Артикуляционная характеристика согласных звуков русского языка. Гласные и согласные звуки. Их артикуляционное и акустическое различие. Артикуляционная характеристика гласных звуков


§ 6. Звуки произносятся с помощью органов речи. Основными органами речи являются губы (верхняя и нижняя); зубы (верхние и нижние); язык (различаются: передняя, средняя и задняя части языка); альвеолы (бугорки у корней верхних зубов); твердое нёбо; мягкое нёбо; носовая полость; носоглотка; надгортанник; гортанная полость; голосовые связки, между которыми находится голосовая щель; трахея, бронхи; легкие; диафрагма.

§ 7. Артикуляторная характеристика различна для гласных и согласных звуков. Характеристика гласных звуков включает в себя различия по степени подъема языка (в зависимости от движения языка по вертикали), по ряду (в зависимости от движения языка по горизонтали), по наличию или отсутствию лабиализации (огубления). Артикуляторная характеристика согласных звуков включает в себя различия по участию шума и голоса, по месту и способу образования шума, по наличию или отсутствию палатализации (смягчения).

§ 8. Артикуляторная характеристика гласных звуков представлена в табл. 1. В таблицу включа-

Таблица 1

Артикуляторная характеристика гласных звуков

Характеристика гласных звуков Гласные звуки
[и] [ы] [у] [е] [о] [а]
По степени подъема языка верхнего подъема + + +
среднего подъема + +
нижнего подъема +
По ряду, или по месту подъема языка переднего ряда + +
среднего ряда + +
заднего ряда + +
По наличию или отсутствию лабиализации лабиализованный + +
нелабиализованный + + + +

ются ударные гласные в позиции абсолютного начала слова не перед мягким согласным (например [а], [о], [у], [и], [ы], [е] - названия букв; [а]д, [о]кна, [у]гол, [и]глы, [ы]кать (произносить звук [ы] вместо о, а) (спец.), [е]то (орфогр. это).

§ 9. По степени подъема языка, т. е. в зависимости от движения языка по вертикали по отношению к нёбу, различаются гласные верхнего, среднего и нижнего подъема (см. рис. 1).

К гласным верхнего подъема относятся [и], [ы], [у]. При образовании гласных верхнего подъема средняя (у [и], [ы]) и задняя часть спинки языка (у [у]) высоко поднимается к нёбу: к твердому - при произнесении [и], к задней части твердого и к передней части мягкого нёба - при произнесении [ы] и к мягкому нёбу - при произнесении [у].

К гласным среднего подъема относятся [е] и [о]. При образовании гласных среднего подъема средняя (у [е]) и задняя часть спинки языка (у [о]) сначала высоко поднимается к нёбу, а затем опускается ниже.

К гласным нижнего подъема относится [а]. При образовании звука [а] язык почти не поднимается к нёбу и лежит плоско.

§ 10. По ряду, или по месту подъема языка, т. е. в зависимости от движения языка по горизонтали, различаются гласные переднего, среднего и заднего ряда (см. рис. 2).

К гласным переднего ряда относятся [и] и [е]. При образовании гласных переднего ряда средняя часть спинки языка продвигается вперед, кончик языка опускается и упирается в нижние зубы (у [и]) или находится у нижних зубов (у [е]).

К гласным заднего ряда относятся [о] и [у]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка прикасается или не прикасается к нижним зубам (у [о]) или опускается (у [у]).

К гласным среднего ряда относится [ы]. При образовании гласного среднего ряда, занимающего промежуточное положение между гласными переднего и заднего ряда, язык отодвинут назад в меньшей степени, чем при образовании гласных заднего ряда, спинка языка высоко приподнята.

Гласный [а] не локализован по отношению к ряду: при образовании звука [а] язык почти не артикулирует по направлению к нёбу.

§ 11. По наличию или отсутствию лабиализации, т. е. в зависимости от участия или неучастия губ в образовании гласных, различаются гласные лабиализованные и нелабиализованные. При образовании лабиализованных гласных губы выдвигаются вперед, округляются и образуют узкое выходное отверстие для воздуха. К лабиализованным относятся гласные [о] и [у]. При образовании гласного [о] губы выдвигаются в меньшей степени, чем при образовании гласного [у]. В образовании нелабиализованных гласных губы не принимают активного участия. К нелабиализованным относятся [и], [ы], [е] и [а].

§ 12. Артикуляторная характеристика согласных звуков представлена в табл. 2. В таблицу включаются согласные звуки, которые выступают в позиции перед гласными, например [п]ар, [п’]ел, [б]ар, [б’]ел, [ф]ара, [ф’]етр, [в]ар, [в’]ид, [т]ак, [т’]ик, [д]орог, [д’]ело, [с]ало, [с’]ел, [з]ал, [з’]еркало, [ц]апля, [ч]ас, [ш]ар, [ж]ар, [〙’]и, до[〇’]и, [к]ак, [к’]ислый, [г]ам, [г’]ид, [х]ата, [х’]итрый, бка, [м]ал, [м’]ир, [р]аз, [р’]иза, [н]ас, [н’]из, [л]апа, [л’]ица.

§ 13. В зависимости от степени участия в образовании согласных голоса и шума различаются согласные шумные (глухие и звонкие) и сонорные.

Если голосовые связки сближены, напряжены и колеблются, то возникает голос. Если же голосовые связки не сближены, не напряжены и не колеблются, то голоса не возникает. При прохождении воздушной струи через преграды возникает трение, в результате чего образуется шум. Соотношение голоса и шума зависит от силы воздушной струи, от характера преграды и от силы мускульного напряжения органов речи. Чем слабее воздушная струя, тем сильнее голос и слабое шум, и наоборот, чем сильнее воздушная струя, тем сильнее голос и слабее шум. Соотношение голоса и шума различно у разных согласных.

При произнесении шумных в полости рта образуются определенного рода преграды, через которые проходит сильная воздушная струя, образуя шум, ясно слышимый наряду с голосом. К шумным согласным относятся [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

При произнесении сонорных в полости рта также возникают преграды, но слабая воздушная струя, проходящая через эту преграду, образует лишь незначительный шум; воздух свободно проходит через имеющееся в полости носа или рта отверстие. Сонорные произносятся при помощи голоса с добавлением незначительного шума. К сонорным относятся согласные [j], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’].

§ 14. В зависимости от степени участия голосовых связок и от силы мускульного напряжения активного (или также пассивного) органа речи (см. § 15) различаются шумные глухие и звонкие. В образовании глухих шумных голос не участвует: голосовые связки не сближены, не напряжены, не колеблются. При образовании глухих шумных происходит, кроме того, более энергичная, чем при образовании звонких шумных, работа активного (или также пассивного) органа речи. К глухим шумным относятся согласные [п], [п’], [ф], [ф’], [т], [т’], [с], [с’], [ц], [ч], [ш], [〙’], [к], [к’], [х], [х’]. Шумные звонкие согласные образуются при помощи шума с добавлением голоса: голосовые связки сближены, напряжены и колеблются. К шумным звонким относятся [б], [б’], [в], [в’], [д], [д’], [з], [з’], [ж], [〇’], [г], [г’].

Примечание. В современном русском языке допустимо двоякое произношение звука на месте буквенных сочетаний жж, зж внутри корневого морфа: [〇’], например ви[〇’]ать, е[〇’]у, и [〇], например ви[〇]ать, е[〇]у (но только дро[〇’]и, во[〇’]и). Произношение [〇’] соответствует старым московским произносительным нормам (см. § 23). Допустимо также двоякое произношение звука на месте буквенного сочетания жд в слове дождь и в образованиях от него дождливый, дождевой. В соответствии со старомосковскими произносительными нормами на месте сочетания букв жд произносятся [〇’] и в конце слова [〙’], например до[〇’˙а], до[〇’˙у]..., до[〙’], до[〇’]ливый, при допустимом до[ж’(ж)]ливый, до[〇’]евой. В соответствии с современными нормами на месте буквенного сочетания жд возможно произношение [жд’], [жд], в конце слова [шт’], например до[жд’]я, до[жд’]ю.., до[шт’], до[жд]ливый, до[жд’]евой.

Согласные, различающиеся только глухостью - звонкостью и образующие пары [п] - [б], [п’] - [б’], [ф] - [в], [ф’] - [в’], [т] - [д], [т’] - [д’], [с] - [з], [с’] - [з’], [ш] - [ж], [〙’] - [〇’], [к] - [г], [к’] - [г’], называются парными по глухости - звонкости, а согласные [ц], [ч], [х], [х’], а также сонорные [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [j] - непарными по глухости - звонкости (см. § 126).

Примечание. В современном русском языке в соответствии со старомосковскими нормами на месте буквы щ, а также буквенных сочетании сч, зч произносится долгий мягкий [〙’]; [〙’]и, бру[〙’]атка, изво[〙’]ик. В традиционном ленинградским произношении (см. § 23) вместо [〙’] произносится [ш’ч]: [ш’ч]и, бру[ш’ч]атка, изво[ш’ч]ик.

Таблица 2

Артикуляторная характеристика согласных звуков

Звук Участие шума и голоса Способ образования шума Место образования шума Наличие или отсутствие палатализации
шумный сонорны глухой звонкий смычный аффриката щелевой смычно-проходной дрожащий губной язычный
губногубной губно-зубной передне- язычный среднеязычный заднеязычный
боковой носовой
зубной нёбно-зубной средненёб-ный задне-нёбный твердый мягкий
[п] + + + + +
[п’] + + + + +
[б] + + + + +
[б’] + + + + +
[ф] + + + + +
[ф’] + + + + +
[в] + + + + +
[в’] + + + + +
[т] + + + + +
[т’] + + + + +
[д] + + + + +
[д’] + + + + +
[с] + + + + +
[с’] + + + + +
[з] + + + + +
[з’] + + + + +
[ц] + + + + +
[ч] + + + + +
[ш] + + + + +
[ж] + + + + +
[〙’] + + + + +
[〇’] + + + + +
[к] + + + + +
[к’] + + + + +
[г] + + + + +
[г’] + + + + +
[х] + + + + +
[х’] + + + + +
[j] + + + + +
[м] + + + + +
[м’] + + + + +
[н| + + + + +
[н’] + + + + +
[р] + + + + +
[р’] + + + + +
[л] + + + + +
[л’] + + + + +

Для характеристики согласных по месту образования шума достаточно отметить участие зубов, языка, губ и нёба.

По месту образования шума все согласные различаются в зависимости от артикуляции активного и пассивного органа речи. Активными органами являются язык в нижняя губа, а пассивными - верхняя губа, зубы и нёбо.

По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. К губным согласным относятся [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [м], [м’]; к язычным согласным относятся [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [j], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’]. Язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные (см. рис. 3).

Рис. 3. [т], [д] (–––––) [к], [г] (– – – – –); [j] (–.–.–.–).

В образовании переднеязычных согласных участвует передняя часть языка. К переднеязычным относятся [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’]. В образовании среднеязычных согласных участвует средняя часть спинки языка. К среднеязычным относится [j]. В образовании заднеязычных принимает участие задняя часть спинки языка. К заднеязычным относятся [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

По пассивному органу, по направлению к которому артикулирует активный орган, губные согласные подразделяются на губно­губные и губно­зубные (см. рис. 4, 5).

При образовании зубных передняя часть языка артикулирует по направлению к верхним зубам, образуя преграду для воздуха у верхних резцов и альвеол. К зубным относятся [т], [т’], [д], [д’], [ц], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’]. При образовании нёбно­зубных кончик языка более загнут кверху и назад, образуя преграду для воздуха в зубной части твердого нёба. К нёбно­зубным относятся [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [р], [р’].

Рис. 8. [j]
Рис. 9. [к], [г] Рис. 10. [х]

Среднеязычный согласный [j] по пассивному органу является средненёбным; при его образовании задняя часть спинки языка артикулирует по направлению к средней части нёба (см. рис. 8).

Заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] по пассивному органу являются задненёбными; при их образовании задняя часть спинки языка артикулирует по направлению к мягкому нёбу (см. рис. 9, 10).

§ 16. По способу образования шума, т. е. в зависимости от характера преграды, которая образуется между активным и пассивным органами, шумные согласные подразделяются на смычные, аффрикаты и щелевые (или фрикативные). При образовании смычных согласных активный орган, артикулируя по направлению к пассивному, образует полное смыкание, или полный затвор; выдыхаемый воздух с силой разрывает этот затвор, в результате чего образуется шум (см. рис. 4, 9). К смычным относятся [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’]. При образовании щелевых согласных активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель; в результате трения выдыхаемого воздуха о стенки щели образуется шум (см. рис. 5, 7, 10). К щелевым шумным относятся [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [х], [х’]. Среди щелевых шумных выделяются однофокусные и двух- фокусные согласные. У однофокусных согласных шум образуется только в одном месте. Так, при произнесении [с] шум образуется в щели между кончиком языка и верхними зубами, при произнесении [ф] - в щели между нижней губой и верхними зубами, а при произнесении [х] - в щели между задней частью языка и мягким нёбом. К щелевым однофокусным относятся [с], [с’], [з], [з’], [ф], [ф’], [в], [в’], [х], [х’]. У двухфокусных согласных шум образуется одновременно в двух местах. Так, при произнесении [ш] шум образуется одновременно в щели между кончиком языка и началом твердого нёба и в щели между задней частью спинки языка и мягким небом, а при произнесении [〙’] - одновременно в щели между средней частью спинки языка и твердым нёбом, а также кончиком языка и верхними зубами. К щелевым двухфокусным относятся [ш], [ж], [〙’], [〇’].

Аффрикаты занимают промежуточное положение между смычными и щелевыми. При образовании аффрикат активный орган, приближаясь к пассивному, образует полное смыкание, как и при образовании смычных, однако размыкание происходит не путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель. К аффрикатам относятся [ц], [ч]. Звук [ц] - однофокусная аффриката, при произнесении которой шум образуется в щели между передней частью спинки языка и верхними зубами (или альвеолами). Звук [ч] - двухфокусная аффриката, при произнесении которой шум образуется одновременно в двух местах: в щели между кончиком языка и началом твердого нёба (как при произнесении [ш]) и в щели между средней частью спинки языка и твердым нёбом (как при произнесении [〙’]).

Сонорные согласные в зависимости от способа образования подразделяются на щелевые, смычнопроходные и дрожащие.

К щелевым сонорным относится согласный [j] (см. выше описание щелевых шумных и рис. 8). При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя. В результате трения воздушной струи о стенки щели возникает голос с незначительным шумом.

При образовании смычнопроходных в полости рта образуется полное смыкание, как и при образовании смычных, но имеется проход для воздуха через рот или через нос. Смычнопроходные подразделяются на ртовые, или боковые ([л], [л’]), и носовые ([м], [м’], [н], [н’]). См. рис. 11, 12, 13.

Рис. 13. [н]

При произнесении [л] кончик языка смыкается с верхними зубами (как при образовании смычных), но бока языка опущены и образуют щели, через которые свободно проходит слабая воздушная струя. При произнесении [м] губы смыкаются (как при образовании губно­губных смычных, см. § 15), но мягкое нёбо опущено, в результате чего слабая воздушная струя свободно проходит через полость носа. При произнесении [н] передняя часть языка упирается в начало твердого нёба (у верхних зубов), но мягкое нёбо опущено, в результате чего слабая воздушная струя свободно проходит через полость носа.

При образовании дрожащих кончик языка, слегка загнутый и поднятый к альвеолам, под воздействием воздушной струи вибрирует, в результате чего происходит то смыкание с альвеолами, то размыкание (см. рис. 14). Края языка прижаты к боковым зубам, и слабая воздушная струя проходит посередине. К дрожащим согласным относятся [р], [р’].

У большинства согласных поднятие средней части языка к твердому нёбу является дополнительной артикуляцией, происходящей одновременно с основной артикуляцией согласного, и только у [j] эта артикуляция является основной (см. рис. 8). К мягким согласным относятся [п’], [б’], [т’], [д’], [ф’], [в’], [с’], [з’], [ч], [〙’], [〇’], [к’], [г’], [х’], [j], [м’], [н’], [р’], [л’]. Твердые согласные характеризуются отсутствием дополнительной артикуляции. К ним относятся [п], [б], [ф], [в], [т], [д], [с], [з], [ц], [ш], [ж], [к], [г], [х], [м], [н], [р], [л]. Согласные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [в], [в’], [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [л], [л’], различающиеся только твердостью - мягкостью и образующие такие пары, как [п] - [п’], [б] - [б’] и др., называются парными по твердости - мягкости, а согласные [ч], [ш], [ж], [〙’], [〇’], [j], [ц], которые не образуют подобных пар, - непарными по твердости - мягкости (см. § 126).

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат. articulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль – они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны – они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Произносительный аппарат:

1 – твердое нёбо; 2 – альвеолы; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – надгортанник; 12 – голосовая щель; 13 – щитовидный хрящ; 14 – перстневидный хрящ; 15 – носоглотка; 16 – мягкое нёбо; 17 – язычок; 18 – гортань; 19 – черпаловидный хрящ; 20 – пищевод; 21 – трахея

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков.
1. Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает
основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается.

Если активный орган – нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п],
[п’], [б], [б’], [м], [м’] (пассивный орган – верхняя губа) и губно-зубными: [в], [в’], [ф], [ф’]
(пассивный орган – верхние зубы).
Если активный орган – язык, то характеристика согласного зависит от того, какая
часть языка – передняя, средняя или задняя – участвуют в создании преграды и с каким пассивным огранном – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык сближается либо смыкается.
Переднеязычные согласные бывают зубными , когда передняя
направляется к зубам: [т], [т’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [н], [н’], [л], [л’], [ц], и
передненебными , когда она направлена к передней части неба: [р], [р’], [ш], [ж], [ч’].
Передненебные согласные называют также альвеолярными, т.к. у этих согласных место наибольшего приближения передней части спинки языка к передней части неба – альвеолы, у некоторых согласных также и примыкающий к альвеолам
участок твердого неба.
Среднеязычные одновременно всегда и средненебные : .
Заднеязычные согласные (активный орган – задняя часть спинки языка):
– задненебные (язык направлен к задней части неба): [к], [г], [х], [γ], [нг];
– средненебные : [к’], [г’], [х’], [γ’].

2. Способ образования согласного – это характеристика препятствия в полости рта на пути воздушной струи и способа его преодоления. Препятствие это бывает трех родов: узкая щель между сближенными органами речи, полная их смычка и дрожащий в потоке речи активный орган.
Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной
струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки согласные делятся на:
1. Смычно-взрывные – шум образуется в результате сильного разрыва смычки: [б],
[б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’].
2. Смычно-проходные – при их образовании в полости рта образуется полное
смыкание, но воздух не разрывает смычку, а устремляется в обход неё.
Смычно-проходные делятся на:
– носовые (воздух проходит через носовую полость): [м], [м], [нг] (носовой
заднеязычный, произносится на месте [н] перед [к], [г]: ранг, сленг, пунктир, конгресс.
– боковые : [л], [л’].
3. Смычно-щелевые (аффрикаты) – размыкание смычки у этих звуков происходит не
мгновенно, путем взрыва, а путем перехода в щель: [ц] – [д^з], [ц’] – [д’^з’], [ч] – [д^ж], [ч’] – [д’^ж’].
Щелевые (фрикативные, от лат. – fricatio – трение). При образовании щелевых
согласных активный орган, приближаясь к пассивному, образует щель. Воздух трется о стенки щели и образуется шум. К щелевым относятся звуки: [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [х], [х’], [γ], [γ’], .
Дрожащи е образуются в результате колебаний (вибраций) кончика языка под
воздействием воздушной струи, в результате чего происходит смыкание и размыкание кончика языка с альвеолами: [р], [р’].
3. По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные: [м],
[м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], и шумные [п], [п’], [б], [б’], [ф], [ф’], [т], [т’], [д], [д’], [с],
[с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [ш], [ж], [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] интесивность шума у шумных
согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи, в ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Ширина прохода для воздушной струи при артикуляции сонорных согласных больше, чем при артикуляции шумных согласных. Поэтому и сила воздушно струи, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

4. По участию или неучастию голоса все согласные делятся на звонкие и глухие .
Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их
произнесении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки
сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], , [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Разница между звонкими сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос значительно преобладает над шумом, а у звонких шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума, образуются глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.
По глухости / звонкости согласные образуют пары:
12 соотносительных пар

[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж’:], [з], [з’]

[п], [п’], [ф], [ф’],[к], [к’], [т], [т’], [ш], [ш’:], [с], [с’]

9 несоотносительных звонких звуков (сонорных)
[л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j]
[–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–], [–]

4 несоотносительных глухих звуков (шумных)
[–], [–], [–], [–]
[х], [х’], [ц], [ч]

В ряде последних учебников по современному русскому языку, в частности в
учебнике «Русский язык» в 2-х частях (авторы Касаткин Л.Л., Львов М.Р., Терехова Т.Г. и др.) / под ред. Л.Ю. Максимова, «Современный русский язык» (авт. Диброва, Касаткин Л.Л.) утверждается, что все согласные имеют пары по звонкости – глухости:
[ц] – [д^з]: плацдарм, спецзадание, конец года;
[ч’] – [д’^ж’]: лечь бы, дочь была, начбазы;
[х ] – [γ]: бухгалтер, двухгодичный, их было двое.
У сонорных звуков так же есть пары по глухости: [л] – [л], [м] – [м], [н] – [н], [р] – [р],
[j] –[j].
Глухие сонорные могут выступать на конце слова после глухого согласного: мет[р],
вих[р’], смыс[л], пес[н’].
5. По наличию или отсутствию палатализации , т.е. смягчения (от лат. palatum –
небо) согласные делятся на мягкие и твердые.
Мягкие согласные характеризуются тем, что к основной артикуляции согласных
прибавляется дополнительная – палатализация – поднятие средней части языка к твердому небу и продвижение спинки языка вперед. Поэтому мягкие согласные, кроме [j], палатализованные.
У [j] приподнятие к средней части неба средней части языка не дополнительная, а
основная артикуляция, поэтому [j] – палатальный звук.
При образовании твердых согласных задняя часть спинки языка напрягается и
приподнимается к мягкому небу. Такие согласные называются веляризованными (от лат. velum palāti – небная занавеска).

В шкале несоотносительности [ж], [ш], [ц] – твердые согласные; [ш’:], [ч’], – мягкие согласные.

У звуков [ч], [ш], [ж] в определенных позициях появляются соотносительные пары по мягкости.

У [ч] имеется твердая пара перед твердым [ш]: лу[ч’], но лу[ч]ше. У [ц] мягкая пара обнаруживается перед : пя[ц’]ся.

У твердого звука [ш] пара – звук [ш’:]: [ш’:]ука

Только у звонкого [j] не может быть твердой пары, т.к. он стоит вне корреляции.

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат.

Articulare - ‘членораздельно выговаривать’). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата - гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки - голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата - органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости - ротовую и носовую, которые разделены

Произносительный аппарат:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губД"К 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10-корень языка; 11-надгортанник; 12 - голосовая щель; 13- щитовидный хрящ; 14- перстневидный хрящ; 15- носоглотка; 16- мягкое небо; 17- язычок; 18- гортань; 19- черпаловидный хрящ; 20- пищевод; 21- трахея

Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа - неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]),

сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в"трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи - язык.- Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки. I

При образовании звуков одни органы роіовой полости играют активную роль - они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны - они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] - обе пассивны.

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Артикуляционная классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков: 1) место образования шума, 2) способ образования шума, 3) уровень шума (сонорность/шумность), 4) глухость / звонкость, 5) твёрдость / мягкость.

В русском языке 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш: ’].

Место образования – та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного. Место образования согласного определяется результатом взаимодействия двух подвижных органов (губы, язык) или подвижного и неподвижного (нёбо, зубы), в связи с чем согласные можно определять как по активным, так и по пассивным органам речи. В основу классификации согласных по месту образования положено строение речевого аппарата (в пределах верхних резонаторов). По месту образования все согласные делятся на губные и язычные.

Губные подразделяются на губно-губные [б, б’, п, п’, м, м’] и губно-зубные [в, в’, ф, ф’]. При образовании этих звуков роль активных органов выполняют губы, особенно нижняя губа, роль пассивных – зубы. При артикуляции губно-губных обе губы смыкаются, при артикуляции губно-зубных нижняя губа сближается с верхними зубами.

Язычные согласные различаются в зависимости от того, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя – является активным органом при образовании звука. Язычные подразделяются на переднеязычные [д, д’, т, т’, з, з’, с, с’, ш, ж, ш:’, ц, ч, р, р’, н, н’, л, л’], среднеязычный [j] и заднеязычные [к, к’ г, г’, х, х’].

Переднеязычные согласные образуются в результате прикосновения спинки или кончика языка к соответствующим частям переднего нёба или зубов. По пассивному органу эти согласные имеют общее название передненёбных и делятся на такие разновидности, как зубные [д, д’ т, т’, ц, з, з’, с, с’, н, н’. л, л’] и нёбные [ш, ж, р, р’, ч ].

При образовании зубных передняя часть спинки языка вместе с кончиком артикулирует как единое целое, смыкаясь (или сближаясь) с верхними зубами. При образовании нёбных согласных не только передняя часть спинки языка сближается с передней частью нёба, но и задняя часть спинки языка оттягивается назад, сближаясь с задним мягким нёбом.

Среднеязычный (по пассивному органу – средненёбный) звук [j] образуется сближением средней части спинки языка со средним нёбом.

Заднеязычные звуки образуются смыканием [к, к’ г, г’] или сближением [х, х’] задней части языка с неподвижным нёбом.

Определить способ образования согласного – значит, выяснить, как создаётся преграда, каков её характер, простая она или сложная, и как она преодолевается выдыхаемой воздушной струёй. По способу образования различают согласные:

Смычные (иначе: взрывные, мгновенные, затворные), необходимым моментом артикуляции которых является полный затвор органов речи, преграждающий выход воздушной струе наружу. Эта преграда устраняется сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу, произведя эффект «взрыва». Именно в этот момент и образуются смычные согласные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’];

Щелевые (или фрикативные), при произнесении которых органы речи уже не образуют затвора, а только сближаются, оставляя узкую щель для прохождения струи воздуха [в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’];

Аффрикаты (смычно-щелевые) – сложные согласные [ц, ч]. Своеобразие аффрикат в том, что они на начальной основе образования формируются как смычные: органы речи плотно примыкают друг к другу (ср. [т]). Однако «взрыва» не происходит, так как органы речи до этого успевают перейти на артикуляцию щелевых звуков [с, ш], и в момент выдержки аффрикаты звучат уже как щелевые того же места образования, где прежде был затвор. Таким образом, при образовании аффрикат воздушной струе приходится преодолевать сложную преграду (в отличие от образования смычных и щелевых, где преграда простая);

Смычно-проходные согласные [л, л’ м, м’, н, н’]. В процессе их образования в полости рта образуется смычка и при этом имеется доступ для свободного прохождения воздуха через нос или рот. Данные согласные подразделяются на носовые [м, м’, н, н’] и боковые [л, л’]. Носовые согласные характеризуются полным смыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески. Воздух свободно проходит через носовую полость. При образовании боковых звуков передняя часть языка смыкается с нёбом, боковые части языка опускаются, образуя с обеих сторон выход для выдыхаемой струи воздуха.

Дрожащие согласные образуются путём дрожания (вибрации) кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j] и шумные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’, в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’,ц, ч]. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных (от лат.sonorus – звучный). Объясняется это различиями в напряжённости органов речи и в силе струи воздуха при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда струе воздуха. Поэтому и сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

По звонкости / глухости шумные согласные образуют пары: [б - п], [в - ф], [г - к], [д - т], [ж - ш], [з - с] и др. Звуки в этих парах отличаются друг от друга только тем, что одни из них образуются шумом и голосом (звонкие), а другие только шумом (глухие).

К непарным согласным относятся: глухие [х, ц, ч, ш:’], не имеющие соотносительных пар по звонкости. Также непарными являются сонорные согласные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j], не имеющие пары по глухости.

От положения средней части спинки языка зависит деление согласных на твёрдые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Это дополнительное движение, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласного, называется палатализацией . Общая артикуляторная особенность твёрдых согласных – отсутствие палатализации.

Большинство согласных являются парными по твёрдости-мягкости:

[б - б’, п - п’, д - д’, т - т’, в - в’, ф - ф’, с- с’, з - з’, м - м’, н - н’, р - р’, л - л’, к - к’, г - г’, х - х’].

Все остальные согласные непарные: [ ц, ш, ж] – только твёрдые согласные, не имеющие мягкой пары. [ч, ш:’, j] – только мягкие согласные.

Основная артикуляция внепарного звука [j] – поднятие средней части языка к твёрдому нёбу. Это та артикуляция, которая является дополнительной при образовании мягких согласных звуков. Для [j] она оказывается основной и единственно возможной., поэтому звук [j] называют палатальным (мягкий), а мягкие согласные – палатализованными (смягчёнными).

Помимо палатализации, есть такие виды дополнительной артикуляции, как лабиализация – вытягивание и округление губ; назализация (от лат.nasus – нос) – опущение мягкого нёба, обеспечивающее выход воздушной струе в носовую полость, что придаёт всем согласным дополнительный носовой оттенок. Веляризация (от лат. Velaris – задненёбный) – добавочное движение задней части языка в сторону мягкого нёба при артикуляции незаднеязычных согласных. Но в русском языке только палатализация имеет самостоятельное фонематическое значение, так как мягкие согласные выступают самостоятельными фонемами.

Артикуляционная таблица согласных звуков русского языка


Место образования

Губные

Язычные

Способ образования


губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

средне-

язычный


задне-язычные

зубные

нёбные

шумные

Смычные


глухие

[п, п’]

[т т"]

[к к"]

звонкие

[б, б’]

[д д"]

[г г"]

Щелевые

глухие

[ф ф"]

[с с"]

[ш ш:"]

[х х"]

звонкие

[в в"]

[з з"]

[ж]

[j]

Аффрикаты

глухие

[ц]

[ч"]

сонорные

Смычно-

проходные


носовые

звонкие

[м м"]

[н н"]

боковые

звонкие

[л л"]

Дрожащие

звонкие

[р р"]

Опорные слова

Гласные звуки; лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные) звуки; подъем; ряд; подъем верхний, средний, нижний; ряд передний, средний, задний; согласные звуки; сонорные, шумные; звонкие, глухие; место образования, губные язычные; способ образования, взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие, смычно-проходные; твердые и мягкие согласные.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое артикуляция?

2.В чём заключается отличие подвижных органы речи от неподвижных?

3.Каким образом устроен произносительный аппарат?

4.Охарактеризуйте артикуляторные органы человека.

7.Чем отличаются гласные звуки от согласных?

8.Назовите все гласные верхнего, среднего и нижнего подъемов.

9.Назовите все гласные переднего, среднего и заднего рядов.

Тесты:


  1. Укажите лабиализованные звуки

В) *[у], [о]


  1. Найдите губные согласные

А) [б], [д’], [в], [в’], [г]

Б) *[п], [б’], [в], [ф’], [м]

В) [з], [с’], [ш], [ч’], [ц]

Г) [к], [х’], [м], [т’], [л]


  1. Укажите смычно-проходные согласные

А) *[м], [н’], [л], [р’]

Б) [т], [д’], [г], [к’]

В) [ц], [ч’], [ж], [н’]

Г) [ш], [ш’], [и], [п’]


  1. Какие согласные не образуют пары по звонкости-глухости?

А) [ш], [j], [б], [к]

Б) [ш], [ш’], [и], [п’]

В) [ш], [ш’], [и], [п’]

Г) *[м], [ч], [ц], [х]


  1. Какие согласные звуки не образуют пары по твёрдости-мягкости

А) [ж], [ц], [j], [ч]

Б) [с], [к], [р], [т]

В) [р], [н], [м], [л]

Г) [п], [в], [д], [г]

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1.Фонетика и морфология. М.,1984.

5. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

6.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

7.Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект пресс, 2001.

9.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

10.Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Л.,1988.

ЛЕКЦИЯ № 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

План


  1. Понятие о транскрипции.

  2. Типы транскрипций.

  3. Фонетическая транскрипция

Понятие о транскрипции

Русское письмо является фонографическим, звуковым, т. е. в принципе буквы фиксируют звуки, однако современная русская орфография, оформившаяся исторически на морфологическом принципе, носит фонематический характер и в целом не отражает живых чередований русской речи, возникающих в речевом потоке. Буквы и звуки в русском письме часто не совпадают, например пруд звучит [прут], сама и сома звучат [сама], сшит звучит [шшыт] и т. д.

Правильное произношение основывается на определенных звуковых законах, имеющих стройный, системный характер, и следует определенным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка, выработанным исторически. Итак, между орфографией и орфоэпией имеются наряду с принципиальными различиями и глубокая соотносительность. Для изучения этого соотношения, необходима такая запись звучащей речи, чтобы не было резкого расхождения между произношением и написанием, т. е. звукопись. Звукопись называется научным письмом или научной транскрипцией, от латинского слова transcriptio , буквально “переписывание“.

Потребность в транскрипции была обусловлена зарождением сравнительно- исторического языковедения, развитием фонетики как науки, когда ученый транскрибировал исследуемые слова других языков и тексты на них буквами своего родного языка. При зарождении систем транскрипций выявились два направления, отражающие их назначение.

Типы транскрипций

Аналитический тип транскрипции помогал зарегистрировать звук речи как физиолого – артикуляционный комплекс и представлял собой наборы формул для отдельных звуков. Этот способ транскрибирования имел неалфавитный характер и фиксировал в формуле одного звука весь перечень его признаков. По формуле можно всесторонне охарактеризовать звуки речи. Данный тип транскрипции был изобретен английским ученым Дж. Уилкинзом. Более известными в настоящее время являются системы русских языковедов И. А. Бодуэна де Куртенэ и В.А. Богородицкого.

Синтетический тип транскрипции (алфавитная фонетическая) имеет гораздо более широкое и многообразное применение. Элементы транскрипции в связи с началом изучения фонетики впервые появляются в трудах М. В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского. Однако система транскрипции тогда еще не была сформирована. Была лишь осознана ее необходимость как инструмента научного изучения звуковых законов русского языка и установления соотношения орфоэпии с орфографией.

В дальнейшем русские ученые пользовались для транскрипции и латиницей, и кириллицей. Только в середине XIX в. членом Российской Академии О.Н. Бетлингком в связи с описанием звуков русской речи была предложена первая система транскрипции на основе русского алфавита (кириллицы). Между тем разнобой в транскрипции существовал еще долго. Усилиями многих выдающихся русских ученых: Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева, В.Н. Сидорова, П. С. Кузнецова, Р.И. Аванесова, А.А. Реформатского и других – русская фонетическая азбука совершенствовалась и приняла современный вид.

Одновременно с возникновением учения о фонеме и развитием фонологии наряду с фонетической транскрипцией, графически фиксирующей произносимые и слышимые звуки, при научном изучении русского языка стала применяться и фонематическая (или фонологическая) транскрипция, обозначающая только фонемы данного языка.

Фонематическая транскрипция представлена двумя разновидностями (словофонематической и морфофонематической), разработанными проф. Р. И. Аванесовым.

Словофонематическая транскрипция передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, “случая” (слова или слова в определенной его форме), частично “раздевая” входящие в ее состав кратчайшие звуковые единицы - освобождая их от всего “внешнего”, позиционного, обусловленного в данном конкретном языковом факте фонетическим положением, и сохраняя “внутреннее”, все самостоятельное и функционально значимое. Буква как элемент словофонематической транскрипции является знаком фонемы - сильной (в позиции максимальной дифференциации) или слабой (в позиции меньшей дифференциации).

Морфофонематическая транскрипция “полностью “раздевает” кратчайшие звуковые единицы языка, полностью освобождает их от всего внешнего – позиционного, фонетически обусловленного не только в данном “случае” как явлении конкретном и целостном (в слове или в той или иной грамматической форме слова), но также и в каждой его морфеме. «Обнажает» кратчайшие звуковые единицы, указывая лишь на те их стороны, которые существенны, самостоятельны, функционально значимы в сильной позиции (в позиции максимальной дифференциации)…Именно поэтому и оказывается, что многие слова при помощи морфофонематической транскрипции и обычного русского орфографического письма пишутся одинаково.

Фонетическая, словофонематическая и морфофонематическая транскрипции - три типа синтетической научно-лингвистической транскрипции, они отражают три аспекта изучения звуковой системы языка, опираются на теоретические положения фонологии и связаны с русской орфографической практикой.

В данном курсе лекций подробно рассматривается только фонетическая транскрипция. Разумеется, фонетическая транскрипция не идеальный, как и всякий письменный, способ обозначения произношения, однако “самый лучший, потому что… ставит лицом к лицу с самой действительностью, с тем, что есть в языке, с самими звуками, а не с туманными их описаниями”.

Фонетическая транскрипция

Обычно с термином ”транскрипция” связывается понятие о фонетической транскрипции, т. Е. такой условной записи, которая, по мнению крупнейших фонетистов, “ передает… все многообразие живой звучащей речи” (Р.И.Аванесов), “преследует цели точной графической записи произношения” (А.А.Реформатский).

Назначением фонетической транскрипции определяется степень ее точности. Звуки человеческой речи бесконечно разнообразны даже в пределах одного языка, поэтому фонетическая транскрипция не может быть абсолютно точной. Для учебных целей достаточно того, что она регистрирует все фонемы и их варианты без указания на бесчисленные вариации звуков.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо запомнить следующее:


  1. каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука;

  2. не должно быть букв, не обозначающих звуков;

  3. каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.
Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в записи речи не употребляются.