Анализ стихотворения а.А. Блока «Вхожу я в тёмные храмы…. «Вхожу я в темные храмы…» А. Блок

Символистическое творчество поэта Александра Блока испытало влияние русского философа Владимира Соловьева, особенно его идеи «Вечной Женственности». Поэтому первый поэтический сборник Блока назывался «Стихи о Прекрасной Даме». Этот образ навеян воспоминаниями о Средневековье, рыцарстве.

Одним из первых стихотворений стало «Вхожу я в темные храмы…» Ритм, мелодия, монотонность и одновременно торжественность звучания невольно подчиняют себе читателя. Это состояние соответствует и внутреннему настрою лирического героя: он входит в высокий храм (не просто церковь!), настроен на встречу с Прекрасной Дамой, о которой говорит как о чем-то высоком, недостижимом.

Все слова, какими она названа, могут прозвучать вполне обыденно, если не видеть, как они написаны. А написаны они все с прописной буквы, кроме того, каждому предшествует эпитет, придавая словам-названиям тожественность и величавость: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена. Такой прием должен увести читательское воображение от представлений об обычной любимой женщине к мысли о божественном, неземном, вечном. Она сон, святая и при этом Милая - эпитет, вряд ли относящийся к божеству.

Земное и божественное переплелись, так появилось «двоемирие». В стихотворении Блока есть реальность, то есть видимый, ощущаемый мир: храм с высокими колоннами, смутно мерцающие красные лампады возле икон, нарядных, с золочеными ризами. Другой мир - недостижимый, божественный. Но одна деталь кажется чужеродной в поэтическом словаре стихотворения - это «скрип дверей». Однако она оправдана, потому что передает ощущение самого «скрипа» как помехи, мешающей созерцанию и ожиданию. А может быть, «скрип» связывает два образа и два ожидания в одно? Небесная Вечная Жена снизойдет и откроется духу человека через озарение, но Милая может войти только через реальную дверь.

Дрожь при звуке скрипящей двери - не раздражение от помехи, а знак нетерпения и робости влюбленного, надеющегося увидеть свое земное божество. Одно переходит в другое и трудно различить, где реальность, а где мечта и что это значит:

Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны...

Эти слова и образы не поддаются предметной расшифровке, но они действуют своим звучанием, эмоциональностью, неуловимым содержанием подтекста стихотворения. В них слышится тихая радость, погруженность в смутное, но прекрасное чувство. В образе Прекрасной Дамы открывается какой-то двойной смысл: она является для героя символом чего-то высокого и прекрасного, о чем читатель не может определенно судить. Все овеяно тайной, загадкой.

Ранние стихи Блока не подвластны логическому анализу, но после чтения «Вхожу в темные храмы...» каждому становится ясно, что сам автор поглощен неясными предчувствиями и ожиданиями, устремлен к вечности больше, чем к непосредственной реальности, живет в мире грез, как и его герой.

Блок был увлечен идеей В. Соловьева: есть неизменный, вечный образ Любви - «Вечная Женственность». Она существует в ином, высшем, нездешнем мире, то сеть нетленна и бестелесна, но она должна спуститься, «снизойти» на землю, и тогда жизнь обновится, станет счастливой и идеальной. Тяготение душ к этому высшему началу и есть любовь, но не обычная, земная, а как бы отраженная, идеальная.

В этой идее философа Соловьева, хотя она религиозна и идеалистична, сохранилась надежда на обновление человечества. Для людей, идеально настроенных, а именно к таким принадлежал юный Блок, важно было, что личность через любовь оказывалась связанной и со всем миром, и с чем-то большим, чем она сама. Личное интимное переживание в свете идеи В. Соловьева приобретало значение всеобщности.

Поэтому Владимир Соловьев с его идеей «Вечной Женственности» оказался близок Александру Блоку, мечтательному и в то же время серьезно думающему о жизни, о ее глубинных основаниях. Увлечение идеями Соловьева совпало с теми годами юности, когда Блок начал чувствовать себя поэтом. Именно в это время он полюбил Любовь Дмитриевну Менделееву, свою будущую невесту и жену. Отвлеченная философия и живая жизнь так смешались и переплелись в сознании Блока, что своей любви к Менделеевой он придавал особый, мистический смысл. Ему казалось, что она олицетворяет соловьевскую идею. Она была для него не просто женщиной, а воплощала Прекрасную Даму – Вечную Женственность.

Поэтому в каждом из его ранних стихотворений можно найти сплав реального и идеального, конкретных биографических событий и отвлеченного философствования. Особенно это заметно в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Здесь и двоемирие, и переплетение иллюзий с настоящим, отвлеченности с реальностью. Практически во всех стихотворениях первого тома действительность отступает перед иным миром, который открыт только внутреннему взору поэта, перед прекрасным миром, несущим в себе гармонию.

Однако многие критики упрекали поэта в том, что «найденный Блоком миф» заслонил его от противоречий, сомнений и угроз жизни. Чем это грозило поэту? Вслушиваясь в зовы «другой души» и приобщаясь в собственных мечтах к мировому единству, Мировой душе, человек в действительности уходит от настоящей жизни. Борьба души с действительностью и составит содержание всей последующей лирики Блок: он сам объединил свои произведения в три тома и назвал «трилогией вочеловечивания» или «романом в стихах».

  • «Незнакомка», анализ стихотворения

А. Блок считается одним из первых символистов, это творческое направление ставит на первое место символ как знак, который может восприниматься по-разному, является неоднозначным. Символизм возникает во Франции и далее распространяется по другим странам.

В творчество поэта главное значение имеет любовная тема, которая приобретает разных красок. Это не удивительно, ведь сам поэт любил, и свою любовь пронес через всю жизнь. Его избранницей была Любовь Менделеева. Эта женщина стала для Александра Блока стала не только его музой, вдохновительницей на творчества, но и ангелом-хранителем. Даже после расставания Блок не переставал помогать бывшей супруге, потому видел в ней не только любимую женщину, но и истинного друга. Он доверял ей, как самому себе.

О своих таинственных чувствах и переживаниях Блок не рассказывает, он все раскрывает в своем творчестве. Поэт прекрасно относится к женщинам, все творчество поэта связано со стихами о Прекрасной Даме. Автор считал женщин очень тонкими и ранимыми натурами. Любовь Менделеева была для поэта настоящим идеалом женщины. Он боялся, что может очернить душу того человека, которую так любит. Но поэт прекрасно знает, что далеко не каждая может трепетное отношение. Человеческая натура обманчива, он и сам не раз обманывался в жизни, но продолжал верить любимым людям. Любовь Менделеева часто предавала Блока, отдавала предпочтение другим. И только через время поняла, насколько благородным был человек, который так долго находился с ней рядом.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» датировано 1902 годом. Образ Богоматери становится центральным в творчестве Блока, это образ-символ любимой женщины, которая находится рядом, но часто неуловима и недоступна. Именно такой автор представляет себе Прекрасную Даму. В образе Богоматери угадывается любимая поэта, которая для него становится воплощением чистоты и красоты. Очень много синонимов использует автор, он называет свою любимую Величавой Вечной Женой, Святой, Милой.

Лирический герой входит в храм и в «мерцании красных лампад» ждет Прекрасную Даму. Далее все больше раскрывается основная тема – любовная, становится понятным, что лирический герой все-таки ждет свою любимую. Все слова говорят о том, что для поэта действительно важным является именно искренние чувства, даже пусть невзаимные.

Блок все еще верит, что любовь – небесный дар, а не проклятье. Образ Прекрасной Дамы и Богоматери – это символические образы, в которых воплощается идеальная женщина. Мы имеем право любить, даже тогда, когда это противоречит рациональному, когда мы видим недостатки человека. Александр Блок в своей любовной лирике, показывает, как нужно относиться к женщине, какими должны быть истинные высокие чувства. Стихи написаны с душой и сердцем, в каждой фразе звучит любовь и уважение. В произведениях очень много символов, но они чаще всего повторяются, являются константами в творчестве. Блок - великий поэт символизма, воспевающий женскую чистоту и настоящую красоту.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотив­шим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ иде­альными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыца­рем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.

Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема — чудесная мечта героя, описывается его свидание с Пре­красной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые при­меты реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти об­разы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И неда­ром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким обра­зом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также прояс­няется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свида­ния становится вторая строфа:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама — это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реаль­ность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя — это мир «улыбок, сказок и снов». Главное — это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты».

Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы ви­дим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лиричес­кого героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, — краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыб­ки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).

Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.

Цикл стихотворений «О Прекрасной Даме», в который включено произведение «Вхожу я в темные храмы…», Блок начал 25 января 1901 года и окончил в октябре 1902 года. Обручение влюбленных Александра и Любови состоялось 25.05.1903 года, а 17 августа - венчание.

Краткая история любви

В детстве Люба и Саша, которые жили в имениях неподалеку друг от друга, виделись часто. Но на любительском спектакле, когда Александру было 16 лет, а Любе - 15, они встретились, играя роли Гамлета и Офелии, и Александр увидел в девушке неземное.

Любовь Менделеева не была красавицей. Полноватая фигура, «бегемотистая», по словам А. Ахматовой, круглое лицо со свисающими щеками, маленькие глазки-щелки, нос - уточкой.

Как говорит пословица, «не по хорошу мил, а по милу хорош», так и воспринял ее юный, изысканный, рафинированный Блок, поднял на пьедестал и через всю жизнь пронес глубокое чувство к Любови Дмитриевне.

Объяснение в любви состоялось очень странно. На бал в Дворянском собрании 07.11.1902 года поэт пришел с трагической запиской. Она объясняла причины его предполагаемой смерти. Все однако закончилось благополучно. Сборник о «Прекрасной Даме», в котором предпоследним было интересующее нас произведение, поэт уже написал. Сейчас будет проведен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок, как рыцарь, везде видел только свою Прекрасную Даму.

Сон наяву

В лирическом сюжете крайне мало земного. Оно не касается героя. Перед ним стоит лишь образ таинственный и непостижимый Прекрасной Дамы. Каждое слово и каждый стих наполнены значительностью и медлительностью: герой ничего не слышит. Храмовый бедный обряд не привлекает его внимания, он свершает свой собственный. Его вера - это вера в Святую и Милую. Продолжим анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок закодировал и затемнил свои впечатления о встрече с возлюбленной в Исаакиевском соборе.

Сюжет и композиция элегии

В первом четверостишии лирический герой ожидает появления Прекрасной Дамы, высокая любовь к ней живет и не находит выхода, даже при совершении «бедного» обряда. По сравнению с возлюбленной все бесцветно и мелко.

Его нетерпеливое ожидание встречи так велико, что героя пробирает дрожь даже от скрипа дверей. Не образа храма он видит, а только ее озаренный образ.

Герой одел свою любовь в торжественные праздничные ризы величавой и вечной Жены. Он грезит: для него по карнизам, который расположены на большой высоте, пробегают улыбки и сказки.

Встреча с любовью не возвращает его в обыденный мир, а только еще выше поднимает над ним. Но на этом не окончен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок ничего не видит, и самое главное - ничего не хочет видеть, кроме отрадных черт.

Изменчивость настроений

Вначале лирический герой спокойно ждет, затем начинает дрожать от нетерпеливых предчувствий встречи, затем успокаивается в мечтательных снах и, наконец, озаряется радостью свидания, ослепленный и оглушенный им.

Любовь - тема стихотворения

Переполненный любовью Блок («Вхожу я в темные храмы…») тематикой делает свои неземные, эфемерные чувства, не вдумываясь в то, что испытывает реальная, земная девушка.

Любимая поставлена на высочайший недостижимый постамент, у которого он слагает посвященные ей стихи и песни. Она свята для поэта, и этого ему достаточно. Это исключительно лирическое любовное стихотворение.

Образы вечной любви

Весь цикл проходит в уточнении образа, созданного воображением лирического героя. Начало стихотворения в полутьме и сиянии лампад и свечей не позволяет увидеть загадочное и неземное видение.

Она во всех стихотворениях принимает поклонение и безмолвствует. В небесной высоте, где она находится, по мнению лирического героя, ей слова не нужны. Пусть до нее долетают его стихи. Анализ «Вхожу я в темные храмы…» (Блок) показывает ее божественную для героя суть: «О, святая», - обращается он к своему идолу, которым она стала для него. У самого героя от пылкой и нежнейшей, но бесплотной любви, все перевернулось в голове.

В христианском храме свою возлюбленную он ставит в центр мироздания, творя кумира. Он, окутывая все полусумраком, заставляет читателя почувствовать аромат ладана, не говоря о нем ни слова. Колеблется и мерцает золотистый неверный свет свечей и красный жертвенный цвет крови лампад, когда, у высокой колонны, герой в ее тени ждет появления Прекрасной Дамы.

Поэтическая фонетика, лексика и синтаксис

В каждой строфе встречается аллитерация «с». Она создает атмосферу тайны и сокровенности. Также каждая строфа несет ассонанс «о», создающий в целом торжественный образ. Мы немного детальнее рассмотрим «Вхожу я в темные храмы…» (Блок), стих поэта. Кроме этого, в стихотворении дважды используются инверсии: «вхожу я, жду я». Глаголам, как сильному выразительному средству, уделена особая роль, которая подчеркивает нетерпение героя. Именно с инверсии начинается первый стих «Вхожу я в темные храмы…». Блок стих усиливает метафорой «темные». Поэт углубляет впечатление от таинственности его чувства.

Завершение

В заключение о поэтике следует сказать, что Блок («Вхожу я в темные храмы…») размер использует широко распространенный в начале XX века. Это трехсложный дольник.

Любовь - чувство экзистенциальное. Самое совершенное сочинение о нем не приблизит к пониманию человека, которого оно никогда не сжигало. Только личный опыт поможет войти в мир любящего и сгорающего от страсти.

Читать стих «Вхожу я в темные храмы» Блока Александра Александровича надо с полным пониманием того, что это глубоко личное произведение. Оно было написано в 1902 году, когда поэту исполнилось 22 года. Он был молод и влюблен, занимался поиском собственной духовной истины, активно писал. Текст стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы» – это своеобразный гимн любви, содержащий в себе то нежное чувство, которое поэт испытывал в то время к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой. Это одиннадцатое по счету стихотворение, посвященное ей, самое красивое и загадочное. Оно вобрало в себя все лучшие мотивы цикла «Стихи о прекрасной даме». Учить его легко, оно льется, как песня.

На уроках литературы в 11 классе педагоги говорят о том, что в этот период поэт активно искал идеал Вечной Женственности, материальное, и в то же время божественное дитя свободы и света. Он стремился найти то, что возвышается над обыденным миром, а отыскав – сделать служение этому идеалу частью своей жизни, словом и делом воспевать неземную красоту и чистоту. Все стихотворение пронизано тоской и грустью от того, что поиски тщетны, что милый сердцу образ постоянно скрыт за тенями, что он далек и нереален, что мечта недостижима. Лирический герой старается, но не может отыскать ту единственную, свою вторую половинку, без которой он не может обрести цельность. Она постоянно ускользает от него, хотя он готов служить ей как Божеству, как Богородице, как Пречистой Деве, как «Вечно юной Владычице Вселенной». Даже от созерцания её герой испытывает чувство глубокого эстетического удовольствия, и ему плохо там, где не ощущается ее присутствие. Блок - символист, и поэтому образ храма здесь не случаен. Только здесь можно отыскать неземную красоту и совершенство.

Познакомиться с этим лирическим произведением, считающимся одним из самых красивых стихотворений о любви, в режиме онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.