Где ставить вард. Все о Вардах — что это и где их ставить

Новый патч вызвал серию изменений в игровом процессе: как прямо, так и косвенно влияющих на игру. Одна из основных проблем — ландшафт. Непривычно ходить по новым тропинкам, искать пути отхода и фармить лес. Сложнее стало и найти место для хорошего варда.

В 7.00-доте слишком много мест, которые нужно увидеть — помимо стандартных передвижений и контроля рун, теперь хочется увидеть состояния Bounty-рун и святынь соперника. Количество вардов не увеличилось, поэтому теперь саппортам придется не только привыкать к новым точкам для вардинга, но и делать нелегкий выбор между контролем тех или иных положений.

Впрочем, некоторые из начальных вардов остались на прежнем уровне — по-прежнему очень важен контроль своей легкой линии и хайграунда на центральной линии.

В то же время на сложной линии контролировать соперника стало сложнее. Хочется получить контроль и над частью леса, а не только типичными перемещениями саппортов вражеской триплы, но охватить все почти невозможно. Чаще упор делается все же на вражеский лес и основные пути — обратите внимание на подобные варды.

Кроме того, в начале игры есть смысл установить вард для контроля основных рун, если это имеет важное значение для мидера. Точки их установки почти не поменялись, за исключением обзора на верхнюю руну со стороны верхней линии. Некоторые из них станут полезными в других ситуациях — например, вард на первой картинке дает Dire не только контроль над появлением руны, но и вижн на святыню противника, а также фарм лагеря древних крипов, располагающийся рядом. Интересно, что аналогичный вард сил Света такой же полной информации не дает (картинка сверху справа). В то же время получая видимость на Потайную лавку и Святыню, вы теряете из вида руну.

На верхней руне тоже можно поставить интересные варды — причем стоит напомнить, что контроль именно этой точки имеет решающее значение в борьбе за Рошана, вход в пещеру которого расположен теперь прямо над руной. Небольшое преимущество в этом случае уже у светлой стороны: остается неплохой вариант с бонусным обзором на лес противника (кажется, так стало даже лучше).

Для Dire есть несколько стандартных вариантов — это или свой хайграунд, или Древние крипы противника. Кстати, если поставить вард чуть дальше, можно заблокировать этот лагерь и получить информацию о перемещениях противника в этой части леса. Интересный вариант варда представлен на картинке слева снизу — из-за деревьев он не даст вижна на кемп Древних, но позволит следить за другим лагерем, который обычно фармит оффлейнер.

Немаловажную роль играет также видимость вражеской святыни и руны богатства, до которой в случае чего будет возможно добраться. Такие варды реже используются на старте игры, но к мидгейму могут помочь поймать тайминг на использование ауры Святыни или провести грамотную драку на чужой половине. Выше мы увидели, что за нижними святынями нам помогут наблюдать простейшие варды, которые довольно часто использовались и до их появления.

Верхнее строение у Сил Света поможет контролировать довольно известный, но редко применяемый в прошлом патче вард на горе. Теперь без внимания не останется ни Потайная лавка, ни Святыня, ни непосредственные перемещения противника по этой части леса (например, попытка забрать Рошана).

В то же время Святыня Dire расположена глубоко в лесу. Для ее контроля достаточно установить вард на входе в лес или чуть выше, на ступеньках к лагерю нейтралов, но обзора такой разведчик вам даст, увы, не так много.

Как и в предыдущей версии, Valve оставили несколько точек для вардов на возвышенностях. На следующих изображениях видно, насколько много информации они дают и насколько важны как для атакующей, так и для защищающеся команды.

В завершении материала — парочка интересных лесных вардов.

Надеемся, что данный материал поможет вам найти несколько новых интересных позиций для вардов и использовать их в игре. Удачи!

Разработчики «Доты» существенно переделали карту в патче 7.07. Они удалили несколько холмов, переместили святилища и изменили ландшафт. Изменились и многие хорошие позиции для вардов. Мы рассказываем, как теперь с этим жить.

Хотя Valve удалила из игры несколько холмов для вардов, другие еще стоят. Это стандартные и предсказуемые позиции, за которые постоянно идет борьба, поэтому заострять на них внимание не будем. Стоит упомянуть, что не все точки для вардов, о которых пойдет речь, появились с последним патчем - некоторые были и раньше. И, наконец, добавим, что хотя мы и делим позиции на Свет и Тьму, ситуации бывают разные. Многие точки могут использовать обе команды. Главное - следить за игрой, думать над тем, какие цели сейчас перед вами стоят и где для этого будет нужен обзор.

Свет

Типичная позиция на средней линии в начале игры. Так как на миде идет борьба за обзор, этот вард стоит поставить чуть дальше лестницы. Зачастую Sentry Ward ставят прямо на реку либо в районе руны. Если расположить вард правильно, то его будет не так легко найти - он находится между двумя стандартными точками.

Так как святилище уехало глубже в лес, ставить вард на лестницу в ранней игре теперь не так важно. Зато на более поздних этапах можно поставить его немного дальше, особенно если у врагов есть герои, которые хорошо справляются с древними крипами.


Верхняя руна. Особенно хорошая позиция для мидера Света - можно видеть, где стоит оппонент, а еще следить за ганками от саппортов.


Саппортам Света теперь легче незаметно обеспечить обзор за первой вышкой на центральной линии. Хорошо помогает в атаках на мидера и убийстве курьера. За Тьму такой вард поставить сложнее.


Агрессивный вард в лес Тьмы. Видны точки для фарма, святилища и типичные маршруты.


Второй агрессивный вард в лес Тьмы. Тут лучше видно вышку. Можно поставить его ближе к лестнице слева, и тогда у команды будет более глубокий обзор.


Для того чтобы некоторые варды стали полезнее, нужно рубить деревья. А иногда надо от них избавиться, чтобы просто поставить вард. Минус в том, что иногда уничтоженные деревья выдадут позицию соперникам. Но конкретно на этой точке это действительно стоит сделать.


Позиция на нижней линии Света. Хорошо помогает следить за офлейнером и выгонять его с линии. Также защищает керри от неожиданных телепортов. Вард можно установить незаметно, если пройти в деревья. А если соперник планирует сидеть в лесу рядом с линией, то полезнее будет расположить его левее.


Секретный магазин Тьмы. Эта позиция позволяет наблюдать за нижней руной, руной богатства и проходом в лес. Если срубить деревья, еще можно смотреть на окрестности лагеря древних крипов.


Специальная позиция в лесу Тьмы была удалена, но в этом районе все еще можно поставить вард. Обзор у него не идеальный, но его можно поставить прямо с реки - то есть саппорт в этот момент будет менее заметен. Эта позиция позволит команде лучше понимать, кто перемещается по лесу или даже по реке - точка дает небольшой обзор и там. Если смотреть за миникартой, этого достаточно.


Эффективный вард для офлейнера. Видно не только проходы, по которым перемещаются саппорты, но и лагерь крипов. Если соперник попытается отвести туда крипов через маленький лагерь, офлейнер будет точно об этом знать.


Еще один вард для офлейнера, на этот раз дальше в лесу. Особенно полезен для героев, которые меньше боятся харасса и атак оппонента. С его помощью можно следить и за тем, забрали ли руну богатства. А если срубить деревья внизу, то обзор становится еще лучше.


Позиция, с которой можно наблюдать за боковым лесом Тьмы и центральной линией. Обычно вард устанавливают ближе к лестнице, но если сделать это правее, его будет сложнее найти, так как Sentry Ward часто ставят рядом со святилищем.


Удачный вард для атаки на базу соперника, если саппортам удастся поставить его ночью. Днем к этой позиции невозможно подобраться, если вышка еще на месте. Конечно, удобнее было бы расположить вард рядом с деревьями между линиями, но эта позиция слишком предсказуема и часто проверяется. Такой же вард есть у оппонента на нижней линии.



Тьма

Еще одна типичная позиция на центральной линии, теперь на стороне Тьмы. И снова - такие варды желательно ставить чуть дальше от спуска, чтобы попасть между двумя типичными точками установки Sentry Ward.


Этот вард можно незаметно поставить в начале игры. Главное - не наткнуться на соперника при отходе. Так как вышку Тьмы передвинули, теперь такой же вард можно поставить и на другой стороне реки. Особенно полезная точка для игроков за Dire, так как мидеру с таким обзором проще защищаться от атак саппортов с нижней линии.


С этой позиции можно наблюдать за нижней частью карты. Видно руну, проходы на мид, а также подъемы к лесным лагерям Света и Тьмы. Точку могут использовать как игроки за Тьму, так и их соперники. А если срубить деревья справа, то можно еще следить за руной богатства.


Специальный холм рядом с лагерем древних крипов удалили, но там все еще можно ставить вард. Он больше не даст обзора в лес слева, но позволит смотреть на руну, Рошана и подходы на мид.


Вард против офлейнера Света. Как и вард для другой команды, можно поставить незаметно, если пройти в деревьях.


Еще одна хорошая точка для контроля офлейнера Света. Видно руну богатства, святилище и выход на реку. Кроме того, таким вардом можно заблокировать возрождение крипов в лагере справа. Полезно, если соперник часто отходит туда пофармить, а наказывать его не получается или не хочется.

Если хочется больше информации о перемещениях, то можно поставить вард немного ниже. Он полезен после ранней стадии, когда руны богатства уже не так важны.


Точка для контроля древних крипов Света, отсюда же видно руну. Позиция достаточно очевидная, можно переместить вард ближе к святилищу или левее. Обзор может получиться хуже, но зато его будет сложнее найти.


Вард Тьмы для атаки на нижние бараки. Как и в случае со Светом, пока стоит вышка, незаметно его можно поставить только ночью.


В играх высокого уровня открытость карты является практически самой важной составляющей победы, ведь грамотно установленный вард может спасти от ганга чужого мидера. Ценность видимости соперника, а значит и ценность вардов, на чемпионатах мирового уровня всегда настолько высока, что сапорты зачастую могут ходить вообще без вещей, лишь бы команда была спокойна относительно отсутствия засад со стороны противников.

Большинство игроков в пабах Dota 2 уверено, что вся суть вардинга – ставить вард в любое место, откуда будет хороший обзор, однако профессиональные игроки поддержки уверяют – обеспечение видимости далеко не единственный способ окупить приобретенный вард.

Виды вардов

В Dota 2 имеется два вида духов-наблюдателей, каждый из которых выполняет свои весьма специфические функции, вследствие чего место, где их ставить, может меняться:

  1. Observer wards, наблюдатели. Их покупают для обеспечения обзора в любой точке карты, где вообще разрешено их ставить. Хоть видимый радиус и меньше, чем у самого героя, зато сам вард невидим и живет максимум 6 минут. Раньше продавался этот вард пачкой из двух штук, однако после недавнего патча они приобретаются по одному.
  2. Sentry wards, сторожа. Они не могут похвастаться большим радиусом обзора, однако благодаря пассивной способности «Взгляд правды» имеют возможность видеть невидимые объекты вроде героев в инвизе, поэтому на линии против Broodmother, например, ставить их нужно постоянно. Время, которое стоит такой вард - 3 минуты. При отсутствии денег на Gem of True Sight «сентрики» - единственное, что способно спасти вас от нападений входящих в невидимость героев соперников.

Однако, как уже говорилось, в Dota 2 использовать каждый отдельно взятый вард можно не только по предписанным назначениям.

Способы использования

Каждый вард в игре можно ставить ради достижения одной из следующих целей:

  1. Избегание гангов. Видя потенциального врага, от его атак и скилов легче уклониться, если вы видите, откуда движется угроза. При наличии определенных навыков можно даже уничтожить незадачливого гангера, навсегда отбив охоту появляться на вашей линии.
  2. Отслеживание рун. Изначально в Dota 2 спавнилась только одна руна, а потому ее подбор мог существенно повлиять на исход игры, поэтому ставить наблюдателей было принято с самого начала игры. С выходом одного из патчей рун стало две, а значит вступать в смертельный бой за руну больше не нужно, однако сама суть рун по-прежнему важна (если конечно целью является ганг, ан е банальное наполнение ботла): Пудж с хастой с гораздо большей вероятностью убьет противника, нежели с руной на золото против бегающего СФа. Игроки, в основном играющие за сапортов, предпочитают ставить вард на каждом из спавнов рун, для большего спокойствия.
  3. Прекращение спавна нейтралов. Если во вражеской команде есть игрок, который играет в лесу, то ничто не может остановить его фарм лучше, чем установленные непосредственно в лагерях вардики, ведь если лагерь к моменту появления нейтралов освещен – монстры не появляются. В Dota 2 лесникам всегда нужно время, чтобы обрести силу, а если вам мешает чужой сапорт – сделать это не так уж и просто. Если же ваш союзник жалуется на отсутствие нейтралов – купите сентрики и уберите помеху.

Места установки

Конечно, полный список мест для обеспечения видимости каждый формирует самостоятельно, однако ключевыми местами являются:

  1. Руны. Видимость возможных бонусов – залог хорошего настроения у мидера.
  2. Лес на легкой линии. Чтобы не стать жертвой гангов, защищайтесь от вражеских лесников и мидеров самым безопасным способом – обзором.
  3. Чужой лес. Видеть раненого лесника из чужой команды крайне полезно, ведь его можно быстренько убить.

Помните: если сапорт не справляется с вардингов ввиду отсутствия денег – помогите ему, ведь 75 золота не такие уж и большие деньги.

Гайд варды в дота

I Предисловие
Уже было много гайдов по вардингу.Но большинство из них не полные, либо не до конца раскрывают суть установки варда в конкретном месте, а некоторые просто устарели.Я практически не буду разделять по категориям места установки вардов, так как они обычно имеют несколько функций и не всегда одинаковых для двух сторон.Я обьясню в каких ситуациях, зачем и куда ставить обсервы.Про сентри практически говорить не будем так как все прекрасно знают как ими пользоваться.

II Виды вардов
Observer Wards (200)

Ставиться на землю и освещает темную территорию.Не обнаруживает невидимых юнитов.Стоит 6 минут и можно использовать 2 раза.
- этот тип вардов, используется для наблюдения за территорией.Можно купить одновременно 2 пачки вардов (4 штучки в сумме) после чего начинается кулдаун в магазине и через 6 минут можно будет купить снова.

Показывают территорию 1600 AOE имеют 200хп.

Sentry Wards (200)

Ставиться на землю и имеет свойство видеть невидимых врагов. Длительность составляет 3 минуты и использовать можно 2 раза.

Обнаруживают невидимых вражеских юнитов в радиусе 800AOE имеют 200хп.
- этот тип вардов определенно не для наблюдения, так как у него небольшой радиус освещения и небольшая длительность действия. Он работает как временный Gem. Вы могли бы подумать что этот вид вардов бесполезный, однако его цель заключается не только в том чтобы обнаруживать невидимых героев, но также и в том чтобы обнаруживать чужие варды. Поэтому часто приходится использовать комбинация Sentry Wards и Observer Wards, чтобы полностью контролировать местность и не дать противнику сделать этого.

III Вардинг

a)Варды на рунах


Может использоваться 2 сторонами, но в основном используется каржами.

Контроль руны

Защита от гангов противника с мида, или леса.

В основном используется сентами.

Контроль руны

Защита от гангов с мида или снизу


Тоже самое что и место выше, только тут появляется еще 1 функция.

Контроль рошана.

Ставится на ранней стадии игры если есть герои которые способны убить рошана в одиночку и быстро урса или лукан к примеру.

И в середине или конце игры, что бы не дать врагу забрать рошана всей командой.

Используется 2 сторонами.

Контроль руны

Зашита от ганга с топа

Вард ставиться именно за деревом на горке, а не перед ним.С помощью этого варда видно кусочек леса, что помогает следить за фармом леса врагом.

Используется каржами.

Контроль руны

Защита от гангов с леса или низа.

Зачастую, что бы убить фармящего героя на миде несколько врагов обходят его по той дорожке где стоит вард, удобнее наблюдать тогда за врагом не желе если бы вард стоял на одной из горок.Горки часто проверяют на наличие вражеских вардов, место показанное на скрине мение банально, поэтому у вас больше шансов, что ваш вард не снимут.

Используется 2 сторонами.

Защита от гангов

Контроль руны

Слежение за героями фармящими в лесу

b)Помощь в фарме на миде

Зачастую сложно фармить когда враг не подпускает тебя к крипам нанося удары из тени стоя на горке.Этот вард поможет вам в фарме на миде, вы будете видеть врага на горке сможете его атаковать, также вы будете видеть все, что происходит около вышки.(Тп врагов, ганг и тд)Используется офк сентами.

Все аналогично с описанием 1 места, но это место выгоднее.Оно еще даст вам возможность видеть ганг на вас через лес, большинство гангов снизу проходят именно по этим маршрутам.Также если враг фармит ваш лес, то он обязательно будет обходить вас именно с этой стороны.

Вард используется 2 сторонами.

В случае сентов контроль руны и обзор территории на миде.

В случае коржей контроль руны и защита от гангов из вашего леса, в том числе и фармящими ваш лес вражескими героями.

Вард используется каржами.

Контроль руны

Обзор мида противника

Контроль нейтралов-вы можете словить врага когда он будет убивать нейтралов в этой точке.Либо убить накопленных отводами нейтралов для вражеского керри.

c)Варды в лесу каржей и сентов

Каржи:

Применяется 2 сторонами.

Для каржей:

Защита от ганга на союзника фармящего лес

При атаке на 2 вышку на топе дает полезную информацию, где находятся враги в данные момент.Обычно они пытаются обойти дефящих вышку с леса, вард не даст им этого сделать.

Для сентов:

Помощь в гангах на фармящего лес врага

Помощь при пуше на 2 вышку топа, дает информацию где именно находятся враги в данный момент.

Используется сентинелами.

Предотвращает респаун нейтралов, тем самым «не позволяя» отводить крипов с линии.

Дает информацию о происходящим за вышкой врага(помощь в ганге)

Дает информацию о фармящем в лесу враге.

Используется сентами.

Предотвращает респаун нейтралов, не давая делать отводы или отводы в 2 точки.

Защита от гангов с леса на топ.Часто враг делает тп и обходит вас с леса, тогда вард на руне не помогает.Либо есть враг фармящий свой лес, он иногда гангает линию, этот вард спасет вам жизнь не раз.

Используется 2 сторонами.

Для сентов:

Защита от обхода врагами через лес при пуше вышки.

Помощь в ганге на врага фармящего лес.

Для коржей:

Защита от ганга при фарме леса союзником

Часто враги ждут пока вы будете отбивать или зайдете на горочку в лес посмотреть, если ли там кто нить из врагов.На этом они пытаются вас поймать забрать пару героев и снести вышку.Вард не даст им этого сделать.

Сенты:

Используется каржами.

Предотвращение респауна нейтралов

Защита от гангов

2 сторонами.

Для сентов:

Защита от гангов фармящего лес союзника.

Защита от неожиданного нападения через лес, при пуше каржами 2 вышки мида.Очень часто каржи прячутся в лесу и хотят словить нескольких сентов на отбивании мида, либо они неожиданно обходят стоящих под вышкой сентинелей.Этот вард не даст вашей команде глупо отдаться по одному.

Для коржей:

Помощь в ганге на вражеских героев фармящих лес.

Защита от обхода через лес при пуше 2 вышки.Часто сентинели обходят через лес врагов пушащих мид и нападают неожиданно с заде.

Используется 2 сторонами.

Для каржей:

Остановка респауна нейтралов в этой точке.

Помощь в ганге на фармящих лес героев.

Для сентинелей:

Защита от ганга через лес нижней линии или героев фармящих лес(вард ставится ниже что бы не останавливать респаун нейтралов)

Помощь в дефе вышки, дает информацию о всех передвижениях противника.

2 сторонами.

Как обычно защита от гангов через лес, помощь в гангах.Защита от обхода через лес при пуше вышки на миде.

d)Помощь в пуше

1)1 вышки

Используется в данном случае каржами, а вообще 2 сторонами.

Вард ставится за 1 вышками мида и низа для каржей, и мида и топа при пуше сентинелей.

Видите все тп героев, видите если герои собираются для дефа вышки.Поможет вашей команде пропушить без потерь, либо вовремя отойти.

2)Базы

Тут все понятно, варды на базе врага дадут вам нужную информацию исходя из которой вы примите верное решение.Либо пушить либо отходить и тд, также поможет с помощью таких героев как венга или пудж забрать 1 героя вне базы.

Для пуша сентов:

Для пуша каржей:

E)Рошан

За каржей понятно где ставить варды, что бы удачно забрать рошана.А ниже скрин где ставятся варды за сентинелей:

Не забудьте перед этим снять вражеский вард с руны.

IV Заключение

Ставить варды надо тоже грамотно, мой гайд несомненно поможет новичкам разобраться в этом деле, и не только новичкам.Я попытался в нем изложить все как можно понятнее, надеюсь вам понравилось.

Это гайд не является общепризнанным, но для начинающих будет в помощь

P.S. не судите строго^^



Предположим, что вы уже знаете сколько стоит пачка вардов и самые распространенные места, куда их можно ставить. Но вот когда их ставить и зачем? А самое главное - почему их нужно ставить именно в эти позиции, а не куда-либо ещё? На эти вопросы попытался ответить парень с сайта dignitas в своем гигантском гайде по вардингу.

Краткое вступительное слово от автора

Сегодня можно найти множество гайдов по вардингу, поэтому чтобы написать ещё один, я решил превзойти все существующие. Помните, что нет «правильной» или «неправильной» доты - есть глупая или продуманная.

Ещё я хотел бы сосредоточиться на вопросе «почему?». Если вы понимаете, почему вещи делаются определенным образом, то вам не нужны гайды и не нужно будет запоминать более 60 точек вардинга, приведенных ниже. В таком случае, вы сами сможете придумать позиции для вардов и проверить их. Думаю, что именно знание ответа на вопрос «почему?» отличает великого игрока от хорошего.

В этом гайде будут рассмотрены даже редкие (ситуативные) варды со скриншотами видимой области, которую они предоставляют. При этом я попробую показать, как этот «вижен» (видимая область) влияет на текущие цели вашей команды.

Я рассмотрел множество уже существующих гайдов по вардам и даже взял на себя смелость оптимизировать некоторые их позиции. Я старался, как мог, чтобы показать все наилучшие расстановки вардов. Но знайте, что приведенный ниже список всё равно можно неоднократно дополнять - надеюсь, что ваша фантазия позволит вам сделать это.

Введение (Основы вардинга)

Этот гайд не был бы полноценным без краткого введения. Постараюсь сделать его действительно кратким. Для тех, кто вообще не представляет, что такое варды, рекомендую почитать .

Observer вард. Стоимость - 200 золота, при покупке вы получаете сразу 2 варда. Каждый вард действует 6 минут. В магазине максимум может находиться два комплекта observer вардов. После покупки обоих комплектов, необходимо 6 минут, чтобы варды снова стали доступны для покупки в магазине.

Что дают варды?
- Видимую область («вижен») в радиусе 1600 единиц. Это позволяет наблюдать за важными частями карты, находясь где угодно.
- Предотвращают появление нейтралов.

Помните, что «важные части карты» постоянно меняются. Все зависит от выбранной стратегии, стадии игры и общего хода матча.

По поводу радиуса в 1600 единиц, для новичков это может быть непонятно, поэтому для сравнения скажу, что радиус обзора большинства героев в дневное время равен 1800 единиц. Т.е. всё, что видит вард, увидели бы вы, стоя на том же месте. И да, это означает, что варды не видят сквозь лес и возвышенности карты.

Обычно варды покупают саппорты, но если они этого не делают, то лучше купите их самостоятельно. Варды предоставляют контроль на картой, могут помочь с ганком или предотвратить ганк на вас, а также решить, когда можно безопасно пушить, а когда надо отступить.

Внимание! Все картинки в новости доступны в большом разрешении - просто кликните по любой из них.

Так где же ставить варды?


Обозначения точек на карте:

I Красный - Варды на руны
II Желтый - Супер читерские варды
III Розовый - Агрессивные или защитные варды на линии
IV Зеленый - Лесные варды
V Синий - Варды для пуша
VI Белый - Очень редкие (ситуативные) варды
Фиолетовые линии - Блокируют лагерь нейтралов, на который они указывают

Каждая точка будет сопровождаться 2 скриншотами. На первом вы увидите место установки варда и вижен в одну сторону, а на втором - вижен в другую сторону.

I. Варды на руны


Все варды в этой категории дают вижен одной из рун, но обычно имеют и другие фунцкии.

1) Вард в лесу Dire (Тьмы)

Дает хорошую видимость реки и верхней руны, а также лагеря нейтралов Dire. Эта позиция может быть эффективной для обеих команд, но предпочтительнее используется силами Тьмы для защиты собственного леса.
Также этот вард иногда ставят с целью ганка лесника (урса, ликан, фурион) соперника, но его основное предназначение - показывать руны в начале игры и защищать верхнюю линию от ганка благодаря вижену реки и входа в лес.

Заметка. Чтобы получить лучший вижен лагеря нейтралов, ставьте этот вард в левый верхний угол скалы.

2) «Магазинный» вард Radiant (Света)

Дает очень широкий вижен реки и руны, но большая его часть бесполезна. Вард номер 1 намного лучше, но его часто контр-вардят, в отличие от этого.

3) Верхняя руна + мид со стороны Dire (Тьмы)

Потенциально хорошая позиция для Radiant. Она не только защищает соло мид героя сил Света от ганков с верхней линии, но дает видимость верхней руны и возвышенности на стороне Radiant. Такой вард можно использовать на ранних стадиях для хараса противника и четкого добивания крипов.

4) Верхняя руна + мид со стороны Radiant (Света)

Преимущества аналогичны 3 варду, только этот обычно используется Dire. Такой вард предпочтительнее 5 варду на ранних стадиях игры.

5) Лагерь древних нейтралов + верхняя руна

Дает намного больший вижен, чем 4 вард, показывая лагерь древних нейтралов и верхнюю руну, но не используется до средней стадии игры. Ведь во время раннего фарма на линиях никто не способен убить древних нейтралов. В начале игры 4 вард будет немного полезнее, но позднее стоит однозначно делать выбор в пользу 5 варда.

6) Нижняя руна + река со стороны Dire (Тьмы)

Дает хорошую видимость входа в лес Radiant, что защитит вашего лесника, но для сил Света есть альтернативы получше. Поэтому данная точка преимущественно используется Dire для защиты соло мид героя от ганков с нижней линии и из леса Radiant. К слову, игроки сил Света часто любят подниматься на этот холм (где ставится вард) и прятаться в лесу за Т1 вышкой Dire по миду.

Заметка по установке. Вы спокойно можете ставить этот вард на 150 единиц дальше от края уступа (как на картинке), не теряя в вижене. Если же вы поставите этот вард прямо на край уступа, то сделаете его очень уязвимым к контр вардингу, ведь популярный centry вард на реке, обнаруживающий варды 7,8 и 10, будет в этом случае видеть и этот вард.

7) Рошан + нижняя руна стороны Dire (Тьмы)

Эквивалент варда 1, только полезен для Dire. Дает видимость лагеря нейтралов, руны и входа в лес Radiant. Но помните, что этот вард ещё и дает видимость подступов к Рошану, так что контр-вардить его будут намного чаще. В отличие от варда 1, данный вард можно использовать для агрессивного ганка лесника сил Света, ведь расстояние от нижней линии до показываемого лагеря нейтралов не так велико.

Заметка по установке. Если установить этот вард повыше, то деревья закроют обзор лагеря нейтралов или местности справа от него.

8) Рошан + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Альтернатива 7 варду для защиты лесника Radiant. Дает лучший обзор входа в лес Radiant, немного лучший обзор подхода к Рошану, но не показывает лагерь нейтралов. Поэтому Dire предпочтут ставить вард в позицию 7. И помните, что варды 7 и 8 очень популярны и располагаются близко друг к другу, поэтому их постоянно контр-вардят.

9) Лес Radiant + нижняя руна

Еще одна альтернатива 7 варду, которая наилучшим образом подходит для защиты лесника Radiant. Данный вард дает вижен прохода к лагерю самых слабых нейтралов (см. второй скриншот слева сверху), а также очень редко контр-вардится. Недостатками этого варда можно считать слабый вижен реки для Dire и отсутствие вижена типичного подступа Dire к Рошану для Radiant.

Подсказка: Если вы сомневаетесь, куда ставить этот вард, то ставьте прямо на черепаху! Я серьезно - там есть маленькая черепаха. Может это такая метафора от Valve*? Кто знает...
*Т.е. этот вард ставится с расчетом на медленную доту (turtle)

10) Нерабочий вард на нижнюю руну + блок нейтралов из дота 1

Этот вард раньше блокировал появление нейтралов в ближайшем лагере, но в Дота 2 их респаун немного сдвинули (на карте этот вард перечеркнут). Теперь нет смысла ставить этот вард - используйте лучше вард 8 или 11.

11) Вард в лагере нейтралов + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Блокирует появление нейтралов, что очень портит жизнь леснику Radiant. Кроме того, дает обзор на руну и неплохой обзор как реки, так и части леса, предотвращаю ганки нижней линии.

При этом вижена на Рошана практически нет, но поставив такой вард на 3-4 минуте, вы законтрите лесную урсу, не только заблокировав один из лагерей нейтралов, а и увидев её поход на Рошана. Кроме того, лесная Энигма часто использует этот лагерь, чтобы удвоить число своих миньонов, поэтому данный вард делает ганк Энигмой нижней линии неэффективным. Очень важно понимать, что этот вард «палевный» и быстро контрится, ведь нейтралы не будут появляться в своём лагере.

Заметка: ставьте данный вард как можно выше, чтобы получить лучший вижен на северо-запад (проход по реке к Рошану от Radiant)

12) Вард на нижнюю руну + блок левых нейтралов со стороны Radiant (Света)

Аналогично 11 варду, дает вижен нижней руны и предотвращает лесные ганки. При этом блокируется лагерь самых сильных (перед древними) нейтралов, а сам вард почти не контрится, находясь далеко от стандартных точек, вроде 7 и 8. Лучше всего ставить этот вард, если у Radiant в пике Enchantress или Chen, ведь эти герои обожают приручать сильнейших нейтралов.

Заметка: данный вард надо ставить с «хирургической точностью». Немного правее - и лагерь нейтралов не будет блокироваться, немного левее - вижен на север будет значительно хуже. Для точной устаноки я обычно использую «магический куст» (см. вард 34) и ставлю этот вард четко к северу от него.

13) Анти-ганк + нижняя руна со стороны Radiant (Света)

Очень мощный оборонительный вард, используемый Dire для защиты соло героя на сложной. Данный вард даст вижен абсолютно любого героя, пытающегося заганкать вас из леса или с реки. Обычно его ставят, когда ваш герой терпит в соло против триплы. В таком случае, этот вард в комбинации с 61 полностью нивелирует вражескую триплу, которая лишится как нейтралов, так и возможности ганка.

Заметка: многие игроки, включая ПРО, ставят этот вард прямо на край уступа (левее и выше, чем на первой картинке). Но поставив вард как предлагаю я, вы не только сохраните вижен руны, а и получите дополнительный обзор на юго-запад и юг.

II Супер читерские варды

Две точки, относящиеся к этой категории, дают обзор в 1600 единиц в радиусе 360 градусов и находятся в ключевых местах карты. Из-за их популярности, ожидайте увидеть в этих местах варды и контр-варды соперника (ради двух точек отдельно карту показывать не стал - смотрите их в пункте I).

14) Читерский вард Dire

Дает обзор сразу 2 лагерей нейтралов и вижен огромной области позади Т2 товера. Может использоваться, как альтернатива 47 варду.

Заметка: Лучше располагать данный вард левее белого рисунка на скале, а не на самом рисунке, чтобы иметь обзор лагеря слабых нейтралов.

15) Читерский вард Radiant

Дает обзор одного лагеря нейтралов и всех действий сил Света при пуше вышки на миде или снизу от Dire.

Заметка: В первой доте вард, поставленный в правом верхнем углу этой скалы, блокировал появление нейтралов в лагере, однако в Дота 2 этого произойти не может.

Первая часть этого немаленького гайда на этом подошла к концу.