Интеллектуальная карта - шаг к успеху. Зачем нужна интеллектуальная карта и как ее создать? Методическая разработка на тему: Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Лариса Николаевна, старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №1», Воронежская обл, Новохоперский р-он.

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО.

Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы - по внедрению метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ. В данном материале вы познакомитесь с информацией:

  1. Интеллект-карты.
  2. Как выглядят интеллект-карты. Что это такое?
  3. Сферы применения интеллект-карт.
  4. Как составить интеллект-карту.
  5. Правила составления интеллект-карт.

2.Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков и в то же время повышающие устойчивость ребенка к психологическим стрессам за счёт достижений нейропсихологии и применения методик нейропедагогики.

2. Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной.

Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

3.Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). При построении интеллект-карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое.

Карты легко поддаются расширению, мобильности и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Этот метод был предложен для обучения дошкольников кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко.

Разработан метод интеллект-карт английскими психологами Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах человеческой деятельности, а также и в образовании. Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

4 . Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.

Необходимо учитывать, что создание интеллект-карт процесс совместного творчества, и для ребенка существенными представлениями являются те, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз, но они необходимы для эмоционального восприятия изучаемого материала и могут быть добавлены в созданную интеллект-карту. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы, мысля радиантно, на основании законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.

Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и представления, о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, вставать, но уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. Важно также отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса ребёнка. Процесс усвоения значения слов начинается с соотнесения звучания слова с чувственно воспринятыми свойствами объекта, а овладение их обобщённым значением опирается на обобщение чувственных данных. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщённым значением слов независимо от конкретных ситуаций. Следовательно, чем богаче чувственный опыт, чем многообразнее отражается в восприятии и представлении окружающий мир, тем шире возможность овладения обобщённым значением слов и выше его уровень. Возможность с помощью интеллектуальных карт чувственно познать значительное количество объектов и явлений и их свойств, а также возможность произвести сопоставление усвоенных слов с обозначаемыми объектами расширяет значения и понимание слов. В.М. Акименко указывает, что последовательность лексико-грамматических занятий должна быть выстроена в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания (по теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной психологом П.Я. Гальпериным). В результате В.М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте. Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

План рассказывания соответствует порядку картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева справа налево сверху вниз. Наличие модели высказывания помогает успешно составить связное высказывание, а также создаёт предпосылки для работы над творческим рассказыванием. Таким образом наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, данный педагогом, обеспечивают полноценное составление рассказа детьми.

Но метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

По теме в зависимости от цели НОД подбираются как прилагательные (круглый, красный, гладкий и т.д.), так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, портится, и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как яблоко? - Мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– Шарик красный, как яблоко.), проводится сравнение объектов с нахождением общих и различных признаков с составлением сложно сочиненных и сложно подчиненных предложений (Собака умеет прыгать, и кошка умеет прыгать. Кошка умеет мяукать, а собака лаять. Собака друг человека, потому что помогает ему.), определение признаков предметов и составление описательного рассказа о предмете на основе интеллект карты по лексической теме.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Источники:

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

2. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

3. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.

4. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М., 1983.

Приложение 1.

Приведем фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт.

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

Законы содержания и оформления

1. Используйте эмфазу

  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
  1. Ассоциируйте
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.

Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


Нашим детям когда-то приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.

Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здо рово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.

Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление интеллектуальных (ментальных) карт (другое название «карты памяти»). По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и ментальные (интеллектуальные) карты способны пробудить его.

Ментальные карты в обучении дошколят

В дошкольном образовании карты памяти в той или иной форме применяются часто. Поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов в этих картах картинки.

Первый приём структурирования информации – серии картинок, отражающих определённую последовательность действий, например, одевания.

Эту карту можно нарисовать в классическом стиле, начиная с центрального понятия. Но будем помнить, что обучаются одеванию детки 2-3 лет. Им такая форма не подойдёт, потому что будет непонятна. Им понятна чёткая цепочка: сначала – потом.

В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная карта памяти, показывающая связь времени и деятельности.


Рисуем ментальную карту «Признаки весны»

Очень важно перед школой обучить малыша рисованию карт памяти. Ментальная карта строится по определённым правилам. Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) карты по признакам весны.

Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, дети принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.

  1. В карте есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
  2. Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая.
  3. Первые признаки весны появляются в неживой природе. Обсуждаем, какой из них самый первый и главный? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ.
  4. Также рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
  5. Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи. Они трёх цветов: синие и зелёные идут к слову ВЕСНА, показывая, что это всё её признаки; красные показывают роль солнца в появлении признаков.

Результат ниже. К сожалению большой нарисованный нами плакат не сохранился. Но вот так он выглядел.

Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием карты памяти все источники должны быть под рукой.

Кому полезны ментальные карты?

Да по большому счёту всем детям. Но есть категории детей, обучение и мышление которых карты позволяют сделать более эффективным.

  1. Дети с минимальной мозговой дисфункцией.

Частый вопрос на приёме у психолога: как учить детей с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг школьника отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно . У детей с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Ментальные же карты – отличный приём для этого.

  1. Дети с разными формами аутизма.

У детей – аутистов ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому ментальные карты, схемы сперва с картинками, а потом возможно со словами, помогают ребятам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

  1. Дети с речевыми нарушениями.

Частенько дети с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).

Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет. Конечно, ребёнок и постарше не сможет нарисовать карту самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.

Учите детей разработке интеллектуальных карт с дошкольного возраста. Они помогут ребёнку быстро воспринимать и обрабатывать гораздо бо льшие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе. Сайт Нестандартные дети желает успехов.

Наш мозг мыслит нелинейно, иногда огромный поток информации сбивает его с толку, и сложно что-либо запомнить. Тони Бьюзен — известный писатель, психолог и эксперт в области проблем, связанных с обучением, придумал занимательную штуку, которая помогает спланировать дела, истребить хаос в мыслях, помочь выучить нудный параграф по истории и много других полезных вещей. Она называется интеллект-карта, или Mind map. В переводе последнее означает «карта ума».

Почему это работает?

Информация, поданная текстом-простыней с добавлением таблиц и графиков пугает своим объемом. Это тяжелая нагрузка, и мы сразу понимаем, что запомнить ее — адский труд. Мысли пролетают в голове человека постоянно, но их ход неравномерен. Иногда они сбиваются и натыкаются друг на друга. Интеллект-карта же дает возможность структурировать данные, привести мысли в порядок. Выделяйте главное и от него поэтапно расписывайте (рисуйте) детали.

Строить карту начинайте с мозгового штурма. Берите лист бумаги и карандаш и зарисовывайте все, что придет в голову. Единственное, что важно, здесь «танцевать» нужно от главного, которое должно «обрасти» деталями. Сейчас вы работаете в черновике и можете не бояться, что пока в ваших записях мало логики. Позже вы перенесете это на другой лист, где информация будет более структурирована. В будущем это поможет вам в запоминании и воспроизведении данных.

Создание собственной интеллект-карты

Лучше всего концепция создания карт ума изложена в книге «Научите себя думать». Это издание уже вошло в рейтинг 1000 великих книг нашего века.

Работа с визуальным потоком:

  • Возьмите ручки или карандаши трех разных цветов. Нарисуйте главную идею, которой посвящена карта.
  • В середине не должно быть много деталей. Если графических элементов получилось более пяти, то лучше перерисовать карту. Большое количество лучше разбить на логические группы.
  • Оставляйте место между изображениями, не старайтесь как можно больше заполнить лист. Пространство — это свежий воздух для вашего мозга. Схемы и переходы будут легче читаться, если размещать их не слишком плотно.
  • Изображения на карте не должны быть плоскими. Старайтесь придать им объем, используйте разные шрифты.

Игра в ассоциации:

  • Создавайте карту по принципу «от сложного к простому». Такая иерархия позволит не забыть о главном и не утонуть в большом количестве деталей.
  • Для иллюстрации причинно-следственных связей вам понадобятся стрелки и переходы.

Как делать карту понятной:

  • Изображения не должны быть сложными.
  • Над стрелками располагайте ключевые слова. Линии не должны быть слишком длинными. Старайтесь, чтобы длина стрелки была равна размеру написанного слова.
  • Большой объем текстовой информации — ваш враг! Вспомните символы, используйте, понятную только вам кодировку, сокращайте слова. Больше рисуйте, чем пишите.
  • Стрелки, расположенные по центру, соединяйте с другими. Все что находится на карте, должно быть взаимосвязано. Ни один элемент не должен выбиваться из толпы - таким образом вы не упустите важных деталей. Ключевые стрелки прорисовывайте более насыщенными цветами.
  • Возможно вам потребуется включение временной шкалы. Тогда прошлое изображайте слева, а будущее — справа.
  • Значимую информацию заключайте в рамки и блоки.

Для того чтобы понять принцип создания интеллект-карты, достаточно представить себе дерево. Есть ствол и корни — это главная идея. Дальше идут толстые ветки, потом более тонкие.

Использование mind mapping в процессе учебы

Как использовать технологии интеллектуальных карт в обучении? Ведь понятно, что это отличный способ сделать нудный параграф 3Д-схемой!

В образовательном процессе интеллект-карты станут отличным подспорьем.

  • Фактически это презентация, нарисованная от руки. Объемный материал так легче представить перед аудиторией. С помощью стрелок и графических изображений легче донести до слушателей свою идею. Разобраться в большом количестве элементов. В изучении истории интеллектуальные карты могут стать настоящей палочкой-выручалочкой. Очень просто запутаться в огромном количестве дат, исторических событий, лиц, которые сыграли ключевые роли в развитии страны. В истории России интеллектуальные карты могут быть задействованы при изучении правящих династий.
  • Вы можете использовать mind map при подготовке очень объемных и сложных работ: курсовых, дипломных или просто рефератов. Здесь карта будет служить своеобразным графическим оглавлением.
  • Установите цель и следите за скоростью приближения к ней. Правильно распределяйте нагрузку.
  • У каждого из нас бывают случаи, когда после прочтения страницы книги в голове ничего не осталось или все перепуталось. Для таких случаев отлично подойдет использование карты ума.
  • Если вы работаете над творческим проектом, то можно применить принцип инкубации. Скорее всего, вы слышали, что лучшие идеи иногда приходят во сне. Если есть возможность, то отложите решение проблемы на завтрашнее утро. Если нет, то отвлекитесь на что-либо другое на несколько часов. Ваш мозг обязательно выдаст вам самое креативное решение.

Интеллектуальные карты в ДОУ

А как насчет самых маленьких? Ведь mind mapping должен однозначно привлечь ребенка своей яркостью и живостью образов.

Впервые использовать технологию интеллектуальных карт в развитии малышей предложил кандидат психологических наук Акименко. Он предложил применять их в области развитии речи дошкольников.

Четырехлетних детей можно включить в процесс игры с интеллектуальными картами. Детям понравится участие в создании карты. При этом процесс не должен стать нудным. Малышам должно быть весело, иначе они быстро заскучают. Для начала выбирайте самые простые понятия, с которыми ребенок давно знаком.

Пример интеллектуальной карты: предложите нарисовать ферму. В центре поместите жилье для животных, специальные машины для их обслуживания. По краям - самих жителей фермы.

Второй пример интеллектуальной карты. Можно учить с детишками времена года, описывать разные характеристики явлений и предметов. Это учит ребенка видеть причинно-следственные связи. Карта — отличный тренажер для развития логики.

Как работать с mind map родителям

Еще один пример, как должна выглядеть интеллектуальная карта для ребенка. После любого значимого в жизни малыша события - поездки на дачу или море, а также посещения родственников, вы можете создать с крохой mind map. Простой способ нужен для ознакомления крохи с ее основами.

В центре опишите или нарисуйте событие. По краям располагайте детали, приятные воспоминания, навыки, которые приобрел малыш. Для работы используйте маленькие фото, вырезки из журналов, детских рисунков, газет. Сохраняйте билеты, ищите небольшие природные материалы, которые можно использовать в работе.

При работе с интеллект-картами для дошкольников посредством ассоциаций малыши учатся более широко выражать свои мысли, развивается фантазия, пополняется словарный запас.

Ребенок учится основе анализа с помощью простых логических операций. Разбирается, как сравнивать предметы, делать самостоятельные выводы, классифицировать. Можно придумать множество игр с интеллектуальными картами.

Педагог Ушинский в своих трудах говорил об этом. Он говорил, что если целенаправленно учить маленького ребенка пяти разным понятиям, то вы не скоро добьетесь результата, но если эти понятия связать со знакомыми крохе картинками, то он очень быстро поразит вас результатом. Интеллектуальные карты для дошкольников эффективны при подготовке к дальнейшему обучению.

Принципы рисования карт

Не забывайте, что в процессе создания карты лист должен всегда располагаться горизонтально. Посередине изобразите идею или проблему. Первые, самые толстые ветки — под-идеи. Здесь должны быть ключевые понятия, ассоциации для быстрого запоминания. Не бойтесь использовать вещи, которые понятны только вам! Ведь наш мозг в ассоциативном мышлении абсолютно индивидуален!

От первого уровня пойдет второй. Если нужно, то нарисуйте и третий ярус.

  1. Не забывайте, что это творческий процесс, дайте мозгу расслабиться и выдать самую креативную информацию. Вы ведь замечали, что часто запоминается самая глуповатая и бессмысленная реклама? Возможно, для запоминания вам помогут самые нелепые на первый взгляд ассоциации.
  2. Если вы хотите с помощью интеллект-карты обозначить работу сотрудников над общим проектом, то выбирайте для каждого отдельного лица свой цвет. Хорошо работают желтый, красный, оранжевый. Более низкая скорость восприятия у голубого, коричневого, зеленого.
  3. На втором уровне не должно быть более 5-7 веток.
  4. Это творческий процесс, не пытайтесь в работе создать стандарт.
  5. Как уже говорилось выше, запоминаются утрированные примеры. Не бойтесь рисовать «веселые картинки».
  6. Не увлекайтесь сервисами, которых сейчас очень много в Сети. Лучше рисовать карту от руки, это стимулирует мышление.
  7. Образы на бумаге должны быть подкреплены эмоциями, это всегда лучше откладывается в памяти.
  8. Используйте систему иерархии. Все важное должно быть в центре, далее детали. Если нужно, то задайте веткам определенные номера.
  9. Слова записывайте в одну линию и строго по горизонтали. Постарайтесь все же использовать больше изображений, чем текста.
  10. Перед тем как начать использовать в своей деятельности такой способ структурирования информации, вы можете создать свой набор кодов. Например, лампочка может означать важное. Молния то, что нужно выполнить очень быстро.
  11. Важность ветки подчеркивайте более крупным шрифтом.
  12. Стрелки первого, второго, третьего уровней обводите в отдельные блоки. Между ними должна быть связь.

Использование на практике

С помощью карты можно собрать данные о предмете, который требует изучения. Информацию проще рассортировать на определенные блоки:

  • недостатки;
  • особенности;
  • свойства.

Практическое применение: нудный реферат замените красочной презентацией - и вы получите аплодисменты от слушателей.

Лайфхак для студентов. Нудную лекцию можете записать на диктофон, а в процессе прослушивания того, что рассказывает профессор, рисуйте! Так вы усвоите в три раза больше информации и точно не уснете на лекции.

В каких сферах еще можно применить

Они нужны везде, где нужно увеличить скорость мыслительного процесса, оптимизировать его и разбить на блоки, большой объем информации, дабы не утонуть в этом море.

  1. Проведение разнообразных мероприятий: свадеб, юбилеев.
  2. Создание структуры нового дела. Например, при создании бизнес-плана.
  3. Создание капсульного гардероба. Нарисуйте, как вы видите свой образ на бумаге. Перетрясите свой гардероб и отметьте вещи, которые есть и которые необходимо приобрести. Так вы убережете себя от лишних трат.
  4. Генеральная уборка в квартире перед приездом свекрови. Разбейте территорию жилища на блоки. Помните, что начинать убирать нужно сверху вниз. Сначала сметаете пыль с антресолей, потом моете полы. Чтобы ничего не упустить, нарисуйте карту.
  5. Планирование задач на день.
  6. С помощью карт будет легче подготовиться к экзаменам. Разбейте весь материал на блоки и двигайтесь. Трудный для запоминания материал проще откладывается в памяти, если придумать для него символы.
  7. Карты хороши для помощников руководителей, которым нужно организовать в течение дня множество встреч, совершить уйму звонков, напечатать гору бумаг.

Недостаток интеллект-карт

Если она создается для принятия решений, то у людей, которые по своей природе логики, может случиться ступор на одном из моментов. Создатель концепции предлагает записывать во время мозгового штурма все идеи, которые приходят в голову, даже если они иррациональны. Для этого нужно использовать интуицию. Что делать людям, которые постоянно анализируют и не могут расслабиться? Есть решение: записывайте все варианты, какими бы странными они ни казались, а в ветвь следующего уровня вписывайте последствия всех решений. Так людям с логическим типом мышления будет проще видеть полную картину.

Сервисы для интеллект-карт

Рисунки от руки в такой работе предпочтительнее, но есть люди, которым претит мысль об этом. Для них разработано множество программ для создания графических изображений на компьютере. Они имеют отличие в интерфейсе, дизайне, у некоторых есть возможность подключить To-do List. Есть платные и бесплатные версии.

Обратите внимание на сервис MindMeister. Его можно совместить с планировщиком Meistertask. Сервис бесплатный, но есть PRO-пакеты, которые дают большой спектр разных услуг. Ваши данные будут находиться на облаке, и вы можете не беспокоиться, что важная информация исчезнет или потеряется. Используя пароль, можно зайти и работать над картами с любого компьютера и любой точки земного шара. Интерфейс сервиса жизнерадостный, настраивает на позитив. Разработчики предлагают много красочных шаблонов.

Для создания интеллект-карт не нужны особые художественные навыки. Специалисты все же рекомендуют создавать их самостоятельно, рисуя изображение от руки. Создание интеллектуальных карт в программах может быть, так как многие привыкли держать информацию на цифровых носителях. Для некоторых людей смартфон или планшет стал верным другом и второй памятью. Что же, творить самостоятельно или использовать программы и шаблоны, уже нарисованные дизайнерами, решать вам.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

Мозговой штурм

«Составление интеллектуальной карты как средства систематизации представлений об окружающем у детей дошкольного возраста»

(на примере лексической темы «Первоцветы»)

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Кирьянова М.Ю.

МАДОУ «Детский сад № 24»

(корпус 3)

г. Березники 201 6 г.

Сценарий мастер-класса для педагогов ДОУ

Мозговой штурм «Составление интеллектуальной карты

как средства систематизации представлений об окружающем

у детей дошкольного возраста»

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллектуальная карта»

Интеллектуальные карты на сегодняшний день это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и на нужной информации.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство).

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

1.2. Из истории возникновения интеллектуальной карты

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps ® ) это разработка – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Концепция интеллект-карт, предложенная в своё время Тони Бьюзеном, основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Всё дело в том, что нашему мозгу тяжеловато воспринимать линейную символьную информацию в виде текстов, списков и таблиц - то есть именно так, как принято представлять информацию в нашем мире. Намного естественнее и проще сознанию переваривать информацию, которая:

    основана на ассоциациях;

    задействует иерархическое мышление;

    визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

Вокруг основной задачи/объекта/идеи, располагаются связанные с ней элементы, логически сгруппированные. В результате получается «дерево-звезда». (Приложение 1 «Как составить интеллект-карту»).

1.3. Возможности использования интеллектуальных карт в работе с дошкольниками.

Развитие представлений об окружающем у ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь. В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, так как слово не только указывает на конкретный предмет, действие, качество или отношение, но за каждым словом обязательно стоит система различных связей.

На этапе планирования работы педагогов по формированию целостной картины мира для соблюдения системности знаний мы предлагаем применять метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

ІІ часть (основная) «Построение интеллектуальной карты (на примере лексической темы « Первоцветы»):

2.1 . «Хаос идей»

Что мы знаем о первоцветах? (участники мастер-класса делятся своими знаниями о первоцветах).

Достаточно ли наших знаний? Мы можем обратиться к источникам знаний (энциклопедия, атласы растений, интернет) (Приложение 2 «Страницы энциклопедии о первоцветах») .

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг сваливается много информации, её нужно сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? Вот именно для такого случая и были придуманы интеллектуальные карты.

2.2. Структурирование информации (модераторы совместно с участниками составляют интеллектуальную карту «Первоцветы» с опорой на полученные знания по предложенной схеме). (Приложение 3 «Интеллектуальная карта по лексической теме «Первоцветы»)

2.3. Наполнение интеллектуальной карты лексикой (с опорой на схему семантического поля и предложенные художественные тексты). (Приложение 4 «Наполнение лексической темы содержанием»).

ІІІ часть (заключительная) Рефлексия:

Пользоваться картами просто - взгляните на неё, - нужная информация вся под рукой. Мы используем эту форму для составления банка знаний при комплексно-тематическом планировании. Нам она кажется очень наглядной, удобной. Эта форма работы вариативна, функциональна, доступна для работы с детьми. (Приложение 5 Циклограмма комплексно-тематического планирования по теме «Весна. Первоцветы»)

Каковы возможности использования интеллектуальной карты в детском саду, по вашему мнению?

Надеемся, в скором будущем интеллект-карты станут если не стандартом, то по крайне мере подспорьем в работе для многих педагогов.

Приложение 1

Как составить интеллект-карту

Интеллектуальные карты могут использоваться для:

    запоминания;

    упорядочивания и систематизации информации;

    планирования деятельности;

    подготовки к выступлениям;

    поиска решений в сложной ситуации;

    рассмотрению различных вариантов решения задач.

Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше - потому-что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования карт, вы сами поймёте, как их правильней всего рисовать.

Итак, приступим:

    Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально, и большинство составителей следуют этому совету. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки - ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета - неинтересно.

    Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё.

    В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа, как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте – главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

    От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

    От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.

    Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

В качестве примера интеллектуальной карты приведём карту, нарисованную самим Тони Бьюзеном.

Приложение 2

Страницы энциклопедии о первоцветах

Подсне́жник , или Галантус - многолетних трав семейства . Научное название растения образовано из латинизированных слов γάλα (gála ) и νθος ( ánthos ), что может пониматься как «молочный

цветок», дано по окраске цветов. Название «подснежник» связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега.

Первоцве́т весе́нний , или Первоцвет лека́рственный , или Первоцвет настоя́щий , или При́мула весенняя -

, ( Primula ). Другие русские названия: бара́нчики, бара́шки, бе́лая бу́квица, бо́жьи ру́чки, га́сник, у́шки, небе́сные к лю́чики, золоты́е клю́чики, цветы́ Свято́го Петра́ . Соцветие первоцвета похоже на связку ключей, по легенде это ключи, которыми весна открывает двери в лето. Согласно другой легенде, растение выросло на том месте, где Святой Пётр уронил ключи от рая.

Ве́треница , или Анемо́на - многолетних травянистых а . Современное научное название образовано от Άνεμος - «ветер». Возможно, дословный перевод названия может означать «дочь ветров». Вероятно, название дано растению из-за его чувствительности к ветру, уже при малых порывах которого крупные лепестки цветов начинают трепетать, а цветки раскачиваться на длинных . Ранее ошибочно считалось, что цветки растения под действием ветра могут закрываться или распускаться.


Ла́ндыш - семейства . Научное (латинское) название было дано роду на основе латинского названия растения, Lilium convallium («лилия долин») [ . В русский язык слово «ландыш», по-видимому, было заимствовано из [ . Другие русские названия - ландышки, сорочка, молодило, молодильник, виновник .

Ма́ть-и-ма́чеха - семейства . Научное (латинское) родовое название может быть переведено как «кашлегон». Это название связано с медицинским применением растения в качестве средства от кашля. Научное название вида дословно можно перевести на русский язык как «Мать-и-мачеха-Муконосница». Нижняя сторона листьев мать-и-мачехи, покрытая многочисленными волосками, испаряет воду намного слабее голой верхней стороны листьев, поэтому нижняя сторона (мать) на ощупь теплее верхней (мачехи) - отсюда русское название растения.

Приложение 3

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПЕРВОЦВЕТЫ»

Характерные особенности внешнего вида

(сходство, отличие)


Первоцветы

Листья

Стебель

Корень

Лесные

Особенности роста, питания, размножения

Назначение,

применение

(польза, вред)

Охрана природы

Лекарственные

Ядовитые

Величина

Цвет

Плоды, семена

Аромат

Место произрастания

Форма

Величина

Цвет

Травянистые растения

Клумба, грядка, альпийская горка

Проталинка, полянка, луг


Цветок

(бутон, лепестки)


Садовые

(луковичные)


Крокус

Ландыш

Примула

Тюльпан

Нарцисс

Мускари

Мускари

Гиацинт

Мать-и-мачеха

Ветреница

Подснежник

Пролеска

Медуница

Фиалка

Фиалка

Тактильные

ощущения


Отображение

в искусстве


Музыка

Литература

Живопись

Мифы, легенды


Приложение 4

Наполнение лексической темы содержанием

Формообразующий слой ,

создаваемый от корней с помощью приставок, суффиксов и окончаний

Предметные

слова

(существительные, местоимения)

Действенные

слова

(глаголы,

деепричастия)

Признаковые

слова

(прилагательные, наречия,

причастия)

Коренной смысл

или суть понятия (ядерное слово)

первоцветы

расцветать,

вырастать

первые,

весенние,

цветущие

Родственный смысл (образование однокоренных слов, изменение по числам, временам)

Снег - снежок, подснежник

Цветок – цвести, зацветать, отцветать, расцветать, цветение

Робкий, робко

Зелёный, зелено, зеленеющий

Противоположный смысл (образование

антонимов)

Мать-и-мачеха – при цветении - безлистная, после цветения – листья растут всё лето

Лепестки – раскрываются, закрываются

Листья – пушистые, гладкие, бархатистые, узкие, широкие

Близкий смысл

(создание синонимов,

образных выражений)

Проталинки - солнечное место, снег растаял, прогрелась земля, напиталась влагой

Отправиться на экскурсию - устанавливать связь, обратить внимание, обнаружить, описать, изучать, примечать, различать, наблюдать, распознавать, знакомиться

Листья нежные, как руки матери, грубые, как руки мачехи.

Словесно-логические

задачи (загадки, т.д.)

Почему у медуницы цветы розового и голубого цветов?

Название какого первоцвета состоит из частицы, предлога, сторожевой будки? (не-за-будка)


Приложение 5

Циклограмма комплексно-тематического планирования по теме «Весна. Первоцветы»

Музыкальный

руководитель

Инструктор по ритмике

Старшая

медсестра

Знакомство с первыми весенними цветами, рассматривание иллюстраций, презентаций, сравнение первоцветов.

Решение проблемных ситуаций (почему первоцветы появляются на солнечной стороне? и др.)

Ведение календаря цветов.

Брейн-ринг «Ключи от лета» (для детей и родителей).

Составление описательных загадок о первоцветах.

Чтение стихов о первоцветах.

Конкурс «говорящих» газет «Весенняя капель».

Целевая прогулка по экологической тропе «Первоцветы на нашем участке».

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы весной».

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».

Создание альбома «Жалобная книга природы».

Ручной труд «На лесной полянке» (природный материал).

Составление альбома рисунков «Весны приветы».

Прослушивание музыкальных пьес: П. И. Чайковский «Подснежник», «Вальс цветов», Н. Торопов «Цветок и бабочка», Э. Невин «Нарцисс», В. Коровицын «Первая проталинка».

Музыкально-литературное развлечение «День цветов».

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Формирование представлений о необходимости активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.

Знакомство с правилами безопасного поведения в природе.

Консультация с родителями «Одевайся по погоде», «Осторожно, первоцветы!»