Что такое аспирантура. Этапы обучения в аспирантуре

Многие студенты предпочитают продолжать обучение после получения диплома. Кто-то понимает, что ему близка наука, а другие не против сразу повысить квалификацию и стать претендентами на более престижные должности.

Остается только разобраться в разных формах образования. Этим мы и займемся в статье.

Аспирантурой называют особое структурное подразделение вуза или НИИ, в котором готовят ученых первой степени – кандидатов наук. А аспирант – человек, который получил высшее образование или даже стал магистром, поступил в аспирантуру, чтобы защитить диссертацию и стать обладателем ученой степени.

Кстати, само слово «аспирант» переводится с латинского как «стремящийся к чему-либо» .

Конечно, в аспирантуре продолжают учиться. Это можно делать на дневном и заочном отделении. В первом случае продолжительность обучения составляет 3 года, во втором – 4. Кроме того, они активно занимаются научной работой: собирают и оформляют материалы для будущей диссертации, консультируются у своего научного руководителя.


Защищать кандидатскую диссертацию аспирантам предстоит членами диссертационного совета при конкретном учебном заведении.

Также аспиранты обязательно сдают кандидатский минимум. По сути, ничего страшного, обычные экзамены. Среди них экзамен по специальности, иностранному языку и философии науки. Еще одно важное уточнение: если вы учитесь в аспирантуре вуза, должны заниматься и педагогической деятельностью. Обычно аспиранты становятся помощниками научных руководителей.

Соискательство – одна из форм подготовки научных кадров. Ученые сами работают над диссертационным исследованием и могут при хороших результатах рассчитывать на получение ученой степени кандидата наук.

Как правило, к соискательству прибегают уже состоявшиеся научные сотрудники – люди, которые уже работают в высших учебных заведениях или НИИ, успели обзавестись необходимыми знаниями и даже написали кандидатскую диссертацию.

То есть, проходить обучение в аспирантуре им фактически не нужно, а значит, нет необходимости в преподавательской деятельности на выбранной кафедре, участии в конференциях.


Все их время уходит на подготовку и должное оформление диссертационного исследования.

В магистратуре обучение проходят студенты, которые получили диплом бакалавра и хотят повысить свою квалификацию, углубленно изучать выбранные предметы и подготовить научную работу по конкретной теме.

Ординатурой называют форму повышения квалификации врачей. Студенты отучились в медицинских вузах, а потом поступают в ординатуру, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами и иметь право на осуществление самостоятельной врачебной практики (после окончания ординатуры выдается специальный сертификат).


Обучение же в аспирантуре ориентировано, прежде всего, на подготовку научных работников. После успешной сдачи кандидатского минимума и защиты диссертационного исследования аспиранту присваивается ученая степень (кандидата наук).

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку.

Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так.

Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» - «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным.
Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей. Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них. Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые.

Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем. В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час.

Не факт, что эти знания вам пригодятся. Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов. Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.
Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами. Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

За 3 года вам необходимо сдать три экзамена – специальность, иностранный и (оу, бл*ть), философию .
Вам необходимо испортить приблизительно 7-8 стандартных пачек бумаги на оформление документов и кучу нервов, их оформляя, например:

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы

Аспирантура - что такое? Для чего нужна? Многим молодым людям, которые учатся в университете или только собираются поступать, интересны подобные вопросы. Что же это такое? Аспирантура является основной формой подготовки кадров, имеющих высшую квалификацию. Раньше сие считалось уделом меньшинства. Поступить в нее было возможно только по специальному направлению от института, где работал специалист с дипломом.

Поступающему предстояло узнать, что такое аспирантура, выдержав серию вступительных экзаменов по специальности, философии и иностранному языку, а также пройдя отборочный конкурс.

Такие же особенности остались и сегодня. Есть только одно исключение: поступить туда может любой выпускник высшего учебного заведения, у которого есть склонность к научной и исследовательской деятельности и который стремится полностью реализовать себя в научных изысканиях. Что такое аспирантура и зачем она нужна? Это форма обучения, цель которой - подготовка высококвалифицированных кадров для учебных заведений и других научных учреждений, а также для тех социальных сфер, где без науки не обойтись.

Обучение

Итак, ваша цель - аспирантура. Что такое это - теперь ясно. Как же ведется обучение? Существует две формы - заочная и очная. Срок обучения на очной составляет три года. Заочная длится на год дольше. Организация процесса обучения имеет множество серьезных отличий от организационных форм в высших учебных заведениях. Конечно, здесь также имеются лекционные занятия, семинары и экзамены, но часов на подобные занятия выделяется гораздо меньше в сравнении с тем, что обучающиеся должны выполнять самостоятельно в качестве своей научно-исследовательской деятельности. Что такое аспирантура? По сути, обучение здесь является скорее индивидуальным, чем коллективным.

На все время учебы для каждого аспиранта составляется индивидуальный план, где прописаны все основные виды работ, их сроки, а также результаты выполнения. По собственному плану человек каждый год должен отчитываться на специальном заседании научной лаборатории или кафедры, на которой он обучается. Результаты такого обсуждения позволяют перевести его на следующий учебный год.

Каждый аспирант за время своего обучения должен сдать три обязательных экзамена: по своей специальности, истории и философии, а также по иностранному языку. Для того чтобы учащиеся успешно сдали кандидатские экзамены, учебное заведение устраивает дополнительные занятия. Такие условия ставит аспирантура. Что такое кандидатский экзамен? пройдя которое, человек получает звание

Научный руководитель

Этот человек является для аспиранта главным лицом. Научным руководителем обычно назначают того, кто является в своей области ведущим ученым. Как правило, это либо либо профессор. Научный руководитель помогает аспиранту выбрать тему кандидатской диссертации. Вместе они составляют план и советуются по всем основным вопросам, касающимся исследования аспиранта.

Диссертация кандидата

Это главное испытание, которое ставит перед молодым ученым аспирантура. Что такое кандидатская диссертация? Она отличается от или что защищается в специальном диссертационном совете, в который входят ученые в конкретных отраслях, являющиеся авторитетами. Стоит отметить, может быть организован как при учреждении, где проходит непосредственно обучение, так и при другом научном или образовательном учреждении.

Сфера деятельности аспиранта

После успешного окончания и защиты кандидатской диссертации аспиранту присваивается звание кандидата наук. Теперь он вполне может занять высокооплачиваемую должность в какой-либо организации или учреждении по тому профилю, который он избрал для себя.

Таким образом, если человек решает связать жизнь с научно-исследовательской деятельностью, он интересуется тем, что такое аспирантура и магистратура. Перед ним стоит выбор. Чтобы стать кандидатом наук, нужно закончить аспирантуру, защитив степень же станет ступенькой на пути к статусу аспиранта.

В аспирантуре, которая является очередным этапом постижения науки, принято выделять несколько этапов обучения. Это время, отведенное на учебу в аспирантуре, надо использовать предельно рационально и разумно, т.е. так, чтобы, чтобы успеть усвоить учебный материал достаточно хорошо и в тоже время достойно защитить диссертацию.


Многие приступают к обучению в аспирантуре сразу по окончании вуза и сразу же сталкиваются с определенными трудностями, свойственными данному периоду обучения. Естественно, что молодые ученые, особенно аспиранты гуманитарных и естественных специальностей часто прибегают к нехитрым рекомендациям, чтобы наиболее эффективно использовать годы учебы с целью расширения и углубления знаний в своей сфере.

Первый год обучения. Обычно после поступления в аспирантуру будущие ученые теряются, не зная, с чего начать обучение. Надо иметь ввиду, что в аспирантуре, как и в вузе, времени будет в обрез и поэтому надо постараться не терять время или тратить его попусту, а сразу приступить к делу. Первым делом обязательно надо посещать занятия по философии и иностранному языку, если такую возможность предоставляет выбранное аспирантом учебное заведение. Это необходимое условие не только для повышения уровня своей эрудиции и общей образованности, но и для успешной подготовки и сдачи экзаменов по упомянутым дисциплинам, чтобы получить ученую степень кандидата наук.

Пройденный курс философии дает аспиранту возможность в дальнейшем углубить свои познания и лучше понимать не только направления современной философии, но и литературу, искусство, политику, устройство общества, особенности духовности разных стран. Изучение иностранного языка окажет незаменимую услугу в прочтении трудов зарубежных авторов по интересующей аспиранта специальности. Чтение этих трудов в оригинале поможет лучше понять изучаемый предмет. Даже при слабом знании иностранного языка чтение источников зарубежной литературы со временем станет проще, ведь вскоре аспирант обязательно обнаружит бесчисленное множество схожих со своим основным языком терминов, конструкций. Легче всего ему будет читать работы, написанные неносителями языка, например, испанцами или китайцами на английском, так как они пишут просто, доступно и понятно, без всяких изощренных фраз и сложных слов. Во многих учебных заведениях преподают также курс психологии и педагогики. Прослушивание вышеупомянутых курсов необходимо как для дальнейшей педагогической практики, так и для углубления своих знаний.

Надо иметь ввиду, что люди с ученой степенью имеют высокий авторитет и считаются в высшей степени интеллигентными. Многие считаются с их мнением, и поэтому аспиранту за годы обучения надо постараться соответствовать такой высокой оценке, чтобы иметь авторитет. Надо учиться, пока есть время, силы и возможности, ведь по окончании аспирантуры молодой ученый теряет этот шанс в основном в силу своей занятости. Потом придется учиться самостоятельно, порой уча при этом других, но получение аспирантом образования уже вряд ли кого заинтересует.

Регулярно посещая занятия, аспирант получит возможность сдать кандидатские экзамены. Но для написания диссертации этого недостаточно. В первый же год обучения надо заняться организацией научного исследования, так как получение кандидатской степени предполагает также написание кандидатской работы. Поэтому, зачислив аспиранта в аспирантуру, университет назначает ему научного руководителя из числа докторов наук или профессоров. Тему кандидатской диссертации утверждает Кафедра или Совет факультета до 31 декабря года поступления. Вместе с научным руководителем аспирант разрабатывает индивидуальный план работы, заполняет титульный лист плана, объяснительную записку относительно выбора темы и заполняет план на первый год обучения. После утверждения плана на заседании кафедры, аспирант находится под чутким вниманием профессора, т.е. научного руководителя, организующего и направляющего научные исследования аспиранта, контролирующего и несущего ответственность за выполнение индивидуального плана.

Правильнее всего постараться сдать экзамены по философии и иностранному языку в конце первого учебного года, ведь потом аспирант вряд ли найдет свободное время, чтобы посвятить его на повторное посещение занятий по этим дисциплинам. К тому же у аспиранта уже не будет большого желания посещать лекции без группы аспирантов, составлявших ему в свое время компанию. Если аспирант захочет сдавать экзамен, то ему надо подать в аспирантуру соответствующее заявление о своем намерении.

Молодые ученые могут и не мечтать о том, чтобы расслабиться, ведь по окончании каждого года обучения они обязаны сделать отчет о проделанной за год работе на заседании кафедры. Для этого им необходимо сдать в аспирантуру уже заранее оформленный и утвержденный отчет.

Для того чтобы отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры, надо предварительно позаботиться о его организации. В аспирантуре никого не будет волновать, по каким внутренним причинам кафедра не смогла провести заседания. (Если учебный год кончается в декабре, то заняться сдачей отчета надо в ноябре. Следовательно, в октябре пройдет заседание кафедры, а заняться организацией его созыва надо в сентябре, т.е. непосредственно после того, как аспирант выйдет из отпуска.)

Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен продолжению проведения соответствующего эксперимента, сбору и первичной обработке данных, а также более глубокому анализу проводимой работы на данном этапе обучения. Промежуточными этапами работы здесь являются исследование, результаты, обсуждение (анализ) результатов, выводы. Лучше проводить оформление и представление каждого промежуточного этапа работы как научную статью.

Такое представление проделанной промежуточной работы впоследствии может помочь аспиранту при написании текста диссертации. Это также может явиться важным опытом в преподнесении полученных при изучении материала данных.

Особенностью второго года обучения является то, что он становится основным как по количеству конференций, где аспирант докладывает свои результаты, так и по количеству его публикаций на основании проделанной работы. Другой особенностью второго года обучения является педагогическая практика, которую проходят аспиранты. Во время педагогической практики они выполняют работу преподавателя на кафедре, что составляет 40-50 учебных часов. Положительный аспект в том, что во второй половине второго года обучения аспирант благодаря практике, легче сдаст кандидатский экзамен по специальности. Конец второго года предполагает завершение экспериментальной части работы или, в крайнем случае, основной ее части.

Третий год обучения характерен тем, что на данном этапе придется завершить проведение эксперимента, если работы по его завершению не были закончены заранее. Надо также успеть провести окончательную обработку данных, их анализ, после чего сделать выводы. Третий год знаменателен тем, что именно в это время аспирант пишет львиную долю текста своей диссертации. Целесообразнее начало года потратить на завершение написания главы 3 («Результаты исследования»), основательное редактирование текста главы и оформление рисунками, таблицами, схемами. Для написания главы 4 («Обсуждение результатов») придется использовать знания, обретенные в процессе изучения соответствующей литературы по специальности. Цель главы 4 - провести теоретический анализ данных. В главе 1 приводится обзор и/или анализ использованной литературы. Можно приступить к написанию главы 1 намного раньше (летом по окончании второго года, в первый год обучения или одновременно с главами 3 и 4).

Что касается выводов работы, то их необходимо формулировать четко, конкретно, но емко. Они должны логически исходить из результатов исследования. Примерно 5-8 выводов достаточно для кандидатской диссертации, однако, естественно, что количество реальных выводов будет превосходить количество проводимых в диссертации выводов. Следует заметить, что не стоит спешить с формулировкой этой части диссертации, так как окончательный вариант выводов может быть написан только в результате многочисленных изменений в редакции.

Во время написания своей скромной диссертации аспиранту не стоит заботиться о славе ученого, оставившего неизгладимый след в науке. Только время покажет, насколько удачной «путевкой» в научную жизнь стала его кандидатская диссертация.

Дата публикации: 16.11.2013

Этим вопросом задаются многие. Однако по-настоящему проблемным этот вопрос становится уже после того, как вы поступили в аспирантуру. Итак, давайте рассмотрим основные концепции...

Что это такое

Аспирантура нужна для того, чтобы получить кандидатскую степень. Если вы только закончили ВУЗ и получили статус магистра или специалиста, то можете поступить в аспирантуру.

В теории, аспирантура нужна для того, чтобы воспитывать научные кадры, которые бы двигали науку вперёд. Однако на деле всё совсем по-другому...

Дело в том, что аспирантура как кузница научных кадров давно себя изжила. Правда стоит оговориться, многое зависит от конкретного ВУЗа. Однако в глобальном плане аспирантура перестала быть чем-то важным и необходимым.
Особенно это чувствуется, когда ты только-только туда поступил.

Ты думаешь, что будешь там получать гениальные советы, общаться с гениальными учёными, двигать науку вперёд... Но на деле всё оказывается совсем не так. Получение кандидатской - это 90% бюрократии и 10% науки. Кандидатскую защищает не самый умный, а самый ушлый.

Статистику найти легко. Заходите на любой форум аспирантов и видите причины для поступления. Как показывает статистика, только 10% идут в аспирантуру ради, собственно, науки. Итак, вот вам список...

Отсрочка от армии

Это самая частая причина. Если ты подлежишь призыву, то при поступлении в аспирантуру тебя спросят прямо: «Косишь от армии?». Если скажете «Да», то с вероятностью 80% вас не возьмут в аспирантуру (хотя, в коммерческую возьмут).
ВУЗу нужно, чтобы вы занимались наукой, а не избегали армии. Но тут есть множество нюансов.

В коммерческую аспирантуру поступить очень легко. А если у вас ещё красный диплом, то это будет сделать легче лёгкого. А учитывая, что ВУЗов с аккредитованной аспирантурой очень много, то проблемы в поступлении нет. Если же у вас в дипломе много четвёрок, но вы хоть раз участвовали в конференции, то вас тоже возьмут. Если же у вас тройки, то поступить будет невозможно.

К тому же, платить за 3 года аспирантуры намного дешевле, чем покупать себе военный билет. А большинство парней к моменту завершения ВУЗа уже имеют работу или свой бизнес. И бросать всё это на год, ради того, чтобы бесплатно работать?!!! Армия - это не то место, где нужно быть. Хотя если вы хотите военную карьеру или правоохранительную, то армия вам будет нужна.

Но не нужно думать, что аспирантуры набиты «косящими» - это не так. Ведь в аспирантуру идут те, кто имеет хоть какую-то склонность к науке. А потому, со временем, вы начинаете проникаться наукой и забываете о первоначальной причине поступления в аспирантуру.

«Задроты»

Это вторая по популярности причина. Если говорить человеческим языком, то в аспирантуре много тех, кто привык учиться. У таких людей нет работы, они - вечно учащиеся. Среди них встречаются те, кто не хочет лишаться студенческого духа. Они боятся мира.

Если такие люди всё-таки защищают кандидатскую, то становятся вечными преподавателями. Пичаль:(

Если ТЫ один из таких людей, то одумайся и начни работать! Аспирантура без практики - время на ветер.

Те, кто двигают науку

В чистом виде не встречаются. Обычно это те люди, которые действительно полезны для российской науки. Однако они преследуют целью либо карьеру, либо деньги, либо славу. Такие люди редко становятся преподавателями. Обычно они получают высокие должности или уезжают за границу.

Таких людей легко отличить. Они уже в начале 5-го курса находят себе научного руководителя и уже начинают публиковаться и печататься.

Карьеристы

Это уже взрослые люди. Кандидатская корочка им нужна для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Особенно это касается чиновников, которые «засоряют» самые вкусные места в юридических ВУЗах.

Остальные

Есть такие люди, которые учатся в аспирантуре, но не понимают, зачем они это делают. Думается, что виной этому особое стечение жизненных обстоятельств. Некоторые люди просто следуют «волне».

А вообще, каждый решает сам за себя, зачем ему нужна аспирантура. Особенных успехов добиваются аспиранты технических и экономических специальностей.
От ваших действий зависит то, кем вы станете. Вы можете стать очередным преподавателем без перспектив, а можете стать именитым учёным или применить свои знания для увеличения капитала. Собственно, деньги - это единственный критерий успешности человека...

Свои причины и своё мнение вы можете оставить в комментариях.

Спасибо за внимание!


Последние советы раздела «Работа & Карьера»:

Когда нужно увольняться с работы
Вакансия, которая переживет кризис: менеджер по продажам