Что такое елей и как его используют. Что такое елей

  • церковнославянское название оливкового, а позже и другого растительного масла в православном церковном обиходе
  • умласк=.
    • ru (п.)
  • "Святое" масло льстеца
  • "Святое" масло
  • "Служебное" масло
  • богоугодное масло
  • деревянное масло
  • любимое масло церкви
  • м. церк. лат. и немецк. оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях. Кал. постное конопляное масло; говор. и олей м. олия ж. малорос. Правда елей, везде наверх всплывает. Разрешение вина и елея, дни, по которым устав монастырский разрешает монахам пищу эту. Елейный, к елею относящ. Елейный стручец или сучец, употреб. при помазании елеем. Елейник, -ничек калужск. твер. лампадка к иконе, кивоту. Елеопомазывати, елеопомазати кого, церк. мазать св. елеем, делая на челе образ креста. -ся, быть помазываему елеем. Елеопомазание ср. действие сие. Елеосвящати кого, церк. соборовать св. маслом, елеем. -ся, быть соборуему. Елеосвящение ср. церковное таинство, совершаемое семью священниками, а по нужде и одним, над больными; соборование маслом. Елеородный или елеотворный газ, химич. углеродистый, двуводородный
  • масло в руках батюшки
  • масло в руках попа
  • масло в церковных обрядах
  • масло для подхалимажа
  • масло для помазания
  • масло для таинства
  • масло для ушей начальника
  • масло для церковного помазания
  • масло из оливок
  • масло льстеца
  • масло на службе у церкви
  • масло на службе церкви
  • масло на церковной службе
  • обрядовое масло
  • оливковое масло
  • оливковое масло в церкви
  • оливковое масло для батюшки
  • оливковое масло для греков
  • оливковое масло для древних греков
  • оливковое церковное обрядовое масло
  • православное масло
  • церковное масло
  • церковное оливковое масло
  • оливковое масло, используемое в церковном обиходе
  • то, что успокаивает, исцеляет душевные боли
  • преувеличенная любезность, приторная ласковость в речах, в обращении
  • ароматическое вещество, используемое в церковных обрядах
  • масло для лампад и священных таинств
  • масло, на которое положила глаз церковь
  • оливковое масло, которое употребляется при церковных обрядах
  • слащавые похвалы, подхалимаж (ироническое)
  • служебное масло (церковное)
  • то, что успокаивает, ублажает (переносное значение)
  • слащавость
  • низший сорт оливкового масла
  • церковное масло из оливок
  • масло для соборования
  • масло, которым "смазан" медоточивый голос
  • обрядовой масло
  • бальзам на душу
  • масло в кадиле
  • масло для обрядов
  • масло из сливок
  • оливковое масло в храме
  • его льет льстец
  • "сладкое" масло церкви
  • церковное постное масло
  • Масло для лампад
  • (греч. elaion - масло). Деревянное масло, употребляемое в церкви, при различных обрядах.
  • 1) оливковое масло, называемое также деревянным, употребляется для лампад и при совершении разных церковных обрядов; 2) в переносн. знач. - всё утешающее, облегчающее горе, приносящее тихую радость.
  • 1) употребляемое православной церковью при совершении различных обрядов деревянное масло; 2) иносказательно - все утешающее, отрадно действующее на душу.
  • гр. elaion - оливковое масло, употребляемое в церковном обиходе. Перен. средство утешения, успокоения.
  • греч. elaion, масло. Оливковое масло.
  • 1. Оливковое масло, используемое в церковном обиходе; низший сорт оливкового масла; деревянное масло
  • 2. перен. То, что успокаивает, исцеляет душевные боли
  • 3. перен. Преувеличенная любезность, приторная ласковость в речах, в обращении; слащавость
  • слащавые похвалы, подхалимаж (ирон.)
  • служебное масло (церковн.)
  • то, что успокаивает, ублажает (перен.)
  • Масло, которым «смазан» медоточивый голос.
  • Масло для соборования.
  • Богоугодное масло.
  • Масло льстеца.
  • Церковное масло из оливок.
  • Оливковое масло.
  • Масло, на которое положила глаз церковь.
  • Православное масло.
  • масло, которым «смазан» медоточивый голос
  • «служебное» масло
  • «святое» масло
  • «святое» масло льстеца
  • «сладкое» масло церкви

Зачем в Церкви используют фимиамы – ладан мирру и елей? Есть ли в этом что-то мистическое? Может быть елей – не более, чем красивый символ Русской Православной Церкви?

О том, что такое ладан и мирра, известно каждому христианину. Именно эти дары принесли когда-то волхвы Младенцу Иисусу. Но в Церковной жизни есть еще одно важное материальное воплощение веры – это елей. Елей не раз упоминается в Писании! Он используется для таинств и обрядов, считается, что елей имеет целебные свойства. Так ли это? Подробнее о елее в нашей статье.

Мирра, ладан и елей действительно имеют символическое значение. Мы приносим Богу некие дары. В материальных дарах Бог не нуждается, символы и традиции нужны, скорее, самому человеку. В Цекрви мы можем встретить символы всех стихий. От свечи горит пламя, масло используется в лампадах, воду освящают на водосвятных молебнах, а воздух освящается ладаном. Все эти стихии в Церкви освящаются Божественной благодатью.

Физические и материальные выражения веры – не главное, но все же мирра, ладан и елей в Церкви имеют определенное значение, ведь и Бог воплотился в мир и Пришел спасти людей не в образе Духа, а в материальном воплощении. Он принял на Себя материю, человеческое естество, чтобы спасти нас. Это дает нам основания полагать, что материальная составляющая церковной жизни также важна.

Елей в Священном Писании

Елей – это особое масло, которое не раз упоминалось в Священном Писании и используется в храме по сей день. Его использовали с древних времен в качестве лекарства, в книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Использовали его для этих целей и апостолы: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13 ).

На Востоке елеем “короновали” монархов. Новому монарху священнослужитель возливал на голову кубок елея. Это был символ богоизбранности и особого предназначения.

Лишение народа елея в Ветхом Завете упоминается в качестве наказания, в то время как обильное изливание елея всегда было символом благополучия для людей. Елей – один из даров Господа Своему народу. При употреблении елея нужно остерегаться язычества. Так в Писании говорится, что Закон, данный через Моисея, запретил пользоваться елеем для воздаяния культа Ваалу.

Помазание елеем в Библии упоминается, как символ Божественной сущности Иисуса Христа. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», – говорится в Библии.

Раньше елеем встречали самых дорогих и долгожданных гостей.

Елей в Церкви

  • Елей используется во время Крещения, им мажут в знак принадлежности к народу Нового Завета, рождению во Христе.
  • Елей возжигают в лампадках.
  • Елей используют в таинствах и обрядах.
  • Масло, освященное на мощах святых часто помогают явить православные чудеса, обладают чудодейственными лечебными свойствами. Впрочем, важно помнить, что исцеляет не сам елей, а все чудесные события происходят по вере и молитве.

Из чего состоит елей?

Основу елея составляет оливковое масло и различные благовония. Хороший елей отличает несколько характеристик:

  1. Жгучий привкус;
  2. Елей белеет, если температура ниже восьми градусов тепла;
  3. Зеленоватый цвет.
  • Еле́й (др.-греч. ἔλαιον - оливковое масло) - церковнославянское название оливкового, а позже - любого растительного масла в православном церковном обиходе.

    Елей (оливковое масло) применялся с древних времен, как в пищу, так и для ухода за кожей. Иногда его смешивали с вином или с особыми ароматическими веществами. Впервые в Библии масличная ветвь в клюве голубя упоминается как символ примирения человека с Богом после Всемирного потопа:

    Елей, наряду с овнами ихлебными приношениями, также приносился в жертву:

    В Книге Притчей, косвенным образом, затрагивается тема использования ароматных масел вне богослужебной практики:

    В Древней Греции оливковое масло считалось показателем богатства и плодородия. Из ветвей оливковых деревьев плели венки и и надевали их на голову по случаю праздников. В Христианстве елей, как Жертвоприношение Богу, стали сжигать в лампадах перед иконами, а также его использовать для елеопомазания, соборования и литии. Образ масла как символа Божьей милости (греч. έλεος - «милость» созвучна греч. έλαιο - «масло») часто встречается в Священном Писании:

    В Православии особо приготовленное и освящённое патриархом или иным предстоятелем Поместной церкви оливковое масло, соединённое с виноградным вином и ароматическими растениями, называется «Святое Миро». Оно используется в особых случаях:

    им помазуются все принимающие Крещение,

    им мажут присоединяемых к Церкви прежних последователей тех христианских течений, чьё священство не признаётся Православием,

    им помазывают крещенных ранее, например, в детстве, но, по каким-либо причинам, свернувших с пути Божьего,

    святым Миром мажут мощи христианских мучеников, вкладываемые в антиминс, а также престол и стены храма при его освящении,

    Миром мазали православных царей и цариц при их коронации.

    Необходимость восстановления в церковном членстве соответствует необходимости в духовном исцелении, что сопровождается елеопомазанием. Елеосвяще́ние - одно из семи таинств, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, служащее, по учению православной и католической церквей, духовным врачеванием телесных недугов, а также дарующее больному оставление грехов, в которых он не успел раскаяться. В старом значении елей - это русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX века. Оно объединяло два сорта оливкового масла - высший, называемый прованским, и низший - деревянное масло. Также в русском языке сформировалось понятие: «лить елей», то есть льстить. Это аллюзия на ритуал «помазания» особым маслом (елеем), который был частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей Израиля на престол и посвящении первосвященников в сан.

    Помазание освящённым елеем существует и в других христианских конфессиях, например во время конфирмации. Некоторые реформатские церкви придают более практическое значение использованию елейных масел (ободрение болящих, антисептическое свойство, укрепление веры), нежели традиционная православная церковь, в которой использование масел принимает статус Таинств. Однако такой практический подход в среде православных реформатов не исключает духовного значения использования масел с благовониями для умилостивления Господа Бога, его возвеличивания и прославления. Служители церкви перед совершением литургии со святым Причастием протирают открытые от облачения части тела благовонными маслами.

Освященное масло применяется во всех православных обрядах. Что это такое? Из чего готовят церковное масло, как правильно его применять? Постараемся детально разобраться в этой теме.

Церковное масло.

Что такое церковное масло

В разных источниках можно встретить термины: лампадное масло, елей, миро и мирра. Впрочем, последнее не является священным маслом, как считают многие.

Елей представляет собой оливковое масло. К нему добавляют благовонные масла без резкого запаха, например, розовое. Во время приготовления елея священнослужитель читает молитвы. Наибольшую силу имеют смеси, приготовленные на мощах святых.

Есть несколько видов церковных масел. Отличаются они составом, способом приготовления и назначением

Миро – масляная смесь с душистыми травами и благовониями. В нее может входить до 40 ингредиентов, одним из которых обязательно будет высококачественный елей. Готовит миро глава церкви. Оно варится на протяжении трех дней. Для того чтобы масло не возгоралось, обязательным составляющим является виноградное вино.

Лампадное масло – качественное оливковое масло, иногда с добавками благовоний.

Мирра – смола деревьев произрастающих на Аравийском полуострове и Сомали. Обладает устойчивым ароматом и пикантным вкусом. Реже встречается масло мирры. Не имеет ничего общего с церковными обрядами.

Применение церковного масла

В доме любое освященное масло хранится возле иконостаса. Нельзя ставить его возле бытовых предметов и среди косметики. Лампадное масло выливают в лампадку и ставят перед иконами. Это его единственное назначение.

Елей используется в церковных ритуалах, таких как крещение, соборования, помазание важных гостей.

Миро – чаще применяется во время крещения.

В случае если вы заболели или что-то беспокоит:

  • добавьте несколько капель в еду;
  • помажьте лоб или часть тела, которая беспокоит, крестообразным движением;
  • в случае когда вы не знаете молитв, помолитесь своими словами. Если елей приготовлен на святых мощах, эффективнее будет читать молитвы, обращаясь к святому, на чьих мощах проводили обряд;
  • промокните маслом небольшой кусочек ткани, прикладывайте его к больным местам. Когда он придет в негодность, его необходимо сжечь.

Наиболее целителен елей, который освящается во время литии или соборования.

Масло и смола мирра имеют много целебных свойств и часто используются в народной медицине и косметологии.

Задавая себе вопрос, как использовать церковное освященное масло, не забывайте о силе веры. Только так можно будет получить положительный результат.

Ученые: вера является исключительным лечащим фактором

Ученые выяснили, что вера может вылечить человека. Оказывается, большинство американцев - 57% - убеждены, что вера в божественный промысел может вернуть здоровье неизлечимо больному или раненому. При этом заверения специалистов в бесполезности дальнейшего вмешательства не играют для них никакой роли. Любопытно, что 20% медиков также не стали отрицать возможности чудесного исцеления. И почти все опрошенные считают, что врач не имеет права лишать родственников или самого пациента надежды на чудо, поскольку последнее действительно может произойти. Правда, объяснение сверхъестественному выздоровлению, утверждают эксперты, скорее всего будет вполне материальным, пишет sunhome.ru.

Чаще всего морально неподготовленными к возможной смерти оказываются жертвы непредвиденных обстоятельств, к примеру аварии или нападения. В отличие от пациентов, страдающих от продолжительной болезни и зачастую смирившихся, как и их родственники, с неизбежным трагичным концом, первые до конца надеются на неожиданное исцеление. Более 70% участников опроса, среди которых оказались 1 тыс. простых граждан и 774 специалиста - врачи, сестры и другие медработники, убеждены, что пациент и родственники вправе требовать от медиков продолжения его лечения. «Я часто встречаю людей, которые думают, что, например, Бог спасет их или тех, кого они любят, от смерти, - говорит профессор хирургии Джейкобс Ленворт, один из организаторов опроса. - Все они хотят продолжения медицинского вмешательства. Вы не можете ответить, что это все глупости, но должны уважать их желание и чув-ства. И это даже несмотря на, казалось бы, очевидные доказательства неизлечимости пациента: рентгеновские снимки, анализы и т.д.». Учитывая, что на дворе XXI век, такие, по сути, средневековые, настроения кажутся некоторым весьма странными.

«В настоящее время среди хронических больных верящих в чудесное исцеление не менее 30-40%, а среди застигнутых болезнью врасплох - около 60%, - рассказал психотерапевт, доктор медицинских наук Марк Сандомирский. - На Западе и в нашей стране последние годы наблюдается рост так называемой эпидемии иррациональности. Сюда относится и вера в сверхъестественное выздоровление. Связаны такие цифры прежде всего с современным образом жизни, появлением многих необъяснимых явлений, в том числе новых болезней. Резкие кризисы, неожиданные подъемы, изменения в социальной, экономической и политической жизни нередко приводят к тому, что человек теряет причинно-следственные связи и даже из вполне обычной ситуации ищет иррациональный выход».

Любопытно, что сами медики далеки от того, чтобы называть веру в чудо мракобесием. «Физиология человека до сих пор малоизучена, - объяснил декан факультета управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Сергей Бояр-ский. - И хотя, безусловно, в профессии врача возобладает именно рациональная логика, нельзя исключать и необъяснимого исцеления человека, шансы которого выкарабкаться равны нулю. В качестве примера можно назвать эффект плацебо, когда пациенту дают вместо лекарства пустышку, физиологически инертное вещество, и оно оказывает неожиданно эффективное воздействие на его выздоровление. Причем успешное излечение через плацебо наблюдается в 30-40% случаев и касается даже запущенных случаев онкологии. Иногда этому находят логическое объяснение, иногда - нет. Но то, что этот недействующий стандарт время от времени помогает, - очевидный факт».

Вполне возможно, что сильная вера в излечение запускает внутренние физиологические процессы, которые и могут побороть казалось бы неизлечимый недуг. «Относительно недавно учеными были открыты дифенсины - молекулы, которые вырабатываются различными тканями и клетками крови, - пояснил доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Борис Крылов. - Они могут отключать чувство боли и выполнять роль естественных антибиотиков, включая эндогенные защитные функции организма. В их силах, к примеру, уничтожать те раковые клетки, с которыми не справляются современные методы лечения». Во времена мощных эпидемий и пандемий, с которыми, к примеру, до недавнего времени сталкивалась Западная Европа, часть населения необъяснимым образом выживала. По мнению эксперта, одним из логических объяснений этому и были дифенсины, которые успешно справлялись с болезнями. «Что заставляет вырабатывать эти вещества в организме, пока неизвестно, - продолжает Борис Крылов. - Но понятно, что эффект от их действия для каждого пациента индивидуален. Иначе просто нельзя объяснить успешное излечение одних и гибель других. Не исключено, что как раз вера способна запускать эти физиологические процессы. Исследования в этом направлении безумно перспективны. Поскольку, если мы откроем механизмы защиты и самолечения, то будет возможно и создание для них искусственных стимуляторов. В таком случае у нас появится возможность контролировать качество и даже длительность жизни человека».

На этом всё. До новых встреч!
Пусть Бог обильно благословит Вас в стремлении познать Его!