Иллюзия реальности: как ее увидеть? Иллюзия реальности: существует ли этот мир и люди, окружающие нас? К вопросу о моральности включения другого человека в свои мечты Список того, что делает вас счастливыми

Вопрос: Вы часто повторяете, что события не имеют причины, что вещи просто происходят, независимо ни от какой причины. По‑моему, очевидно, что всё имеет причину или даже несколько причин. Как понять отсутствие причинности вещей?

Махарадж: С высшей точки зрения мир не имеет причины.

В: А каков ваш собственный опыт?

М: Всё беспричинно. Мир не имеет причины.

В: Я не спрашиваю о причинах, ведущих к сотворению мира. Кто видел сотворение мира? Он может вообще не иметь начала, быть вечным. Я говорю не о мире. Я принимаю существование мира, так или иначе. Он содержит так много вещей. Наверняка каждая вещь имеет одну или несколько причин.

М: Сотворив для себя мир во времени и пространстве, управляемый причинно‑следственными связями, вы обречены искать и находить причины для всего. Вы задаёте вопрос и сами навязываете ответ.

В: Мой вопрос очень прост. Я вижу многообразие вещей и понимаю, что каждая должна иметь причину или несколько причин. Вы говорите, что причин нет – с вашей точки зрения. Для вас ничто не имеет существования, следовательно, вопрос причинности не возникает. Однако создаётся впечатление, что вы признаёте существование вещей, но отрицаете причинность как таковую. Этого я не могу понять. Если вы принимаете существование вещей, зачем отрицать их причины?

М: Я вижу только сознание и знаю, что всё есть сознание, как вы знаете, что картина на киноэкране – это просто свет.

В: Однако движения света имеют причину.

М: Свет вообще не движется. Вы отлично знаете, что это движение иллюзорно, это просто последовательность пересечений и изображений на плёнке. Движется только плёнка, то есть ум.

В: От этого фильм не лишается причин. Есть плёнка, актёры, техники, режиссёр, продюсер, разные производители. Мир управляется причинностью. Всё взаимосвязано.

М: Конечно, всё взаимосвязано. И, таким образом, всё имеет несметное количество причин. Вся вселенная содействует мельчайшей вещи. Вещь такова, какая она есть, потому что мир таков, какой он есть. Видите ли, вы имеете дело с золотыми украшениями, а я – с золотом. Между различными украшениями нет причинно‑следственной взаимосвязи. Когда вы расплавляете одно украшение, чтобы сделать из него другое, между ними не возникает причинной связи. Общим фактором является золото. Но вы не можете сказать, что золото – это причина. Его нельзя назвать причиной, потому что оно само по себе ничего не вызывает. Его отражением в уме является «я есть», как имя и форма конкретного украшения. Тем не менее, всё это – золото. Таким же образом реальность делает всё возможным, однако то, что делает вещь такой, какая она есть, с её именем и формой, исходит не из реальности.



Но зачем так беспокоиться о причинности? Какое значение имеют причины, если сами вещи так скоротечны? Впускайте то, что приходит, и отпускайте то, что уходит, – зачем цепляться за вещи и выискивать их причины?

В: С относительной точки зрения всё должно иметь причину.

М: Для чего вам относительная точка зрения? Вы можете смотреть с абсолютной точки зрения, зачем возвращаться к относительной? Вы боитесь абсолюта?

В: Да, боюсь. Я боюсь заснуть за своими так называемыми абсолютными убеждениями. Чтобы прожить жизнь хорошо, абсолюты не помогут. Когда вам нужна рубашка, вы покупаете ткань, нанимаете портного и так далее.

М: Такие слова демонстрируют незнание.

В: А каков взгляд знающего?

М: Есть только свет, и свет есть всё. Всё остальное – всего лишь картина, созданная светом. Картина находится в свете, а свет находится в картине. Жизнь и смерть, я и не‑я – отбросьте все эти идеи. Они вам не помогут.

В: С какой точки зрения вы отрицаете причинность? С относительной – вселенная является причиной всего. С абсолютной – не существует никаких вещей.

М: Из какого состояния вы спрашиваете?

В: Из состояния обычного бодрствования, в котором только и могут происходить такие разговоры.

М: В состоянии бодрствования возникают все эти проблемы, поскольку такова его природа. Но вы не всегда находитесь в этом состоянии. Что хорошего вы можете сделать в состоянии, в которое вы беспомощно попадаете и из которого беспомощно выныриваете? Чем вам может помочь знание того, что вещи связаны причинными взаимосвязями, как это кажется вам в состоянии бодрствования?

В: Мир и состояние бодрствования появляются и исчезают вместе.

М: Когда ум в покое, в абсолютной тишине, состояния бодрствования больше нет.

В: Такие слова, как Бог, вселенная, тотальность, абсолют, высшее, – всего лишь пустые звуки, потому что с ними нельзя ничего сделать.

М: Вы поднимаете вопрос, на который можете ответить только вы сами.

В: Не отмахивайтесь от меня таким образом! Вы всегда готовы говорить о тотальности, вселенной и других воображаемых вещах. Они не могут прийти и запретить вам говорить о них. Я ненавижу эти безответственные обобщения! И вы так любите олицетворять их. Без причинности не может быть порядка, не может быть никакого целенаправленного действия.

М: Вы хотите знать все причины всех событий? Вы думаете, это возможно?

В: Я знаю, что это невозможно! Всё, что я хочу знать, – есть ли причины для всего и можно ли на них влиять, воздействуя таким образом на события?

М: Чтобы влиять на события, вам не нужно знать их причину. Какой окольный способ действий! Разве вы сами не являетесь источником и окончанием каждого события? Контролируйте события из самого источника.

В: Каждое утро я беру газету и с отчаянием читаю, что беды всего мира – нищета, ненависть, войны – не ослабевают. Мои вопросы касаются несчастья, его причины и его исцеления. Не отмахивайтесь от меня, говоря, что это буддизм! Не вешайте на меня ярлык. Ваши настойчивые утверждения об отсутствии причин лишают мир всякой надежды на изменение.

М: Вы в замешательстве, потому что верите, что вы находитесь в мире, а не мир в вас. Кто был первым: вы или ваши родители? Вы воображаете, что были рождены в определённое время, в определённом месте, что у вас есть мать и отец, тело и имя. Это ваша ошибка и ваша беда! Разумеется, вы можете изменить свой мир, если будете над этим работать. Пожалуйста, работайте! Кто вас останавливает? Я никогда не отговаривал вас. Есть ли причины или нет, вы сами создали этот мир, вы можете и изменить его.

В: Мир с отсутствием причин находится абсолютно вне моего контроля.

М: Напротив. Мир, в котором вы – единственный источник и основа, находится всецело в вашей власти. Что было создано, всегда может быть разрушено и создано заново. Всё желаемое сбывается, если вы действительно этого хотите.

В: Я хочу только знать, что делать с несчастьями мира.

М: Вы создали их из своих собственных желаний и страхов, вы сталкиваетесь с ними. Всё это происходит потому, что вы забыли самого себя. Придавая реальность фильму на экране, вы любите людей из этого фильма, страдаете вместе с ними, хотите им помочь. Но это неправильно. Вы должны начать с себя. Другого пути нет. Конечно, вы можете работать. От работы вреда не будет.

В: Похоже, что ваша вселенная содержит любое возможное переживание. Индивидуум движется в ней по определённой линии и испытывает приятные и неприятные состояния. Это приводит к возникновению вопросов и поиску, который расширяет мировоззрение и позволяет индивидууму выйти за пределы его узкого, созданного им самим ограниченного и эгоцентричного мира. Этот персональный мир можно изменить – со временем. Вселенная же безвременна и совершенна.

М: Принимать видимость за реальность – горькая ошибка и причина всех бед. Вы есть всепроникающее, вечное и бесконечно творческое осознание – сознание. Всё остальное конечно и временно. Не забывайте, кто вы есть. Можете работать, сколько вашей душе будет угодно. Работа и знание должны идти рука об руку.

В: У меня есть чувство, что моё духовное развитие не зависит от меня. Разрабатывая планы и пытаясь их осуществить, ни к чему не придёшь. Я просто бегаю по кругу вокруг себя. Когда Бог решит, что плод созрел, он сорвёт его и съест. Если же плод кажется ему зелёным, он будет висеть на дереве мира, пока не созреет.

М: Вы думаете, Бог знает о вас? Он не знает даже о мире!

В: У вас другой Бог. Мой не такой. Мой добрый. Он страдает вместе с нами.

М: Вы молите спасти одного, в то время как тысячи умирают. А если все перестанут умирать, на земле не останется места.

В: Я не боюсь смерти. Моя забота – несчастья и страдания. Мой Бог – это простой Бог и довольно беспомощный. У него нет силы заставить нас быть мудрыми. Он может только стоять и ждать.

М: Если вы и ваш Бог так беспомощны, не следует ли из этого, что мир случаен? И если это так, то единственное, что вы можете сделать, – это выйти за его пределы.

Джняни

Вопрос: Без силы Бога ничто не может быть сделано. Даже вы не сидели бы здесь и не говорили с нами без Него.

Махарадж: Всё есть Его деяние, без сомнения. Но что мне до этого, если я ничего не желаю? Что Бог может мне дать или забрать у меня? Что моё – моё, и было моим, даже когда Бога ещё не было. Конечно, это такая крошечная вещь, крупинка – чувство «я есть», факт бытия. Это мой дом, никто мне его не давал. Земля моя, а что на ней растёт, принадлежит Богу.

В: Бог арендовал вашу землю?

М: Бог – мой преданный и сделал всё это для меня.

В: Нет никакого Бога, отдельного от вас?

М: А как он может быть? «Я есть» – это корень. Бог – это дерево. Кому мне поклоняться и зачем?

В: Вы преданный или объект преданности?

М: Ни тот, ни другой. Я – сама преданность.

В: В мире недостаточно преданности.

М: Вы всё время стремитесь сделать мир лучше. Вы действительно верите, что мир ждёт, что вы спасёте его?

В: Я просто не знаю, что я могу сделать для мира. Всё, что я могу, – попытаться. Есть ли что‑то ещё, что вы бы хотели, чтобы я сделал?

М: Есть ли мир без вас? Вы знаете о мире всё, но о себе не знаете ничего. Вы сами являетесь инструментом своей работы, других инструментов у вас нет. Почему бы вам не позаботиться об инструменте, прежде чем думать о работе?

В: Я могу подождать, а мир не может.

М: Вы заставляете мир ждать, откладывая самоисследование.

В: Ждать чего?

М: Того, кто мог бы его спасти.

В: Бог правит миром, Бог его и спасёт.

М: Что вы говорите! Разве Бог приходил к вам и говорил, что мир – это его творение и забота, а не ваша?

В: Почему это должна быть исключительно моя забота?

М: Задумайтесь. Кто ещё знает о мире, в котором вы живёте?

В: Вы знаете. Все знают.

М: Кто‑нибудь приходил к вам из другого мира, чтобы сообщить об этом? Я и все другие появляемся и исчезаем в вашем мире. Мы в вашей власти.

В: Всё не может быть так плохо! Я существую в вашем мире так же, как и вы в моём.

М: У вас нет ничего, подтверждающего мой мир. Вы полностью окутаны миром собственного изготовления.

В: Понятно. Полностью – значит безнадёжно?

М: В тюрьме вашего мира появляется человек, который говорит вам, что мир болезненных противоречий, созданный вами, не является ни непрерывным, ни долговечным, что он основан на непонимании. Он умоляет вас покинуть этот мир тем же путём, каким вы в него попали. Вы попали в него, когда забыли, кто вы есть на самом деле, и сможете покинуть его, узнав себя снова.

В: И как это отразится на мире?

М: Когда вы свободны от мира, вы можете что‑то для него сделать. Пока вы заключённый в его тюрьме, вы бессильны его изменить. Наоборот, что бы вы ни делали, это только ухудшит ситуацию.

В: Меня освободит праведность.

М: Праведность несомненно сделает вас и ваш мир комфортабельным, даже счастливым местом. Но что толку? В нём всё равно нет реальности. Он недолговечен.

В: Бог поможет.

М: Чтобы помочь вам, Бог должен знать о вашем существовании. Но вы и ваш мир подобны снам. Во сне вы можете страдать от ужасных мучений. Но никто о них не узнает, никто вам не поможет.

В: Значит, все мои вопросы, мой поиск и обучение бесполезны?

М: Это просто шевеление человека, который устал спать. Они не являются причиной пробуждения, но это начальные признаки. Вы не должны задавать праздные вопросы, на которые уже знаете ответ.

В: Как мне получить правильный ответ?

М: Задав правильный вопрос. Не словами, а отважившись жить в соответствии со своими убеждениями. Человек, готовый умереть за истину, получит её.

В: Ещё вопрос. Есть личность. Есть сознающий эту личность. И есть свидетель. Сознающий и свидетель – это одно и то же или это разные состояния?

М: Сознающий и свидетель – это два или одно? Когда сознающий рассматривается отдельно от сознаваемого, свидетель стоит отдельно. Когда сознающий и сознаваемое видятся как одно, свидетель становится одним с ними.

В: Кто такой джняни ? Свидетель или высшее?

М: Джняни – это и высшее, и свидетель. Он есть и бытие, и осознание. Относительно сознания он осознание. Относительно вселенной он чистое бытие.

В: А личность? Что первично: личность или сознающий?

М: Личность – это очень маленькая вещь. На самом деле это составная часть, она не может существовать сама по себе. Если она не воспринимается, то её просто нет. Это всего лишь тень в уме, общая сумма памяти. Чистое бытие отражается в зеркале ума как сознавание. То, что сознаётся, принимает форму личности, основанной на памяти и привычках. Это просто тень, или проекция сознающего на экран ума.

В: Зеркало есть. Отражение есть. А где же солнце?

М: Солнце – это высшее.

В: Оно должно быть сознательно.

М: Оно не сознательно и не бессознательно. Не думайте о нём в терминах сознания и бессознательности. Оно есть жизнь, которая включает в себя и то, и другое, и то, что за пределами обоих.

В: Жизнь так разумна. Как она может быть не сознательна?

М: Вы говорите о бессознательном, когда в памяти есть разрыв. В действительности есть только сознание. Вся жизнь сознательна, всё сознание – живое.

В: Даже камни?

М: Даже камни сознательны и живы.

В: Моя проблема в том, что я склонен отрицать существование того, что не могу вообразить.

М: Было бы мудрее отрицать существование того, что вы воображаете. Всё воображаемое нереально.

В: Является ли нереальным всё, что можно вообразить?

М: Воображение, основанное на памяти, нереально. Будущее не является абсолютно нереальным.

В: Какая часть будущего реальна, а какая нет?

М: Реально неожидаемое и непредсказуемое.

Вопрос: Вы часто повторяете, что события не имеют причины, что вещи просто происходят, независимо ни от какой причины. По-моему, очевидно, что всё имеет причину или даже несколько причин. Как понять отсутствие причинности вещей?

Махарадж: С высшей точки зрения мир не имеет причины.

В: А каков ваш собственный опыт?

М: Всё беспричинно. Мир не имеет причины.

В: Я не спрашиваю о причинах, ведущих к сотворению мира. Кто видел сотворение мира? Он может вообще не иметь начала, быть вечным. Я говорю не о мире. Я принимаю существование мира, так или иначе. Он содержит так много вещей. Наверняка каждая вещь имеет одну или несколько причин.

М: Сотворив для себя мир во времени и пространстве, управляемый причинно-следственными связями, вы обречены искать и находить причины для всего. Вы задаёте вопрос и сами навязываете ответ.

В: Мой вопрос очень прост. Я вижу многообразие вещей и понимаю, что каждая должна иметь причину или несколько причин. Вы говорите, что причин нет - с вашей точки зрения. Для вас ничто не имеет существования, следовательно, вопрос причинности не возникает. Однако создаётся впечатление, что вы признаёте существование вещей, но отрицаете причинность как таковую. Этого я не могу понять. Если вы принимаете существование вещей, зачем отрицать их причины?

М: Я вижу только сознание и знаю, что всё есть сознание, как вы знаете, что картина на киноэкране - это просто свет.

В: Однако движения света имеют причину.

М: Свет вообще не движется. Вы отлично знаете, что это движение иллюзорно, это просто последовательность пересечений и изображений на плёнке. Движется только плёнка, то есть ум.

В: От этого фильм не лишается причин. Есть плёнка, актёры, техники, режиссёр, продюсер, разные производители. Мир управляется причинностью. Всё взаимосвязано.

М: Конечно, всё взаимосвязано. И, таким образом, всё имеет несметное количество причин. Вся вселенная содействует мельчайшей вещи. Вещь такова, какая она есть, потому что мир таков, какой он есть. Видите ли, вы имеете дело с золотыми украшениями, а я - с золотом. Между различными украшениями нет причинно-следственной взаимосвязи. Когда вы расплавляете одно украшение, чтобы сделать из него другое, между ними не возникает причинной связи. Общим фактором является золото. Но вы не можете сказать, что золото - это причина. Его нельзя назвать причиной, потому что оно само по себе ничего не вызывает. Его отражением в уме является «я есть», как имя и форма конкретного украшения. Тем не менее, всё это - золото. Таким же образом реальность делает всё возможным, однако то, что делает вещь такой, какая она есть, с её именем и формой, исходит не из реальности.

Но зачем так беспокоиться о причинности? Какое значение имеют причины, если сами вещи так скоротечны? Впускайте то, что приходит, и отпускайте то, что уходит, - зачем цепляться за вещи и выискивать их причины?

В: С относительной точки зрения всё должно иметь причину.

М: Для чего вам относительная точка зрения? Вы можете смотреть с абсолютной точки зрения, зачем возвращаться к относительной? Вы боитесь абсолюта?

В: Да, боюсь. Я боюсь заснуть за своими так называемыми абсолютными убеждениями. Чтобы прожить жизнь хорошо, абсолюты не помогут. Когда вам нужна рубашка, вы покупаете ткань, нанимаете портного и так далее.

М: Такие слова демонстрируют незнание.

В: А каков взгляд знающего?

М: Есть только свет, и свет есть всё. Всё остальное - всего лишь картина, созданная светом. Картина находится в свете, а свет находится в картине. Жизнь и смерть, я и не-я - отбросьте все эти идеи. Они вам не помогут.

В: С какой точки зрения вы отрицаете причинность? С относительной - вселенная является причиной всего. С абсолютной - не существует никаких вещей.

М: Из какого состояния вы спрашиваете?

В: Из состояния обычного бодрствования, в котором только и могут происходить такие разговоры.

М: В состоянии бодрствования возникают все эти проблемы, поскольку такова его природа. Но вы не всегда находитесь в этом состоянии. Что хорошего вы можете сделать в состоянии, в которое вы беспомощно попадаете и из которого беспомощно выныриваете? Чем вам может помочь знание того, что вещи связаны причинными взаимосвязями, как это кажется вам в состоянии бодрствования?

В: Мир и состояние бодрствования появляются и исчезают вместе.

М: Когда ум в покое, в абсолютной тишине, состояния бодрствования больше нет.

В: Такие слова, как Бог, вселенная, тотальность, абсолют, высшее, - всего лишь пустые звуки, потому что с ними нельзя ничего сделать.

М: Вы поднимаете вопрос, на который можете ответить только вы сами.

В: Не отмахивайтесь от меня таким образом! Вы всегда готовы говорить о тотальности, вселенной и других воображаемых вещах. Они не могут прийти и запретить вам говорить о них. Я ненавижу эти безответственные обобщения! И вы так любите олицетворять их. Без причинности не может быть порядка, не может быть никакого целенаправленного действия.

М: Вы хотите знать все причины всех событий? Вы думаете, это возможно?

В: Я знаю, что это невозможно! Всё, что я хочу знать, - есть ли причины для всего и можно ли на них влиять, воздействуя таким образом на события?

М: Чтобы влиять на события, вам не нужно знать их причину. Какой окольный способ действий! Разве вы сами не являетесь источником и окончанием каждого события? Контролируйте события из самого источника.

В: Каждое утро я беру газету и с отчаянием читаю, что беды всего мира - нищета, ненависть, войны - не ослабевают. Мои вопросы касаются несчастья, его причины и его исцеления. Не отмахивайтесь от меня, говоря, что это буддизм! Не вешайте на меня ярлык. Ваши настойчивые утверждения об отсутствии причин лишают мир всякой надежды на изменение.

М: Вы в замешательстве, потому что верите, что вы находитесь в мире, а не мир в вас. Кто был первым: вы или ваши родители? Вы воображаете, что были рождены в определённое время, в определённом месте, что у вас есть мать и отец, тело и имя. Это ваша ошибка и ваша беда! Разумеется, вы можете изменить свой мир, если будете над этим работать. Пожалуйста, работайте! Кто вас останавливает? Я никогда не отговаривал вас. Есть ли причины или нет, вы сами создали этот мир, вы можете и изменить его.

В: Мир с отсутствием причин находится абсолютно вне моего контроля.

М: Напротив. Мир, в котором вы - единственный источник и основа, находится всецело в вашей власти. Что было создано, всегда может быть разрушено и создано заново. Всё желаемое сбывается, если вы действительно этого хотите.

В: Я хочу только знать, что делать с несчастьями мира.

М: Вы создали их из своих собственных желаний и страхов, вы сталкиваетесь с ними. Всё это происходит потому, что вы забыли самого себя. Придавая реальность фильму на экране, вы любите людей из этого фильма, страдаете вместе с ними, хотите им помочь. Но это неправильно. Вы должны начать с себя. Другого пути нет. Конечно, вы можете работать. От работы вреда не будет.

В: Похоже, что ваша вселенная содержит любое возможное переживание. Индивидуум движется в ней по определённой линии и испытывает приятные и неприятные состояния. Это приводит к возникновению вопросов и поиску, который расширяет мировоззрение и позволяет индивидууму выйти за пределы его узкого, созданного им самим ограниченного и эгоцентричного мира. Этот персональный мир можно изменить - со временем. Вселенная же безвременна и совершенна.

М: Принимать видимость за реальность - горькая ошибка и причина всех бед. Вы есть всепроникающее, вечное и бесконечно творческое осознание - сознание. Всё остальное конечно и временно. Не забывайте, кто вы есть. Можете работать, сколько вашей душе будет угодно. Работа и знание должны идти рука об руку.

В: У меня есть чувство, что моё духовное развитие не зависит от меня. Разрабатывая планы и пытаясь их осуществить, ни к чему не придёшь. Я просто бегаю по кругу вокруг себя. Когда Бог решит, что плод созрел, он сорвёт его и съест. Если же плод кажется ему зелёным, он будет висеть на дереве мира, пока не созреет.

М: Вы думаете, Бог знает о вас? Он не знает даже о мире!

В: У вас другой Бог. Мой не такой. Мой добрый. Он страдает вместе с нами.

М: Вы молите спасти одного, в то время как тысячи умирают. А если все перестанут умирать, на земле не останется места.

В: Я не боюсь смерти. Моя забота - несчастья и страдания. Мой Бог - это простой Бог и довольно беспомощный. У него нет силы заставить нас быть мудрыми. Он может только стоять и ждать.

М: Если вы и ваш Бог так беспомощны, не следует ли из этого, что мир случаен? И если это так, то единственное, что вы можете сделать, - это выйти за его пределы.

Реальность – это окружающая нас действительность, скажете вы. Это все, что мы видим вокруг. И с этим трудно поспорить. Но каким образом создана эта реальность? Каким законам она подчиняется?

Реальность – это всего лишь иллюзия, хотя и очень постоянная

Альберт Эйнштейн

На самом деле реальность очень изменчива. И для того, чтобы жить той жизнью, о которой каждый из нас мечтает, достаточно лишь вызвать в себе те чувства, которые были бы у нас, если бы мы УЖЕ достигли желаемого.

Если это так просто, то почему не все получают от жизни все, чего захотят?

Потому что мы просто не привыкли этого делать. Проблема заключается в том, что с самого рождения нас учили НАБЛЮДАТЬ за тем, что происходит в реальности, а не СОЗДАВАТЬ ее самим.

Нас никто не учил ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЕ, какой эта действительность должна быть. Мы уверены, что все, что мы видим вокруг, — это ПРИЧИНА наших мыслей, эмоций и чувств.

На самом деле все, что окружает нас в нашей жизни – это лишь СЛЕДСТВИЕ наших представлений. Все, что происходит с нами сейчас – это результат тех мыслей и эмоций, которые были у нас раньше.

Все, что нас окружает, первоначально имело форму чьей-то мысли или идеи. Именно с идеи начиналось все сущее.

Что на самом деле представляет собой реальность?

Прямо сейчас оглянитесь вокруг и запишите три вещи, которые попались вам на глаза.

Пример:

  • Телефон
  • Картина на стене
  • Кольцо на руке

По каждому из этих трех предметов отметьте, существовал ли он всегда материально или вначале имел форму идеи. Запишите, что это была за идея.

Пример:

  • Телефон – это изобретение Александра Белла.
  • Картину придумал и нарисовал художник.
  • Кольцо сделал ювелир.

Конечно же, вы можете спросить: «А если я смотрю на цветок, кошку или Луну?» Эти совершенные творения были тоже созданы, и созданы разумной силой.

Друзья, почему мы допускаем, чтобы обстоятельства ИЗВНЕ стали частью нашей реальности?

Количество денег на нашем банковском счету заставляет нас вибрировать на частоте богатства или бедности.

От настроения нашей второй половины зависит, вибрируем мы на частоте человека, достойного любви, или наоборот — человека, который ее не заслуживает?

Это полный бред и дикость, на самом деле! Вы так не считаете?

Если смотреть наши новости, можно прийти к выводу (и многие в этом уверены), что наш мир катится в пропасть, хотя на самом деле с каждым годом уровень преступности снижается.

Многие из нас уверены, что сценарий нашей жизни высечен на камне и его нельзя изменить. Реальность же такова, что мы сами – авторы этого сценария и режиссеры фильма под названием жизнь.

Если мы сосредоточимся на позитивных мыслях, на четких зрительных образах счастливого будущего, мы начнем вибрировать на другой, более высокой частоте. И, по , притянем к себе новую Реальность, очень похожую на ту, чего мы на самом деле хотим.

Вывод – нужно прекратить РЕАГИРОВАТЬ и начать ВООБРАЖАТЬ.

Нужно сфокусироваться на тех сторонах «реальности», которые нам нравятся, на тех сторонах жизни, которые делают нас счастливыми.

Для начала просто перечислим их.

Список того, что делает вас счастливыми

Пример:

Сейчас мне приносят счастье:

  • Эта статья, которую я сейчас пишу
  • Взаимоотношения внутри моей семьи
  • Чтение позитивной литературы
  • Мой дом
  • Переписка с другом
  • Погода за окном

Перечислите все, что делает вас счастливыми – как серьезные вещи, так и мелочи.

Одно лишь это упражнение повышает частоту ваших вибраций, поскольку концентрация внимания на том, что вы действительно любите – самый мощный фактор повышения этой частоты.

Посмотрите на список, который вы составили, и вслух скажите «спасибо» каждому пункту из него. Возможно, вы впервые в жизни открыто выразите признательность за то, что вас окружает столько хорошего.

Вселенная любит, когда мы испытываем благодарность за то, что имеем. И она сделает все, чтобы причин для счастья у нас становилось все больше и больше.

Друзья, теперь вы знаете, что такое реальность на самом деле и понимаете, что ею можно и нужно управлять – создавать свою собственную и неповторимую!

Станьте Творцом собственной жизни!

Иллюзия есть реальность, которую мы воспринимаем как иллюзию. Реальность есть иллюзия, которую мы воспринимаем как реальность. Отсюда вытекает, что нет ничего более реального в этом мире чем то, что мы считаем иллюзией и наоборот.
Реальность есть иллюзорность мира. Но что такое реальность или иллюзия - это наши чувства, ощущения - это то, что мы видим, что мы слышим.. вещественность (материальность) мира существует исключительно на уровне ощущений. Поэтому нет ничего более реального, чем то, что мы чувствуем. А чувствуем мы примерно все одинаково, ибо все по образу и подобию, т.е. по одному лекалу скроены, по одному шаблону слеплены.

Если весь мир есть иллюзия, то все суждения (умозаключения) верны, разница лишь в том, что каждое суждение отражает тот или иной аспект, а суть при этом одна. И поэтому, о чем бы человек не подумал, это уже есть, ибо существует, т.к. мысль лежит в основе любого образа. Мысль несет в себе механизм образования мира. Образование – образ – весь мире есть некий образ. ОБ-РА-З – ОБратить (отразить) РА (свет, истина) и Завернуть (запаковать, замкнуть). То есть образ - это оборачивание света в самого себя и заворачивание в некую замкнутую форму.

Мышление может быть ограничено только рамками самого мышления. Стоит раскрепостить мысль как всякие ограничения отпадут сами по себе. Ибо мысль как некая мыслеформа сама себя запаковывает – образует ограниченность видения, так и сама разрушает созданный образ. При помощи чего мир был сотворен, при помощи этого же мир и будет разрушен. И так как миром правит мысль (дух), то мысль, как продукт мышления, способна влезать в любые структуры и, разрушая их, познавать изнутри. То есть мысль способна не только образовывать мир, но и познавать саму себя через созданный образ.

Дуальность мышления это не ограничение – это наоборот безграничность видения, ибо чтобы увидеть образ, нужно увидеть обе его стороны, и свет и тьму. Дуальность - двойственность - два в одном. Два в одном и есть святая троица - Отец и Сын и Св.Дух. Отец и Сын одно. То есть Отец и Сын имеют одну суть. Суть это и есть Св.Дух. У Отца и сына один дух на двоих. Отец (НЕ Я) - внешний мир; Сын (Я) - внутренний мир. Но Отец больше. Внешний мир, как проекция внутреннего мира, есть развертка точечного я на бескрайнюю огромную вселенную. Земля огромна, небеса свернуты внутри. Царство божье внутри - это наше Я. Наше Я и есть Бог творец всего сущего. Но земля как образ есть замкнутость, ограниченность, а небеса безграничны, ибо не имеют мерности, и в итоге, большее прячется в малом, а не наоборот. То есть наше я - это весь мир, а внутри мы никто и не знаем себя, ибо нельзя познать то, чего нет. Бога никто не видел.(с) Свое “Я” нельзя увидеть, хотя оно есть и проявляет себя через весь мир.

"Нет большей иллюзии, чем та, которую воспринимают как реальность."

А это значит, если поверить в некую иллюзию как в реальность, т.е. принять ее как “стабильную и незыблимую /вечную/”, то понимаешь, что эта была всего лишь иллюзия собственного сознания, просто очень стойкая, не меняющаяся на протяжении нашей жизни. И лишь тогда, когда “твоя” реальность пошатнется, т.е. станет “зыбкой /временной/ и изменчивой”, тогда и только тогда, понимаешь, что "нет большей иллюзии, чем та, которая воспринимается как реальность". А пока этого не произошло, сознание будет выстраивать иллюзию своего восприятия на базе некой незыблемой реальности. Все элементарно просто. Так что... ждем, когда земля из-под ног уйдет, вот тогда и спросим себя: ну как? и где она моя реальность?! и в чем она выражается? Что осталось неизменным?
А я уже сегодня это назвал. Ничто так не реально, как наши чувства. Вот правда чувства эти все время меняются. Это и есть то самое неизменное, вечное, то есть реальное – это вечное изменение и движение вперед. И зовется это уже не реальностью, а действительностью – действительно существующим. А что мы можем назвать действительно существующим – только то, что видим и слышим, то есть ощущаем, в данный момент. А видим и слышим мы так, как мыслим. Но мысль и есть то, что никогда не стоит на месте, ибо может существовать только бесконечно короткий миг, и если она есть, то ее сразу нет, но она есть, ибо обладает великолепным качеством появляться вновь и вновь из ниоткуда, равно как и уходить в никуда.


Мышление может быть ограниченно только самим мышлением, т.е. самоограничением.
Как только разграничил иллюзию и реальность - то этим самым и наложил ограничения на свое собственное дальнейшее мышление. Но разграничил ничем иным как все тем же своим собственным мышлением. Раскрепости свою мысль, дай другое определение реальности и иллюзии, и поймешь, что все твои чувства более чем реальны. Ибо ты так чувствуешь в данный момент и это более чем реально. Ибо реально не то, что незыблемо и не меняется, а то что действительно существует, и боль, если ты ее чувствуешь, значит она есть, и она не иллюзия, не вымысел, она реальна. Но сегодня ты ее чувствуешь, а завтра ее уже нет. Вот она реальность то. Она не стоит на месте. А все время движется и изменяется.

Изменчивость (иллюзорность) мира - это и есть его настоящая реальность.

Хотите убедиться в том, что мир совсем не такой, каким мы его представляем? Этот метод докажет вам, что реальность действительно иллюзорна!

Что такое реальность?

В ведической литературе существует такое понятие, как «майя»¹. В переводе с санскрита это означает «иллюзия», иллюзия реальности. Древние так называли материальный мир; считалось: то, что видят люди, не является правдой.

Если говорить с точки зрения психологии и восприятия, то это на самом деле так.

Иллюзия реальности: когда человек смотрит на художественную картину, он видит одно, но стоящий рядом с ним может увидеть совершенно другое. На этом основано современное искусство, в котором так много малопонятных абстрактных форм.

Но древние говорили о том, что настоящая реальность на самом деле полностью отличается от того, что видят люди.

Новейшие исследования в области квантовой физики начинают подтверждать верность слов древних. Установлено, что атомы — основа материи — в своем составе содержат пустое пространство, которое занимает большую часть атома. А если уходить еще глубже, то выясняется, что материи и вовсе нет.

Но возникает вполне логичный вопрос: как это нет? Каждый прекрасно ощущает ту кровать, на которой лежит, или тот руль, с помощью которого управляет автомобилем.

Все упирается в индивидуальное видение и привычки конкретного человека. Есть определенные вещи, которые усвоены нами с детства, и которые мы даже не думаем ставить под сомнение. Например, наличие земного притяжения или твердости стены.

И в то же время существует множество свидетельств о существовании феномена левитации² или тех людей, которые умеют проходить сквозь стены.

Для того чтобы самому удостовериться в иллюзии реальности, в данной статье предложена простая техника, выполнение которой позволит вам увидеть это.

Описание техники

Чтобы увидеть иллюзию реальности, есть только одно условие — умение концентрировать внимание. Вы можете найти разные методики по развитию навыка концентрации³ у нас на сайте и в примечаниях к данной статье.

1. Практик выбирает тот предмет, на котором будет концентрироваться. Он может быть любым, главное, чтобы его можно было легко охватить зрением. Что-то среднее по размеру, например, статуэтка или ваза.

2. Человек садится напротив него таким образом, чтобы предмет находился чуть ниже уровня головы.

3. Он занимает удобное положение, закрывает глаза и расслабляет тело. Практикующий успокаивает разум, наблюдая за естественным процессом дыхания.

4. Когда человек погрузится в легкое , он открывает глаза и концентрирует свой взгляд на выбранном предмете.

Взгляд должен быть расфокусированным, не направленным в одну точку. Он возникает, если воспринимать все изображение, которое могут дать глаза. Таким образом предмет будет виден целиком вместе с остальными деталями того места, где проводится концентрация.

5. С каждой новой концентрацией практик увеличивает время: 5-7-10-12-15-17-20 минут и т.д., которое он тратит на процесс наблюдения, не допуская моргания глаз.

Чем дольше смотреть, не моргая и не переводя взгляд, тем более сильным изменениям будет подвергаться объект концентрации.

Когда появится желание моргнуть, можно слегка прищурить глаза, смочить их влагой, но закрывать их нельзя!

6. Спустя некоторое время предмет начнет трансформироваться: пульсировать, оживать и словно двигаться, изменять свою форму, принимая совершенно причудливые очертания; он может измениться до неузнаваемости!

Если вы сможете смотреть на предмет очень долго, то однажды он и вовсе исчезнет, станет прозрачным, и вы сможете увидеть, что находится за ним!

Также этот интересный эксперимент можно провести с отражением себя в зеркале или договорившись со своим знакомым, которому также интересен экстраординарный опыт.

Техника работы с человеком

В этом случае напарники садятся друг напротив друга, и каждый начинает смотреть в область третьего глаза человека напротив. В результате длительного смотрения, лица людей будут трансформироваться, изменяться до неузнаваемости.

Если продлить опыт, то лицо человека постепенно исчезнет, превратившись в темное пятно. Продолжив смотреть на темное пятно, вы вскоре окажетесь в некоем совершенно пустом пространстве, окруженном тьмой со всех сторон.

Таким образом привычное зрение исчезнет, заменяясь другими видами экстрасенсорного восприятия. Этот опыт напоминает глубокий транс, главное здесь — сохранить контроль над страхом, не поддаться панике перед неизвестным. Когда вы погрузитесь во тьму, нужно сохранить спокойствие: ничего опасного с вами произойти не может. Через какое-то время вы пройдете врата в другие миры.

Когда вы захотите выйти из этого состояния, совершив резкое движение ваших глаз, переключите внимание. В следующий момент закройте их и сделайте глубокий вдох, возвращаясь в свое привычное состояние.

Разным людям подходят разные методики, так как у кого-то есть предрасположенность к одним способностям, а у кого-то к другим. Узнайте, какие способности могут помочь достичь желаемого именно вам! В этом заключается ваша личная бесплатная диагностика. Подать заявку сейчас >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Майя - в индийской религиозно-философской традиции особая сила или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений (Википедия).

³ Развить концентрацию внимания