человеческой плоти. Известны случаи, когда рабы убивали и съедали детей, за которыми им было поручено присматривать.

Мне довелось видеть мужчину из этого племени, у которого тоже имелся хвост, длиной около полутора дюймов, с несколькими редкими волосками. Это был человек хорошего сложения, крепкий, лет тридцати пяти на вид, с иссиня-черной кожей. Он обладал тем же самым необычным строением челюсти, уже описанным выше, а именно: его зубы сильно выдавались вперед. Все четыре клыка при этом были подпилены.

Я знаю одного врача в Константинополе, чей сын тоже родился с хвостом длиной около дюйма. Мальчику два года, и он принадлежит к европеоидной расе. Известно, что его прадед обладал таким же придатком. На Востоке это считается признаком нечеловеческой силы».

Примерно десять лет назад в одной газете была опубликована заметка о том, что в городе Ньюкасл на Тайне родился мальчик с хвостом длиной дюйм с четвертью. Утверждалось, что ребенок повиливает им от удовольствия, когда сосет материнскую грудь.

Согласно преданию североамериканских индейцев, изначально люди были созданы с длинными и красивыми хвостами, покрытыми гладкой блестящей шерстью. Они восхищались ими, раскрашивали в разные цвета и украшали бусами и ракушками. В те времена на земле царили мир и согласие, люди не знали войн. Они впали в гордыню и забыли о своем Создателе. Тогда, чтобы научить их смирению и напомнить им, что они зависят от Великого Духа, Он наслал на них кару. Он отнял у людей хвосты и сделал из них женщин, которые, как говорят кикапу, теперь всюду следуют за мужчинами, игривые и подвижные.

И все же, несмотря на эти многочисленные свидетельства в пользу существования женщин и мужчин, имеющих хвосты, я продолжаю сомневаться. Сдамся я лишь тогда, когда homo caudatus , или человек хвостатый, будет пойман и предъявлен мне.

Кукушка – это птица из подкласса новонёбные, семейства кукушковые, или кукушки (лат. Cuculidae). В статье приведено описание семейства.

Слово «кукушка» происходит от звучного «ку-ку», произносимого птицей. Ее название похоже у многих народов: кукувица – в Болгарии, kukačka – в Чехии, Kuckuck – в Германии, coucou – во Франции, cucul – в Румынии, cuculo – в Италии, cuckoo – в Великобритании.

Кукушка – описание и фото. Как выглядит птица кукушка?

В разных частях света обитают, по разным данным, от 140 до 200 представителей семейства кукушковых. Размеры птиц варьируются от менее 20 см до 60-70 см. У большинства кукушек длина туловища не превышает 40 см, а вес составляет около 100 г. Максимальный вес самой крупной кукушки, исполинской, составляет 0,93 кг.

Клюв у кукушек средней величины, слегка изогнут книзу, с гладкими краями. Благодаря широкому разрезу клюва птицы могут ловить насекомых на лету, а также заглатывать крупную добычу. Глаза у птиц бурые, красные, желтые, ореховые или коричневые. На голове некоторых видов есть хохолок.

Туловище у птиц тонкое. Хвост длинный, но его размеры не превышают длину крыла. Он может быть ступенчатым или округленным.

Крылья кукушек, как правило, длинные и острые, но у некоторые видов (например, земляной кукушки лат. Geococcyx californicus) крылья короткие и слабые.

Короткие ноги кукушек могут иметь желтый, оранжевый или красный цвет. Пальцы на ногах направлены попарно: первый и четвертый – назад, второй и третий – вперед. Хотя, бывает, что четвертый палец тоже направлен вперед.

Оперение кукушек жесткое, пуха мало. На ногах перья длинные, образующие «штаны». В окраске встречаются серый, белый, бурый, рыжий, ржавый и охристый цвета.

Туловище, в основном, сверху темнее, а брюшко и подхвостье светлее или имеет белый цвет. Часто оперение не однотонное, а с пестринками, на горле и брюшке могут присутствовать более или менее ярко выраженные полоски. Самцы и самки многих видов похожи по цвету.

Кукушки летают очень быстро, эти птицы очень подвижны, крикливы и прожорливы. Они почти все время находятся в движении и мало спят. Некоторые виды кукушек летают мало, но зато быстро передвигаются по земле.

Крик кукушки

Обычно кукушки издают звуки в брачный период. В умеренных широтах их можно услышать весной и летом. У обыкновенных кукушек привычное «ку-ку» или «ку-ку-ку» издают самцы. Перед кукованием, которое звучит громко и слышно на расстоянии, самцы могут издавать тихий звук, похожий на смех: «хха-ха-ха». Куковать птицы могут достаточно долго, до 60 раз подряд. Голос самки звучит трелью: «ке-ке-ке», «кли-кли-кли», «биль-биль-биль». Вне брачного периода эти птицы молчаливы. У разных видов кукушек звуки разнятся: например, глухая кукушка произносит глухое «бу-бу-бу-бу» или «ду-ду-ду», крик коели звучит как «кооэль», личинкоед ани кричит «ани-ани» и т.д.

Где живет кукушка?

Ареал обитания кукушек охватывает все материки, за исключением Арктики и Антарктики. Птицы водятся в Азии, Африке, России, Северной и Южной Америке, а также Австралии. Они распространены в лесах и степях европейских стран и даже захватывают южную часть тундры. Кукушки, живущие в Европе и северных частях Азии, являются перелетными. Наибольшее количество видов обитает в жарких южных широтах. Здесь птицы ведут оседлый или кочующий образ жизни.

Кукушки живут в камышах, кустарниках, древесной растительности, некоторые виды водятся и устраивают гнезда на земле. Среда обитания кукушек простирается от низменностей и береговых линий моря и доходит до высокогорных лесов, где сокращается численность птиц из семейства воробьиных и, соответственно, уменьшается число кукушек.

Чем питается кукушка?

Рацион кукушек разнообразен. Некоторые виды являются плотоядными и питаются исключительно насекомыми и их личинками ( , палочниками, цикадами, термитами), в питание других видов входят и растения. Кроме того, кукушки едят , в том числе ядовитых (например, ), мелких пресмыкающихся (), амфибий (), мелких млекопитающих (), червей, крабов, птичьи яйца. Существуют виды, которые питаются преимущественно ягодами, фруктами и семенами. В отличие от многих других птиц, желудок кукушек позволяет им употреблять в пищу мохнатых (например, непарного шелкопряда), тело которых покрыто щетинками. Кукушки приносят неоценимую пользу лесу, в огромных количествах поедая вредителей, которые способны в короткое время полностью уничтожить листву на деревьях. В результате такого питания желудок птиц оказывается полностью утыканным щетинками, но кукушки периодически отрыгивают их вместе с желудочной слизью.

Продолжительность жизни кукушек

Считается, что кукушка в среднем живет 5-10 лет. Но известны случаи, когда некоторые особи доживали до 35 и даже до 40 лет.

Виды кукушек, названия и фотографии

Ниже приведено описание нескольких разновидностей кукушек из семейства Cuculidae.

  • Обыкновенная кукушка ат. Cuculus canorus ) - широко распространенный вид, обитающий в России (от Урала до Камчатки на востоке и границ тундры на севере), в Европе (повсеместно, кроме крайнего севера), в Азии (в Турции, на Кавказе, в Китае, Корее, Японии, местами в Средней Азии). Обыкновенные кукушки – это перелетные птицы. Они зимуют в Центральной и Южной Африке, в Южной Аравии, Южной Азии, долетая до Австралии.

Длина тела птицы достигает 33-40 см. Длина крыла самок варьируется от 20 до 23 см, у самцов – от 21,5 до 25 см. Хвост длинный – 15-19 см, закругленный, ступенчатый. Клюв – 1,6 – 2,4 см в длину. Весят кукушки обыкновенные от 80 до 120 г. Цвет оперения у самцов и самок, а также у молодых, взрослых и старых особей различается. Самцы окрашены в оттенки серых цветов, с белым или светло-серым брюшком и подхвостьем, на которых есть поперечные полосы. Самки постарше окрашены так же, но имеют бурый оттенок. У молодых самок в окраске преобладают ржаво-рыжие тона, на брюшке, горле и подхвостье присутствуют яркие черные или рыжие полосы, а на пояснице и крыльях могут быть охристые пестрины. Края век и глаза у всех особей желтые. Только у молодых – бурые, а у рыжих самок – ореховые.

Обыкновенные кукушки наносят вред, снижая поголовье птиц, в гнезда которых они подкидывают свои яйца. Но польза, которую они приносят, несоизмеримо больше. Поедая в огромных количествах волосатых гусениц, они спасают леса от этого страшного врага.

  • Малая кукушка (лат. Cuculus poliocephalus ) – вид, обитающий на юге Приморья России и в Азии: в Гималаях (от границ с Афганистаном до севера Мьянмы), на Севере Китая, в Корее, на Севере Японии. Зимуют малые кукушки в Южном Китае, Индии, на полуострове Индокитай. Некоторые подвиды встречаются на Мадагаскаре, Зондских островах, в Южной Африке.

По внешнему виду и окрасу малая кукушка напоминает обыкновенную, но отличается от нее мелкими размерами: крыло 15-17,1 см в длину, хвост 13-14,9 см, плюсна 1,7-1,9 см, клюв 1,7-1,9 см. Молодые особи малой кукушки отличаются от молодняка обыкновенной кукушки беловатыми поперечными пятнами на наружных маховых перьях и меньшим количеством черно-бурого цвета. Глаза у молодых и старых птиц бурые.

Малая кукушка издает пяти или шестисложный крик, звучащий как «пи-пи, пи-пи-ию».

  • Желтоклювая американская кукушка (лат . Coccyzus americanus ) получила название благодаря желтоватой окраске подклювья и тонкого, изогнутого клюва, а также благодаря месту обитания. Этот вид гнездится в Северной Америке, а зимует в Южной.

Размеры тела плотоядной птицы невелики, но хвост длинный. Сверху кукушка окрашена в буроватый с бронзовым оттенком цвет, брюшко и полоска на хвосте белые.

Эти кукушки могут подбрасывать яйца в чужие гнезда, но, в основном, высиживают яйца сами. Срок кладки очень растянут. В гнезде могут присутствовать как яйца, так и уже готовые к полету птенцы. Всего кукушка откладывает до 10 яиц в гнездо, которое строит сама.

Кукует желтоклювая кукушка так же, как и обыкновенная, только громче. В общем и целом, эта птица очень скрытная. Голос она часто подает перед дождем, за что получила прозвище дождевой птицы.

  • Калифорнийская земляная кукушка (калифорнийская бегающая кукушка, калифорнийская кукушка-подорожник) (лат. Geococcyx californianus ) – это довольно крупная птица, достигающая длины в 60 см. У нее большой хвост и высокие сильные ноги, но маленькие и слабые крылья. Кукушка-подорожник имеет весьма своеобразный вид и невзрачную окраску. Спина ее бурая с бело-рыжими пятнами, брюшко белесое, а нижняя часть горла черно-пестрая. Голову птицы украшает скромный хохолок. Неоперенная кожа ее лица темно-синяя, но зато ярко выделяется на нем оранжевое пятно за глазами. Крупный клюв равен длине головы птицы.

Живет кукушка-подорожник на юго-западе США и на севере Мексики, в засушливых малонаселенных местах: в зарослях кактусов на склонах гор и на равнинах. Летает она плохо и редко, но зато хорошо бегает, развивая скорость до 42 км/ч. Большую часть жизни она проводит по-куриному, на земле. Здесь же она ищет себе корм – насекомых, мелких позвоночных (ящериц, мышей и др.). Среди кустарников на земле кукушка-подорожник строит свое гнездо, применяя для его изготовления ветки и травинки.

Самка откладывает 3-9 яиц белого цвета, насиживая их с самцом по очереди.

Длина тела исполинской кукушки достигает 66 см, а весит птица до 930 г. Отличительная особенность данного вида – большой, изогнутый клюв. Крылья и хвост длинные, как и у всех представителей семейства. Оперение, в основном, серое: от пепельного и темно-серого цвета на спине и крыльях до светло-серого на брюшке, груди и боках. Концы крыльев – черные, низ хвоста и бока в черных поперечных полосах. Кожа вокруг глаз голая, красноватого или коричневатого цвета. Клюв серый у основания и светлый на конце. Глаза у молодых особей коричневого цвета, у взрослых – красные.

Исполинские кукушки в своем ареале ведут кочующий или перелетный образ жизни. Обитают в мангровых рощах, на опушках и окраинах лесов (где растет эвкалипт, инжир), по берегам рек и морских побережий.

Исполинские кукушки едят различные плоды (инжир, омелу, шелковицу), насекомых (бабочек, жуков, кузнечиков, палочников), яйца и новорожденных птенцов, а также падаль. Яйца подкладывают, в основном, в гнезда различных птиц из семейства врановых ( , галки), а также ошейникового ястреба и австралийской граллины. Голос исполинской кукушки звучит как «куак» с последующими протяжными и убыстряющимися свистками или как булькающее «клу-клу-клу».

  • Красноклювая земляная кукушка (лат. Carpococcyx renauldi ) – вид, ведущий наземный образ жизни. Ареал обитания – полуостров Индокитай (Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Лаос).

Птенцов красноклювые кукушки выводят сами. Гнездятся как на деревьях, так и на земле. Питаются мелкими позвоночными.

Длина туловища птицы составляет 68 см. Оперение у них светло-серое. Шея и хвост темные. Клюв и ноги красноватого цвета. Глаза желтые. Перья вокруг глаз синие, а кожа лиловая.

  • Коэль (коель) (лат. Eudynamys scolopaceus ) – кукушка, обитающая в Азии – на Юго-Востоке, в Индии и Китае, а также в Австралии. Получила свое название благодаря издаваемым самцами звукам: «коо-ее, коо-ель».

Птица имеет очень длинный хвост, составляющий почти половину длины тела, которая равна примерно 42 см. Самцы и самки окрашены ярко, но отличаются друг от друга. Самцы сине-черные с зеленым отливом, самки – бронзово-коричневые с белыми пятнышками.

Коэли ведут скрытный образ жизни, водятся в кронах высоких деревьев, при опасности прячутся среди листвы. Рацион этих птиц состоит почти исключительно из фруктов и ягод, которыми они питаются в лесу или в садах. К ним относятся инжир, зизифус, шелковица, папайя, гуава, каперсы, тамаринд и т.п. Насекомые, яйца птиц и улитки составляют незначительную часть рациона.

  • Фазанья шпорцевая кукушка (лат. Centropus phasianinus ) – представитель рода шпорцевых кукушек, обитающий на западе Индонезии, в Австралии, в Папуа-Новой Гвинее. Живет в лесах с густым подлеском и болотистых местах в высокой, густой травой.

Эта крупная птица достигает 70 см в длину и имеет длинный хвост. Цвет оперения -серо-бурый.

  • Гуира (гуйра) (лат. Guira guira ) – южноамериканская кукушка, которая водится к югу от Амазонской низменности и востоку от Анд. Встречается в таких странах, как Бразилия, Боливия, Парагвай, Уругвай, Аргентина.

Птица имеет средние размеры (35-40 см), живет на высоких деревьях, сама строит гнезда и выводит птенцов. Оперение гуиры имеет серо-коричневый оттенок. Клюв желтый у основания и оранжевый на конце. На голове взрослых особей имеется хохолок.

  • Бороздчатоклювый ани (лат. Crotophaga sulcirostris ) – птица из семейства кукушковых, которая обитает на севере Южной Америки и островах Карибского моря. В ее названии отражены внешние признаки: бороздки, проходящие вдоль большого изогнутого клюва, и звук, издаваемый птицей – «ани-ани».

Бороздчатоклювые ани употребляют в пищу насекомых, червей, ловят моллюсков в прибрежных районах. В их рацион также входит растительная еда.

В длину они достигают 33 см при массе в 70-80 г. Оперение у бороздчатоклювых ани черное, с фиолетовым отливом. Хвост черный, длинный, с голубоватым оттенком. Глаза и ноги серые.

Эти кукушки отличаются тем, что совместно строят гнезда, высиживают птенцов и вместе заботятся о них. Гнездо бороздчатоклювого ани представляет собой выстланную листьями чашу, которая располагается возле ствола дерева на высоте человеческого роста и опирается на боковые ветви. В таком чашеобразном сооружении могут находиться от 15 до 50 яиц. Летают ани мало и плохо, при этом по земле передвигаются достаточно бойко. Птицы предпочитают открытые пространства, прячась в лесу только от дождя. Заметив опасность, они быстро скрываются в зарослях кустарников.