Декоративно - прикладное искусство. Проект по рисованию (старшая группа) на тему: Проект по декоративно-прикладному искусству "Народные промыслы"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №109 о. в.» г. Магнитогорск Проект «Декоративно-прикладное искусство»

Воспитатель

Токарева Виктория Викторовна

Участники проекта:

Дети средней группы и их родители


Актуальность проекта

В настоящее время дети в средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве, о русско-прикладном промысле, неуверенно используют обобщающие понятия.

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей.

Также наблюдается бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно- прикладное искусство».

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.


Цель:

формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство


Задачи:

  • Образовательные: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – городецкой росписью, с гжелью, дымковской, филимоновской игрушкой. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие, городецкой, гжельской, филимоновской, дымковской росписи. Учить использовать различные элементы, в определённых видах росписей. Учить ориентироваться в различных видах росписи.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству; уважение к работе народных мастеров, воспитывать патриотические чувства.
  • Развивающие: развивать чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, гжель, ярмарка, филимоновская, дымковская игрушка.


Планируемые результаты проекта:

  • Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, городецкой, гжельской росписи.
  • Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
  • Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Вид проекта:

краткосрочный, творчески- информационный.

Участники проекта:

дети средней группы, их родители, воспитатель.

Срок реализации проекта:

1 неделя (март)


Этапы реализации проекта:

1)этап-подготовительный.

1.Постановка цели и задач.

2.Определение методов исследования.

3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).

5.Подбор материала для продуктивной деятельности.

2)этап-основной .

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к народному декоративно - прикладному творчеству»

Включает в себя:

1.Работа с детьми.

2.Работа с родителями.

1.ООД. Познавательное «Умелые мастера»

2. ООД. Рисование «Дымковский орнамент», «Филимоновская игрушка», «Гжель»

3.ООД. Аппликация «Дымковская уточка»

4.ООД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим) с использованием ИКТ «Декоративно- прикладное искусство»


1 этап

Подбор наглядно- демонстративного материала, художественной литературы.


2 этап

Самостоятельная деятельность детей.


Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.




Гжель

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности: наносится только вручную; использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название "азбука мазков".




Работа с родителями

Дети дома с родителями раскрашивали игрушки разными видами росписи.


3 этап-заключительный.

Создание выставки «Декоративно-прикладное искусство»


В учебно-воспитательной работе с детьми ДХШ и ДШИ Наряду с изучением изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре все большее значение приобретают занятия по прикладной композиции и работа в материале. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию.

Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях по ДПИ включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Художник-прикладник выражает мировосприятие современников, свои эстетические воззрения, эмоциональный настрой, не прибегая в декоре к натуральному изображению предметов. Занятия с учащимися строятся на основе развития у них понимания органического сочетания декора с формой, материалом, назначением вещи.

В декоративно-прикладном искусстве широко используется обобщение, даже символизация образа. Иногда достаточно бывает вместо подробного изображения внешнего вида предмета дать лишь одно его «качество», по которому этот предмет может быть узнан. В процессе осмысления формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам.

Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен. На занятиях по декоративно-прикладному искусству учащиеся должны усвоить зависимость создаваемого ими образа от материала, его физических качеств и особенностей. Материал, его свойство и технологии, вводят учащегося в строгие рамки, ограничивают его в передаче внешних сходств с изображаемым, и придают последнему черты условности и декоративности.

В процессе занятий декоративной работой преподаватель последовательно и целенаправленно формирует у учащихся чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного. При этом важно научить воспринимать как действительное, так и зрительное равновесие, соотношение несущих и несомых частей, развивать чувство единства выразительности и архитектоники вещей. Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Актуальность

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, жостовские подносы, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Цели и задачи программы

  • Развить понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства.
  • Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
  • Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
  • Объяснить взаимосвязь формы украшаемого изделия и орнамента.
  • Познакомить с различными видами декоративной росписи.
  • Развить навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
  • Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемый в программе тематический план является примерным. В него могут быть внесены те или иные изменения, целесообразность которых диктуется специфическими условиями работы. Эти изменения должны быть утверждены на педсовете и утверждены директором школы.

Примерный тематический план

1 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Беседа о декоративно прикладном искусстве

Виды и структуры орнаментов.

Стилизация природных форм.

2 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Работа с природными материалами.

Рельефы из бумаги. Конструирование.

Шрифтовая композиция.

3 класс (34 часа)

Наименование темы

Общее кол-во часов

В том числе теорет. занятий

В том числе практ. занятий

Папье-маше.

Работа с бисером.

Мозаика из яичной скорлупы.

Роспись по ткани.

4 класс (34 часа )

1 класс (34 учебных часа)

В первом классе учащиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства его особенностями и спецификой. Многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов. С возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Знакомятся с художественными промыслами. Овладевают техническими навыками изображения различных видов росписи. Приобретают навыки конструирования и моделирования из различных материалов.

Занятие 1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве – 1час.

Роль и значение ДПИ в процессе обучения. Задачи курса декоративно-прикладного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использованием, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Материал: репродукции, фотографии работ, изделия декоративно-прикладного искусства.

Занятие 2. Виды и структура орнаментов.

Виды орнаментов – геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный. Типы орнамента – ленточный, сетчатый и замкнутый. Ритм и симметрия в орнаменте.

Цель: Знакомство с разнообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов.

Задача: Грамотно закомпоновать изображение в листе. Добиться выразительности линий.

Материал: фломастеры, бумага.

Занятие 3. Стилизация природных форм.

Отбирая главное преобразовать предмет, подчиняя его форму и цвет ритмическому строю изображения.

Цель: Развитие эмоционально-ассоциативного восприятия учащихся. Познакомить с возможностями декорирования.

Задача: Выделить главное и типичное, творчески переосмыслить натуру, нарисовать стилизованную растительную форму.

Материал: глеевые ручки, бумага.

Занятие 4. Народные художественные промыслы.

Отличительные особенности традиционных художественных промыслов России. Приемы нанесения различных мазков. Цветовая палитра в каждом виде росписи.

Цель: знакомство с художественными промыслами России.

Задача: Овладение техническими навыками. Изображение элементов различных росписей.

Материал: гуашь, бумага, кисти.

Занятие 5. Стилизованная роспись по твердому материалу.

Оформление поверхности камня стилизованной росписью. Работа над эскизом.

Цель: Развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей учащихся.

Задача: Разработать эскиз. Заполнить росписью плоскость с учетом формы камня.

Материалы: камни, гуашь, бисер, кисти, клей ПВА.

Занятие 6. Аппликация из различных по фактуре материалов.

Коллективная работа над замыслом, подбор материалов. Выполнение работы с использованием различных по фактуре и качеству материалов.

Цель: Формировать умения работы в коллективе, навыков в подборе цветовой палитры и материала.

Задача: Гармоничное заполнение листа. Создание полуобъемной композиции.

Материал: цветная бумага, картон, лоскуты, ленты, бисер, клей ПВА, ножницы.

Занятие 7. Работа с природными материалами.

Сбор природных материалов. Работа над творческой идеей композиции. Изготовление фигурок, склеивание частей в целое.

Цель: Познакомить учащихся с возможностями работы с природными материалами.

Задача: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных особенностей большой формы.

Материал: листья, шишки, кора деревьев и т. п., пластилин.

Занятие 8. Объемно-декоративная работа. Конструирование из бумаги.

Вырезанные силуэты оформляются учащимися в коллективную работу.

Цель: Развитие фантазии. Знакомство с понятием семетричности. Применение в практической работе теоретических знаний.

Задача: использование технических приемов складывания и вырезания бумаги.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

2 класс (34 учебных часа)

Во втором классе учащиеся работают с природными материалами, бумагой и различными подручными материалами. Продолжают знакомство с приемами складывания бумаги. Многообразием способов работы с подручным материалом. Учатся разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. Учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, украшением в процессе эстетического анализа.

Занятие 1. Работа с природными материалами.

Подбор материала, выполнение замысла композиции. Приклеивание природного материала в соответствии с замыслом.

Цель: Развивать фантазию учащихся, воспитывать любовь к природе и искусству.

Задача: Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.

Материалы: картон, ножницы, клей, засушенные растения.

Занятие 2. Рельеф из бумаги. Конструирование.

Знакомство с различными видами поздравительных открыток. Работа над замыслом. Выполнение яркой декоративной работы.

Цель: Развить творческое воображение, умение видеть, запоминать и анализировать образы.

Задача: Продолжить изучать приемы складывания и вырезания бумаги разными способами. Изготовить праздничную открытку.

Материал: бумага, ножницы, картон, клей.

Занятие 3. Объемно-декоративная работа. Новогодние украшения.

Из имеющегося материала выполняются различные украшения к новогодним праздникам.

Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Формировать навыки работы с различными материалами.

Задача: Изучить технические приемы. Научить последовательно грамотно вести работу. Продолжить изучать приемы работы в смешанной технике.

Материалы: бисер, фольга, гофрированная бумага, ножницы, клей, проволока.

Занятие 4. Украшение узором объемного предмета.

Робота над замыслом композиции. Роспись бутылки.

Цель: Приобретение навыка заполнения объемной формы узором. Познакомить с новым видом художественной деятельности.

Задача: Научить грамотно, заполнять форму, использовать элементы декора.

Материал: гуашь, лук, кисти, бутылки разной формы.

Занятие 5. Шрифтовая композиция.

Изучение видов шрифтов. Условная стилизация изображение с использованием шрифта.

Цель: расширить кругозор учащихся. Познакомить с некоторыми видами шрифтов.

Задача: Научить грамотно, компоновать, стилизовать и вырезать отдельные элементы шрифтов.

Материал: цветная бумага, ножницы, клей.

Занятие 6. Коллаж.

Работа над эскизом. Выполнение работы в большом формате.

Цель: развитие творческих способностей учащихся. Формирование навыков работы в технике коллаж.

Задача: Научить создавать и осмысливать произведения декоративно-прикладного искусства. При помощи художественных приемов раскрыть замысел работы.

Материал: бумага разная по фактуре, ножницы, клей.

Занятие 7. Конструирование из бумаги. Оригами.

Цель: Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие моторики рук.

Задача: Научить складывать основные модули. Выполнить объемную фигуру с использованием нескольких модулей.

Материал: бумага, ножницы.

3 класс (34 учебных недели)

В третьем классе учащиеся знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как – мозаика из яичной скорлупы, бисероплетение, папье-маше, роспись по ткани «батик», работа с конструкциями. Продолжают знакомство с возможностями декорирования форм и предметов. Учатся создавать работу, связывая основные части и детали с конструктивной особенностью формы. На занятиях в третьем классе формируются навыки работы с разными материалами. Учащиеся учатся самостоятельно задумывать, развивать, осмысливать и выполнять работу. В основу работы над декоративно-прикладным искусством в третьем классе положен активный метод преподавания, основанный на живом восприятии явлений и творческом воображении учащихся.

Занятие 1. Папье-маше.

Подготовка рабочего места. Последовательное и поэтапное выполнение изделия. Роспись готовой работы.

Цель: Формировать в процессе обучения творческое воображение и фантазию учащихся. Развивать навыки работы в технике папье-маше.

Задача: познакомить с техникой работы папье-маше. Научить создавать предметы декора своими руками.

Материал: газеты, клейстер, гуашь, кисти.

Занятие 2. Работа с бисером.

Плетение элементов. Практическая работа.

Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорных ощущений. Формировать стремление к самостоятельной творческой деятельности.

Задача: Научить приемам плетения из бисера. Познакомить с видами бисера и способами работы с ним.

Материал : бисер разных цветов, проволока.

Занятие 3. Мозаика из яичной скорлупы.

Наносим рисунок на картон. Переводим на кальку все детали. Нумеруем. Заклеиваем яичной скорлупой. Последовательно ведем работу.

Цель: развивать наблюдательность, творческое мышление и воображение.

Задача: Познакомить с новой техникой – мозаика из яичной скорлупы. Научить приемам работы с яичной скорлупой.

Материал: скорлупа, клей, картон.

Занятие 4. Роспись по ткани.

Попробовать работать в различных техниках батика. Работа над замыслом. Выполнение декоративного панно.

Цель: Развивать кругозор учащихся. Формировать навыки работы с материалом. Развивать умения декорирования предметов и вещей.

Задача: Познакомить с искусством росписи ткани. Видами Батика и способами выполнения. Выполнить работу в выбранной технике в соответствии с замыслом.

Материал: ткань, акриловые краски для ткани, резерв.

Занятие 5. Конструирование архитектурных сооружений.

Изучение видов архитектурных сооружений в зависимости от их назначения. Практическая работа.

Цель: развивать конструктивное мышление и пространственное представление. Продолжить развивать навыки элементов конструирования.

Задача: Научить в масштабе и объеме передавать идейный замысел работы. Передать связь основных частей и деталей с учетом конструктивных особенностей формы. Выполнить конструкцию, макет здания.

Материал: бумага, картон, ножницы, клей.

4 класс (34 учебных недели)

В четвертом классе учащиеся продолжают знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Закрепляют знания, умения и навыки предыдущих лет учебы. По итогам изучения программы четырехлетнего обучения создают самостоятельную работу с применением изученного материала.

Занятие 1. Мозаика.

Цель: развитие моторики рук, образного мышления. Умения при помощи цвета передать замысел композиции.

Задача: Научить видеть целое при составлении работы из отдельных мелких частей, подчинять мелкие детали главному в работе.

Занятие 2. Коллаж. Коллективная работа.

Поиск эскиза и осуществление в технике коллажа плаката на задуманную тему. Цветовой и графический ритм. Органическое сочетание мотивов коллажа, рисунка и шрифта в плакате.

Цель: Развитие навыков коллективной работы. Воспитывать творческую сторону личности.

Задача: Решение композиции плаката.

Материал: гуашь, тушь, ткань, фотографии, клей, ножницы.

Занятие 3. Конструирование из бумаги. Исторические персонажи.

Работа над замыслом композиции. Выполнение отдельных деталей. Склеивание работы.

Цель: Развитие образного мышления и творческого представления. Закрепить навыки конструирования из бумаги.

Задача: применить на практике навыки конструирования, приобретенные за время обучения.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Занятие 4. Итоговая работа.

Самостоятельная работа, выполняется учащимися в любой технике, изученной за время обучения.

Цель: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися за четыре года обучения по данной программе.

Материал: по выбору учащихся.

Предполагаемые результаты:

По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь стилизовать природные формы.
  • Работать с различными материалами и в разных техниках.
  • Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи.
  • Различать и узнавать виды художественных промыслов.
  • Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера.
  • Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей.
  • Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
  • Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства.
  • Уметь применять полученные знания на практике.

Список литературы

  • Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  • Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
  • Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобр. Искусство, 1983.
  • Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.
  • Сокольникова Н. М. изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:.– М.: Издательский центр «Академия»,2003.
  • Кузин В. С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – М,: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21век», 2005.
  • Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
  • Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
  • Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  • Е. В. Данкевич, О. В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дДром Оникс», 2000.
  • И. А. Дворкина , Батик. – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002.

ангелина гордиенко
Проект «Декоративно-прикладное искусство» (подготовительная к школе группа)

Вид проекта : творчески – информационный средней продолжительности

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы

Срок реализации : сентябрь – декабрь

Актуальность проекта : В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными

видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной

общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы » / под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования

творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий,

оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у

Цели :

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве .

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в

ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка» .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с народными промыслами.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской , филимоновской

игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Учить понимать образный смысл загадок.

Закрепить умение сочетать движения и речь.

Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской,

городецкой, гжельской росписи.

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Учить использовать растительные элементы.

Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Учить наблюдать за живой природой

Воспитательные : Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству .

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Воспитывать любознательность.

Развивающие :

Развитие познавательной активности детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение

анализировать.

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотаяХохлома» , дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

Планируемые результаты проекта :

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской,

филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Схема реализации проекта

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

Дидактические игры : «Обведи элемент» , «Обведи и раскрась» , «Собери целое» , «Обведи

рисунок», «Продолжи рисунок» , «Найди пару» .Ознакомление с окружающим

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи,

целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.

Беседы : «В гости к городецким мастерам» , «Путешествие к мастерам хохломы» , «В гости к

дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка» .

Развитие речи

Активизировать словарь : растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая

Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейникХудожественная литература Чтение стихов : М. Г. Смирнова «Дымка» , «Красная девица» ; А.

Дьякова «Весёлая дымка» , Л. Гулыга «Пёстрый хоровод» ; В. В. Гаврилова «Индюк» , «Водоноска» ,

П. Синявский «Хохломская роспись» , Ю. Николаева «Чаша» , В. Набоков «Хохлома» .

См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет» . В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация) .

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое» .

Изобразительная деятельность

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками : «Волшебные лошадки» , «Распишем наряды

козлятам», «Дымковская барыня» , «Сказочные птицы» .

Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень» .

Рисование элементов дымковской, хохломской росписиЛепка : «Дымковская лошадка» , «Козлик по мотивам дымковской игрушки» , «Дымковский индюк» ,

«Барыня, няня, водоноска» , посуда «Гжель» , «Хохлома» .

Посуда «Гжель» .

Музыкальное воспитание

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…» ;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

Частушки;

Парный танец.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный .

Деятельность педагога

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта :

Деятельность детей

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта .

2 этап. Организация работы над проектом .

Деятельность педагога

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему : «Влияние народных промыслов на

эстетическое воспитание детедошкольного возраста »; «Художественно – эстетическое

воспитание детей в семье».

Деятельность детей

1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка) .2. Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу. 4 этап. Презентация.

Деятельность педагога

1. «Весёлая ярмарка» .

«» .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

3. Читают стихи.

5 этап. Обсуждение нового проекта , решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

оздоровления организма.

Деятельность детей

проекта4 этап . Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка» .

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство » .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

2. Рассказывают о народных промыслах.

3. Читают стихи.

4. Загадывают и отгадывают загадки.

5. Исполняют песни, частушки, танцы.

6. Водят хороводы. 7. Играют в народные музыкальные игры.

5 этап. Обсуждение нового проекта , решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для

оздоровления организма.

Деятельность детей

1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта4 этап . Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка» .

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство » .

3. Презентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка» .

Роль родителей в реализации проекта :

Чтение и заучивание стихов.

Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному

искусству .

Изготовление поделок, картин.

Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.

Продукт проектной деятельности : Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству .

Альбом «Декоративно – прикладное искусство » .

(подготовительная к школе группа)

Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы

Срок реализации: сентябрь – декабрь

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Цели:

Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с народными промыслами.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Учить понимать образный смысл загадок.

Закрепить умение сочетать движения и речь.

Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Учить использовать растительные элементы.

Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Учить наблюдать за живой природой.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Воспитывать эстетические и этические чувства.

Воспитывать любознательность.

Развивающие:

Развитие познавательной активности детей.

Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Планируемые результаты проекта:

Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Схема реализации проекта

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Ознакомление с окружающим

Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.

Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».

Развитие речи

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.

Художественная литература Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.

Заучивание стихов.

Загадывание загадок.

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

ФЭМП

Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

Ориентировка в пространстве.

Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».

Изобразительная деятельность

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».

Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».

Посуда «Гжель».

Музыкальное воспитание

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я… »;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;

Частушки;

Парный танец.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Деятельность педагога

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта:

Деятельность детей

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

Деятельность педагога

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».

Деятельность детей

1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).

2. Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

Деятельность педагога

1. Практическая помощь.

Деятельность детей

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

4 этап. Презентация.

Деятельность педагога

1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».

2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».

3. Презентация проекта: музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».

Деятельность детей

1. Готовят костюмы.

2. Рассказывают о народных промыслах.

3. Читают стихи.

4. Загадывают и отгадывают загадки.

5. Исполняют песни, частушки, танцы.

6. Водят хороводы.

7. Играют в народные музыкальные игры.

5 этап . Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы.

1. Постановка новой проблемы.

2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

Деятельность детей

1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

Чтение и заучивание стихов.

Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

Рассматривание иллюстраций.

Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

Изготовление поделок, картин.

Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.

Продукт проектной деятельности :

Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.

Ирина Кузьмина
Проект «Народное декоративно-прикладное искусство»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство .

Проблема :В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа , знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [Усова 2005].

Цель проекта Познакомить детей , родителей с народными художественными промыслами. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре . Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства .

Задачи проекта :

Вызвать у детей интерес к народной культуре .

Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре .

Уточнить и расширить знания детей о росписи : хохломы, городца, дымки, матрешки, гжели.

Формировать навыки технического исполнения росписей.

Развивать творческое воображение.

Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.

Тип проекта : творческий, долгосрочный.

Сроки проведения : октябрь-март.

Вид проекта : семейный, групповой

Количество участников проекта : воспитатели, дети – 17чел., родители – 10 чел.

Возраст детей : 5-6 лет.

Актуальность реализации проекта .

Тема проекта актуальна , так как народное искусство играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. Г. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Ожидаемые результаты.

У детей сформируются :

Сформированная предметно- развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей

У родителей :

Повысится интерес к совместной деятельности

Гармонизируются детско-педагогические отношения

Повысится уровень культуры личности.

Продукт проектной деятельности : Развлечение «Город мастеров»

Этапы реализации

1 этап : Подготовительный. Цель : выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве .

2 этап : Реализация проекта . Цель : Знакомство детей, родителей, педагогов с народными традициями , бытом, декоративно-прикладном искусством

Работа с детьми.:Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций. Чтение художественной и научной литературы о народном творчестве . Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике) .Разучивание стихов, песен. НОД : изо : «Украсим матрешек» «Рисование матрешек «весёлые матрёшки» «Роспись силуэтов» «Украсим силуэты» е «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи «Знакомство с искусством Гжельской росписи » «Ваза для весенних цветов» (гжель) «Рисуем Гжель» «Нарисуй какой хочешь узор» «Дымковские куклы» «Домашние животные» «Знакомство с городецкой росписью «Городецкая роспись» «Нарисуй какой хочешь узор «Украсим матрешкам фартук»

Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике

Рассматривание научной литературы.

СД : Развлечение «Город мастеров»

Организация игровой деятельности детей. Перечень игр и упражнений : Д/и «Собери целое Д/и «Обведи и раскрась Д/и «Найди пару Д/и «Продолжи рисунок Д/и Д/и

3 этап : Заключительный1. Обобщение опыта работы по проблеме 2. Оформление альбома детских работ 3. Выставка детских рисунков, работ из глины и пластилина. 4. Развлечение «Город мастеров»

Схема реализации проекта

Дни недели 1 неделя 2 неделя 2 неделя 4 неделя

понедельник Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров Беседа о Дымке Заучивание стихотворения «Дымка» Роспись различных силуэтов в свободной деятельности

вторник Беседа об истории дымковской игрушки Д/и «Собери целое» Д/и «Обведи и раскрась» Заучивание загадок о дымке

среда Д/и «Найди пару» Занятие : «Дымковские куклы» Занятие : «Домашние животные» Занятие : «Вылепи какую хочешь дымковскую игрушку»

четверг Занятие :»Знакомство с росписью дымковских игрушек» Загадывание загадок про дымку Беседа с детьми «Из чего делают дымковские игрушки» Выставка детских работ

пятница Чтение стихов о дымке Родительское собрание : «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» Рассматривание иллюстраций, дымковских изделий Оформление мини-музея «Народные промыслы »

Рассматривание иллюстраций и изделий Городецких мастеров Беседа о росписи Городца, названий росписи : купавки, розаны т. д. Чтение стихотворений о Городецких мастерах и их изделиях Чтение стихов о «Городце»

Беседа с детьми об истории Городца Д/и «Продолжи рисунок» Беседа с детьми «Из чего сделаны изделия Городецких мастеров» Д/и «Найди пару»

Занятие «Знакомство с городецкой росписью» Занятие «Городецкая роспись» Занятие «Городецкая роспись деревянной доски» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»

Д/и «Найди такой же узор» Заучивание стихов о Городце Д/и «Собери целое» Закрепляющая беседа об истории Городца

Чтение стихов о Городце Консультация для родителей :»Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Рассматривание изделий городецких мастеров Выставка детских работ

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Рассматривание Семеновской матрешки

Беседа с детьми о матрешках, истории их возраждения Д/и «Обведи и раскрась» Чтение стихов, пение песен о матрешках.

Чтение стихов, слушание песен о матрешке Д/и «Кто быстрее соберет матрешку» Закрепляющая беседа об истории возникновения матрешек Заключительная беседа о матрёшках.

Занятие «Украсим матрешкам фартук» Занятие «Украсим матрешек» Занятие «Рисование матрешек» Занятие «весёлые матрёшки»

Д/и «Найди пару» Заучивание танца матрешек Д/и «Найди отличия» Д/и «Собери целое»

Беседа сдетьми о семеновских матрешках Чтение стихов о матрешках Консультация для родителей «Творчество и воображение» Выставка детских работ

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Рассматривание иллюстраций и изделий хохломских мастеров (знакомство с народным промыслом «хохлома» ) Рассматривание хохломских изделий (какие элементы используют мастера в росписи, что предпочитают рисовать)

Д/и «Найди пару» Чтение стихов о хохломе

Занятие «Знакомство с Хохломской росписью» Занятие «Роспись силуэтов»

Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» с. 16-21 (об истории хохломской росписи) Беседа с детьми «Из чего делают хохломские изделия и техника рисования»

Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью» Заучивание стихотворения о хохломе «Ох, Россия, ты Россия…»

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Беседа о технологии и истории промысла (хохлома) Беседа о видах росписи Закрепляющая беседа о видах росписи Рассматривание иллюстраций и изделий Гжельских мастеров

Чтение стихов о хохломской росписи Изготовление посуды из теста Заучивание стихов о хохломе Чтение стихов о гжели

Занятие «Украсим силуэты» Занятие «Украсим посуду хохломской росписью» Занятие «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи» Занятие «Знакомство с искусством Гжельской росписи »

Д/и «Продолжи рисунок» Д/и «Найди пару» Д/и «Узнай элемент росписи» Д/и «Придумай свою роспись»

Рассматривание изделий хохломских мастеров и иллюстраций Заучивание стихов о хохломе Выставка работ Консультация для родителей «Ступени к творчеству»

Дни недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Рассматривание изделий гжельских мастеров Чтение стихов, Разучивание песни «Русский сувенир» Рассматривание картин и изделий мастеров народных декоративных промыслов Беседа о народных промыслах

Беседа об истории возникновения Гжели Беседа о гжельской росписи Чтение стихов о народных промыслах Чтение стихов

Занятие «Ваза для весенних цветов» (гжель) Занятие «Рисуем Гжель» Занятие «Праздник волшебного рисунка» Занятие «Нарисуй какой хочешь узор»

Д/и «Обведи и раскрась» Д/и «Найди такую же роспись» Д/и «Угадай к какому промыслу относится» Д/и «Придумай свою роспись»

Чтение стихов о Гжели Беседа с родителями о помощи и участии проведения праздника Выставка детских работ Развлечение «Город мастеров»

Критерии анализа и оценки созданных детьми изображений используя методические рекомендации О. А. Соломенниковой. Критерии данной диагностики следующие [Соломенникова 2005]:

1. Цвет :

высокий уровень (В) – ребёнок знает цветовую гамму для дымковской росписи;

средний уровень (С) – знает цветовую гамму, но иногда забывает цвета;

низкий уровень (Н) – не знает цветовую гамму дымковской росписи.

2. Форма :

высокий уровень – рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передаёт точно;

средний уровень – рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;

низкий уровень – рисует только простые элементы, а сложные не удаются.

Простые элементы : точка-горошина, прямая линия, круг.

Сложные элементы : клеточки, дуга, волнистая линия.

3. Умение хорошо работать кончиком кисти :

высокий уровень – хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;

средний уровень – умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;

низкий уровень – не умеет работать кончиком кисти.

4. Композиция :

высокий уровень – ребёнок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;

средний уровень – ребёнок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;

низкий уровень – скученное изображение.

5. Характер линии :

высокий уровень – плавная без отрыва;

средний уровень – прерывистая;

низкий уровень – не получается.

6. Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора :

высокий уровень – плоскостной силуэт, кисть, тычок;

средний уровень – плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;

низкий уровень – простой лист, тычок.

7. Уровень самостоятельности выполнения работы :

высокий уровень – самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;

средний уровень – необходима частичная (небольшая) помощь педагога;

низкий уровень – не может выполнить работу.

8. Творчество :

высокий уровень – самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;

средний уровень – составляет композицию, но для этого ребёнку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;

низкий уровень – рисует только то, что видит, нет творческой активности.

Детям было предложено изобразить красками дымковский узор на бумажном силуэте дымковской игрушки или на листе белой бумаги (по выбору ребёнка) . После этого работы анализировались и оценивались по вышеуказанным критериям.

Результаты промежуточной диагностики.

Диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 38% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%, на низком – 8%. Передача формы элементов росписи у 85% детей – на среднем уровне, у 15% – на низком. Умение работать кончиком кисти на среднем уровне проявилось у 85% дошкольников, на низком уровне – у 15%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 47% детей находится – на высоком уровне, у 38% – на среднем, у 15% – на низком. Характер линии у 55% дошкольников имеет высокий уровень, у 15% – низкий. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 54% детей, на среднем уровне – у 46%. Самостоятельность при выполнении работы у 85% дошкольников оказалась на среднем уровне, у 15% – на низком. Творческую активность на среднем уровне проявили 85% старших дошкольников, на низком уровне – 15%.

Результаты итоговой диагностики

Итоговая диагностика показала, что цветовую гамму росписей на высоком уровне знают 46% старших дошкольников, на среднем уровне – 54%. Передача формы элементов росписей у 38% детей проявляется на высоком уровне, у 50% детей – на среднем уровне, у 16% – на низком. Умение работать кончиком кисти на высоком уровне находится у 38% дошкольников, на среднем уровне – у 54%, на низком уровне – у 8%. Умение составлять композицию из элементов росписи у 69% детей находится – на высоком уровне, у 31% – на среднем. Характер линии у 31% дошкольников имеет высокий уровень, у 69% – средний. Использование материалов при создании изображения находится на высоком уровне у 77% детей, на среднем уровне – у 23%. Самостоятельность при выполнении работы у 23% дошкольников оказалась на высоком уровне, у 61% – на среднем, у 16% – на низком. Творческую активность на высоком уровне проявили 61% старших дошкольников, на среднем – 27%, на низком уровне – 12%.

Результаты сравнительного анализа результатов промежуточной и итоговой диагностики овладения изобразительными навыками в декоративной работе

Критерии Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Цветовая гамма 38% 54% 8% 46% 54% -

Передача формы, элементов - 85% 15% 38% 50% 12%

Умение работать кончиком кисти - 85% 15% 38% 54% 8%

Умение составлять композицию из элементов 47% 38% 15% 69% 31% -

Характер линии 55% 30% 15% 31% 69% -

Использование материалов при создании изображений 54% 46% - 77% 23% -

Самостоятельность при выполнении работы - 85% 15% 61% 27% 12%

Выводы. Таким образом, итоговая диагностика показала, что в процессе изучения народных промыслов дети улучшили свои результаты по большинству критериев анализа и оценки созданных изображений, по которым проводилась диагностика.

В результате проводимых занятий по декоративному рисованию , рассматривания иллюстраций, изделий народных мастеров , бесед, дидактических игр, чтения стихов и потешек о дымковской игрушке у старших дошкольников появился устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству ,дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги и бумажном силуэте, усвоили цвета каждой росписи, стали лучше владеть кистью, большинство детей стало безошибочно называть все элементы росписей.

И закончить хочется словами А. И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение : «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!»

Список литературы

Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. «Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2008.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» . М.: Карапуз 2009.

О. А. Соломенникова «Радость творчества» //Дошкольное воспитание. -2005. № 1. – с. 49-52.

Н. Б. Халезова «Декоративная лепка в детском саду.» М.:ТЦ Сфера 2008

Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авт. -сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева Изд. Учитель Волгоград 2010.