Что нужно делать в вербное воскресенье и накануне праздника. Для чего бывает каждение в храме? Сколько веточек вербы нужно ставить дома

Смысл события Входа Господня в Иерусалим очень хорошо выражен богослужебными песнопениями праздника. Так, в тропаре говорится: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Из приведенного текста мы видим, что само событие Входа Христа в Иерусалим в церковной традиции связывается с произошедшим накануне воскрешением одного из учеников Спасителя, праведного Лазаря, брата Марфы и Марии. Таким образом, главной идеей праздника является провозвестие накануне страданий и распятия Христа всеобщего воскресения из мертвых, возможность которого, собственно, и показана воскрешением Лазаря Четверодневного.

Кроме того, торжественный вход Христа в Иерусалим на осле указывает на еще одну особенность и никаким образом не мог быть воспринят современниками как нечто привычное и обыденное. В древности Иерусалим был тем одним-единственным во всем мире городом, в котором находился храм, посвященный Истинному Богу. Следовательно, и сам городом считался среди иудеев священным, так как только в нем приносилась жертва Единому Богу. Именно поэтому, из глубокого уважения и почтения к Святому городу, ни один верующий человек не мог себе позволить въехать в городские ворота верхом на лошади или осле. В Иерусалим можно было только войти. Поэтому тот факт, что Христос въехал в Иерусалим сидя на осле – это уже, по словам святых отцов, свидетельство о Его Божественном достоинстве. Христос входит во Святой град не как простой человек: Он входит в него как Божественный Мессия, грядущий спасти человечество от власти греха и смерти. И то, что люди выходят Ему навстречу и при этом постилают пред Ним свои одежды и ветви пальм, еще одно тому подтверждение.

Следовательно, сам праздник Входа Господня в Иерусалим призван напомнить нам, что Христос – это, прежде всего, воплотившийся Сын Божий, Который приходит в этот мир для того, чтобы воскресить нас и тем самым даровать нам вечную жизнь в Боге.

Что нужно обязательно сделать в этот день, а чего делать не следует?

Первое, и самое главное, что нужно сделать в этот день – пойти в православный храм на Божественную литургию и по возможности причаститься Святых Тела и Крови Христовых. Для церковного человека не может быть ничего важнее Причащения. Причащение – это соединение с Самим Богом, а потому, если мы хотим унаследовать вечную жизнь в Боге, мы должны как можно чаще приступать к этому Таинству. Таким образом, самым важным для нас в этот день является участие в общественном богослужении как средоточии всей духовной жизни человека.

Говоря же о том, чего в этот день делать не стоит, хотелось бы отметить несколько странную, но очень распространенную у нас практику: люди, приходя в храм, выстаивают по нескольку часов, чаще всего на улице, так и не зайдя внутрь самого храма, только для того, чтобы освятить веточку вербы. Большинство может позволить себе зайти в храм только для того, чтобы купить и поставить свечку. И на этом духовная жизнь человека заканчивается.

Следовательно, можно сделать весьма неутешительный вывод, что для многих людей в день Вербного воскресенья самым главным духовным «подвигом» является процесс «добычи» освященной вербы, с которой потом чаще всего большинство даже не знает, что делать. Подобная практика является неким пережитком языческого прошлого. Сама верба в Неделю Ваий, как это видно из богослужебных молитвословий, вовсе не является святыней сама по себе. Ветки вербы как символ пальмовых ветвей, с которыми люди в Иерусалиме встречали Христа, – это только знамение нашей веры во Христа и символ духовной радости о том, что к нам грядет наш Господь и Спаситель. Но, к сожалению, то, с чем Он к нам идет, и то, что Он нам предлагает в храме, мы принять не хотим. А предлагает Он нам ни много ни мало, но самого Себя, Свои Пречистые Тело и Кровь. Однако мы проходим мимо протянутой Христом руки и выбираем только образ Его победы над смертью, веточку вербы, но не саму победу.

Освященная верба – это хорошо, но если мы идем в храм только за вербой и при этом проходим мимо Евхаристической Чаши – плохо, это признак нашего духовного заблуждения.

Андрей Музольф, преподаватель КДА
Православная Жизнь

Просмотрено (184) раз

Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря, и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием.

Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем, это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где, впоследствии, поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет.

Вход Господень в Иерусалим

Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: “Лазарь Четверодневный, друг Христов”. В 898 году византийский император Лев Мудрый (886 – 911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может.

Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через смерть на кресте, в этот день предстает ее победителем. А вечером следующего дня Христос спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним белый осел – символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение, а галилейские паломники подтверждают это криками: “Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!” Они машут пальмовыми ветвями – так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников-римлян.

С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: “О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих…” Он впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие, поскольку знает, что поверить в Него не поздно до последнего мгновения. Но Он несет Благую Весть, а люди мечтают о сигнале к революции. Даже Его ученики заражены общей истерией – они спорят между собой, деля будущие места у трона. Между ними и Христом образуется пропасть.

Вербное воскресенье – трагический праздник?

Праздники бывают разные. По словам митрополита , праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) – это “один из самых трагических праздников церковного года”. Он состоится накануне “страстных дней Господних, во время, когда сгустилась тьма и когда поднимается заря нового света, заря вечности, постижимая только тем, кто вместе со Христом вступает в эту тьму. Это – тьма и полумрак, сумерки, где перемешалась правда и неправда, где перемешалось все, что только может быть перемешано: Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении”.

Казалось бы, вот оно, торжество христианства – Христу покоряется Святой Город, где Его встречают ликующие толпы народа. Только спустя несколько мгновений становится понятно, что Тот, Кого они ждали, им не нужен, потому что Он – не тот. Народ ждет прихода политического вождя, готового повести к победе над врагом. Земным врагом. Оккупантом их земли. Римлянином. О победе над гораздо более страшным врагом – дьяволом – они, возможно, и подумают. Но позже, а совсем не в тот момент, когда Христос предлагает задуматься о неизбежности духовной смерти. Поэтому торжество и ликование толп вызывают ощущение потери, горечи недоразумения. Потому что нам, к сожалению, уже известно, что та толпа, которая сегодня кричит “Осанна Сыну Давидову!” – через несколько дней повернется к Нему ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия, а его ученики предадут Его не единожды, пройдут мимо Него, не узнав, не последовав за Ним.

“Во что я верю? За кем готов последовать?”

По словам митрополита Антония, “сегодня, вспоминая вход Господень в Иерусалим, как страшно видеть, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего только с вестью о любви до конца – и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви они искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, – до готовности жить для любви и умереть от любви”. Это день страшнейшего недоразумения, день торжества массовой истерии, торжества неверия и нелюбви. Символическая концентрация тех качеств, которые превалируют в момент, когда толпе предлагается халява – “хлеб и зрелища”. Это тот момент, откуда каждый начинает выбирать свое место в толпе, через несколько дней кричащей “Распни, распни Его” с тем же восторгом, что сегодня “Слава, Осанна!”

И так было, увы, не только во времена Христа. “Под Вербное воскресенье шли по дороге с гармониями и ругали Бога и Богородицу и веру – все! Я спросил: “Кто эти люди? – Свои же люди, самые православные, сейчас они ругают Бога, а родится дитя, идут к попу и кланяются: окрести!” – писал с горечью в своем дневнике писатель Михаил Михайлович Пришвин.

Между тем, Вербное воскресенье, или – это отнюдь не еще один день Великого поста, когда можно есть рыбу и пить вино, как принято думать. Это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы: “Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?”

Праздник Вербное воскресенье, где символом является вербовый букетик, всегда приходится на воскресенье, последнее в Великом посте. Но вот обряд освящения вербных веточек совершается на ночной службе, которая проходит с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье. Потом обряд повторяется еще утром в сам праздник.

Вот и близится завершение Великого поста, но впереди еще два больших праздник - Лазарева суббота и Вербное воскресенье, а также Страстная неделя. В этом материале поговорим о том, когда освящают вербу в большой праздник - все таки это делается в субботу либо же в воскресенье.

Вход Господня в Иерусалим - это важный большой праздник христианской церкви. Он всегда выпадает на Великий пост, последнее его воскресенье. Но это праздник, о чем свидетельствуется и рацион питания, который только в этот день расширяется до рыбы и рыбных продуктов. Важная традиция дня Вербное воскресенье - это освящение вербы в церкви. Но не все знают, что правильный день, когда это уже можно делать, это Лазарева суббота. Если вы входите в число людей, которые не знали этого факта, то предлагаем во всем разобраться по порядку.

Также читайте материалы по теме:

Важно! В деле, когда освящают вербу, можно брать с собой букетики уже в субботу на вечернюю службу. После нее проходит первое освящение вербы. Но, если вы этого сделать не смогли или не успели, то отправляйтесь на утреннюю службу в воскресенье, там также будет проводится повторный обряд освящения.

Различны церковные традиции, но все они красивы и символичны, а самое главное - уже глубоко укоренились в сознании современного человека. Освящение вербы в день Вербного воскресенья является одним из таких обрядов. Так мы, православные верующие, отмечаем вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим более двух тысяч лет назад.

Конечно, священнослужители на проповедях в эти праздничные дни постоянно подчеркивают тот факт, что празднование дня Входа Господня в Иерусалим не ограничивается только освящением вербы. Главная суть этого празднования - вспомнить события, которые случились так давно. Иисус Христос знал, несмотря на то, как его приветствовали тепло и душевно люди святого города, что именно тут его предаст ученик, его будут пытать в тюрьме, а потом по несправедливому обвинению распнут на кресте, подчеркнуто без всякого уважения.

Когда Иисус въезжал в город Иерусалим, люди ждали его там как мессию. Многие были уже наслышаны о чудесах Спасителя, а накануне в Лазареву субботу он воскресил из мертвых Лазаря, который умер уже четыре дня назад. В те времена было принято знатных и почтенных людей в Иерусалиме встречать, бросая под ноги листья пальмы. Не нужно оглядываться вокруг, чтобы понять, что на Руси пальм и сейчас нет и никогда не было. Поэтому пальмы заменило первое дерево, которое цветет уже в марте и начале апреля - это верба. А вербные веточки и распустившиеся мягкие почки стали на наших территориях символом этого праздника.

Еще раз о том, когда и как

Многие верующие думают, что вербу нужно освящать в сам праздник. Но на самом деле, если уж руководствоваться исключительно и строго церковным уставом, то это делается на литургии накануне вечером, сразу после всенощного бдения. Те, кто ходит на праздники в храм, точно знает об этом.

Однако в утренние часы в воскресенье также освящают вербу - не лишать же верующих такого большого праздника. Поэтому утром в Вербное воскресенье попасть под эту традицию можно утром после того, как священник прочтет соответствующие тексты Евангелие. При прочтении молитвы священник окропляет букетики, которые прихожане держат в своих руках, святой водой, а далее праздничное богослужение продолжается.

Важно! Священники подчеркивают, что не просто ради галочки, а за истинной благодатью в процессе освящения вербы нужно приходит на богослужение Всенощная, которое проходит аккурат в ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье.

Что делаем с освященной вербой

После храма букетик обязательно приносится домой. Его нужно хранить в течение года, идеальное место - там, где у вас дома стоят иконы. Если хотите, чтобы веточки на протяжении длительного времени сохраняли свежесть, то их можно поставить в водичку.

Важные традиции и особенности вербных букетиков:

  • В народе считали, что приносит домой нужно равное количеству членов семьи количество веток в букете или же не четкое.
  • Свою вербу нельзя никому давать. Если вас попросили освятить букетик знакомым, которые не смогли отправиться в храм, для них нужно собрать отдельным экземпляр.
  • Немного легко и символично побейте своих домашних освященным букетиком, чтобы укрепить здоровье и придать силу.
  • Если скушать пару почек вербы, то можно зачать ребенка (у кого долго не получается), излечиться от недуга.
  • Чтобы покойник попал в рай, ему в гроб клали несколько котиков с освященной вербы.

Вербное воскресенье это последнее воскресенье перед великой Пасхой. Возвращаясь к библейским историям мы узнаем, что в этот день состоялся вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос въехал в город верхом на осле, в то время, когда народ Израиля находился под притязаниями римлян, а накануне произошло значимое событие, воскрешение умершего Лазаря, Христа встречали, как победителя, как Мессию, о котором вещали пророки.

Икона вход Господень в Иерусалим

Все события, описанные в Библии являются притчами, или символизируют что-либо. Вход Господень в Иерусалим по значению символизирует вход праведного человека в рай. Встречали Иисуса, как Царя царей, не земного, но небесного. Встречающие воспринимали это событие как праздник. В то время было принято встречать царей с пальмовыми ветвями и цветами в руках, означающих почтение и преклонение перед правителем или победителем. Еще никто не знал, какая судьба уготована Спасителю в ближайшее семь дней, и как славившие Его, через несколько дней будут распинать Его...

В южных странах, где почти весь год очень жарко, пальмы не являются редкими растениями, их листья - широкие веера, как царские опахала. Как и в библейские времена, этот день недели называется цветоносным воскресением.

В наших широтах пальмы не растут, а вот верба самая первая из растений, которая оживает весной, даже если еще не сошли снега. Еще до проклевывания листиков и травы, почки вербы распушаются на ветках, означая, что зимний сезон завершился. Поэтому именно верба стала символом грядущего возрождения и преддверием Пасхи.

Кстати, если обратить внимание, то веточки, приносимые в храм, выглядят по разному. Это потому, что они принадлежат растениям семейства ивовых, которые имеют разные названия: ива, верба, ветла, ракита, и разную ботаническую классификацию. Но все они первые распускают распушенные серебристые почки.

Накануне воскресения на всенощной субботней службе ветки вербы, которые можно соединять с цветами в букеты, освящают после чтения Евангелия, совершая каждение и окропляя святой водой. Эта православная традиция вторит встрече Иисуса в Иерусалиме.

Иногда прихожане в храмах во время освящения вербы волнуются о том, достаточно ли окропили их веточки святой водой. Но верующие должны знать, что освещение происходит благодатью Святого Духа, поэтому не важно сколько воды попало на веточки, важна истинная вера и глубокое понимание значимости предстоящих дней. Окропление может повторяться и в сам день праздника. В некоторых храмах, освященную вербу предлагают и в церковных лавках.

В русских православных традициях Вербное воскресение давно привычный церковный праздник, а в обращении с вербными ветками можно увидеть отклик доправославного языческого свойства. Принято стучать освященной веткой вербы друг друга, изгоняя тем самым злых духов и хвори, давая жизненную силу и здоровье. А еще считается, что освященная вербная веточка способна управлять даже самыми непослушными домашними животными, а поставленные у изголовья кровати вербочки, хранят семейный очаг. Конечно, это суеверия, но в течение долгих веков эта традиция помнится в народе.

Художник Владимир Сулковский "Вербная неделя"

Освященные вербные ветви сохраняют весь следующий год. По старым традициям их засушивают и оставляют рядом с домашними иконами.

Если нужно утилизировать ветки, потерявшие свой внешний вид, то рекомендуется их сжечь отдельно от других веток и мусора, это можно сделать в некоторых храмах в специально отведенных местах.

Но если держать их в воде, они могут прорасти и дать хорошие корни, ивовые довольно легко укореняются. Тогда везите их на дачу или найдите место во дворе, где можно посадить вербочку, которая будет расцветать нежными пушистыми почками каждую весну.

Службы в храме на Вербное воскресенье 2018 года будут проводиться 1 апреля, в актуальную дату праздника. Это торжественные литургии, после которых происходит обряд освящение букетиков вербы. В праздник верующий человек обязательно должен сходить в храм, чтобы помолиться, принять участие в торжественной литургии и просто насладиться красотой этого замечательного дня.

Вербное воскресенье - так праздник назывался издавна на Руси, хотя в южных странах или, например, в католической церкви, он называется Пальмовое воскресенье. Установлено событие в честь торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, где его встречали как царя после событий субботы - воскрешение из мертвых праведника Лазаря.

Также читайте материалы по этой теме:

В честь приема столь важного и долгожданного человека, жители Иерусалима вышли встречать его помпезно - в пальмовыми ветками, которые клали с обеих сторон под ноги ослика, на которой ехал Иисуса. Вот так день и получил название Пальмовое воскресенье, но на Руси пальмовые листья ни летом, ни весной не найти, поэтому люди собирают вербу и другие веточки ранних деревьях в праздничные радостные букетики, которые и стали символом этого торжественного дня.

Итак, главным материальным символом праздника является букетик вербы, что касается символизма Вербного воскресенья, то о нем рассказывают во время проповеди после службы. Каждый священник к этому праздничному дню готовит свою проповедь, но в общем и целом они говорят о том, что встречать Господа и впускать его в свою жизнь нужно не только в дни больших церковных праздников, но и каждый день.

Веточки вербочки, окропленные святой водой на службе в храме, имеют целительную силу. Букетики принято хранить дома весь год, без воды они сохраняют свой первоначальный внешний вид. О том, какими целебными свойствами обладает верба, принесенная со службы в храме в Вербное воскресенье, написано в заключительной части этого материала, пока же хочется поговорить о том, когда вербу освящать.

На самом деле, уже вечером в Лазареву субботу в храмах проводится освящение вербы, но это можно будет сделать и после утренней службы непосредственно в Вербное воскресенье. Так что, тут каждый верующий решает, когда удобнее спокойно пойти в храм, чтобы отпраздновать эти прекрасные события праздничной субботы и воскресенья накануне Великого поста до наступления .

Важно! Первое освящение вербы происходит именно после вечерней службы в . Считается, что когда служба ночью окончена и священник освятил вербочки, началось Вербное воскресенье. Всю службу нужно стоять с зажженными свечками.

Праздник Вербное воскресенье встречают тихо и мирно дома в семейном кругу. Все таки, идет Великий пост, когда развлечения и большие сборища еще под запретом. Кроме постных блюд на стол в этот праздник можно ставить рыбу.

Что делать дома с освященной вербой:

  • Если слегка побить букетом по разным частям тела, это обеспечит здоровье на весь будущий год. Люди издавна верят, что человек станет таким же сильным как верба.
  • Чтобы найти наконец-то верное решение для важного дела нужно скушать почку вербы.
  • Хранить освященный букет нужно рядом с иконами дома в течение всего года. Если кто-то заболеет, то нужно будет оторвать от веточки почку и дать больному скушать.
  • Если в этот праздничный денек думать о молодом человеке, то на Руси было суеверие, что он обязательно придет.
  • В день праздника можно посадить комнатное растение, чтобы обеспечить себе богатство и привлечь в жизнь деньги. Но тут есть один нюанс: если цветочек завянет за неделю, то человеку всю жизнь жить в скромном финансовом состоянии, так что, в этот период посвятите определенный уход своему растению.

Все эти, конечно, народные приметы и суеверия, а вот что обязательно нужно сделать