2 августа илья пророк православный. Святой пророк Илья - традиции. Жизнь и чудеса Илии

2 августа по церковному календарю праздник – день памяти пророка Божия Илии – одного из самых любимых и почитаемых святых у нашего народа и у многих славян. Как и всегда, церковные и народные традиции тесно переплелись в Ильин день. Узнайте какие приметы существуют на Илию пророка, что можно и нельзя делать в праздник.

Как и Николай Чудотворец, Илья-пророк принадлежит к любимым и почитаемым в народе святым. Пророк Илья в славянской народной традиции - повелитель грома и молнии, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Христианский Илья-пророк пришел на смену языческому Перуну-Громовержцу. Недаром день Ильи-пророка в народе называют еще и Громобоем, Держателем гроз, Громовержцем, Перуновым днем, Обжинками, Ильей немилостивым, Ильей сердитым, Ильей грозным.

Повелитель грома и молнии Илия представлялся в народных писаниях, скачущим по небесам на огненной колеснице, запряженной четверкой белых коней. Стук копыт – это раскаты грома. А сам Илия – вестник закона Божиего, грозный, но справедливый и щедрый покровитель земледелия и скотоводства, который ленивых и неправедных наказывает ударом молнии, а поля и урожай бьет градом, а трудолюбивых и праведных оберегает и берет под свою защиту, поливает благодатным дождем посевы.

В IX веке до нашей эры в иудейском городе Фисвы в родился мальчик, которого назвали Илия. Когда младенец рождался, его отцу пришло видение о том, что его новорожденного сына кормили огнем сами архангелы и заворачивали в огненные пеленки. Это видение оказалось пророческим.

Согласно писаниям, Илия был взят живым на небо, вознесся на огненной колеснице, чтобы перед вторым пришествием Христа вернуться на землю и три раза объехать свет, предупреждая людей о Страшном Суде.

Как описывают традиции украинского народа - Илия скачет по небу на золотой (огненной) колеснице. Солнце - колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь - дорога, по которой ездит пророк, на запряженной крылатыми резвыми конями колеснице, от топота копыт которых происходит гром. Зимой грозы и грома не бывает, потому что Илья пересаживается на сани.

Илья Громовержец наделен огромной силой, и она столь велика, что ее приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень, а на правую руку надел оковы.

Приметы и традиции на Илию пророка

Верующие люди на Илию идут в церковь и просят в молитвах о благополучии в семье, мире, здоровье близких, несут семена для освящения на будущий урожай.

Раньше на Илию было принято устраивать ярмарки, а также братчину – общинные обеды, на которые приносили яства и напитки от каждого дома, угощались сами, угощали путников, странствующих, бедных, нуждающихся. Такие трапезы заканчивались гуляниями, играми, хороводами, песнями.

Люди верили, что в день Илии вся нечистая сила спасается от огненного наказания святого и превращается в различных зверей и рыб, в том числе и домашних питомцев. Поэтому люди на Илию не выпускали из дому домашних собак и кошек, чтобы в них не вселился злой дух.

День пророка Илии – один из почитаемых в народе праздников, однако особых значительных обрядов в этот день не совершалось, не смотря на то, что с Илией связано множество верований, мифологических легенд, календарных и хозяйственных примет и запретов.

Готовились к празднику за несколько дней – защищали свои дома от злых духов, нечисти, пекли особое обрядовое печенье и хлебцы - колобки, прекращали любые работы в поле и по хозяйству.

В праздник существует запрет на любой вид работы, говорят, что ничего не будет спориться, все будет валиться из рук, и толку все равно не будет, а сама работа может рассердить святого, который накажет того, кто неуважительно относится к его празднику.

На Илию можно наблюдать за изменениями в природе– появляются первые признаки осени, изменяется поведение зверей и птиц, изменяется погода.

Ночи на Илию называют «воробьиными» и «рябиновыми» - если всю ночь идут дожди, громыхает гром и сверкают молнии, воробьи всю ночь не знают покоя, пугаются грома.

Во время грозы закрывали плотно двери и окна, зажигали лампадку или свечу (четверговую или крещенскую) перед иконой и молились Илие пророку, чтобы тот уберег« от стрелы летучей, от трясучего грома» .

В этот день старались как можно дальше держаться от воды – не купаться, не стирать. В народе приметили, что обычно на праздник выпадает ненастный день, с грозами, ливнями, ветром, а вода в водоемах становится очень холодной и купаться в ней нельзя. О том, почему нельзя купаться, существует множество суеверий. Говорят, вода от того холодная, что в нее упала подкова лошади из колесницы Илии. Где-то считалось, что водоемы сам черт или водяной осквернил. Некоторые верили, что Илья бросил в воду кусочек льда. Тому, кто нарушит запрет придется не сладко, боялись утонуть или сильно заболеть, после верили, что после купания появлялись на теле нарывы и язвы. Считалось, что в водоемы на Илию возвращались черти, русалки, которые со Дня Ивана Купала обитали на берегу, а в Ильин день их настигали молнии Громовержца и они прятались в воде, вот обозленная нечистая сила и утаскивала на дно тех, кто решил искупаться.

Пословицы и поговорки на Илию



Илья лето кончает
На Илью до обеда - лето, после обеда - осень
До Ильи мужик купается, а с Ильи с водой прощается
До Ильи поп дождя не умолит, после Ильина дня баба фартуком нагонит
Петр и Павел час убавил а Илья пророк два уволок.
Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год.
До Ильина дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина дня и на пустоши роса не обсыхает
На Илью до обеда лето а после обеда осень

С Ильина Дня ночь становится длиннее.

2 августа Православная церковь почитает память библейского пророка Илии, проживавшего в Израиле в IX веке до н. э. Жил святой во времена правления нечестивого царя Ахавы. Это был тяжелый период в истории израильского народа. Жена правителя была язычницей. Ахава находился полностью под её влиянием. Он преследовал и убивал ревностных сторонников религии, а в стране насаждал культ поклонения языческим богам – Астарте, Ваалу и Молоху.

Однажды к Ахаву пришел Илия, который был родом из Фесвы и с юных лет вел в пустыни подвижническую жизнь. Пророк был одет в простую одежду отшельника и перепоясан веревкой. Он гневно упрекал правителя в отступлении от истинного Бога и предсказал, что за это его народ постигнет засуха и голод. После этих слов Илия удалился из столицы и, опасаясь мести Ахавы, скрылся в горах за Иорданом. Хотя места там были пустынные, пророк не голодал. Дважды в день вороны приносили ему мясо и хлеб, а воду он брал из потока.

Когда наступила засуха, поток высох. Тогда Илия, по Божьему велению, переселился в языческий город Сарепту, где его приютила в своём доме одна бедная вдова. Вскоре у вдовы тяжело заболел сын, который позже скончался. Тогда Илия взял тело мальчика, отнес в свою комнату и положил на постель. Он пламенно молился Богу, прося подарить ребенку жизнь. Молитва была услышана и отрок ожил.

Позже Илия опять вернулся в царство Израильское, по Божьей воле он избрал себе ученика в лице Елисея. Пророк повторно обратился к царю и предложил ему испытать, кто является истинным Богом. Для этого на горе Кармил собрали народ и жрецов Ваала. Первыми жертву приносили своему богу жрецы. Они поместили на жертвенник тельца и начали молиться Ваалу, чтобы он услышал их и подал знак, но у них ничего не вышло.

В полдень наступило время вечернего жертвоприношения, тогда Илия построил из 12 камней жертвенник, вырыл возле него канаву, сложил дрова и разрезал своего тельца. Он велел лить воду на жертвенник. Когда канава была переполнена водой, Илия начал молиться. Господь услышал его молитву и с неба сошел огонь, который поглотил не только тельца, но и камни с водой. После этого небо затянулось тучами, и пошел долгожданный дождь.

По легенде, Илия был взят на небо живым. С неба явилась огненная колесница, запряженная огненными лошадьми. На этой колеснице святой в вихре понесся на Небо. Это библейское повествование о вознесении на небо породило представления, что пророк должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа.

Отмечать Ильин день начали ещё в древней Византии. Позже этот обычай переняли на Руси, после того, как князь Владимир принял крещение.

Ильин день: приметы и поверья

Ильин день является последним летним праздником. Культ пророка Илии соединился на Руси с дохристианскими верованиями и получил народный характер. Святому приписывалась власть над громом, грозой, молнией, ветром и дождем, как Перуну-громовержцу. Существовало поверье, что гром появляется от стука по небесной дороге колесницы, на которой едет пророк-Илия. Поэтому день памяти пророка называют «громовым праздником».

Предания приписывают пророку происхождение родников и ручьев, не замерзающих зимой. В народе верили, что появились они от удара огненных стрел Илии о камень. Над этими святыми источниками устанавливали часовни с иконами Божьей Матери и святого Илии. Вода в них считалась целебной.

По народным поверьям, пророк Илья является покровителем грома. В Ильин день не стоит работать в поле, потому что может убить молнией.

В это время ночи увеличиваются, а день идет на убыль, становится холоднее. Это позволяло нашим предкам лучше отдохнуть. В народе говорили: «С Ильина дня работники высыпаются, а лошади наедаются» . Считалось, что Илья лето заканчивает. После этого дня начинают желтеть листья на деревьях, а трава перестает расти.

После Ильина дня меняется поведение птиц и насекомых:

  • мухи до 2 августа кусаются, а после – запасаются;
  • перестают кусаться комары;
  • комары и пауки с Ильина дня пропадают;
  • до этой даты грачи поодиночке летают, а после Ильи – в стаи собираются.

С этим днем связано немало примет:

  • чтобы избавиться от сглаза, нужно умыться ильинским дождем;
  • на Ильин день до обеда ещё лето, а после обеда – осень;
  • в Ильин день волчьи норы открываются;
  • с этой даты обычно начинается сезон дождей;
  • нечистая сила на Илью, боясь огненных стрел пророка, превращалась в разных животных – лисиц, зайцев, кошек, собак и др.

В этот день старайтесь реже смотреть в зеркало. Особенно это предупреждение касается пожилых и больных людей. Дело в том, что 2 августа, как и в день усиливается влияние зазеркалья, т.е. зеркало может вытягивать жизненную силу смотрящего в него человека.

Человек, рождённый 2 августа, сможет находить подземные клады и отводить нечистую силу. В качестве талисмана ему подходит янтарь.

Ильин день: почему нельзя купаться?

Многие слышали, что в Ильин день и после него купаться нельзя. Даже есть поговорка на этот счет: «До Ильи мужик купается, а после – с рекой прощается ». Считалось, что за неделю до праздника и после него купаться опасно, т. к. водяной или русалка могут утянуть в воду.

По другой версии, в свой праздник пророк выезжает на небесную дорогу в огненной колеснице, а один из его коней теряет подкову. Подкова, попадая в водоем, делает в нём воду ледяной.

Существует и третья версия, купаться в водоемах после Ильина дня нельзя, так как вода в них осквернена чертом, выкупавшимся в ней (в местных поверьях черт соотносился с водяным).

Видео: святой пророк Илия

У любого крещеного человека есть святой-покровитель. Им является тот, чье имя носишь. Таким образом, у православного христианина помимо Дня рождения имеется еще и День ангела, в простонародье – именины. Православная церковь считает второй праздник более значимым для души, ведь в этот день небесный покровитель слышит своего подопечного лучше, чем когда бы то ни было. Вдвойне повезло тем, кто назван в честь великих святых: Николая Мирликийского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и пр. Сюда же относится и Илья-пророк. Его праздник отмечают в христианском мире ежегодно 2 августа.


История даты

– так чаще называют день памяти величайшего из пророков , служащих единому Богу. Он почитается не только христианами, но и представителями мусульманства, а также иудаизма. Согласно еврейской религии, пророк Илия спустится на грешную землю перед концом времен, а конкретнее – перед вторым пришествием Иисуса Христа. Это имя упоминается в священной книге исповедующих ислам – Коране, причем с уважением. В переводе с иврита оно означает «крепость Божья». И действительно, считается, что именно величайший из пророков подобно нерушимой стене охраняет исполнение Божьих заповедей и человеческих законов. Этот святой суров, но справедлив. Несдобровать тому, на кого прогневается – образ Илии представлен, как разъезжающий на охваченной огнем колеснице, издающей невероятный грохот. Вы, конечно, уже догадались, в каких природных явлениях воплотились мощь и сила святого: это гром и молния. Не зря ведь Илье-пророку христиане испокон веков молятся о ниспослании дождя во время засухи и, наоборот, о прекращении затяжных ливней. И помощь приходит незамедлительно, если в сердце есть вера.


Невозможно не провести некую ассоциативную линию, соединяющую пророка Илию с языческим славянским богом Перуном. Этот бог-громовержец, точно так же в верованиях наших далеких предков носился по небесам в огненной колеснице и выполнял те же самые функции, что и христианский святой. Перун считался богом-воином, его оружие – молнии – защищали от любого зла. Страж небес пользовался большим уважением не только среди славянских язычников, но и у индоевропейских народов. Даже имя восточного аналога походит слегка на таковое отечественного – Парджанья.


С приходом на Русь христианской религии церковь сделала все возможное, чтобы выбить поскорее из мыслей народа языческие убеждения. С данной целью славянские праздники были полностью замещены христианскими. Так и 2 августа – Перунов день - превратился в Ильин. Это привело к тому, что два образа тесно переплелись и срослись в один.


Жизнь и чудеса Илии

Святой Илия появился на свет за 900 лет до Рождества Христова , то есть до наступления нашей эры. Произошло это в Фесвии Галаадской. Отец будущего пророка перед рождением сына увидел сон, в котором младенец был окружен благообразными старцами, кормившими и пеленавшими его пламенем огня. В этом видении явно содержалось пророчество чудесного будущего потомка.

С юных лет Илия верил в единого Бога, проводил дни в посте и смиренных молитвах. Он был образцом благочестия и удалился от мира, от людей в пустыню. Однажды Господь явил Илие свою волю: тот должен был пойти в царство Израильское, к царю Ахаве, исповедавшему язычество, и повлиять на правителя, дабы не губил ни себя, ни народ, уверовал в настоящего Бога, иначе в наказание всех идолопоклонников настигнет страшный голод. Илия в точности выполнил поручение, однако Ахива проигнорировал речи пророка.


Все случилось, как и предсказывал Илия. Тогда святой удалился в пустыню, но от голода не погиб – пищу ему приносили птицы, а чуть позже пророка приютила в одном городе вдова. Спустя несколько лет снова пошел Илия в Ахиве и предложил устроить проверку богу языческому и Богу христианскому: соорудить жертвенники каждому и молитвами попытаться вызвать огонь с небес. На какой жертвенник сойдет пламя – тот и есть Бог истинный. Чудо случилось с жертвенником Бога, которому молился Илия. В итоге язычники уверовали, а жрецы, исполнявшие обряд в честь идола, по велению пророка были убиты.

Много чудес происходило по просьбам Илии, обращенным к небесам. Например, вдову, что пригрела его во время голода у себя дома и не пожалела последних муки и масла, он отблагодарил тем, что эти продукты стали неиссякаемыми, а сына бедной женщины воскресил из мертвых. По молитвам пророка, обращенным к Господу. расступились воды Иордана – это очень яркий библейский эпизод, о котором, наверняка, многие, слышали. И еще очень много можно привести таких примеров.

Настало, в конце концов, время, когда возобновились на Илию гонения со стороны язычников. Пророк не боялся смерти, но должен был оставить после себя человека, которому мог бы передать свой дар, свои знания. Господь смиловался над ревнителем веры и указал ему на преемника – Елисея. Этот мужчина, будучи учеником великого святого, видел восхождение Илии на небо по воле Божьей. То был единственный случай в Новом Завете, когда святого взяли на небеса живым – подобное было только с Енохом до рождения Христова.

Народные приметы

С Днем памяти святого Илии, как и любым другим христианским праздником, связано множество суеверий: ну, не может народ до конца избавиться от языческих привычек. Самая главная примета известна всем от мала до велика и звучит следующим образом: «Пришел Илья – наделал гнилья». Это означает, что после 2 августа купаться в водоемах нельзя. Объяснение тому простое: воды рек и прудов «зацветают» благодаря размножению водорослей, тем более начинается сезон дождей и холодных ночей.

Поговорка «на Ильин день и камень прозябнет» говорит о том, что со 2 августа утра становятся холодными. Есть мнение, будто день памяти пророка – некая грань, миновав которую ночи становятся длиннее. Это нашло отражение в пословице «с Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются». «Илья-пророк – косьбе срок» означает, что наступает период сенокоса, иначе дожди все зальют и погубят урожай. Тот же смысл у поговорки: «Ильин день зажинает».


В праздник Илии-пророка нельзя работать, труд считается великим грехом , потому что День памяти святого является очень важной религиозной христианской датой. Об этом говорят и пословицы: «На Ильин день снопов не мечут – спалит грозой», «На Илью грех возить сено – Илья сожжет его». В этот праздник о дальнейшей погоде судят по грому. Если гром гулкий – будет ливень, если глухой, то тихий дождь. Долгий гром обещает осадки, непродолжительный - большое ненастье.

Народный православный праздник Ильин день имеет свои приметы, традиции и обычаи. В этот день сочетаются и языческие обряды, и церковные.

У людей с древних времен сохранилось множество примет, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Приметы

На Ильин День обязательно просили хорошей погоды и богатого урожая. Если долго не было дождя - у Ильи просили обильные осадки, если осадков выпало слишком много, то просили немного солнца и даже небольшой засухи.

На Илью молятся и просят о благополучии в доме. А если кто-то из родственников или друзей болеет, то просят здоровья для этого человека.

В Церкви на службах читаются божественные литургии, а также устраивается крестный ход. Огородники приносят в церковь семена, чтобы освятить их и положить начало будущего хорошего урожая.

В каждом доме принято устраивать большую трапезу. За длинным столом собираются соседи, родственники, друзья, а нередко воссоединялось и несколько сел. Хозяйки пекут круглые лепешки, тушат баранину и свинину, пекут хлеб. На Ильин День уделяют внимание бездомным людям и тем, кто нуждается в еде или деньгах.

Если в этот день выпало много дождя, значит в текущем году будет немного пожаров.

Если слышался очень сильный гром, значит в течение года будут частые головные боли.

С Ильина Дня ночь становится длиннее.

На Илью очень сильно менялась погода. Так, утром может быть лето, а уже после обеда начаться золотая дождливая осень.

В этот день прислушивались к грому, если он глухой - то жди дождь, если звонкий, то будет ливень.

На Ильин день нельзя формировать стог, считалось, что его спалит пожар.

С Ильина Дня можно было собирать горох.

На Ильин День делали заговоры на семена - тогда и урожай на следующий год будет качественным и объемным.

Традиции

Одной из самых известных и важных традиций является то, что нельзя было купаться в водоемах. А если на улице шел дождь, то никто не выходил из дома. Эта традиция связана больше с языческими временами. По поверью в воду проникает всякая нечистая сила, поэтому попадать под нее или погружаться в водоемы нельзя было. Иначе скот может не пережить год, а хозяин останется без урожая и пропитания. Вообще с этого дня считалось, что водоемы уже будут холодными и никто больше в них купаться не должен.

Несмотря на то, что в этот день не принято работать, все же 2 августа, если не было дождя, а бывало это редко, заготавливали различные травы и растения: бессмертник, василек, душицу, календулу, кориандр, малину, овес, ромашку и другие.

Обычаи

Во всех преданиях описывалось, что Илья-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. По верованию людей, вся нечистая сила спасается от его молниеносных стрел, превращаясь не только в диких зверей (зайцев, лисиц) и пресмыкающихся, но и в домашних: собак, кошек и прочих.

Потому-то 2 августа появился обычай не выпускать на улицу собак и кошек и не впускать домашних любимцев, чтобы духи тьмы, нашедшие укрытие в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилище, и в дом не попала молния, предназначенная для них.

Крестьяне доставали ружья, чтобы дать отпор нечистой силе вселившейся в волков, лис и других зверей.

Рыболовы в этот день выбрасывали пойманную во время грозы рыбу с красными глазами, веря, что в ней нашли временное пристанище черти.

Обряды

Во время грозы запрещалось находиться под деревом, под сосной с 2-мя верхушками, бегать по улице, громко говорить, петь, кричать, стрелять. Бабушки учили внуков при грозе плотно закрывать двери, занавешивать окна, перед иконой зажигать или лампадку, или свечу (крещенскую или четверговую); перекрестить себя и все вокруг, умоляя Илью-пророка избавить их семью от трясучего грома, от летучей стрелы.

На голове при этом охранительном обряде обязательно должен был быть платок. Чтобы сохранить от молнии свои жилища и дворы, поля, скот, крестьяне окуривали всё ладаном в вечернее время перед днем Ильи.

*** Пророка Божия Илии Фесвитянина (IX в. до Р. Х.). Преставление преподобного Авраамия Галичского, Чухломского (1375). Преподобномученика Афанасия Брестского (обретение и перенесение мощей, 1649).
Праведного Аарона первосвященника (XVI в. до Р. Х.). Преподобных Кассиана, игумена обители святого Саввы Освященного; Леонтия Стромынского (XIV); Саввы Стромынского (1392). Священномучеников Константина и Николая пресвитеров (1918); священномучеников Александра (Ахангельского), Георгия (Никитина), Иоанна (Стеблина-Каменского), Сергия (Гортинского) и Феодора (Яковлева) пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова) архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова) иеромонахов и мучеников Евфимия (Гребенщикова) и Петра (Вязникова) Воронежских (1930). Икон Божией Матери Галичской-Чухломской "Умиление" (1350); Абалацкой "Знамение" (1637).

Пророк Илия

Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Илия был ревностным служителем Единого Бога и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Он был человек с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии. Вот почему так чтил его народ еврейский, и в Православной Церкви, Греческой и нашей Русской, день его памяти празднуется наравне с великими праздниками. Св. пророк Илия был родом из города Фесвы. Во время рождения его отец видел мужей, которые беседовали с ним, повивали его огнем и давали ему есть огненный пламень. Илия с малых лет посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Подле Илии собрались ученики, которых он учил закону Божию и доброй жизни. Живя в пустыне, святой пророк следил за образом действий своих соотечественников, молился за царя и его род. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много знамений, чтобы вразумить нечестивого царя и поддавшийся ему народ. Но когда, с воцарением Ахава, вера в Иегову стала упадать и нечестие усиливаться в царстве Израильском, тогда он вышел на свое пророческое служение. Явившись к Ахаву, Илия предсказал трехлетнюю засуху и голод за его нечестие; молитвой свел с неба огонь на жертву, чтобы доказать, что истинный Бог есть Тот, Которому он кланяется; во время голода прокормил целую семью горстью муки и малым количеством масла; воскресил единственного сына сарептской вдовы; беседовал с Богом на горе Хорив и живым был взят на небо в огненной колеснице с огненными конями. Св. пророк Илия учил и пророчествовал устно, как и его ученик Елисей, и не оставил писаний. Жил за девять столетий до Рождества Христова. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 гл. и 4Цар. 1-3). Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Преподобный Авраамий Галицкий

Преподобный Авраамий Галицкий был пострижен св. Сергием Радонежским и первое время подвизался в его обители. Укрепившись в духовной жизни, для больших подвигов, с благословения своего святого игумена, удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь явилась ему икона Пресвятой Богородицы. Во время молитвы он услышал голос с горы, около которой подвизался: «Авраамий, взойди на гору, там икона Богородицы». Святой взошел и взял икону в свою келью. Но недолго подвизался он здесь в уединении: о нем узнали соседние жители, а затем и сам князь Галицкий Димитрий. Благочестивый князь просил Авраамия посетить Галич с явленной ему иконой, и Авраамий исполнил желание князя. Князь и народ с крестным ходом встретили икону, и многие больные получили исцеление от нее. После этого князь дал преподобному средства на месте явления иконы устроить обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Подвизаясь в своей обители, св. Авраамий сделал много полезного для жившего в окрестностях чудского племени. Это племя уже было просвещено христианской верой, но держалось некоторых языческих обычаев, особенно верило чародейству. Св. Авраамий убедил их оставить суеверия, и ему особенно помогли в этом исцеления, происходившие от явленной ему иконы. Обустроив обитель, св. Авраамий вместо себя назначил настоятелем своего ученика и тайно удалился в пустыню, за 30 верст от обители. Но здесь нашли его некоторые из братии. Святой оставил их при себе и тут основал новую обитель. Скоро и отсюда удалился св. Авраамий за 70 верст от Галича, на берег Чухломского озера, и здесь основал Покровскую обитель. В этой обители и скончался он в 1375 г. в глубокой старости. Здесь почивают под спудом и святые его мощи.

Абалацкая Знаменская икона Богородицы

Абалацкая Знаменская икона Богородицы явилась в 1637 г. в селе Абалацком Тобольской епархии. Благочестивая вдова Мария не раз видела во сне образ Знамения Богородицы с изображениями святителя Николая и Марии Египетской по сторонам, и при этом слышала голос: «Мария, объяви видение народу и скажи, чтобы построили в Абалацком селе новую церковь во имя Знамения, с приделами святителя Николая и Марии Египетской». Мария рассказала о видении, и началось строительство церкви. Когда же строилась церковь, то к одному больному крестьянину по имени Евфимий пришел некий богобоязненный нищий Павел и сказал, чтобы он написал храмовый образ для строящейся церкви и обещал ему выздоровление. Икона была заказана, и Евфимий выздоровел. В 1783 г. Абалацкое село обращено в монастырь. Абалацкую икону особенно чтут в Сибири и в губерниях, соседних с Сибирью. Ежегодно в июне месяце на две недели приносят ее из Абалацка в Тобольск. Икона эта отличается от обыкновенной иконы Знамения (27 ноября) тем, что на ней изображены с правой стороны Богоматери - святитель Николай, а с левой - Мария Египетская.