Гуситское движение. Гуситы и гуситские войны Состав участников гуситского движения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Гуситское Движение в Чехии

Выполнила: Ученица 6 "В" класса

Сергамаскина Анастасия

1. Чехия в XIV веке

В середине XIV века, как уже было сказано, чешский король Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла IV (см. § 23, п. 3). Чехия стала в ней самым сильным государством. Чешский король занял первое место среди князей, получивших право избирать императора.

Карл I избегал войн, но сумел расширить территорию Чешского королевства: он скупал земли, устраивал выгодные браки своих детей.

Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры.

В это время Чехия переживала хозяйственный подъем. По добыче серебра, из которого тогда чеканили монету, Чехия вышла на одно из первых мест в Европе. В городах насчитывалось более 200 ремесел, в том числе производство сукна и стеклянной посуды. В Чехии, расположенной почти в центре Европы, пересекались важнейшие торговые пути. В Праге два раза в год устраивали большие ярмарки; на них съезжались купцы из Польши, Германии и Италии.

В Праге, ставшей при Карле I столицей империи, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост, заложен собор Святого Вита.

В города Чехии переселялись немецкие купцы и мастера. Как и у себя на родине, они создавали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудники. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении.

Католическая церковь в Чехии владела третьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, принадлежало 14 городов и 900 деревень. Особенно богатыми были монастыри.

Крестьяне и горожане изнемогали от бесчисленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство отсылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

2. Жизнь и смерть Яна Гуса

В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371--1415).

Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» -- говорил Гус. чехия борьба гусит католический

От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы -- переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», -- утверждал Гус.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды. В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд

Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

3. Начало вооруженной борьбы

Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

4. Крестовые походы против гусито в

Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. В походе приняли участие рыцари и наемники из многих европейских стран.

В 1420 году в Чехию вторглось стотысячное войско. Путь крестоносцев к чешской столице был отмечен грабежами, пожарами и убийствами. Крестоносцы кольцом охватили Прагу. Ожесточенная битва завязалась на холме у восточных ворот -- Витковой горе, где небольшой отряд таборитов стойко отбивал атаки рыцарской конницы. В решающий момент в тыл рыцарям ударил отряд горожан. Крестоносцы в смятении бежали от стен Праги.

Папа и император предприняли против гуситов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

5. Народное войско

В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, косами, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины -- бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

6. Конец гуситских войн

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные.

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

7. Значение гу ситского движения

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину.

В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм -- собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Гуситы - чешское реформаторское религиозное движение под руководством Яна Гуса. Социально-политические причины возникновения гуситского движения. Основные идеи учения Яна Гуса и реакция общества. Вооруженная борьба гуситов, течения, итоги и значение.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Понятие и основные этапы распространения гуситского движения, причины и предпосылки его поражения. Формирование и утверждение соответствующей церкви. Ограничения королевской власти и изгнание немецкого населения из Чехии. Тевтонский орден в Польше.

    презентация , добавлен 24.12.2014

    Особенности экономического развития Чехии после окончания Тридцатилетней войны: феодальная реакция, обременительные налоги, разорение крестьян и их имущественное расслоение. Усиление католической реакции. Положение чешской деревни. Крестьянское движение.

    реферат , добавлен 10.07.2012

    Полный развал системы тимариотского землевладения. Изменения в положении болгарских земель в XVIII в. Подъем национально-освободительного движения. Культурно-просветительское движение и начало борьбы за создание самостоятельной болгарской церкви.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Идеология "аджорнаменто" в трудах западноевропейских теологов персоналистов. Основные положения, выдвинутые на II Ватиканском соборе и его итоги. Реформаторские движения в рядах католической церкви в 1950-1960-е гг. и значение привнесенных изменений.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2011

    Предпосылки правления Карла IV, его внутренняя и внешняя политика. Социально-экономическое развитие Чехии. Развитие чешской литературы. Основание Эммаусского монастыря в Праге. Повышение материального благосостояния Чехии. Создание первого университета.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Изучение взаимоотношений католической церкви и испанского государства в ХХ веке. Определение основных идейных течений католицизма. Анализ и оценка роли идеологов католицизма в политической мысли Испании в ХХ веке. Диктаторский режим генерала Франко.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2014

    История возникновения первых политических образований на территории современной Чехии. Укрепление привилегированного статуса Чехии королем Карлом IV. Общая характеристика и основные положения "Золотой Буллы". Предпосылки и последствия гуситских войн.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Революционный подъем в Молдавии в середине 50-х годов XIX столетия. Пропаганда демократических идей, борьба против царизма за освобождение крестьян. Последствия проведения реформы 1861 года. Обострение классовой борьбы резешей. Рабочее движение Молдавии.

    доклад , добавлен 22.11.2010

    Швеция в начале XVI в.. Важное значение католической церкви в шведской политической жизни. Реформа и ослабление позиций католической церкви. Проведение и политические итоги Реформации. Ливонская война и военно-политический союз Швеции и Речи Посполитой.

(ок. 1369–1415); гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви.

Вероучительный раскол и «Четыре пражских статьи».

С 1363 Чехия была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы 15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа , распространявшиеся Иеронимом Пражскими и двумя другими чехами. Но главным выразителем идей движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собора был сожжен на костре в Констанце 6 июля 1415. Число последователей Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни. В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет. Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви. Радикальный вызов наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином («причастие под двумя видами», sub utraque specie), тогда как церковь предписывала причащаться освященным вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами («чашниками», от лат. calix, «чаша») или утраквистами. В 1420 гуситы сформулировали свою программу в «Четырех пражских статьях»: свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности.

Революция.

Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями.

Табориты и пражане.

Раннее гуситство содержало в себе и элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы, особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным. Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю и весь свой достаток вложили в общее имущество в «городах-убежищах», куда они устремились в ожидании дня Господа. Укрепленный городок на юге Чехии Табор превратился в центр радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение, проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения. Тем самым все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов, сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им позволили осуществлять принципы «Четырех пражских статей». Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской войне. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при Липанах (1434), а к 1453 с таборитским движением было покончено.

Гуситы и Сигизмунд.

Гуситская революция носила и политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV (1419) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и король венгерский. Однако на нем, в конечном счете, лежала вина за казнь Гуса, и чехи отказывались признать его своим королем. В течение 1420–1431 армии Сигизмунда и Католической церкви предприняли «крестовые походы», пытаясь положить конец религиозной и политической независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск гуситов, либо позорно обращались в бегство, не вступая в бой. Национальное и религиозное рвение, а также военный гений Яна Жижки и Прокопа Голого наводили ужас не только на интервентов, но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов грозных гуситских «воинов Бога».

Независимая гуситская церковь.

После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви), констатировав завершение гуситских войн. В 1436 Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор согласятся с положениями «Четырех статей». Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название «компактатов». Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви в первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе (1620), когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.

1) Заполните контурную карту "Гуситские войны"

1.Закрасьте территорию Чехии в начале XIV века.

2.Обозначьте: а) границы Чешского королевства в начале XV века; б) границу Священной Римской империи.

3.Подпишите названия: Чехия, Моравия, Силезия, Польша, Тевтонский орден, Венгрия, Священная Римская империя, Прага, Табор, Липаны.

4.Обведите цветными кружками основные центры гуситского движения.

5.Покажите стрелками: а) Крестовые походы против гуситов; б) походы таборитов во главе с Яном Жижкой на помощь Праге в 1420 году; в) основные направления зарубежных походов таборитов;

6.Обозначьте места важнейших битв и подпишите их даты.

2) Заполните таблицу "Сторонники Яна Гуса".

  • Линии сравнения

    Сторонники - гуситы

    умеренные

    табориты

    1. Состав участников

    Зажиточные горожане и дворяне

    Крестьяне, основная масса горожан, бедное дворянство

    2. Требования

    Реформирование церковной службы, отмена церковных привилегий и упразднение землевладений церкви

    Реформирование церкви; уничтожение частной собственности; отмена повинностей, налогов и крепостной системы.

    3. Средства борьбы


    4. Итоги борьбы

    Рыцарская кавалерия и пехота с типичным вооружением

    Поражение. Многие крестьяне вернулись к феодалам. Перестали платить десятину

    Рыцарская кавалерия, пехота, вооруженная цепами, косами, пиками, топорами. Пушки небольшие

    Завладели церковными владениями, утвердилась гуситская церковь

3) Почему папа римский объявил Крестовые походы против гуситов?

    Ответ: Католическая церковь не хотела терять свои богатсва в Чехии. Папа Римский и императоры предприняли против гуситов 5 походов, но все они закончились поражением.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ ГУСИСТКОГО ДВИЖЕНИЯ Выполнил ученик 6 класса «К» Бережной Артемий

2 слайд

Описание слайда:

Ян Гус Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 или 1371 г. (данные расходятся) в бедной семье. Мать его с детства привила Яну веру в Бога. В 18 лет он поступил в Карлов университет на факультет свободных искусств. После получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя университета, в 1401 г. он был избран деканом факультета, а затем дважды избирался ректором. В Карловом университете Гус знакомится с трудами английского реформатора Джона Уиклифа, которые в корне меняют его взгляды на веру и жизнь, и он начинает выступать против папства. памятник Яну Гусу на Староместской площади

3 слайд

Описание слайда:

Вифлеемская часовня Трибуной для его проповеди стала Вифлеемская часовня. Эта простая с виду церковь совсем не похожа на пышные готические храмы, и основана она была простыми людьми, желающими слушать проповеди на чешском языке. Внутри нет ни икон, ни статуй, ни фресок и витражей. Только кафедра проповедника, место для хора, и просторный зал для слушателей. Сейчас в Вифлеемской часовне находится музей, проходят концерты, университетские мероприятия. Богослужения в настоящее время проводятся здесь лишь однажды в году - 6 июля, день казни Яна Гуса.

4 слайд

Описание слайда:

Новоместская ратуша В июле 1419 г. группа последователей Гуса во главе с Яном Желивским во время выступления у костела Св. Стефана потребовала от городского магистрата выпустить на свободу сторонников Гуса, арестованных за открытое проявление своих взглядов. В этот момент из Новоместкой ратуши кто-то бросил в собравшуюся толпу камень, на что собравшиеся отреагировали стихийным нападением на ратушу. Группа, руководимая Яном Желивским, в которой находился и Ян Жижка, впоследствии ставший героем гуситского движения, ворвалась в новоместский магистрат и выбросила из окон трех советников и семерых горожан, симпатизировавших противникам Гуса.

5 слайд

Описание слайда:

Город Табор Гуситское движение было сконцентрировано не только в Праге. Еще в 1420 г. появился центр этого движения в южно-чешском городе Табор, где группировались наиболее радикальные силы. После смерти магистра число его сторонников только увеличилось. Табориты вели войны с католиками, поэтому город изначально строился не как обычное поселение для жизни, а как укрепленный лагерь. Поэтому улочки в старом городе очень узкие, кривые и запутанные.

6 слайд

Описание слайда:

Табориты и Ян Жижка Табориты жили общиной и отвергали всякую иерархию. Часть их занималась ремеслами, обеспечивая армию, и часть воевала. В центре города, конечно же, главная площадь. Здесь находится собор, гусисткий музей и памятник Яну Жижке. Именно он придумал использовать вагенбург - скрепленные между собой повозки в качестве оборонительного укрепления и плацдарма для атак. Хотя изначально в табориты шли простые крестьяне и ремесленники, со временем они научились управляться с пушками, копьями, арбалетами и прочим оружием и стали грозным войском. памятник Яну Жижке в Таборе

Сильнейшее раздражение. 452 феодала и рыцаря приложили свои печати к протесту против признания ересью учения Гуса; многие выгнали из своих поместий католических священников и заменили их гуситами. Однако, в самом понимании учения Гуса скоро обнаружились разногласия, поведшие к делению гуситов на партии. Все согласны были только в требовании формально запрещенной Констанцским собором «чаши для мирян», т. е. причащения под обоими видами (sub utraque specie) – символа, что и духовенство и мирские лица в равной степени приобщены к таинствам веры. Но пражские богословы формулировали все главные учения чешской реформации в четырех пунктах (проповедь евангелия на чешском языке, чаша для мирян, восстановление церковной дисциплины и отмена духовного землевладения), а другие партии, получившие все вместе название «таборитов», находили эти требования чересчур умеренными и заменили их своими двенадцатью пунктами (полная реформа богослужения, отмена таинств, кроме крещения и причащения, уничтожение священства, почитания святых, праздников и т. д., словом, «возвращение к первоначальному христианству»). Некоторые группы пошли еще дальше; например, адамиты, распространенные в Чехии и Моравии, хотели водворить на земле идеальное Царство Божие. Но главное значение приобрели два главных направления: «пражане», позднее названные «каликстинцами» (они же «утраквисты», партия высшего дворянства), – и «табориты», обнаружившие в политическом отношении вначале республиканское, а потом коммунистическое направление (подробнее об этом - см в статье Табориты и их учение).

Еще при короле Венцеле , незадолго до его смерти начались столкновения гуситов с пражским городским советом, наполненным тогда консерваторами и состоявшем наполовину из немцев. 30 июля 1419 толпа под предводительством рыцаря Жижки из Троцнова взяла приступом думу и выбросила 13 советников из окон на копья. В декабре 1419 чешские сословия присягнули Сигизмунду , брату умершего Венцеля; новый король готовился к борьбе с восставшими таборитами, к истреблению которых призывал и папа Мартин V в булле 1 марта 1420. Началась междоусобная война: около 500 церквей и монастырей было разрушено, причем совершались страшные зверства. Сигизмунд, хотевший и «пражан», как еретиков, привести к покорности, опираясь на помощь немецких князей и папы, повел против чехов войско из крестоносцев . Но он был разбит и принужден сдать Вышеград (1420). Победа таборитов, с их предводителями Жижкой и Никласом из Гусинца, была сигналом к ряду жестокостей в немецких городах, многие из которых были теперь чехизированы, с изгнанием немецких жителей, так как движение вместе с религиозным имело национальный характер.

Первая пражская дефенестрация 1419 (рассказывает историк Георгий Мельников)

Сигизмунд, бывший не только чешским королем, но и германским императором, старался втянуть империю в свою борьбу с чехами, но рейхстаги не обнаружили особого усердия, так как князья желали получить в награду за помощь известные политические уступки, а Сигизмунд не хотел их делать. Притом в Германии произвело неприятное впечатление вмешательство в борьбу Польши и Литвы, с одной стороны, и Рима с другой. Поэтому, несмотря на неоднократные решения сеймов, несмотря на набранные наконец имперские войска, ход военных операций немцев был самый жалкий и вполне обнаружил упадок имперской военной организации. В целом ряде сражений немцы были разбиты; гуситы в 1425 проникли в Австрию и в соседние немецкие земли: Силезия, Саксония и Франкония особенно пострадали от их набегов. Более 100 городов и бургов, до 1500 городков и местечек были, по преданию, разорены гуситами. После смерти Жижки (11 октября 1424) ими командовали новые вожди: Большой и Малый Прокопы.

Хотя рейхстаг 1431 решил продолжать войну, после нового поражения при Таусе (13 августа) Сигизмунд предпочел вступить в переговоры с умеренной партией. Представители «каликстинцев» и таборитов (Ян из Рокичан, Прокоп Большой и Николай Пильграмский) приглашены были на только что собравшийся тогда Базельский собор и вели диспуты с его отцами. Соглашения не произошло, но партии несколько сблизились, и собор решил послать посольство в Прагу, где 30 ноября 1433 чешско-моравский ландтаг, на основании исправленных собором «четырех пунктов» принял так называемые «чешские или пражские компактаты». Но табориты не подчинились, и тогда каликстинцы под предводительством Мейнгарда Нейгаузского начали войну с ними. В битве при Липане и Грибе были убиты оба Прокопа.

Однако умеренные гуситы, примирившись с церковью, вовсе не думали еще признавать над собой наследственной власти Сигизмунда. Они требовали сперва формального признания императором «компактатов», что он и сделал (20 июля 1436), тотчас после провозглашения «компактатов» и воссоединения чешской церкви с католической на ландтаге в Иглау (5 июля). Сигизмунд обязался назначать на должности в Чехии одних чехов, допустить устройство особого совета из них при своей особе, дать всеобщую амнистию, не требовать восстановления разрушенных замков и монастырей, не принуждать города (находившиеся большею частью в руках таборитов) к принятию выселившихся из них немцев и к возвращение последним их имуществ, – вообще уважать права и вольности Чехии. Лишь после этого состоялся торжественный въезд Сигизмунда в Прагу (23 августа 1436). Табориты тоже обещали вести себя спокойно; только один рыцарь, Ян Рогач с немногими приверженцами отказались подчиниться, сомневаясь в искренности Сигизмунда. Но все дворянство ополчилось против них: они сдались и были повешены.

Гуситские войны. Видеолекция

Однако скоро опасения Рогача оказались основательными. Сигизмунд открыто покровительствовал католикам и восстановил в Праге католические церемонии. Недовольство готово было вспыхнуть, когда он умер (декабрь 1437). Национальная чешская партия не захотела признать его наследника, Альбрехта Австрийского, и 29 мая 1438 чешским королем был выбран Казимир Ягеллон, брат короля польского Владислава. Но Альбрехт, на стороне которого стояли католики и умеренные утраквисты, тоже поспешил приехать в Прагу и здесь короновался (29 июня). Бранденбургский курфюрст Фридрих послал ему на помощь сына, Альбрехта Ахилла. Альбрехту II удалось одолеть противников и, при посредничестве Базельского собора, заключить перемирие с поляками и утраквистами (январь 1439).

После его внезапной смерти чехи сначала вовсе не были склонны признавать власть его сына Владислава Постума. После отказа намеченного им кандидата в регенты, Альбрехта Баварского, сословия предложили регентство, а потом и корону императору Фридриху III . Но Фридрих тоже отказался и предоставил чехам самим управлять государством до совершеннолетия Владислава. Католическая партия выбрала своим вождем Мейнгарда Нейгаузского, а утраквистская – Генриха Птачека из Пиркштейна, под влиянием которого намечались и ранее кандидаты национальной партии. Оба получили звание окружных начальников (1440 – 1441) и вскоре вступили в открытую войну друг с другом.

После смерти Птачека утраквисты выбрали своим старшиной Юрия Подебрада , который немедленно (2-3 сентября 1448) захватил врасплох Прагу и арестовал Мейнгарда.Утраквистская партия, таким образом, добилась преобладания, и в 1452 Подебрад был формально признан правителем Чехии. После ранней смерти Владислава Постума чехи провозгласили Юрия Подебрада своим королем (2 марта 1458). Ему удалось, несмотря на тайное, а потом и открытое сопротивление императора и папы, сохранить данную утраквистам свободу вероисповедания, которая продолжала существовать и при его преемнике, короле польском Владиславе; при нем она даже была подтверждена вновь религиозным миром в Куттенберге (1485).

Только после занятия чешского престола Габсбургами , в лице Фердинанда Австрийского (1516), открылась возможность реакции, которая усиливалась на протяжении ста лет и одержала полную победу после несчастной для чехов Белогорской битвы Тридцатилетней войны (1620). Само название «гуситы» исчезло еще во время Подебрада. Продолжением гуситства в новое время стало учение богемских братьев .