Апостолы. Кого называют равноапостольными

Слово “апостол” (ἀπόστολος - посланник) происходит от греческого глагола “ἀποστέλλω” (отправлять, посылать). Этот глагол является синонимом латинского глагола “mitto”, от которого, в свою очередь, происходят слова “миссия” (missio), “миссионер”. Поэтому “апостол” - это “миссионер”, тот, кто послан проповедовать Евангельскую истину.

Собор семидесяти апостолов

Евангелие повествует нам, что Господь Иисус Христос избрал две группы - двенадцать и семьдесят - своих учеников, которые были названы апостолами. И тех и других Спаситель облек властью говорить от Его имени и пославшего Его Отца, а также властью побеждать и изгонять нечистых духов, врачевать болезни и немощи. Во время своего земного Христос послал апостолов проповедовать погибшим “овцам дома Израилева”. После Его вознесения апостолы распространили Евангелие по всей территории Римской империи и далеко за ее пределами. Однако те, которые принадлежали к числу 12, были ближайшими спутниками Спасителя, свидетелями Его Воскресения, и удостоились от него особых даров и обетований. Именно двенадцати Он обещал: “Вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.” (Мф. 19. 28). Двенадцати Он явился после воскресения и сказал им: “ мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас... Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. ” (Ин. 20. 22-23). В день Пятидесятницы на двенадцать апостолов в виде огненных языков сошел Святой Дух. Этот дар Духа, полученный непосредственно от Господа, двенадцать апостолов передали епископам и пресвитерам основанных ими церквей. Так был основана церковная иерархия. С одной стороны, епископы и пресвитеры являются преемниками двенадцати апостолов в силу переданного в таинстве рукоположения дара благодати Святого Духа. С другой стороны, между служениями апостолов и епископов существует принципиальное различие. Служение епископа заключается в священнодействии, учении и управлении строго в границах вверенной ему поместной церкви (епархии). Служение пресвитера совершается в границах его общины и ограничивается полномочиями, определенными ему правящим архиереем. Служение апостолов не было ограничено местом и простиралось на весь мир (Мф. 28.19).

В I-II веках апостолами называли не только тех, кто был сопричислен к кругу двенадцати и семидесяти. В то время в Церкви существовали особые, т. н. “пневматические” или “духовные” служения. В отличие от служений церковно- иерархических, на которые поставлялись избранные церковной общиной кандидаты через таинство рукоположения, духовные служения исполняли люди, наделенные соответствующими способностями и почувствовавшими, что они в силу личного Божественного призвания обрели дар благодати Св. Духа, необходимый для этих служений. Св. ап. Павел писал в Первом Послании к Коринфянам писал: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков....И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки”. (12. 1- 28.). Сам св.Павел был обращен в веру и призван к апостольству явившимся ему лично Христом по дороге в Дамаск, а не через процедуру избрания его на служение церковной общиной (как, например, был избран вместо иуды св. ап. Матфий). Он не вошел в число двенадцати или семидесяти, но превзошел в деле проповеди Евангелия всех других апостолов и именуется Церковью первоверховным апостолом, или апостолом язычников.

Древнейший памятник христианской письменности послеапостольской эпохи (датируется кон. I - нач. II в.) “Дидахи” или “Учение Двенадцати Апостолов” содержит следующее: “Относительно же апостолов и пророков согласно повелению евангельскому так поступайте. Всякий апостол, приходящий к вам, пусть будет принят, как Господь.
Но он не должен оставаться более одного дня, если же будет нужда, то и другой, но если он пробудет три (дня), то он лжепророк.
Уходя же, апостол пусть ничего не принимает, кроме хлеба (сколько потребно) до места ночлега, но если он будет требовать серебра, он лжепророк” (11 гл.). Отсюда видно, что апостолами называли в то время странствующих миссионеров. Однако позднее в официальном церковном языке апостолами стали именовать только тех, кто входил в число двенадцати или семидесяти. Тех же святых, кто трудился в различные времена в деле проповеди и распространения христианства стали почитать в лике “равноапостольных” .

Равноапостольные Константин и Елена.

К лику “равноапостольных” причисляют святых, которые несли подвиг свидетельства о Христе среди язычников и иноверцев, а также тех, кто способствовали распространению своими деяниями. Иными словами - правителей, насадивших христианскую религию среди своих подданных. Святой равноапостольный царь Константин и мать его Елена, св. Борис I, Креститель Болгарии, св. Великий князь Владимир и св. княгиня Ольга входят в их число. Церковь воздает должное уважение их мудрости и мужеству, с которым они оставили прежние языческие суеверия и насадили в пределах своих стран веру Христову. Большую часть лика равноапостольных составляют миссионеры - миряне, монахи, священники, епископы - те, кто лично проповедовал слово Христовой истины.

Св. равноапостольная Мария Магдалина, по преданию, проповедовала в Риме. Возможно, именно она была первой проповедницей о распятом и воскресшем Спасителе в столице империи. Св. равноапостольная первомученица Фекла была спутницей апостола Павла, претерпела множество мук, хотя, по житию, скончалась своей смертью в возрасте 90 лет. Св. мученица Апфия была женой св. ап. Филимона, сопутствовала ему и окнчила жизнь мученичеством. Св. равноап. Аверкий Иерапольский (+167 г.), путешествовал и проповедовалв Риме, Сирии, Месопотамии. Св. Нина Грузинская просветила Иверию. Св. равноапостольные Мефодий и Кирилл Словенские проповедовали среди славянских племен. Их духовное наследие невозможно по справедливости оценить, поскольку они были не просто проповедниками, а создателями славянской письменности, без котороой невозможно представить себе существование славянских языков. В Новое время Господь воздвигал великих проповедников Евангелия, таких как св. Косьма Этолийский или св. Николай Японский. Некоторые из великих миссионеров прославлены как святые, но причисляются к другим ликам - например - святитель Григорий Просветитель Армении, ставший первым миссионером на Кавказе, свт. Стефан Пермский, преподобный Герман Аляскинский, просветитель Америки, святитель Иннокентий Московский (Вениаминов), просветитель алеутов и т.д.

В месяцеслове - официальном списке святых, составленном в соответствии с каждым днем года - Русской православной Церкви отсутствуют имена просветителей европейских народов - св. Августина Кентерберийского, Бонифация (Вонифатия), просетителя Германии, Ансгария, апостола Скандинавии, и др.. Это святые, канонизованные Западной Церковью до схизмы 1054 г. Их имена не вошли в месяцесловы православных церквей потому, что народы, среди которых они проповедовали, после схизмы пребывали в Римо-Католической Церкви или позднее уклонились протестантизм. Долгое время они считались “католическими святыми”. Однако наше время множество православных, в том числе и наших соотечественников, проживает в Европе, растет количество православных приходов. Возрождение почитания древних подвижников благочестия Запада может способствовать укоренению православного свидетельства в странах Европы. Как известно, к возрождению почитания древних европейских святых призывал Свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский.
Святая первомученица равноапостольная Фекла

Особо следует отметить, что в лике равноапостольных прославляется много святых жен. Это говорит о том, что христианство не только утверждает равное достоинство мужчин и женщин во Христе и в Церкви. Христианство всегда дает возможность всем христианам независимо от пола или иных различий раскрыть свой духовный потенциал и принести добрые плоды в деле служения проповеди Слова Божия. Из всего многообразия церковных служений есть только одно служение, закрытое для женщин. Это служение предстоятеля в богослужебном собрании. Иными словами, женщина не может быть посвящена в сан епископа или пресвитера. Св. Павел запрещал женщинам учить в церковном собрании (“Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить” 1 Кор. 14. 34). Однако этот запрет ни в коем случае нельзя понимать как некое проявление дискриминации по отношению к женщинам. Когда епископ или священник проповедует в церковном собрании, тем более во время совершения божественной литургии, он говорит от лица Самого Христа. Также когда священник совершает молитву и благословение Свв. Даров во время Евхаристии, он становится “иконой”, видимым образом Христа - Первосвященника Нового Завета, Который незримо, но реально присутствует во время служения св. Евхаристии, освящает и принимает безкровную жертву Церкви. Поэтому служение священства принадлежит мужчинам. Но за пределами богослужебной сферы женщина может посвятить себя любой церковной деятельности, в том числе и миссионерству и служению Слова. Например, св. равноапостольная Нина, просветительница Иверии, обратившая в христианство многочисленный народ, почитается величайшей святой не только на Кавказе, но и во всем православном мире. Духовно-нравственный пример, явленный святыми, почитаемыми в лике равноапостольных, состоит в том, что свидетельство миру о воплотившемся Спасителе, пострадавшем и воскресшем ради спасения всего человечества, является долгом каждого христианина, члена Церкви Христовой.

Перед тем как узнать о том, кто же такие двенадцать апостолов, услышать об их именах и деяниях, стоит понять определение слова «апостол».

Кем были двенадцать учеников, апостолов Иисуса Христа?

Многие современники не знают, что слово «апостол» обозначает «посланный». Во времена, когда Иисус Христос ходил по нашей грешной земле, двенадцать человек из простого люда были названы Его учениками. Как говорили очевидцы, «двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него». По истечении двух дней после своей смерти через распятие Он отправил учеников, чтобы они стали Его свидетелями. Вот тогда-то их и назвали двенадцатью апостолами. Для справки: во времена Иисуса в обществе термин «ученик» и «апостол» были схожи и взаимозаменяемы.

Двенадцать апостолов: имена

Двенадцать апостолов - ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для благовещения о скором Царстве Божьем и об устроении Церкви. Имена апостолов следует знать всем.

Андрей прозван был в предании Первозванным, так как был ранее учеником Иоанна Крестителя и призван Господом чуть ранее своего брата на Иордане. Андрей был братом Симона Петра.

Симон - сын Ионин, прозван дал Симону Иисус после исповедования Его Сыном Божьим в городе Кесарии Филипповой.

Симон Кананит, или, как его еще называют, Зилот, родом из Галилейского города Канны, по легенде был женихом на своей свадьбе, на которой был Иисус со своей Матерью, где, как это всем стало известно, Он обратил воду в вино.

Иаков - сын Заведея и Саломии, брат Иоанна, который, в свою очередь, был евангелистом. Первый мученик среди апостолов, сам Ирод предал его смерти через обезглавливание.

Иаков - младший сын Алфеев. Сам Господь решил, что Иаков и двенадцать апостолов будут вместе. После воскрешения Христа распространял веру сначала в Иудее, затем составил компанию в странствии св. апостолу Андрею Первозванному в Эдессу. Он также проповедовал Евангелие в Газе, Елеферополе и других городах Средиземноморья, после чего отправился в Египет.

Иоанн - брат Иакова старшего, прозванный Богословом, по совместительству автор четвертого Евангелия и последней главы Библии, рассказывающей про конец света, - Апокалипсиса.

Филипп — именно тот апостол, который привел к Иисусу Нафанаила 9 Варфоломея, по словам одного из двенадцати, «одного города с Андреем и Петром».

Варфоломей - апостол, про которого очень точно выразился Иисус Христос, назвавши его истинным израильтянином, в котором нет лукавства.

Фома - прославился тем, что сам Господь доказал ему свое воскрешение, предложивши положить его руку Себе на раны.

Матфей - известный также под Левий. Является непосредственным автором Евангелия. Хоть тоже имеют отношение к написанию Евангелия, Матфея считают основным его автором.

Иуда - брат Иакова-младшего, тот, кто предал Иисуса за тридцать сребреников, покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве.

Павел и семьдесят апостолов

Также к апостолам причисляют Павла, чудесно призванного самим Господом. Кроме всех вышеперечисленных апостолов и Павла, говорят о 70 учениках Господа. Они не были постоянными свидетелями чудес Сына Божия, про них ничего не написано в Евангелии, но их имена звучат в день Семидесяти апостолов. Их упоминание носит лишь символический характер, люди, которым принадлежат имена, были всего лишь первыми последователями учений Христа, а также первыми, кто нес миссионерское бремя, распространяя Его учения.

Написавшие Евангелие

Святые Марк, Лука и Иоанн известны мирским людям как евангелисты. Это последователи Христа, написавшие Святое Писание. Апостолы Петр и Павел зовутся первоверховными апостолами. Существует такая практика, как приравнивание или зачисление к апостолам святых, которые распространяли и проповедовали христианство среди язычников, таких как князь Владимир, и его мать Елена.

Кем были апостолы?

Двенадцать апостолов Христа, или просто Его ученики, были обычными людьми, среди которых числились люди абсолютно разных профессий, и совершенно непохожие друг на друга, ну разве что они все были духовно богаты - эта черта их объединяла. В Евангелии очень ярко показаны сомнения этих двенадцати юношей, их борьбу с самими собой, своими мыслями. И их можно понять, ведь им фактически пришлось посмотреть на мир под совершенно другим углом. Но после того как двенадцать апостолов стали свидетелями вознесения Иисуса на небо после распятия, их сомнения сразу ушли. Святой Дух, осознание существования божественной силы сделал из них набожных, твердых духом людей. Собрав волю в кулак, апостолы готовы были возмутить весь мир.

Апостол Фома

Апостол Фома достоин отдельного упоминания. В уютном городе Пансада один из рыбаков, будущий апостол, услышал про Иисуса, человека, рассказывающего всем о Едином Боге. Конечно же, любопытство и интерес заставляют прийти и посмотреть на Него. Послушав Его проповедь, он так восторгается, что начинает неотступно ходить за Ним и Его учениками. Иисус Христос, увидев такое рвение, предлагает юноше последовать за ним. Так простой рыбак стал апостолом.

Этого юношу, молодого рыбака, звали Иуда, ему потом дают новое имя - Фома. Правда, это одна из версий. На кого конкретно был похож Фома - достоверно неизвестно, но говорят, что на самого Сына Божия.

Характер Фомы

Апостол Фома был решительным парнем, смелым и порывистым. Как-то Иисус сказал Фоме, что отправляется туда, где Его схватят римляне. Апостолы, естественно, стали отговаривать своего учителя, никому не хотелось, чтобы Иисуса схватили, апостолы понимали, что затея очень рискованная. Тогда-то Фома и сказал всем: «Пойдем и умрем с ним». Что-то не особо подходит к нему известное словосочетание «Фома неверующий», как мы видим, он был еще каким «верующим».

Апостол Фома отказался прикасаться к ранам Иисуса Христа и прикладывать пальцы к ним, когда Он хотел доказать, что воскрес из мертвых. В ужасе от своей дерзости Фома лишь крайне изумленно возликует: «Господь мой Бог мой». Стоит отметить, что это единственное место в Евангелии, где Иисуса называют Богом.

Жребий

После того как воскрес Иисус, искупивший все земные грехи человечества, апостолы решили кинуть жребий, который должен был определить, кто и в какую землю пойдёт проповедовать и нести людям любовь и веру в Господа и Царство Божие. Фоме досталась Индия. Много опасностей и злоключений выпало на долю Фомы в этой стране, о его приключениях сохранилось много древних преданий, которые сейчас уже ни опровергнуть, ни подтвердить невозможно. Церковь решила дать Фоме особый день - второе воскресенье после празднования вознесения Христа. Теперь это день памяти Фомы.

Святой апостол Андрей Первозванный

После того как начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном последовал за пророком, надеясь в его вере и духовной силе найти ответы на волнующие их незрелые умы вопросы. Многие даже считали, что сам Креститель Иоанн и есть Мессия, но он терпеливо, раз за разом опровергал подобные предположения своей паствы. Иоанн говорил, что послан на землю лишь подготовить Ему путь. И вот когда Иисус пришел креститься к Иоанну, пророк сказал «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав эти слова, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. В тот же день будущий апостол Андрей Первозванный подошел к своему брату Петру и сказал: «Мы нашли Мессию».

День святых апостолов Петра и Павла у западных христиан

Особого почета эти два апостола удостоились благодаря тому, что после вознесения Христа проповедовали Его веру по всему миру.
Празднование дня святых апостолов Петра и Павла сначала было узаконено в Риме, епископы которого согласно Западной Церкви считаются преемниками Петра, а затем уже были распространены и в других христианских странах.
Петр занимался рыбной ловлей (как и Фома) и был призван в апостолы вместе со своим братом. Он получил предназначение, самое важное в его жизни, - он стал «основателем» церкви Христа, а уже потом ему вручат ключи от небесного Царства. Пётр был первым апостолом, к которому Христос явился после воскрешения. Как и большинство собратьев, апостолы Петр и Павел после вознесения Иисуса стали заниматься проповеднической деятельностью.

Итог

Все деяния, совершенные Иисусом, были не случайны, и выбор всех этих молодых талантливых юношей тоже не случаен, даже предательство Иуды было спланированной и неотъемлемой частью искупления через смерть Христа. Вера апостолов в Мессию была искренней и непоколебимой, хоть и терзали многих сомнение и страх. В итоге только благодаря их труду мы обладаем возможностью узнать о пророке, Сыне Божьем Иисусе Христе.

КТО ТАКИЕ АПОСТОЛЫ?

При всем своем очевидном смирении, в образе Иисуса нет ничего такого, что бы указывало на его трусость или миролюбие. Он отлично понимал, что стоящая перед ним задача сделает его весьма непопулярным в высших кругах власти. Его будут преследовать по пятам не только римские власти, но и местный совет иудейских старейшин -- могущественный синедрион. Тем не менее, Иисус вошел в этот мир подобающим образом, заявив прямо с порога: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матфей 10:34).

Может показаться довольно странным, что при таких обстоятельствах группа людей, изо дня в день зарабатывавших на хлеб насущный, вдруг оставила средства к существованию и устремилась за вожаком, который возгласил, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Матфей 10:22). В те давние времена христианского вероучения номинально не существовало, а Иисус не сулил своим последователям ни заработка, ни высокого общественного положения. Но, несмотря на это, в Евангелиях ясно указывается, что избранные, бросая свои занятия, слепо следовали в неизвестность, чтобы стать «ловцами человеков».

Кем же были эти таинственные апостолы? Может ли что-нибудь из документов Кумранских пещер внести ясность в евангельский текст, сделав сами их личности и намерения более понятными?

Лука (6:13 и 10:1) рассказывает, что Иисус избрал себе всего 82 ученика, из которых 70 отправил проповедовать по стране, а оставшиеся 12 апостолов составили его ближайшее окружение. Для тех, кто читал Библию, вовсе не секрет, что апостолы были вооружены, хотя в воскресных школах говорится совершенно обратное. Иисус удостоверился в их боеспособности в самом начале своей кампании, сказав при этом, что «у кого нет меча, продай свою одежду и купи его» (Лука 22:36).

Все четыре благовествования согласны с тем, что первым был рекрутирован Симон; три Евангелия упоминают при этом и его брата Андрея. Есть, правда, некоторые расхождения между синоптическими Евангелиями и повествованием Иоанна относительно точного места вербовки Иисусом своих сторонников. Произошло это либо на берегу Галилейского моря (Геннесаретского озера), где братья чинили рыболовные сети, либо в Вифаваре у Иордана при крещении. В этом месте тексты вновь разнятся в отношении числа лиц, присутствовавших при данном событии. Иоанн (1:28--43) заявляет, что при сем присутствовал Иоанн Креститель, а Марк (1:14--18) утверждает, что все это произошло, когда Предтеча сидел в темнице.

Что касается назначения первого апостола в марте 29 года от Р.Х., то здесь благовествование Иоанна, несомненно, следует считать более точным. В своих «Иудейских древностях» Иосиф Флавий (родился в 37 году от Р.Х.) говорит, что Иисус начал проповедовать свое учение в пятнадцатый год правления Тиберия Цезаря, то есть в 29 году. Иоанн Креститель был оклеветан и брошен в темницу годом позже, в марте 30 года, как утверждается у Иоанна (3:24); в сентябре 31 года по повелению Ирода-Антипы он был обезглавлен.

Лука (5:11) передает историю привлечения Симона со слов Марка, но не упоминает при этом Андрея. Следующими на месте событий появляются Зеведеевы сыновья Иоанн и Иаков. Марк и Лука утверждают, что в то же самое время Иисус призвал под свои знамена и Левия. У Матфея, однако, следующего апостола зовут не Левий, а Матфей. У Иоанна одним из первых был рекрутирован Филипп из Вифсаиды, откуда также были родом Симон и Андрей. Филипп, в свою очередь, приобщил к пастве Нафанаила из Каны. С этого момента о персональных зачислениях к группе Христовых избранников больше ничего не говорится.

Вместо этого далее разъясняется, что Иисус собрал всех своих учеников и избрал из них двенадцать апостолов. Затем начинает происходить нечто странное. Левий, равно как и Нафанаил, исчезает, но зато Матфей начинает фигурировать во всех перечислениях. Среди двенадцати последователей Христа евангелисты Матфей и Марк называют Леввея по прозванию Фаддей, в то время как в других Евангелиях он отсутствует. В благовествовании Луки и Деяниях святых апостолов среди двенадцати упоминается Иуда, брат Иакова, хотя далее он нигде в таком контексте не фигурирует. У Матфея и Марка можно встретить Симона Кананита, который в Евангелии от Луки и Деяниях именуется Симоном Зилотом.

Марк повествует о том, как Иисус после знакомства с братом Андрея Симоном дал последнему имя Петр. Лука же и Матфей указывают на то, что этим двойным именем его уже называли и раньше. У Иоанна мы узнаем, что Симон и Андрей были сыновьями Ионы, а Иисус нарек Иоанна и Иакова Зеведеевых Воанергес, что значило «сыны Громовы». Марк и Лука называют мытаря Левия сыном Алфея, в то время как указанный в окончательном списке апостолов Иаков является еще одним сыном этого человека. Фома, постоянно упоминаемый всеми Евангелиями в числе двенадцати избранных, у Иоанна и в Деяниях святых апостолов именуется Близнецом.

Такой участи избежали только Филипп, Варфоломей и Иуда Искариот, каждый из которых упоминается всеми евангелистами.

Совершенно ясно, что апостолы не были бессловесным стадом альтруистов, бросивших все и слепо последовавших за харизматическим лидером. Несмотря на царственное происхождение, будущее Иисуса было далеко не ясно, и в тот момент он еще не успел завоевать признания как посланник небес. На основании этого можно заключить, что от внимания евангелистов ускользнуло нечто жизненно важное. Но не следует спешить с выводами, лучше вспомнить, в какой исторической обстановке писались Евангелия. Дабы не вызвать подозрения со стороны римских правителей, их текст был переложен на изотерический язык аллегорий для того круга читателей, которые сумеют понять все то, что написано между строк.

Наше внимание часто привлекают характерные стихи текста, начинающиеся (как, например, у Марка 4:9), словами: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Теперь мы вступаем в мир раскрытой тайнописи Нового завета, где величайшим представителем искусства перевода древних криптограмм является Барбара Тиринг. Изучая на протяжении почти двадцати пяти лет «Свитки Мертвого моря», д-р Тиринг широко распахнула двери перед новым проникновением в духовное богатство Евангелия. Теперь, открывая двери апостолам, мы сами сможем осознать ту грандиозную историческую роль Иисуса Христа, как Мессии и потомка царя Давида.

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος - посланник, посол) – ближайшие ученики Господа , избранные Им и посланные для благовестия о и устроения .

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

Андрей (греч. андреас , «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой ().
Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос , что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино ().
Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
Иаков младший , сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
(Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим) .
Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан , «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
Варфоломей (с арам. сын Талмая ) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства ().
Фома (арам. Тома , в греческом переводе Дидим , что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
Иуда (евр. Йехуда , «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
– И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.

Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.

Одним из самых известных фактов о жизни Иисуса является то, что у него была группа из двенадцати учеников, которые назывались «Двенадцать Апостолов». Эта группа была составлена ​​из людей, которых Иисус лично выбрал для сопровождения в своей миссии по установлению Царства Божьего и свидетельствования о его словах, делах и воскресении.

Св. Марк (3: 13–15) пишет: «Тогда Иисус поднялся на гору, призвал к себе тех, кого хотел, и пошли к нему. Было их двенадцать, чтобы быть с ним и посылать их проповедовать с силой изгнать бесов». Так, подчёркивалась инициатива Иисуса, и такова была функция Двенадцати: быть с ним и отправляться проповедовать с той же силой, что и Иисус. Св. Матфей (10: 1) и святой Лука (6: 12–13) выражаются в похожих тонах.

Сколько апостолов было у Иисуса Христа и кто они такие

Двенадцать человек, описанных в новозаветных писаниях, выглядят, как стабильная и чётко определённая группа. Их имена:

Андрей (считается покровителем России) . Он был распят на кресте, который выглядел как «Х». Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота России.

Варфоломей . Утверждают, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерскую поездку в Индию, где оставил копию Евангелия от Матфея.

Иоанн . Считается, что он написал одно из четырёх Евангелий Нового Завета. Он также написал Книгу Откровения. Предания утверждают, что Иоан был последним выжившим апостолом, и единственным апостолом, который умер от естественной смерти.

Иаков Алфеев . Он появляется только четыре раза в Новом Завете, каждый раз в списке двенадцати учеников.

Иаков Заведеев . Деяния Апостолов 12: 1–2 свидетельствуют, что царь Ирод казнил Иакова. Вероятно, Иаков был первым человеком, замученным за веру в Христа.

Иуда Искариот . Иуда известен предательством Иисуса за 30 серебряных монет. Это самая большая загадка Нового Завета. Как мог человек, будучи столь близок к Иисусу, предать его? Его имя часто используется как синоним предательства или измены.

Иуда Фадей . Армянская апостольская церковь почитает Фаддея своим покровителем. В Римско-католической церкви он является святым покровителем отчаянных дел.

Матфей или Левий . Примечателен тем, что до встречи с Иисусом был сборщиком налогов Левием. Но в то же время Марк и Лука никогда не приравнивают этого Левия к Матфею, названному одним из двенадцати апостолов. Ещё одна загадка Нового Завета

Петр . Существует легенда, в которой говорится, что Петр попросил перед казнью распять его вниз головой, поскольку он чувствовал себя недостойным умирать, как Иисус.

Филипп . Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса, как на Агнца Божьего.

Симон Зилот . Самая неясная фигура среди учеников Христа. Имя Симона встречается во всех Синоптических евангелиях и Книге Деяний каждый раз, когда есть список апостолов, но без дальнейших подробностей.

Фома . Его неофициально называют Фомой неверующим, потому что он сомневался в воскресении Иисуса.

В списках, появляющихся в других Евангелиях и в Деяниях Апостолов, есть небольшие различия. Фома, в Луке, называется Иудой, но вариация не имеет значения.

В рассказах евангелистов Двенадцать учеников сопровождают Иисуса, участвуют в его миссии и получают особое своё учение. Это не скрывает того факта, что часто они не понимают слов Господа, и некоторые покидают его во время испытания.

В христианской теологии и экклесиологии Двенадцать Апостолов (также называемых Двенадцатью учениками), были первыми историческими учениками Иисуса , центральными фигурами в христианстве. Во время жизни Иисуса в I веке нашей эры они были его ближайшими последователями и стали первыми носителями евангельского послания Иисуса.

Слово «апостол» происходит от греческого слова apostolos и изначально означающего messenger, посланник.

Слово ученик иногда используется взаимозаменяемо с апостолом, например, Евангелие от Иоанна не делает различий между двумя терминами. Разные писатели евангелия дают различные имена одному и тому же человеку, а апостолы, упомянутые в одном евангелии, в других не упоминаются. Ввод в действие Двенадцати Апостолов во время служения Иисуса записан в Синоптических евангелиях.

В биографических сведеньях о 12 апостолах или учениках Иисуса были использованы тексты Нового Завета, а также самые известные легенды. Никто не собирается делать вывод, что предания говорят об историческом факте. Однако они дают хоть какую-то информацию о жизни этих людей, перевернувших мир.

Двенадцать учеников были обычными людьми , которых Бог использовал необычайно. Среди них были:

  • рыбаки;
  • сборщик налогов;
  • бунтарь.

Среди двенадцати апостолов несомненным лидером был Петр. Он был главным и выделялся как представитель всех остальных учеников.

Судьба и смерть апостолов после распятия Христа

После воскресения Иисус послал 11 апостолов (Иуда Искариот к тому времени умер. В Евангелии от Матфея 27: 5 говорится, что Иуда Искариот выбросил своё серебро, которое он получил за предательство Иисуса, а затем пошёл и повесился) Великим Поручением распространить своё учение всем народам. Это событие обычно называют Дисперсией Апостолов .

Весь период раннего христианства во время жизни апостолов называется Апостольским веком. В I веке нашей эры апостолы основали свои церкви по всей территории Римской империи на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Евангелия фиксируют постоянные недостатки и сомнения этих двенадцати человек, которые следовали за Иисусом Христом. Но после свидетельства о воскресении и вознесении Иисуса на небеса, полагают, что Святой Дух превратил своих учеников в могущественных людей Бога, которые перевернули мир вверх дном.

Из двенадцати апостолов, считается, что все, кроме одного, были замучены , только смерть Иакова, сына Зеведеев, описана в Новом Завете.

Но ранние христиане (вторая половина второго века и первая половина третьего века) утверждали, что только Петр, Павел и Иаков, сын Зеведеев, были замучены. Остальная часть заявлений о мученической смерти апостолов не основывается на исторических или библейских доказательствах.