Белая береза под моим окном анализ. Анализ стихотворения Есенина С.А. «Береза

В момент написания стихотворения «Белая берёза» Сергею Есенину было всего 18 лет, поэтому строки наполнены романтизмом и переносят нас в эпизод сказочной зимы, где поэт видит под окном белую берёзу.

Один из символов России стоит под окном, принакрывшись снегом, похожим на серебро. Тут не нужен глубокий анализ, чтобы увидеть всю красоту есенинских строк, сочетающейся с простотой рифмы. Есенин воздаёт должное берёзе, ведь это дерево много веков ассоциируется с Русью. О нём вспоминают в дальней дороге, к нему спешат по возвращению. К сожалению, в литературе более воспета рябина – символ грусти и тоски. Сергей Александрович восполняет этот пробел.

Образ берёзы

Для того чтобы понять строки и прочувствовать их, необходимо представить себе картину, на которой в морозную зиму под окном стоит берёза, припорошенная снегом. В доме топится печка, жарко, а за окном морозный день. Природа жалеет берёзу и прикрыла её снегом, словно серебром, которое всегда ассоциируется с чистотой.

Берёза отвечает взаимностью, раскрываясь во всей своей красе:

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Благородство природы

Солнце отливает на серебре золотом, а вокруг морозная тишина, которая навевает автору строк сон. Сочетание золота и серебра символично, они показывают чистоту и благородство природы в её первозданном виде.

Глядя на эту картину думается о вечном. О чём думает молодой Есенин, только что перебравшийся в Москву из Константиново? Возможно, его мысли занимает Анна Изряднова, которая через год родит ему ребёнка. Возможно, автор мечтает о публикации. Кстати, именно «Берёза» стало первым изданным стихотворением Есенина. Опубликованы строки в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. Именно «Берёза» открыла путь Есенину на вершину поэтической славы.

В последнем четверостишье поэт показывает вечность красоты. Заря, обходящая землю ежедневно, посыпает берёзу каждый день новым серебром. Зимой это серебро, летом это хрусталь дождя, но природа не забывает о своих детях.

Стихотворение «Берёза» показывает любовь поэта к русской природе и открывает его умение тонко передать природную красоту в строках. Благодаря таким произведениям, мы можем наслаждаться красотой зимы даже в середине лета и ожидать приближение морозов с томлением в сердце.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Анализ стихотворений Есенина начнем с характеристики поэта как человека, горячо любящего родную землю, природу своего края, каждую травку, каждое деревце, растущее возле родного дома. «Белая береза под моим окном» вызывает у поэта восхищение, и он посвящает ей целое стихотворение, как любимой женщине. Он любуется зимней березой. Казалось бы, какая прелесть может быть зимой: голые деревья, холод, пустота. А Есенин говорит, что дерево принакрылось «снегом, точно серебром». Он видит ее не замершим деревом, а красавицей с пушистыми ветками, на которых «белой бахромой» висят снежные «кисти». Какая завораживающая картина возникает перед глазами читателя! Это стихотворение чрезвычайно лирично. Оно наполнено эпитетами: огонь у поэта «золотой», а тишина сонная; и метафорами: «горят снежинки», «заря, лениво обходя» и т.д. Это произведение воспевает не только русскую березу, но и долгую холодную зиму, когда снег «осыпает ветки … серебром». Спасибо Есенину, что и нам помогает увидеть в ней волшебство и красоту.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Поет зима - аукает»

Такое простое, такое знакомое с детства стихотворение Есенина о зиме «Поет зима - аукает»… Как будто это бабушка, играя зимой с внуком, произносит ему русские потешки: «Зима аукает -…баюкает», или русскую сказку про воробьишек игривых или пташек малых, нежных, мерзнущих зимой. Кажется, сам народ написал это стихотворение, так Есенин способен передать прелесть русского языка и русского фольклора. Снова, как песня, льются метафоры и эпитеты из уст великого поэта. Это «мохнатый лес», «седые облака», «метелица… стелется», «детки сиротливые», бешеный рев вьюги, улыбки солнца и т.д. Картина природы в этом стихотворении хоть и зимняя, но очень красочная. И снова поражает читателя Есенин. Анализ стихотворения позволяет нам заметить и восхититься самыми простыми вещами: плывущими облаками, метелью, вьюгой, пташками и т.д. До чего же красивая земля наша...

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Пороша»

В стихотворении «Пороша» великий русский поэт Есенин снова воспевает природу зимой: дремлющий лес, когда сон рассказывает ему сказку, и сосну, усыпанную снегом. Он представляет ее как старушку, подвязавшуюся белой косынкой. Есенину кажется, что сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку». И опять же у автора необыкновенные метафоры, поражающие своей точностью, лиричностью, гармонией: «звоны под копытом на снегу», снег «стелет шаль», дорога, убегающая «лентой вдаль». Несколько слов, и читатель видит бескрайнюю Россию, холодную, снежную, но так любимую великим поэтом.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Я по первому снегу бреду…»

В стихотворении «Я по первому снегу бреду…» Есенин снова возвращается к теме зимы и русской березы. Он говорит, что «лебеди сели на луг», а не снег лежит на полях. «Обнаженные груди берез», как у любимой женщины, он желает «к телу прижать». Есенин очень самобытный поэт-певец своего Отечества. Без его творчества немыслима русская литература. Такую тонкую, трепетную, наполненную необъятной любовью к России поэзию нельзя не признать великой.

Написал стихотворение «Береза» в 1913 году. К этому времени он уже покинул село Константиново, в котором он провел свое детство и переехал в Москву. Большой город с его вечным движением накладывает свой отпечаток на автора, но воспоминания о родном селе не покидают его и находят свое воплощение в творчестве.

Стихотворение «Береза» относится к ранним произведениям Есенина. На тот момент ему исполнилось всего лишь 18 лет и его талант, как поэта, только набирает силу. На первый взгляд, стихотворение кажется незамысловатым – всего лишь четыре четверостишья с простой рифмой, которые легко запоминаются. Но цель этого стихотворения - представить себе образ березы и русской зимы , показать всю красоту и вернуться душой в родные места. Поэтому автор использует простые метафоры и эпитеты.

Образ березы был выбран не случайно. Для Есенина, как и для многих других поэтов, чьи произведения были посвящены Родине, береза символизировала духовную чистоту. Поэтому, переживая непростой период своей молодости, в котором он оказался вдали от родных мест, поэт поддерживает себя своими воспоминаниями.

В этом стихотворении он словно мысленно возвращается в свой дом и родное село. Фраза «под моим окном» явно указывает читателю на то, что автор вспоминает время, когда он жил в деревне и наблюдал, как за окнами росли березы, которые цвели летом, а зимой накрывались снегом.

Есенин делает березу одушевленной и наделяет ее качествами молодой женщины, которой нравятся изысканные наряды и красивые украшения. «Принакрылась снегом» - как бы указывается на то, что береза-женщина сама примерила этот наряд, словно украшенный серебром с белой бахромой на кистях. И сама природа помогает ей в этом и делает ее наряд еще более изысканным и величественным – «заря посыпает ветки новым серебром».

В произведениях русского фольклора березу и иву всегда считали женскими деревьями. Но ива олицетворяла больше грусть и печаль. Всем хорошо знакомо выражение «плакучая ива». Береза же, наоборот, олицетворяла положительные эмоции, от которых становится легко на душе. Березам рассказывали о своих душевных переживаниях. О березах, как о чем-то родном и тесно связанном с Родиной, вспоминали те, кто был в чужих краях.

Именно поэтому Есенин придает березе такое большое значение. Береза еще не раз будет встречаться в его произведениях. В его творчестве образ березы соединила в себе Родину и женщину – то, что важно для каждого патриота, любящего свою Родину.

Анализ стихотворения Береза Есенина по плану коротко. 5 класс

Недаром автора прозвали певцом России, поскольку его работы – примеры родного края считаются основными. И даже там, где происходит описание таинственного востока, Сергей Есенин постоянно создает параллель заморских красот и спокойной, молчаливой красотой своей родины.

Произведение «Береза» создано поэтом в 1913г., когда Сергею Есенину исполнилось только лишь восемнадцать лет. Он живет в столице России, впечатленный ее масштабностью и безграничной суетливостью. Но в своей работе автор остается верным родному краю Константиново и, посвятил свое произведение обыкновенной березе, будто мысленно возвратился домой, в свою забытую ветхую избушку.

Кажется, что можно рассказать о простом дереве, которое стоит у тебя возле дома? Но именно с этим деревом у поэта связаны самые яркие и чувственные моменты детства. Рассматривая, как береза меняется в период года, Сергей Есенин убедился в том, что именно дерево считается главным символом страны, и она достойна того, чтобы ее запечатлеть в стихотворении.

Данное произведение немного грустное и нежное, наполнено тонкостью и мастерством. Зимний наряд, из легкого снега, поэт воспринимает как серебро, которое сверкает и играет всеми цветами радуги при восходе утреннего солнышка.

Для поэта, воспоминание о родном крае – это грусть, так как он знает, что вернется туда еще очень не скоро. Оттого произведение можно считать неким прощанием не только с родным краем, но и с детством.

Анализ стихотворения Береза по плану

Возможно вам будет интересно

Цель:

  • знакомство с творчеством С.А.Есенина и его поэзией, изобразительными средствами в лирике поэта;
  • совершенствование умения анализа стихотворения;
  • воспитывать видение прекрасного, любовь к природе, поэзии, содействовать нравственно-эстетическому воспитанию школьников.

Оборудование: портрет С.А.Есенина, выставка книг, картин природы художников; высказывания со словами поэта.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок.

II. Сообщение темы и цели урока.

Чтение эпиграфов к уроку.

Какой чистый и какой русский поэт. М.Горький

Чувство Родины - основное в моём творчестве. Нет поэта без родины. Россия! Какое хорошее слово. И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.А.Есенин

Но и тогда
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
С.А.Есенин

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Две даты: 3 октября 1895 года - 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая - дата смерти поэта.

30 прожитых поэтом на этой земле лет: Много это или мало? В Закавказье, где поэт бывал ни раз, в старину говорили: " Тридцать лет человек должен учиться, тридцать лет должен путешествовать и тридцать лет - писать, рассказывать людям всё, что он увидел, узнал, понял".

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба - подтверждение другого старого изречения: "Жизнь ценится не за длину".

"Ведь я мог дать не то, что дал" ,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, это целый мир. Он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном - о любви к родине.

2. Знакомство с биографией поэта: сообщения учеников.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье.

"В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село: Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь. Вдали, в дымке. Синеют леса, воздух чист и прозрачен.

Детство поэта прошло у родителей матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

Золотая словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

С детства поэта окружала родная природа, с её первыми словами он впитывал народный поэтический взгляд на мир - песни матери, сказки бабушки, мудрые присловья деда

Как и все крестьянские дети, он знал нелегкий крестьянский быт. Всё это стало источником его творчества: жизнь народа, природа, народное творчество.

Из автобиографии поэта: "Стихи я начал писать рано, лет десяти, но сознательное творчество отношу к 16-17-ти годам".

Родина, Россия была для Сергея Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: "Россия:Какое хорошее слово:и "роса", и "сила", и "синее что-то:"

О пашни, пашни, пашни
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

3. Знакомство с поэтическим миром поэта.

Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её:

"Спит черёмуха в белой накидке:"

"Словно белою косынкой подвязалася сосна:"

"Отговорила роща золотая берёзовым веселым языком:"

(звучит романс на стихи С.Есенина "Отговорила роща золотая").

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами.

Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики.

Многие образы его стихов родились из загадок или созданы по типу загадок, то есть, в основе образа лежит скрытое сравнение, как в загадке:

а) Золотою лягушкой луна распласталась на синей воде:

На грядки серые капустки волноватой
Рожок луны по капле масло льет:

Щебетнули звёзды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище,
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами:"

4. Особенности поэзии С.Есенина.

В поэзии С.Есенина можно отметить 3 главных цвета: алый, синий, золотой. Синий и голубой - символ устремленности к небу, т.е. к чему-то недосягаемому; алый - цвет любви, горения; золотой - изначальный цвет.

IV. Анализ стихотворения "Белая береза".

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Анализ стихотворения.

А) Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворении?

(красоты березы, восторжение ею, любви к природе:)

Б) А почему вы решили, что о красоте?

В) При помощи чего поэт показывает красоту березы?

(при помощи художественных средств)

Г) Найдите ключевые слова, при помощи которых автор описывает дерево.

- "белая береза" - эпитет;

Да, одним из ключевых слов стихотворения является определение "белая".

Что значит "белая"?

(чистая, это ощущение радости, света:)

Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Принакрылась - олицетворение;

Какое возникает при этом ощущение?

(одушевленности:)

Слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Пушисты ветки - эпитет

Снежною каймой - эпитет

Белой бахромой - эпитет

На что они указывают и что выражают?

Только зоркий взгляд поэта-живописца смог передать это скрытое движение жизни.

Точно серебром - сравнение

Какой смысл оно несет в себе?

Это сравнение получает несколько значений: необычной красоты, драгоценного одеяния.

Под моим окном

На что указывает эта фраза?

Личная сопричастность происходящего поэту чувствуется в строке "под моим окном". Он не просто восхищен необыкновенно красивой картиной природы, но и, пристально вглядываясь в открывшееся взору чудо, делает неожиданные открытия.

Заря обходит - олицетворение

Какой она показана? Каково её значение в строфе и во всем стихотворении?

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.

V. Выводы, итоги урока.

Какой нам показал березу поэт?

(Береза предстает самым прекрасным и дорогим деревом. Она как будто находится в центре мира.)

Береза - самое любимое дерево русского народа и " одно из почитаемых у славян деревьев". Ей посвящено много народных песен, с нею связывались надежды на исцеление от болезней.

Какое значение имеют художественные средства в этом тексте?

Какова основная мысль стихотворения?

VI. Творческая работа.

Опишите берёзу на представленных вам картинах.

VII. Домашнее задание. Анализ стихотворения "Топи да болота:"