Абеляр ТайшаМагический переход (Путь женщины-воина). Магический переход (Путь женщины-воина) Тайша абеляр карлос кастанеда магический переход

Перед вами новая, вполне "Кастанедовская" книга - "Магический переход" Тайши Абеляр - женщины-сталкера из партии нагваля Карлоса Кастанеды. Это не только очередное увлекательное путешествие в мир магии дона Хуана применительно к обучению женщины-воина, но и ценнейшее практическое пособие, Здесь подробно описаны так называемые "Магические приемы" упражнения, при помощи которых можно достичь раскрытия энергетических ресурсов, здоровья, молодости и, кроме того, понимания многих удивительных вещей, скрытых от нас в обыденной жизни. Кроме этой книги, "София" готовит к публикации две книги еще одной женщины-мага из отряда Карлоса Кастанеды, уже известной вам по "Сну ведьмы" Флоринды Доннер. Это "Шабоно", - по хронологии событий являющаяся продолжением "Сна" и "Жизнь в сновидении", - книга об обучении сновидящей Флоринды из той же магической семьи, которая описана у сталкера Тайши Абеляр.

ПРЕДИСЛОВИЕ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ

Тайша Абеляр - это одна из трех женщин, которые прошли серьезный курс обучения магии в Мексике у дона Хуана Матуса.

Я подробно описал свое обучение под его руководством, но в своих книгах ни разу не упомянул* об этой особой группе, к которой и принадлежит Тайша Абеляр. Дело в том, что среди подопечных дона Хуана действовало неписаное соглашение не упоминать о них.

Предисловие было написано до выхода в свет девятой книги

Карлоса Кастанеды "Искусство сновидения"

В течение двадцати лет мы придерживались этого соглашения. И несмотря на то, что мы жили и работали в непосредственной близости друг от друга, мы никогда совместно не обсуждали своих переживаний. Фактически, у нас ни разу даже не было возможности обменяться мнениями о том, что конкретно делали с нами дон Хуан и маги его отряда.

Такое положение дел не было связано с присутствием дона Хуана. После того, как он вместе со своей группой оставил мир, мы продолжали жить в изоляции друг от друга, потому что не желали расходовать энергию на пересмотр действующих соглашений. Все имеющееся у нас время и энергия использовались нами на совершенствование в том, чему дон Хуан так усердно нас обучал.

Дон Хуан обучал нас магии как практике, которая дала каждому из нас возможность непосредственно видеть энергию. Он утверждал, что для того, чтобы видеть энергию таким образом, мы должны вначале освободиться от ограничений обычного восприятия. Это освобождение и обучение видению стало для нас первоочередной задачей.

Маги считают, что качества нашего обычного восприятия были навязаны нам в процессе воспитания принудительно, хотя и не без нашего участия. Одним из неотъемлемых аспектов обычного восприятия является система интерпретации ощущений, которая превращает то, что мы наблюдаем посредством органов чувств, в осмысленные единицы, рассматриваемые в соответствии с общественной системой ценностей.

Обычная жизнь в обществе требует от людей слепой и безоговорочной приверженности нормальному восприятию, что исключает возможность непосредственного видения энергии. Но дон Хуан утверждал, в частности, что при желании вполне можно научиться видеть людей как энергетические поля, напоминающие большие вытянутые пузыри яйцевидной формы, отсвечивающие тусклым белым светом.

Для того, чтобы достичь более высокой ступени восприятия, нам нужна внутренняя энергия. Поэтому накопление ее необходимого количества является ключевой задачей тех, кто занимается магией.

Обстоятельства, сложившиеся в настоящее время в мире благоприятствуют тому, чтобы Тайша Абеляр описала процесс своего обучения, который был во многом похож на мой, но в то же время существенно отличался от него. Написание книги заняло у нее продолжительное время, потому что она должна была прежде всего обрести магические творческие средства.

Тайша Абеляр

Магический переход. Путь женщины-воина

ПРЕДИСЛОВИЕ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ

Тайша Абеляр - это одна из трех женщин, которые прошли серьезный курс обучения магии в Мексике у дона Хуана Матуса.

Я подробно описал свое обучение под его руководством, но в своих книгах ни разу не упомянул об этой особой группе, к которой и принадлежит Тайша Абеляр. Дело в том, что среди подопечных дона Хуана действовало неписаное соглашение не упоминать о них.

В течение двадцати лет мы придерживались этого соглашения. И несмотря на то, что мы жили и работали в непосредственной близости друг от друга, мы никогда совместно не обсуждали своих переживаний. Фактически, у нас ни разу даже не было возможности обменяться мнениями о том, что конкретно делали с нами дон Хуан и маги его отряда.

Такое положение дел не было связано с присутствием дона Хуана. После того, как он вместе со своей группой оставил мир, мы продолжали жить в изоляции друг от друга, потому что не желали расходовать энергию на пересмотр действующих соглашений. Все имеющееся у нас время и энергия использовались нами на совершенствование в том, чему дон Хуан так усердно нас обучал.

Дон Хуан обучал нас магии как практике, которая дала каждому из нас возможность непосредственно видеть энергию. Он утверждал, что для того, чтобы видеть энергию таким образом, мы должны вначале освободиться от ограничений обычного восприятия. Это освобождение и обучение видению стало для нас первоочередной задачей.

Маги считают, что качества нашего обычного восприятия были навязаны нам в процессе воспитания принудительно, хотя и не без нашего участия. Одним из неотъемлемых аспектов обычного восприятия является система интерпретации ощущений, которая превращает то, что мы наблюдаем посредством органов чувств, в осмысленные единицы, рассматриваемые в соответствии с общественной системой ценностей.

Обычная жизнь в обществе требует от людей слепой и безоговорочной приверженности нормальному восприятию, что исключает возможность непосредственного видения энергии. Но дон Хуан утверждал, в частности, что при желании вполне можно научиться видеть людей как энергетические поля, напоминающие большие вытянутые пузыри яйцевидной формы, отсвечивающие тусклым белым светом.

Для того, чтобы достичь более высокой ступени восприятия, нам нужна внутренняя энергия. Поэтому накопление ее необходимого количества является ключевой задачей тех, кто занимается магией.

Обстоятельства, сложившиеся в настоящее время в мире благоприятствуют тому, чтобы Тайша Абеляр описала процесс своего обучения, который был во многом похож на мой, но в то же время существенно отличался от него. Написание книги заняло у нее продолжительное время, потому что она должна была прежде всего обрести магические творческие средства. Дон Хуан Матус сам поставил передо мной задачу писать о его магии. Он же дал мне указание, как это нужно делать, говоря: «Пиши как маг, а не как писатель». Это означало, что я должен был заниматься писательством в состоянии более тонкого восприятия, которое маги называют сновидением. У Тайши Абеляр ушли годы на то, чтобы овладеть сновидением в той степени, которая необходима для превращения его в магическое творческое средство.

В мире дона Хуана маги в зависимости от своего темперамента подразделялись на две основные категории: сновидящие и сталкеры. К сновидящим относятся те маги, которые наделены способностью выходить на более высокий уровень восприятия с помощью управления течением своих снов. Они совершенствуют эту способность посредством целенаправленных занятий, превращая ее в искусство сновидения. С другой стороны, сталкеры - это те маги, которые обладают врожденной способностью согласовывать свою жизнь с внешними обстоятельствами и могут достигать высоких уровней восприятия, совершенствуясь в управлении своим поведением. Магическая практика превращает эту естественную способность в искусство сталкинга.

Хотя все последователи дона Хуана в совершенстве владеют обоими этими искусствами, каждый маг относится к какой-то одной категории. Тайша Абеляр принадлежит к сталкерам и занималась под их руководством. Эта книга увлекательно повествует о ее занятиях искусством сталкинга.

ВСТУПЛЕНИЕ

Я посвятила свою жизнь целеустремленным занятиям дисциплиной, которую, за неимением лучшего названия, мы именуем магией. Но я также являюсь антропологом и получила ученую степень доктора философии в этой области. Я упомянула об этих двух сферах своей деятельности именно в таком порядке потому, что мое увлечение магией шло первым. Обычно человек становится антропологом, а затем изучает какие-то аспекты человеческой культуры - в частности, магические культы. Но со мной случилось все наоборот: занимаясь магией, я начала изучать антропологию.

В конце 60-тых, когда я проживала в Таксоне, штат Аризона, я встретилась с женщиной-мексиканкой по имени Клара Грау, которая пригласила меня погостить в свой дом в мексиканском штате Сонора. Приняв меня там, она сделала все от нее зависящее, чтобы посвятить меня в тайны своего мира, ведь в действительности она была магом - одной из шестнадцати человек, которые образовывали цельную магическую группу. Некоторые из них были индейцами племени яки, другие - мексиканцами разного происхождения и воспитания, возраста и пола. Большинство составляли женщины. Все они настойчиво преследовали одну цель: стремились преодолеть общественные предубеждения и связанные с ними стереотипы восприятия, которые препятствуют нашему выходу за рамки обычного повседневного мира и проникновению в другие возможные миры.

Для магов преодоление этих стереотипов восприятия означает возможность пересечь грань и войти в невообразимое. Этот немыслимый скачок они называют «магическим переходом». Иногда они говорят, что это и есть тот «полет в абстрактное», который переносит нас из материального, физического мира в сферу расширенного восприятия и безличностных трансцендентных сущностей.

Эти маги по собственной инициативе взялись помочь мне постичь полет в абстрактное с тем, чтобы я могла впоследствии присоединиться к ним в их деятельности.

Академические занятия стали для меня неотъемлемой частью моей подготовки к магическому переходу. Лидер группы магов, к которой я отношу себя, или нагваль, как мы его называем, - это человек, который проявляет живой интерес к формальным научным знаниям. Вследствие этого все его подопечные должны были в совершенстве овладеть абстрактным мышлением, которому обучают в наши дни только в университетах.

Абеляр Тайша - Магический переход. Путь женщины-воина - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Перед вами новая, вполне «Кастанедовская» книга - «Магический переход» Тайши Абеляр - женщины-сталкера из партии нагваля Карлоса Кастанеды. Это не только очередное увлекательное путешествие в мир магии дона Хуана применительно к обучению женщины-воина, но и ценнейшее практическое пособие, Здесь подробно описаны так называемые «Магические приемы» - упражнения, при помощи которых можно достичь раскрытия энергетических ресурсов, здоровья, молодости и, кроме того, понимания многих удивительных вещей, скрытых от нас в обыденной жизни.

Тайша Абеляр
Магический переход. Путь женщины-воина

ПРЕДИСЛОВИЕ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ

Я подробно описал свое обучение под его руководством, но в своих книгах ни разу не упомянул об этой особой группе, к которой и принадлежит Тайша Абеляр. Дело в том, что среди подопечных дона Хуана действовало неписаное соглашение не упоминать о них.

В течение двадцати лет мы придерживались этого соглашения. И несмотря на то, что мы жили и работали в непосредственной близости друг от друга, мы никогда совместно не обсуждали своих переживаний. Фактически, у нас ни разу даже не было возможности обменяться мнениями о том, что конкретно делали с нами дон Хуан и маги его отряда.

Такое положение дел не было связано с присутствием дона Хуана. После того, как он вместе со своей группой оставил мир, мы продолжали жить в изоляции друг от друга, потому что не желали расходовать энергию на пересмотр действующих соглашений. Все имеющееся у нас время и энергия использовались нами на совершенствование в том, чему дон Хуан так усердно нас обучал.

Дон Хуан обучал нас магии как практике, которая дала каждому из нас возможность непосредственно видеть энергию. Он утверждал, что для того, чтобы видеть энергию таким образом, мы должны вначале освободиться от ограничений обычного восприятия. Это освобождение и обучение видению стало для нас первоочередной задачей.

Маги считают, что качества нашего обычного восприятия были навязаны нам в процессе воспитания принудительно, хотя и не без нашего участия. Одним из неотъемлемых аспектов обычного восприятия является система интерпретации ощущений, которая превращает то, что мы наблюдаем посредством органов чувств, в осмысленные единицы, рассматриваемые в соответствии с общественной системой ценностей.

Обычная жизнь в обществе требует от людей слепой и безоговорочной приверженности нормальному восприятию, что исключает возможность непосредственного видения энергии. Но дон Хуан утверждал, в частности, что при желании вполне можно научиться видеть людей как энергетические поля, напоминающие большие вытянутые пузыри яйцевидной формы, отсвечивающие тусклым белым светом.

Для того, чтобы достичь более высокой ступени восприятия, нам нужна внутренняя энергия. Поэтому накопление ее необходимого количества является ключевой задачей тех, кто занимается магией.

Саша / 22.06.2018 Книга класс, как и вся серия Кастанеды.
По комам сразу видно людей, кто плачет и кроме этого найти сил в себе не может и кто способен понять, что любые слова должны быть закреплены действиями. Все просто делание практик это образ жизни, это работа над собой. Зеланда сравнивать смысла нет, уровень его пониже будет. Говорит он о том же самом вот только практик не приводит.

Юлиана / 2.01.2018 Согласна с отзывом ita.
После прочтения книги ощущение тошноты и болота. Да, там есть много хороших вещей, но про ту же свободу я лучше прочитаю у того же Вадима Зеланда. При всем своем уважении к другим точкам зрения - я не могу ее принять, отдает каким-то сектантством. Извините, если кого обидела, просто ощущение преотвратное.

oroa / 28.04.2017 Книга написана искренне. Иногда даже чрезмерно. Становится понятно, что такие нелестные подробности из своей биографии не напишет обычный человек с чувством собственной важности. В самом начале, мне казалось, что сюжет скопирован из первой книги К. Кастанеды. Также ее заманивает учитель к себе, околдовывает взглядом. Мне казалось, что это будет чистейшая копия книг Кастанеды. Но это оказалось не совсем так.

ita / 2.03.2017 Предположим, все события - правда. Офигеваю от мастерства сектантов и самого Дона Карлоса. Господин Виссарион и иже с ними нервно курят в сторонке... Теперь по пунктам.
1. Тайга поехала домой к незнакомому человеку. Все, сектанты увидели, что жертча виктимна и полностью на крючке. Это ж какой дурой надо быть.
2. Никто не будет на тебя тратиться просто так. Она живет чужом доме больше года.
3. Клара её дико ревнует к гуру.
4 Они ведут себя как любовники.
5. Тайге постоянно внушается мысль о греховности секса (ага, только с гуру).
6. Идеи о ненужности мирских привязанностей (классика жанра) - чтобы родственники и знакомые дуру не искали.
7. Практика воспоминания и очень настойчивый контроль за исполнением - надо ведь знать о мыслях жертвы.
8. Самый ахтунг - откуда новые знакомые знают о старике, избившем метлой, она им не рассказывала. Вывод - подкормили какими-то веществами и разболтала в беспамятстве. Не дошло.
8. Жертва уверена, что божественное провидение им подсказало.
9. Проверка - не соскочила ли жертва - показать чужие половые органы.
10. Предыдущие "сенсеи" смылись с горизонта - чтобы жертву не раздражать, и чтобы не соскочила.
11. Дальше с ней все ясно.
Сектантов там много, Кастанеда - тот молодой "сенсей", видимо. Обратите внимание на количество мужчин и женщин в "тусовке" - видимо, у каждого "сенсея" 2-3 "наложницы". И самое шикарное. Итог жизни- самоубийство и обглоданные кости. Учение Кастанеды относится к нью-эйдж. Каким образом тут Лариса Ренар затесалась? (Практики она тупо стырила). ЛЮДИ, БОЙТЕСЬ СЕКТАНТОВ!!!

еленка / 23.02.2016 только дочитала книгу.и правда очень интересная.читается легко.многое можно принять к сведению.и измениться самой хотя бы в реальной жизни!советую

Настя / 31.12.2015 В книге ошибка. Жаба по испански Сапо, а не Заро. Я понимаю что переводчик знает только английский, с которого и переводил книгу, но сейчас есть онлайн переводчики, неужели так трудно было посмотреть перед тем как печатать книгу.

Гость / 20.06.2015 to Ольгаб это она и есть её первый псевдоним Флоринда Доннер, второй Тайша Абеляр Ж)))

Thekla / 9.06.2015 Хорошая, нужная, искренняя книга. Не длинная! Никаких соплей, никакого самолюбования и прикрас, все четко, на своих местах. Для меня она оказалась, во-первых, подтверждением того, что книги Кастанеды основаны на реальных событиях и существующем учении, хотя она совершенно иная и К там не упоминается. А во-вторых, в ней дано много практических советов о том, как жить, что делать со своим прошлым, куда идти, как раскрывать свой потенциал, даже если ты - не ведьма и тебе никогда ей не стать:). И если у тебя нет ни учителей, ни помощников, которые помогли бы в твоем развитии и ты один на один со своей жизнью и окружающим миром. Будет интересна как женщинам, так и мужчинам, особенно, не может оставить равнодушным тема взаимоотношений полов, представленная в книге, по крайней мере, для меня, в неожиданном свете. Спасибо Тайше!

Ольга / 6.05.2015 Алекс, спасибо за ссылку на фильм. Очень интересный. Только почему же вы увидели там сугубо негативный контекст? По моему, тема подана достаточно корректно и разносторонне, есть над чем поразмышлять.

В любой практике можно найти пользу для себя, а можно ничем не заниматься кроме критики - в этом случае пользы точно не будет.

Маша / 14.03.2014 Любителям КК врядли будет интересно мнение недобросовестных журналистов. Слишком разный уровень. Как моська лает на слона. Те кто не ознакомившись с книгой интересуются сплетнями еще не доросли до этих книг, которые имеют реальную силу. Тайша очень добросовестно и ярко описала свой опыт, который для меня оказался очень полезен. Книга описывает путь женщины, но думаю мужчинам тоже будет интересно, мы ведь все рядом живем и мужчины и женщины.

Алекс / 19.08.2012 Бедная девушка, попала в лапы сектантов.

Советую всем любителям КК посмотреть на YouTube Видио Карлос Кастанеда - Загадка Мага

Aris / 23.03.2012 Да, там есть практики, и перепросмотр, и дыхание и куча еще всего:)