Анализ стихотворения «Погасло дневное светило. Анализ «Погасло дневное светило» Пушкин

19 августа 1820 года Пушкин, может быть, впервые взошел на борт корабля, и совершил первое морское путешествие. Бескрайность морского простора ошеломила молодого поэта, очаровала своей прелестью и вдохновила на создание нового поэтического произведения. Элегия «Погасло дневное светило» была написана им на борту парусника, плывшего в сторону Гурзуфа. В этом произведении Пушкин с восторгом видит в Черном море безбрежный бушующий океан.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило» показывает, что идея стихотворения «Погасло дневное светило» отчасти была навеяна творчеством английского поэта Байрона, которым увлекалась аристократическая молодежь того времени. Отчасти в произведении отразился юношеский максимализм Пушкина. В молодости все представляется иначе, чем в зрелые годы. Кажется, что первая любовь это на всю жизнь, малейшее разочарование рождает ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл. «Погасло дневное светило» – это не единственное произведение, в котором отразилось меланхолическое настроение Пушкина.

В русской литературе XVIII-XIX в жанр элегии выделены лирические стихотворения, отражающие философские размышления автора над непростыми вопросами жизни.

Как показывает анализ стиха «Погасло дневное светило», две повторяющиеся строчки не только делят на три части цельное стихотворение, но и роднят это лирическое произведение с песней. Двустишие

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Звучит как припев. Но не только. Океан служит метафорой, символизирующей жизнь с ее бурями, волнениями, радостями и тревогами.

С народным творчеством стихотворение роднят старославянизмы – ветрило вместо паруса, светило – вместо солнца, наперсницы (подруги). Эпитеты, которые поэт слышал в крестьянских напевах и использовал в этом произведении, также подчеркивают песенный характер элегии: туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние, море синее.

Поэт использует в своем творчестве емкие выразительные средства, придающие повествованию живописность и яркость: младость отцвела, летает корабль, мечта летает.

Анализируя размер стиха, в какой-то момент можно придти к выводу, что поэт нарушает все правила стихосложения. Но Пушкин ничего не делает случайно, просто так. И неравностопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы, и сочетание перекрестной и кольцевой рифмовки тоже приближают это произведение к народным песнопениям.

Первая часть элегии посвящена окружающей поэта природе: закату вечернего солнца, волнующемуся за бортом угрюмому океану, темнеющему с наступлением ночи, туману, сгустившемуся над кораблем. И шум паруса на ветру. Все это навеяло на поэта воспоминания о бурной молодости, о друзьях и женщинах, окружавших его. Этим воспоминаниям посвящена вторая часть лирического стихотворения. В элегии отразился переход от беззаботной юности к зрелости.

Год написания произведения совпал с его ссылкой в Крым. Была в царской России такая мера наказания, когда людей, возмущавшихся против царской власти, высылали из столичных городов на периферию, с целью избежать политических волнений. И только благодаря протекции семьи Раевских, Пушкин в этот раз не оказался на Кавказе, а был отправлен вместе с ними в Крым. Николай Раевский поручился за Пушкина перед царем и взял юного поэта, нуждавшегося в лечении, под свою опеку.

В третьей части элегии Пушкин говорит о том, что он бежал от минутной молодости и друзей. Может ли поэт лгать самому себе? Нет. Его бегство было духовным. Ссылка лишь ускорила, упростила этот разрыв. В жизни всякого молодого человека наступает момент, когда он осознает свое взросление, понимает, что должен что-то изменить в своей жизни. Часто к этому пониманию подталкивают жизненные перемены, события. В данном случае, когда Александр Сергеевич впал в немилость власть предержащих, он получил возможность оценить всех тех, кто окружал его, понять что растрачивал свои душевные силы и время не на тех людей. Как только над его головой сгустились тучи, «изменницы младые» его покинули, «минутные друзья» растворились.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей.

Этими строчками поэт дает понять, что к прежней жизни возврата нет.

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

Элегия «Погасло дневное светило» написано Пушкиным в ночь с 18 на 19 августа 1820 года при переезде из Феодосии в Гурзуф. В собрании стихотворений 1862 года она публикуется с пометкой «подражание Байрону». Основной эмоциональной темой стихотворения является ощущение душевного распутья лирического героя: он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края:

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Для лирического героя окружающий его мир одушевлен. Человек обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Они единственные, кто окружают его сейчас. Пусть лирический герой называет океан «угрюмым», его мысли заняты не тревогой об опасностях, таящихся в водной стихии; герой погружён в себя. Внутренний мир человека, его размышления над прожитой жизнью - вот что пытается донести до читателя поэт. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить это.

Стихотворение написано в виде монолога лирического героя. Взгляд героя постоянно движется. Внутренний и внешний мир человека показан поэтом в их единстве. С первых строк элегии взгляд лирического героя рассеян. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Две начальные строки составляют первую часть элегии. Это экспозиция темы. Она настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи. Выбранное поэтом время - сумерки, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивает лирического героя на размышления.

Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдаленному берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь...

Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».

В третьей части стихотворения мы узнаем, что поэт стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания лирического героя, невозможно и нежелаемо:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей...

Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей точки. Лирический герой приходит к определённому выводу, который становится главной идеей элегии:

...но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведенных на родине, и комментарии. Для него это страна, «где пламенем страстей // Впервые чувства разгорались». Сложноподчиненное предложение, которое рисует подробную картину жизни поэта, имеет четыре придаточные части с союзным словом «где». Но, несмотря на его объёмность, третья часть не кажется громоздкой, а, наоборот, выглядит стройной и выразительной. «Потерянная младость» лирического героя рано отцвела, «легкокрылая радость» изменила ему и «сердце хладное страданью предала».

Герой Пушкина называет себя «искателем новых приключений». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» для него - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознает, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.

Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.

Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано так-товиком. Размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафоснос-ти и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и порой просты, именно поэтому стихотворение настолько легко и прозрачно.

Анализ этого стихотворения, я уверен, окажется очень интересным, так как оно достаточно длинное, в нем много интересных образов.

Итак, стихотворение является, в первую очередь, философским. Александр Пушкин рассуждает на берегу моря, вспоминает, обращятся к неодушевленному... Например, отеческим краям он признается, что бежал от них. Также стихотворение можно назвать и пейзажным, так как поэт рисует прекрасную картину заката на море.

Конечно, в стихотворении много устаревших слов, от них ощущение дополнительной торжественности. Пушкин использует такие слова как "младость", "наперсницы", "ветрило" и подобные. Интересен, например, оборот: "бежать кого-то". Часто встречаются несовременные окончания: "стремлюся".

Однако понятно, что во время Александра Сергеевича это была нормальная речь.

Итак, поэт часто обращается к ветру и океану, призывая первый шуметь, а второй волноваться. В этом желание бури, веселья, очищения. Штиль был бы скучен для потомка эфиопа. Кроме того, думаю, что волнение этого океана отражает чувства самого Александра Пушкина.

Начинается стихотворение просто с описания вечера на море, с первого обращения героя стихотворения к океану и ветру. Дальше герой описывает то, что видит: берег вдали... для Пушкина это не просто живописное место, а волшебная страна, куда он стремится, волнуясь и тоскуя. Нет, это не мечта, которую он сам придумал, это место, от которого у поэта остались прекрасные воспоминания. Герой подчеркивает, что у него от чувств слезы на глаза наворачиваются, мечты заполняют ум... как если бы увидел он родные места, здание школы, например. Но, конечно, поэт не был бы поэтом, если б не добавил о любви несколько слов. Он вспоминает свои страдания, безумие от влюбленности, которая оказалась обманом.

Не находя себе места от волнения, Пушкин просит корабль лететь, что и так быстро, еще быстрей. К "берегам", не не печальным, а радостным. Он вспоминает улыбки Муз: это могут быть и стихотворения, и влюбленности... Он говорит даже, что юность его там осталась, сравненная со слишком рано увядшим цветком. Радость упорхнула от него птицей, поэтому он отправился за новыми впечатлениями в далекие края. Нашел он "минутных" друзей и изменщиц, но они быстро забылись, а вот раны юности на тех берегах до сих пор в сердце. Видимо, поэт хотел бы попробовать заново на родных берегах стать счастливым.

Анализ стихотворения Погасло дневное светило

Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье. Писалось произведение ночью, стояла прекрасная погода, но поэт преднамеренно сгущает краски, описывая неспокойный океан.

Данная элегия – образец романтической лирики. В подзаголовке мы видим “Подражание Байрону”, и это не странно, ведь Пушкин был без ума от произведений Байрона. В произведении можно найти схожести с мотивами песни Чайльд-Гарольд. Но переживания героя Пушкина, совсем несхожи с эмоциями о прощании Чайльд-Гарольда.

Жанр стиха – философская элегия. Герой сетует на расставание с берегами родины. Он жалуется на быстро закончившуюся молодость, на расставание с друзьями и “изменницами”. Пушкин утрирует свои переживания, его гложат нереализованные амбиции.

Тема произведения – философские грустные размышления, в связи с покинутой Родиной. Условно элегию можно делить на три основные части, это деление видно по повторам двух строк.

Первая часть создаём нам романтическое настроение, она состоит из пары строк.

Во второй части мы видим описание душевных терзаний героя.

В третьей части мы наблюдаем конфронтацию воспоминаний прошлого и неизведанного будущего.

Итог стихотворения – герой принимает изменения в жизни, но также и не забывает о своём прошлом жизненном опыте. В произведении используется равностопный ямб. Идёт чередование рифм. Это и делает размышления в элегии общечеловеческими.

Поэт использует различные тропы и образы. Использование устаревших слов в сочетании с перифразами даёт возвышенный слог. Присутствует огромное количество метафорических эпитетов. Также встречаются метафоры, благодаря которым в произведении появляется живость.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Погасло дневное светило по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дул север. Плакала трава Фета

    В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.

  • Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс

    Наверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер»

  • Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

    Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое

  • Анализ стихотворения Нежнее нежного Мандельштама

    Стихотворение написано поэтом в 1909 году. Некоторые источники утверждают, что позже ― в 1916 году. В тот момент Мандельштам находился в Москве и встретился с Мариной Цветаевой. Поэт был влюблен в нее и написал это стихотворение.

  • Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль

    1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви

«Погасло дневное светило» Александр Пушкин

На море синее вечерний пал туман.


Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»

Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами . Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться . Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».