Игра «Кот и мыши» для детей младшей группы. Подвижная игра «Кошка и мышки» для дошкольников средней группы Кот, покупатель и продавец

Выбираются двое водящих - «кошка» и «мышка» . Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе , а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка распологается в кругу, а кошка - за кругом.

По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» - прорваться внутрь круга и догнать «мышку» . Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.

Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку », то «мышка » становится «кошкой ». «Кошка » встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку » и игра продолжается.

Видео игры "Кошки-мышки"

Ирина Федянина
Картотека подвижных игр для детей младшей группы

Карточка 1

Подвижная игра «Кошки – мышки»

На одной стороне площадки отгораживают домик «мышек». На противоположной стороне на стуле сидит выбранный ребенок «кошка».

Инструктор: Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит (у кошки закрыты глаза).

«Мышки» выбегают из домика и бегают перед кошкой.

Инструктор: Тише мышки не шумите, кошку вы не разбудите.

«Кошка открывает глаза бежит за «мышками» и ловит их. Пойманные дети – «мышки» считаются проигравшими и садятся на гимнастическую скамейку. Игра повторяется 2 – 3 раза.

III ЧАСТЬ: Ходьба на носках в колонне по одному руки на поясе.

Карточка 2

Подвижная игра «Жуки»

Под звон бубна инструктора: «Жуки полетели!» дети бегут, жужжат, руки за спиной, бегут по всему залу. Инструктор: «Дождик!» «Жуки» ложатся на спину и делают произвольные движения руками и ногами. Инструктор: «Жуки полетели!» Дети встают. Игра повторяется 2-3 раза.

IIIЧАСТЬ: Ходьба в колонне, кто тише пройдет.

Карточка 3

Подвижная игра «Лохматый пес»

Одного ребенка назначают собакой, которая садится в конце площадки на стульчик и притворяется, будто спит (закрывает глаза). Все дети идут к псу с противоположной стороны площадки из-за черты и говорят:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнул он нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему поближе

И услышим, как он дышит.

После этих слов пес просыпается и бежит, лая, за детьми. Дети убегают за линию. Игра повторяется 2-3 раза.

IIIЧАСТЬ: Ходьба в колонне по одному за инструктором, у которого в руках щенок.

Карточка 4

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На одной стороне зала раскладываются обручи – это гнездышки, в которых живут птички.

Инструктор: Полетели!

Дети выбегают из обручей и бегают по залу, имитируя полет птиц.

Инструктор: прыгают с ветки на ветку.

Дети прыгают на двух ногах.

Инструктор: Клюют зернышки, пьют воду.

Дети садятся на корточки, имитируя клев и питье воды.

Инструктор: Птички в гнездышки!

Дети бегут, садятся в свои гнездышки- обручи.

Игра повторяется 2-3 раза.

IIIЧАСТЬ: Ходьба в колонне по одному.

Карточка 5

Подвижная игра «Догони мяч»

Дети сидят или стоят в одном конце зала. Рядом с детьми стоит инструктор и держит в руках корзину с мячами. Инструктор высыпает мячи из корзины, дети бегут за ними и ловят. Пойманные мячи дети кладут обратно в корзину, которую держит инструктор на уровне вытянутой руки ребенка.

Игра повторяется 2-3 раза.

III ЧАСТЬ : Ходьба по кругу за инструктором.

Карточка 6

Подвижная игра «Пузырь».

Дети встают с инструктором в маленький круг и со словами: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся!» начинают расходиться в большой круг.

Затем со словами: «Он летел, летел, летел и за веточку задел!» дети бегут по кругу в одном направлении.

Со словами: «Ш-ш-ш-ш-ш» дети останавливаются, садятся на корточки, опуская руки.

Игра повторяется со сменой направления бега 2-3 раза.

IIIЧАСТЬ: Ходьба за инструктором «змейкой» между предметами.

Карточка 7

Подвижная игра «Самолеты»

Дети сидят на стульчиках.

Инструктор: Зашли в самолет! (встали, сделали шаг вперед) Завели моторы! (выполняют круговые движения руками вперед, согнутыми в локтях).

Инструктор: Полетели!

Дети разводят руки в стороны на уровне плеч и бегают в разных направлениях.

Инструктор: На посадку!

Дети садятся на свои места.

Игра повторяется 2-3 раза.

III ЧАСТЬ: Ходьба за инструктором с перешагиванием через предметы (кубики).

Карточка 8

Подвижная игра «Поезд»

Дети встают друг за другом, инструктор впереди – паровоз, дети – вагончики. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение, сначала медленно, затем, убыстряя ход (бег переходит с медленного на быстрый).

Инструктор: Остановка!

Дети останавливаются со словами: «Чух- чух- чух!»

На остановке можно собирать грибы, ягоды, цветы, погулять.

Игра повторяется 2-3 раза.

III ЧАСТЬ: Спокойная ходьба за инструктором.

Карточка 9.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

На площадке на полу лежат лужи, вырезанные из цветной бумаги. Дети идут за инструктором.

Инструктор: Солнышко!

Дети спокойно ходят по площадке, гуляют.

Инструктор: Дождик! (дети бегают по залу, перепрыгивая лужи).

Как только инструктор раскрывает зонтик, все дети бегут к инструктору под зонтик и слушают, как капает дождик, тихо говоря: «Кап, кап, кап, кап».

Игра повторяется 2-3 раза.

III ЧАСТЬ : Спокойная ходьба по кругу за инструктором.

Карточка 10.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик»

Выбирается один ребенок – это мышка. Он садится на стульчике в конце спортивного зала.

На противоположной стороне зала ограждается огород, а все остальные ребята огурцы.

Дети – «огурцы» идут со словами в сторону мышки:

Огурчик, огурчик,

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После этих слов «мышка» бежит за «огурцами», последние убегают от «мышки» в свой огород. Кого мышка поймала, тот становится на её место.

Игра повторяется 2-3 раза с другим мышонком.

III ЧАСТЬ: Ходьба в колонне за самым быстрым ребенком – «мышонком».

Карточка 11.

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Один из детей назначается котом, он сидит в конце спортивного зала на стульчике.

Остальные дети – воробушки на противоположной стороне зала.

Инструктор: Полетели воробушки!

Дети бегают, машут руками, имитируя полет птиц.

Инструктор: Прыгаю с веточки на веточку, клюют зернышки, пьют водичку.

Дети прыгают на двух ногах садятся на корточки, смотрят по сторонам.

Инструктор : Кот!

Дети «воробушки» убегают от «кота» на свою сторону площадки.

Игра повторяется с другим котом.

III ЧАСТЬ :

Малоподвижная игра «Голос животного»

Инструктор: Лошадь.

Дети : Иго-го, иго-го, иго-го.

Инструктор: Собака.

Дети: Ав-ав, ав-ав.

Инструктор : Корова.

Дети: Му-у-у-у, му-у-у.

Инструктор: Кот.

Дети: Мяу, мяу, мяу.

Инструктор : Гуси.

Дети : Га-га-га-га.

Карточка 12.

Подвижная игра «Цапля и лягушки»

На середине площадки выкладывается круг из каната – это болото. Дети садятся в круг на корточки-лягушки, один ребенок – цапля, стоит далеко от круга.

Инструктор : Лягушата!

Дети выпрыгиваю из круга и прыгают по площадке недалеко от него.

Инструктор: Цапля!

Дети быстро должны запрыгнуть в круг, а цапля ходит, высоко поднимая колени, и смотрит, нет ли лягушат. Обойдя круг, цапля уходит на своё место.

Игра повторяется 2-3 раза.

III ЧАСТЬ:

Малоподвижная игра «Найди лягушонка»

Инструктор показывает маленькую игрушку- лягушку, и предлагает детям закрыть глаза. Дети закрываю глаза, инструктор в это время быстро прячет игрушку. По команде инструктора: «Открыли глаза!» дети открывают глаза и начинают искать лягушонка. Кто первый найдет игрушку, несет её инструктору.

Игра повторяется 2-3 раза.

Карточка 13.

Подвижная игра «Волк и козлята»

Инструктор напоминает детям сказку «Волк и семеро козлят»: двери никому не открывать. А то может прийти волк и забрать козлят.

На полу лежит большой обруч - это дом козлят. Один ребенок выбирается на роль волка, остальные козлята. Козлята стоят внутри обруча, а волк стоит не далеко от них.

Инструктор: Мама-коза ушла в город за молоком, а волк подслушал, что козлята остались одни, и решил к ним наведаться.

Волк подходит к дому козлят, стучит и тоненьким голосом говорит: «козлятушки, ребятушки, отопритесь, отворитесь, ваша мать пришла, молока принесла».

Козлята (хором): Ты волк, а не наша мама, уходи, мы тебе не откроем дверь!

Волк уходит (встает за обручем).

Посмотрели козлята, что волк ушел, отворили дверь и поскакали гулять (бегают по всей площадке).

Инструктор: Увидел волк,что козлята гуляют одни, и начал за ними охотится.

Волк бегает за козлятами: кого поймал, тот становится волком.

Игра повторяется 2-3 раза.

III ЧАСТЬ:

Малоподвижная игра «Покажи повадки животных».

Карточка 14.

Подвижная игра «Переселение лягушек».

Инструктор разделяет детей на две команды. Каждая команда встает в шеренгу лицом друг к другу на расстоянии 5-6 метров. Ребята приседают на корточки, руки на коленях. По сигналу инструктора: «Вперед!» ребята обеих команд прыгают вперед, как лягушки, стараясь первыми встать на линию, где находились соперники. Побеждает группа, участники которой быстрее выстроятся на противоположной стороне.

Игра повторяется 2 раза.

IIIЧАСТЬ: ходьба в колонне по одному по кругу.

Карточка 15.

Подвижная игра «Ручеёк».

На полу чертят две линии или выкладывают или выкладывают из канатов шириной 20-30 см.

Дети должны перепрыгнуть, отталкиваясь двумя ногами, через ручеек. Инструктор регулирует ширину ручья в зависимости от физических возможностей детей.

Игра повторяется 2- раза.

IIIЧАСТЬ: ходьба «змейкой» в колонне по одному за инструктором, между кубиков.

Карточка 16.

Подвижная игра «Лошадки».

Инструктор распределяет детей по парам: один – лошадка, другой всадник. На лошадку надевают вожжи (шнур, веревку или скакалку, пропуская их под мышками. Игроки выстраиваются в одну линию. По сигналу инструктора: «Скачки начинаются!» надо проскакать на лошадке до противоположного края площадки и вернуться обратно. Победителями объявляется пара, сумевшая выполнить задание быстрее других.

III ЧАСТЬ: Ходьба парами, впереди – самая быстрая лошадка и скакун.

Карточка 17.

Подвижная игра «Зайцы и морковь».

На полу чертят большой круг диаметром 3-4 метра. В круг кладут 10 камешков – это морковь, а круг – огород. Выбирается сторож, все остальные игроки-зайцы. По сигналу инструктора зайцы должны попытаться, прыгая на двух ногах, украсть морковку. Сторожу разрешается бегать и ловить зайцев только в пределах круга. Когда будет поймано 5 зайцев, выбирается новый сторож.

Игра продолжается 2-3 раза.

III ЧАСТЬ : Ходьба за сторожем, который поймал больше всего зайцев.

Карточка 18.

Подвижна игра «Коза рогатая».

Инструктор показывает детям, где находится их домик, куда можно спрятаться, не быть пойманными. После чего инструктор изображает козу, выставив около головы указательные пальцы, как рога. Она приближается к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Ноженьками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест, молока не пьет –

Того забодаю, забодаю, забодаю!

Дети убегают в домик, а инструктор пытается их поймать.

Игра повторяется 2-3 раза, на роль козы выбирается кто-нибудь из детей.

III ЧАСТЬ: Ходьба в колонне по одному по кругу за самой быстрой козой.

Тема: Кошка и мышки

Педагогическая цель: обрабатывание умения сохранять направление не наталкиваясь друг на друга.

Игровая цель: мышкам убежать от кошки, а кошке догнать мышей

Задачи:

Формировать умение детей действовать сообща в определенном темпе.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение играть вместе, сообща.

Оборудование: шапочка кошки

Правила:

1. Не бежать от кошки до тех пор, пока кошка не скажет «Мяу».

2. Кошка не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока дети не скажут «И коту не попадись!»

3. Бежать в свой дом и спасаться от пса не толкая друг друга.

Ход игры:

Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они ходят по кругу и говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этого кошка открывает глаза и мяукает. Дети убегают в дом, за черту. Кошка пытается их догнать. Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра «Кот и мыши»

Средняя группа

Тема: Кошка и мышки

Педагогическая цель: обрабатывание умения сохранять направление не наталкиваясь друг на друга.

Игровая цель: мышкам убежать от кошки, а кошке догнать мышей

Задачи:

Формировать умение детей действовать сообща в определенном темпе.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, умение играть вместе, сообща.

Оборудование: шапочка кошки

Правила:

1. Не бежать от кошки до тех пор, пока кошка не скажет «Мяу».

2. Кошка не шевелится и не открывает глаза до тех пор, пока дети не скажут «И коту не попадись!»

3. Бежать в свой дом и спасаться от пса не толкая друг друга.

Ход игры:

Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они ходят по кругу и говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этого кошка открывает глаза и мяукает. Дети убегают в дом, за черту. Кошка пытается их догнать. Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы, приемы организации

Планируемый результат

Организационно-мотивационный

Сейчас мы с вами пойдем в физкультурный зал и будем там играть в интересную игру.

Пришли в спортивный зал и встали в круг.

Ребята, я знаю, что вы любите играть.

Сегодня я хочу познакомить вас с новой подвижной игрой, которая называется "Кошка и мышки". Для этого нам нужно встать большой и красивый круг.

Вначале я расскажу вам правила игры, а вы слушаете внимательно, а кто не будет слушать, не поймет правила игры и не будет играть.

Начинаю рассказывать детям правила игры: Сейчас мы выберем кошку, кошка встанет в центр нашего круга. А все мы с вами будем мышками. Мы будем ходить по кругу и говорить такие слова:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись !

После этих слов кошка открывает глаза, говорит: «Мяу». И догоняет нас. А нам, после того как кошка сказала «Мяу», нужно убежать в домик, домик у нас буде находиться за вот этой чертой.

Кошка не открывает глаза до тех пор, пока мы не скажем « И коту не попадись!»

И соблюдем технику безопасности,

бежать в свой дом и спасаться от кошки не толкая друг друга. Если кто не соблюдает правила игры, я останавливаю игру такими словами «СТОП ИГРА».

Уточняем правила игры с детьми.

Давайте ребята повторим все вместе, что мы будем говорить: (несколько раз)

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

Что должна делать кошка?

А что делают мышки?

Как мы бежим от кошки?

После какого слова мышки убегают от кошки?

После каких слов кошка просыпается?

Дети подходят ко мне и встают в круг, слушают

Повторяют вместе с воспитателем, что будут говорить

Дети настраиваются на работу, отвечают на вопросы.

Словесный метод (беседа, объяснение, пояснение).

Дети смотивированы на игровую деятельность.

Основной этап

Выбираем пса с помощью считалочки.

«Котилось яблоко по огороду и упало прямо в воду, Буль-Буль-Буль».

Сейчас я кошке одену шапочку и она встает в цент круга, а мы беремся за руки.

Во время игры наблюдаю за соблюдение правил, за взаимоотношениями детей в игре. Играю вместе с детьми 4-5 раз.

Стоп игра.

Дети занимают свои места. Кошка надевает шапочку и встает в центр круга. Дети встают в круг и берутся за руки. Дети активно участвуют в игре, соблюдают правила игры.

Игровой метод, словесный метод (считалка).

Дети активно учувствуют в игре.

Заключительный этап

Молодцы ребята! Вам понравилось играть в игру? А как она называется? Скажите, кто был у нас кошками? А кого не поймали? В эту игру вы можете поиграть на улице или на физкультурном занятии, а сейчас мы с вами строимся в колонну, и возвращаемся в группу.

Дети беседуют со мной. Отвечают на вопросы. Выходят из зала.

Словесный метод (беседа, вопросы, похвала).

Дети активно отвечают на вопросы воспитателя.


Старая добрая игра, в которую играли и наши родители, и бабушки, и прабабушки тоже. Но если ввести в поисковике название игры, на первых страницах вы увидите одноименную компьютерную игру.

Да, век высоких технологий делает наших детей менее подвижными, менее общительными, вместо полноценного физического развития, развивает лишь указательные пальцы рук, чтобы водить пальцем по экрану или нажать на кнопку "мышки" или клавиатуры.

Не будем поддаваться современным тенденциям и пойдем играть со своими детьми в "Кошки-мышки"!

Правила

Выбираем среди игроков мышку и кошку, если детей много, можно выбрать двух кошек и одну мышку. Выбирают среди желающих или с помощью считалок.

Игроки берутся за руки, образуют круг и водят хоровод. Кошка (кошки) остается снаружи круга, а мышка внутри. Кошка старается проникнуть в круг, пролезая под сомкнутыми руками детей, и поймать мышку. Участники стараются не пропустить кошку внутрь круга, опуская и поднимая руки. Расстояние между игроками должно быть достаточным, чтобы между ними можно было пробежать.

Мышка прячется в круге и дразнит кошку, до тех пор, пока хитрая кошка не попадет в круг. Игроки размыкают руки и выпускают мышку наружу, а кошку стараются задержать. Кошка может поймать мышку прямо в круге, если успеет, а может снова вырваться из круга и уже никто не сможет помешать ей схватить мышку. Пойманная мышка становится кошкой, а мышку снова выбирают.

Простые правила PP-3 Кошки-мышки.

Игра Кошки-мышки одна из самых простых и в то же время одна из самых активных в серии подобных. Попробуйте стать кошкой и погоняться за мышкой Правда, кошек здесь несколько, а мышка всего одна. И лишь самая ловкая и сообразительная кошка сможет поймать себе добычу.

Цель игры
Набрать как можно больше очков.

Подготовка к игре
Играть можно на столе или на полу на полу даже удобнее. Каждый игрок кладет перед собой одну карту с надписью пи-пи оставшиеся карты с этой надписью в игре не участвуют. Эта карта символизирует для игрока начало погони: от нее строится путь его кошки. Все остальные карты перемешиваются и раскладываются лицом вниз, кучей, где-то посередине, чтобы всем было удобно их брать.

Процесс игры
Игра состоит из нескольких раундов и длится до тех пор, пока не закончатся все четыре карты с надписью мяу-мяу. Самый младший игрок произносит: Пи-пи после чего начинается погоня кошки за мышкой. Игроки берут из кучи строго по одной карте без соблюдения очередности. Каждый игрок прикладывает взятую карту к последней из выложенных им карт.

Первая карта прикладывается к начальной с любой стороны, а каждая следующая к предыдущей с той стороны, в которую она указывает. Например, если стрелка на последней карте указывает вверх, то следующая карта прикладывается к ней сверху, а если влево-вправо то слева или справа от нее по желанию игрока. Чем длиннее получится путь, тем лучше. Но он не должен заезжать на себя и на соседний путь разве только может его касаться, а перекладывать или убирать выложенные ранее карты уже нельзя. Игрок может отложить взятую карту в сторону и использовать ее в любой момент до конца раунда однако есть риск, что она так и не сыграет.

Окончание раунда
Как только кто-то из игроков выкладывает карту с надписью мяу-мяу, он кричит: Мяу-мяу Это значит, кошка поймала мышку, и раунд заканчивается. Все построенные пути проверяются: если у игрока найдена ошибка, то весь его путь, в качестве штрафа, аннулируется карты из него считаются отложенными. Каждый игрок все отложенные карты возвращает в общую кучу, а выложенные в путь складывает себе в победную стопку, из которой и будут считаться его очки. Затем начинается следующий раунд по тем же правилам, только начальную фразу: Пи-пи произносит тот участник, который закончил последний раунд.

Окончание игры
Игра заканчивается, когда в куче больше нет карт с надписью мяу-мяу. Считаются очки каждого игрока: карта с надписью мяу-мяу 5 очков, карта с одним направлением 2 очка, а с двумя направлениями 1 очко.
Выигрывает тот, у кого очков больше всех. Игра развивает способность различать направления влево-вправо и вверх-вниз, реакцию и комбинаторное мышление, умение читать и считать.
Количество игроков: 2-4 человек
Продолжительность игры: от 10 до 20 минут.

В комплекте :

  • 62 карты движения: по 12 штук с одной стрелкой и по 7 штук с двумя
  • 4 карты пи-пи, с которых начинается погоня
  • 4 карты мяу-мяу которыми погоня неизбежно заканчивается
  • правила
  • мешочек.