Фазиль искандер - рассказы о чике. Ночь и день чика

– А тебе, Ясон, – спросил Чик, – приходилось убивать человека?

Чик лежал на высокой бабушкиной кровати и, приподнявшись, смотрел в противоположную сторону залы – так называли эту комнату. Там почти в полной темноте лежал Ясон. Ясон курил, и огонек папиросы, когда он затягивался, озарял его впалую щеку, коротенький нос и большие губы.

Между Чиком и Ясоном на своем обычном месте лежал дядя Коля, сумасшедший дядюшка Чика. Ставни среднего окна были открыты, и свет уличного фонаря слегка озарял постель и бритую голову дяди Коли.

В столовой спала тетя Наташа, дальняя родственница Чика. Больше в доме никого не было, все уехали в деревню на похороны…

Обычно Чик спал у себя дома, внизу, на первом этаже. Но сегодня бабушка оставила его здесь, чтобы он присматривал за дядей. Сам-то дядя предпочел бы, чтобы Чик за ним не присматривал, потому что в таких случаях Чик редко удерживался, чтобы не подразнить его.

Правда, сейчас Чик, занятый разговором с Ясоном, не собирался его дразнить. Дело в том, что Ясон был вором. Это все знали. Во всяком случае, знали все родственники. Изредка он заходил к ним домой, иногда оставался ночевать и всегда уходил рано утром.

Задав вопрос, Чик напряженно прислушивался, чтобы не пропустить ни одного слова. Прислушиваясь, он поглядывал сквозь среднее окно на уличный фонарь, вокруг которого толклись мотыльки и мошки.

Ясон не спешил с ответом, зато в тишине без умолку раздавалась песенка дяди Коли. Такие песенки, собственного сочинения, без всяких слов, вернее, с выдуманными словами, он всегда пел перед сном, если у него было хорошее настроение.

Иногда он прерывал песню и, приподнявшись, тревожно смотрел в сторону Чика, чтобы вовремя перехватить его очередную проделку. То, что Чик до сих пор ничего не выкинул, беспокоило его, казалось признаком особого коварства.

– Вижу, вижу, – приговаривал он, делая вид, что разгадал замысел Чика и достаточно сурово покарает, когда это будет необходимо.

Еще один оттенок легко улавливал Чик в его предупреждении. Он как бы выманивал его из засады – мол, давай, если ты такой храбрый, действуй побыстрей, а там я с тобой разделаюсь, и мы оба освободимся друг от друга. Иногда он поглядывал на Ясона, стараясь предугадать, чью сторону примет этот неизвестный человек в случае столкновения с Чиком.

Собственно говоря, Чик собирался подбросить ему кошку. С этой целью он взял ее к себе в постель, но сейчас, увлекшись рассказами Ясона, забыл о своих планах. Кошка спала, уютно устроившись на простыне, которой укрывался Чик.

Кошек и собак дядя Коля не переносил. Он испытывал к ним яростное отвращение. Было похоже, что он не видел между ними особой разницы. Во всяком случае, и тех и других он обобщенно называл собаками.

Предупредив Чика, что его тайные приготовления не остались незамеченными, дядюшка на время успокоился и снова затянул свою бесконечную мелодию, иногда подражая каким-то музыкальным инструментам, совершенно неведомым Чику, а может быть, и всему остальному человечеству.

– Он что, всю ночь будет так скулить? – неожиданно спросил Ясон, не отвечая на вопрос Чика.

– Это он поет, – ответил Чик, несколько обиженный за дядю. – Он так попоет немного, а потом заснет.

– Интересно, что ему сейчас кажется? – сказал Ясон и затянулся.

Снова появились в темноте большие губы, коротенький нос и ямина впалой щеки.

– Ничего не кажется, – ответил Чик несколько раздраженно. – Ты лучше скажи, приходилось тебе убивать или нет?

– Было, – сказал Ясон не очень охотно. Чик не мог почувствовать, жалеет он об этом или ему просто лень вспоминать.

– Так расскажи, – снова подтолкнул он его.

– В ту ночь, – начал Ясон, – мы ничего такого не думали. Шли в кино с одним корешем…

– Я его не знаю? – спросил Чик. – Он не из тех, кого я видел на стадионе?

– Не, то был грек, – сказал Ясон с таким видом, как будто среди тех, что были на стадионе, не могло оказаться грека.

…В прошлом году за драку в ресторане Ясона посадили в тюрьму. Оказывается, он заплатил деньги ресторанному певцу, чтобы тот спел «Здравствуй, моя Мурка». Но певец почему-то отказался петь эту песню, хотя обещал спеть любую другую. Из-за этого все и началось.

Чик вообще считал всю эту историю очень глупой. Если уж Ясону было совсем невтерпеж послушать «Мурку», то он мог прийти к ним домой, и Чик ему спел бы ее, и притом бесплатно.

Одним словом, из-за этого получилась драка, и один из друзей Ясона бросил в певца бутылку из-под шампанского. Но она в певца не попала. Она попала в барабан, и тот лопнул. Не лопни барабан, ничего бы не случилось. А когда барабан лопнул, кто-то решил, что началась стрельба, и позвонил в милицию. Тут приехала милиция, и всех перехватали. Таким образом, Ясон оказался на полгода в тюрьме. Вернее, это так считалось, что он сидит в тюрьме. На самом деле он вместе с другими заключенными работал. Чик тогда несколько раз носил ему передачи. Передачи эти – полная сетка продуктов – втайне от домашних собирала бабушка и давала Чику отнести, потому что работал Ясон совсем рядом, в двух кварталах от дома, на стадионе.

Хотя по дорожке похаживал часовой, пройти к заключенным было совсем легко с другой стороны, где в деревянном заборе была не слишком замаскированная дыра. В другое время ее обязательно заделали бы, а сейчас решили оставить, потому что все равно этот забор собирались заменить каменной оградой. (Среди ребят ходили темные слухи о том, что в гребень каменной ограды собираются вцементировать бутылочные осколки, как это делалось в некоторых местах. К счастью, слухи эти впоследствии не оправдались, но тогда мысль о новом каменном заборе с бутылочными осколками наводила на Чика тоску.)

Даже в самый первый раз, когда Чик приходил сюда со своей тяжелой сеткой, наполненной продуктами, он нисколько не боялся часового. Он просто дождался, когда тот повернулся к нему спиной, и пролез в дыру. Потом, когда заключенные хвалили его за храбрость, Чик хотя и не протестовал, но про себя удивлялся их наивности.

Пролезая в дыру, Чик совершенно ясно понимал, что не может наш советский часовой выстрелить в нашего советского школьника. В крайнем случае просто прогонит. Чик это до того ясно понимал, что голова его легко пролезла в дыру. А ведь обычно, когда он пролезал через эту дыру, голова его нередко застревала из-за своего размера и слишком растопыренных ушей. Дело в том, что надо было слегка сунуть голову в дыру, немного поерзать ею, а дальше она сама находила дорогу. Но Чик от волнения часто всовывал голову до отказа, так что поерзать уже было невозможно и приходилось лезть напролом. Чику всегда казалось, что в таких случаях уши его от предчувствия боли сами прижимаются к голове. А все потому, что он слишком волновался. А часового не надо было бояться, и голова Чика, спокойно поерзав, прошла в дыру.

Арестованные, почти все здоровые и молодые ребята, показались Чику веселыми и жизнерадостными. Одни из них перетаскивали носилки с песком и гравием, другие гасили в яме известь, третьи копали фундамент для каменной ограды, а четвертые вообще ничего не делали, просто сидели на досках. Чик почувствовал, что Ясона надо искать среди них. Так оно и оказалось.

Чику было неловко подходить к нему. Он думал, что Ясону будет стыдно перед ним за то, что он оказался в тюрьме, да еще вдобавок ему и голову побрили. Поэтому сам Чик испытывал неловкость. К счастью, Ясон не смотрел в его сторону, и он незаметно подошел к нему.

– А, Чик! – улыбнулся Ясон, увидев его, и, потрепав по голове, взял сетку.

Чик сразу же почувствовал, что Ясон никакого стыда за то, что сидит в тюрьме, или за то, что ему побрили голову, не испытывает. Поэтому он и сам перестал стыдиться. Потом он заметил, что вообще никто из заключенных никакой неловкости не испытывает.

Ясон вынимал из сетки хлеб, сыр, масло, помидоры, соленые огурцы и все это небрежно складывал на досках. Двое заключенных, проходивших мимо с носилками, наполненными гравием, увидев, чем он занят, остановились напротив него и разом, не сговариваясь, бросили носилки, даже не наклонившись.

– А выпить ничего нет? – спросил один из них, усаживаясь рядом с Ясоном, и без всякой видимой причины заголил до колена одну ногу.

– Так это ж бабка! – ответил ему Ясон.

– Вот кран, – показал Чик рукой на колонку. Ему на миг показалось, что им не дают воды.

Все засмеялись, и Чик догадался, что они имеют в виду.

Товарищи Ясона расселись на досках поближе к закуске и стали есть. Сначала почему-то все напали на соленые огурцы и мигом все сожрали. Чик заметил, что все остальное они ели довольно равнодушно. Чик с обидой почувствовал, что рука его все еще ноет от тяжелой сетки.

– Не очень-то, я вижу, вы голодные, – сказал Чик сердито.

Все опять рассмеялись, а тот, что был с оголенной ногой, поощрительно пошлепал свою голую икру – дескать, ничего, справный поросенок.

– Что мы, фраера, что ли! – сказал он.

Двое из присевших на доски, продолжая жевать и не меняя позы, стали играть в карты. Чик не знал, что это за игра. Он знал только три игры: в дурака, в фурт и в очко. А это была какая-то странная игра. Один из игроков, беря из колоды карты, самым нахальным образом подсматривал остающиеся. Возьмет две-три нужные ему карты, но при этом обязательно вывернет еще две-три и подсмотрит. А второй игрок как уставился в свои карты, так и смотрит в них не отрываясь. Хоть бы, когда берет карты, на колоду посмотрел, волнуясь, думал Чик. Так нет, он и тут машинально протягивал руку и не отрываясь продолжал смотреть на свои карты. Прямо губошлеп какой-то!

– Да он же все карты подглядывает! – крикнул Чик, не выдержав.

– Ничего, пусть потешится, – сказал тот, так и не оторвав взгляда от собственных карт.

Чик до этого даже и представить себе не мог, что может быть такая игра, где один подсматривает карты, а другой хоть и знает об этом, но никак ему не мешает. Видно, за счет чего-то другого он уравновешивает это преимущество, подумал Чик. Может быть, за счет более точной игры или чего-то еще.

Это было похоже на то, как однажды Чик бежал наперегонки с одним мальчиком. Условия были такие: надо было выбегать с одного места в разные стороны и, сделав круг из четырех кварталов, прибежать назад. Чик очень старался, потому что знал, что этот мальчик хорошо бегает.

Они встретились примерно на середине параллельной улицы. Ревниво пропыхтев друг мимо друга, разбежались. Когда Чик выскочил на свою улицу и уже подбегал к тому месту, где они стартовали, он вдруг увидел, что его соперник выбегает со двора соседнего дома. Значит, как только они разминулись, тот решил срезать дорогу и побежал по дворам.

Соперник тоже заметил, что Чик его видит, но даже не мог скрыть смущенной улыбки и все-таки с тупым усердием продолжал бежать, хотя теперь это не имело никакого смысла…

Все-таки Чик пришел первым. Сперва он чуть было не задохнулся от возмущения, но потом, отдышавшись, понял, что мошенник (он все еще смущенно улыбался) вдвойне наказан. Получалось, что он и меньше бежал, и все равно пришел вторым. Оказалось, что прыгать через заборы тоже нелегко, а в одном дворе за ним еще и собака погналась.

Чик вспомнил этот случай, наблюдая за странной игрой в карты. Он пришел к выводу, что мошенничать не так выгодно, как это кажется многим. А в том, что именно так кажется многим, Чик нисколько не сомневался.

– …Было уже часов так двенадцать, – продолжал Ясон. – Смотрю, в доме напротив парка окна открыты на втором этаже и свет горит. Прислушался – ничего не слышно, как будто спят. А свет горит. Место тоже удобное, и этаж низкий. В случае чего прыгай и чеши через парк. А кореш, который со мной был, оказался трус, но я не знал. Возле нас тоже ошиваются случайные проходимцы.

«Ты, – говорю ему, – кроме помидоров на базаре, что-нибудь воровал?»

«Я цесный вор, кого хоцесь спроси», – отвечает он.

Вообще он некоторые слова не так говорил, потому что грек. Не, среди греков мировые ребята попадаются, но этот оказался трус.

«Тогда попробуем», – говорю.

Вижу, дрейфит, но не хочет показать.

«Подожди, – говорит, – есе рано».

«Ну, рано, рано, – говорю, – нас дети дома не ждут».

Пошлялись по городу, вышли на бульвар – вижу, скучает мой кореш. Ну ничего, думаю, сейчас повеселеет. У сторожа павильона покупаю поллитру и колбасу. Сели на берегу, пьем, закусываем. Вижу, он повеселел.

«Прошел мандраж?» – говорю.

«Какой мандраз? – говорит. – Я полезу, а ты стой на вассере».

Кидаю бутылку в море. Вижу – плавает.

«Вот, – говорю, – кто утопит, тот и стоит на вассере».

Смотрю – я не успею один камень поднять, он уже три кинул. Дал я ему утопить эту бутылку, и мы пошли. Все равно я его в дом не собирался пускать – такого мандражиста пусти, все дело испортит. По дороге зашел в один двор и срезал там бельевую веревку. Запихал в карман. Приходим к дому, вижу: окна все еще открыты, и свет горит…

– А разве при свете не опасно? – спросил Чик.

– Еще лучше, – радостно пояснил Ясон, – хотя некоторые не понимают. Когда свет горит, ты сразу все видишь, где что и куда в случае чего бежать. А без света у него преимущество получается.

– У кого «у него»? – спросил Чик.

– Как у кого? – удивился Ясон и, скрипнув кроватью, повернулся к Чику. – У хозяина! Ведь он и без света знает, где что стоит у него. А ты можешь через какой-нибудь стул перевернуться и срок получить.

– Еще бы, – сказал Чик, – ведь он у себя дома.

– В том-то и дело, – вздохнул Ясон.


Пилюм, пилюм, пилюм, пилюм,
Плюм, плюм, плюм!

Дядя Коля, не прерывая песни, неожиданно перешел на музыкальный инструмент, зазвучавший еще более радостно и энергично.

– Он что, совсем чокнулся? – спросил Ясон, приподнявшись, словно пытаясь разглядеть инструмент, на котором играл дядюшка Чика.

– Да нет, он всегда такой, – сказал Чик.

– Нет, раньше он был получше, – не согласился Ясон.

– Ты просто с ним никогда не спал, – ответил Чик. – Он всегда так поет, когда у него настроение хорошее.

– С чего он радуется, – пробормотал Ясон, – живую бабу никогда не видел, за хорошим столом в жизни не сидел…

– Некоторые думают, что раз горит свет, – продолжал Ясон, – то люди спят некрепко. Но я тебе скажу – это ерунда. Если человек заснул при свете, он так же крепко спит, как и без света.

– Ну вот, приходим снова, – продолжал Ясон, – а свет горит.

– Я же сказал, хватит про свет, – терпеливо напомнил ему Чик.

– А я и не говорю, – продолжал Ясон. – Я оставил его на вассере, а сам полез…

– Как полез? – снова перебил его Чик, чтобы он не пропускал интересных подробностей. – Ведь на второй этаж трудно залезть?

– Нет, – сказал Ясон, – там было легко. Там была парадная дверь, а над ней такой козырек. Я залез на этот козырек, оттуда на карниз, а по карнизу дошел до окна.

– У нас тоже такой козырек, – вспомнил Чик и посмотрел на закрытые ставни напротив своей кровати. Само окно было открыто, и достаточно было снаружи просунуть нож или проволочку, чтобы скинуть крючок, на который закрывались ставни.

А вдруг Ясон залезет к Богатому Портному, подумал Чик. Квартира Богатого Портного находилась рядом. Можно было вылезти на карниз, а оттуда перейти на его балкон. Летом он всегда был открытый.

– Ты что? – сказал Чик строго.

– А что? – спросил Ясон.

– Да ты что! – крикнул Чик. – Я ведь с его сыном дружу!

– Вот, Чик, – сказал Ясон, – ты даже шуток не понимаешь.

– Этим не шутят, – важно заметил Чик.

– Вообще, Чик, я тебе честно скажу, ты мне нравишься, – сказал Ясон, – ты не то что эта колхозница… И вот, значит, влезаю в комнату, – продолжал Ясон. – Стою у окна. Вижу, на кровати спит мужчина, слегка похрапывает. Молодец, думаю, спи. Комната хорошая, вообще ничего особенного. На одной стене ковер, а на нем кинжал для украшения. Ладно, думаю, видел я в гробу этот кинжал. Рядом шифоньер. Но я тебе честно скажу, я шифоньеры вообще не уважаю. Хуже нет иметь дело с шифоньером, особенно если в комнате спит человек.

– Потому что скрипит? – легко догадался Чик.

– Да, скрипит, как арба. Я чемоданы уважаю. Взял за ручку и пошел как фраер. За это я люблю в поездах работать. Лучше поездов ничего на свете нет. Там тебе никаких шифоньеров. Но вот я нагнулся, и смотрю под кровать, и вижу два чемодана. Один рыжий, другой черный. Потихоньку нагнулся и начинаю вытаскивать черный…

– Собаки! Собаки! Брысь! Брысь! – вдруг заорал дядя Коля, свешиваясь с кровати и заглядывая под нее. Кошка, спавшая у Чика на кровати, вздрогнула и с испугу попыталась спрыгнуть, но Чик вовремя ее перехватил.

– Он что, совсем очумел? – воскликнул Ясон и тоже привскочил с кровати.

Дядя Коля смотрел на Чика округлившимися глазами.

– Нету! Нету! – крикнул Чик и для ясности сделал широкий отрицательный жест, чтобы успокоить дядюшку.

– Хитришь? – настороженно спросил дядюшка.

– Нет, не хитрю, – сказал Чик и опять сделал отрицательный жест.

– Собаки нету? – спросил дядюшка, словно пытаясь уточнить, понимает ли Чик, что именно его беспокоит.

– Нету, – повторил Чик и опять сделал широкий отрицательный жест. Действовать надо было просто и односложно, чтобы исключить оттенки в истолковании его слов.

– Ха-ха-ха, – рассмеялся дядя Коля, – а я думал – собаки…

Последние слова он произнес извиняющимся голосом. Ему стало стыдно за ложную тревогу. Это не помешало ему, видно, для очистки совести, последний раз крикнуть: «Брысь!» После чего, окончательно успокоившись, он снова запел свою песенку.

– Что это? – строго спросил Ясон.

– Ему показалось, что у него под кроватью кошка, – сказал Чик просто. Он чувствовал, что с Ясоном тоже надо говорить односложно.

– По-моему, он говорил о собаках, – еще строже возразил Ясон. – Или меня здесь за дурака принимают?

– Он и собак и кошек называет собаками, – объяснил Чик, стараясь придать голосу самую обычную интонацию.

– Тогда откуда ты знаешь, что он кричал на кошку? – спросил Ясон.

– Просто наша Белка сюда редко заходит, – сказал Чик.

– Он что, и собакам и кошкам говорит «брысь»? – спросил Ясон, несколько успокоившись.

– Да, – сказал Чик, – так ему запало в голову. Вообще-то Чик не раз об этом думал и пришел к выводу, что, раз дядя Коля и собак и кошек называет собаками, какая-то сила заставила его уравновесить эту несправедливость по отношению к кошкам возгласом «брысь». Но Чик не стал излагать Ясону свою догадку – он чувствовал, что это для него слишком сложно.

– А больше ему ничего не запало? – спросил Ясон.

– Лучше в КПЗ ночевать, чем с ним, – сказал Ясон.

– Он, если его не трогать, никогда не тронет, – сказал Чик.

– Что ты! – успокоил его Чик. – Он ничего не понимает, он даже плохо слышит.

– А эта колхозница, интересно, спит? – спросил Ясон. Так он называл тетю Наташу. Слово «колхозница» звучало у него презрительно. Чику нравилась тетя Наташа, и ему было обидно, что Ясон ее так насмешливо называет.

– Да, спит, – сказал Чик.

Чик промолчал.

Дядя Коля вовсю распелся. Чик чувствовал, что пение доходит до того момента, когда он не в силах передать свой восторг выдуманными словами и перейдет на язык выдуманных инструментов.

– Я вижу, он из тех, что всю ночь верещат, – сказал Ясон, прислушиваясь к пению и правильно почувствовав, что оно не скоро кончится.

– Нет, – сказал Чик. – Ты рассказывай, а он тут же уснет.

– Так я и поверил! У меня знаешь невры какие?

– Какие? – спросил Чик.

– У меня невры как папиросная бумага, – гордо сказал Ясон. – Не дай бог, если я заведусь.

– Надо говорить не невры, а нервы, – поправил его Чик. Пожалуй, это он мстил за тетю Наташу.

– Я и говорю – невры, – сказал Ясон.

– А надо говорить нервы, – доброжелательно повторил Чик.

– Я и говорю невры, – повторил Ясон, начиная раздражаться. – Что ты мне мозги лечишь? Недаром мне говорили, что ты ехидина…

– Ладно, – сказал Чик примирительно. – Отчего у тебя такие нер-вы?

– Как отчего? От поездов! – удивился Ясон его наивности. – Сколько раз на ходу приходилось прыгать!

Только он это сказал, как дядя Коля перешел на музыкальные инструменты:


Тюрли фук! Тюрли фук! Тюрли фук!


Мелодия пробежала сквозь скважины загадочной дудки.

– Во соловей! – сказал Ясон и с раздражением вспомнил о тете Наташе: – А колхозница спит… Ей хоть бы что…

Чик промолчал. Он знал, что, если сейчас начнет ее защищать, Ясон и в самом деле заведется, и тогда неизвестно, чем все это кончится. Тетя Наташа ни капли не скрывала своего презрительного отношения к Ясону. Он отвечал ей тем же. Он говорил, что она, кроме сарая, где нижут табак, ничего на свете не видела и дальше Очамчиры нигде не бывала, тогда как он объездил полстраны на своих поездах. Он даже сомневался, видела ли она когда-нибудь поезд.

– И видеть не хочу, так же, как и тебя, – безжалостно отвечала тетя Наташа.

Произведение Искандера «Чик и Пушкин» — это небольшой рассказ, что вошел в сборник «Детство Чика». Благодаря произведению «Чик и Пушкин» и его краткому содержанию, вы сможете познакомиться не только с главным героем произведения «Чик и Пушкин», но и со смыслом рассказа. В дальнейшем знакомство с кратким содержанием рассказа «Чик и Пушкин» позволит сделать анализ прочитанного и ответить на вопросы учителя, поэтому предлагаем ниже познакомиться с произведением Искандера.

Искандер Чик и Пушкин

Мы переносимся в класс, где учительница литературы читала «Капитанскую дочь». Ее можно было заслушаться и эти мгновенья больше всего нравились Чику. Мальчик любил слушать, как читала учительница, и он был благодарен всем одноклассникам за то, что все они так же внимательно слушали произведение, давая вслушиваться в каждое слово, ловить каждый звук, который издавала учительница, читая произведение Пушкина.

Слушая учительницу, Чик вспомнил свой первый класс. Тогда он долго не мог привыкнуть к школьным правилам и постоянно громко разговаривал с соседями. Дошло до того, что его учительница Александра Ивановна попросила выйти из класса. Он стал собираться, застегивая портфель, который также хотел забрать, чем и рассмешил весь класс. Смеялась и учительница, но Чик точно видел, она смеется не насмешливо, ее смех был любящим, а значит, она его любила также, как и остальных. Каждый год Чик видел эту приятную и милую женщину, которая каждый день ходит школьными коридорами. Чик сегодня еще не знал, что ровно через год, вместо Александры Ивановны, будет новый учитель по литературе — Акакий Македонович, скучный и не интересный мужчина. Но, это будет через год, и до этого далеко. Сейчас по классу разливается любящий голос учительницы Александры Ивановны, которая для Чика, что мать родная была. Слушая произведение, Чик выделил холопа Савельича, который предано служил барину в произведении. И, несмотря на то, что везде и всюду говорят, что холопство плохо, Чику полюбился этот герой.

У героя рассказа был лучший знакомый, который сидел недалеко и с которым Чик всегда переглядывался, особенно, если должно произойти что-то смешное. Причем парни заранее догадывались, что сейчас что-то произойдет, когда как другие еще ничего не понимали и занимались своими делами. Это Чику очень нравилось. Звали его товарища Сева. Он был хорошистом. Одет скромно, бедно, но всегда опрятно. И его взгляд всегда был на чеку. Все время он выискивал что-то смешное, чтобы потом подмигнуть и указать Чику. Даже на контрольных он умудрялся найти что-то смешное. Например, ученика, который так внимательно списывает со шпаргалки, что вот-вот его раскусит учительница.

Или вот, Сева первый заметил жадность нового мальчика, который недавно пришел к ним в класс. Он был настолько жадным, что раньше времени начинал есть свой бутерброд, чтобы ни с кем не делиться. Такой жадности ребята очень удивлялись. Но не могли не следить за ним и каждый день смотрели, как новичок украдкой из-под парты уплетает свои бутерброды.

А как-то Сева заметил одну странность математика. Как только он не в духе, он постоянно начинал вызывать к доске одного и того же ученика, поэтому Сева и Чик заранее знали, если учитель без настроения, то обязательно прозвучит фраза: «Анциферов к доске».

А разгадка была близка. И разгадал эту странность тот же Сева. Оказывается жена у математика была в очках и когда он поругается с женой, ему хочется вымещать злость и здесь под руку попадает Анциферов, который также носил очки.

Как-то Чик пришел к Севе домой и они пошли на склон, чтобы нарвать травы для свиньи. В тот день Сева рассказал столько смешных историй про свою свинью, что Чик чуть было не скатился с горы. Оказывается свинья Севы нашла себе друга в лице собаки. Она настолько с ней подружилась, что готова была в любую минуту придти на помощь. Так свинья много раз прибегала и защищала собаку Севы, когда на нее нападали бродячие псы. Свинья всегда ходила следом за собакой, вместе с ней они и спали, что не сильно нравилось самому псу. Но что не сделаешь ради такой преданности, приходится терпеть.

Но а мы возвращаемся в класс, где и сегодня ребята, когда учительница читала произведение Пушкина, переглядывались друг с другом, особенно, когда учительница начинала читать о Савельиче, ведь это значило, что холоп сейчас вновь что-то придумает этакое.

Но вот в класс постучались и вошел мужчина. Учительница прекратила чтение и села на первую парту, внимательно слушая вошедшего. Это был артист театра, который собирал детей в детский театральный кружок. Артиста, да еще так близко, Чик видит впервые. А между тем артист спрашивал вновь, кто бы хотел записаться в кружок, кто в классе умеет читать стихи. Учительница вызвала Чика.

Чик вышел и прочитал любимое стихотворение о революционных временах, где в конце от пули погибает мать с ребенком. Он настолько красиво и эмоционально его прочитал, что затмил своим чтением всех остальных детей. Артист то и дело поглядывал на Чика, который давно уже вернулся за свою парту.

Прозвенел звонок.
Чика артист Евгений Дмитриевич пригласил на следующий день в пионерский класс для дальнейшего прослушивания. И вот этот день настал.
Чик явился в пионерский кабинет, где руководитель театра объяснил цель. Нужно было подготовиться к олимпиаде. Было принято решение ставить «Сказку о попе и его работнике Балде».

Дети, которых выбрал артист на прослушивание, стали читать часть произведения. Они боялись, были неуверенными, поэтому артист говорил, что подумает над тем, какие роли им дать, а одному мальчику и вовсе сказал, что тот не подходит. Был этот мальчик деревенским и Чику стало очень жаль его после таких слов артиста. Чику же отдали главную роль сразу же.

Репетиции проходили два раза в неделю. Вскоре Чик понимает, что роль Балды не для него, уж очень скучной она была, да и сама сказка была не интересной для Чика. Да и что-то не удавалось до конца раскрыться в этом образе Чику. А тем временем деревенский мальчик продолжал приходить и был на всех репетициях. Стал таким себе завхозом, который часто угощал всех фруктами из деревни. А как-то и вовсе предложил привезти артисту чачу. И тут Чик окончательно понял, что Евгений Дмитриевич любил приложится к рюмке, особенно после того, как в подробностях стал расспрашивать мальчика о чаче.

Спустя какое-то время деревенскому мальчику дают роль задних ног лошади, где мальчик под костюмом лошади должен был идти галопом. Эту роль мальчик получил, так как показал себя лучше того, кому была доверена ранее роль задних ног. Вскоре мальчик из деревни необычно заржал, что очень понравилось артисту, как итог, ребенку руководитель театра отдает роль головы лошади и передних ног. И тут Чик аж удивился, насколько пробивным может быть этот мальчик.

А между тем репетиции продолжались и Чик понимал, насколько противна ему была роль Балды. Это привело к тому, что Чик перестал репетировать дома, поэтому и забыл строчку на одной из репетиций. И все услышали, как голова лошади, где сидел Жора, тот самый деревенский мальчик, стал подсказывать текст. Евгению Дмитриевичу это понравилось, вот только акцент деревенский он был неприемлем.

Как-то Чик играл в футбол с парнями и увидел, как бежит навстречу Жора. И тут Чик понимает, что он попутал дни и пропустил репетицию. В итоге Евгений Дмитриевич отдает роль Балды Жоре, а сам чик получает роль сначала головы лошади, а потом и вовсе ему дают роль задних ног. От этого у Чика появляется обида.
А тут еще и тетушке Чик рассказал о театре и о его роли Балды, который является главным героем.

И вот день премьеры настал. Игра актеров была замечательной. Зритель был в восторге, смеялись все. Одна лишь тетушка была серая как туча и Чик прекрасно понимал, ему обязательно достанется от нее дома. Однако согревал его любящий смех учительницы Александры Ивановны, и ему стало все равно, главное, что премьера удалась.

Характеристика Чика

Чик — это главный герой произведения Искандера. Добрый, умный, веселый. Любил со своим другом внимательно наблюдать за своими одноклассниками, подмечая интересные и смешные моменты. Это мальчик, которому удавалось очень красиво читать стихи за что его даже пригласили в театральный кружок, где дали роль героя. Правда, была у Чика и отрицательная черта, например, он был слишком самоуверенным, и это привело к тому, что он лишился главной роли. Хотя, если бы Чик продолжил заниматься, научился полностью вживаться в роль, то смог бы и дальше выполнять главную роль,которую, кстати, отдали ребенку, что проявил большее упорство. Теперь Чик переживает и боится, ведь теперь точно перепадет ему от тети, которая так хотела увидеть племянника в роли главного героя.

А какую оценку поставите вы?


На этой странице искали:

  • чик и пушкин краткое содержание
  • краткое содержание чик и пушкин
  • детство чика в сокращении чик и пушкин вопросы
  • чик и пушкин

(из сборника «Детство Чика»)

В классе было тихо. Учительница по имени Александра Ивановна читала вслух «Капитан­скую дочку» Пушкина. Когда она читала это произведение, в классе сразу воцарялась ти­шина.

Чику очень нравились эти минуты. Ему нра­вилась не только сама книга, но и то, как Алек­сандра Ивановна ее читает. Именно она была лю­бимой учительницей Чика. Мальчик вспомнил, как в первом классе познакомился с Александ­рой Ивановной. Тогда он был еще совсем мал, его даже не хотели брать в школу по возрасту. Но потом все-таки взяли, а он долгое время не мог понять, что в классе нужно вести себя тихо. Чик на уроках громко разговаривал с соседями, чем вызывал недовольство учительницы.

Однажды Александре Ивановне надоело пове­дение Чика и она велела ему выйти из класса. Все одноклассники стали над ним смеяться, но Чик не понимал причины этого смеха. И вдруг он увидел, что Александра Ивановна то­же над ним смеется, «но смеется, любя его. Чик вгляделся в нее: да-да, смеется любя! И у Чика сразу отлегло! Если бы школьники своим смехом хотели унизить его, она бы не могла вместе с ни­ми смеяться любя!»

В дальнейшем литературу у Чика стал вести директор школы, Акакий Македонович. И празд­ник литературы для мальчика кончился. Уроки стали скучными, как и сам директор. И Чик с грустью стал вспоминать Александру Иванов­ну, которая вела в других классах.

Однажды, когда литературу вела еще Алек­сандра Ивановна, в класс вошел незнакомый мужчина. Это был артист местного драматиче­ского Театра, Евгений Дмитриевич Левкоев. Он вел драмкружок в школе и искал талантливых детей. Чик внимательно посмотрел на артиста, и подумал, что тот похож на тех людей, которые любят выпить. Мальчику не могло прийти в го­лову, что артист может любить вино.

Евгений Дмитриевич спросил, кто выразитель­но читает стихи и басни. Александра Ивановна попросила Чика выйти. Чик и сам догадывался, что без него не обойдется. Ведь именно у него был самый громкий голос. К тому же именно Чик считался очень начитанным мальчиком.

Вот Чик вышел, прочитал свое любимое сти­хотворение. Оно рассказывало о том, как во вре­мя революции мать и сын сражались и умерли, пронзенные пулями. «Чику и раньше нравилось это стихотворение, потому-то он его и прочел. Вообще-то стихи ему редко нравились. Но это стихотворение очень нравилось. А тут, как толь­ко он начал его читать, какая-то сила вздернула его, трепанула, ударила в голову, и Чик загудел стихами, как мотор.

Сила откуда-то бралась сама, Чик только го­лосу подпускал. И он, читая, заново почувство­вал неимоверную жалость к героической маме и героическому мальчику».

Евгений Дмитриевич был восхищен чтением Чика. После него другие мальчики и девочки чи­тали стихи. Но читали они намного хуже. Евге­ний Дмитриевич во время их чтения несколько раз находил глазами Чика и, качая головой, смот­рел на него, как «Посвященный на Посвященно­го». Чику очень понравились эти взгляды. Евге­ний Дмитриевич пригласил Чика встретиться на следующий день в пионерской комнате.

На следующий день Чик пришел в пионер­скую комнату. Там было несколько человек мальчиков и девочек из других классов. Евгений Дмитриевич сказал, что они будут подготавли­вать к городской олимпиаде постановку по про­изведению Пушкина «Сказка о попе и его работ­нике Балде». Евгений Дмитриевич дал Чику главную роль Балды.

Один мальчик из параллельного класса читал с ужасным мингрельским акцентом. Ему Евге­ний Дмитриевич сказал: «Ты свободен». Маль­чика звали Жора Куркулия. Чику стало его очень жалко. Этот мальчик был из кавказской деревни и плохо говорил на русском языке. Жо­ра попросил остаться просто так, не участвуя в пьесе. Евгений Дмитриевич разрешил.

Наконец роли распределили. Репетиции были назначены дважды в неделю. «После несколь­ких репетиций Чик вдруг почувствовал, что роль Балды ему смертельно надоела. Честно го­воря, Чику и раньше эта сказка не очень нрави­лась. Но он об этом подзабыл. А сейчас она и во­все потускнела в его глазах. И чем больше они репетировали, тем яснее Чик понимал, что ни­как не может ощутить себя Балдой». Мальчику было трудно войти в образ. Но пока еще осталь­ные ребята только разучивали роль. И на их фо­не Чика выручали его громкий голос и умение читать. Именно поэтому Евгений Дмитриевич смотрел на него как на Посвященного. И Чик от­вечал ему таким же взглядом.

Но потом, когда все уже выучили свои роли, Чик ощутил, что играет совершенно бездарно. Однако он продолжал думать о том, что громкий голос дает ему какие-то преимущества, и смот­рел на Евгения Дмитриевича по-прежнему. Но однажды Евгений Дмитриевич настолько не­одобрительно посмотрел на Чика, что мальчик сразу смутился и понял, что ошибается, преуве­личивая свои актерские способности.

Жора Куркулия по-прежнему приходил на репетиции. Сначала он просто смотрел, как дру­гие исполняют свои роли. Он помогал отодви­гать стулья и столы, выполнял все поручения Евгения Дмитриевича. И понемногу он стал не­обходимым. По выходным Жора ездил к себе до­мой и привозил удивительно вкусные груши, угощал ими всех. Евгению Дмитриевичу эти груши очень нравились. Однажды Жора сказал, что может привезти чачу (виноградную водку). Жора говорил, что чачу они варят сами. Чик сразу раскусил хитрость Жоры. Ведь он не мог предлагать водку школьникам. Значит, он имел в виду только Евгения Дмитриевича. Жора, оче­видно, тоже понял, что Евгений Дмитриевич лю­бит выпить.

Потом во время репетиций Евгений Дмитрие­вич подробно спрашивал у Жоры, как у них в де­ревне гонят чачу. Жора все подробно рассказы­вал.

Однажды Евгений Дмитриевич поручил Жо­ре участвовать в изображении лошади. Мальчик был очень доволен. «Лошадь была сделана из твердого картона, выкрашенного в рыжий цвет. Внутри лошади помещались два мальчика, один спереди, другой сзади. Первый просовывал свою голову в голову лошади и выглядывал оттуда че­рез глазные дырочки. Голова лошади была при­креплена на винтах к туловищу, так что лошадь довольно легко могла двигать головой, и получа­лось это естественно, потому что и шея и винты были скрыты под густой гривой». Первый маль­чик должен был издавать лошадиное ржание, качать головой. Второй мальчик должен был шевелить хвостом лошади. И, конечно, оба мальчика должны были изображать передние и задние ноги лошади. У Жоры особенно хорошо получалось выбивать звук галопирующих ко­пыт. Поэтому Евгений Дмитриевич и дал ему эту роль. Потом выяснилось, что Жора очень хоро­шо изображает лошадиное ржание. Евгений Дмитриевич пришел в восторг. И он поставил Жору первым мальчиком, изображающим ло­шадь.

Репетиции продолжались. «Чик чувствовал бездарность своего исполнения, но не замечал, как эта бездарность постепенно переходит в не­добросовестность. Он совсем не повторял дома свой текст». Однажды во время репетиции он запнулся, потому что забыл строчку.

Жора ему подсказал. Тогда Евгений Дмитрие­вич сказал Жоре, что если бы не акцент, то ему бы не было цены. Жора так же подсказывал дру­гим ребятам. Видно было, что он знает всю сказ­ку наизусть.

Однажды Чик забыл, что сегодня репетиция, и играл на улице в футбол. Мальчик перепутал дни, поэтому думал, что репетиция будет в дру­гой день. Неожиданно прибежал Жора Курку­лия, чтобы позвать Чика. Жора недоумевал, как же можно забыть о репетиции. Чику было очень стыдно.

Когда они пришли в пионерскую комнату, Ев­гения Дмитриевича там не было. Чик думал, что все обойдется. Он уже переоделся в костюм Бал­ды. Но когда вошел Евгений Дмитриевич, то сказал, что теперь Балду будет играть Жора. А Чик будет играть лошадь.

Чик был поражен. Раньше его роль не достав­ляла ему радости. Но теперь он почувствовал се­бя оскорбленным и обиженным. Чик не стал протестовать, чтобы никому не показывать сво­ей обиды.

Когда стали репетировать, оказалось, что Жо­ра играет лучше Чика и прекрасно знает текст. Произношение у него, конечно, было не самым лучшим. Но Евгений Дмитриевич был настоль­ко доволен его игрой, что не обращал на произ­ношение особого внимания.

Вскоре выяснилось, что Чик не может хорошо изобразить галоп и лошадиное ржание. Поэтому Евгений Дмитриевич велел ему изображать зад­ние ноги лошади. То есть после исполнения главной роли мальчику пришлось исполнять са­мую последнюю, незначительную роль.

Но самое ужасное для Чика было то, что он уже рассказал своей тетушке о том, что будет ис­полнять главную роль. Тетя очень обрадовалась и рассказала об этом всем своим знакомым и по­другам.

И вот настал день спектакля. Чик увидел, что в зале есть его любимая учительница Александ­ра Ивановна. Чик знал, что на никогда не будет смеяться над ним, всегда одобрит его. Мальчик надеялся, что тетя не придет на спектакль, пото­му что что-нибудь ей помешает. Но тетя пришла. И не одна, а со своей подружкой, со своим мужем и с сумасшедшим дядюшкой Чика. Мальчик не мог понять, зачем она привела сумасшедшего дядю. Или для того, «чтобы выставить перед знакомыми две крайности их семьи, мол, есть и сумасшедший, но есть и начинающий артист».

Чик стал с ужасом думать, что будет, когда те­тя узнает правду. Мальчик стал надеяться на то, что в театре будет пожар, и спектакль не состо­ится. Но пожара не было.

И вот началось их представление. Когда Жора исполнял главную роль, все смеялись, кроме те­ти Чика. Тетя ничего не понимала и была очень расстроена. Мальчик хотел было сказать тете, что его в последний момент заменили на Жору Куркулия. Чику было стыдно признаваться, что его с главной роль переместили на последнюю роль задних ног лошади.

После спектакля были бурные аплодисменты. Зрители были очень довольны. Евгений Дмитри­евич снял картонный круп лошади, и все увиде­ли, кто исполнял ее. Чик посмотрел на тетю, увидел, как она расстроена. Мальчику было очень стыдно и горько.

«Но стоит ли говорить о том, что Чик потом испытал дома? Не лучше ли мы крикнем отсюда: “Занавес, маэстро, занавес!”»

Чик был, несомненно, очень талантливым мальчиком. Он прекрасно читал вслух, был ум­ным и незаурядным ребенком с ярким характе­ром. Но всех этих качеств явно недостаточно для того, чтобы быть хорошим актером. Во время многочисленных репетиций мальчик понял все трудности актерского мастерства. Мало было хо­рошо читать, нужно было уметь перевоплощать­ся, входить в образ. Как раз этого Чику не удава­лось. Однако, когда у него отняли главную роль, мальчик был расстроен. Ведь таким образом бы­ло унижено его честолюбие.

Мальчик очень гордился тем, что главную роль исполняет именно он. А после того как ему пришлось оказаться на последнем месте, вся ра­дость от игры на сцене улетучилась. Гордость Чика не позволяла довольствоваться малым, ему было нужно стать первым. Но, увы, тщесла­вие никогда не доводит до добра. И поэтому Чик так страдал за свою незначительную роль, ли­шил себя творческой радости от игры на сцене, от участия в спектакле.

3.7 (73.33%) 3 votes


На этой странице искали:

  • чик и пушкин краткое содержание
  • краткое содержание чик и пушкин
  • искандер детство чика краткое содержание
  • чик и пушкин
  • детство пушкина краткое содержание

Фазиль Искандер - величайший писатель современной литературы - появился на свет и вырос в Абхазии. Затем он окончил российскую гимназию и вскоре после окончания обучения в московском университете им. Максима Горького с головой погрузился в творчество. Серия историй о мальчике по имени Чик - это нечто вроде повествования о детстве, в котором автор представляет видение мальчика одиннадцати лет. "Детство можно повторить", проницательно отмечает Фазиль, и повторяется оно "не наружными явлениями, а личным мироощущением". В частности, из-за этого всякий читатель обычно сравнивает себя с этим ребенком, прочитав краткое содержание "Детства Чика".

Тема произведения

Тема детства, поднятая Фазилем Искандером в его рассказах, имеет первостепенное значение.

"Детскость" для писателя тождественна исследованию мира, свежему, обновленному видению. Как раз из него он и черпает тот самый нескончаемый резерв добра и решительности, который близок писательскому творчеству. Веселье и счастье детства являются естественным воодушевленным состоянием человека.

Однако главные герои "Детства Чика" на протяжении своей жизни нередко встречаются абсолютно не с детскими проблемами, на их долю выпадает разрешать совершенно взрослые задачи. Так протекает непростой процесс становления духовного сознания человека.

Что общего между рассказами цикла?

Все истории в рассказе "Детство Чика" объединены областью действия, одноименными героями, и, разумеется, тем, что в них присутствует один первостепенный герой — Чик. Одной единой фабулы мы тут не отыщем, однако перипетии, описанные в различных рассказах, восполняют друг друга и формируют таким образом целостную картину.

Чик далек от послушного ребенка. Наоборот, он оживленный, бойкий, ни с чем не примиримый. Однако, несмотря на это, он все время стоит за честность, не задевает "мелких", ценит и бережет друзей. Чик - дитя народа, вобравшее в себя все положительные его черты. Он оптимистичен и тверд, объективен и честен. Внутренний мир Чика развит. Он, к примеру, испытывает стыд, если потасовка нечестна, не может по-настоящему бороться с мальчиком, если тот младше его или беззащитнее.

Керопчик, один из грозных городских озорников, опрокинул корзину с конфетами, которая принадлежала дядюшке Алихану. Чик был случайным наблюдателем такого противного случая. О произошедшем узнал Мотя Пилипенко. Невзирая на собственные молодые годы, он сумел провести не единственный грабеж магазина. Действия Керопчика порождают его недовольство и жажду свести счеты. Чик рад, что за бедного лоточника постоит тот, которого он все время характеризовал положительно.

Мотя не спешит с отплатой. Чик то и дело ищет с ним встречи, для того чтобы разузнать, получил ли хулиган по заслугам. Мотя осуществляет акт мщения на глазах главного персонажа. Вынудив обидчика оголиться до трусов, он заставляет проказника ходить по городу почти голышом. Усвоив урок, былой хулиган принимает решение бросить прошлую бесцельную жизнь и становится сапожником. Мотя совершил злодеяние, и его сажают в камеру. После этих событий Пилипенко прекратил быть авторитетом для юного Чика.

Чик на охоте

Мальчик предварительно собирался к своему приключению. Он одолжил ремень у брата. Его ожидала травля перепёлок. Чик воображал, будто вздернет за ремень собственную добычу, когда начнет двигаться в сторону дома. Вскочив спозаранку и написав родителям письмо, он устремился на встречу своим приключениям с собакой по имени Белка. Чик снарядился стрелами и луком.

Ребенок узнает отставших охотников, среди них обнаружится его тёзка. Мальчик непроизвольно думает о том, что его имя ни разу не расценивали серьезно и то и дело подшучивали над ним. Героя задевает, когда знакомые полагают, что подобного имени в действительности нет. В один прекрасный день Чик познакомился со своим тёзкой, мальчишкой с точно таким же именем. Мальчик воображал, что второй Чик перейдет обучаться в то же учебное заведение. После этого одноклассники убедятся, что его имя не придуманное. Но позже стало ясно, что новый знакомый не выделяется интеллектуальным и физическим развитием. Чик опасается, что его станут путать с тем вторым мальчиком, пятнающим их общее имя.

Ловля перепелок прошла не совсем благополучно. Однако мальчик все равно возвратился домой с "добычей". Он притащил птицу и старался ее приручить. Не выполнив данную цель, он отпустил голубя на свободу.

Поступок Чика

Чик был свидетелем того, как охотник поймал пса и усадил в свой автомобиль. Главный герой воспринимает подобные действия человека к четвероногим незаслуженными. Ведь кто как не они, есть наши добрые и верные товарищи, которые не способны нанести вред. Мальчик обязан положить конец такой чудовищной несправедливости, поскольку охотники увозят не только бездомных, но и тех питомцев, у которых есть свой дом. У Чика есть собака по прозвищу Белка, он тревожится за нее.

Подготовив изобретательный план, он освобождает питомцев из автомобиля "собаколова". Тот гонится за мальчиком с целью отправить его в милицию. Пронырливому Чику удается оторваться от погони. Помимо всего прочего, на его защиту встали друзья и родные. Живодеру не остаётся ничего иного, кроме как отстать от мальчика и признать свое поражение.

Характеристика персонажа

Ознакомившись с кратким содержанием "Детства Чика", можно сделать вывод, что маленький мальчик был простым учеником, любящим развлечения с одноклассниками и сэндвичи с джемом. Он всегда с нетерпением ждет каникулы летом, однако и в получении знаний видит много увлекательного. Природное любопытство вынуждает Чика находить всяческие авантюры, что наполняет его жизнь яркими красками. Добродушие мальчика не дает ему терпеть несправедливость. Он всеми средствами пытается поменять то, что по его мнению неправильно.

Как и любой ребёнок, у него есть собственные кумиры, кем и считал он Мотю. Вор является для Чика не только моральным примером, он считает его весьма красивым и глубоко в душе испытывает зависть, что у него не такие глаза, как у Моти. Но, как это нередко случается в детстве, эталон очень скоро падает со своего пьедестала. Чик до такой степени обманулся в своих ожиданиях, что прекратил завидовать красивым глазам Пилипенко.

Детство мальчика вполне можно считать беззаботным. Он проживает в просторном доме со своими родителями, которые души в нем не чаят. Преданная собака Белка везде следует за мальчиком. Чик состоит в непрерывной связи с окружающим миром. Он обожает город, в котором родился и нередко бродит по его улицам, наслаждаясь пейзажами родных мест. Любящие люди воспитали чуткий и мягкий характер юного мальчика.

Главная мысль "Детства Чика"

Ввиду того, что это полное собрание рассказов и в нем присутствует не одна фабула, выявить центральную идею повести достаточно нелегко. Автор не просто так старался объяснить своим читателям, что детская пора - самая беззаботная в жизни. В это время появляются первые понятия и убеждения о том, что такое хорошо и плохо, что есть правда, а что обман. Первая встреча с этим миром не всегда бывает радостной. Однако, невзирая на то, что мальчик замечает чересчур много зла и несправедливости, он не прекращает ценить жизнь, воспринимая всякий новый день как истинный дар судьбы.

Анализ произведения

"Детство Чика" Искандера наблюдательные читатели непременно сопоставляют с рассказами о таком озорнике, как Том Сойер. Что один, что другой имеют сварливых, однако добрых тётушек. Каждый из них постоянно ищет какие-либо авантюры. Если же не находят, то придумывают их самостоятельно.

Особенность рассказа

Краткое содержание "Детства Чика" будет интересно не только для подростков, но и для их родителей. Для первых рассказы о простом мальчике - это шанс узнать себя таким, какие они есть в конкретный период. Взрослые люди видят в проказниках себя именно теми, кем они являлись в молодости. Обыкновенная жизнь главного героя "Детства Чика" Искандера помогает намного лучше представить духовный мир своего малыша, понять, что для него ценно и чем он действительно расстроен. Достигнув зрелости, люди приобретают ряд возможностей, которых они не имели в детстве.

У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привёл в школу кого-нибудь из родителей. У учителя была привычка в стихотворной форме писать правила грамматики, а ученики должны были заучивать это стихотворение, а заодно и правило. Акакий Македонович гордился своим стихотворным даром, ученики же посмеивались. На этот раз стихотворение было такое, что Чик просто трясся от смеха. И учитель не выдержал: «Что там смешного, Чик?» Поскольку Чик ещё не имел представления об авторском самолюбии, он взялся объяснить, чем смешны эти стихи. И возможно, Акакий Македонович смог бы дать отповедь критикану, но прозвенел звонок. «Придётся поговорить с твоими родителями», - сказал он. Но это было невозможно. Для тётушки, воспитывавшей Чика и гордившейся его хорошей учёбой и поведением, вызов в школу был бы немыслимым потрясением. «Что же делать?» - с отчаянием думал Чик, уединившись на верхушке груши, где виноградные лозы образовывали удобное пружинистое ложе.

Тягостные раздумья не мешали Чику наблюдать за жизнью их двора. За тем, как вернулся с работы торговец сластями Алихан и сидит сейчас, опустив ноги в тазик с горячей водой и играет в нарды с Богатым Портным. Или за своим сумасшедшим дядей Колей, у которого случайный прохожий пытается выяснить какой-то адрес, а Богатый Портной посмеивается, наблюдая эту сцену. «Отстань!» - наконец громко сказал дядя Коля по-турецки, отмахиваясь от прохожего. Небольшой словарь дяди Коли, по подсчётам Чика, составляли около восьмидесяти слов из абхазского, турецкого и русского языков. С прохожим заговорил Богатый Портной, и вот тут Чика осенила гениальная идея: в школу он поведёт дядю Колю. Надо только выманить его со двора. Самый лучший способ - пообещать лимонад. Больше всего на свете дядя Коля любит лимонад. Но где взять деньги? Дома не попросишь. Деньги нужно выпросить у приятеля Оника. Но что предложить взамен? И Чик вспомнил про теннисный мяч, застрявший на крыше у водосточной трубы, - должен же его когда-то смыть дождь.

Чик подошёл к Онику: «Мне позарез нужны сорок копеек. Я тебе продаю теннисный мяч». - «А что, он уже выкатился?» - «Нет, - честно сказал Чик, - но скоро начнутся ливни, и он обязательно выскочит». - «Все-таки неясно, выкатится или нет». - «Выкатится, - убеждённо сказал Чик. - Если тебе жалко денег, так я у тебя потом выкуплю мяч». - «А когда выкупишь?» - оживился Оник, «Не знаю. Но ведь чем дольше я не буду выкупать, тем дольше ты будешь пользоваться бесплатным мячом». Оник побежал за деньгами.

На следующее утро, выбрав момент, Чик подошёл к дяде Коле, показал деньги и громко сказал: «Лимонад». «Лимонад? - обрадованно переспросил дядя. - Пошли». И добавил по-турецки: «Мальчик хороший».

На улице Чик вынул из портфеля заранее упакованный отцовский пиджак. «Можно?» - спросил дядя и радостно посмотрел на Чика. Дядюшку распирала радость. В магазине продавец Месроп открыл две бутылки лимонада. Дядя быстро налил в стакан жёлтый бурлящий лимонад и так же быстро выпил. После первой бутылки он сделал передышку и, слегка опьянев от выпитого, попытался объяснить продавцу, что Чик довольно добрый мальчик. После второй бутылки дядя был в восторге, и когда они вышли из магазина, Чик показал в сторону школы: «Пойдём в школу».

Перед учительской на открытой веранде прогуливались учителя. «Здравствуйте, Акакий Македонович, - сказал Чик. - Это мой дядя. Он плохо слышит». Учитель, взяв под руку дядю, начал прогуливаться по веранде. До Чика доносились слова: «Что он нашёл смешного в этих стихах?.. Сказывается влияние улицы». По лицу дяди было заметно, что он доволен разговором, который ведёт с ним серьёзный взрослый человек. «Улица, улица», - повторил дядя по-русски знакомое слово. «Надеюсь, Чик, ты осознал своё поведение», - остановился наконец против него учитель. «Да», - ответил Чик. «Не скрою, - продолжил учитель, - твой дядя показался мне странным». - «Он малограмотный». - «Да это заметно». И Чик начал уводить дядю со двора школы. Внезапно дядя остановился у колонки и начал мыть руки. Чик украдкой оглянулся и, встретив недоумевающий взгляд Акакия Македоновича, слегка пожал плечами, как бы давая знать, что необразованные люди всегда моют руки, как только попадается им под руки какая-нибудь колонка. Наконец Чик вывел дядю на улицу и направил его в сторону дома. Быстрой походкой дядя удалялся. Прозвенел звонок, и счастливый Чик побежал в свой класс.