Что такое жизнь? Жизнь

Что такое жизнь?

Что такое жизнь и в чём смысл человеческой жизни? Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть и какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Жизнь

Определение. Форма существования, характерная для растений, животных, людей и духовных существ. Живые физические объекты отличаются от
неживых обменом веществ, а также способностью расти, размножаться и реагировать на внешние раздражители.

Животные и люди, в отличие от растений, не обладающих сознанием, являются душами. Они обладают жизненной силой, которая поддерживает в них жизнь и которая сама поддерживается дыханием.

Для разумных созданий жизнь в полном смысле слова - это совершенная жизнь с полным правом на неё. Человеческая душа не бессмертна. Однако у верных служителей Бога есть надежда на то, что они обретут совершенство и смогут жить вечно: многие - на земле, а «малое стадо» - на небе в качестве наследников Божьего Царства.

Те, кто воскресают к духовной жизни и становятся правителями в небесном Царстве, получают бессмертие, или жизнь, которую не нужно поддерживать чем-то извне.

В чём смысл человеческой жизни?

Чтобы жизнь имела смысл, важно признавать, что есть Тот, кто является Источником жизни. Если бы жизнь возникла случайно, без вмешательства разума, тогда наше существование было бы бесцельным, а будущее - неопределенным.

Но в Деяниях 17:24, 25, 28 говорится: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём… сам дает всем жизнь, и дыхание, и всё. …Мы им живём, и движемся, и существуем».

А в Откровении 4:11 записаны такие слова, обращённые к Богу: «Достоин ты, Иегова, наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что ты сотворил все и
все по твоей воле существует и сотворено».

Если люди не живут по законам Бога и не следуют его руководству, то это ведёт к разочарованию. В Галатам 6:7, 8 записаны такие заставляющие задуматься слова: «Не заблуждайтесь: Бог не тот, над кем можно насмехаться. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в свою плоть пожнет от плоти тление». (Смотри Галатам 5:19-2)

Из-за греха, унаследованного от Адама, люди сегодня не могут наслаждаться жизнью в полной мере. Однако такое положение не соответствует
первоначальному замыслу Бога. За грехом Адама последовало Божье наказание, в результате которого, согласно Римлянам 8:20, «творение [человечество] было покорено суете».

Размышляя о своём грешном состоянии, апостол Павел писал: «Я - из плоти, продан греху. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю всё снова и снова. По внутреннему человеку я нахожу удовольствие в законе Бога, но в своих членах вижу другой закон, противоборствующий закону моего ума и делающий меня пленником закона греха, который находится в моих членах. Несчастный я человек!» (Рим. 7:14, 19, 22-24).

Если мы применяем библейские принципы и отводим воле Бога первое место в своей жизни, тогда наша жизнь становится счастливой, насколько это возможно сегодня, и наполняется глубоким смыслом. Бог ничего не приобретает от того, что мы ему служим, он учит нас для нашей же пользы (Ис. 48:17).

Библия призывает: «Будьте тверды, непоколебимы, всегда много трудитесь в деле Господа, зная, что ваш труд не напрасен перед Господом» (1 Кор. 15:58).

Если мы верим в то, что Иегова сделал для нашего спасения, и ходим Божьими путями, тогда, согласно Библии, перед нами открывается возможность жить
вечно в совершенстве. Эта надежда имеет прочное основание; тот, кто в ней уверен, никогда не разочаруется. Если мы живем в согласии с этой надеждой, наша жизнь уже сейчас наполняется подлинным смыслом (Иоан. 3:16; Титу 1:2; 1 Пет. 2:6).

Создан ли человек только для того, чтобы, прожив короткую жизнь, умереть?

Быт. 2:15-17: «Иегова Бог взял человека [Адама] и поселил его в саду Эдем, чтобы он возделывал его и заботился о нём. И повелел Иегова Бог человеку: „Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду. Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрёшь“».

(Бог говорил о смерти не как о неизбежности, а как о следствии греха и призывал Адама остерегаться неправильных действий. Сравни Римлянам 6:23.)

Быт. 2:8, 9: «Иегова Бог посадил сад в Эдеме, на востоке, и поместил там человека, которого образовал. И вырастил Иегова Бог из земли всякое дерево,
приятное на вид и хорошее для пищи, а также дерево жизни посреди сада». (После того как Адам согрешил, они с женой были высланы из Эдема.

Согласно Бытию 3:22, 23, это было сделано для того, чтобы они не смогли съесть плод с дерева жизни. Из этого можно заключить: если бы Адам был послушным своему Создателю, Бог позднее позволил бы ему съесть плод с дерева жизни, тем самым признав его достойным жить вечно. Само присутствие в Эдеме дерева жизни указывало на такую возможность.)

Пс. 37:29: «Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно».

Это обещание ясно показывает, что замысел Бога относительно земли и
человечества не изменился.

Если говорить о нас, то неужели наша жизнь должна быть лишь мимолётным существованием, полным страданий?

Рим. 5:12: «Через одного человека [Адама] грех вошел в мир, а через грех - смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили».

(Мы все умираем из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога.)

Иов 14:1: «Человек, рождённый женщиной, краткодневен и пресыщен волнениями». (Эти слова подходят для описания жизни в этом несовершенном
мире.)

Несмотря на всё это, мы можем жить полноценной, осмысленной жизнью.

Предназначена ли жизнь на земле лишь для того, чтобы определить, кто достоин пойти на небо?

Есть ли у нас бессмертная душа, которая продолжает жить после смерти тела?

Что необходимо для того, чтобы у нас была надежда на нечто большее, чем наша теперешняя кратковременная жизнь?

Матф. 20:28: «Сын человеческий [Иисус Христос] пришёл не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы послужить и отдать свою душу как выкуп за многих».

Иоан. 3:16: «Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь».

Евр. 5:9: «Он [Иисус Христос] стал ответственным за вечное спасение для всех послушных ему». (Смотри также Иоанна 3:36.)

Каким образом осуществится надежда на будущую жизнь?

Деян. 24:15: «Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных».

Воскреснут те, кто в прошлом верно служил Богу, а также множество тех, у кого не было достаточно знаний об истинном Боге и кто поэтому не мог принять или отвергнуть его пути.

Иоан. 11:25, 26: «Иисус сказал ей [сестре человека, которого он позднее воскресил]: „Я - воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и
умрёт, оживёт, и каждый живущий и проявляющий в меня веру не умрет никогда.

Веришь ли этому?“». Иисус говорил не только о надежде на воскресение. Он также говорил о надежде, предусмотренной для тех, кто будет жить тогда, когда этому нечестивому миру будет положен конец. Те, кто станут земными подданными Божьего Царства, переживут конец этого мира и никогда не вкусят смерти.

Какие особенности нашего организма свидетельствуют о том, что человек создан для вечной жизни?

Общепризнанно, что за всю жизнь - 70 или даже 100 лет - человек использует лишь малую часть возможностей своего мозга. В «Британской энциклопедии» отмечалось, что мозг «обладает настолько большим потенциалом, что он не может быть реализован на протяжении жизни человека» (Encyclopædia Britannica. 1976. Т. 12. С. 998).

По словам астрофизика Карла Сагана, наш мозг может хранить информацию, которая заняла бы «двадцать миллионов томов - примерно столько содержится в крупнейших библиотеках мира» (Саган К. Космос. СПб., 2005. С. 407).

Биохимик Айзек Азимов писал, что человеческий мозг «в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания, которой он подвергается, и мог бы осилить даже в миллиард раз больше» (The New York Times Magazine. 1966. 9 окт. С. 146).

Зачем человеческому мозгу такой потенциал, если у нас нет возможности его реализовать? Разве не логично заключить, что люди, с их способностью бесконечно познавать новое, были созданы для вечной жизни?

Есть ли жизнь на других планетах?

В журнале «Наука и жизнь» писалось: «Общий подъём интереса к поискам внеземной жизни, царивший в 60-70-е годы в умах людей, отразился и на
планах науки.

Радиотелескопы были нацелены на то, чтобы улавливать осмысленные сигналы из космоса. […] Но разумных сигналов земные радиотелескопы так и не поймали.

Раздумья учёных на эту тему обретали форму статей, проповедующих уникальность жизни на Земле, утверждающих, что люди одиноки в этом беспредельном мире зёзд…» (1999. № 2. С. 10).

В «Американской энциклопедии» говорится: «[За пределами нашей Солнечной системы] пока не обнаружено никаких других планет. Но если за пределами
Солнечной системы планеты есть, тогда есть и вероятность, что на какой-нибудь из них зародилась жизнь и появилась развитая цивилизация» (The Encyclopedia Americana. 1977. Т. 22. С. 176).

С тех пор за пределами нашей Солнечной системы было обнаружено много других планет, однако нет никаких доказательств того, что на какой-либо из
них есть жизнь.

Почему люди тратят огромные средства на поиски жизни во Вселенной? Не пытаются ли они таким образом, как видно из приведённой выше цитаты, найти подтверждение теории эволюции - подтверждение того, что человек не был создан Богом, а значит, не несёт перед Ним никакой ответственности?

Жизнь самый дивный дар

(В чем заключено главное различие между живой и косной природой?)

Львов Иосиф Георгиевич

В статье предлагается принципиально новый (и в то же время совершенно простой, естественно вытекающий из фундаментальных физических законов) ответ на извечный человеческий вопрос о сущности явления жизни.

Если прямая цель всякой научной работы - раскрывать тайны природы, то она оказывает и другое, не менее ценное действие на ум исследователя. Она делает его обладателем методов, и к выработке их ничто, кроме научной работы, не могло бы его привести; это ставит его в положение, с которого многие области природы, помимо тех, которые он изучал, являются перед ним в новом свете.

Дж. К.Максвелл

1. Состояние вопроса

Чем сложнее обилие новых фактов, чем пестрее разнообразие новых идей, тем повелительней звучит призыв к объединяющему мировоззрению.

Г.Гельмгольц

Вопрос "Что такое жизнь?" всегда составлял одну из наиболее фундаментальных тайн мироздания, издавна волновавших человечество. Во все времена люди пытались дать на него более или менее адекватный ответ, соответствующий текущему уровню развития их взглядов на природу. Но и сегодня, на рубеже второго и третьего тысячелетий нашей эры, единого, всеми признанного мнения по данной животрепещущей проблеме, как это ни странно, по-прежнему не существует. Высказываются, конечно, многочисленные предположения, апеллирующие к тем или иным вторичным признакам жизни, приводятся, естественно, определенные доводы в их пользу. Однако именно отмеченный второстепенный характер обсуждаемых при этом признаков делает само их число в целом настолько большим, что специалисты вынуждены вести непрекращающиеся споры о приоритете каких-либо конкретных из них. И конца подобному положению дел, к сожалению, не видно, ибо по-настоящему фундаментального определения жизни, с позиций которого можно было бы объяснить все указанные относительно частные ее проявления, до настоящего времени все же никто так и не предложил. А между тем понять сущность жизни, как нам представляется, не сложно. Нужно лишь взглянуть на названную проблему с наиболее общей точки зрения, затрагивающей самые коренные аспекты мироздания. Именно попытке показать это на практике и посвящена настоящая статья.

Сначала, однако, требуется хотя бы коротко изложить уже имеющиеся точки зрения. В связи с тем, что у нас здесь нет возможности осветить целиком всю описанную выше дискуссию, ограничимся тем, что процитируем максимально полно соответствующую статью из "Философского энциклопедического словаря", где указанное фундаментальное понятие "жизнь" определяется в стремлении учесть все существующие точки зрения следующим вынужденно многословным образом: "Жизнь - это форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ (непременное условие жизни), раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. д. ...Дарвин в "Происхождении видов" так определял основные законы, лежащие в основе возникновения всех форм жизни: "Эти законы, в самом широком смысле - Рост и воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения. Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведет к Борьбе за жизнь и ее последствию - Естественному отбору...".

В целом, - делается затем в словаре резюмирующий вывод, - обобщение Дарвина сохраняет свою силу и по ныне, а его основные законы жизни сводятся к двум, еще более общим. Это прежде всего способность живого ассимилировать полученные извне вещества, т. е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счет этого многократно воспроизводить их (репродуцировать). Способность к избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток и организмов и, следовательно, - прогрессии размножения (основное условие для естественного отбора), а также в основе наследственности и наследственной изменчивости. Воспроизведение себе подобного - фундаментальное свойство живого - ныне получает интерпретацию в терминах химических понятий. Другая особенность живого заключается в огромном многообразии свойств, приобретаемых материальными структурами живых объектов. ...Реализация многообразной информации о свойствах организма осуществляется путем синтеза согласно генетическому коду различных белков, которые благодаря своему разнообразию и структурной пластичности обусловливают развитие различных физических и химических приспособлений живых организмов. На этом фундаменте в процессе ЭВОЛЮЦИИ возникли непревзойденные по своему совершенству УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ.

Таким образом, - подводится далее окончательный итог, - жизнь характеризуется ВЫСОКОУПОРЯДОЧЕННЫМИ материальными структурами, которые составляют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению. Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем УПОРЯДОЧЕННОСТИ: структурной и функциональной, в пространстве и во времени. Структурная компактность и энергетическая экономичность живого - результат высочайшей упорядоченности на молекулярном уровне. Живые организмы обмениваются с окружающей средой ЭНЕРГИЕЙ, ВЕЩЕСТВОМ и ИНФОРМАЦИЕЙ, т. е. являются ОТКРЫТЫМИ СИСТЕМАМИ. При этом, в отличие от неживых систем, живому присуща способность к УПОРЯДОЧЕНИЮ, к созданию ПОРЯДКА из ХАОСА (т. е. ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТАНИЮ ЭНТРОПИИ). Однако снижение энтропии в живых системах возможно ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ, так что В ЦЕЛОМ ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ ЭНТРОПИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ" .

Итак, как видим, в качестве определяющих черт жизни приводится сегодня, как мы и предупреждали, множество самых разнообразных ее признаков, среди которых выделяется затем вроде бы несколько так называемых основных. Но и они, как легко заметить, тоже далеко не самодостаточны и требуют поэтому в дополнение к основной своей формулировке многочисленных специальных пояснений, что прямо указывает, подчеркнем данный момент снова и снова, на сугубо вторичный характер этих признаков, являющихся на самом деле лишь необходимыми частными следствиями некой исходной, по-настоящему фундаментальной черты живого, понять которую до конца, к сожалению, так пока и не удалось. Иначе говоря, простой и легко объяснимый с позиций обычной человеческой логики единый критерий жизни к настоящему моменту, как уже говорилось, по сути дела вообще отсутствует. Но при этом, что видно даже из приведенной только что цитаты, любой достаточно строгий разговор о сущности живого непременно сводится в конце концов к универсальным физическим понятиям, и данный факт, акцентируем теперь это обстоятельство особо, вовсе не случаен. Напротив, - он абсолютно закономерен, что легко можно показать как раз путем упомянутых общелогических рассуждений.

Ведь в чем состоит в действительности само определение того или иного понятия? Да всего лишь в установлении того, чем именно оно отличается от прямо противоположного себе по своему основному логическому смыслу. Т. е. на самом деле всегда определяются сразу два понятия, являющиеся друг для друга антиподами. А значит, и определение собственно жизни должно состоять в общем случае в установлении непосредственно отмеченного главного различия между ней и косностью, как раз и соответствующей прямо противоположному понятию "не жизнь", т. е. жизнь и косность должны определяться одновременно. Но для разрешения этой базовой задачи совершенно необходим, понятно, принципиально общий взгляд на всю природу в целом, охватывающий равным образом как жизнь, так и косность, который только и дает изучающая действительно наиболее общие законы мироздания упомянутая физика (если угодно - натуральная философия). Чисто же биологический анализ, как теперь уже всем должно быть ясно, сам по себе просто не способен помочь в осмыслении исходной сущности жизни, т. к. слишком узок для достижения подобной фундаментальной цели, почему и заканчивается обычно при обсуждении отмеченного глобального вопроса переходом рано или поздно обязательно к физическим понятиям. А в конечном счете, как легко заметить из той же процитированной выше статьи "Философского энциклопедического словаря", - к одному, самому общему из них - энтропии! Что и неудивительно: различие между жизнью и не жизнью, принадлежащее, как всем понятно, к числу наиболее фундаментальных в природе, обязательно должно быть связано в своей основе с наиболее универсальным физическим законом, которым и является олицетворяемое этим базовым понятием так называемое второе начало термодинамики.

Данный факт хорошо осознают, конечно же, и сами физики, очень многие из которых посвятили свои труды изучению рассматриваемой интереснейшей проблемы. В том числе и такие наиболее известные из них, как, скажем, один из главных создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Эрвин Шредингер, выпустивший еще в сороковых годах истекающего столетия небольшую, но чрезвычайно знаменитую книжку с весьма показательным общим названием: "Что такое жизнь? С точки зрения физика". В ней он прямо связал основное направление поиска ответа на данный чрезвычайно волновавший его вопрос с изучением следствий из указанного краеугольного второго начала термодинамики, которое характеризуется им как "наиболее важный, наиболее общий и всеохватывающий закон" природы. Но дать на этой основе само искомое определение жизни Шредингер, к сожалению, так и не сумел, чему тоже есть свое вполне понятное логическое объяснение: для разрешения данной ключевой задачи, как мы еще увидим, помимо общефизического необходимы также и некоторые другие сугубо специфические на первый взгляд подходы к рассматриваемой при этом особой проблематике, развитые пока преимущественно уже именно в специальных отраслях науки.

Не только дети чрезмерно любопытны, задавая вопросы, почему трава зеленая, а небо голубое!? Дети растут, и начинаются вопросы, которые могут поставить родителей в тупик. Но не только детские вопросы могут поставить в тупик, но и так называемые взрослые.

Кто из нас не пытался осмыслить и дать понятие или определение жизни?! И как ни странно полного и правильного определения нет, все они в той или иной степени становятся уязвимыми, неполными, не отражающими определенные аспекты жизни. Но, не смотря на это, даже ребенок отлично понимает, где живое, где мертвое и с легкостью проведет эту дифференциацию. Определение понятия «живое» и «не живое» заложено на генетическом уровне, но, даже не смотря на это, до сих пор нет точного определения понятия жизни.

Распространенные мнения, что такое жизнь

С точки зрения физики, жизнь опять-таки постоянное движение, обмен с окружающей средой, поглощение энергии и прочее. Понятие подходящее, и с одной стороны практически идеальное, но опять всплывает «НО». Сложно назвать кристаллы живыми, правда? Но по физическому определению, кристаллы оказываются очень живыми, так как они способны поглощать энергию, постоянно подстраиваться под условия окружающей среды, да и обмен веществ также происходит.

Казалось бы, наибольших успехов достигла философия, в понимании и осознании жизни. Но и тут не все так просто. Знаменитое высказывание Декарта «Я мыслю – значит, существую», получается, пока мы думаем о будущем, о настоящем, решаем возникшие трудности – мы живы, мы живем. Но можно ли сказать что жизнь – умение и желание мыслить? Можно поспорить, для человека, высшего разума, конечно, определение или точнее высказывание может быть правдоподобным, но далеко не полным. Животные, которые живут на инстинктах и заученных шаблонах, можно ли к ним отнести это высказывание? С натяжкой, но они живы, продолжают охотиться для пропитания, обзаводится потомством и прочее.

Не менее распространенное философское мнение о наличии души, которая присуща каждому живому организму. Чаще всего под выражением «живой организм» понимается исключительно человек, и это определение не заслуженно обходит стороной более низшие живые формы. Но, не смотря на эту не справедливость, именно эта точка зрения заслуживает пристального внимания. Возможно, именно эта теория-определение наиболее полно отражает суть жизни как таковой. Причем, с одной стороны определение расплывчатое, слишком объемное, но «жизнь» и заслуживает такого определения, это слишком объемное знание.

Телесно-душевно-духовное становление

Жизнь – это путь, который необходимо пройти всем живым организмам, и именно телесно-душевно-духовное становление отражает этот длинный путь. Под телесным становлением понимается рождение ребенка, полностью стерильного в буквальном понимании. Рожденный ребенок попал в новый мир, полный информации законов жизни, и единственное знание которым обладает ребенок – инстинкты. Природа, заботится о своих подопечных и дает все для выживания. С момента рождения ребенок начинает расти и проходить все возрастные периоды – происходит становление работы внутренних органов и прочее.

С определенного периода времени к телесному становлению присоединяется нравственное становление человека, речь идет о так называемом воспитании. Здесь можно говорить о понимании и соблюдении законов жизни, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Модели поведения и прочее. И главную роль в формировании нравственного становления играют именно родители, которые на собственном примере и при помощи объяснений «лепят» из ребенка формирующегося ребенка как личность. В большинстве случаев слово «нравственность» является синонимом слова «мораль» или же «этика». Способность впитывать правила и основы морали и этики лежит не только на плечах близких окружающих, но и на обществе в целом. Понимание и осознание этих законов лежит на реальных примерах модели поведения людей, и общества в целом. Даже самые не значительные аспекты на первых взгляд, могут породить серьезные последствия как в хорошем так и негативном значение. В воспитании и моральном становлении человека необходимо обращать внимания даже на мелочи.

Третий этап – духовное становление. При рождении духовная сторона ребенка не является совершенной, можно сказать духовная сторона ребенка является стерильной. На этапах земной жизни постепенно меняются идеалы, на которые будут влиять множество жизненных факторов, например состояние здоровья. Так, у людей с ограниченными способностями и у людей без ограничений совершенно иные понятия жизни, ее нормального течения и многое другое. Постепенно ребенок принимает или отказывается от законов высшего разума, которые в той или иной степени также можно назвать и законами морали (этики). На духовное становление влияет и духовное состояние, и совершенство родителей или воспитателей. Ведь невозможно привить духовное воспитание ребенка не обладая собственным, и полностью его отрицая.

Все три этапа становления в обязательном порядке необходимо пройти для понимания и осознания жизни. Мало того что эти этапы являются неотъемлемой частью жизни, так еще и могут быть причислены в понимание и определение жизни как таковой.

Смерть как неотъемлемая часть жизни

Каждый из нас, однажды, сталкивается с понятием «конца», может быть не собственного, а очень близкого человека. Каждый из нас понимает, что этот конец неизбежен, и рано или поздно конец приходит всему, как говорится: «Ни что не вечно под луной». Но всегда этот приход оказывается неожиданным.

Жизнь можно измерить тем, чего добился человек за этот период, что оставил после себя, а смерть – неотъемлемая часть жизни. Религиозное толкование говорит о том, что смерть это способ бытия, но именно в религии, смерть представляется как переход от одной формы жизни, к другой – загробной. Поразмыслив, и сведя концы с концами, практически нет отличий в определении как религиозного, так и научного мира. И в том, и том случае смерть – это конец одной жизни.

Сколько бы не было рассуждений об этих двух понятиях, с одной стороны абсолютно противоположных, и в то же время неразрывно связанных между собой, необходимо жить и наслаждаться каждым прожитым днем. И необходимо помнить, что каждый прожитый день должен быть прожит не зря.

Страх перед смертью заложен практически на генетическом уровне, но в то же время ее не стоит бояться. Стоит помнить о высшей материи, и о наших поступках и делах, которые останутся после нас, и они будут жить вечно. Более того, стоит помнить о душе, которой, с религиозной точки зрения, не страшна смерть. После прекращения жизни физического тела, душа продолжает свое существование. Душа может прожить множество телесных жизней. Получается что смерть это не только конец жизни, но и ее новое начало одновременно.

1. Совокупность явлений, происходящих в организмах. С позиций материализма - особая форма существования и движения материи, самопроизвольно возникшая на определенной стадии ее развития. 2. Физиологическое существование живого организма. 3. Деятельность субъекта или общества в некоих проявлениях.

ЖИЗНЬ

англ. life). Извлечение предмета научного исследования из жизненного контекста и возвращение в него результатов - задача, которая рано или поздно возникает перед наукой. Препятствием на пути к ее решению служит противоречие между богатством представлений о Ж., множественностью ее образов и скудостью односторонних абстракций, часто не имеющих отношения к Ж. во всем богатстве ее проявлений. В сов. науке бытовало (а в сов. Ж. практиковалось) столь же бесспорное, сколь и бессодержательное определение Ж. как способа существования белковых тел. Об этом страстно писал А. А. Ухтомский: "Наука - это принципиально связное миропонимание... или "жизнепонимание". Поэтому - проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать Ж. с ее к.-н. одной стороны. Так грешит современная физиология, современная биология, так грешил и грешит материализм всех времен". Ухтомского не удовлетворяло, что подобные определения Ж. не имеют отношения к интересам непосредственного сознания, философии, добавим - и психологии.

Определение Ж. должно основываться на ценности ее. Ухтомский дал такое "определение" (1927): "Ж. - асимметрия с постоянным колебанием на острие меча, удерживающаяся более или менее в равновесии лишь при устремлении, при постоянном движении. Энергический химический элемент ставит живое вещество перед дилеммою: если задержаться на накоплении этого вещества, то - смерть, а если тотчас использовать его активно, то - вовлечение энергии в круговорот Ж., строительство, синтез, сама Ж. В конце концов один и тот же фактор служит последним поводом к смерти для умирающего и поводом к усугублению Ж. для того, кто будет жить". В этом определении не равновесие, а несоответствие, несимметричность есть норма. В Ж. преобладает дисгармония. Равновесие - лишь момент, условием которого являются постоянные устремление и движение. Заменив "химическое вещество" на опыт, знания, а "живое вещество" на живое существо, получим характеристику человеческой Ж. как асимметрию, с постоянным колебанием на острие меча между познанием и действием, сознанием и деятельностью, умом и сердцем, опытом и его использованием и т. д. Это более правдоподобное понимание Ж., в т. ч. и духовной, по сравнению с вожделенными многими поколениями физиологов и психологов равновесием, единством, гомеостазом, гармонией, покоем.

Включение в определение Ж. не только движения, энергии, но и устремления, т. е. казалось бы, субъективного обстоятельства для Ухтомского не случайно. Он неоднократно подчеркивал, что субъективное не менее объективно, чем т. Н объективное: "субъективное и объективное идут рука об руку и соотносительно, непосредственно переходя одно в др. ". "Постоянное устремление", входящее в определение Ж., это реальность, представляющая собой психику (а м. б. и душу?]), которую современник Ухтомского А. Н. Северцов признал фактором эволюции (см. Адаптация). (В. П. Зинченко.)

ЖИЗНЬ

1. Полный набор тех свойств, которые отличают живое от неживого. На данный момент следует довольствоваться неудовлетворительной циркулярностью этого определения. Правильно говорят, что биологи начали делать успехи только тогда, когда оставили попытки дать определение этого термина. 2. Фактическое состояние пребывания живым, которое проявляется выполнением различных функций, связанных с жизнью, например, метаболизма, роста, репродукции и адаптации к среде. 3. Время между рождением и смертью. Фиксация этих двух полюсов здесь оказалась ненадежной. Вопрос о том, начинается ли жизнь (в смысле отдельного организма) при зачатии, при рождении или на некоторой промежуточной стадии беременности (например, с момента, когда плод способен к выживанию вне матки), беспокоил судей, теологов, философов и ученых без, пока еще, удовлетворительного разрешения. Подобные же проблемы возникают и при определении смерти.

ЖИЗНЬ

1. Одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе развития последней. 2. Период времени между рождением и смертью человека. Объекты, обладающие Ж., называются организмами. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, развитию, эволюции, адаптируемостью к среде, регуляцией своего состава и функций и т. п. Организмы являются объектом изучения биологии. Конфликты являются одним из проявлений Ж. у организмов, обладающих психикой. Поэтому понимание конфликтов станет более полным и системным тогда, когда будут определены их место и функции в процессе Ж. В Ж. конкретного человека основным является вопрос о ее смысле. Многие люди не только не отвечают на этот вопрос, но и не ставят его. Это является косвенной, но существенной причиной ряда проблем, с которыми столкнулось сегодня человечество. Любые войны, убийства, самоубийства с т. зр. Ж. не только бессмысленны, но и крайне деструктивны. Социальные конфликты часто несут смерть – прекращение Ж.

В качестве затравки немного сведений из Википедии:

Жизнь - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти

Определения

Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход - определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

Русский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот»[источник не указан 822 дня].

Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь - это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь - это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).

В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора».

По Озангеру и Моровицу (англ.)русск.: «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности»

Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь - это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим учёным до конца исследовано:

«Жизнь - это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Отметим, что понятие «власть воли» так же введено в научное обращение А. Ф. Самойловым.