Герои легенд и мифов Древней Греции: бог сна Морфей. Бог сна в греческой мифологии

В мифах древней Эллады бог сна носит имя Гипнос. На божественном Олимпе он занимает особое место, имея власть над другими богами, Сам Зевс вынужден считаться с ним. Гипнос был рожден в результате союза богини ночи Никты и бога вечного мрака Эреба, вместе с братом близнецом-богом смерти Танатосом. В отличие от брата-близнеца, являвшегося беспощадным богом, Гипнос был более благосклонен к людям, приносил успокоение и отдых.

БОГ СНА
В представлении древних греков, дошедших до нас в скульптурах и фресках, ГИПНОС - это крылатый юноша, держащий в руках цветок или головку мака и набольшой рог. Древние греки, считали остров Лемнос - обиталищем Гипноса. На острове есть пещера, перед которой цветут маки и растут травы, из сока которых мать Гипноса богиня ночи Никта получает сон. Пролетая над миром, Гипнос насылает сон на все живое.

Перед пещерой течет река Забвения, ни шелест листьев, ни крики зверей и птиц не нарушают тишину, здесь царит сон и ничто не должно потревожить его. В пещере есть грот, посреди которого стоит ложе, покрытое нежнейшим пухом, на котором покоится бог сна. Согласно легенде, Гипнос является посланником Зевса. Богиня Гера, замышляя козни против своего грозного супруга, просит Гипноса усыпить Зевса, пока она преследует Геракла.

Гнев проснувшегося Зевса был страшен. Гипноса спасла мать Никта, с которой Зевс не решился ссориться. Спасаясь от гнева Зевса, Гипнос превратился в птицу и второй раз по просьбе Геры усыпил Зевса, чтобы дать возможность ахейцам победить в троянской войне. В награду Гера пообещала Гипносу отдать в жены Пасифею, в честь которой он создал цветок мака, ставшего его символом.
Сын бога сна ГИПНОСА МОРФЕЙ.
У Гипноса множество детей, но избранный сын – бог сновидений МОРФЕЙ, который обнимает людей своими крыльями и погружает их в свой мир сновидений. С тех пор и существует выражение: попасть в объятия Морфея, то есть, погрузиться в сон. Главные атрибуты Морфея – двойные ворота в мир сновидений: одни из слоновой кости для лживых снов, другие – роговые ворота для истинных снов.

В обязанности Морфея так же входит следить за снами избранных – героев и царей. Морфей одет в черные одежды, в руках кубок с маковым нектаром. Древние греки размещали изображение Морфея на вазах, древние же римляне – на саркофагах. Иногда он изображался с венком из цветков мака на голове, в черном плаще, по полю которого рассыпаны звезды. Морфей, являясь людям во сне, способен принимать любой образ, подражать любому голосу.

Братья Морфея так же являются людям в снах, Фобетор подражает животным и птицам, Фантэз же является спящим в образах окружающего мира – земли, воды, деревьев, камней и других предметов. У Эллинов бог сновидений Морфей пользовался не меньшим почитанием, чем его отец бог сна Гипнос, существовала особая каста дельфийских жрецов, занимавшихся расшифровкой его посланий.

Свапнешвари - индийская богиня сновидений.

Введение.

В божественную природу сна люди верили всегда. У разных народов мира существуют традиции и поверья, связанные со сновидениями. Толкованием снов занимались только избранные люди, которые обучались этому мастерству долгие годы. Издавна каждый правитель или государственный деятель, начиная с Древней Греции и заканчивая сегодняшним днем, имел или имеет своего собственного оракула, астронома, астролога или мага. Во все времена толкователи снов пользовались привилегиями. Каким богам они поклонялись?


Гипнос - бог сна.

Гипнос – древнегреческий бог сна.

Гипноса изображали крылатым юношей с маленькими крылышками на голове, цветком мака и рогом в руках. Древние греки верили, что Гипнос живет на острове Лемнос в пещере, окруженной сонными травами. Из этих растений богиня ночи Никта (мать Гипноса) делала сок для сна. Сам бог над миром и усыплял все живое. Перед пещерой на острове Лемнос протекала река Забвения. В этом месте не было слышно ни одного звука, стояла глубокая тишина. В пещере на возвышении, покрытым легчайшим пухом, отдыхал Гипнос. У него была очень ответственная задача: наблюдение и контролирование сна и бодрствования богов, царей и героев. Поэтому он обладал огромным влиянием среди небожителей Олимпа. У Гипноса был брат-близнец, Танатос – бог смерти. Если сны первого брата приносили людям покой и отдых, то сны второго брата отличались жестокостью, беспощадностью и ужасом, вплоть до смерти человека.


Морфей - древнегреческий бог сновидений.

Морфей – любимый сын Гипноса.

Древние греки полагали, что Морфей (любимый сын Гипноса) способен навевать только легкие и сладкие сновидения, в которых сам являлся в различных человеческих обликах. Изображали его бородатым старцем в черной одежде с серебряными звездами и крыльями или в виде юноши. В руках Морфей держит кубок, наполненный соком сонного мака, а на голове – корона из этих же цветов. Эмблема бога сна – это двойные ворота в мир снов: ворота из рога служат для выхода правдивых снов, а из слоновой кости – для лживых сновидений. Люди верили, что сон приходит к ним, когда Морфей обнимает их своими крыльями. Так и появилась поговорка: «Попасть в объятия Морфея».


На-Хаг - древний бог, насылающий кошмары.

У Гипноса было три известных сына. Фобетор мог перевоплощаться и входить в кошмарные сны людей под видом любого животного или птицы. Фантаза подражал явлениям природы и предметам окружающего мира: воде, камням, деревьям и др. Он входил только в осознанные сны. Самым талантливым сыном Гипноса был Морфей. Он с огромным артистизмом перевоплощался в любое человекоподобное существо. Морфей удивительно точно копировал все: лицо, походку, манеру поведения, одежду, голос. Считается, что в таком облике он часто выходил в мир людей и забавлялся курьезами, совершая поступки от имени других людей.


Бэс - египетский бог-охранитель.

Боги сна других народов.

У каждого народа были свои боги и богини сна, сновидений и их охранители. Перечислю некоторых, особо почитаемых, чье влияние еще чувствуется до сих пор в культуре той или иной национальности (чаще всего в сказках).
Свапнещвари (Свапнадэви, Нидрадэви) - индийская богиня сновидений.
Гьюма Ченмо - тибетская охранительница (дакиня) сновидений.
Салгье Ду Долма или Салчьжэ Дудалма - тибетская охранительница учения сна.
Бута - азербайджанский бог сновидений.

Бэст - египетская богиня-охранительница.

Унтамо - финский дух сна, известный из Калевалы. Иногда так называют вкушающего вечный сон Випунена - мудреца, хранителя знаний поколений.
Оле Лукойе - скандинавский бог сновидений.
Спенджагра – Очернённое Пламя мира сновидений. Известен из зурванизма.
Бушъясп – иранский див сна и снобдения.
Сон - славянский бог сна.
Дрёма - славянская богиня сновидений.
Нитур - управитель снов.
Аламэдас - Тень, повелитель кошмаров.
На-Хаг, Инхабулос, Нхэц-Нубар – древние боги, насылающие кошмары.
Питао-Шикала – бог сновидений у сапотеков.
Бог Бэс и богиня Бэст – египетские охранители сна людей.


Гьюма Ченмо - тибетская дакиня сновидений.

Заключение.

Чтобы расшифровать послание через сон, надо учитывать много факторов. Это и его профессия, характер, отношения с окружающими и многое другое. Поэтому каждый человек, интересующийся своими снами, старается иметь личного толкователя снов. Очень часто при объяснении сновидения приходится изучать и астрологию. Толкование сновидений - действительно, настоящая наука. Еще в древности существовала особая дельфийская каста жрецов. Они занимались расшифровкой посланий бога Морфея через сны. Предания всех народов мира говорят о том, что преклоняясь перед божествами сновидений, можно обеспечить защиту себя и своего жилища от различных бед и несчастий, болезней и колдовства. Поэтому ритуалы соблюдались очень строго и под особым контролем посвященных.

Приятных всем объятий бога сна!

В представлениях наших предков сон был неразделим со временем ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает свои очи и делается недоступным внешним впечатлениям.
И Сон, и Смерть были признаваемы славянами за живые мифические существа, родственные друг другу.
В славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении их трупов живою водою, обыкновенно произносят: «Ах, как же я долго спал!» - «Спать бы тебе вечным сном, если б не живая вода и не моя помощь!» - отвечает добрый товарищ.
В современном языке вечный сон уподобляется смерти; наоборот, сон летаргический слывет в простонародье обмиранием, во время которого, по рассказам поселян, душа оставляет тело, странствует на том свете, видит рай и ад и узнает будущую судьбу людей. Животные, впадающие в зимнюю спячку, по общепринятому выражению, замирают на зиму.

Заходящее вечером солнце представляется не только умирающим, но и засыпающим, а восходящее утром - восстающим от сна; зимняя смерть природы иначе называется ее зимним сном; о замерзших реках и озерах выражаются, что они заснули.
Умерших называют усопшими; в Смоленской губернии мертвецы в старину назывались жмурики (от глагола «жмурить» - закрывать глаза); в Архангельской губернии существовало поверье: кто засыпает тотчас, как ляжет в постель, долго не проживет; у литовцев была примета: когда молодые ложились в первый раз вместе, кто из них засыпал прежде - тому и умереть суждено раньше.
Сербы не советуют спать, когда заходит солнце, чтобы вместе с умирающим светилом дня не заснуть и самому вечным сном.


Спящий мальчик (Портрет Тыранова) Крылов

Слово «стемнеть» употребляется в народном говоре в значении «ослепнуть» и «умереть»; не потому ли упырей (мертвецов, являющихся по смерти) большею частью представляют слепыми.
Как сон сближается со смертью, так, наоборот, бодрствование уподобляется жизни; поэтому «живой» означает неспящего, например: «Мы приехали на живых», то есть мы приехали, когда еще никто не спал; глагол «жить», употребляется в некоторых местах в смысле бодрствовать, не спать.

Эти братство сна и смерти, и верование, что душа во время сна может оставлять тело и блуждать в ином мире и видеть там все тайное, послужили основанием, почему сновидениям придано вещее значение. Для живой и впечатлительной фантазии наших предков виденное во сне не могло не иметь прямого отношения к действительности, среди которой так много было для них непонятного, таинственного, исполненного высшей, священной силы. Они признавали в сновидениях то же участие божества, какое признавали в гаданиях и оракулах; сновидения являлись, будто быстролетные посланники богов, вещатели их решений. Вера в пророческий смысл снов неискоренима и по сей день.

Эта тема часто встречается в сказаниях, преданиях нашего народа. Например, в «Слове о полку Игореве» есть рассказ о вещем сне князя Святослава:

В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, -
Молвил князь, поникнув головою, -
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».

Весь этот сон состоит из мрачных предзнаменований: черный покров и крик ворона знаменуют грядущее несчастье, терем без конька означает гибель кого-то из семьи, жемчуг - слезы, горькое вино напоминает выражение «упиться горем». Сон Святослава пророчески оправдался - русское войско потерпело поражение. Чудилось, кто-то нашептал Святославу черную весть, - а наши предки в самом деле верили, что спящий человек находится в сношениях с невидимым миром и получает оттуда загадочные вести.

СОННОЕ ЦАРСТВО

Жил-был царь, и была у него дочка, да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Много женихов обивало пороги дворца, однако все уходили ни с чем, да еще бога благодарили, что живыми ушли. Царевна больше всего на свете любила плясать и выставляла такое условие:

За того замуж пойду, кто меня перепляшет!

И вот, чуть только появлялся новый жених, царевна увлекала его в пару и носилась по всем палатам дворца. Самые лучшие плясуны пытались тягаться с нею, однако она была неутомима, готова была хоть целый день носиться туда-сюда под музыку, и никто не мог ее переплясать. Некоторые, послабее, падали бездыханными, те, кто посильнее, еле уходили на подгибающихся ногах, навек зарекшись пускаться в пляс.

И вот однажды появился во дворце новый гость. Заиграла музыка, и царевна встала с ним в пару. И что же? Минул час, и два, и три, а гость был по-прежнему неутомим. К концу дня царевна еле передвигала ноги, а жених плясал да плясал с таким видом, будто только-только начал. В конце концов девушка лишилась чувств, не закончив танца, сломленная усталостью, и гость засмеялся:

Царь, я мог бы потребовать свою награду, но мне не нужна твоя дочь. От этого безумного веселья я успокою вас на вечные времена: ты, и царевна, и стольный град твой, и все царство - вы отдохнете наконец. Вы уснете непробудным сном, и будете спать до тех пор, пока не явится тот, кто сможет меня пересилить.

А надо сказать, что это был не простой человек, а сам бог зимы и смертного оцепенения Карачун, ненавистник всяческого веселья. Как он посулил, так и сделал: все в этом царстве заснули - и царь, и царевна-плясунья, и придворные, и слуги, и все жители, что люди, что животные. Скоро тропы и дороги заросли так, что ни пройти, ни проехать никто не мог, и лишь в сказках да преданиях хранилась память о Сонном царстве.

И вот молодой царевич из тридевятого царства услышал одну такую сказку, и овладело его душой неудержимое любопытство. Во что бы то ни стало решил он отыскать Сонное царство и отправился в путь. Ехал долго ли, коротко ли, и вот оказался среди непроходимых зарослей. Врубился он в них со своим мечом, и вот наконец показались ворота стольного града. На всех углах спали люди, собаки, лошади, птицы. То же было и во дворце: на троне спал царь, а рядом - прекрасная девушка, царевна. Лишь только поглядев на нее, юноша влюбился и, схватив царевну в объятия, начал ее целовать. Напрасно! Его горячие уста не могли разомкнуть сонного оцепенения.

Ее разбудит только тот, кто сможет меня пересилить!

Царевич обернулся и увидел грозного Карачуна.

Будем биться на мечах или драться на кулачках? - спросил храбрый юноша.

Вот еще! - усмехнулся Карачун. - Я предлагаю поглядеть, кто сможет больше выпить.

И тотчас перед ними оказалось две бочки зелена вина - да такие огромные, что в каждой можно было утонуть. Юноша понимал, что ему не выпить это вино никогда в жизни, и решил взять свое хитростью. Он занес ногу через край бочки, словно собирался туда кинуться.

Что это ты делаешь, смертный? - удивился Карачун.

Да неохота мне пить через край, - усмехнулся юноша. - Бочка-то тяжелая, разве поднимешь? Я лучше погружусь в бочку да потихоньку все вино и выхлебаю.

И я хочу попробовать, - обрадовался Карачун, плюхнулся в бочку и скрылся в ней с головой.

В то же мгновение царевич схватил крышку и задвинул ее, да для надежности забил покрепче.

УХ, как завыл Карачун! Он мигом лишился всей своей волшебной силы.

Выпусти меня, и я исполню любое твое желание, - закричал он, булькая и задыхаясь. - Чего ты хочешь?

Разбуди спящих и больше никогда не появляйся здесь, - потребовал царевич, и Карачуну пришлось поклясться, что он так и сделает.

Царевич открыл крышку - и в тот же миг Сонное царство пробудилось. А сердце царевны наконец-то пробудилось для любви, и она охотно отдала свою руку спасителю.

Вот только плясать она, пока спала, совсем разучилась. Но об том никто особенно не горевал!

***

Славянская мифология

Русские сказания

Еще одним божеством в греческой мифологии был Морфей. Если провести параллель со знаменитым наркотическим лекарством – морфием, то станет понятно, за что был ответственен сам бог. Верно, за сновидения. Морфей был богом сновидений, обладающим удивительной способностью появляться во сне смертных в любой форме. Как следует из его имени – греческое слово “morphe” означает “форма” – он был тем, кто формировал мечты и сны.

Морфей был Богом, ответственным за мечты людей. Недаром говорят – в объятиях Морфея. Находясь в объятиях Морфея, люди не только наслаждались крепким сном, но и видели сны о своем будущем или даже ближайших грядущих событиях. Морфей был посланником снов богов, передавая божественные послания через образы и истории, созданные как сны.

Семья бога

Этот дар передался Морфею от отца – бога сна Гипноса (знакомое слово, не так ли?), но не только отец внес свой вклад в будущую «профессию» сына – матерью Морфея была богиня расслабления и отдыха Пасифея, также насылавшая на людей галлюцинации. Морфей был не единственным сыном – в семье были еще братья, каждый олицетворял определенные сны – Фобетор насылал кошмары, принимая во сне человека облик страшного зверя (можно провести ассоциацию со словом фобия).

Другой брат, Фантасос обладал властью создавать иллюзии и призрачные сны, которые были похожи на реальность, но на деле таковыми не являлись. Икелос создавал настоящие мечты, которые были близки к реальности. Как мы видим, семья была дружной и «работала» в одном и том же «отделе». Всех братьев звали Онейри – мечты или сны по-гречески.

Будучи повелителем снов, Морфей обладал способностью посылать образы в видения людей, формировать эти образы и придавать форму существам, жившим во сне. Сам Морфей обладал талантом подражать любому человеку во сне и мог принимать любую форму.

Поэт Овидий так описывал Морфея в своих трактатах: «Царь снов был отцом тысячи сыновей — и из всех, кого он выбрал, был Морфей, у которого было такое умение подражать любой человеческой форме по своему желанию. Ни одна другая мечта не может сравниться с его артистизмом в подделке эмоций и внешности: голос, походка, лицо, настроение; он точно имитирует платье, выражения и слова, которые люди используют чаще всего. Но он подражает только мужчинам…”

Самый работящий бог

Когда бог находился в своем истинном облике, Морфей выглядел, как настоящее божество – с крыльями за спиной. Считалось, что он и его братья получили крылья от своего дяди Танатоса, божества смерти, хотя некоторые источники говорили, что они уже были рождены с крыльями.

Легенда гласит, что Морфей использовал свои крылья не только для того, чтобы добраться до тех, кто нуждался в помощи во сне, но и для того, чтобы нести своего отца, бескрылого Гипноса, в мир снов в пещерах, где отец укрывался от всемогущего (разные сны снились даже богам Олимпа).

Некоторые художники изображают Морфея в виде старца с цветком мака, его символами были черный цвет (как ночь) и этот самый цветок.

Божество обитало в своем мире — мире грез Морфея. Это было место, где жила его семья. Формируя мечты смертных, как он хотел, и посещая спальни, Морфей спал в пещере, полной маковых семян. Наверно, именно поэтому морфий является опиумом на основе мака. Хотя утверждать точно не берется никто — все-таки это мифология.

Никто из смертных не допускался в обитель Морфея – только Боги Олимпа. Там протекала река забвения, жилище находилось за высокими воротами под стражей двух монстров, которые легко материализуют страхи любых незваных посетителей.

Отметим, что Морфей был одним из самых работящих богов – все-таки население каждую ночь смотрело сны. Поэтому у него не было времени обзавестись собственной семьей – у Морфея не было ни жены, ни детей.

Однако, художники и скульпторы иногда изображали его вместе с богиней радуги – Иридой.

Кто знает, может быть действительно у бога сновидений были тайные отношения. Мечты, которые он хранил от всех.

Боги и Богини сна существуют во всех мифологиях мира. Своей милостью они даровали нашим предкам спокойный отдых, приятные сновидения, вещие сны и сонные мечтания. Их гнев мог провоцировать кошмары, нарушения сна или бессонницу. Отличились в мифологической изобретательности не только древние славяне, у которых была богиня сновидений Соня. Подобные божественные сущности были у индийцев, древних греков, кельтов, японцев и других народов. Что у них общего и чем они отличаются? Давайте узнаем, какие они, самые известные божества.

Нидра Деви - это индийская богиня, которая является местным аналогом Дремы - богини сонных мечтаний. В фольклоре есть история о Рамаяне, в которой ее встречает воитель Лакшман. Он принял присягу служить и защищать своих свободных брата и сестру в течение 14 лет ссылки, в то время как его собственная жена Урмила осталась ждать его возвращения во дворце. Когда ночью он охранял лагерь, Богиня сна, то есть Нидра Деви, предстала перед ним. Она говорит ему, что пришло его время засыпать. Лакшман ей отвечает, что не станет спать в течение следующих 14 лет, ведь он нуждается в постоянной бодрости для того, чтобы охранять брата и сестру. Нидра Деви объясняет ему, что так долго бодрствовать попросту невозможно, и, что кто-то должен спать вместо него. Затем Лакшман говорит: «Моя жена, которую я оставил во дворце, будет страдать бессонницей, ожидая меня. Сделай мне одолжение, отдай ей мою часть сна».

Так, Лакшман простоял 14 лет своей службы, не сомкнув глаз, в то время как его жена проспала все эти годы в ожидании суженого. Милость богини сна стала настоящим спасением для этой легендарной семьи.

Гипнос

В греческой мифологии был бог Гипнос - сын Никс (Ночи) и Эребуса (Тьмы). Его брат - Танатос (Смерть). Оба брата живут в подземном мире (Аиде) со своими сестрами, или же в Эребусе, другой долине греческого подземного мира. По слухам, бог Гипнос обитает в большой пещере, откуда вытекает река Лета и где встречаются день и ночь. Его кровать сделана из черного дерева, на входе в пещеру растет множество маков и других гипнотических растений. В его пещере нет ни света, ни звука. По словам Гомера, он живет на острове Лемнос, который позже описывали как его собственный "Остров сновидений". Его дети Морфей, Фобетор и Фантазос являются богами сновидений, как плохих, так и хороших. Считается, что у него есть еще много детей, которые также связаны со стихией сна. Говорят, что по своей природе он спокойный и нежный бог, так как помогает нуждающимся людям. Вот только из-за сна забирает половину их жизни.

Английское, и впоследствии русское, слово «гипноз» происходит от имени этого таинственного бога. Это название возникло из-за старого заблуждения, согласно которому загипнотизированный человек впадает в состояние сна. На самом же деле гипнотический транс является измененным состоянием сознания, не имеющим ничего общего со сном.

Целый класс лекарств, вызывающих сон, известный как «гипнотики», также назван в честь Гипноса.

Сомн и Сон

Мифологические параллели - все еще нераскрытая и благодатная тема для исследований. К примеру, славянский бог сна Сон является, по всей видимости, калькой с древнеримского бога Сомна. Сомн же, в свою очередь, не кто иной, как описанный выше Гипнос, но под латинским именем. Его латинское имя звучит как Somnus - отсюда и производные слова, такие как "insomnia" (бессонница) и "гиперсомния".

Так, Гипнос перекочевал сначала к римлянам, став Сомном, а затем, намного позже, и к нашим предкам, став известным у них как бог сна - Сон.

Дрема

У Сна была супруга, известная под именем Дрема. Дрема покровительствовала послеобеденному сну, лени, расслабленности, неге и отдыху. Кроме того, Дрема - богиня сонных мечтаний. Наши предки видели ее в облике небольшого человечка, вальяжно прогуливающегося под окнами и ждущего прихода ночи. После того, как ночная тьма опускалась на землю, эта очаровательная богиня сна пробиралась в дом через малейшие щели, бреши и отверстия, и своим приятным гипнотическим голосом усыпляла всех жильцов, даруя им чувство расслабленности и безопасности. Дрема подходила к засыпающим детям закрывала им глаза, гладила по волосам и заботливо поправляла одеяло. Ее справедливо можно считать одним из самых таинственных персонажей в древнеславянской мифологии.

Соня и Мара

Богиня сновидений Соня была дочерью Мары и Велеса. Она покровительствовала плохим и хорошим снам. Ее любимым развлечением был вызов сновидений, связанных с любовными и эротическими переживаниями. От имени ее матери, Мары, происходит русское слово "кошмар". Оно интересным образом пересекается с английским словом "mare", которым в мифологии британских островов назывались черные кобылы (Мары), вызывающие сонные параличи и ночные кошмары. Именно от них происходит английское слово "nightmare" (плохой сон, ночной кошмар). Связь британских демонов со славянской богиней пока толком не исследована, но, по всей видимости, здесь имеет место мифологическая параллель, которую можно встретить не так уж и редко.

Морфей

Римский поэт Овидий упомянул в своих «Метаморфозах», что Морфеус приходится сыном богу Гипносу. Согласно Овидию, у него была тысяча братьев и сестер, причем сам Морфей, Фобетор и Фантазос были всего лишь наиболее заметными среди них. Роберт Бертон в своей «Анатомии меланхолии» в 1621 году ссылается на классические изображения Морфея: «Филостаратус рисует его в белом и черном плаще с короной цвета слоновой кости, полной черно-белых снов - приятных сновидений и кошмаров». Начиная со Средневековья, имя Морфея начало строго отождествляться со сном как таковым, постепенно вытеснив память о его отце Гипносе - подлинном боге сна.

Именно Морфей стал героем всех поверий и поговорок, связанных со сном. Поэтому его можно по праву считать самым известным среди всех богов и богинь сна, которым посвящена эта статья.