Чем опасны путнику оборотни в лесу? Кто такие оборотни и как ими становятся

Оборотнем зовется мифологическое существо, которое может превращаться из человека в дикое животное и обратно. Такая метаморфоза является довольно популярной в преданиях разных народов мира. Даже в рисунках времен еще каменного века часто можно встретить изображения полулюдей-полузверей.

С тех пор появилось немало историй о страшных оборотнях, которые сильны, как дикие обитатели леса, и по-человечески умны. Даже в детском возрасте мы знакомимся с такими персонажами, взять хоть бы Волка из Красной шапочки. Да и в современных киносагах о нечистой силе оборотни играют заметную роль.

Но откуда появилось мифы о таких существах? Ученые считают, что люди сочиняли легенды о тех, кто имел физиологические или психологические проблемы. А самое интересное, что история знает реальные случаи вмешательства оборотней в жизнь человека. О самых знаменитых оборотнях в истории и пойдет речь.

Жиль Гарнье. Эта история произошла в темное Средневековье - в XVI веке. Однажды неподалеку от французского городка Доль крестьяне услышали в лесу рев и зверя и последовавший тут же крик ребенка. Когда люди бросились на помощь, они увидели, как раненый малыш отчаянно отбивался от какого-то непонятного монстра. В нем крестьяне смогли распознать Жиля Гарнье, жителя местной деревни. А после того, как в окрестностях вскоре пропал еще один десятилетний мальчик, главный подозреваемый был ясен. На главной площади Доля глашатай прочел приказ, разрешавший схватить и убить местного оборотня, чтобы тут перестал терроризировать окрестности. Жиль Гарнье был арестован и признался, что именно он и являлся тем самым монстром, что убивал детей. Не особенно вдаваясь в детали, оборотня поспешили сжечь на костре.

Грайфсвальдские оборотни. Согласно летописям немецкого городка Грайфсвальд в 1640 году окрестности тут буквально кишели оборотнями. Как только спускалась тьма, все жители закрывались дом на засовы, боясь даже выйти во двор. Так немцы боялись появившихся из ниоткуда монстров. Всеобщий испуг длился до тех пор, пока группа молодых людей не решила положить конец этому безумию. Студенты собрали все серебро с округи, в дело пошли не только блюда и кубки, но даже и пуговицы. Весь этот металл пошел на отливку пуль. После того, как студенты толком подготовились и вооружились, они отправились на охоту. Что там происходило - осталось тайной, но с тех пор жители Грайфсвальда снова смогли гулять спокойно по ночам.

Оборотень из Ансбаха. История гласит, что в 1685 году неестественно большой и кровожадный волк буквально затерроризировал окрестности баварского городка Ансбах. Говорили, что на самом деле животное было оборотнем. Причем люди предполагали, что им мог стать умерший незадолго до этого мэр Ансбаха. После того, как волка все же убили, местные жители вырядили труп животного в одежды мэра и выставили на всеобщее обозрение на городскую площадь. Позже останки оборотня были перенесены в городской музей.

Оборотень из Кляйн-Крамс. Были времена, когда густые и девственные леса около немецкой деревни Кляйн-Крамс любили охотники. Они приезжали сюда, чтобы оттачивать свои навыки и состязаться с коллегами. Но только однажды тут завелся большой странный волк, которому ружейные пули не причиняли вреда. Он даже издевался над охотниками - подпускал их поближе, а потом попросту исчезал. Бывало, что волк утаскивал у охотников их добычу. Однажды мимо деревни Кляйн-Крамс ехал один из участников соревнований, молодой кавалерийский офицер. Он заметил, как из одного дома с криками и воплями выбежала группа детей. Охотнику удалось узнать, что тут проживает необычный мальчик, который, оставаясь дома один, превращается в волка и так пугает соседских малышей. Офицера очень удивила эта детская игра. Но когда он заглянул в окно, то увидел в доме того самого огромного волка, а уже через несколько мгновений тут стоял уже маленький ребенок.

Оборотень из Павии. В 1541 году в окрестностях итальянской Павии одинокие путники стали жаловаться на нападения безумного фермера. Он бросался на своих жертв, рыча, как дикий зверь. Оборотень впивался зубами в людскую плоть и рвал ее на части. От таких нападений пострадало немало людей. После того, как маньяка поймали, он заявил, что считается себя волком, а не человеком. Отсутствие же у себя шерсти фермер объяснял тем, что у него она растет вовнутрь, а не снаружи. Именно это и отличает оборотня от других волков. Судья решил проверить это утверждение и отрубить маньяку руки и ноги. Неизвестно, что же было там с мехом, но от кровопотери обвиняемый быстро умер.

Шалонский оборотень. Эта история про оборотня из Шалона довольно жуткая. Также монстр вошел в историю, как Демон Тейлор. Слушание по делу оборотня прошло 14 декабря 1598 года. Во время суда всплыли настолько ужасающие детали преступлений, что было решено уничтожить все материалы по этому делу. Современники постарались, чтобы из истории было изъято даже настоящее имя этого монстра. За совершенные им преступления оборотень Демон Тейлор был заживо сожжен на костре. Говорили, что он заманивал мальчиков и девочек в свою лавку, насиловал, а затем перерезал им горло. Затем маньяк расчленял тела на мелкие куски и варил человеческое мясо. После того, как приходила ночь, Тейлор превращался в лютого волка, бегал по лесу и нападал на одиноких путников. В подвале у оборотня нашли несколько бочек с костями человека и множество других жутких свидетельств его преступлений. Говорят, что оборотень даже отказался покаяться перед смертью.

Клаудиа Гаяр из Бургундии. Доблестный охотник на ведьм Генри Богет утверждал, что сумел выявить и уничтожить несколько сотен ведьм и оборотней. Однажды некий очевидец заявил, что видел, как Клаудиа Гаяр в кустах превращалась в огромного волка без хвоста. Богет тут же приступил к допросу арестованной, применяя в том числе и пытки. Позже он вспоминал, что несчастная не уронила ни слезинки, как ни старались палачи. Женщину-оборотня было решено сжечь на костре.

Майкл Верден, оборотень из Полиньи. Почему-то оборотней было довольно много в Средневековье. В 1521 году инквизиторы из французского Безансона имел дело с Филибером Монто, Пьером Бурго и Мишелем Верденом. Священники требовали от троицы признать себя оборотнями, пошедшими на сговор с самим дьяволом. А попали они под подозрение после странного случая - на одного путешественника неподалеку напал волк. Но человек сумел отбиться от зверя, ранив его. След крови привел храбреца к хижине местного жителя, Мишеля Вердена. Путешественник застал его как раз в тот момент, когда жена обмывала ему раны. Об этом тут же было сообщено местным властям. Под пытками Верден сознался в том, что является оборотнем. А стоило только инквизиторам вести допрос активнее, как арестованный выдал имена двух других «коллег». И они тоже с помощью пыток сознались во всех грехах, в которых их обвинила церковь: в убийствах, каннибализме и поклонении дьяволу. После таких откровенных признаний трех оборотней незамедлительно казнили.

Оборотень из Бенанданти. История этого оборотня относится к 1692 году, а произошла она в Ливонии. Сегодня на этой территории располагаются Эстония и Латвия. Соседей удивило, когда 80-летний старик Тис сломал себе нос. Шокировало еще и то, что он поведал своим сердобольным знакомым. Тис заявил, что является оборотнем. По его словам нос ему сломал местный колдун Скестан, правда, в то время он уже давно умер. На суде Тис пояснил, что волшебник вместе со своими коллегами хотел наслать порчу на весь урожай, а затем забрать все это в ад. Чтобы помешать этому злодейству, Тис вынужден был превратиться в волка. Благодаря такой трансформации оборотень смог с другими своими коллегами спуститься в ад и спасти посевы. Изумленным слушателям старик поведал, что подобные битвы колдунов и оборотней проходят трижды в год. Если оборотни зазеваются, и волшебники успеют закрыть ворота в ад, то это обернется большой бедой - погибнет урожай, скот, прекратится охота и лов рыбы. Во время тех битвы оборотни брали в руки стальные прутья, а колдуны - метлы с конскими хвостами. Так Скистан и сломан нос оборотню. Эта история немало смутила судей, ведь оборотни всегда считались пособниками дьявола. Когда же старика спросили о судьбе душ таких, как он, после смерти, то Тис уверенно заявил о попадании в рай. Оборотень даже настаивал, чтобы подобных ему людей называли не иначе, как «божьи псы». Тис уверял, что только оборотни и смогли помочь человечеству выжить на Земле, обеспечив изобилие. Без этих волшебных существ люди бы просто умерли с голода. В конце своей речи Тис заявил, что подобные сообщества «правильных» оборотней есть еще и в Германии, и в России. Чтобы помогать вверенным им народам, они спускаются в Ад и там воюют со своими колдунами. Старик рассказал свою историю очень уверенно и не путался в показаниях. А вот от встречи с местным священником оборотень отказался, заявив, что является сам себе святым отцом. Тис заявил, что он далеко не первый и не последний, и после него священная война будет все так же продолжаться. Суд долго думал, что же делать с этим оборотнем. Не награждать же его, в самом деле! В итоге после долгих совещаний было решено приговорить Тиса к десяти ударам плетью за суеверия и идолопоклонство.

Жан Гренье. Осенью 1603 года область Ланды на юго-западе Франции была охвачена паникой. В одной из деревень стали пропадать маленькие дети, причем самым волшебным образом. Однажды спящий младенец пропал прямо из люльки, когда мать отошла буквально на несколько минут. Кто-то говорил, что всему виной волки, другие же шепотом предполагали вмешательство нечистой силы. Своего пика ужас достиг тогда, когда домой прибежала 13-летняя Маргарита Пуарье. Она была вся в ранах и клялась, что на нее напал какой-то жуткий монстр. Девочка пасла корову, как вдруг из леса выскочил какой-то зверь с рыжей шерстью. Маргарита сказала, что это была словно огромная собака, которая своими острыми зубами вцепилась в платье. Хорошо еще, что у девочки в руках оказалась крепкая палка с острым металлическим наконечником. Ею она храбро отбивалась от монстра и сумела прогнать его. А через некоторое время 14-летний мальчик Жан Греньер, сын поденщика, хвастал, что это он превратился в волка и напал на девочку. И только палка спасла ее от смерти, которая уже настигла нескольких других детей.

Оборотни миф или реальность

Как и все в мире, многомерную человеческую природу возможно использовать как в высших, так и в низших целях. Кроме тех способностей, которые справедливо относятся к будущим эволюционными достижениями человечества, определенный круг людей, именуемый колдунами и черными магами, отдавал предпочтение использовать многомерную природу организма человека далеко не в духовных целях. Одной из необычных способностей, доступной магам и колдунам, было превращение человека в животное, называемое в народе оборотничеством. О такой способности, доступной узкому кругу людей, говорится в преданиях всех стран мира. Известно что народная фантазия всегда была богата на выдумки, но известно и другое - дыма без огня не бывает.

В основе всех поверий, как правило, лежит какое-то реальное явление, дающее основу для «устного народного творчества». Вероятно, наиболее фантастическим из всех традиционных суеверий является представление . Возможно ли превращение человека в животное? С точки зрения рационалистического, современного мышления вера в оборотней может показаться наивной сказкой - не более. И все-же в мире существует много такого, что, не укладываясь в рамки здравого смысла, все же живет и действует! Более того - многое, что ранее считалось сказками, в наше время получило новый угол рассмотрения благодаря знакомству с эзотерическими науками.

Эзотерика утверждает, что основой для такого рода превращений является многомерная природа человека, которая является причиной всех чудес и паранормальных возможностей в 99 % случаев их подлинного проявления. Именно наличие в физическом человеческом теле невидимого тонкоматериального двойника - носителя сознания, способного к самостоятельным действиям вне своей физической оболочки - и является основой самого загадочного превращения из всех, на которые способен человек.

Явление оборотничества даже в фольклоре рассматривается как составная часть магического искусства. Оборотнями как правило являлись «профессиональные» колдуны, в арсенале которых есть и другие «фокусы». Но известны и такие случаи, когда оборотничество было как бы прирожденной способностью редких людей, не занимавшихся колдовством. Эта таинственная способность присутствовала в человеке попросту от рождения. Но такого рода явления встречались в значительной мере реже, чем оборотничество колдунов.

В деревнях, в которых жили колдуны-оборотни, как правило, все быстро узнавали об их «странностях». Известны были и последствия их рисковых и жутких превращений: если подстрелить животное-оборотня, то у человека, в которого он после превратится, будет рана на том же месте, что и у зверя. А вот поверье что оборотня можно убить лишь серебряной пулей, относится уже к позднейшим легендам. Серебро действительно является металлом с сильнейшими оккультными свойствами, оно имеет способность хорошо проводить и аккумулировать в себе духовные энергии. Но оборотня возможно убить и без серебряной пули, так же как и обычное животное. Хотя рассказы о том, что животное-оборотень обладает особенной хитростью, изворотливостью и физической силой, также верны.

К. Кастанеда в одной из своих книг описал случай, который произошел с деревенской колдуньей, умевшей превращаться в собаку. Эта собака любила лазить в дома соседей, жителей индейской деревни, и воровать у них мясо и сыр. Местные жители знали о том, что за собака забирается иногда в их дома, и не трогали ее. Тем более что колдунья жила бедновато. Но как-то собака забралась в дом человека, который не стал церемониться с незваной гостьей. Сняв со стены ружье он выстрелил в нее. Собака погибла, и в тот же час умерла в своем доме женщина-оборотень.

«Другой путь»

Ученый-востоковед В.Н.Туркин, живший на протяжении многих лет в Индии и Тибете, в беседе с ближайшими учениками подтверждал возможность существования невидимых психоэнергетических связей между человеком и животным, в частности, явления, которое в народе называется оборотничеством. Очень любопытен в данном вопросе подход к этой проблеме именно ученого. Люди «западного», рационалистического, мышления привыкли рассматривать все необъяснимые явления в соответствии с одним критерием - научно это или ненаучно. Современная жизнь показывает, насколько узок такой критерий. Ведь наука знает далеко не о всех явления природы в силу того, что сам метод научного постижения мира, основанный, как правило, на видимых результатах, не может охватить собой все явления бытия и в особенности ту область, которая соприкасается с миром других измерений.


Так, к примеру, другой выдающийся востоковед, человек широкого мышления и огромных знаний, профессор Ю.Н.Рерих, стремясь воспитать в своих учениках наиболее объективный и непредвзятый подход ко всем явлениям жизни, рассказывал им о том, что существует два пути постижения мира - путь науки и… другой путь. Ю.Н.Рерих говорил, что «другой» путь был у человека до того, как он подошел к цивилизации. И теперь на Западе такой путь позабыт, но на Востоке, в тех уголках земли, которые остались не причастными к цивилизации, этот путь остался. А вместе с этим таинственным «ненаучным» путем постижения мира на Востоке остались и не менее загадочные явления, непостижимые и невозможные с научной точки зрения. Не случайно многие ученые-востоковеды свидетельствовали о том, что именно на Востоке явление оборотней хорошо известное и в наше время и ни у кого не вызывает сомнений…

Одна из учениц известного востоковеда, Т.Я.Елизаренкова, так передавала рассказ ученого об оборотнях: «В глухом районе Индии, в деревне на краю джунглей, ссорятся между собой два человека. Ссора смертельная, и один из спорящих запирается в своей хижине и сосредоточивается. Его сосредоточенность приводит к тому, что он становится одним целым с тигром-людоедом в джунглях. Он сидит у себя дома, не ест и не пьет, находится в особенном состоянии полной сосредоточенности. Вся деревня замирает, все знают, какой будет развязка. Исходов может быть два. Тигр бродит, петляет вокруг деревни. Если он настигнет противника и убьет, то связь между тем, кто сидит в хижине сосредоточенный, и тигром разрывается. А если противнику удастся убить тигра - тот, кто сосредоточен, в этот момент умирает».

Явление оборотней любопытно прежде всего тем, что затрагивает иные миры и материи, которые современная наука только начинает изучать.

Однажды во время беседы с Ю.Н.Рерихом тему оборотней затронул и известный писатель-фантаст И.А.Ефремов, сказав, что это явная выдумка. Но, как вспоминала участница этой беседы А.Д.Арендт, Ю.Н.Рерих возразил абсолютно серьезным тоном, что это вовсе не выдумка и что в некоторых индийских племенах могут установить такую связь через астрал и другие планы. «Если такое животное убивают на охоте, его, так сказать, “напарник”, то есть человек, завязавший с ним оккультную связь, тоже умирает. С помощью этого животного человек способен видеть обстановку в джунглях и окружение этого зверя»,- рассказывал ученый.

Итак, - как средство таинственной связи человека с животным! В чем же состоит механизм такой связи? Сейчас уже не возникает сомнений, что - это не выдумка и не миф, а реальное явление, часть которого, кроме того, является структурным элементом организма самого человека. У есть способности, которые издавна знают и применяют колдуны и маги. Будучи в полном смысле слова носителем сознания и жизненного начала, астральное тело имеет способность переносить и то и другое не только в мир иной, но и в другие физические тела-оболочки. Сознание человека может покинуть его физическое тело и переместиться в физическое тело животного.

Как становятся оборотнями

Как же происходит загадочный процесс превращения человека в животное? Е.И.Рерих, отвечая в своих письмах на вопросы друзей, описала один такой случай, который произошел во время выступления индийского факира: «В Индии и сейчас можно увидеть феномен переноса жизненного принципа. Так, один факир в присутствии нескольких европейцев оживил только что убитого воробья (задушенного). При этом сам он впал в транс, и, пока он находился в этом состоянии, воробей ожил и начал даже летать, но, лишь только факир пришел в себя, воробей вновь околел». Описывая этот случай, Е.И.Рерих подчеркнула, что такого рода использование способности перенесения жизненного принципа мог допустить только факир: йог никогда не позволил бы убивать птицу для проведения подобного эксперимента.

Вполне вероятно, что астральная связь между человеком и животным, о которой упоминал Ю.Н.Рерих, в явлении оборотней может принимать и другие формы. Но тот факт, что некоторые из магов способны «вселять» свое астральное тело в физическое тело животного, подтверждено старинным народным поверьем, что когда оборотень-животное подходит к водоему или к зеркалу, на их поверхности отражается полупрозрачная фигура человека, а не только физическое тело животного. «Переселением» астрального человеческого тела в тело животного объясняется и тот факт, что раны, нанесенные животному-оборотню, появляются на теле вселившегося в него человека.

О таких случаях повествует и славянский фольклор: если ведьме-оборотню, превращающейся в свинью или кошку, отсечь ухо или лапу, то и в «человеческом образе» ведьма лишится уха или руки. Кроме свиней и кошек русские и украинские ведьмы и колдуны были способны превращаться в лошадей, баранов, волков, собак. Западноевропейский фольклор добавлял в этот список еще и медведей. На Востоке, кроме тигров, были «популярны» также оборотни-леопарды. Японцы зверем-оборотнем издавна считают лису.

Явление оборотничества имело большое разнообразие не только в отношении того, в кого возможно было превратиться, но и в отношении способов превращения. Вариант, когда астральное тело человека переселяется в тело животного, а его физическое тело находится в состоянии транса,- это, оказывается, не единственный способ оборотничества. Согласно легендам и свидетельствам очевидцев, оборотень может превратиться из человека в животное почти мгновенно и… вместе со своим физическим телом. Последнее довольно трудно себе представить - и тем не менее…

В некоторых эзотерических источниках имеются указания на то, что в человеке, верней в его энергетическом комплексе, есть так называемое низшее ментальное тело - принцип, который когда-то был в организме доисторических животных, давно уже вымерших. Этот принцип представляет собой некий мост связи между энергетической природой человека и древних животных форм. В астральном теле современного животного этого принципа нет. А в энергетической структуре человека низшее ментальное тело осталось. Кроме того, всем известно, что человеческий эмбрион в утробе матери на разных стадиях своего развития повторяет своим внешним видом разные животные формы, будто собирая в себе генофонд всего животного царства Земли.

«Я действительно стал вороной?»

С выходом в свет серии интересных работ К.Кастанеды у нас, кажется, появилась возможность не только узнать об удивительных способностях человеческого организма, но и взглянуть на механику превращений человека в животное, так сказать, от первого лица. В ходе магической практики, которой обучали Кастанеду учителя-индейцы, ученику приходилось овладевать многими приемами традиционной магии, в том числе и искусствам превращаться в животных. Первым существом, в которое превратился отчаянный американский ученый, была ворона. Свои ощущения Кастанеда описывал так:

«Я чувствовал, как у меня вырастают птичьи лапы, вначале слабые и дрожащие. Я ощущал, как из задней части моей шеи выходит хвост, а из скул - крылья. Крылья были туго свернуты. Чувствовал, как постепенно они выходят. Процесс был трудным, но не болезненным. Затем я моргал до тех пор, пока моя голова не уменьшилась до размера вороньей. Но самый удивительный эффект произошел с моими глазами. Я начал видеть, как птица! Пока дон Хуан не велел мне смотреть вбок, у моих глаз не было по сути полного обзора. Я мог, мигая одним глазом, сдвинуть фокус зрения с одного глаза на другой. <…> Я помню, что “распластал свои крылья и полетел”. Я чувствовал себя одиноким, проносясь по воздуху. <…> Это больше походило на ходьбу, чем на полет. И утомляло мое тело. Ощущения свободного парения и воодушевления не было».

Конечно, возникает вопрос: в действительности ли физическое тело Кастанеды превратилось в ворону? Или в состоянии особенного транса его сознание «переселилось» в тело вороны, как это чаще всего бывает с оборотнями? Кастанеда задал своему учителю неизбежный вопрос: «Я действительно стал вороной? То есть что - любой, кто посмотрит на меня, примет меня за обыкновенную ворону?» Прямой ответ на этот вопрос Кастанеда получил несколько позднее. Дон Хуан сказал ему, что манипулирование сознанием, служащее основой для превращения в любое другое существо (это называлось у индейских магов «смещением точки сборки»), вызывает полную трансформацию организма человека, в том числе и его физического тела.

Продолжая тему экспериментов по превращениям, дон Хуан сообщил своему ученику, что ворона - это наиболее эффективный объект для превращения: «Ворона в безопасности. Ее размеры и природа идеальны. Она может безопасно проникать в любое место, не привлекая внимания. С другой стороны возможно стать львом или медведем. Но это весьма опасно. Эти твари довольно велики, чтобы превращаться в них, потребуется слишком много энергии. Можно еще стать ящерицей, или тараканом, или даже муравьем, но это еще более опасно, потому что крупные животные охотятся за мелкими».

Судьбы представителей животного царства в самом деле могут быть загадочными. Но наибольшую загадку природы представляет собой гомо сапиенс. Непостижимо загадочный, изучаемый, но неизученный, он еще долго будет манить самого себя тайнами своего внутреннего существа.


Тамбовская область. Этот край у россиян давно ассоциируется с ним – с ВОЛКОМ. Но дело не только в этой известной поговорке. В этих местах можно услышать невероятные, порой ужасающие истории, поверить в которые человеческий разум просто отказывается. Местные жители наперебой рассказывают леденящие душу реальные события, произнося слово «оборотень» как приговор, как реальность, с которой им пришлось смириться. Дети, рожденные с волосяным покровом и продленным позвоночником, постоянно исчезающие люди, странные смерти…

Но на самом ли деле существуют эти полузвери-полулюди, известные нам из старинных легенд? И насколько вероятно, что эти жуткие монстры ходят рядом с нами по земле?

Всего в ста километрах от цивилизации, от города Тамбова есть места, которые называют гиблыми, аномальными, блудными, проклятыми и даже заклятыми. Здесь всегда что-то случается. Ходят слухи, что в деревнях, которые здесь находятся, живут колдуны, ведьмы и даже оборотни.

Эти земли населяет народ мордва, который всегда славился своей тягой к колдовству. Этот народ не просто считается хранителем тайны колдовства, у него всегда было особое верование, связанное с животными. До сих пор люди рассказывают, что в этих деревнях существует нечистая потусторонняя сила, люди-оборотни, которые могут оборачиваться в неодушевленные предметы или животные, например, в свинью. Однако свинья – это начальный уровень местной магии. Гораздо страшнее люди — волки.

Археологи в этих местах постоянно находят странные предметы, которые, по их мнению, являются орудием борьбы с оборотнями. Серпы, а именно так выглядят эти предметы, предназначены для убийства оборотней. Свидетельством тому остатки серебра, найденные на этих находках. Но если местные жители создавали оружие против оборотней, то это значит только одно: оборотни действительно существуют.

И действительно, в мордовских деревнях обычным людям сразу же становится некомфортно. У человека возникает необъяснимое чувство опасности и страха. Жители деревень уверены, что среди них на самом деле живут оборотни, но кто они, они не говорят, считая, что неведение облегчает им жизнь.

Появление оборотней часто связывают с ураганами, которые в этих местах не редкость. В хорошую погоду существ, трансформирующихся в волка или другого животного, встретить трудно. Но когда начинаются жуткие ветра, то оборотни выходят на охоту. К ураганам в этих местах, как правило, готовы, но это не отменяет их последствия. Причем, в Тамбовской области это четко обозначенная территория: от Моршанска до Мичуринска. Странно, но это именно те места, которые населяет мордва – народ, верящий в оборотни. Что это – случайное совпадение или закономерность?

Исследователи, изучающие данные явления, говорят, что многие путники в районе села Красиловка встречали страшные волосатые существа, имеющие достаточно высокий рост и всего один глаз. Это монстры, это — не люди, скорее зверолюди, уверены они. Причем местные краеведы, люди достаточно начитанные и цивилизованные, которым чужды суеверия, уверяют, что существование зверолюдей – не сказка, а действительность. Правда, в последние годы этих существ здесь по какой-то причине не видели, и неизвестно, ушли они или скрываются в ближних лесах, ожидая своего часа.

Их исчезновение связывают с местным чудом, находящимся в селе Новоситовка. Один из частых в этих местах ураганов выломал огромное дерево – ветлу, и на его месте забил священный родник. Многие видели священные лики в водах ручья. И здесь, в месте, где забил родник, добро преградило дорогу злу, и оборотни и зверолюди ушли, но куда – неизвестно. Может, они углубились в ближайшие леса или перешли жить в другие села и поселки, находящиеся на пути тамбовских ураганов. Местные жители уверены, что именно святая вода стала очищать местность от нечисти – оборотней, зверолюдей и т.д. А то, что все эти «черные» твари связаны между собой, здесь никто не сомневается.

Если свести воедино все поверья о колдунах, оборотнях и зверолюдях, то получается следующее: когда-то в этих местах рядом с людьми жили страшные одноглазые существа, немного похожие на людей. Они воровали мужчин и женщин из окружающих сел и, похоже, не только для того, чтобы удовлетворить свой звериный голод. У них рождались дети: нечто среднее между монстром и человеком. Они селились на окраинах поселений и слыли среди местных колдунами. Однако время от времени, под покровом ночи они могли оборачиваться в животных. Т.е. они были именно теми самыми оборотнями – людьми с волчьим обличием.

Оборотничество является весьма древним верованием. Ученые не могут доподлинно сказать, когда оно появилось, но в древнем искусстве сюжеты на эту тему встречаются тысяч за двадцать или тридцать лет до нашей эры.

Исследователи говорят, что исстари к оборотням на Руси относились как к реальности, а не как к сказке. То есть в них не только верили: их существование даже не оспаривалось. Уже в восемнадцатом веке некоторые люди привлекались к суду за колдовство и порчу, за то, что они обучали людей оборачиваться в животных. Существует немало исторических документов на эту тему. Есть даже определенные теории о том, как превращаться в оборотней.

Также в Тамбовской области находится место, именуемое Давыдовским городищем. В результате раскопок было выяснено, что город исчез с лица земли в результате пожара, и с тех пор это место необитаемо. Однако оно хранит немало тайн, которые ставят исследователей в тупик. Доподлинно известно, что здесь обитала мордва. Но это не типично для данного народа, который не склонен был создавать такие крупные города. Исследователи уверены, что крепость-городище было полностью уничтожено – выжжено дотла.

На руинах этого древнего языческого города было обнаружено две христианские печати, причем они старше чем произошло Крещение Руси, лет на триста. Кроме человеческих, на городище были найдены в огромном количестве волчьи кости — мордовские тотемы, оберегающие этот город. Обилие волчьих костей присуще мордве, ведь они свято верили в существование оборотней, а также в свое происхождение от них. Видимо захватчики, погубившие это городище, просто хотели уничтожить логово оборотней, поэтому они не грабили, не разоряли это богатое место, а просто закидали его огненными стрелами, чтобы на корню уничтожить зловещее селение.

Старожилы многих деревень в Тамбовской области уверенно говорят, что среди них и сегодня живут оборотни и колдуны. Однако никто из них не называет конкретных имен, ведь за неверно сказанное слово можно поплатиться жизнью. Видимо, веру в существование этих оборотней и объясняет тот факт, что на многих деревянных домах в деревнях снаружи нарисованы огромные кресты, отпугивающие «оборачивающихся».

Вообще, поклонные кресты в этих местах считаются единственным спасением от нечисти. Но намечается странная тенденция: в те места, где устанавливаются поклонные кресты, ураган больше не приходит. Местные жители говорят, что страшные смерчи доходят до православных крестов и останавливаются. Более того, ни о какой нечистой силе, оборотнях и колдунах в деревнях, которые охраняет Православный крест, очень давно не слышали.

Люди привыкли считать, что легенды, предания и мифы хороши лишь для маленьких детей и совсем забыли о том, что они несут в себе часть страшной правды. Правды, которая всегда должна напоминать людям о том, что зло всегда есть, и порой оно находится очень близко. И только вера и добро могут защитить от него.

No related links found



Термин ликантроп, при помощи которого описывают феномен оборотней, происходит от греческого мифа, в котором Зевс, приняв образ странника, посетил дворец царя Ликаона. Жестокий царь хотел узнать, человек этот странник или бог, поэтому решил его убить. Зевс в гневе разрушил дворец и сделал царя Ликаона волком на всю оставшуюся жизнь. Так появилось слово ликантропия, обозначающее превращение человека в волка.

Современные легенды об оборотнях появились в 1591 году, когда после многочисленных нападений собак на людей горожане обнаружили стаю, в которой вместе с собаками был волк, внезапно обернувшийся человеком. Позже этот человек был обвинен в убийстве нескольких горожан, в том числе и собственного сына; под пытками он сознался и был казнен. Этот случай перерос в легенду, и по всей Европе распространились слухи о волках-оборотнях. (Вы должны помнить, что мы говорим о тех временах, когда многие были неграмотны, а католическая церковь защищала своих прихожан от зла при помощи инквизиции. Люди были крайне суеверны, на этой почве пышно расцвела «охота на ведьм», многих невинных людей пытали, и под пытками они сознавались в преступлениях, которых не совершали.)

В 1621 году ученый и священнослужитель Роберт Бартон опубликовал книгу «Анатомия меланхолии», и люди по-другому начали смотреть на оборотней. Бартон верил, что ликантропия является формой безумия, и винил в ней все, начиная от ведьм и демонов до плохого питания и воздуха. После этого научное сообщество стало рассматривать ликантропию как психологическое явление, а не как физическую трансформацию.

Большую часть времени люди, считающие себя оборотнями, находились под воздействием галлюциногенов, содержащихся в пшенице, настойке опия и белладонне, которые много лет назад прописывали для лечения от определенных болезней. Комбинация этих лекарств и породила популярный миф об оборотнях, которые в полнолуние охотятся за добычей.

Эффект оборотня

Врачи говорят, что у некоторых людей можно создать эффект оборотня, если они не будут получать достаточное количество воды − в бреду такие люди стремятся напиться любой жидкости… даже человеческой крови.

Также существует редкое генетическое отклонение − порфириновая болезнь, результатом которой является недостаток гема, или содержащей железо части гемоглобина, что стимулирует рост волос. Помимо роста волос заметны и другие проявления, которые совпадают с мифами об оборотнях. Страдающие этим заболеванием люди не переносят света, плоть под ногтями отделяется, делая их похожими на когти. Кроме того, кожа начинает терять цвет, форма носа, ушей, глаз и пальцев искажается, на теле появляются язвы. Обычно такие люди страдают умственными расстройствами с маниакально-депрессивными тенденциями.

Феномен оборотня

Феномен оборотня является следствием таких факторов, как порфириновая болезнь, употребление отравленного спорыньей хлеба и медицинских препаратов, использовавшихся в то время. Комбинация галлюциногенного эффекта лекарств и хлеба и неправильное понимание сферы психологических заболеваний породили личностей, которые считались оборотнями, а темное Средневековье своей неграмотностью и суевериями способствовало распространению этих фантазий.