Будда медицины фотография. Мантра будды медицины

Данная мантра почерпнута из практики одноименной йоги, и ее можно назвать не только мощным средством для достижения просветления, но также учением, исцеляющим телесные и духовные мучения. Чтение этой мантры способно очистить от страданий живущих и мертвых существ, дает просветление и приводит к совершенному счастью.

Эту мантру практикуют как основную для исцеления от заболеваний. Ее также наговаривают на воду и лекарства, которые затем дают болеющему. Данную мантру также применяют как профилактическое средства от вредных воздействий со стороны завистников и недоброжелателей.

Считается, что в основу медицины Тибета заложены именно те четыре исцеляющие тантры, которые передал людям Будда Медицины.

На изображениях тело этого Будды имеет ярко-синий цвет, он весь излучает свет лазуритового оттенка. По поверию, даже только прикоснувшийся к изображению Будды Медицины, в случае, если он наполнен искренней верой, сможет исцелиться духовно и физически.

Будда Медицины в состоянии помочь при врачевании серьезных заболеваний, в обретении душевного спокойствия для особо серьезных случаев. Обращение к этой практике также может помочь достигнуть успеха в делах и начинаниях. У некоторых людей, практикующих мантру Будды Медицины, может появиться способность ясновидения.

Произнося эту мантру, человек не только получает благо для себя, но и дарит его прочим живым существам. Ведь, по словам самого этого Будды, если эту мантру услышит даже животное, оно больше не будет перерождаться в существ из низших реальностей. Поэтому мантра приносит исцеление и благо не только читающему, но и всем, кто ее слышит, а также можно начитать над лекарством или водой, чтобы зарядить их целебной силой и улучшить эффект от применения лекарства.

Слова мантры

ТАДЬЯТХА

ОМ БХАЙШАДЖЬЕ МАХА БХАЙШАДЖЬЕ (БХАЙШАДЖЬЕ)

РАДЖА САМУГДАТЕ СВАХА

Упрощенный вариант чтения этого текста:

ТАЯТА ОМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ

МАХА БЕКАНЗЕ (БЕКАНЗЕ)

РАДЗА САМУГДАТЕ СОХА

Второе (БХАЙШАДЖЬЕ или БЕКАНЗЕ) – в скобках — можно не произносить.

Практиковать чтение данной мантры может тот, кто является посвященым Будде Медицины. Прошедшему такое посвящение мантру следует произносить ежедневно. Но и непосвященному, когда в нем есть сильная потребность оказать помощь живым существам, разрешается практиковать это чтение.

Чтение для себя или около болеющего живого существа

Перед чтением матры следует визуализировать Будду Медицины – парящим у себя над затылком, или парящим над головой больного, для которого проводится чтение. Визуализация должна сопровождать чтение.

Будда Медицины вначале должен являть собой семь своих воплощений, каждое из которых после очищения, исходящего от самого первого, «растворяется» в последующем. Визуализация производится при чтении мантры (читать следует семь раз). Из сердца Будды Медицины, а в последствии и от всего его тела, струится очищающий свет, избавляющий от любой болезни, кармического загрязнения, любых омрачений. Необходимо ощущать себя и все живые существа вокруг себя полностью очищенными, легкими, состоящими из света. В итоге при визуализации все воплощения Будды должны «раствориться» по очереди друг в друге, а затем в болеющем, становись с ним одним целым.

Чтение Мантры Будды Медицины над лекарством

Прежде всего стоит напомнить, что чем больше раз начитана мантра, ярче визуализация и непоколебимее уверенность в исцелении, тем более усиливается целебный эффект препарата.

Лекарство следует поместить в сосуд (чашу), поставить ее перед собой. Над лекарством нужно визуализировать диск Луны, а на этом диске – слог «ОМ», окрашенный в синий цвет. Этот слог должны окружать слоги мантры Будды Медицины, расположенные по часовой стрелке.

Во время чтения мантры при произношении каждого слога, из него следует визуализировать нектар, «стекающий» и «растворяющийся» в лекарстве. По окончании чтения манты сами слоги и диск Луны должны «раствориться» в лекарстве.

Очень приятно слушать живое исполнение мантры Будды Медицины, попробуйте!


ГЛАВА 1. ОБЗОР

Тибетская медицина - уникальная система врачевания и одна из древнейших сохранившихся в мире медицинских тради­ций. Однако буддийская медицина Тибета повсеместно игнориру­ется западными учеными и ей все еще предстоит занять свое законное место в истории мировой медицины. Эта работа являет­ся попыткой представить общую картину тибетской буддийской медицины - ее философию и историю, космологию и божествен­ный пантеон, методы лечения и этические принципы, - а также рассмотреть традицию ее психиатрии, которая является самой древней из сохранившихся в мире полностью зафиксированных письменно систем психиатрии.

Лечебная традиция Тибета пришла с буддизмом из Индии приблизительно в VII в. В те времена индийская аюрведическая медицина находилась на подъеме. Ее история насчитывала тыся­чу лет, и это была высокоразвитая письменная традиция, кото­рая опиралась на еще более ранние устные источники, уходив­шие своими корнями к эпохе Вед.

В течение столетий, после переноса классической Аюрведы в Тибет, индийская медицинская традиция была нарушена и частично забыта у себя на родине. Но она сохранялась в Тибете, где обогащалась вкладами Китая и Персии. Тибетцы присо­вокупили это к своим добуддийским шаманистским традици­ям и расширяют и развивают свою медицинскую систему по сей день.

Медицина Тибета уникальна соединением духовной, «магичес­кой», и рациональной практик врачевания. Необыкновенная эффективность тибетской медицины была известна по всей Цент­ральной Азии, а Тибет назывался Страной медицины и Землей

лекарственных растений. Сегодня эта древняя система врачева­ния находится под угрозой полного исчезновения.

В наше время тибетская буддийская медицина, как и вся культура Тибета, оказалась в изгнании и ведет борьбу за суще­ствование. Такая ситуация сложилась вследствие исторических обстоятельств, потому что китайский коммунизм силой заменил собой тибетский буддизм, который был исключительным и веду­щим фактором во всех сферах жизни тибетцев. После того как китайцы захватили Тибет в 1959, сотни тысяч тибетцев оказа­лись в изгнании. Среди них много великих лам Тибета, но мало великих тибетских врачей. Они - последнее поколение, представляющее тысячелетнюю культуру буддийского Тибета, и первое поколение тибетцев, вошедшее в широкий контакт с современ­ным миром.

Для того чтобы сохранить медицинскую традицию в изгна­нии, Его Святейшеством Далай-ламой был учрежден неболь­шой центр тибетской медицины с аптекой, клиникой, больни­цей и медицинской школой в Дхарамсале, Индия. Он обслужи­вает диаспору беженцев и расширил свою деятельность до при­ема больных в тибетских поселениях всего субконтинента 1 . Кроме того, существует некоторое количество частнопракти­кующих тибетских врачей и врачей-лам, которые продолжают практиковать древнее искусство в Индии и гималайских стра­нах.

Имеются сообщения, что в современном Тибете китайцы, с большим уважением относящиеся к медицине, сохранили боль­шую часть врачебной традиции этой страны, особенно огромное количество традиционных тибетских методов лечения травами (которые ныне экспортируются во все провинции Китая). Но как бы китайцы ни сохраняли медицинскую традицию Тибета, легко догадаться, что они разделались с ее религиозной и духов­ной составляющей, которая не только неотъемлемая ее часть, но самое ее основание и источник.

Именно духовно-философское ядро делает тибетскую меди­цину такой неповторимой. Действительно, в мире не существует другой такой медицинской традиции, которая бы столь последо­вательно излагалась в терминах философии и метафизики. Связь буддизма и врачевания является изначально возникшей и неза­урядной.

Чтобы понять основу этих отношений, нужно только знать, что сам Будда, говоря об окончательной истине, употребил ме­дицинские аналогии. Все учение Будды - о том, как предотв­ратить страдание. Согласно ему, мы страдаем от присущего нам смятения обусловленного существования, и наше страдание вызвано непостоянством всех существ и бесконечного жела­ния, которое возникает от коренного заблуждения: иллюзор­ного представления о себе, как о некоем отдельном «я». Лекар­ство, которое назначал Будда для преодоления нашего страда­ния и заблуждения и есть его учение - Дхарма. Суть этого учения состоит в укрощении ума и преобразовании негатив­ных эмоций. Будда учил, что ум является основой всего прояв­ленного. Ум творит материю, и ум же творит болезнь и здоро­вье. Это и есть основная предпосылка буддийской психосома­тической медицины.

Буддизм прежде всего есть религия психологии, а не социологии. Он нацелен на понимание природы ума и разви­тия осознавания и сострадания. Практика дхармической ме­дицины Будды опирается на собственные усилия человека, признание им непостоянства, контроль за умом и уменьше­ние желаний.

С буддийской точки зрения физическая болезнь и страдание могут послужить опорой для усиления стремления к просветле­нию. Болезнь может быть использована, например, для развития сострадания. Пока мы больны, мы можем превратить наши стра­дания в путь. Практикуя Дхарму, мы можем распознать дурные привычки и модели поведения, которые приводят к страданию и болезням, и изменить их.

Психологические принципы буддизма изложены в разделе писаний, называемом Абхидхарма, где изложены философские основы буддийской психологии и содержится точнейший ана­лиз и классификация природы сознания и деятельности ума.

Согласно Будде и Абхидхарме, совершенствование человечес­кого ума затрудняется или делается невозможным из-за клеша (санскр.; тибет. - ньон моигс). По-английски они называются омрачающими эмоциями, омрачениями, умственными искаже­ниями, отрицательными эмоциями или даже беспокоящими концепциями. В «Абидармасамуччая» клеша определена как «ду­шевный фактор, который, находясь в уме, вызывает всевозможную путаницу и недостаток контроля над умом» 2 . Эти душев­ные эмоциональные омрачения являются отражениями состо­яний сознания, привычных реактивных и побудительных комп­лексов; это - психические корни болезни.

Тясячи клеша могут быть сведены к так называемым «трем ядам» - запутанности, привязанности и отвращению, каждое из которых возникает из базисного неведения, или неосознаннос­ти. Омрачения также подразделяются на две основные группы и подгруппы.

1. Эмоциональные состояния: а) большее - приобретенное в этой жизни, б) меньшее - врожденное;

2. Умственные омрачения: а) большее - неверные взгляды, б) меньшее - субъектно-объектная двойственность. Именно эта пос­ледняя группа субъектно-объектной двойственности, или при­верженности к идее о постоянном отдельном «я», является ос­новополагающим, базисным неведением, из которого возникают все остальные. Согласно буддийской философии, психологии и медицине, эта привязанность к «я» и есть источник всякого заб­луждения, страдания и болезни. Об этом очень ясно сказано в главном тибетском труде по медицине: «Существует только одна причина для всех болезней - неведение, возникающее вследствие непонимания нетождественности [отсутствие непрерывного «я»]. Так, парящая в небе птица неотделима от своей тени. Равным образом, даже когда существа живут и действуют с радостью, вслед­ствие неведения они не могут быть свободны от болезней»3.

Тибетская буддийская медицина - удивительное и сложное переплетение религии, мистики, психологии и рациональной медицины. Она включает в себя целый ряд идей и понятий, кото­рые используются для лечения вместе с лекарствами и лечеб­ными процедурами. Это продукт древней культуры, весьма отлич­ной от нашей собственной. Для современного человека, впервые сталкивающегося с тибетской системой врачевания, в особеннос­ти с ее психиатрией, она может показаться чуждой и незнако­мой, устаревшей и даже непонятной, особенно человеку, незна­комому с буддизмом, с которым она неразрывно связана. Трудно заполнить пробел между взглядом на мир священной культуры тысячелетней давности и научным материализмом современности, особенно с медицинской точки зрения. Однако это возможно и небесполезно.

Изучение тибетской буддийской медицины предоставляет возможность углубить наше понимание и почерпнуть много информации, что может принести двойную пользу. Во-первых, огромное собрание медицинской литературы, гигантская фар­макопея, необычные методы диагностики и лечения, нрав­ственные, философские и психологические принципы стоят изучения, документирования и сохранения сами по себе. Они вносят свою лепту в историю медицины, медицинскую антро­пологию и этнопсихиатрию; более того, применение тибет­ской медицины может значительно обогатить медицину совре­менную.

Во-вторых, тибетская медицина предлагает развитые и уместные теоретические модели, которые могут расширить наш взгляд на врачевание. Они включают в себя целостный подход, принципы психосоматической медицины, врачевание на уровне психики и ума, важность нравственного статуса врача и установку использования болезни для развития муд­рости.

Тибетская медицина - целостна. Она основывается на взаи­мосвязи тела и ума и человека со вселенной вообще; она нацеле­на на восстановление космического равновесия внутри и сна­ружи и использует для этого профилактические и лечебные методы. Как и большинство традиционных систем мира, она определяет здоровье как равновесие, баланс, но в тибетской ме­дицине это понятие равновесия развито чрезвычайно полно и точно.

При рассмотрении болезни с относительного уровня она по­нимается как вызванная отсутствием гармонии в организме - микрокосме - или между ним и вселенной, что является непо­средственной причиной заболевания. А на абсолютном уровне бо­лезнь понимается как следствие дисгармонии, проистекающей из главного заблуждения - двойственности и восприятия себя как отдельного «я». Таким образом, относительной целью тибет­ской медицины является предупреждение и лечение болезни. Конечной же целью является излечение основы всякого страда­ния, т.е. достижение просветления.

Поскольку тело и ум являют собой две части одного целого, в любом виде диагностики и лечения это принимается во внима­ние. На физическом, органическом уровне тело понимается каккомбинация трех доша* - ветра, желчи и слизи. " Три доша (санскр), ньес-па (тиб). Три базисных понятия, которыми оперирует тибетская медицина. Содержание их чрезвычайно обширно. Так, к системе ветра относятся все динамические динамические процессы в теле (дыхание, перистальтика, нервные импульсы, кровообращение и.т.д к системе желчи- энергетические процессы (пищеварение, поддержание теплоты тела), окраска кожи и пр., к системе слизи- придание крепости телу. соединение суставов, регуляция жид­костного баланса тела. - Прим. изд.

Три эти состав­ляющие тела возникают из трех первичных ядов, или омраченностей ума; слизь - из неведения, ветер - из желания и желчь - из ненависти. На физическом плане показателем их дисбаланса или равновесия и будут болезнь или здоровье.

На взаимоотношения этих трех влияют различные естествен­ные факторы, такие как диета и смена сезонов. Также на них влияют образ жизни, психологические факторы, астрологичес­кие и «невидимые» силы и, наконец, карма, идущая из нынеш­ней или прошлых жизней.

Карма и перевоплощения - центральные понятия в буддиз­ме и буддийской медицине. Карма может пониматься как ре­зультат действий, проявляющийся вследствие работы закона при­чины и следствия. Любое действие тела, речи и ума, сознатель­ное и неосознанное, неизбежно порождает плод в этой или буду­щих жизнях. То, что перерождается - не есть самостоятельная единица или отдельная личность. Скорее, это психическая не­прерывность, сформированная личностью в прошлых жизнях, а карма - тонкий закон бытия, проявляющийся в последователь­ных перевоплощениях с неумолимой справедливостью.

Поскольку карма прошлых жизней проявляется в настоящем, некоторые заболевания имеют исключительно духовную, или кармическую причину. Эти заболевания не реагируют на обыч­ные методы лечения, но требуют лечения на соответствующем уровне, то есть на духовном.

Идея кармы и кармической болезни - отличительная черта тибетской буддийской медицины. Даже в отношениях между па­циентом и врачом карма может играть важную роль. Считается, что если между ними нет кармической связи, даже самый лучший врач и самый исполнительный пациент не смогут достичь излечения.

Для исследовательских целей и большей ясности я разделила тибетскую медицину на три основные категории: дхармическую, или религиозную медицину; тантрическую, или йогическую ме­дицину; соматическую, или обычную медицину. На практике же эти три неотделимы друг от друга.

Кармическая медицина исцеляет духовными и психологичес­кими практиками, направленными на осознание природы ума и управление отрицательными эмоциями. Она включает в себя со­зерцание, нравственное совершенствование, молитву и другие религиозные практики.

Тантрическая медицина действует на промежуточном - меж­ду душевным и физическим - уровне. Она использует для лече­ния себя и других психофизические йогические практики, преобразующие тонкие жизненные энергии внутри тела. Она часто открывает в человеке психические, или «магические», силы.

С духовного и йогического уровня тибетской медицины бе­рут начало особые созерцательные и визуализационные прак­тики, применяемые для лечения. Их изучение может еще боль­ше углубить наши познания о тонких взаимоотношениях со­знания и врачевания, тем более что современная медицина все больше убеждается в психосоматическом происхождении бо­лезней: известно воздействие отрицательных эмоций на биохи­мию тела и роль веры и положительных эмоций при воздей­ствии плацебо.

Третья категория - это соматическая, или обычная медици­на, которая основана на системе индийской Аюрведы, но также включает в себя тибетские и другие дополнения. Лечебные ме­тоды варьируются от «мягкой» системы натуропатии - минераль­ных ванн, массажа, коррекции диеты и образа жизни и т.п. - до применения лекарств, состоящих из большого количества трав, а также иглоукалывания, банок и т.п.

Во всех школах тибетской медицины на центральной роли вра­чевателя делается особый акцент. «Заботливый уход» считается важным фактором для выздоровления больного. Нравственные качества врачевателя, его мудрость и сострадание непосредствен­но связаны с его целителькими возможностями.

Соматическая, или обычная тибетская медицина в своем клас­сическом варианте состоит из восьми ветвей, одна из которых - психиатрия. Знатоки истории психиатрии определили три основных и независимых направления в лечении душевных рас­стройств: магическо-религиозный подход, органическо-физический подход и психологическо-эмоциональный подход 4 . Интерес­но, что тибетская психиатрия является сочетанием всех трех.

В отличие от современных взглядов на психоз, когда исполь­зуется, в основном, один из подходов - т.е. биохимический или психологический, исключая остальные, - тибетская медицина представляет необычную, но целостную модель понимания при­чин душевных расстройств и их лечения.

Указывают пять первичных причин безумия: 1) карма; 2) не­уравновешенность трех доша (ветра, желчи, слизи); 3) отравление ядами; 4) эмоциональные факторы; 5) невидимые отрицательные силы, или «демоны». Не считая кармы, понятие «демоны» полно­стью выходит за рамки современной психиатрии, и то, как пони­мается этот термин, будет объяснено в одной из последующих глав. Здесь же мы просто упомянем, что точнейшая тибетская иденти­фикация симптомов, связанных с одержимостью различными демонами, представляет уникальную систему классификации пси­хопатологии и содержит примечательные параллели с современ­ной научной классификацией душевных расстройств.

Тибетские врачи разработали обширный раздел психофар­макологии, и в их распоряжении огромное количество психиат­рических лекарств, ни одно из которых до сих пор не подверга­лось научной проверке на Западе. Эти психиатрические лекар­ства получили в Азии огромное признание за клиническую эф­фективность. Лично я впервые услышала о них от одной своей знакомой. У нее, обычно спокойного человека, в период выздо­ровления после операции на голове стали возникать внезапные эмоциональные вспышки и бред. Лечивший ее тибетский врач применял травяные благовония, - популярную в Тибете форму психиатрического лекарства, которое, как она говорила, успокаи­вало ее сразу после того, как она вдыхала его дым. Также Теодор Буранг, единственный, насколько мне известно, западный уче­ный, исследовавший целый ряд тибетских психиатрических ме­тодов лечения непосредственно в Тибете (в первой половине этого столетия), написал, что «частота успешного применения тибет­ского метода при лечении душевных болезней необычайна»5.

Поскольку цель данной работы состоит, в частности, в том, что-бы задокументировать традицию тибетской психиатрии, я попы­талась идентифицировать наиболее распространенные вещества, используемые в психиатритческой медицине. Возможно, когда-нибудь современные ученые проведут детальные лабораторные и клинические исследования тибетских психиатрических лекарств. В конце концов прорыв современной психофармакологии - раз­работка первого основного успокаивающего, был сделан в результа­те научного исследования Rauwolfia serprntina- растения, столети­ями использующегося в Индии для лечения сумасшествия.

Чтобы представить достоверные письменные источники ти­бетской психиатрии, я включила в эту работу оригинальный пере­вод трех глав по этой теме из «Чжуд-ши», или «Четырех тантр», самого известного и основополагающего труда в медицинской ли­тературе Тибета. Говорят, что «Чжуд-ши» содержит в сжатом виде полный свод поучений по тибетской медицине. Этот труд, автор­ство которого приписывают самому Будде Медицины, был при­несен в Тибет из Индии в VIII веке и дополнялся в течение по­следующих столетий. Три главы из «Чжуд-ши» представляют древнейший в мире текст по психиатрии, образующий фундамент клинической практики.

Материал по тибетской психиатрии, приводимый здесь мною, представляет собой оригинальное исследование, основанное преж­де всего на совместной работе с тибетскими ламами и врачами в Индии и Непале в 1976 г. Сведения, касающиеся буддизма и ти­бетской медицины в целом, также были получены от тибетских лам и из публикаций по медицине, особенно из плодотворного труда Ренчунга Ринпоче.


ГЛАВА 2. МЕДИЦИНА ДХАРМЫ

В буддизме Махаяны и Ваджраяны - школ, упрочившихся в Тибете, понятие буддовости выходит далеко за пределы лич­ности исторического Будды Шакьямуни, жившего в Индии бо­лее двух с половиной тысяч лет назад.

С точки зрения Махаяны и Ваджраяны буддовость - неотъемле­мое качество ума, присущее всем чувствующим существам, наделен­ным осознаванием - от насекомых до самых образованных людей. Цель человеческой жизни, следовательно, - раскрыть и реализовать это качество просветленности, Будда-природу.

Согласно Махаяне и Ваджраяне Изначальный Будда был все­гда, пребывая за пределами существования и несуществования. Из изначально пребывающей природы Будды возникло бесчис­ленное количество Будд в неисчислимых формах, в неисчисли­мых эпохах, в неисчислимых мировых системах, и они никогда не перестанут появляться.

Историческая фигура Будды Гаутамы, или Будды Шакьямуни, понимается как Будда нашей эпохи и пашей вселенной. Он чет­вертый Будда в линии тысячи Будд, которые появятся в ней. Пер­вым был Будда Дипанкара, а следующий за Шакьямуни, грядущий, -Майтрейя, Будда Любви. С точки зрения Махаяны и Ваджраяны Будда уже был Просветленным, когда входил в чрево своей матери. Но для того чтобы явить пример пути к просветлению и распро­странить свое учение, он прошел через все стадии своей челове­ческой жизни до достижения буддовости.

Более того, Будде были известны многие свои прежние во­площения в качестве бодхисаттвы, которые зафиксированы в буддийской литературе под названием «Джатаки». Среди его про­шлых жизней много воплощений в виде животных, что подчер­кивает почтительное отношение в буддизме ко всем без исклю­чения формам сознательной жизни; был Будда также врачом или целителем. Проходя через последовательные воплощения, он раз­вил мудрость и сострадание до такой степени, что, когда переро­дился как принц Гаутама, он достиг Просветления, а значит, вы­шел за пределы рождения и смерти.

Будда Шакьямуни

Тот, кому уготовано было стать Буддой, Полностью Пробужден­ным, был рожден Гаутамой, царевичем рода Шакья в Северной Индии, нынешнем Непале, примерно в шестом столетии н.э. Отец намеренно оберегал его от знакомства с ужасами и трудностями жизни, и двадцать восемь лет принц Гаутама жил в королевской роскоши и спокойствии, наслаждаясь возвышенными чувства­ми. Но однажды, выйдя за ворота дворца, он встретил знаки исти­ны. Это были: больной человек, дряхлый старик, труп и аскет. Тогда он осознал, что человечество утопает в страдании. Потрясенный до глубины души, отринув удовольствия и мирское величие, он ночью бежал из дворца и отправился на поиски лекарства, избав­ляющего от страдания.

Семь лет спустя, шесть из которых были годами сурового под­вижничества, отвергнутого им в конечном итоге как крайность, он сидел, погруженный в глубочайшее сосредоточение, под деревом бодхи. В течение всей ночи его искушали силы смерти и желания, но он оставался непоколебим в своем сосредоточении. С наступле­нием рассвета, победив все негативные силы, принц стал Буддой.

Из великого сострадания - качества, ставшего его отличитель­ной чертой, - он наставлял других истине, которую сам в себе рас­крыл как путь, освобождающий от страдания. Этот путь - его уче­ние, называется Дхармой.

В своей самой первой проповеди Будда изложил учение о Че­тырех Благородных Истинах. Первая истина - истина страдания: существование горестно; вторая - истина причины страдания: ко­рыстное желание; третья - истина прекращения страдания: нир­вана, (буквально «отторжение, полное уничтожение жажды желания»); и четвертая истина - истина пути к прекращению стра­дания: восьмеричный путь, который можно свести к трем: разви­тию нравственности, сосредоточенности и мудрости.

Из пяти монахов, которые слушали эту первую проповедь Учи­теля, выросла община монахов, монахинь и мирян, которые стали последователями Будды и его Дхармы. Это сообщество называется Сангхой. Оно представляют собой живое выражение устремленное-то к Просветлению. Будда, Дхарма и Сангха вместе образуют нераз­дельную троицу буддизма, известную как Три Драгоценности. Путь Будды также называется Срединным путем, ибо он не основан ни на крайностях аскетизма, ни на потакании чувственности.

Сорок пять лет Просветленный наставлял человечество исти­не, работая на благо всех живых существ и всегда делая акцент на беззаветной любви и доброй воле, которые являются путем и выражением этой истины. На восьмидесятом году, окруженный своими любимыми учениками, он покинул тело и ушел в Пари-нирвану. В своем последнем наставлении он напомнил об ответ­ственности каждого за себя, и о непостоянстве, лежащем в осно­ве мира. Утешая и увещевая своих скорбящих учеников, он ска­зал: «Все, что сложено, должно распасться, будьте светильниками самим себе, о монахи».

Так Будда, редчайший и мягчайший человек, тот, который со­единил мудрость и сострадание неведомым до того путем, тот, кто достиг полного Просветления героическим усилием, открыл новое измерение в религии, философии, психологии, науке, искусстве и культуре для всего мира, покинул его две с половиной тысячи лет назад. В течение всего этого времени он был вдохновителем и при­мером для миллиардов людей, стремящихся понять самих себя и природу существования и пытающихся принести спокойствие и доброту в свои жизни и окружающий их мир. Вдохновение Будды остается с нами, и свет его озарения сияет и поныне.

Сердце Дхармы

Наставления Будды распространялись по всей Азии в течение столетий после его смерти, и буддизм стал мировой религией - единственным вероучением из Индии, достигшим такого по­ложения и влияния. Со временем развилось множество школ и традиций, приспособившихся к культурным особенностям стран, в которых буддизм распространился. Но вне зависимос­ти от формы буддизма - Дзен - Чистая Земля, Хинаяна или Махаяна, - и вне зависимости от происхождения - Цейлон, Китай или Тибет,-суть буддизма неизменна и обобщена в пер­вом наставлении Будды о Четырех Благородных Истинах.

Первая истина - истина страдания - непостоянство, присущее обусловленному существованию. Все, что существует, состоит из частей, недолговечно и преходяще. Существуют четыре основ­ных страдания: рождение, болезнь, старость и смерть. Вторичны­ми страданиями являются: не-получение того, чего мы хотим; не-хотение того, что мы получаем; разлученность с кем-то или чем-то, дорогим для нас, и совместное пребывание с людьми и вещами, которые нам не нравятся.

Вторая истина - истина причины страдания - желание. Жела­ние чувств, желание существования, желание несуществования. Корыстное желание приводит к перерождению, порождает сансару ипричиняет несчастье нам самим и другим.

Третья истина - истина прекращения страдания - прекраще­ние желания, непривязанность, освобождение, нирвана. Устра­нение желания позволяет выйти за пределы, достичь безмятеж­ности, пребывать в абсолютной природе неподвижности, невы­разимом блаженном покое. Это не означает прекращение осознавания, то есть это не пассивное состояние. Напротив, это полное пробуждение осознания реальности, не омраченное обманчивыми мыслями и эмоциями.

Четвертая истина - истина пути прекращения страдания - восьмеричный путь, включающий правильный взгляд, правиль­ное намерение, правильную речь, правильное действие, правиль­ный образ жизни, правильное усилие, правильное понимание, правильное созерцание. Восемь этих постулатов обобщают до трех: развития нравственности, сосредоточения и мудрости.

Есть еще два понятия, поддерживающих это основное поуче­ние. Первое -это понятие «не-я». Не существует никакой незави­симой «я»-сушности, самобытия. Не существует самобытия нас самих, нет его и в окружающем нас мире явлений. Существует только обусловленное существование. Чувство «самости», испы­тываемое нами, составлено из пяти скандх, пяти состояний ма­терин, пли психофизических ощущений. Это: форма, чувствен-

ное восприятие, ощущение, мотивация и сознание. Первые три -процессы инстинктивные; последние два - волевые. Динамич­ное взаимодействие этих пяти, а не некое неизменное «я», дает нам ощущение себя. С точки зрения буддизма, проблема челове­ка - его запутанность, то, что он хватается за это чувство «я», как за некую реальную сущность, вместо того чтобы переживать посто­янно изменяющиеся проявления существования. Пять взаимо­действующих составляющих бытия описываются как пять сти­хий: земля, огонь, вода, воздух и пространство.

Поскольку все внешние и внутренние явления лишены не­зависимого самобытия, мир и его проявления следует понимать как иллюзию, мираж.

Как звезды, наваждение, светильник,

обман или росу, или пузырь,

как сон, как вспышку молнии, как тучу -

так видеть мы должны все то, что есть.*

Другим основополагающим понятием является доктрина вза­имозависимого происхождения *."Взаимозависимое возникновение - одно из базисных положений буддизма. Речь идет о том, что ни одно явление или объект не существуют «сами по себе», а вызваны совпадением каких-либо условий, которые привели к их появлению. То, что мы считаем реальным, - иллюзии, совпадение различных условии. - Прим. ред.

В буддийских писаниях оно формулируется следующим образом:

«Обусловленные неведением кармические тенденции;

обусловленное кармическими тенденциями сознание;

обусловленные сознанием имя и форма;

обусловленные именем и формой шесть источников созна­ния;

обусловленный шестью источниками сознания контакт;

обусловленная контактом чувствительность;

обусловленное чувствительностью желание;

обусловленная желанием привязанность;

обусловленное привязанностью появление;

обусловленное появлением рождение;

обусловленные рождением старение, смерть, горе, причита­ния, боль, печаль и отчаяние. Вот как возникают все страдания» 7 .

Поворот вспять вышеперечисленных связей, или процесса взаимозависимого происхождения, и есть практика Дхармы, ве­дущая к нирване. Тройственная природа буддийской практики есть развитие нравственности, сосредоточения и мудрости, а глав­ной опорой этих практик является развитие осознанности. Ос­новой буддийской нравственности является развитие любви, доброты и сострадания. Смысл этого в том, чтобы никогда не при­чинять вреда или страдания другим существам, а пытаться по­мочь им и нести им счастье.

Основой буддийского сосредоточения и созерцания являет­ся контроль над умом. Развив сосредоточение и осознавание, мы можем управлять необузданными мыслями и эмоциями, кото­рые порождают страдания и карму. Суть всего описывается сле­дующим образом:

Беспокойство вызывается главным образом тремя причина­ми: чувствами (1), страстями, нуждами и желаниями (2) и бес­порядочным мышлением (3). Для того, чтобы одолеть этих вра­гов духовной безмятежности, необходимо, следовательно, отда­лить чувства от их объектов, подобно тому как черепаха убирает свои конечности, перестать хотеть чего бы-то ни было и пресечь беспорядочное мышление 8 .

Развитие мудрости означает инеллектуальное и созерцатель­ное понимание взаимозависимого возникновения и реальное осознавание отсутствия «самости».

Объясняются эти основные доктрины буддизма с тибетской точки зрения или точки зрения ваджраяны 9 .

Источником всякого болезненного обусловленного проявлен­ного существования, т.е. сансары, являются наши действия в со­стоянии «неведения». Оно вызвано нашим исходным неведе­нием, или неосознанностью. Основа всего по сути пуста и облада­ет ясностью, недоступной нашему пониманию и лежащей за пре­делами рождения и смерти. Будучи названной, она именуется Сутью Просветления, или Природой Будды. Сушества, не рас­познающие эту изначальную чистоту, пустое ясное безгранич­ное пространство, впадают в заблуждение вследствие неведения. Из-за кармы прошлых устремлений, привычек и деяний в пусто­те возникает движение сознания. В тумане неосознанности, хва­таясь за «я», хотя и не существующее, человек хватается за эти движения с жадностью или ненавистью и творит таким образом иллюзию того, что они наделены независимым существованием.

Из этих двух причин - тонких кармических сил и внутреннего хватания за «я» - начинают разворачиваться полномасштабные внешние деяния, осознаваемые через врата пяти чувств и вось­ми сознаний.

Не видя того, что движение сознания, чувство разделенности на «себя» и «другого» невещественно и неотделимо по своей при­роде от пустоты, человек хватается за это как за нечто реальное и тем самым создает видимость разделенности и двойственности субъекта и объекта. Таким образом, благодаря трем основным умственным загрязнениям - невежеству, желанию и ненависти, - сознание само загоняет себя в ловушку, и мы впадаем в состоя­ние неудовлетворенности.

Эти негативные эмоции - корень, из которого произрастают все физические и душевные заболевания и страдания. Источ­ником болезней и зависимости от эмоций является недостаточ­ный контроль над умом. Избавиться от страдания можно един­ственным путем - искоренить неведение и неосознанность, выз­вавшие наше заблуждение, и в конечном счете - страдания. Мы достигаем этого, практикуя Дхарму.

Для того чтобы лучше понять, как возникает это болезненное состояние, беспокойство по поводу существования, используется одна из начальных дхармических практик, в которой мы пытаем­ся обнаружить, где же все-таки находится «я». Посредством ана­лиза выясняется, что «я» нигде нельзя найти: ни в теле, ни в чувствах, ни в уме. Становится понятно, что момент, когда мыс­ли появляются и воспринимаются как независимые от самого себя, и является моментом возникновения понятия «я». Одно­временно с этим следует присвоение. Так появляется понима­ние, что именно эта возникающая от изначальной неосознаннос­ти двойственность, т.е. разделение на субъект и объект, создает карму и закрепляет наше заблуждение и страдание.

Этот опыт помогает рассеять наше судорожное хватание за самих себя и за окружающий мир как за нечто твердое, постоян­ное, наделенное собственным бытием. Освободившись от ощу­щения себя мы можем начать глубже проникать в природу ума и переживать неподвижность и пустоту.

В медитативном состоянии следует просто наблюдать за тем, как мысли и чувства возникают в сознании, не хватаясь и не реаги­руя на них. Таким образом распознаются невротические душевные модели и эмоции, и их хватка ослабляется. Начинается осво­бождение от их воздействия. Развивается подлинное сосредото­чение и контроль над сознанием; появляется осознавание непод­вижности, существующей в перерывах между мыслями.

Все деяния тела, речи и ума, которые мы совершаем в состо­янии неосознанности, имеют в соответствии с законом кармы причину и следствие. Так образуется вселенная вообще и наши личные обстоятельства в частности. Мы никогда не сталкиваем­ся с ситуациями, не являющимися следствием кармы, плохой или хорошей. Достаточно или недостаточно полное осознава­ние нынешней ситуации (вызванной прошлой кармой) порож­дает новую карму, определяющую наше будущее. Поэтому наши нынешние обстоятельства являются в высшей степени созида­тельными, а отнюдь не фатальными. Мы можем быть хозяевами своей мотивации и состояния сознания в данный момент, мы сами решаем, чему происходить. Однако чаще мы склонны дей­ствовать и реагировать неосознанно, силой кармы закрепляя не­сознательные привычки, ввергающие нас в круги бытия.

Полное устранение наших душевных недостатков и прекраще­ние кармы приходит с просветлением. Пребывая в абсолютной не­подвижности, или пустоте, открываемой в промежутках между мыс­лями, обнаруживается, что и все происходящее в уме, и осознавание этого неотделимо от пустоты. В созерцании ни мысли о про­шлом и будущем, ни мысли о настоящем не отвлекают тебя. Ты пребываешь в настоящем чистом осознавании пустоты. Через абсо­лютное и непосредственное осознавание пустоты и изначальной чистоты, подобной природе Будды, можно достичь просветления.

Будда медицины и его мантра для всех массажистов, врачей, целителей… всех кто работает с человеком. А также для всех, кто хочет исцелить себя или своих родных.

Будда Медицины это один из проявлений Будды.

Он способен исцелять человека от различных заболеваний, как физического, так и духовного характера. Часто данный аспект именуется Владыкой Лазуритового Сияния.

Все болезни, согласно буддийским традициям, делятся на умственные и физические.

Следствием их является страдание тела и души человека. Гнев, незнание и различного рода привязанности также считаются умственными болезнями. На определенной стадии развития они могут стать причиной появления и развития болезней физического характера.

Естественно, и умственные и физические болезни для человека и любого другого существа крайне нежелательны. Стоит также учитывать, что они тесно взаимосвязаны между собой. О том, что умственные болезни порождают физические, уже было сказано выше. Также и состояние человеческого тела может влиять на ум индивидуума. Потому очень важно быстро избавляться от недугов как физических, так и умственных.

Делать это рекомендуется даже совершенно здоровым людям. Как показывает практика, при правильном чтении мантра оказывает крайне мощный профилактический эффект, предотвращая появление и развитие различных заболеваний. Поможет она и людям, страдающим тяжелыми заболеваниями. Также она поможет вам обрести успех в различных начинаниях. Используется мантра Будды Медицины и в случаях, когда человек желает обрести дар ясновидения.

Стоит упомянуть о том, что мантра способна очистить наше кармическое пространство от отрицательной кармы, усмирить духов и помочь нам избавиться от телесных страданий. Чтение ее поможет в достижении успеха и исполнении желаний.

Мантра Будды Медицины

Для того чтобы защитить себя от болезней и неудач, необходимо визуализировать Будду Медицины – то есть, ясно представить себе его образ. Параллельно с визуализацией выполняется чтение мантры Будды Медицины.

ДАДИЯТА ОМ БЕХАНДЗЭ

БЕХАНДЗЭ МАХА БЕХАНДЗЭ

РАНДЗА САМУТ ГАТЭ СУУХА

Мантра будет гораздо эффективнее, если Вы получили ее от своего духовного учителя.

Как еще усилить мантру

Сядьте удобно. Закройте глаза. Визуализируйте следующее:

Целительный, очищающий свет исходит из самого сердца Будды Медицины. Этот свет источает все его тело. Он не просто струится, он лечит вас от всех ваших болезней и неудач. Ваша карма очищается, все ваши омрачения и тревог исчезают. И вот, ваше тело уже наполнено этим светом. Вы становитесь чистым, как горный хрусталь. Затем ваше тело переполняется этим светом, и он выходит за пределы вас, продолжая исцелять все живое вокруг.

И тут вы видите, как Гуру Будда Медицины сам становится живительным светом. Этот свет растворяется в вашем сердце. Параллельно с визуализацией необходимо читать мантру.

Что еще Важно

Помните, какой бы метод исцеления вы не использовали, и какой бы духовной практикой не занимались, необходимо всегда помнить о существах, которые живут вокруг вас.

Вы должны желать им скорейшего избавления от всевозможных страданий и их первопричин – себялюбия и т. д. Желайте им счастья и появления причин счастья. Стремитесь дать им все это.

«Для того чтобы привести себя и всех живых существ к безупречному счастью и дать им причины этого счастья, да достигну я состояния Будды ».

Данная методика отлично совместима с другими, схожими духовными практиками.

Символика Будды медицины

Проявления Будды медицины называют еще Владыкой Лазуритового Сияния.

Почему?

Потому что уже очень долгое время лазурит или берилл считается камнем, имеющим целительные свойства. Причем лечебным его считали и продолжают считать многие люди, относящиеся к различным социальным, расовым и культурным слоям.

Берилл (лазурит) символизирует чистоту, а потому – считается, что он способен защитить человека от болезней, неудач и треволнений.

Часто это проявление Будды называют еще Буддой Исцеления.

Мантра Будды Медицины:

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ БЕКАНДЗЭ ГУРУ БЕНДУРЬЯ ТАБХА РАДЗАЯ ТАТХАГАТАЯ АРХАТЭ САМЬЯ КСАМ БУДДАЯ ТАДЬЯТА ОМ БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ МАХАБЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ РАДЗАЯ САМУНГАТЭ СОХА
Краткая мантра:
ТАДЬЯТА ОМ БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ МАХАБЕКАНДЗЭ РАДЗАЯ САМУНГАТЭ СОХА

Полное имя Будды Медицины - Бхайшаджья-гуру Вандурья, Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния. Подобно Будде Шакьямуни и Амитабхе он одет в монашеские одежды и сидит в позе лотоса. Его левая рука в мудре медитации, держит чашу для подаяний (патра), наполненную нектаром долголетия. Его правая рука с открытой ладонью покоится на колене в мудре, дарующей благословения и держит стебель миробалана (Terminalia chebula) - растения, известного как царь среди лекарств, излечивающих от умственных и физических недугов.
На традиционных тибетских танках Лазуритовый Будда часто изображается в сопровождении семи других Будд Медицины, одним из которых является сам Будда Шакьямуни.
Наиболее отличительная особенность Будды Медицины - это его цвет - глубокий синий цвет лазурита. Этот драгоценный камень высоко ценился Азиатскими и Европейскими культурами в течение более шести тысяч лет и, до недавнего времени, его ценность оспаривала, а порой и превышала стоимость алмаза. Традиционно этот красивый камень символизировал нечто чистое или исключительное. Считают, что он оказывает лечебный эффект на того, кто его носит.
Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния - один из наиболее почитаемых фигур буддийского пантеона. В Сутрах говорится, что перерождение в восточной Чистой земле Будды Медицины считается таким же высоким, как и перерождение в Сукхавати - западным рае Амитабхи. Начитывание мантры Манла, или даже простое повторение его святого имени, как считают, достаточно для освобождения от трех низких рождений, защищает от опасностей на море и избавляет от преждевременной смерти. В одной из главных Сутр Будда Шакьямуни так говорит своему близкому ученику Ананде:
"Если живые существа [погружённые в пучину страданий сансары] слышат имя Татхагаты Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния, и с предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких сомнений, тогда не падут они на путь плохих перерождений."
В Тибете считается, что искусство исцеления пришло от Будды Медицины. Через него эти учения воплотились в Четыре Медицинские Тантры, основу Тибетской Медицины. Как объясняется в первой из них, однажды Ляпис Лазуритовый Исцеляющий Мастер сидел в медитации в окружении учеников - божественных врачей, великих мудрецов, небуддийских богов и бодхисаттв. Все они желали изучать искусство исцеления, но, потеряв дар речи от исходящего от него сияния, не могли попросить желаемые учения. И в ответ на их невысказанную просьбу, Будда Медицины проявил две эманации - одну, чтобы попросить учение, а другую, чтобы дать их. Считается, что таким образом и появилось буддийское толкование различных ментальных и физических заболеваний, их причин, а также способы диагностики, лечения и поддержания здоровья.
Согласно Четырём Тантрам основная причина всех болезней заключена в трёх ядах - неведении, привязанности и гневе. Эти три коренные омрачения ведут к разбаласировке трёх доша (ветер, желчь и слизь); семи составляющих тела (кровь, плоть, кости и т.д.); и трёх видов нечистот. Итого двадцать пять. В Коренной Тантре говорится:
Если вкус и действие пищи соответствуют образу жизни, тогда все эти двадцать пять элементов находятся в равновесии, и, здоровье и жизнь человека будут процветать. Если же нет, тогда здоровью будет вред.
И далее:
Привязанность, гнев и неведение - это три причины, вызывающие разбалансировку соответственно ветра, желчи и слизи. Наряду с ними четыре способствующие условия времени, настроения, питания и образа жизни (поведения) оказывают своё воздействие на усиление или истощение трёх доша. Затем разбалансировка (болезнь) распространяется по коже, увеличивается в плоти, движется по сосудам, накапливается в костях и спускается по плотным и полым органам.

Перевод текста песни Deva Premal - Мантра Будды Медицины (Мантра здоровья)

The Mantra Of The Medicine Buddha:

OM NAMO BHAGAVATA GURU, BAKANJA BANDURA TABGHA RAJA TATHAGATA ARHATE OF SAMIA XAM OF BUDDA OF RADIATA OM BEKADZE BEKADZE MABEKOJE BAKANJA OF RAJA CANONGATE SOCHA
Short mantra:
RADIATA OM BEKADZE BEKADZE MABEKOJE OF RAJA CANONGATE SOCHA

The full name of the Medicine Buddha - Bhaisajya-Vandura guru, Teacher of Healing lapis Lazuli Radiance. Like Buddha Shakyamuni and Amitabha he wears robes and sits in the Lotus position. His left hand in the mudra of meditation holding a begging bowl (Patra) - filled with the nectar of longevity. His right hand with open palm resting on the knee in the mudra granting blessings and holds the stem of myrobalan (Terminalia chebula) - plants, known as the king among medicines to cure mental and physical ailments.
Tanks on traditional Tibetan lapis Lazuli Buddha is often depicted accompanied by seven other Medicine Buddhas, one of which is Shakyamuni Buddha himself.
The most distinctive feature of the Medicine Buddha is his color - the deep blue color of lapis lazuli. This gemstone was highly prized by Asian and European cultures for over six thousand years and, until recently, its value was contested, and at times exceeded the value of the diamond. Traditionally this beautiful stone symbolized something pure or exceptional. Believe that it has a therapeutic effect on the one who wears it.
Teacher healing the lapis Lazuli Radiance is one of the most revered figures of the Buddhist Pantheon. In the Sutras it is stated that the rebirth in the Eastern Pure land of the Medicine Buddha is considered as high, as is rebirth in Sukhavati - the Western Paradise of Amitabha. Reciting a mantra Manila, or even the mere repetition of his Holy name, believe, is enough for liberation from the three lower births, and protects from the dangers of the sea and saves from premature death. In one of the main Sutras of the Buddha Shakyamuni says to his close disciple Ananda:
"If living beings hear the name of the tathāgata master of Healing lapis Lazuli Radiance, and with utmost sincerity accept it and remember him without having any doubt, then they will not fall in the way of a bad rebirth."
In Tibet it is believed that the art of healing comes from Medicine Buddha. Through him the teachings embodied in the Four Medical Tantras, the basis of Tibetan Medicine. As explained in the first one, the lapis Lazuli Healing Master sat in meditation surrounded by disciples - divine physicians, great sages, non-Buddhist gods and Bodhisattvas. They all wanted to learn the art of healing, but, having lost the power of speech from outgoing lights from him, couldn"t ask for desired exercises. And in answer to their unspoken request, Medicine Buddha manifested two emanations, one to request the teachings, and the other to give them. It is believed that thus appeared and the Buddhist interpretation of the various mental and physical diseases, their causes and methods of diagnosis, treatment and health maintenance.
According to the Four Tantras, the main cause of all diseases lies in the three poisons - ignorance, attachment and anger. These three root afflictions lead to razblokirovki three dosha (wind, bile, and phlegm); the seven constituents of the body (blood, flesh, bones, etc.); and three types of sewage. A total of twenty-five. In the Root Tantra says:
If the taste and effect of food correspond to the lifestyle, then these twenty-five elements are in balance, and health and life will flourish. If not, then health will be a harm.
And further:
Attachment, anger and ignorance are the three causes of imbalance respectively of wind, bile and phlegm. Along with these four contributing conditions of time, mood, nutrition and lifestyle (behavior) have an impact on the strengthening or depletion of the three doshas. Then the imbalance (the disease) spread in the skin, increases the flesh, moving through the vessels, collects in the bones and descends upon the dense and hollow organs.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня вы познакомитесь с интересным божеством, одним из аспектов Будды Шакьямуни. Будда медицины – так его называют.

Кто это такой

Это божество возглавляет семь других Будд медицины. В это число входит и , таким образом, всего их восемь.

Будда медицины

Главу медицинских Будд называют и по-другому, в зависимости от региона почитания или от того, какое качество Просветлённого хотят подчеркнуть:

  • на санскрите – Бхайшаджьягуру,
  • Гуру-целитель,
  • Духовный учитель-врач,
  • на тибетском языке – Манла,
  • монголы – Оточи,
  • японцы – Якуси,
  • Наставник-целитель,
  • Будда исцеления,
  • Вайдурьяпрабхараджа,
  • Бхайшаджьягурувайдурьяпрабхараджа,
  • Владыка сияния берилла,
  • Владыка сияния лазурита,
  • Hаставник Врачевания Лазуритового Сияния.

Минерал, помогающий в лечении

Последние пять его имён связаны с минералом лазуритом, который издревле считался камнем, помогающим излечению душевных и физических недугов.

Лазурит, получивший своё название от сходства с синим небом, восстанавливает зрение, если смотреть на него понемножку каждый день. Бусы из него снижают давление, избавляют от бессонницы и препятствуют кошмарным сновидениям. Беременным женщинам камень помогает сохранить ребёнка, снимает проявления токсикоза.


Раньше из него делали порошок и смешивали с лекарствами, смесь способствовала выведению ядов из тела больного. Сделанной из лазурита особой краской окрашивали одеяния верховных правителей. Что касается действия камня на тонком духовном уровне, то он:

  • помогает установлению связи с богами;
  • преподносимый в подарок, доносит посыл искренности и дружелюбия;
  • очищает накопленный негатив из биополя человека;
  • служит напоминанием о божественном начале всего сущего, тем самым способствуя духовному развитию владельца;
  • развивает милосердие и способность чувствовать чью-то боль и обиды;
  • взращивает мудрость;
  • привлекает благоденствие, счастье, любовь.

Как божество выглядит

Цвет лазурита варьируется от светло-синего до насыщенного, и тело обладателя его – Бхайшаджьягуру – изображается обычно тоже тёмно-синего цвета. Правда, по другой причине: такой цвет олицетворяет Дхармадхату, мудрость. Иногда изображение может быть жёлтым, золотистым или покрытым настоящим золотом (последнее традиционно в Непале).

Лечащий Будда восседает в падмасане (позе лотоса). Трон его или львиный, или представляет собой , в котором каждый лепесток является солнцем либо луной. Цветок взращён океаном сансары.

Будда Медицины предстает в монашеских одеждах. Пальцы одной руки сложены в дхьяна мудре, они удерживают патру, куда кладут подаяния. В ней ценнейшее лекарство,излечивающее все ментальные и телесные болезни – растение миробалан , которое на санскрите называется харитаки , на латыни – терминалия хебула.

Растение почитаемо на Востоке как лекарство от всех болезней и числится в золотом списке аюрведы. По легенде оно взошло из капелек амриты, напитка, дающего бессмертие. Эти капли упали на землю с неба, когда Индра восхищённо созерцал танец небесных аспар и так увлёкся, что напиток пролился. Взошедшая из капель терминалия хебуладарит занедужившим людям энергию бога и согревает его страстью.

По другой трактовке, в чаше находится смесь растений, помогающих Слизи, Ветру и Желчи справиться с их недугами и с тремя главными омрачениями: яростью, привязанностью и незнанием. Пальцы другой руки Лечащего Будды сложены в варада-мудре, которая является защищающим жестом. В них — стебель харитаки.


Миробалан хебула

Бхайшаджьягуру обладает всеми возможными главными и второстепенными признаками, присущими Буддам, их сто двенадцать, включая урну и ушнишу («третий глаз» и выпуклость в районе макушки, показывающие достижение просветлённости). Волосы Лечащего Будды недлинные и кудрявые, уши вытянутые, с проколотыми мочками.

Чаще всего Будда Медицины соседствуют с другими семью проявлениями, по бокам – его шестеро братьев, которые тоже Будды.

Вверху головы Бхайшаджьягуру, которая, как правило, окружена зелёным нимбом, восседает сам Учитель. У ног же Лечащего Будды часто изображается кто-то из дхармапал – защитников учения. Возможны разные варианты в иконографии, где с Бхайшаджьягуру соседствуют и другие Будды или бодхисаттвы. В он сам тоже иногда изображается бодхисаттвой.

Медицина в Тибете

Бхайшаджьягуру (Шакьямуни в медицинской ипостаси) передал людям свои знания в лечебном деле в виде тибетского Чжуд-ши, что значит «четыре тантры».Сам он пребывал во время изложения этих тантр в самадхи – состоянии медитации. А из его тела выделялись риши – мудрецы, один из которых задавал вопросы Лечащему Будде, а другие озвучили по очереди все четыре тантры.


Чжуд-ши

Помещение дворца, где происходило действо, было украшено различными лечебными драгоценными камнями, которыми, как говорят, можно было излечить свыше четырехсот болезней. А сам Будда излучал такое нестерпимое лазуритовое сияние, что все вокруг очищались от болезней, нечисти, грехов и прочей скверны.

Суть учения заключается в понимании того, что три упомянутых выше умственных омрачения – ярость, привязанность и незнание приводят к дисгармонии дош. Вследствие этого возникает болезнь. На доши, соответственно, влияют

  • окружающий мир,
  • жизненные устои
  • и эмоциональный настрой.

Под воздействием всего этого согласовываются или не согласовываются между собой различные части телесной оболочки.Напрашивается вывод, что все телесные болезни есть результат неправильных умственных установок. Чтобы вылечиться, нужно достичь гармонии между этими частями.

Воздействовать на гармонизацию можно изменением рациона, сменой привычек, тибетскими лекарствами, нетрадиционными медицинскими процедурами, воздействующими на особые точки тела. А важнее всего то, что практика Лечащего Будды позволит совершенствовать дух. Ведь тот, кто находится в гармонии с собой и окружающим миром, по определению, не подвластен болезням. Подробнее об основах тибетской медицины можно почитать .

Страница из Атласа тибетской медицины

Несмотря на то, что мы выделили три основных омрачения, в уме их существует, с буддийской точки зрения, восемьдесят четыре тысячи; столько же и болезней. Всего они подразделяются на тысячу с небольшим видов, в кратком виде представленные четыреста четырьмя.

И вот это, последнее, число даёт нам четыре основных класса болезней, возникшие:

  • из-за кармы предыдущих воплощений,
  • по причине кармы, накопленной уже в этом рождении,
  • вследствие влияния вредоносных духовных сущностей,
  • лёгкие болезни, от которых можно избавиться, скорректировав питание и привычки.

Практика Высшего Врача из Всех Врачей в традиции Алмазного пути ставит целью избавление от трёх главных причин появления всех недугов:

  • незнания;
  • стремления возвыситься, страсти ко всему собственному;
  • неприязненного отношения и равнодушия к прочему,

и, как следствие, обладание крепким здоровьем.

Бхайшаджьягуру в Бурятии

Буряты именуют данного Будду Отошо. В восхвалении ему они не уступают тибетцам. Не так давно в Агинском округе Бурятии состоялось открытие статуи Будды Медицины в заповедной зоне Алханай. Теперь все буддисты могут приезжать сюда с молитвами и просьбами.


Будда Отошо

Отметим, что некоторое время назад в Улан-Удэ, в художественном музее, строили мандалу Будды исцеления. Для этого прибыли шесть монахов из Тибета. После завершения мандала, по традиции, была разрушена, а песок, из которого она делалась, раздали верующим. Остаток опустили в реку, чтобы он принёс благо всем живущим на Земле.

В бурятской Маракте построена ступа Отошо, а недалеко от неё – медитационный центр, маленькое строение, где каждый может предаться затворничеству на какое-то время.

Как обращаться за помощью

Будда исцеления имеет свою мантру , которая обладает чудодейственными свойствами:

ТАЯТА OМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ МАХА БЕКАНЗЕ РАДЗА САМУГДАТЕ СОХА

Утверждают, что если даже просто услышишь имя Лечащего Будды, то уже никогда не родишься животным, духом или в аду, настолько велико милосердие обладателя мантры. Конечно, следует не забывать о посвящении, которое необходимо получить перед началом практики.

Садхана мощно очищает и помогает исправить положение с невыполненными обязательствами или обетами. Чтобы исцелиться, мощнее благословения не придумать, считают в Тибете. Практика пробуждает внутреннюю мудрость, которая есть у каждого, и привлекает в жизнь устойчивый успех.

Заключение

Многие люди по ошибке считают, что Будда медицины нужен только, чтобы вылечиться. Однако, драгоценность практики Лечащего Будды в том, что любая проблема становится решаемой и всякая цель – выполнимой. Можно купить и статуэтку этого Будды, которая, несомненно, подарит долголетие и здоровье своему обладателю.


На этом, друзья, прощаемся с вами! Не забывайте пользоваться полученными знаниями в своей жизни. Поддержите блог — рекомендуйте статью для прочтения в социальных сетях, если она вам понравилась.