Игры на снятие конфликтов Соседи. Игры, направленные на снятие конфликтности

ИГРА «ГОРЯЧИЙ СТУЛ»

Цель: Помочь детям ощутить чувство раскаяния за свои поступки
По предложению воспитателя дети вспоминают истории, в которых вели себя неправильно (обидели, отобрали что-то, обзывались), но сейчас им стыдно и они не хотят, чтобы это повторилось. Рассказчик сидит на «горячем стуле», а остальные полукругом.
После рассказа предлагают варианты желательного поведения и эта ситуация проигрывается.
Впервые на «горячий стул» садится сам воспитатель.

ЧЕРЕПАХА
Цель: Коммуникативный массаж, преодоление непринятия чужих прикосновений
Дети встают парами (как вариант – в кругу друг за другом). Произносят слова и выполняют движения.
Шла купаться черепаха (пальчики шагают по спине)
И кусала всех от страха (легкие пощипывания)
Кусь, кусь, кусь, кусь –
Никого я не боюсь. (поглаживающие движения ладонями по спине)
Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому сами только что делали массаж.
Хитрость в том, что если сделаешь больно или неприятно, тебе ответят тем же.

ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧИК
Цель: коррекция эмоции гнева, тренировка снятия напряжения
На веревочке подвешен мяч. Надо подойти к нему на расстоянии вытянутой руки и сильно бить, вымещая на нем свой гнев, затем подходить все ближе и ближе, смягчая удары, потому что мячик может и ударить в ответ. В конце мячик можно погладить, «пожалеть».
РАЗГОВОР С РУКАМИ
Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.
Если ребенок подрался, сломал что-то, причинил кому-то боль, можно предложить такую игру: обвести на листе его ладошки и предложить оживить их: нарисовать глазки, ротик. Затем затеять беседу с ними. Спросить «Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом надо подчеркнуть, что ручки хорошие, много умеют (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что сегодня они постараются делать только хорошие дела: мастерить, играть, здороваться и никого не обидят.
В течение дня надо с ребенком спросить у ручек, выполнили они свое обещание или нет. Обязательно похвалив их за соблюдение договора.

КОВРИК ЗЛОСТИ
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Положите в уголке группы «коврик злости» (небольшой шероховатый коврик). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенный или потерял контроль над своими действиями, предложите ему отдать «злючку» коврику. Для этого ребенку надо разуться и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

СОСЧИТАЙ ДО ДЕСЯТИ

Цель: снятие психомышечного напряжения
Дети стоят в кругу, двое в центре лицом друг к другу, «бодаются» и выполняют указания остальных детей.

Раз, два, три – кулаки сожми.
На четыре покажи
Зубы крепкие свои.
Пять – сильней бодайся,
Только не кусайся.
А на шесть, и на семь
Подобрее стали все.
А на цифру восемь
Злюку с рук мы сбросим.
А на девять – улыбнись,
А на десять превратись
В куколку из тряпочки
И присядь на тапочки.

В конце надо суметь расслаблено присесть на пол, руки и голова свисают. Замереть в этой позе на 5-10 секунд.

КРУГ ПРИМИРЕНИЯ


Цель: снятие негативного настроения в результате конфликта, обучение ритуалу примирения
В случае конфликта между детьми, после «разбора полетов», предложить детям помириться. Дети образуют круг вокруг драчунов и говорят, почему им надо помириться.
- Надо помириться, и тогда не будет драки.
- Надо помириться, чтобы игра продолжалась
- Надо помириться, чтобы жить дружно.
«Герои» конфликта соглашаются примириться и совершают ритуал. Берутся мизинчиками друг за друга и все произносят слова примирялки.

ПУТАНИЦА
Цель: поддержать групповое единство, помочь преодолеть непринятие телесного контакта
Считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети берутся за руки, образуя круг. Не разжимая рук они начинают запутываться6 перешагивая через руки, подлезая под них – кто как умеет. Когда образуется единый запутанный клубок, водящий входит в комнату и распутывает его, не разжимая рук, чтобы вновь образовался круг.

СБОРЩИКИ
Цель: Учить в игре координировать свои действия с членами группы
По полу разбросано большое количество разнообразных мелких предметов и игрушек. Участники игры делятся на группы по 3-4 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего каждая группа двумя свободным руками должна собрать как можно больше предметов. Во время собирания звучит веселая музыка. После того, как все игрушки собраны, подсчитывается их число.
По ходу игры внутри каждой группы или между ними могут возникнуть конфликтные ситуации, которые можно в дальнейшем использовать для ролевого разыгрывания.
СПИНА К СПИНЕ
Цель: Развивать умение договариваться друг с другом, помочь увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним
Двое детей садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями и делятся своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно разговаривать?», «Не хотелось ли вам что-нибудь изменить?»

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Предупреждения отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального развития.

Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становиться малоконтактен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с окружающими. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность как для самого ребенка, так и для других детей.

Следует отметить, что сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развитие, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться.

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.

Наблюдения за детьми, в конфликтной ситуации свидетельствует о том, что часто ее участники по разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеют коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным, ненасильственным способом.

Однако в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я – сообщение». Примерно такого рода: «Мне не нравиться, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приводят к мирному ее решению. И здесь воспитателю важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать или обдумать выход из положения. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.

Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.

Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.

В-третьих, обучать детей:

Приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния;

Умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;

Выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-треннинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. В качестве иллюстрации приведу некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5-7 лет разных проблем, с которыми сталкивается дошкольники.

В основе обсуждения детских проблем лежит метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

- «Мостик» – любая проблема создаются двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована. Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремиться взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

- «Две гири» – оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными последствиями. В этом случае на весы ставят две гири ребенок перечисляет на одной «чаши весов» положительные результаты достижения желаемого, а на «второй» отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

Дать игрушку (+)

Не давать (-)

Саша будет со мной дружить.

Саша не будет со мной дружить.

Потом уступит свою игрушку.

Будет играть с другими детьми.

Будет играть вместе с ним.

Все будут меня дразнить.

- «Ступеньки» – обсуждаю проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные шаги, но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего шага. Обсуждение происходит виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку логических рассуждений снизу вверх. Например:

4. Миша скажет: «Давай по очереди возить грузы».

3. Я скажу Мише: «А давай играть вместе?»

2. Миша скажет: «Не дам, я сам играю».

1. Я попрошу у Миши машинку.

Осуществляя педагогическую деятельность в МБДОУ в должности педагога-психолога уделяю особое внимание развитию коммуникативных навыков, профилактики и разрешению конфликтов детей в детском саду. Реализуя работу в данном направлении успешно использую пособия на которых остановимся подробнее:

1. Коврик мира

Цель:

Научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Ход игры.

Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее - красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она - одна, а их - двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить»-.

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

Почему так важен для нас «коврик мира»?

Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

Почему недопустимо применение в споре насилия?

Что вы понимаете под справедливостью?

2. Пособие “ Ми рилка

Цель:

Литературное пособие “Мирилка” для детей 3-6 лет для формирование у детей умения устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми на основе уважения, принятия и справедливого подхода сотрудничества, социальной нравственной компетентности у детей, содействие становлению атмосферы доверия и принятия.

I вариант.

Мирилка-подушечка с аппликативной методикой. Если дети не находят в чем-то согласия – “Мирилка” приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: “Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись”.

II вариант.

“Мирилка” – вязанная, полуплоскостная игрушка, представляющая собой двух веселых “головоножек” с руками. Одна пара рук сцеплена и расположена на подушечке в виде перчатки. Эта игрушка носит многофункциональный характер и может быть использована во многих видах детской деятельности.

3. Пособие “Коробка дружбы”

Цель:

Развивает невербальные средства общения. Помогает сближению детей, стимулирует проявление внимания к сверстникам; тревожным, неуверенным, дает возможность сделать шаг к новым контактам.

Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями по размеру детской руки.

I вариант.

“С кем я подружился”

Дети – 4-6 участников засовывают ручки в коробку (ее поддерживает ведущий), закрывают глаза, затем находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают с чьей рукой они познакомились и подружились.

II вариант

“Я хочу с тобой подружиться”

Дети стоят вокруг коробки. Ведущий предлагает или без слов только с помощью взгляда договориться с кем бы они хотели подружиться (каждый участник выбирает одного). Далее ребятам предлагается просунуть руку в прорезь и на ощупь найти руку того ребенка с кем договорились взглядом.

4. Куклы гном Весельчак и гном Грустинка

Цель:

Обучение детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения

На протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут сделать взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.

Используемая литература

Захаров А.И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ.: Союз, лениздат, 2000.

Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.

Семенака С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.

Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 2

Игра «Сладкая проблема»

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу

Ход игры : В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой по паре детей – по одной салфетке.

«Дети, садитесь в круг. Игра, в которой нам предстоит поиграть, связанное с сладостями. Что бы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг протии друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять»

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Они могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все – таки достанется печенье.

«А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз»

Воспитатель наблюдает, что и в этом случае дети действуют по – разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем – нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Рефлексия

Прощание.

Игра «Подари движение»

Цель : укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры : Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается

Рефлексия

Прощание

Игра «Примирение»

Цель : учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации

Ход игры:

«В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз» . Когда –то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто- нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты . Во многих случаях гораздо полезнее шаг за шагом назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и поднять друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки) . Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуйте разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из- за книжки, которую принеси в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. 9Дети предлагают варианты : посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д. Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по – другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что – нибудь свое –машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по –другому) . А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения»

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли :

Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствуете при этом?

Что происходит, когда вы сердитесь на кого –нибудь?

Как вы думаете, прощание – это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

Упражнение «Новоселье»

Цель : формирование чувства единения с группой

Описание : Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого весит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Описание : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Рефлексия

Прощание

Игра «Доброе животное»

Цель : способность сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Описание : Ведущий тихим таинственным голосом говорит :

«Встаньте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2шага назад. Вдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»

Рисунок «Мои друзья»

Цель : диагностика взаимоотношений детей

Описание : Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в идее животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п.

Интересным могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто – то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что это ребенок «колется» .

В качестве варианты этого упражнения можно использовать рисунок «наша группа» который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель : развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

Материал : стол, стул, и т. д

Ход игры : Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия : стол, стулья, кровать, гору (в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Основные задачи:
Снятие напряжения у детей.
Формирование адекватных норм поведения в коллективе.
Обучение приемам релаксации.
Обучение способам выражения гнева.
Отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях.

Игра «Жучок»
Цель: Раскрытие групповых отношений.
Ход игры: Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив свою руку из – под мышек с раскрытой ладонью. Водящий должен узнать, кто из ребят дотронулся до его руки. И водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить пять стихийных ролей:
Лидер.
Товарищ лидера.
Неприсоединившийся оппозиционер.
Покорный конформист.
«Изгой»

Игра «Расставь посты»
Цель: Развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжать идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т.д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарии: В игру можно вводить дополнительные правила.

Игра «Филя и Хрюша»
Цель: Учить детей способам решения в конфликтной ситуации.
Ход игры: Ведущий: В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу: «око за око, глаз за глаз». Когда кто-то нас обижает, мы отвечаем ещё более сильной обидой. Если кто-нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты. Во многих случаях гораздо полезнее сделать шаг назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и подать друг другу руки в знак примирения.
Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки). Кто-то из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы будете разыгрывать сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из-за книжки, которую принёс в группу Филя, (дети разыгрывают ссору с применением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать (дети предлагают варианты: посадить рядом, отдать книжку хозяину и т.д.) Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по-другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книжку вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что-нибудь своё - машинку, набор карандашей и т.д. (дети разыгрывают сцену по - другому). А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения.
Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли:
Вам трудно было простить другого?
Как вы себя чувствовали при этом?
Что происходит когда вы сердитесь на кого-нибудь?
Как вы думаете, прощение - это признак силы или признак слабости?
Почему так важно прощать других?

Игра «Сладкая проблема»
Цель: Научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров, принимать совместные решения, оказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.
Ход игры: В этой игре каждому ребёнку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей по одной салфетке.
Ведущий: дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнёра и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, пока не трогайте его. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнёр добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило. Которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия партнёра печенье брать не имеете права. Если согласие получено, печенье можно взять.
Затем воспитатель ждёт, когда все пары примут решение и наблюдают, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье. Получив его от партнёра, а другие печенье разламывают и одну половину отдают своему партнёру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же всё-таки достанется печенье.
Ведущий: а теперь я дам каждой паре ещё по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнёру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнёр отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнёру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы при этом чувствовали?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнёром?

Цель: Проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации.

Ход игры: Ведущий: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».

Вопросы для обсуждения:

Почему Катя заплакала?

Правильно ли поступила Наташа?

Как бы вы поступили на её месте?

Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы ведущий делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», « давай я тебе помогу», « давай играть вместе».

Игра «Возьми себя в руки»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: Ребенку говорят - как только ты почувствовал, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

Игра «Объятия»

Цель: Научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя развитию групповой сплочённости.

Ход игры: Ведущий предлагает детям сесть в один большой круг: Дети, кто из вас ещё помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить своё отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Конечно, иногда можно и поспорить друг с другом, но, когда люди дружны, им проще переносить обиды и разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их.

Игры и упражнения для профилактики конфликтов

ОБМЕН РОЛЯМИ
Предложите ребенку разыграть его недавнюю ссору с ровесником, со взрослым. В этой ролевой игре пусть он выступает в качестве своего «противника».

ПОДНИМИ МОНЕТУ
Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое детей. Также нужны две монеты или два камешка.

Каждый из детей ищет партнера, с которым они часто конфликтуют. Участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 3 минуты на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

МУЗЕЙ СКУЛЬПТУР
Это упражнение учит сотрудничать, договариваться и доверять другим.
Группа детей делится на тройки таким образом, чтобы в них были ребята примерно одного роста. Ведущий объясняет первое задание: нужно втроем уместиться на листе картона (формат А4), не задевая при этом пола. Также нельзя опираться на стул, стол или стену. Держаться можно только друг за друга.

Всем тройкам дается 3 минуты, чтобы подумать, как лучше решить эту задачу. Во время обдумывания картон трогать нельзя.

После этого участники пытаются встать на картон, найдя такую позу, в которой они смогут простоять 1 минуту. Ведущий следит за тем, чтобы никто не касался ногами пола.
После этого дети несколько минут обсуждают, понравилось ли им задание, что было трудным, что привело к успеху.
Затем все снова возвращаются к своим листам. Задача остается той же, но теперь нужно подумать, как встать на лист таким образом, чтобы получилась скульптура – интересная, красивая, вдохновенная. На подготовку дается 3 минуты.
Тройки пытаются воплотить свои замыслы, проверяя, смогут ли они выдержать в задуманных позах 1 минуту.
Какая-то часть команд выполняет задание, а другая прогуливается по «музею» и разглядывает скульптуры. После этого команды меняются ролями.

ЗЛЫЕ - ДОБРЫЕ КОШКИ

Игра направлена на снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. это «волшебный круг», в котором будут совершаться превращения.

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (например, хлопок в ладоши, звон колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…»- и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкают друг друга. Прикасаться друг к другу тоже нельзя.

СПУСТИТЬ ПАР (К. Фопель)

Цели: в данной игре мы работаем с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями. Эта игра больше подходит школьникам постарше, тем, кто уже в состоянии брать на себя ответственность за свое поведение. Ее полезно время от времени применять для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в классе не образовывались противостоящие друг другу кланы и группировки. Особенно важно применять эту игру в группах, где царят враждебность и агрессивность, ведь в ходе нее можно дать другому ребенку негативную обратную связь, и каждый уже может самостоятельно решать, насколько он будет изменять свое поведение в соответствии с недовольством одноклассников.

Инструкция: сядьте в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар».

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты».

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать:«У меня пока ничего не накипело и мне не нужно „спускать пар“».

Когда круг «спускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: «Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты».

А КРОМЕ ТОГО…

Цели: эта игра - прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения. Если Вы заметите, что в классе царит дурное настроение, так как дети утомлены, пережили какое-то разочарование или ожидают неприятной контрольной, то предложите им сыграть в игру «А кроме того…». Тем самым дети в игровой форме выразят свои жалобы и отрицательные эмоции и их недовольство не выльется в агрессию.

Инструкция: порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда - потому что идет дождь, иногда - потому что отменили физкультуру и так далее.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: «А кроме того…». Это может выглядеть так:

Кирилл: «А кроме того, мой любимый свитер до сих пор в стирке». Сергей: «А кроме того, у моего отца сегодня с утра было дурное настроение». Кирилл: «А кроме того, я сегодня вообще не хотел идти в школу». Сергей: «А кроме того, я совсем не хочу писать сегодня диктант».

Имеет смысл продолжать это упражнение 2–3 минуты.

РУБКА ДРОВ

Цели: э та игра помогает развлечься при всеобщей апатии в классе и переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы. Дети смогут прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и использовать ее в игре. Кроме того, крик в ходе игры поможет освежить голову и улучшить дыхание. Для игры не потребуется много места.

Инструкция: кто из вас хоть раз рубил или видел, как рубят дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

КАРАТИСТ

Игра направлена на снятие физической агрессии.

Как и в предыдущей игре, дети стоят в кругу, в центре - обруч. Только на этот раз в ""волшебном круге"" происходит превращение в каратиста.

Как и прежде дети кричат: ""Сильнее….""-помогая этим игроку выплескивать агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

БОКСЕР

Это вариант игры ""Каратист"", и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются движения быстрые, сильные

КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК

Игра направлена на преодоление упрямства и негативизма.

Дети, стоящие в кругу, по очереди показывают капризного ребенка (можно в обруче). Все помогают словами ""сильнее, сильнее…."", затем дети разбиваются на пары ""родитель"" и ""ребенок"": ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и в роли уговаривающего родителя.

!!! Практика показывает , что если организовать для детей регулярный курс игровых занятий, то каждый ребенок постепенно улучшает качество выполнения упражнений. При этом его эмоциональное состояние в реальной жизни становится более стабильным и позитивным.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

Цель: научить в приемлемой форме выплескивать накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

""Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук ""У"", если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить ""У"", если я буду громко хлопать,вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить"". Затем педагог хлопает в ладоши ""молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми"".

СОРОКОНОЖКА

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей(5-10) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую ""цепь"", сохранить Сороконожку в целости.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек ""лодочку"". Затем он вкладывает каждому в ладошки стеклянный шарик -""болик""- и дает инструкцию ""Возьмите шарик в ладошки, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарики, и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ

Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: ""Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с вами познакомится и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь у нам снова?"" дети предлагают:" "Говорить с ним ласково"", Научить его играть" "и т.д. взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить,сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать(или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Цель: игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие эмоции. Ребенок, смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить об этом и спросить, почему у него изменились представления.

ЭМОЦИИ ГЕРОЕВ

Цель: игра способствует формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен… в эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

ЛИПУЧКА

Цель: игра способствует развитию взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом приговаривают ""Я - липучка - приставучка, я хочу тебя поймать"". Каждого пойманного ребенка ""липучка"" берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои ""сети"" других. Когда все дети станут ""липучками"", они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

КОТИК

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку придумывают сказку про котика, который:

    Нежится на солнышке (лежит на ковре);

    Потягивается;

    Умывается;

    Царапает лапками с коготками коврик и т.д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями ""Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка» и др.

СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ

Цель: игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебренное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебренные монеты. Они волшебные, невидимые с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящую от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Примечание: данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.

ОБЗЫВАЛКИ

Цель: игра помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

Игра проходит в два этапа. На первом этапе участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели), но говорят эти слова друг другу сердито, с недовольством – ругаются. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …морковка!». На втором этапе дети, передавая мяч, говорят своему соседу то же слово только в уменьшительно-ласкательной форме: «Ах ты, морковочка!».

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а пред началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

МАСКИ

Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Примечание.

Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь

ГНОМИКИ

Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, сочувствия и желания помочь.

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6 штук). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу – он может загадать любое желание, которое когда – нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть своими колокольчиками и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать себе желание… Может, мы его развеселим? Или подарим что – нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого.

СНЕЖКИ

Цель: игра способствует снятию мышечного напряжения, дает возможность в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.

Для проведения игры необходимо сделать «снежки» из ваты и бумаги (по 4-5 на каждого участника). В просторном помещении (лучше в спортивном зале) все «снежки» рассыпаются по полу. В «снежной битве» участники игры пытаются нападать и защищаться. Необходимо объяснить, что попадание «снежком» - это может быть немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

ДА И НЕТ (К. Фопель)

Цель: игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только один голос.

Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто – «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать их очень тихо, постепенно увеличивая их громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Примечание.

Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

ТУХ – ТИБИ – ДУХ (К. Фопель)

Цель: снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце.

В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Содержание. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Примечание. Чтобы волшебное слово действительно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.