Былины об илье муромце. Илья Муромец — герой земли Русской

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальный человек, воин, служивший Киевскому князю.

Но если Илья Муромец — историческая личность, то почему он не упоминается ни в одной летописи? На это может быть несколько причин.

Во-первых , не так много письменных источников тех лет дошли до нас. И это не удивительно. Татары постоянно совершали набеги на землю русскую и сжигали города. Однажды во время пожара сгорели и книги из библиотеки Киево-Печерской Лавры.

Во-вторых , Илья был из простой крестьянской семьи. В то время постоянное войско князя — его дружина, набиралось из знатных людей. Возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика не мог оставить равнодушными родовитое боярство и опиравшихся на него князей золотого века Киевской Руси.

Поэтому имя народного героя было стерто со страниц истории. Но его невозможно было стереть из доброй памяти благодарного народа.

После смерти Илья был захоронен в пределе главного храма Киевской Руси — Софии Киевской . Там находилась великокняжеская усыпальница, в которой и князей-то не всех хоронили. А Илья Муромец делами своими мирскими был удостоен такой чести. Бояре о таком снисхождении и мечтать не могли.

Возможно, именно по этой причине позднее гробница Ильи Муромца при набеге была разрушена, а гробница его товарища — Добрыни Никитича , сына древлянского князя Мала, чудом уцелела.

Об этом упоминает в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота , который с 7 по 9 мая 1594 года был проездом в Киеве.

В то время Киево-Печерская лавра взяла на себя заботу о мощах богатыря. Там, в Ближних пещерах, его тело и покоится поныне.

№2 Илья Муромец — герой не только русского эпоса

Хотя в русских летописях не упоминается имя самого знаменитого героя русских былин, зато он является главным действующим лицом в одной из германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях.

Там говорится о нем как о могучем витязе, и называют его Ильей Русским .

№3 Великан

№4 Потомки Гущины

Сейчас село Карачарово стало частью современного города Мурома. На месте дома Ильи Муромца стоит новый дом с табличкой, мол жил на этом месте народный любимец и герой былин Илья Муромец. Жильцы этого дома утверждают, что они являются потомками богатыря. Из поколения в поколение они собирают всю информацию о их знаменитом предке. После воссоздания портрета Ильи Муромца, они показали фотографию своего прадеда. Сходство действительно наблюдается.

Они говорят, что феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

№5 «Сиднем сидел на печи тридцать лет и три года…»

Из сказаний нам известно, что Илья до 33 лет не мог ходить.

В народе была распространена такая история. Будто бы дед будущего русского героя Ильи Муромца был настоящим язычником и отказывался признавать христианство. Однажды он взял топор и разрубил православную икону. С того времени проклятие легло на его род. Все мальчики должны были рождаться калеками.

И вот через 10 лет родился внук, у которого был паралич ног. Но тот не отчаивался, а развивал остальные части тела. 33 года он не мог и шагу ступить по земле. Как-то раз в дом зашли «калики перехожие » – народные целители. Они и излечили богатыря с помощью заговоренной воды. Об этом говорят сказания старины глубокой.

Но самое интересное в том, что после изучения мощей Ильи Муромца, анатомы обнаружили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это означает, что этот человек действительно долгое время не мог ходить вследствие ущемления нервов спинного мозга.

№6 Возраст

Ученые до сих пор спорят о дате рождения и дате смерти героя, но по останкам удалось определить, что прожил богатырь 45-50 лет. Для того времени он был стариком .

№7 Первое исследование тела

Впервые тело Ильи Муромца исследовали советские ученые в 1963 году. В то атеистическое время ученые в своем заключении написали, что тело принадлежит человеку монголоидной расы , а ранения имитированы монахами лавры.

Между тем, монголоидные черты лица русского витязя отмечают и современные ученые.

№8 Дорожка прямоезжая

Помните начало былинных сказаний про Илью Муромца? «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова… » Казалось бы, все понятно. Вот город Муром. Село Карачарово теперь часть этого города, хотя и сохранило свое название. Но сомнения по поводу места рождения русского витязя были и в прошлом веке, есть и сейчас.

Имя былинного героя знали и на Черниговщине . Там есть года Карачев и Моровийск, названия которых созвучны селу Карачарову и городу Мурому.

Но если взглянуть на обычную географическую карту, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. И говорить о «Моровийском селе Карачеве» как-то странно. А вот если на карте отметить Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев, то можно провести одну линию. Вот и знаменитая «дорожка прямоезжая».

Именно по ней Илья едет в Киев, проезжая «через те леса, Брынские, через речку Смородинную », через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. Все населенные пункты сохранили свои прежние названия и существуют до сих пор. Даже речка Смородинная течет там по сей день.

Кроме того самый известный подвиг богатыря — бой с бандитом Соловьем-разбойником. Как известно, разбойник контролировал прямую дорогу до столицы Руси, Киева, и не давал спокойно пройти «ни конному, ни пешему ». Примерно в 1168 году Илья приехал в Киев. На тот момент на престоле восседал князь Мстислав , который приказал организовать охрану идущих в столицу торговых караванов, которые постоянно подвергались грабительству половцев. Вероятно, князь киевский поручил это своему богатырю Илье Муромцу, состоявшему в княжеской дружине.

Соловей был разбойником, промышлявшим набегами и кражами на дороге, а прозвище, как можно предположить, приклеилось к нему за его умение громко свистеть. Илья Муромец в поединке победил грабителя и освободил «дорогу прямоезжую». Это событие, без сомнения, имело не только большое экономическое значение для княжества, но и сделало жизнь простых людей спокойнее.

Освобождение прямоезжего пути от разбойников не осталось незамеченным и было приравнено народом к настоящему подвигу.

№9 Тайна смерти

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь » в исполнении сказителя Щеголенкова : «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана ». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей.

На данный момент времени официальные источники говорят, что родился богатырь Илья Муромец в период между 1150 и 1165 годами. А погиб он, как предполагают ученые, при взятии Киева ратью князя Рюрика Ростиславича в 1204 году, когда знаменитая Печерская лавра была разрушена и разграблена союзными Рюрику половцами. Смерть наступила от удара в грудь острого орудия (меча или копья).

№10 Святой

Существует легенда о том, почему Илья решил стать монахом. В очередном очень жестоком сражении богатырь был сильно ранен и чуть не был убит, но чудом выжил. В той битве он дал обет впредь никогда не поднимать меч, поселиться в монастыре и посвятить себя служению Богу. Илья Муромец подошел к стенам Лавры и скинул с себя все доспехи. Однако, бросить на землю меч не смог.

Так он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Оставшуюся часть своей жизни он провел в келье в постоянных молитвах.

Русский герой оставил после себя не только нетленную память . Тело Ильи, как и останки других монахов, которые захоронены в пещерах Печерской Лавры, нетленно. Но, в отличие от останков египетских фараонов, оно превратилось в мумию не благодаря обработке мумифицирующими составами, а по неизвестной современной науке причине.

Православные уверены, что если тело человека не разлагается, а постепенно превращается в мощи, то это дар свыше, поэтому человека можно считать святым.

Существует поверье, что мощи святорусского богатыря Ильи Муромца способны излечить тех, кто страдает страшными болезнями позвоночника и тех, у кого полностью парализованы ноги. Русский витязь и после смерти продолжает служить людям…

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ильи Муромца

Один из наиболее часто упоминаемых в древнерусских былинах и легендах героев Илья Муромец жил в XI веке. Именно к этому периоду относились сведения в первых письменных свидетельствах об его существовании. Современные научные исследования считали, что под этим именем скрывался Илья Чеботок, святой, мощи которого хранились в Киево-Печерской лавре.

Детские и юношеские годы

Предположительный год рождения богатыря − 1063-й. О месте рождения до недавних пор существовали лишь предположения. Наиболее популярными из них является то, что былинный герой родился в селе Карачарово неподалеку от Мурома, либо в Карачеве около Моровийска. Второй вариант многим казался более близким к истине из-за географического положения находящегося на месте этого населенного пункта села Моровск. Оно располагается рядом с дорогой из Чернигова в Киев. Кроме того, местный народный эпос содержал примерно те же сведения, что и письменные источники об Илие Печерском, мощи которого были использованы для формирования современных представлений об Илье Муромце. Также в них говорилось о родителях − отце Иване Тимофеевиче и матери Ефросинье Яковлевне.

Согласно представлениям о богатыре, былинный герой был ростом 1 метр 77 сантиметров с очень большой мышечной массой. Ее присутствие определили по характерным наростам на костях. Рентген останков выявил наличие акромегалии и спондилоартроза. Первое вызывает непропорциональный рост внутренних органов и костей, а второе − нарушает работу опорно-двигательного аппарата. Это подтвердило правдивость сведений в письменных источниках, относящихся к Средним векам. В них описывалась внешность былинного богатыря, где помимо высокого для тех времен роста отмечались большие конечности. Кроме того, спондилоартроз поддавался лечению даже в те времена точно таким же способом, как и сегодня – для этого нужен был всего лишь хороший мануальный терапевт. Представители именно этой профессии, скорей всего, поставили богатыря на ноги. В древнерусских писаниях упоминалось о посещении странниками – «каликами». Это были костоправы, которые вылечили 30-летнего Илью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Карьера воина

В 30-летнем возрасте, излечившись от болезни, он поступил в черниговскую княжескую дружину, приняв участие в защите Чернигова. Получив боевой опыт, он отправился в Киев. Его взяли в дружину, если верить летописям, после того, как он смог сдвинуть с места «камень неподвижный». В составе дружины он совершил свой самый известный подвиг.

Речь идет о бое с Соловьем-разбойником. В середине XII века торговля Киева с другими городами была нарушена из-за постоянных нападений половцев на караваны. Это заставляло направлять их другими дорогами, которые увеличивали путь, чуть ли, не вдвое − до «цельна тысяча», если верить древнерусским письменам. Занимавший в то время престол князь Мстислав приказал организовать охрану торговых караванов, обязанности которой, скорей всего, были возложены на Илью Муромца. Его победа оказалась настолько значима, что память о ней просуществовала, вплоть до наших дней.

Монастырь

После ранения Илья больше не мог состоять на службе в дружине. В одном из боев он получил перелом двух ребер и ключицы. Все травмы были с правой стороны, а их характер свидетельствовал о том, что удары были нанесены боевой палицей. В результате богатырь бы вынужден уйти в монастырь, где он прожил вплоть до своей смерти, ориентировочно в 1118 году. Причем, она не была естественной. Об этом говорилось в летописи от 1638 года монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского. Он указывал дату его кончины, как «за четыреста пятьдесят лет до того». Согласно современным исследованиям, к этому сроку следовало добавить еще полвека. Не исключена ошибка со стороны автора, работавшего с плохо сохранившимися надгробными плитами. Другие источники свидетельствовали о частых нападениях половцев на Киев в конце XI, а не в первой четверти XII века. В их отражениях принимала участие не только княжеская дружина, но и гражданское население, включая монахов. Это объяснило наличие на теле героя колотой раны в области сердца. Его смерть не была естественной. Скорей всего, он скончался от нее в течение нескольких минут в возрасте от 40 до 55 лет.

Богатырь Илья Муромец является, пожалуй, одним из самых популярных героев русского эпоса. Причём этого персонажа прекрасно знают абсолютно все поколения. Этому отчасти способствовало и создание современной серии российских мультфильмов, рассказывающих о ратных подвигах Ильи Муромца.

В 1643 году он был причислен к лику святых, а его чудотворные мощи находятся в Киево-Печерской лавре. Но точных сведений о жизни Ильи Муромца сохранилось крайне мало. Все помнят легенду о том, что он родился в крестьянской семье и до 30 лет не мог ходить. В народных сказаниях даже иногда встречалось имя его отца - крестьянина Ивана Тимофеевича - и информация о том, что якобы недуг мальчика стал наказанием за поведение его деда - он был язычником, не признавал христианство и однажды разрубил икону.

А чудесное исцеление случилось, когда в дом пришли "калики перехожие" - странники, поющие духовные стихи и былины. Они попросили мальчика поднести воды, но он сказал, что не сможет этого сделать, так как не умеет ходить. После повторных просьб странников он внезапно почувствовал силы и впервые встал на ноги.

Родился Илья, предположительно, между 1150 и 1165 годами. Местом рождения называют село Карачарово, расположенное близ Мурома. Ещё в ХVII веке в Муроме появилась Ильинская улица и другие, названия которых так или иначе были связаны с подвигами богатыря. А рядом с селом Карачарово в том же веке воздвигли Ильинский храм со святым колодцем Илии Муромца, разрушенный в 1930-е годы.

В XIX веке была историческая школа по изучению былин, они пытались под каждого исторического героя подобрать в летописи подходящего персонажа, - отметил Королёв. - Так, Добрыня Никитич - это дядя князя Владимира, Алёша Попович - ростовский боярин. А под Илью никого не нашли, и единственной зацепкой было прозвище, потому что в ранних вариантах он называется не Муромец, а Моровьянин, поэтому начался поиск - Муров, Моров. Существовал древнерусский город Моровийск, вот за него и попытались зацепиться.

Но это фантазия украинской стороны - она порождена желанием затащить всё на свою территорию. Это национальный комплекс небольшого народа, который пытается увеличить значимость собственной истории. Одна из их идей: любого исторического, культурного и литературного персонажа, который побывал в Малороссии или родился там, сделать украинцем. Вообще, в XIX веке понятия украинца не существовало. Что касается Ильи Муромца - это ещё одна попытка сделать себе знатного земляка, оторвать его от России

историк Александр Королёв

Одно из древнейших письменных упоминаний об Илье Муромце как русском богатыре относится к 1574 году, однако ещё в начале ХIII века в древнегерманском эпосе был герой Илия Русский, в связи с которым упоминались Смоленск, Киев, Полоцк. В конце XVI века оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский использовал образ Ильи в письме к Троицкому кастеляну Остафию Воловичу. Он жаловался на то, что терпит нужду, и сравнивал себя с русскими богатырями - в том числе с Ильёй Муромцем, - к которым также зачастую пренебрежительно относились до тех пор, пока не требовалась их помощь.

В русском эпосе первые подвиги Ильи Муромца были связаны с работой землепашца: он расчищал землю от огромных корней и камней, помогая людям возделывать её и получать урожай.

После он собирается отправиться в путь, чтобы совершать другие подвиги. Но прежде просит благословения родителей. Этот сюжет очень распространён в русских былинах - многие сказы об Илье Муромце начинаются именно с эпизода благословения родителей, а иногда ему посвящены и отдельные былины.

Одна из подобных былин, записанная в 1903 году в станице Клетской (нынешняя Волгоградская область), приведена в сборнике Листопадова "Песни донских казаков".

Как сказано в былинах, Илья Муромец отправился в Киев. Он, возглавив других богатырей, сражался с врагами Руси, защищая её границы. Например, в летописях сказано, что русские богатыри, в частности, вытеснили половцев за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.

В одной из былин говорится, что после ратных подвигов богатыри вернулись в Киев, где они разошлись по монастырям и стали монахами. В их числе был и Илья Муромец, принявший постриг в Печерском монастыре. В кратком житии преподобного Илии указано его прозвище - Чоботок, то есть "сапожок". Согласно преданию, однажды в монастырь пришли враги, а Илья в тот момент обувался. Он успел надеть лишь один сапог, а вторым стал обороняться. В итоге этим сапогом он и разогнал врагов.

Точные обстоятельства смерти богатыря также трудно установить. По одной из версий, он был ранен острым орудием в грудь во время боя. Считается, что он скончался около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Судя по дошедшим письменным свидетельствам, сначала мощи Ильи Муромца были захоронены в храме Святой Софии в Киеве, но со временем их перенесли в Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской лавры.

По мнению историка Александра Королёва, Илья Муромец - это былинный персонаж, а о его могиле заговорили только в начале XVII века.

В основе моей книги история литературного образа, но с учётом того, что у этого образа есть прототипы, это симбиоз многих людей, которые оказывали какое-то воздействие на протяжении столетий на этот образ. Есть материальные вещи, например могила в Киево-Печерской лавре - на ней указание, что инок был родом из Карачарова. На самом деле, в общем-то, это литературный персонаж, но в его основе лежат истории о многих героях, - отметил Королёв. - Что касается могилы в Киеве - это поздняя инновация, и до начала XVII века эту могилу указывали как захоронение другого человека. Потом в Великороссию пришла популярность Ильи Муромца, и, чтобы привлечь внимание к лавре, вот такая работа была проведена. Всё очень условно.

Несмотря на то что достоверность многих сказаний не доказана, Илья Муромец стал настоящим национальным героем. Его почитают как покровителя русского воинства, с особым трепетом к нему относятся казаки.

Здесь, на Дону, на южной окраине рус­ского государства, в постоянной, тревожной борьбе с враждебными на­родами идеалом мужества, смелости и предприимчивости для казака - защитника родины и её границ являлись богатыри: Добрыня-Дончак, Илья Муромец ("старый казак"), Дюк Степанович, Васюшка Буслаевич. А за ними казацкие богатыри - Степан Разин, Емельян Пугачёв, Некрасов, Булавин, Ермак Тимофеевич, Иван Матвеевич Краснощёков. Значительная часть былин долго сохранялась в памяти казаков и дошла до наших дней; большинство же, нужно полагать, бесследно исчезло, забытое и утерянное, без надежды на восстановление, - писал Листопадов в предисловии к сборнику "Песни донских казаков".

В его книге собраны десятки былин, где упоминается Илья Муромец. Например, в 1908 году он записал б ылину "Ай да как во славном было во городе" в станице Распопинской, где упоминается Киев.

Похожий текст про речку Смородинку бытовал в начале XX века в станице Марьянской, но там упоминается и Киев, и село Карачарово. В 1911 году Листопадов в Марьянской записал былину про богатыря, которая начиналась словами:

По словам Александра Королёва, Украина, в отличие от России, не может похвастаться столь богатым фольклорным наследием, связанным с Ильёй Муромцем, и это, по его мнению, только подтверждает безосновательность заявлений о черниговском происхождении богатыря.

Земля русская богата природными ресурсами, насыщена историческими ценностями и полна чудесами. Особое место здесь занимают жизни великих людей, сделавших историю. Но чем больше степень давности какого-либо события, тем вероятней встретить расхождения в исторических фактах. Это касается и такой личности, как Илья Муромец. Биография этого человека до сих пор вызывает споры и порождает домыслы.

Русские богатыри

Большое значение в истории придается людям, защищавшим родную землю. Во все времена смуты, распрей и войн были свои герои, те, кто нередко ценой собственной жизни защищали родину. Порой и от одного человека может зависеть ход боя. Особенно, если эти люди руководили войсками, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князья Игорь и Святослав.

Более других в этом преуспел род Рюриковичей. Испокон веков защищали они Русскую землю от набегов язычников. А как гласит история, Русь нередко подвергалась нашествию иноплеменников.

О богатырях стали говорить со времен правления князя Владимира. В 988 году Великий князь принял важнейшее в истории решение для русских земель. Но и после Крещения Руси земли ее подвергались многочисленным нападениям со стороны врагов.

Однако именно это и способствовало прославлению защитников, к которым причислен и русский богатырь Илья Муромец. Биография этого богатыря не до конца раскрыта. История сообщает и о самозванцах, желавших воспользоваться чужой славой.

Илья Муромец: биография сквозь историю

Местом рождения защитника Руси считается село Карачарово, что под Муромом. О дате рождения официальных данных нет, но было это более восьмисот лет назад. Известно, что родители его были крестьянами преклонного возраста.

Главным ключевым моментом, основанном на былинах, является обретение богатырем силы. Первое упоминание о защитнике посвящено рассказу, откуда появился Илья Муромец. Биография рассказывает о чудесном исцелении будущего богатыря.

Чудо, подарившее Киевской Руси защитника

До 33 лет (в разных источниках имеются расхождения возраста) Илья Муромец не владел руками и ногами, будучи калекой от рождения. Однажды, когда он был дома один, подошли под окна старцы перехожие. Попросили у него милостыню и попить. Илья в дом их пригласил, но сказал, что милостыню подал бы, если б ходить мог. Тогда старцы приказали ему встать с печи и идти. Послушавшись их, будущий богатырь слез с печи и к своему великому удивлению пошел, вроде и не болел прежде.

А когда старцы воды, принесенной им, испили, приказали ему допить остатки. Выпил Илья воды и такую силу в себе почувствовал, будто землю всю сможет перевернуть. После чего старцы ему сказали коня найти и на служение к князю отправиться. Так и началась служба богатыря на защите Отчизны.

О подвигах

Легендарной личностью был Илья Муромец. Биография кратко изложена в былинах да легендах, которые его восхваляли.

На службе у князя Владимира Илья Муромец собрал дружину могучую и был поставлен князем главным над воинами. К тому времени причисляют и существование многих других прославленных богатырей. А поучиться Илье было у кого. Ведь его крестный был известным богатырем. Самсон Самойлович тоже входил в княжескую дружину, в которой состоял и Илья Муромец.

Биография, краткое содержание которой гласит о подвигах богатыря, однако, передана короткими былинами, ходившими в народе. И здесь можно лишь догадываться, чьим прототипом были враги Ильи Муромца.

Известно, что великий защитник хранил русские земли от вражеских набегов, бился с другими иноплеменными богатырями, а также героями былин. Все они несли угрозу Руси, разбойничали или пытались захватить власть и земли. В былинах эти герои названы: Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, драконом и другими.

Память о преподобном святом

Богатырь Илья Муромец, биография которого говорит о многочисленных подвигах, чаще всего отождествляется со святым Илией Печерским. Мощи преподобного до сих пор хранятся нетленными в Киево-Печерской лавре. Однако из этого следует, что богатырь жил на 150-200 лет позднее Владимира Великого, который упоминается в былинах. Но это можно пояснить тем, что князь Владимир был более известен, чем его преемники, потому и упоминался в народных сказаниях даже после смерти.

Учеными установлено, что Илья Муромец был убит в бою ударом в сердце. А его мощи свидетельствуют о многочисленных боевых травмах. Быть может, именно тяжелые ранения в бою послужили поводом постричься в монахи.

Народные выдумки и былины

На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.

А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день.

В жизни великих людей всегда есть место для народных домыслов и легенд, особенно если это подкреплено временем. Так и жизнь русского богатыря осталась не раскрытой, окутанной завесой тайны. А былины и народные сказания о нем распространены также далеко за пределами русской земли. И всем отлично известно, кто такой Илья Муромец. Биография богатыря располагает к написанию книг и созданию фильмов о самоотверженном защитнике.


28 мая - День пограничника, отмечаемый одновременно в России, Белоруссии и на Украине. В этот день давайте вспомним святого покровителя пограничных войск - Илью Муромца, одинаково почитаемого братскими народами, составляющими Святую Русь.

Имя Ильи Муромца не фигурирует в летописях и других документах соответствующей эпохи. Но мощи богатыря, сохраняемые в Киево-Печерской обители, свидетельствуют, что это был не мифический, а вполне реальный персонаж истории, живший в XI-XII веках.

Возглавил непобедимую дружину защитников Руси Илья Муромец - герой сказаний, созданных по следам эпохи Владимира Мономаха. Вторым по рангу стал Добрыня Никитич; его реальным прообразом был знаменитый воевода Добрыня, дядя князя Владимира Святославича Красное Солнышко. Почётное третье место занял Алёша Попович.

Слава Ильи Муромца ещё в древние времена вышла за рубежи Русской земли - он упомянут в произведениях германо-скандинавской эпики, записанных не позднее XIII века. А на Руси он был так же знаменит, как Роланд в странах Западной Европы.

Второразрядного вассала Карла Великого обессмертила «Песнь о Роланде», созданная гениальным западноевропейским поэтом, которого, возможно, звали Турольд.

Воина Илью из Мурома прославило поэтическое сказание, созданное безвестным гением Древней Руси. Это сказание, в отличие от «Песни о Роланде», не было записано в первозданном виде и сохранялось в традиции устного пересказа. Содержание шедевра древнерусской словесности, а также некоторые элементы его художественного оформления дошли до нас в цикле былин, огрублённых по стилю и языку крестьянской средой, где они бытовали до первых записей, осуществлённых лишь в XIX веке.

Рассматривая в таком свете былинные тексты, можно выделить в них исходную сюжетную линию, выстроенную по фактам подлинной биографии Ильи Муромца.

Хронологические рамки биографии Ильи Муромца

Согласно мнению, доминирующему в научной среде, Илья Муромец служил Владимиру Мономаху - одному из самых выдающихся государей киевской эпохи.

Былины повествуют о тяжком недуге, парализовавшем богатыря в юности (данный факт косвенно подтвердила экспертиза мощей, проводившаяся в 1988 году). Излечившись в тридцатилетнем возрасте, Илья решил стать профессиональным воином.

Вскоре он принял боевое крещение под Черниговом, защищая этот город. Произошло это предположительно в 1093 году. К такому утверждению подводит анализ былинных текстов в сопоставлении с летописной военно-политической хроникой (соответствующие выкладки частично представлены ниже). Следовательно, вероятный год рождения Ильи Муромца - 1063.

Экспертиза 1988 года установила, что знаменитый богатырь мог прожить от 40 до 55 лет.

В 1638 году монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский указал, что Илья Муромец скончался «за 450 лет до того времени», то есть в 1188 году. Эту датировку принять невозможно, так как она выводит годы жизни Ильи за пределы эпохи Мономаха, скончавшегося в 1125 году. Однако учёный монах не мог год смерти прославленного богатыря измыслить по своей прихоти. Афанасий, скорее всего, руководствовался какой-то записью, хранившейся тогда в документах монастыря, или надписью у надгробья Ильи.

Год 1188 от Р.Х. соответствует 6696 году «от сотворения мира». В древнерусской цифровой системе это последнее четырёхзначное число могло выглядеть примерно так:

S X Y S
/

Можно предположить, что увиденная Кальнофойским конфигурация цифр была слегка повреждена. Знак «червь» (Y), обозначавший число 90, мог появиться вместо знака «како» (К) - 20. Одна нижняя палочка стёрлась, и вместо К появилось некое подобие Y. На самом же деле год смерти Ильи был, вероятно, означен следующим образом:

S X К S
/

Отображая эту цифровую комбинацию в современной десятичной системе, получаем 6626 год «от сотворения мира», 1118 год от Р.Х.

Следовательно, Илья Муромец, родившийся в 1063 году, прожил 55 лет, что вполне согласуется с данными экспертизы 1988 года.

Эпизоды боевой карьеры

Как известно, Илья Муромец родился в селе Карачарове в крестьянской семье. Поэтому его желание стать профессиональным защитником отечества не могло осуществиться запросто, даже при наличии богатырской силы.

Войско той поры было ополчением, собиравшимся на период боевых действий, а затем распускавшимся по домам. Профессиональными воинами были лишь княжеские дружинники, обладавшие высоким социальным статусом. Для того чтобы «мужик-деревенщина» оказался в рядах дружинной корпорации, требовались особые обстоятельства. И такие обстоятельства возникли в 1093 году.

Тогда умер великий князь киевский Всеволод, и его сын Владимир Мономах добровольно уступил великое княжение двоюродному брату Святополку Изяславичу, а себе взял в удел Чернигов. Вскоре после этого кузены-князья выступили против половцев, но потерпели жестокое поражение на реке Стугне. Мономах вернулся в Чернигов, где стал срочно собирать новое войско.

На первую свою войну добрый молодец Илья отправился, надо полагать, не в одиночку, а в составе воинского контингента, выступившего на помощь Мономаху из Мурома, который в ту пору входил в состав Черниговского княжества.

«У того ли города Чернигова нагнано-то силушки черным-черно… Он как стал-то эту силу великую, стал конём топтать да стал копьём колоть…» Вражеской силой, с которой бился Илья, были половцы, которых привёл русский князь Олег Святославич, опаснейший враг Мономаха и Святополка (при этом - их двоюродный брат). Олег требовал себе Черниговское княжение, которое некогда принадлежало его отцу по завещанию Ярослава Мудрого.

Бои продолжались 8 дней, после чего Мономах уступил город врагу-родственнику, не желая продолжать междоусобную войну в то время, когда половцы терзали русские земли.

Новому князю присягнули черниговские бояре и воины, присягнули муромцы, но Илья не последовал общему примеру.

Владимир Мономах отправился в Переяславль с семьёй и дружиной, в которой осталось не более 100 воинов. Достойное место в этой отборной дружине занял воин Илья - простолюдин из города Мурома.

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, но это не принесло спокойствия Русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, пограничный люд стонал от их насилий.

В 1094 году к стенам Переяславля заявился половецкий хан Итларь (Идолище, как его именуют былины) со своей ордой, как бы в гости к «русским друзьям». Мономаху пришлось пригласить Итларя в город. При этом безопасность хана должен был гарантировать юный сын русского князя Святослав, отданный в заложники половцам.

Хан, принятый в городе с почётом, держался надменно, как победитель среди побеждённого народа. Его поведение унижало князя на глазах сограждан. Бояре советовали разделаться с пришельцами, и после некоторых колебаний Мономах согласился. Княжеские дружинники и наёмные торки напали ночью на половецкий стан и освободили Святослава, перебив его охранников. А утром был убит и хан Итларь.

В летописном рассказе о тех событиях отсутствуют немаловажные детали, которые можно восстановить по былинным сюжетам. Замыслив план нападения на половецкий стан, Мономах должен был подумать о защите Святослава. Обязанность телохранителя, по всей видимости, принял на себя Илья Муромец. Он проник в половецкий стан в обличье «калики перехожего» - нищего богомольца, хромая и опираясь на клюку. Половцы допустили его к Святославу: пусть убогий пришелец развлекает скучающего княжича. В решающий момент ночной схватки Илья закрыл собой княжеского сына от приставленных к нему стражей. Инвалидная клюка в деснице богатыря стала грозным оружием, а на пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то из половцев.

После расправы с Итларем вновь разгорелась война, в ходе которой Мономаху удалось объединить большинство русских княжеств в единый союз.

Войска русских князей отбили натиск половцев и совершили ряд глубоких рейдов по вражеской территории, смирив степных хищников, которым пришлось отказаться от набегов на Русь.

Илья Муромец участвовал во многих боях и походах, но не выслужил «хлеба мягкого» - высоких и комфортных должностей. А потому и не попал в летописи.

Но и рядовым воином богатырь не остался. Его назначили командиром станицы - небольшого отряда, дислоцированного на одной из пограничных застав. Станичники следили за степью, отражали набеги малых половецких ватаг. В больших походах станица Ильи Муромца исполняла функции разведки, добывала языков, уничтожала вражеские сторожевые посты. Это был настоящий пограничный спецназ, действия которого ощутимо способствовали триумфам русского воинства во времена Мономаха.

Бунтовщик по долгу службы и велению души

Двадцать лет Илья Муромец верой-правдой служил Владимиру Мономаху, который постепенно прибирал власть над Русью, формально оставаясь скромным удельным князем.

В 1113 году Святополк Изяславич умер и для фактического лидера страны открылась возможность стать великим князем. Но киевские вельможи во главе с тысяцким Путятой выдвинули Мономаху условия, с которыми тот не мог согласиться.

Чтобы избавиться от Путяты и его сподвижников, Мономах постарался привлечь на свою сторону горожан среднего достатка, недовольных боярским правлением, а более всего - лихоимством ростовщиков (которым покровительствовал покойный Святополк). Претендент на великое княжение негласно обещал облегчить жизнь почтенным горожанам, если они соберут вече и потребуют отставки тысяцкого. Эта акция требовала силовой поддержки, и переславский князь отрядил в Киев толковых воинов. В их числе оказался Илья Муромец. Он, как истинный выходец из народа, рад был постоять за народное дело.

А дело это обернулось немалыми неприятностями.

Когда среднезажиточные граждане вышли на улицы, к ним присоединилась городская чернь, и вместо благопристойного веча получился бунт. Толпа бесчинствовала на улицах, наводя страх на вельмож и духовенство. Илья в беспорядках активно участвовал, буянил сам и других подстрекал.

Бояре кинулись к Мономаху, умоляя его о защите. И, как только новый великий князь появился в Киеве, беспорядки сами собой прекратились.

Вступление в ангельский полк

Исполняя в Киеве специальное задание своего начальства, Илья Муромец переусердствовал и серьёзно навредил Мономаху, старавшемуся выглядеть в глазах общества строгим блюстителем законности. Князь разгневался и приговорил Илью к трём годам тюремного заключения.

Время смягчает дикие нравы, но вряд ли суть отношений между элитой и смердами слишком изменилась после того, как в 988 году Владимир крестил Русь (его языческий пантеон простоял всего восемь лет). Просто на смену богу князя и дружины Перуну пришёл Георгий Победоносец. Сын Владимира Ярослав (Мудрый) принял при крещении имя Георгий (Юрий) и начал метить этим именем пространство.

Богатырь не мог признать такой приговор справедливым. Выйдя из темницы, он решил служить не князьям, а Богу, принял иноческий сан в Киево-Печерской обители, где провёл остаток своей жизни (примерно с 1116-го по 1118 год).

Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Ильи Муромца, которым он поклонялся в 1701 году: «Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей, рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев, кроме глубокой округлой раны на левой руке имелось такое же значительное повреждение в левой области груди.

Таким образом, монастырская жизнь Ильи не завершилась мирным упокоением. Он был убит в рукопашной схватке, в которую вступил, по всей видимости, без оружия. Левая рука опытного бойца отреагировала на выпад копьём и пыталась отбить удар. Но в этой руке не было щита, и смертоносное оружие пронзило её, и незащищённое тело до самого сердца.

Последний бой Ильи Муромца происходил поблизости от монастыря или даже в его стенах. Тело, ещё не тронутое процессом разложения, сразу же после боя погребли в монастырском подземном некрополе, где оно подверглось естественному мумифицированию, и в таком виде сохранялось как минимум до начала XVIII века. Позднее мумия всё же истлела.

Киево-Печерская обитель в XII веке славилась богатствами, привлекавшими грабительские шайки разного рода. С одной из таких шаек и столкнулся, по всей видимости, прославленный богатырь.

Посмертная служба Ильи Муромца

Популярное сказание об Илье Муромце возникло примерно в тридцатых-сороковых годах XII века, по горячим следам драматической эпохи Владимира Мономаха. Но в силу причин политического характера (их анализ выходит за рамки данной статьи) автор сказания перенёс действие в отдалённое прошлое, во времена Владимира Красное Солнышко. При этом к реальным подвигам Ильи добавились переработанные сюжеты из языческой мифологии, включая красочный рассказ о победе Ильи над Соловьём-разбойником.

Непобедимый воин Илья не мог закончить жизнь столь жалким образом, как это произошло в действительности. Автор уготовил своему герою иную участь: выйдя из заключения, Илья совершил новые подвиги. Он победил несметные полчища царя Калина и стал преемником великого Святогора - древнего защитника славянских земель.

Яркое, образное повествование об Илье Муромце завоевало на Руси огромную популярность и передавалось от одного поколения сказителей к другому.

Былинные повествования об Илье оказались актуальным идеологическим материалом в XIV веке, накануне первых побед Московской Руси над ханами Золотой Орды. Сказители той поры внесли посильный вклад в общенародное дело: взяв за основу старинные шедевры поэтического творчества, они создали коллективный образ непобедимой богатырской дружины во главе с Ильёй Муромцем как пример для современников, ещё вынужденных мириться с ордынским игом.

В XVI-XVII веках повышенный интерес к преданиям об Илье Муромце проявился на Украине, где поднималось народное движение за освобождение от польского господства.

В 1643 году Илья Муромец был причислен православной церковью к лику святых в чине преподобного. Это произошло за пять лет до выступления Богдана Хмельницкого, итогом которого стало объединение Киева и Левобережной Украины с единоверной, братской Россией.

P.S.: Более полный и подробный вариант моего исследования об Илье Муромце читайте в интернет-журнале Перемены, .