Что такое гортанное пение. Голосовое чудо

Искусство горловой фонации возникло очень давно, на заре человечества. Тогда оно еще не было пением, как таковым, и служило повседневным способом общения. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. Все это носило подражательный характер, по типу: так шумит река, так поет птица, так рычит зверь. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь. Горловое (гортанное) двухголосное пение - это совершенно уникальное явление не только в мире музыки, но и в духовной культуре вообще. Сейчас горловое пение присуще лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона — тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло. Горловое пение слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает урчащие хрипы из глубины лёгких, непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой.

Тувинское горловое пение

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение — хоомей — заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей — каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей — думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

Происхождение термина «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие — с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр — свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы — причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги — стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки. При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» — перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.

Легенды и сказания, связанные с горловым пением

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Сам термин каргыраа имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение — хрипеть, издавать хриплые звуки; бурлить (при кипении, например, каши).

Также существует тувинское предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей, и они назвали это пение «хоомей».

В сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Монгольское горловое пение

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, монголов оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства монголов, тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий.

Исполнители, овладевшие техникой гортанного пения (его еще называют горловым) способны извлекать совершенно уникальные звуки. Такое пение стоит услышать в реальности хотя бы один раз в жизни. Однако научиться ему совсем непросто. В статье вы сможете подробнее узнать о горловом пении и его разновидностях.

Суть горлового пения

Эта техника пения основана на подражании самым разным звукам природы - от журчания ручья до рычания медведя. Поэтому существует так много стилей (скорее, даже направлений) гортанного пения, каждый из которых имеет свои особенности, мелодику и ритм. Певец при этом исполняет сразу две ноты, благодаря чему горловое пение - это одновременно и соло, и своеобразный дуэт.

Этот вид пения явно возник задолго до нашей эры, но письменная фиксация информации о нем появляется лишь в XIX в. С этого времени гортанное пение становилось все более интересным для европейцев из-за необычности способа исполнения и специфической красоты этого пения без слов. Нередко оно сопровождалось игрой на комусах или струнных инструментах.

В определенном смысле, горловое пение - это не только сама техника исполнения, но и эффективный инструмент медитации. Певец переполнен звуком, объединяющим его с природой. Таким образом, он получает возможность приобщиться к ее языку.

Техника гортанного пения характерна для народов, проживающих в районе Алтая, - тувинцев и алтайцев, жителей Монголии, а также в некоторой степени для башкир, обитающих в европейской части нашей страны.

Стили пения

Существует пять основных стилей современного гортанного пения. Перечислим их, а также несколько их разновидностей.

Во-первых, это каргыраа - стиль, используемый тувинцами. По легенде, он возник как подражание голосу верблюдице, точнее - звукам, которые она издает, когда умирает ее верблюжонок. Певец обычно извлекает из себя такой звук, слегка приоткрывая рот.

История о возникновении другого жанра - хоомей - весьма лирична. Она рассказывает о сироте, который жил три года один-одинешенек недалеко от скалы. Она отражала звуки, и те эхом разносились по долине, и отражались от скал на противоположном ее краю. Когда в долине дул ветер, образовывался интересный певучий звук, и юноша стал пытаться копировать его. Пение доносилось до жителей долины, и те дали ему имя - «хоомей». Звуки, которые издает певец, очень мощные, напевные и мелодичные. Они могут, кроме того, дополняться текстом.

Стиль борбаннадыр схож с хоомеем, но отличается прерывистостью мелодии. Исполнитель при этом оставляет губы практически сомкнутыми. Это одна из наиболее характерных манер исполнения тувинского гортанного пения.

Схожи между собой стили эзенгилээр и сыгыыт. Оба они соединяют тихую мелодию с резким посвистыванием и издаванием звуков на ее фоне. Отличаются стили лишь по специфике мелодии: в эзенгилээр ритм схож с ритмом галопа лошади. Пьесы, в которых он используется, обычно предполагают и изображение всадника на лошади.

Среди алтайских народов был распространен стиль кай. Такое пение - от рычащее-вибрирующего до свистящего - сопровождало, в первую очередь, продолжительные эпические сказания.

Кроме того, есть много ответвлений от основных направлений: степное и пещерное каргыраа, хоректээр - пение грудью, и многие другие.

Пение шаманов

Гортанное пение шаманов несколько отличается от других техник исполнения, поскольку они в своих ритуалах не следовали конкретным жанрам. Судя по всему, они издавали звуки, соответствующие ситуации. Например, если с помощью пения шаман намеревался излечить человека, то он подбирал ту частоту вибраций, которая наиболее соответствовала вибрации здорового органа. Для шамана горловое пение - в первую очередь, инструмент для того, чтобы мысленно перейти в верхний мир.

Пение буддистских монахов

В тибетском буддизме есть ряд учебных заведений, которые специально готовят исполнителей гортанного пения, например, монастырь Гьямо. Такая практика относится только к буддистской школе Гелуг. Основной стиль называется «гюке».

Суть гортанного пения тибетских монахов заключается в том, что каждый из них выводит свою «ноту». Эти ноты сливаются в единый хор, что создает мощное неповторимое впечатление на слушателей. Певцы распространяют вокруг себя вибрации, которые ощущаются почти физически. Используется такое пение, конечно же, для исполнения ритуальных текстов.

Техника пения

Обычно начинающим рекомендуют обучаться гортанному пению с базовой техники хоомей. Она универсальна, подходит как для мужчин, так и для женщин. Однако существует мнение, что в организме женщины, начавшей заниматься горловым пением слишком интенсивно, может произойти эндокринный сбой.

Можно тренироваться на пении гласных, исполняя их долго и протяжно. Основная сложность: научиться пропевать их с расслабленной нижней челюстью, но так, чтобы горло при этом не было передавлено, а звук не был «зажатым».

Что делает горловое пение с человеком

При этом у певца, который регулярно практикуется в искусстве горлового пения, грудная клетка становится широкой и мощной, поскольку он должен вобрать в нее столько воздуха, сколько возможно, чтобы получить сильный продолжительный звук. Кроме того, в повседневности голос человека становится сильным и звучным, а горло - максимально расслабленным. Судя по всему, это помогает избавиться от различных неприятных заболеваний вроде ларингита и ангины. А учитывая, что пение - это еще и инструмент общего расслабления, оно улучшает и стабилизирует психическое состояние человека - не только певца, но и слушателей.

Горловое пение — уникальный вид искусства извлечения звука, при котором исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно: основной тон и обертон. Таким образом получается двухголосное соло. Такое пение характерно для малых народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира.

Интерес к горловому пению неуклонно растёт из-за его необычности, так как кажется просто невероятным тот факт, что эти звуки издает человек. Слыша их, чувствуешь, что соприкоснулся с архаичной культурой, наполненной мистицизмом. Ведь у многих оно ассоциируется с пением шаманов. Однако гортанное пение используют не только шаманы в своих ритуалах, это ещё и способ передачи народных сказаний.

К основным стилям горлового пения относят:

  1. каргыраа (кыркыра);
  2. хоомей (кюмей);
  3. сыгыт (сыхыт);
  4. борбаннадыр (бербендер);
  5. эзенгилээр.

Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.

Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.

Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение "хоомей". Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.

При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.

В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.

Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.

Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.

Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые вибрации, максимально приближенные к исходной, "здоровой" частоте больного органа. Таким образом происходил процесс излечения человека. Трансовое состояние помогает шаману понять, какой звук необходим пациенту. Обертоны в голосе усиливают эффект, а также способствуют изменению состояния сознания человека.

Некоторые слушатели после концерта начинают ощущать внутри себя поток энергии, переживают необычные состояния сознания, вплоть до выхода из тела. Обертонное пение вызывает множество положительных эмоций, рождает в человеке желание развиваться духовно.

Горловое пение делает горло более расслабленным. В результате голос становится более глубоким и мощным в повседненвной жизни. Также, благодаря горловому пению, можно избавляться от различных заболеваний горла, таких как ангина, першение в горле. Оно помогает снять усталость, избавиться от депрессий.

Занятие горловым пением, равно как и просто его слушание, благоприятно влияет на душевное состояние и здоровье человека.

Данный видео-курс поможет всем желающим освоить технику горлового пения. Эта необычная техника пения характерна для традиционной, а особенно культовой музыки народов Севера, Монголии и Тибета.

Видео-обучение «Горловое пение: самоучитель»

Голос из прошлого

Горловое пение — это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани. Она оригинальна и интересна, привлекает к себе внимание и завораживает своим необычным звучанием. Освоить технику горлового пения не так трудно, как может показаться вначале. Данная техника пения имеет богатую историю, используется в некоторых религиях, в эпических сказаниях, традициях и культах. Наряду с современными профессиональными певцами и мастерами горлового пения, творят и любители данной необычной техники. Существуют специальные сообщества и клубы любителей горлового пения. В Тибете есть целый институт, который готовит мастеров горлового пения.

Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного монотонного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда. Обычно горловое пение сопровождает аккомпанементом специальных народных инструментов. Горловое пение – это уникальный вид музыкального искусства, специальная техника извлечения звука, когда певец извлекает сразу две ноты одновременно. Таким образом получается двухголосое соло.

Интерес к горловому пению постоянно растет. Эта техника привлекает своей необычностью, ведь порой кажется просто невероятным, что все эти звуки издает человек. Слушая горловое пение, переносишься в древние времена, соприкасаешься с и мистицизмом и магией, чувствуешь себя участником таинственного ритуала. Ощущения от такого пения просто невероятны. Оно затрагивает что-то глубоко внутри, позволяет соприкоснуться с архаичной культурой. У многих эти звуки ассоциируются с оккультизмом и шаманами. Однако горловым пением пользуются не только в ритуалах, это еще и способ передачи народных преданий и сказаний.

Выделяют 5 основных стилей горлового пения, которые используются у различных народов и в разнообразных целях. К ним относятся:

  • кыркыра;
  • кюмей;
  • сыхыт;
  • эзенгилээр;
  • бербендер.

Однако помимо основных направлений, существует множество их разновидностей. Что бы лучше освоить горловое пение, следует ознакомиться с основными правилами и историей возникновения выбранного стиля.

Характеристика и история основных стилей горлового пения:

  1. Существует мнение, что стиль кыркыра возник как подражание звуку голоса верблюдицы. Похожие на этот вид пения звуки, верблюдица-мать издает, когда умирает ее ребенок. Такие звуки издаются певцом при помощи полуоткрытого рта и напряженных голосовых связок.
  2. Стиль кюмей имеет свою интересную легенду. Считается, что когда-то давно в горах жил одинокий юноша. Он был сиротой и жил совсем один у подножия скалы, которая отзывалась на любой звук многоголосным эхом. Однажды юноша сидел и подражал этим звукам. Ветер донес это пение до людей, и они назвали его кюмей (или хоомей). Это плавный и мелодичный стиль.
  3. Пение сыхыт всегда осуществляется без слов. Оно отличается тем, что на фоне низкого основного звука, издает резкий, пронзительный свист (обертон).
  4. Традиционно эзенгилээр исполнялся на лошади и сопровождался динамической пульсацией и периодическими толчками. Если же этот стиль горлового пения исполняется не на лошади, певец искусственно создает вибрацию воздуха, подражая галопу лошади.
  5. В последнем основном стиле горлового пения, бербендере, звук очень мягкий и низкий. Он более певучий и тихий, приятен на слух и похож на звучание кларнета.

Важно помнить, что горловое пение – не только музыкальный стиль, но и инструмент медитации. Горловое пение помогает единению с природой, поискам себя и релаксации. Многие после прослушивания горлового пения начинают чувствовать внутри себя мощный поток энергии, вдохновение и умиротворение.

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»