Антон чехов. Отчего у меня так тяжело на душе? Я вроде бы ничего худого не делал

Столовая в доме Серебрякова.— Ночь.— Слышно, как в саду стучит сторож.

Серебряков (сидит в кресле перед открытым окном и дремлет) и Елена Андреевна (сидит подле него и тоже дремлет).

Серебряков (очнувшись) . Кто здесь? Соня, ты? Елена Андреевна . Это я. Серебряков . Ты, Леночка... Невыносимая боль! Елена Андреевна . У тебя плед упал на пол. (Кутает ему ноги.) Я, Александр, затворю окно. Серебряков . Нет, мне душно... Я сейчас задремал, и мне снилось, будто у меня левая нога чужая. Проснулся от мучительной боли. Нет, это не подагра, скорей ревматизм. Который теперь час? Елена Андреевна . Двадцать минут первого. Серебряков . Утром поищи в библиотеке Батюшкова. Кажется, он есть у нас. Елена Андреевна . А? Серебряков . Поищи утром Батюшкова. Помнится, он был у нас. Но отчего мне так тяжело дышать? Елена Андреевна . Ты устал. Вторую ночь не спишь. Серебряков . Говорят, у Тургенева от подагры сделалась грудная жаба. Боюсь, как бы у меня не было. Проклятая, отвратительная старость. Черт бы ее побрал. Когда я постарел, я стал себе противен. Да и вам всем, должно быть, противно на меня смотреть. Елена Андреевна . Ты говоришь о твоей старости таким тоном, как будто все мы виноваты, что ты стар. Серебряков . Тебе же первой я противен.

Елена Андреевна отходит и садится поодаль.

Конечно, ты права. Я не глуп и понимаю. Ты молода, здорова, красива, жить хочешь, а я старик, почти труп. Что ж? Разве я не понимаю? И конечно, глупо, что я до сих пор жив. Но погодите, скоро я освобожу вас всех. Недолго мне еще придется тянуть.

Елена Андреевна . Я изнемогаю... Бога ради молчи. Серебряков . Выходит так, что благодаря мне все изнемогли, скучают, губят свою молодость, один только я наслаждаюсь жизнью и доволен. Ну да, конечно! Елена Андреевна . Замолчи! Ты меня замучил! Серебряков . Я всех замучил. Конечно. Елена Андреевна (сквозь слезы) . Невыносимо! Скажи, что ты хочешь от меня? Серебряков . Ничего. Елена Андреевна . Ну, так замолчи. Я прошу. Серебряков . Странное дело, заговорит Иван Петрович или эта старая идиотка, Марья Васильевна,— и ничего, все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот,— но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил? Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей? Елена Андреевна . Никто не оспаривает у тебя твоих прав.

Окно хлопает от ветра.

Ветер поднялся, я закрою окно. (Закрывает.) Сейчас будет дождь. Никто у тебя твоих прав не оспаривает.

Пауза; сторож в саду стучит и поет песню.

Серебряков . Всю жизнь работать для науки, привыкнуть к своему кабинету, к аудитории, к почтенным товарищам — и вдруг, ни с того, ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры... Я хочу жить, я люблю успех, люблю известность, шум, а тут — как в ссылке. Каждую минуту тосковать о прошлом, следить за успехами других, бояться смерти... Не могу! Нет сил! А тут еще не хотят простить мне моей старости! Елена Андреевна . Погоди, имей терпение: через пять-шесть лет и я буду стара.

Входит Соня .

Соня . Папа, ты сам приказал послать за доктором Астровым, а когда он приехал, ты отказываешься принять его. Это неделикатно. Только напрасно побеспокоили человека... Серебряков . На что мне твой Астров? Он столько же понимает в медицине, как я в астрономии. Соня . Не выписывать же сюда для твоей подагры целый медицинский факультет. Серебряков . С этим юродивым я и разговаривать не стану. Соня . Это как угодно. (Садится.) Мне все равно. Серебряков . Который теперь час? Елена Андреевна . Первый. Серебряков . Душно... Соня, дай мне со стола капли! Соня . Сейчас. (Подает капли.) Серебряков (раздраженно) . Ах, да не эти! Ни о чем нельзя попросить! Соня . Пожалуйста, не капризничай. Может быть, это некоторым и нравится, но меня избавь, сделай милость! Я этого не люблю. И мне некогда, мне нужно завтра рано вставать, у меня сенокос.

Входит Войницкий в халате и со свечой.

Войницкий . На дворе гроза собирается.

Вона как! Hélène и Соня, идите спать, я пришел вас сменить.

Серебряков (испуганно) . Нет, нет! Не оставляйте меня с ним! Нет. Он меня заговорит! Войницкий . Но надо же дать им покой! Они уже другую ночь не спят. Серебряков . Пусть идут спать, но и ты уходи. Благодарю. Умоляю тебя. Во имя нашей прежней дружбы, не протестуй. После поговорим. Войницкий (с усмешкой) . Прежней нашей дружбы... Прежней... Соня . Замолчи, дядя Ваня. Серебряков (жене) . Дорогая моя, не оставляй меня с ним! Он меня заговорит. Войницкий . Это становится даже смешно.

Входит Марина со свечой.

Соня . Ты бы ложилась, нянечка. Уже поздно. Марина . Самовар со стола не убран. Не очень-то ляжешь. Серебряков . Все не спят, изнемогают, один только я блаженствую. Марина (подходит к Серебрякову, нежно) . Что, батюшка? Больно? У меня у самой ноги гудут, так и гудут. (Поправляет плед.) Это у вас давняя болезнь. Вера Петровна, покойница, Сонечкина мать, бывало, ночи не спит, убивается... Очень уж она вас любила...

Старые что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова я плечо.) Пойдем, батюшка, в постель... Пойдем, светик... Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею... Богу за тебя помолюсь...

Серебряков (растроганный) . Пойдем, Марина. Марина . У самой-то у меня ноги так и гудут, так и гудут. (Ведет его вместе с Соней.) Вера Петровна, бывало, все убивается, все плачет... Ты, Сонюшка, тогда была еще мала, глупа... Иди, иди, батюшка...

Серебряков , Соня и Марина уходят.

Елена Андреевна . Я замучилась с ним. Едва на ногах стою. Войницкий . Вы с ним, а я с самим собою. Вот уже третью ночь не сплю. Елена Андреевна . Неблагополучно в этом доме. Ваша мать ненавидит все, кроме своих брошюр и профессора; профессор раздражен, мне не верит, вас боится; Соня злится на отца, злится на меня и не говорит со мною вот уже две недели; вы ненавидите мужа и открыто презираете свою мать; я раздражена и сегодня раз двадцать принималась плакать... Неблагополучно в этом доме. Войницкий . Оставим философию! Елена Андреевна . Вы, Иван Петрович, образованны и умны и, кажется, должны бы понимать, что мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг... Ваше бы дело не ворчать, а мирить всех. Войницкий . Сначала помирите меня с самим собою! Дорогая моя... (Припадает к ее руке.) Елена Андреевна . Оставьте! (Отнимает руку.) Уходите! Войницкий . Сейчас пройдет дождь, и все в природе освежится и легко вздохнет. Одного только меня не освежит гроза. Днем и ночью, точно домовой, душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, а настоящее ужасно по своей нелепости. Вот вам моя жизнь и моя любовь: куда мне их девать, что мне с ними делать? Чувство мое гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну. Елена Андреевна . Когда вы мне говорите о своей любви, я как-то тупею и не знаю, что говорить. Простите, я ничего не могу сказать вам. (Хочет идти.) Спокойной ночи. Войницкий (загораживая ей дорогу) . И если бы вы знали, как я страдаю от мысли, что рядом со мною в этом же доме гибнет другая жизнь — ваша! Чего вы ждете? Какая проклятая философия мешает вам? Поймите же, поймите... Елена Андреевна (пристально смотрит на него) . Иван Петрович, вы пьяны! Войницкий . Может быть, может быть... Елена Андреевна . Где доктор? Войницкий . Он там... у меня ночует. Может быть, может быть... Все может быть! Елена Андреевна . И сегодня пили? К чему это? Войницкий . Все-таки на жизнь похоже... Не мешайте мне, Hélène! Елена Андреевна . Раньше вы никогда не пили и никогда вы так много не говорили... Идите спать! Мне с вами скучно. Войницкий (припадая к ее руке) . Дорогая моя... чудная! Елена Андреевна (с досадой) . Оставьте меня. Это, наконец, противно. (Уходит.) Войницкий (один) . Ушла...

Десять лет тому назад я встречал ее у покойной сестры. Тогда ей было семнадцать, а мне тридцать семь лет. Отчего я тогда не влюбился в нее и не сделал ей предложения? Ведь это было так возможно! И была бы она теперь моею женой... Да... Теперь оба мы проснулись бы от грозы; она испугалась бы грома, а я держал бы ее в своих объятиях и шептал: «Не бойся, я здесь». О, чудные мысли, как хорошо, я даже смеюсь... но, боже мой, мысли путаются в голове... Зачем я стар? Зачем она меня не понимает? Ее риторика, ленивая мораль, вздорные, ленивые мысли о погибели мира — все это мне глубоко ненавистно.

О, как я обманут! Я обожал этого профессора, этого жалкого подагрика, я работал на него, как вол! Я и Соня выжимали из этого имения последние соки; мы, точно кулаки, торговали постным маслом, горохом, творогом, сами недоедали куска, чтобы из грошей и копеек собирать тысячи и посылать ему. Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им! Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным... Боже, а теперь? Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто! Мыльный пузырь! И я обманут... вижу — глупо обманут...

Входит Астров в сюртуке, без жилета и без галстука; он навеселе; за ним Телегин с гитарой.

Астров . Играй! Телегин . Все спят-с! Астров . Играй!

Телегин тихо наигрывает.

(Войницкому.) Ты один здесь? Дам нет? (Подбоченясь, тихо поет.) «Ходи хата, ходи печь, хозяину негде лечь...» А меня гроза разбудила. Важный дождик. Который теперь час?
Войницкий . А черт его знает. Астров . Мне как будто бы послышался голос Елены Андреевны. Войницкий . Сейчас она была здесь. Астров . Роскошная женщина. (Осматривает склянки на столе.) Лекарства. Каких только тут нет рецептов! И харьковские, и московские, и тульские... Всем городам надоел своею подагрой. Он болен или притворяется? Войницкий . Болен. Астров . Что ты сегодня такой печальный? Профессора жаль, что ли? Войницкий . Оставь меня. Астров . А то, может быть, в профессоршу влюблен? Войницкий . Она мой друг. Астров . Уже? Войницкий . Что значит это «уже»? Астров . Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг. Войницкий . Пошляческая философия. Астров . Как? Да... Надо сознаться,— становлюсь пошляком. Видишь, я и пьян. Обыкновенно, я напиваюсь так один раз в месяц. Когда бываю в таком состоянии, то становлюсь нахальным и наглым до крайности. Мне тогда всё нипочем! Я берусь за самые трудные операции и делаю их прекрасно; я рисую самые широкие планы будущего; в это время я уже не кажусь себе чудаком и верю, что приношу человечеству громадную пользу... громадную! И в это время у меня своя собственная философская система, и все вы, братцы, представляетесь мне такими букашками... микробами. (Телегину.) Вафля, играй! Телегин . Дружочек, я рад бы для тебя всею душой, но пойми же — в доме спят! Астров . Играй!

Телегин тихо наигрывает.

Выпить бы надо. Пойдем, там, кажется, у нас еще коньяк остался. А как рассветет, ко мне поедем. Идёть? У меня есть фельдшер, который никогда не скажет «идет», а «идёть». Мошенник страшный. Так идёть? (Увидев входящую Соню.) Извините, я без галстука. (Быстро уходит; Телегин идет за ним.)

Соня . А ты, дядя Ваня, опять напился с доктором. Подружились ясные соколы. Ну, тот уж всегда такой, а ты-то с чего? В твои годы это совсем не к лицу. Войницкий . Годы тут ни при чем. Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего. Соня . Сено у нас все скошено, идут каждый день дожди, все гниет, а ты занимаешься миражами. Ты совсем забросил хозяйство... Я работаю одна, совсем из сил выбилась... (Испуганно.) Дядя, у тебя на глазах слезы! Войницкий . Какие слезы? Ничего нет... вздор... Ты сейчас взглянула на меня, как покойная твоя мать. Милая моя... (Жадно целует ее руки и лицо.) Сестра моя... милая сестра моя... Где она теперь? Если бы она знала! Ах, если бы она знала! Соня . Что? Дядя, что знала? Войницкий . Тяжело, нехорошо... Ничего... После... Ничего... Я уйду... (Уходит.) Соня (стучит в дверь) . Михаил Львович! Вы не спите? На минутку! Астров (за дверью) . Сейчас! (Немного погодя входит: он уже в жилетке и галстуке.) Что прикажете? Соня . Сами вы пейте, если это вам не противно, но, умоляю, не давайте пить дяде. Ему вредно. Астров . Хорошо. Мы не будем больше пить.

Я сейчас уеду к себе. Решено и подписано. Пока запрягут, будет уже рассвет.

Соня . Дождь идет. Погодите до утра. Астров . Гроза идет мимо, только краем захватит. Поеду. И, пожалуйста, больше не приглашайте меня к вашему отцу. Я ему говорю — подагра, а он — ревматизм; я прошу лежать, он сидит. А сегодня так и вовсе не стал говорить со мною. Соня . Избалован. (Ищет в буфете.) Хотите закусить? Астров . Пожалуй, дайте. Соня . Я люблю по ночам закусывать. В буфете, кажется, что-то есть. Он в жизни, говорят, имел большой успех у женщин, и его дамы избаловали. Вот берите сыр.

Оба стоят у буфета и едят.

Астров . Я сегодня ничего не ел, только пил. У вашего отца тяжелый характер. (Достает из буфета бутылку.) Можно? (Выпивает рюмку.) Здесь никого нет, и можно говорить прямо. Знаете, мне кажется, что в вашем доме я не выжил бы одного месяца, задохнулся бы в этом воздухе... Ваш отец, который весь ушел в свою подагру и в книги, дядя Ваня со своею хандрой, ваша бабушка, наконец, ваша мачеха... Соня . Что мачеха? Астров . В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой — и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою.

Впрочем, быть может, я отношусь слишком строго. Я не удовлетворен жизнью, как ваш дядя Ваня, и оба мы становимся брюзгами.

Соня . А вы недовольны жизнью? Астров . Вообще жизнь люблю, но нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю ее всеми силами моей души. А что касается моей собственной, личной жизни, то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идешь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу... Я работаю,— вам это известно,— как никто в уезде, судьба бьет меня не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду, не люблю людей... Давно уже никого не люблю. Соня . Никого? Астров . Никого. Некоторую нежность я чувствую только к вашей няньке — по старой памяти. Мужики однообразны очень, неразвиты, грязно живут, а с интеллигенцией трудно ладить. Она утомляет. Все они, наши добрые знакомые, мелко мыслят, мелко чувствуют и не видят дальше своего носа — просто-напросто глупы. А те, которые поумнее и покрупнее, истеричны, заедены анализом, рефлексом... Эти ноют, ненавистничают, болезненно клевещут, подходят к человеку боком, смотрят на него искоса и решают: «О, это психопат!» или: «Это фразер!» А когда не знают, какой ярлык прилепить к моему лбу, то говорят: «Это странный человек, странный!» Я люблю лес — это странно; я не ем мяса — это тоже странно. Непосредственного, чистого, свободного отношения к природе и к людям уже нет... Нет и нет! (Хочет выпить.) Соня (мешает ему) . Нет, прошу вас, умоляю, не пейте больше. Астров . Отчего? Соня . Это так не идет к вам! Вы изящны, у вас такой нежный голос... Даже больше, вы, как никто из всех, кого я знаю,— вы прекрасны. Зачем же вы хотите походить на обыкновенных людей, которые пьют и играют в карты? О, не делайте этого, умоляю вас! Вы говорите всегда, что люди не творят, а только разрушают то, что им дано свыше. Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя? Не надо, не надо, умоляю, заклинаю вас. Астров (протягивает ей руку) . Не буду больше пить. Соня . Дайте мне слово. Астров . Честное слово. Соня (крепко пожимает руку) . Благодарю! Астров . Баста! Я отрезвел. Видите, я уже сов-сем трезв и таким останусь до конца дней моих. (Смотрит на часы.) Итак, будем продолжать. Я говорю: мое время уже ушло, поздно мне... Постарел, заработался, испошлился, притупились все чувства, и, кажется, я уже не мог бы привязаться к человеку. Я никого не люблю и... уже не полюблю. Что меня еще захватывает, так это красота. Неравнодушен я к ней. Мне кажется, что если бы вот Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день... Но ведь это не любовь, не привязанность... (Закрывает рукой глаза и вздрагивает.) Соня . Что с вами? Астров . Так... В Великом посту у меня больной умер под хлороформом. Соня . Об этом пора забыть.

Скажите мне, Михаил Львович... Если бы у меня была подруга, или младшая сестра, и если бы вы узнали, что она... ну, положим, любит вас, то как бы вы отнеслись к этому?

Астров (пожав плечами) . Не знаю. Должно быть, никак. Я дал бы ей понять, что полюбить ее не могу... да и не тем моя голова занята. Как-никак, а если ехать, то уже пора. Прощайте, голубушка, а то мы так до утра не кончим. (Пожимает руку.) Я пройду через гостиную, если позволите, а то боюсь, как бы ваш дядя меня не задержал. (Уходит.) Соня (одна) . Он ничего не сказал мне... Душа и сердце его все еще скрыты от меня, но отчего же я чувствую себя такою счастливою? (Смеется от счастья.) Я ему сказала: вы изящны, благородны, у вас такой нежный голос... Разве это вышло некстати? Голос его дрожит, ласкает... вот я чувствую его в воздухе. А когда я сказала ему про младшую сестру, он не понял... (Ломая руки.) О, как это ужасно, что я некрасива! Как ужасно! А я знаю, что я некрасива, знаю, знаю... В прошлое воскресенье, когда выходили из церкви, я слышала, как говорили про меня, и одна женщина сказала: «Она добрая, великодушная, но жаль, что она так некрасива»... Некрасива...

Входит Елена Андреевна .

Елена Андреевна (открывает окна) . Прошла гроза. Какой хороший воздух!

Где доктор?

Соня . Ушел. Елена Андреевна . Софи! Соня . Что? Елена Андреевна . До каких пор вы будете дуться на меня? Друг другу мы не сделали никакого зла. Зачем же нам быть врагами? Полноте... Соня . Я сама хотела... (Обнимает ее.) Довольно сердиться. Елена Андреевна . И отлично.

Обе взволнованы.

Соня . Папа лег? Елена Андреевна . Нет, сидит в гостиной... Не говорим мы друг с другом по целым неделям и, бог знает, из-за чего... (Увидев, что буфет открыт.) Что это? Соня . Михаил Львович ужинал. Елена Андреевна . И вино есть... Давайте выпьем брудершафт. Соня . Давайте. Елена Андреевна . Из одной рюмочки... (Наливает.) Этак лучше. Ну, значит — ты? Соня . Ты.

Пьют и целуются.

Я давно уже хотела мириться, да все как-то совестно было... (Плачет.)

Елена Андреевна . Что же ты плачешь? Соня . Ничего, это я так. Елена Андреевна . Ну, будет, будет... (Плачет.) Чудачка, и я заплакала...

Ты на меня сердита за то, что я будто вышла за твоего отца по расчету... Если веришь клятвам, то клянусь тебе — я выходила за него по любви. Я увлеклась им как ученым и известным человеком. Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что она настоящая. Я не виновата. А ты с самой нашей свадьбы не переставала казнить меня своими умными подозрительными глазами.

Соня . Ну, мир, мир! Забудем. Елена Андреевна . Не надо смотреть так — тебе это не идет. Надо всем верить, иначе жить нельзя. Соня . Скажи мне по совести, как друг... Ты счастлива? Елена Андреевна . Нет. Соня . Я это знала. Еще один вопрос. Скажи откровенно — ты хотела бы, чтобы у тебя был молодой муж? Елена Андреевна . Какая ты еще девочка. Конечно, хотела бы! (Смеется.) Ну, спроси еще что-нибудь, спроси... Соня . Тебе доктор нравится? Елена Андреевна . Да, очень. Соня (смеется) . У меня глупое лицо... да? Вот он ушел, а я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно — там мне представляется его лицо. Дай мне высказаться... Но я не могу говорить так громко, мне стыдно. Пойдем ко мне в комнату, там поговорим. Я тебе кажусь глупою? Сознайся... Скажи мне про него что-нибудь... Елена Андреевна . Что же? Соня . Он умный... Он все умеет, все может... Он и лечит, и сажает лес... Елена Андреевна . Не в лесе и не в медицине дело... Милая моя, пойми, это талант! А ты знаешь, что значит талант? Смелость, свободная голова, широкий размах... Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества. Такие люди редки, их нужно любить... Он пьет, бывает грубоват,— но что за беда? Талантливый человек в России не может быть чистеньким. Сама подумай, что за жизнь у этого доктора! Непролазная грязь на дорогах, морозы, метели, расстояния громадные, народ грубый, дикий, кругом нужда, болезни, а при такой обстановке тому, кто работает и борется изо дня в день, трудно сохранить себя к сорока годам чистеньким и трезвым... (Целует ее.) Я от души тебе желаю, ты стоишь счастья... (Встает.) А я нудная, эпизодическое лицо... И в музыке, и в доме мужа, во всех романах — везде, одним словом, я была только эпизодическим лицом. Собственно говоря, Соня, если вдуматься, то я очень, очень несчастна! (Ходит в волнении по сцене.) Нет мне счастья на этом свете. Нет! Что ты смеешься? Соня (смеется, закрыв лицо) . Я так счастлива... счастлива! Елена Андреевна . Мне хочется играть... Я сыграла бы теперь что-нибудь. Соня . Сыграй. (Обнимает ее.) Я не могу спать... Сыграй! Елена Андреевна . Сейчас. Твой отец не спит. Когда он болен, его раздражает музыка. Поди спроси. Если он ничего, то сыграю. Поди.

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Зачастую множество людей сталкивается с безразличием к каким-либо делам. Это является нормой до тех пор, пока апатия не наступает ко всему. Такое состояние считается патологическим и требует лечения у психолога. В этих случаях необходимо выяснять: почему возникла апатия, что делать, если ничего не хочется, как бороться с проблемой? Ответить на данные вопросы может только специалист. Ведь апатия относится к психологическим синдромам. Если его не лечить, возможно развитие осложнений. Самым распространённым из них является депрессия. А она относится к тяжёлым заболеваниям, требующим стационарного лечения.

Что представляет собой синдром апатии?

Что делать, если ничего не хочется? В последние годы этими вопросами задаются не только пациенты, но и доктора. Данная проблема весьма распространена во всём мире. Состояние апатии может наступить в любом возрасте. Тем не менее, синдром всё чаще встречается среди молодых людей, детей и подростков. Апатия выражается в отсутствии интереса к деятельности, событиям и всему окружающему. Ранее считалось, что подобное состояние наблюдается после эмоциональных срывов, спровоцированных серьёзными проблемами. В настоящее время данный синдром возникает на первый взгляд без видимой причины. Тем не менее бороться с апатией необходимо. В противном случае,она приведёт к депрессии.

Тревожными признаками являются:

  1. Нарушение эмоционального фона. Оно выражается в неадекватной реакции или её отсутствии на какие-либо события.
  2. Снижение аппетита.
  3. Замедление мыслительных процессов, провалы в памяти.
  4. Торможение физических реакций. Больные начинают выполнять всё медленнее.

Заболевание «апатия» - что делать, если ничего не хочется: причины

Даже не смотря на то что явных причин апатии нет, данный синдром возникает неспроста. Этому всегда способствуют какие-то факторы. Поэтому прежде чем жаловаться на то, что у близкого человека возникла апатия, лень, ничего не хочется делать, необходимо поговорить с ним. В большинстве случаев причина данного состояния кроется в невысказанных переживаниях, которые постоянно беспокоят пациента. Среди психологических факторов можно выделить:

  1. Проблемы на работе. Зачастую апатия возникает, если человеку не интересна его деятельность, и он занимается ею лишь из-за необходимости.
  2. Любовные переживания. Часто причиной апатии становятся неразделённые чувства или беспокойство за близких людей.
  3. Тяжёлое заболевание, из-за которого человек страдает не только физически, но и психологически.
  4. К этой категории относятся подростки, пожилые люди.
  5. Потеря близкого человека.
  6. Невозможность реализовать свои планы.
  7. Изменения в жизни: смена сферы деятельности, коллектива, места жительства.
  8. Предменструальный синдром.

Бывает такое, что все эти причины отсутствуют, а проблема всё равно имеется. В этих случаях пациенты интересуются: почему апатия и ничего не хочется делать? Если возникла такая проблема, необходимо выяснить, что ещё способно к ней привести.

Связь синдрома апатии с физическим состоянием

В некоторых случаях пациента и впрямь не беспокоят психологические проблемы. Тогда нужно узнать: какой у него образ жизни, имеются ли Также апатия часто развивается у людей, принимающих некоторые лекарственные препараты. Среди причин, вызывающих данный синдром, выделяют следующие состояния:

  1. Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Из-за того, что человека постоянно мучают неприятные ощущения в груди или высокое артериальное давление, часто возникает апатия. Ведь об осложнениях данных патологий знают практически все (инфаркт, инсульт). Помимо переживаний за своё здоровье, синдром апатии проявляется вследствие изменения образа жизни (отказ от курения, умственных нагрузок, занятий спортом).
  2. Перенесенные тяжёлые заболевания. В этом случае потеря интереса к жизни объясняется постоянным страхом перед «новым ударом».
  3. Онкологические патологии. Состояние апатии возникает практически у каждого человека, столкнувшегося с раком. Ведь, по мнению большинства, онкологические заболевания ведут к неминуемой смерти. Чтобы развеять данный стереотип, требуется слаженная работа врачей нескольких специальностей.
  4. Болезни эндокринной системы. Часто апатию вызывает гормональная дисфункция, возникающая при патологиях надпочечников, сахарном диабете, аденоме гипофиза.
  5. Хронический алкоголизм и наркомания.
  6. Приём гормональных препаратов. Среди них - глюкокортикостероиды (медикаменты «Преднизолон», «Дексаметазон»), оральных контрацептивов.
  7. Употребление гипотензивных средств. К ним относятся препараты «Эналаприл», «Клофелин» и т. д.
  8. Авитаминоз.

Социальные аспекты возникновения апатии

Психологи всего мира пытаются разгадать: откуда берётся апатия, что делать, если ничего не хочется? Ведь данная проблема на сегодняшний день приобрела огромные масштабы. Из-за синдрома апатии страдает не только сам больной, но и всё общество. Безразличие к работе, учёбе и социальному прогрессу приводят к потере квалифицированных кадров, неправильному воспитанию будущего поколения и т. д. В тяжёлых случаях данное состояние может привести даже к самоубийству. Поэтому нужно знать, как себя вести по отношению к тому, у кого наблюдается апатия, что делать, если ничего не хочется кому-то из близких людей. Заинтересованность общества в подобных случаях имеет большое значение. Часто апатия возникает, когда человек считает, что его никто не понимает. Также появление этого синдрома связывают с непризнанием больного как ценного работника или поверхностным отношением со стороны окружающих.

Почему апатия возникает в детском возрасте?

К сожалению, синдром апатии получил распространение и у детей. В этом случае родители должны обязательно проконсультироваться с психологом, задать вопрос о том, чем может быть вызвана апатия, что делать, если ничего не хочется ребёнку? Как известно, большую часть времени дети проводят дома или в школе. Поэтому причину проблемы нужно искать именно там. Безразличие к окружающему может быть вызвано воспитанием. В большинстве случаев апатией страдают те дети, которые редко проводят время с родителями. Также безразличие может быть вызвано неправильным подходом к ребёнку со стороны учителей. В обоих случаях необходимо как можно чаще проводить с малышом беседы, выполнять какие-то задания совместно, заинтересовать его играми и т. д. Ещё одна причина апатии в детском возрасте - это неспособность ребёнка найти общий язык со сверстниками. При этом нужно попытаться чаще организовывать совместные мероприятия. Это поможет детям общаться между собой во внеурочное время и найти общие интересы.

Методы борьбы с состоянием апатии

Прежде чем решать: как поступить в случае безразличия ко всему, необходимо точно выяснить: почему возникла апатия, что делать, если ничего не хочется. Решение проблемы зависит не только от работы специалиста. Чтобы избавиться от подобного состояния, нужно также желание самого пациента. Лечение зависит от того, какая причина вызвала апатию. В случае влияния психологических факторов, требуется обратиться за медицинской помощью. Иногда избавиться от апатии можно самостоятельно, но для этого следует признать проблему и приложить усилия, чтобы решить её. К подобным методам относятся: изменение сферы деятельности, отдых, разговоры с близкими людьми. Если проблема вызвана физическими факторами, то стоит их устранить.

Синдром «апатия» - что делать, если ничего не хочется: лечение

Лечением апатии занимается психолог. Начальные сеансы посвящены выяснению причины безразличия. Если апатия возникла вследствие стрессовых ситуаций, необходимо не только психологическое, но и медикаментозное лечение. Чаще всего это касается случаев, когда пациент потерял кого-то из близких людей, работу. Назначают препараты, успокаивающие нервную систему, антидепрессанты. Среди них медикаменты: «Магний В6», «Прозак», «Персен». Стоит помнить, что эти препараты показаны не во всех случаях. Основным методом лечения является психотерапия. В случае медикаментозной апатии рекомендуется замена лекарственных средств, провоцирующих безразличие. При гормональной дисфункции необходима консультация эндокринолога.

Как себя вести, если появилась апатия, что делать, если ничего не хочется? Советы психолога помогут снова обрести интерес к жизни. К ним относятся следующие указания:

  1. Выявить причину неудовлетворённости жизнью.
  2. Отдохнуть в непривычной среде (съездить на море, провести выходные с друзьями).
  3. Сменить сферу деятельности, если причина апатии кроется в работе.
  4. Выделить время для занятий любимым делом.
  5. Изменить привычный образ жизни.

Профилактика синдрома апатии у детей и взрослых

Чтобы не возникла апатия, необходимо находиться в согласии с собой. Нужно как можно больше бывать на природе, чередовать работу и отдых, высыпаться. Также важно наладить питание: есть овощи и фрукты, употреблять витамины. Если апатия наблюдается у ребёнка, стоит проводить с ним больше времени, чаще интересоваться его мыслями, организовывать совместный отдых для себя и своих детей.

Телегин тихо наигрывает. Выпить бы надо. Пойдем, там, кажется, у нас еще коньяк остался. А как рассветет, ко мне поедем. ИдЈть? У меня есть фельдшер, который никогда не скажет "идЈть", а "идЈть". Мошенник страшный. Так идЈть? (Увидев входящую Соню.) Извините, я без галстука. (Быстро уходит: Телегин идет за ним.) Соня. А ты, дядя Ваня, опять напился с доктором. Подружились ясные соколы. Ну, тот уж всегда такой, а ты-то с чего? В твои годы это совсем не к лицу. Войницкий. Годы тут ни при чем. Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего. Соня. Сено у нас все скошено, идут каждый день дожди, все гниет, а ты занимаешься миражами. Ты совсем забросил хозяйство... Я работаю одна, совсем из сил выбилась... (Испуганно.) Дядя, у тебя на глазах слезы! Войницкий. Какие слезы? Ничего нет... вздор... Ты сейчас взглянула на меня, как покойная твоя мать. Милая моя... (Жадно целует ее руки и лицо.) Сестра моя... милая сестра моя... где она теперь? Если бы она знала! Ах, если бы она знала! Соня. Что? Дядя, что знала? Войницкий. Тяжело, нехорошо... Ничего... После... Ничего... Я уйду... (Уходит.) Соня (стучит в дверь). Михаил Львович! Вы не спите?. На минутку! Астров (за дверью). Сейчас! (Немного погодя входит: он уже в жилетке и галстуке.) Что прикажете? Соня. Сами вы пейте, если это вам не противно, но, умоляю, не давайте пить дяде. Ему вредно. Астров. Хорошо. Мы не будем больше пить. Пауза. Я сейчас уеду к себе. Решено и подписано. Пока запрягут, будет уже рассвет. Соня. Дождь идет. Погодите до утра. Астров. Гроза идет мимо, только краем захватит. Поеду. И, пожалуйста, больше не приглашайте меня к вашему отцу. Я ему говорю - подагра, а он - ревматизм, я прошу лежать, он сидит. А сегодня так и вовсе не стал говорить со мною. Соня. Избалован. (Ищет в буфете.) Хотите закусить? Астров. Пожалуй, дайте. Соня. Я люблю по ночам закусывать. В буфете, кажется, что-то есть. Он в жизни, говорят, имел большой успех у женщин, и его дамы избаловали. Вот берите сыр. Оба стоят у буфета и едят. Астров. Я сегодня ничего не ел, только пил. У вашего отца тяжелый характер. (Достает из буфета бутылку.) Можно? (Выпивает рюмку.) Здесь никого нет, и можно говорить прямо. Знаете, мне кажется, что в вашем доме я не выжил бы месяца, задохнулся бы в этом воздухе... Ваш отец, который весь ушел в свою подагру и в книги, дядя Ваня со своею хандрой, ваша бабушка, наконец, ваша мачеха... Соня. Что мачеха? Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою. Пауза. Впрочем, быть может, я отношусь слишком строго. Я не удовлетворен жизнью, как ваш дядя Ваня, и оба мы становимся брюзгами. Соня. А вы недовольны жизнью? Астров. Вообще жизнь люблю, но нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю ее всеми силами моей души. А что касается моей собственной, личной жизни, то, ей-богу, в ней нет решительно ничего хорошего. Знаете, когда идешь темною ночью по лесу, и если в это время вдали светит огонек, то не замечаешь ни утомления, ни потемок, ни колючих веток, которые бьют тебя по лицу... Я работаю, - вам это известно, - как никто в уезде, судьба бьет меня, не переставая, порой страдаю я невыносимо, но у меня вдали нет огонька. Я для себя уже ничего не жду, не люблю людей... Давно уже никого не люблю. Соня. Никого? Астров. Никого. Некоторую нежность я чувствую только к вашей няньке - по старой памяти. Мужики однообразны очень, неразвиты, грязно живут, а с интеллигенцией трудно ладить. Она утомляет. Все они, наши добрые знакомые, мелко мыслят, мелко чувствуют и не видят дальше своего носа - просто-напросто глупы. А те, которые поумнее и покрупнее, истеричны, заедены анализом, рефлексом... Эти ноют, ненавистничают, болезненно клевещут, подходят к человеку боком, смотрят на него искоса и решают: "О, это психопат!" или: "Это фразер!" А когда не знают, какой ярлык прилепить к моему лбу, то говорят: "Это странный человек, странный!" Я люблю лес - это странно; я не ем мяса - это тоже странно. Непосредственного, чистого, свободного отношения к природе и к людям уже нет... Нет и нет! (Хочет выпить.) Соня (мешает ему). Нет, прошу вас, умоляю, не пейте больше. Астров. Отчего? Соня. Это так не идет к вам! Вы изящны, у вас такой нежный голос... Даже больше, вы, как никто из всех, кого я знаю, - вы прекрасны. Зачем же вы хотите походить на обыкновенных людей, которые пьют и играют в карты? О, не делайте этого, умоляю вас! Вы говорите всегда, что люди не творят, а только разрушают то, что им надо свыше. Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя? Не надо, не надо, умоляю, заклинаю вас. Астров (протягивает ей руку). Не буду больше пить. Соня. Дайте мне слово. Астров. Честное слово. Соня (крепко пожимает руку). Благодарю! Астров. Баста! Я отрезвел. Видите, я уже совсем трезв и таким останусь до конца дней моих. (Смотрит на часы.) Итак, будем продолжать. Я говорю: мое время уже ушло, поздно мне... Постарел, заработался, испошлился, притупились все чувства, и, кажется, я уже не мог бы привязаться к человеку. Я никого не люблю и... уже не полюблю. Что меня еще захватывает, так это красота. Неравнодушен я к ней. Мне кажется, что если бы вот Елена Андреевна захотела, то могла бы вскружить мне голову в один день... Но ведь это не любовь, не привязанность... (Закрывает рукой глаза и вздрагивает.) Соня. Что с вами? Астров. Так... В великом посту у меня больной умер под хлороформом. Соня. Об этом пора забыть. Пауза. Скажите мне, Михаил Львович... Если бы у меня была подруга или младшая сестра, и если бы вы узнали, что она... ну, положим, любит вас, то как бы вы отнеслись к этому? Астров (пожав плечами). Не знаю. Должно быть, никак. Я дал бы ей понять, что полюбить ее не могу... да и не тем моя голова занята. Как-никак, а если ехать, то уже пора. Прощайте, голубушка, а то мы так до утра не кончим. (Пожимает руку.) Я пройду через гостиную, если позволите, а то боюсь, как бы ваш дядя меня не задержал. (Уходит.) Соня (одна). Он ничего не сказал мне... Душа и сердце его все еще скрыты от меня, но отчего же я чувствую себя такою счастливою? (Смеется от счастья.) Я ему сказала: вы изящны, благородны, у вас такой нежный голос... Разве это вышло некстати? Голос его дрожит, ласкает... вот я чувствую его в воздухе. А когда я сказала ему про младшую сестру, он не понял... (Ломая руки.) О, как это ужасно, что я некрасива! Как ужасно! А я знаю, что я некрасива, знаю, знаю... В прошлое воскресенье, когса выходили из церкви, я слышала, как говорили про меня, и одна женщина сказала: "Она добрая, великодушная, но жаль, что она так некрасива..." Некрасива... Входит Елена Андреевна. Елена Андреевна (открывает окна). Прошла гроза. Какой хороший воздух! Пауза. Где доктор? Соня. Ушел. Пауза. Елена Андреевна. Софи! Соня. Что? Елена Андреевна. До каких пор вы будете дуться на меня? Друг другу мы не сделали никакого зла. Зачем же нам быть врагами? Полноте... Соня. Я сама хотела... (Обнимает ее.) Довольно сердиться. Елена Андреевна. И отлично. Обе взволнованы. Соня. Папа лег? Елена Андреевна. Нет, сидит в гостиной... Не говорим мы друг с другом по целым, неделям и бог знает из-за чего... (Увидев, что буфет открыт.) Что это? Соня. Михаил Львович ужинал. Елена Андреевна. И вино есть... Давайте выпьем брудершафт. Соня. Давайте. Елена Андреевна. Из одной рюмочки... (Наливает.) Этак лучше. Ну, значит - ты? Соня. Ты. Пьют и целуются. Я давно уже хотела мириться, да все как-то совестно было... (Плачет.) Елена Андреевна. Что же ты плачешь? Соня. Ничего, это я так. Елена Андреевна. Ну, будет, будет... (Плачет.) Чудачка, и я заплакала... Пауза. Ты на меня сердита за то, что я будто вышла за твоего отца по расчету... Если веришь клятвам, то клянусь тебе, - я выходила за него по любви. Я увлеклась им, как ученым и известным человеком. Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что она настоящая. Я не виновата. А ты с самой нашей свадьбы не переставала казнить меня своими умными подозрительными глазами. Соня. Ну, мир, мир! Забудем. Елена Андреевна. Не надо смотреть так - тебе это не идет. Надо всем верить, иначе жить нельзя. Пауза. Соня. Скажи мне по совести, как друг... Ты счастлива? Елена Андреевна. Нет. Соня. Я это знала. Еще один вопрос. Скажи откровенно, - ты хотела бы, чтобы у тебя был молодой муж? Елена Андреевна. Какая ты еще девочка. Конечно, хотела бы. (Смеется.) Ну, спроси еще что-нибудь, спроси... Соня. Тебе доктор нравится? Елена Андреевна. Да, очень. Соня (смеется). У меня глупое лицо... да? Вот он ушел, а я все слышу его голос и шаги, а посмотрю на темное окно, -там мне представляется его лицо. Дай мне высказаться... Но я не могу говорить так громко, мне стыдно. Пойдем ко мне в комнату, там поговорим. Я тебе кажусь глупою? Сознайся... Скажи мне про него что-нибудь... Елена Андреевна. Что же? Соня. Он умный... Он все умеет, все может... Он и лечит, и сажает лес... Елена Андреевна. Не в лесе и не в медицине дело... Милая моя, пойми, это талант! А ты знаешь, что значит талант? Смелость, свободная голова, широкий размах... Посадит деревцо и уже загадывает, что будет от этого через тысячу лет, уже мерещится ему счастье человечества. Такие люди редки, их нужно любить... Он пьет, бывает грубоват, - но что за беда? Талантливый человек в России не может быть чистеньким. Сама подумай, что за жизнь у этого доктора! Непролазная грязь на дорогах, морозы, метели, расстояния громадные, народ грубый, дикий, кругом нужда, болезни, а при такой обстановке тому, кто работает и борется изо дня в день, трудно сохранить себя к сорока годам чистеньким и трезвым... (Целует ее.) Я от души тебе желаю, ты стоишь счастья... (Встает.) А я нудная, эпизодическое лицо... И в музыке, и в доме мужа, во всех романах - везде, одним словом, я была только эпизодическим лицом. Собственно говоря. Соня, если вдуматься, то я очень, очень несчастна! (Ходит в волнении по сцене.) Нет мне счастья на этом свете. Нет! Что ты смеешься? Соня (смеется, закрыв лицо). Я так счастлива... счастлива! Елена Андреевна. Мне хочется играть... Я сыграла бы теперь что-нибудь. Соня. Сыграй! (Обнимает ее.) Я не могу спать... Сыграй! Елена Андреевна. Сейчас. Твои отец не спит. Когда он болен, его раздражает музыка. Поди спроси. Если он ничего, то сыграю. Поди. Соня. Сейчас. (Уходит.) В саду стучит сторож. Елена Андреевна. Давно уже я не играла. Буду играть и плакать, плакать, как дура. (В окно.) Это ты стучишь, Ефим? Голос сторожа.Я! Елена Андреевна. Не стучи, барин нездоров. Голос сторожа.Голос сторожа Сейчас уйду! (Подсвистывает.) Эй вы, Жучка, Мальчик! Жучка! Пауза. Соня (вернувшись). Нельзя! З а н а в е с

БАС (боковой амиотрофический склероз) - это болезнь двигательных нейронов. Она поражает нейроны, отвечающие за движение, в головном и спинном мозге. Постепенно у больного слабеют мышцы рук, ног, спины, шеи. Человек медленно угасает - со временем не может сам вставать, ходить, не может поднять чашку с чаем, не может писать, говорить. В конце становится недвижим и однажды перестает дышать.

Через сколько времени и как именно это произойдет, никто не знает. При этом во время БАС не страдает интеллект, болезнь не поражает осязание, чувство вкуса, зрение, обоняние или слух. Человек остается прежним, но он уже ничего не может сделать сам. Почему и откуда возникает БАС, науке пока неизвестно.

Максим, 47 лет

Когда я заболел, мне было 42 года. Я начал читать про эту болезнь и подумал, что диагноз рак лучше, потому что с ним все понятно. В случае с БАС жизнь меняется очень сильно, но очень медленно, часто незаметно для близких и окружающих. Люди вокруг очень долго осознают, что произошло. В отличие, скажем, от ситуации с инсультом. Когда человек еще вчера был здоровым, а теперь лежит.

С БАС ты входишь в зону абсолютной непредсказуемости, ты не знаешь ничего. Ты не понимаешь, как именно будет протекать заболевание, быстро ли все будет меняться. Врачи говорят, что смерть придет через три года. А я живу с этой болезнью уже почти шесть лет.

Летом Максим выезжает на улицу, а остальное время он проводит дома в кресле

Фото: Артур Бондарь для ТД

Моя болезнь началась со слабости. Даже ощущения усталости. Потом начала плохо двигаться нога. Я сходил к одному врачу, потом к другому, никто ничего конкретного не мог сказать. Лег на обследование в больницу Управлениями делами президента - ни лечащий врач, ни заведующий отделением не смогли поставить диагноз.

Причины неизвестны, лечения нет, делать нечего, нужно просто ждать своего часа

Тогда мы поехали в Центр неврологии к известному профессору Завалишину, который быстро посмотрел анализы, осмотрел меня и сказал: «У вас БАС». Наш разговор продолжался не больше пяти минут - причины неизвестны, лечения нет, делать нечего, нужно просто ждать своего часа.

Сейчас в Интернете доступны серьезные медицинские исследования, в том числе зарубежные. Раньше я знал только то, что эта болезнь у Стивена Хокинга. Когда я столкнулся с БАС, я несколько лет очень много и внимательно читал и изучал этот вопрос. Теперь знаю едва ли не больше врачей.

С БАС ничего не болит. Во всяком случае у меня. Появляется слабость в мышцах. Сначала у меня ослабла одна нога. Через год начала слабеть вторая. Потом руки. Потом хромаешь. Потом сил нет встать со стула. Ты можешь ходить с чьей-то помощью, а через какое-то время уже не можешь стоять. Все постепенно. Ходить я перестал спустя три с половиной года.

Думаю, что тому, кто попал под трамвай, тяжелее. Он вчера был с ногами, а сегодня уже нет. А здесь все потихоньку. Нет четкой границы между твоим нормальным состоянием и новой реальностью. Ты не можешь встать, подойти и сесть на стул, но твои мозги остаются такими же. Твое мироощущение, желания остаются прежними. И возникает большой внутренний конфликт между тем, кто ты внутри, и тем, кто ты снаружи.

Хочется пойти погулять ногами по парку. Хочется взять чашку и самому выпить чаю. Но ты этого не можешь. И каждый день ты понимаешь, что ты чего-то уже не можешь. Я хорошо помню, как я еще хорошо ходил, но ослабли руки, и я понял, что мне трудно снять колпачок с шариковой ручки. Это мелочи, которых в жизни миллион. И здоровый человек их даже не замечает. Маленькая тюрьма, размер камеры в которой становится все меньше и меньше. Каждый день новое «не могу», из которых выстраивается крепость.

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

Максим с мамой

Фото: Артур Бондарь для ТД

Валентина (сиделка из Украины) и Вера Александровна, мама Максима

Фото: Артур Бондарь для ТД

Вера Александровна, мама Максима, всячески помогает ему. Сейчас они живут в квартире, которую для Максима сняли друзья. Но скоро им придется переезжать в квартиру мамы, в которой нельзя даже развернуться на инвалидной коляске

Фото: Артур Бондарь для ТД

Максим в семь лет. Сейчас примерно столько же его сыну. Мама Максима рассказывала, что когда его сын увидел лотерею и надпись «Выиграй миллион», он попросил ее купить билет, чтобы на выигранные деньги вылечить папу

Фото: Артур Бондарь для ТД

Когда поставили диагноз, ушла жена, а компаньоны подали на него в суд, Максим пережил большой стресс, который не под силу даже здоровому человеку. На инвалидной коляске он ездил в суды и выигрывал их

Фото: Артур Бондарь для ТД

Максим с мамой

Фото: Артур Бондарь для ТД

По профессии я инженер и последнее время занимался проектированием зданий. У меня была своя компания, в которой работали почти 80 человек. Мы делали крупные проекты - например, новый телецентр НТВ или главный вычислительный центр Сбербанка. Через четыре года болезни мне пришлось оставить работу. Я сам выстраивал эту компанию, а потом она на моих глазах фактически рассыпалась, потому что я уже не мог решить каких-то проблем.

Но я не теряю надежды, что по-прежнему могу что-то делать сам. За последние полгода, после передышки, я снова стал пытаться работать, но, конечно, когда ты ходишь, общаешься с людьми, совсем другие возможности.

Я живу с мамой, двумя детьми и сиделкой, которую оплачивает православная служба «Милосердие». Жена ушла от меня полтора года назад. Господь дает человеку испытания по его силам. Одни несут их, другие нет. Бог им судья. Мои дети остались жить со мной. Сыну шесть, я учу его играть в шахматы, готовлю к школе. Дочь уже взрослая, в сентябре поедет на год на стажировку в Китай. Она сомневалась, ехать или нет, не хотела оставлять меня. Но мы все сказали ей, что ехать нужно обязательно. Я очень радуюсь успехам детей. Вот вчера меня сын в шахматы обыграл.

Два года назад я не видел выхода. У меня разрушилась компания, мои партнеры подали в суд, было очень тяжело. Но потихонечку начинаешь находить положительные моменты в жизни. Главное - относиться к этому философски, иначе сдохнешь. Кажется, люди быстро сгорают от безысходности.

Тамара, 54 года

Когда ставят диагноз БАС, у человека уже потеряно 50% нейронов, которые отвечают за движение. Мне диагноз поставили четыре года назад. Когда я стала все анализировать, поняла, что первые симптомы появились еще лет семь назад. Очень незаметные - заболел палец на ноге, потом стала подворачиваться нога, но я не обращала внимания, думала, обувь неудобная. Всю жизнь я занималась спортом и очень быстро ходила, вдруг мне стало тяжело подниматься по лестнице через ступеньку. Мне стало трудно заниматься физкультурой, думала, мышцы вспомнят, все восстановится - ничего подобного. Стал неметь голеностоп. Тогда я стала искать диагноз. Обращалась к неврологам, лежала в Бурденко на обследовании. А в НИИ неврологии мне сделали электронейромиографию, которая показала, что у меня большой распад мышечных волокон. Мне поставили диагноз БАС и выписали. Ничего не объяснили, не рассказали.


Тамара Борисовна

Фото: Артур Бондарь для ТД

Про эту болезнь стоило бы рассказывать по телевизору, чтобы люди знали, что она существует.

Я осталась сама с собой, никакие врачи меня не наблюдают. Когда прихожу в районную поликлинику, рассказываю врачам, что мне по закону должны,- они сами не говорят. Домой ко мне никто не приходит. Раньше меня посещал невролог, но потом он понял, что я знаю больше него, и ходить перестал.

Все становится очень тяжело. Мысль о том, что ты умираешь, торчит внутри как гвоздь. Хоть ты и стараешься об этом не думать.

Если месяц назад я могла поднять чашку с чаем, то теперь я поднимаю ее двумя руками. Утром сил нет совсем - я даже телефонную трубку не могу поднять. Я не могу разрезать что-то ножницами. Когда я чищу зубы, я держу щетку двумя руками. Писать я могу только карандашом, ручкой уже неудобно. Иголка вот, казалось бы, легкая, а вдеть нитку не получается. Я не могу сама помыться, мне тяжело держать душ над собой.

Когда у человека просто отказали ноги, без них в принципе можно жить. А при БАС слабеет все тело, и ты начинаешь полностью зависеть от других людей: «Дай мне ложку, своди меня в туалет, покорми меня». На улицу выйти нельзя, потому что не приспособлен подъезд. Муж выносит меня на коляске по субботам. Пока еще есть возможность, я хожу с ним в магазины, в парикмахерские.

То, что я могла сделать в прошлом году, у меня не получается сейчас. Значит, в следующем году я не смогу делать то, что могу сейчас.

До осени я могла сама пересесть в коляску и доехать до кухни, до туалета. Я никого не просила. Осенью стало все хуже. Я совсем перестала ходить, руки ослабли, теперь я не могу пересесть в коляску. Это значит, что я прикована к дивану.

Я живу с мужем, сыном и пожилой мамой. Мужа и сына весь день нет дома. Поэтому целый день я ограничиваю себя в питье, потому что отвести меня в туалет - непростое дело. Когда есть человек, который может меня поднять, я об этом не задумываюсь, а когда я одна, то есть с мамой, приходиться помнить об этом.

Если честно, лучше сразу умереть, чем лежать без движения и смотреть в потолок, мучить близких. Но умереть сразу невозможно - эвтаназии в России нет, это плохо.

Если у меня отнимутся руки, значит, меня будут кормить с ложки, будут делать за меня разные процедуры, я этого не хочу. И потом - кто это будет делать? Нужно будет нанимать человека. Это ведь в нормальных странах, скандинавских например, человек с моим заболеванием переходит полностью на государственное обеспечение, в том числе ему выделяют круглосуточную медсестру.

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фото: Артур Бондарь для ТД

На шкафу стоят иконы и фотография сына

Фото: Артур Бондарь для ТД

Фотографии с последней поездки на море, когда Тамара еще могла ходить

Фото: Артур Бондарь для ТД

Инвалидную коляску Тамара купила за свой счет, так как добиться от государственной медицины того, что положено, практически невозможно

Фото: Артур Бондарь для ТД

Тамара не ходит уже достаточно давно, теперь постепенно отказывают руки

Фото: Артур Бондарь для ТД

Сын Тамары служил в армии программистом

Фото: Артур Бондарь для ТД

Тамара рассказывает, что про БАС пока известно очень немного

Фото: Артур Бондарь для ТД

Я вот стою в очереди на установку электроподъемника в подъезде. Я - 186-я. Устанавливают четыре штуки в год. Значит, я получу его через 30 лет. Куда мне идти жаловаться, если я даже выйти из квартиры не могу.

Страшно, что больной человек становится здесь никому не нужен, о нем никто не думает. Ему остается запереться в квартире и сдохнуть.

Я работала администратором в ведомственной поликлинике. Как только я пришла и рассказала, что теперь у меня инвалидность, меня выгнали. Они не имели права, но я не могла бороться - не было сил. А я ведь могу писать, считать, могла продолжить работать.

Мне не хватает общения. Когда я первый раз выехала на коляске, народ останавливался и рассматривал меня. Дикость.

Моя приятельница, когда увидела меня в инвалидной коляске, перестала со мной здороваться

А моя приятельница, когда увидела меня в инвалидной коляске, перестала со мной здороваться.

В 50 лет жизнь только начинается. Я себя не ощущаю на свой возраст. Я ощущаю себя лет на 35. Дети выросли, ты свободная птица, а получается, что птица - вовсе не птица.

У нас народ ест, пьет и покупает, покупает, покупает. Одежду, машины, золото. Какая глупость! Человек должен потратить свою жизнь на другое. Я жалею о том, что все откладывала на потом. Я думала - сын закончит колледж, и я поеду в Прагу, а потом буду путешествовать по России. Ребенок закончил колледж, а я уже заболела. Так что ни в чем себе не отказывайте. Делайте то, что вам хочется сейчас. Не работайте там, где вам не нравится, и не будьте с людьми, которых вы не любите.

Мария Васильевна, 62 года

«Я работала секретарем-референтом. Когда болезнь пришла, я сидела дома и занималась детьми. Я не сразу осознала, что диагноз неизлечим. Врачи объяснили, что я буду жить три-пять лет. Я знала, что постепенно будут отказывать разные органы, и была к этому готова. Сразу взяла себя в руки и приняла это. Я не говорила об этом ни с кем, чтобы не расстраивать своих близких. Им это было тяжелее принять.

Я всегда была сильной духом. В жизни у меня были другие серьезные переживания. Смерть моей дочери. О своей смерти я думаю спокойно. Никто не знает, что будет дальше. В 2011 году рядом со мной в больнице умерла женщина, такая же, как я, мы обе только хромали. Тогда я поняла, что однажды со мной случится то же самое» - такой текст Мария Васильевна передала с помощью программы «Тоби», сейчас это единственный для нее способ общения. Компьютер улавливает взгляд, и человек может выбирать глазами нужную букву и медленно составлять слова. Весь процесс занимает очень много времени.


Несмотря на невероятные трудности, связанные с болезнью, Мария Васильевна радуется каждому дню жизни

Фото: Артур Бондарь для ТД

О жизни Марии Васильевны и о ее болезни я узнала от патронажной сестры Кати, которая ее курирует (ее работу оплачивает фонд «Живи сейчас »), и сиделки Иры, которая постоянно находится рядом.

Мария Васильевна живет с мужем и Ирой, у нее сын и двое внуков. Когда внуки приходят навестить бабушку, они ложатся прямо к ней в постель и вместе с ней смотрят мультики. Дочь Марии Васильевны умерла в 14 лет. Кажется, это единственное, о чем Марии Васильевне очень тяжело говорить до сих пор, она сразу начинает плакать.

Через «Тоби» Мария Васильевна много пишет для своих близких - что нужно купить, не забыть, длинные списки дел, указания и вопросы. А еще названия фильмов, которые она хочет посмотреть. Особенно она любит мелодрамы и боевики.

Мария Васильевна часто пишет записки - ценные указания и пожелания для своих родственников и Ирины

Фото: Артур Бондарь для ТД

«Тоби» - компьютерная программа, которая различает направление взгляда и выдает букву

Фото: Артур Бондарь для ТД

Церковь – врачебница, и в нее приходят люди, одержимые самыми различными недугами разной степени тяжести, разного свойства. Приходят для того, чтобы рассказать о своей беде и обрести исцеление. Этот образ встречается у многих святых отцов и он удивительно точен.

Уверен: с этим согласится каждый священник, потому что именно он, священник, становится тем человеком, к которому обращаются «болящие», которому они жалуются на свое нездоровье, которого просят о помощи. И именно он должен, основываясь на своем опыте и знании человеческой души, указывать страждущему путь к излечению.

Но приходят к священнику, разумеется, не только те, кто впервые переступают порог храма, не только те, кто успел впасть во все тяжкие и запутаться во всех сетях лукавого. Приходят, конечно же, и люди, которые ходят в храм постоянно, живут церковной жизнью и должны были бы, кажется, уже сами находить ответы на многие беспокоящие их вопросы. Но часто, к сожалению, не находят и потому спрашивают пастыря, духовника. И в частности, спрашивают очень часто, раз за разом:

– Батюшка, отчего у меня так плохо, так тяжело на душе? Я вроде бы ничего особенно худого не делал, почему же мне так нехорошо?

И правда... Если человек на самом деле ничего «особенно худого» не делал, если не отягощена его совесть мучающими ее грехами, если по ней, по совести, старается человек жить и скорбями и испытаниями какими-то в это время он не обременен, то отчего может быть плохо душе?

Разные, конечно, существуют причины… Может, это и просто искушение вражеское, имеющее целью в уныние христианина ввергнуть, может, усталость накопилась, может, физически он себя плохо чувствует. Но есть одна причина, самая, пожалуй, распространенная.

О чем всегда спрашивает хороший врач человека, который жалуется на тошноту, дурноту, на боли в желудке? Он непременно задает вопрос:

А что вы вчера ели? Что пили? И вообще: как вы питаетесь?

И если слышит в ответ, что пациент ест и пьет все без разбору, в том числе и острое, и кислое, и жирное, и жареное, и напитками алкогольными злоупотребляет сверх всякой меры, то первым делом рекомендует диету. Ту, которая предписывает к каким-то продуктам и не прикасаться даже, а какие-то, наоборот, обязательно и регулярно в пищу употреблять. Кашу, например, овсяную на завтрак. Или кисель – для того, чтобы раздраженную слизистую желудка успокоить.

Священнику необходимо спрашивать человеку, что он ест и что пьет

И, как ни странно, священнику тоже необходимо спрашивать приходящего к нему человеку, что он ест и что пьет. Не в прямом, разумеется, смысле, в переносном.

Мы все живем в очень плотном информационном поле – настолько плотном, что еще несколько десятилетий тому назад подобного даже представить было невозможно. Редкий современный человек не пользуется Интернетом, совсем не читает газет или не смотрит телевизор. А даже если он и избегает этого, то поневоле слышит радио, включенное в маршрутке, разговоры коллег о последних событиях в стране и мире. Он многократно в течение дня нажимает кнопки мобильного телефона, чтобы кому-то позвонить или же отвечает на входящие звонки.

Вбирая в себя земное, мы оставляем в себе слишком мало места для небесного

Практически все «включены» в это поле – кто-то в большей, а кто-то в меньшей мере. И через зрение, слух мы наполняемся содержанием, значительная часть которого не просто не нужна, лишняя для нас, а прямо-таки вредна – как жареное, острое и жирное для язвенника. Вредна, потому что, вбирая в себя мгновение за мгновением земное, мы оставляем в себе слишком мало места для небесного или не оставляем его вовсе. Вредна оттого, что входящее в нас чаще всего не радостно, а скорбно – такова окружающая жизнь – и потому мы поневоле отягощаемся различными попечениями и печалями житейскими: новости о войнах, грядущем повышении цен, падении рубля, серийных убийствах и смертоносных эпидемиях действуют на сознание именно так. А если новости не носят устрашающего характера, то они по большей части относятся к области жизни «светской» и тоже весьма мало приносят пользы душе.

И от всего этого ей, душе, бывает тяжело. Бывает плохо. Преподобный Серафим говорил когда-то, согласно с мнением и многих других подвижников, что подчас достаточно совсем короткое время побеседовать с человеком чуждого устроения, чтобы полностью внутренне «расстроиться». У нас же такое собеседование происходит целыми днями – помимо нашей воли, а порой и в согласии с ней. Может ли нам быть после этого хорошо?

Душу обязательно нужно «снабдевать» словом Божиим, наставлениями святых отцов, молитвой и размышлением

Тот же преподобный Серафим замечательно объяснял, чем, напротив, душу обязательно нужно, как он выражался, «снабдевать»: словом Божиим, наставлениями святых отцов, молитвой и размышлением. Без такого «снабжения» она остывает, становится холодной и мрачной, в полном смысле этого слова дичает. Духовное зрение человека притупляется, он не замечает и не понимает очевидного – того очевидного, которое относится по преимуществу тоже к области духовной. Вот как получается, что не может христианин уразуметь, отчего ему и его душе худо, хотя не происходит, кажется, ничего худого.

Такие простые истины… Такие простые объяснения… Такой простой рецепт…

Плохо тебе, запутался ты, не знаешь, что делать, чтобы выкарабкаться из этого неблагоприятного, тягостного состояния? Остановись и рассмотри, чем наполнена твоя душа, чем снабдеваешь, чем питаешь ты ее. И обязательно увидишь, что именно в питании ошибка. А значит – надо менять рацион. Садиться на диету. Отказываться – хотя бы по возможности – от того, что вредно. И увеличивать долю полезного.

Проверено. Множество раз. Безусловный и бесценный опыт.

Игумен Нектарий (Морозов)