Тема научной стажировки для магистрантов. Отчет магистранта о международной практике. Место научно-исследовательской практики

Магистрант Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова в Шымкенте, представившийся Багдаулетом (большинство собеседников просили не указывать их фамилии), планировал поехать по академической программе мобильности в Польшу для проведения исследований по теме научной работы. Магистрант говорит, что руководство университета сообщило, что студенты поедут не в страны Европы, а в Россию.

Мы планировали ехать в Европу. Но теперь для прохождения обязательной двухнедельной стажировки нас отправляют в Петербург. Денег мало. Сказали, что выделят по 100–120 тысяч тенге (266–320 долларов США. - Ред.). Стоимость билета - 80 тысяч тенге, оставшихся денег на гостиницу и обучение не хватит. Прежде выдавали по 300 тысяч тенге, - говорит магистрант из Шымкента.

«НА 300 ТЫСЯЧ ТЕНГЕ ПОЕХАТЬ В США НЕВОЗМОЖНО»

В Казахстане также немало студентов, которые и вовсе не могут поехать за границу для прохождения двухнедельной стажировки. Магистрантка Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Гульжан Серик - одна из них. По словам Гульжан, когда она стала готовиться к поездке и собирать необходимые для выезда за границу документы, руководство университета сообщило, что в этом году в зарубежную командировку магистранты не поедут.

По закону, за две недели зарубежной стажировки мы должны собрать материал для своей диссертации. Для этого государство должно выделить 300 тысяч тенге, - возмущается Гульжан Серик.

Студентка говорит, что написала на блог министра образования и науки о проблемах с поездкой на научную стажировку за рубеж и ей ответили, что индивидуальный план работы магистранта предусматривает обязательное прохождение зарубежной научной стажировки и что расходы магистрантов, обучающихся на основе государственного образовательного гранта, покрываются за счет бюджета.

Студент Казахского национального университета имени аль-Фараби в Алматы, по имени Алмасбек, говорит, что планировал поехать на стажировку в США, но отказался в связи с нехваткой финансов.

На 300 тысяч тенге (по нынешнему курсу 800 долларов США. - Ред) поехать в США невозможно. Стоимость билета составит 350 тысяч тенге. Поэтому поеду туда, куда направит университет, - говорит студент.

Некоторые студенты в этом году всё же успели пройти двухнедельную зарубежную стажировку в странах Европы. Например, магистранты Казахского национального технического университета имени Каныша Сатпаева в Алматы и Евразийского национального университета имени Льва Гумилева в Астане во время зимних каникул съездили на Запад по академической программе мобильности.

«В СВЯЗИ С ФИНАНСОВЫМИ ТРУДНОСТЯМИ»

Азаттык обратился в университеты, чтобы выяснить, как решается вопрос с двухнедельными зарубежными научными стажировками.

Сотрудница отдела международных связей Южно-Казахстанского государственного университета имени Мухтара Ауэзова, представившаяся Аридой, говорит, что «в связи с финансовыми трудностями магистранты для прохождения двухнедельной стажировки поедут в страны ближнего зарубежья».

Руководитель учебно-методического отдела Международного казахско-турецкого университета в Туркестане Берик Ахметов сообщил, что университет не будет выделять деньги на поездку, магистранты за границу могут поехать за собственный счет.

Не пожелавший представиться сотрудник Казахского национального университета имени аль-Фараби кратко ответил, что в вузе ждут поступления средств из министерства.

В соответствии с академической программой мобильности, студенты высших учебных заведений, обучающиеся на основе государственного образовательного гранта, в рамках проведения научно-исследовательских работ обязаны пройти стажировку в учебных или научно-исследовательских заведениях Казахстана или зарубежья. По завершении двухнедельной зарубежной стажировки студенты должны предоставить отчет о расходах и включить собранные ими сведения в свои диссертационные работы. На зарубежную поездку одного студента выделяется из бюджета 300 тысяч тенге. Однако большинство побывавших за рубежом студентов часто говорят, что выделенных денег хватает лишь на авиабилеты и оплату гостиницы, другие расходы они покрывают за счет собственных средств.

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.


КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

«» 2018 г.
ОТЧЕТ ПО НАУЧНОЙ СТАЖИРОВКЕ

МАГИСТРАНТА МАТАЕВОЙ Г.Г.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

6М070300 – «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Руководитель УПО ________ Л .М. Султанова
Научный руководитель ________ В.В. Яворский

Караганда 2018

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

о прохождении стажировки магистранта
Магистрант I курса Матаева Галина Геннадьевна

Специальность 6М070300 «Информационные системы»
Научный руководитель __________ Яворский В.В.

(фамилия, имя, отчество)

к.т.н., пофессор ИВС

(ученая степень, ученое звание, должность, кафедра)

Место прохождения стажировки Чешский Технический Университет в Праге, Чешская Республика я

(университет, страна)

Сроки стажировки с «02» апреля по «16» апреля 2018 г.
Количество дней: 10 дней

Цели стажировки
Была пройдена научно-практическая зарубежная стажировка на тему «Информационные системы» в г.Прага, Чешская Республика в период с 3 апреля по 16 апреля 2018 г. Принимающая сторона – Чешский технический университет.

Целью зарубежной стажировки является:

Консультации с профессорско-преподавательским составом университета по теме магистерского проекта «Оптимизация работы общественного транспорта посредством автоматизированной информационной системы»;

Работа в библиотеке, работа с библиотечным фондом университета по магистерской диссертации;

Знакомство с современными технологиями обучения, используемыми в Чешском техническом университете.

План научной стажировки

03.04.2018 Знакомство с факультетом , читальным залом и залом электронных ресурсов университета.

Введение
Главная задача международной стажировки по программе обучения магистратуры – обмен опытом и знаниями между учебными заведениями и студентами. Получение новых точек зрения на исследуемые научные задачи, поставленные в магистерском проекте, позволяет расширить область охвата исследуемой задачи.

Международная стажировка также позволяет сравнить дидактическую, организационную работу, ведущуюся в учебных заведениях, уровень технической оснащённости кафедр, а также уровень профессионализма преподавательского состава.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный , машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление , структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Чешский технический университет (České vysoké učení technické v Praze) входит в глобальный рейтинг лучших университетов мира, по данным QS World University Rankings и занимает лидирующие места по ряду специальностей в Чешской Республике в традиционном ежегодном рейтинге лучших университетов страны.

Это подтверждают и партнёры ČVUT, среди которых множество известных в научном сообществе институтов и лабораторий. Например, кафедра математики факультета ядерной физики и инженерии сотрудничает с Йельским университетом (Yale University a Reservoir Engineering Research Institute), а кафедра физической электроники – с Европейским космическим агентством ESA и Центром космических полётов им. Годдарда (лаборатория NASA).

Факультет информационных технологий Чешского технического университета (ФИТ ЧТУ ) был основан 1 июля 2009года и является восьмым факультетом ЧТУ . Его первым деканом стал профессор. Ing Pavel Tvrdík , CSc , в 2013 году был переизбран.

Предлагает обучение в различных областях информатики, от теоретической информатики к проектированию цифровых систем или сайтов и мультимедиа. Выпускники используются в основном как программисты, аналитики и архитекторы информационных систем, или постах нижнего и среднего звена в ИТ-компаниях и ИТ отделах. Также могут работать в фундаментальных и прикладных исследованиях.

Факультет в свои первые дни (с 5. августа 2009 года) обосновался в здании общежития Масарика ЧТУ , который до тех пор сдавался в аренду CSA . С мая 2011 года факультет занимает новое здание ЧТУ совместно с Факультетом архитектуры. В этом здании факультет использует все четыре лекционных зала и 3. этаж здания, где находится деканат факультета вместе с несколькими компьютерными и семинарскими классами. Кафедры, начиная с июня 2011 года занимают 9.-14. этажи в соседнем здании А, которое с новым зданием связано проходом. Остальную часть здания А использует Факультет строительства . Факультет с момента своего создания использует также Ballingův зал и один компьютерный класс в Национальной технической библиотеке .

Специальности:


  • Безопасность и информационные технологии

  • Информатика

  • Informatics (информатика) на английском

  • Информационные системы и управление

  • Дизайн и программирование встраиваемых систем

  • Компьютерная безопасность

  • Компьютерная инженерия

  • Компьютерные системы и сети

  • Системное программирование

  • Теоретическая информатика

  • Сайт и мультимедиа

  • Инженерия программного обеспечения и сайтов

  • Инженер знаний

В первый день нас ознакомили с университетом. Рассказали историю университета. Познакомились с кафедрой и научным руководителем. Прослушали презентацию о Чешском техническом университет и о факультете «Факультет информационных технологий» ЧВУТ.

Рассказали, что основным достоянием университета является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Сегодня в университете проводится обучение по 115 программам по 419 специальностям. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

Рисунок 1.

03.04.2018 Экскурсия по университету ЧВУТ.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный, машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление, структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Рисунок 2.
04.04.2018 Лекционное занятие.Ассемблер.

Обсуждение с руководителем плана проведения практических научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Была произведена личная беседа с заместителем декана по внешним связям факультета «Факультет информационных технологий» Колаш Йозефом по плану проведения экспериментальных научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Был разработан план занятий , который включал в себя лекции и практические занятия по компьютерному моделированию и автоматизированному проектированию.

Начало изучения и сбора материалов по диссертационной работе. Исследования по тематике диссертационной работы.

В ходе прохождения научной стажировки мы изучали использование языка программирования Ассеммблер (от англ. Assembler - сборщик). Это компилятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Как и сам язык ассемблеры, как правило, специфичны для конкретной архитектуры, операционной системы и варианта синтаксиса языка. Вместе с тем существуют мультиплатформенные или вовсе универсальные (точнее, ограниченно-универсальные, потому что на языке низкого уровня нельзя написать аппаратно-независимые программы) ассемблеры, которые могут работать на разных платформах и операционных системах. Среди последних можно также выделить группу кросс-ассемблеров, способных собирать машинный код и исполняемые модули (файлы) для других архитектур и ОС.

05.04.2018 Лабораторное занятие.Ассемблер.

Язык ассемблера – это символическое представление машинного языка. Ассемблер позволяет писать короткие и быстрые программы. Однако этот процесс чрезвычайно трудоёмкий. Для написания максимально эффективной программы необходимо хорошее знание особенностей команд языка ассемблера, внимание и аккуратность. Поэтому реально на языке ассемблера пишутся в основном программы, которые должны обеспечить эффективную работу с аппаратной частью. Также на языке ассемблера пишутся критичные по времени выполнения или расходованию памяти участки программы. Впоследствии они оформляются в виде подпрограмм и совмещаются с кодом на языке высокого уровня.

Регистры -это специальные ячейки памяти, расположенные непосредственно в процессоре. Работа с регистрами выполняется намного быстрее, чем с ячейками оперативной памяти, поэтому регистры активно используются как в программах на языке ассемблера, так и компиляторами языков высокого уровня.

Регистры можно разделить на регистры общего назначения , указатель команд , регистр флагов и сегментные регистры .

Названия регистров происходят от их назначения:


  • EAX/AX/AH/AL (accumulator register ) – аккумулятор;

  • EBX/BX/BH/BL (base register ) –регистр базы;

  • ECX/CX/CH/CL (counter register ) – счётчик;

  • EDX/DX/DH/DL (data register ) – регистр данных;

  • ESI/SI (source index register ) – индекс источника;

  • EDI/DI (destination index register ) – индекс приёмника (получателя);

  • ESP/SP (stack pointer register ) – регистр указателя стека.
Флаги состояния (биты 0, 2, 4, 6, 7 и 11) отражают результат выполнения арифметических инструкций, таких как ADD , SUB , MUL , DIV .

  • Флаг переноса CF устанавливается при переносе из старшего значащего бита/заёме в старший значащий бит и показывает наличие переполнения в беззнаковой целочисленной арифметике. Также используется в длинной арифметике.

  • Флаг чётности PF устанавливается, если младший значащий байт результата содержит чётное число единичных битов. Изначально этот флаг был ориентирован на использование в коммуникационных программах: при передаче данных по линиям связи для контроля мог также передаваться бит чётности и инструкции для проверки флага чётности облегчали проверку целостности данных.

  • Вспомогательный флаг переноса AF устанавливается при переносе из бита 3-го результата/заёме в 3-ий бит результата. Этот флаг ориентирован на использование в двоично-десятичной (binary coded decimal, BCD) арифметике.

  • Флаг нуля ZF устанавливается, если результат равен нулю.

  • Флаг знака SF равен значению старшего значащего бита результата , который является знаковым битом в знаковой арифметике.

  • Флаг переполнения OF устанавливается, если целочисленный результат слишком длинный для размещения в целевом операнде (регистре или ячейке памяти). Этот флаг показывает наличие переполнения в знаковой целочисленной арифметике.
06-09.04.2018 Лекционное занятие.Булева алгебра.

На этом уроке изучали Булеву алгебру.Алгебра логики (булева алгебра) - это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними. Алгебра логики позволяет закодировать любые утверждения, истинность или ложность которых нужно доказать, а затем манипулировать ими подобно обычным числам в математике.

Создание алгебры логики в середине ХIХ века в трудах Джорджа Буля представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.

Функция от n переменных называется логической или булевой или переключательной или функцией алгебры логики, если сама функция и любой из ее аргументов могут принимать значения только из множества {0, 1}. Количество функций от n переменных равно 2 в степени n .

Значениям переменной в булевой алгебре соответствуют состояниям элементов микросхем компьютера или любого другого электронного устройства: сигнал присутствует (логическая "1") или сигнал отсутствует (логический "0").

На логических элементах, реализующих булевы функции, строятся логические схемы электронных устройств.

Законы булевой алгебры применяются и в программировании - при написании сложных логических условий и сложных запросов к базе данных. Один пример со скриптом на PHP приведён здесь (это статья о системе многокритериального поиска по сайту с базой данных). Ещё один пример - применение алгебры логики в создании многоуровневого меню сайта , в котором были бы открыты все пункты всех уровней, по которому пролегает путь к конечному открытому пункту меню.

Часто оказывается, что изначально построенное логическое выражение можно упростить, используя аксиомы, теоремы и законы алгебры логики.

Способы описания логических функций

Применяются следующие способы описания логических функций:

  • словесный;

  • табличный;

  • числовой;

  • аналитический;

  • координатный;

  • графический.

Аналитическое представление логических функций

В качестве исходного описания сложных логических функций обычно используется таблица истинности, однако упрощение функций удобнее производить в аналитической форме. При аналитической записи функция алгебры логики представляется либо в виде логической суммы элементарных логических произведений (дизъюнкции элементарных конъюнкций), либо в виде логического произведения элементарных логических сумм (конъюнкции элементарных дизъюнкций). Первая форма записи имеет название дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ), вторая - конъюнктивной нормальной формы (КНФ). В этих названиях термин "нормальная" означает отсутствие общей инверсии (отрицания) над несколькими перемнными сразу.

Дизъюнктивная нормальная форма

.

Конъюнктивная нормальная форма

Аксиомы конъюнкции

Аксиомы дизъюнкции

Аксиомы отрицания

если , то ; если , то .
Теоремы исключения констант

Теоремы идемпотентности (тавтологии, повторения)

для n переменных

Теорема противоречия

Теорема "исключённого третьего"

Теорема двойного отрицания (инволюции)

Законы алгебры логики

Ассоциативный (сочетательный) закон

.

Коммутативный (переместительный) закон

Дистибутивный (распределительный) закон

Законы де Моргана (законы общей инверсии или дуальности)

Закон поглощения (элиминации)

Закон склеивания (исключения)

.

Рисунок 3.

10.04.2018 Лабораторное занятие.Булева алгебра.

На лабораторном занятии мы решали задачи по булевой алгебре. Типовые задачи:

Задача 1. Применяя равносильные преобразования привести булеву функцию к минимальной ДНФ.

Задача 2. Доказать полноту (или неполноту) приведенной системы булевых функций .

Задача 3. Проверить, является ли тавтологией формула:

Задача 4. Построить таблицу истинности и определить выполнимость формулы:
11.04.2018 Лекционное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Рекурсией называется ситуация, когда подпрограмма вызывает сама себя.

Пример рекурсивной процедуры:

procedure Rec(a: integer);

Рассмотрим, что произойдет, если в основной программе поставить вызов, например, вида Rec(3). Ниже представлена блок-схема , показывающая последовательность выполнения операторов.

Рис. 1. Блок схема работы рекурсивной процедуры.

Процедура Rec вызывается с параметром a = 3. В ней содержится вызов процедуры Rec с параметром a = 2. Предыдущий вызов еще не завершился, поэтому можете представить себе, что создается еще одна процедура и до окончания ее работы первая свою работу не заканчивает. Процесс вызова заканчивается, когда параметр a = 0. В этот момент одновременно выполняются 4 экземпляра процедуры. Количество одновременно выполняемых процедур называют глубиной рекурсии.

Четвертая вызванная процедура (Rec(0)) напечатает число 0 и закончит свою работу. После этого управление возвращается к процедуре, которая ее вызвала (Rec(1)) и печатается число 1. И так далее пока не завершатся все процедуры. Результатом исходного вызова будет печать четырех чисел: 0, 1, 2, 3.
12.04.2018 Лабораторное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Для примера сымитируем работу цикла for. Для этого нам потребуется переменная счетчик шагов, которую можно реализовать, например, как параметр процедуры.

procedure LoopImitation(i, n: integer);

{Первый параметр – счетчик шагов, второй параметр – общее количество шагов}

Writeln("Hello N ", i); //Здесь любые инструкции, которые будут повторятся

If i
LoopImitation(i+1, n); //значению n, повторяем инструкции путем вызова

//нового экземпляра процедуры

Результатом вызова вида LoopImitation(1, 10) станет десятикратное выполнение инструкций с изменением счетчика от 1 до 10. В данном случае будет напечатано:

13.04.2018 Работа в Чешской национальной технической библиотеке.

После открытия в библиотеку, получшившую название «Национальная техническая библиотека» (чеш. «Národní technická knihovna», сокр. «NTK») начали переезжать все технические библиотеки, расположенные в Праге. Теперь разрозненные библиотеки различных факультетов тех. университета находятся в одном месте, на станции метро Dejvická.

Кроме того, они постоянно пополняются очень современной и дорогой литературой на различных языках мира. Не нужно приобретать дорогостоящую редкую литературу – ее можно взять здесь практически бесплатно (полугодовой абонемент стоит 50 чешских крон, т.е. 80 руб).

Искали материалы для своего магистрского проекта. Некоторую информацию сделали копию и сохранили.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

16.04.2018 Подведение итогов. Вручение сертификатов.

Рисунок 6.

о научной стажировке магистранта

КарГТУ кафедры ИВС

Матаевой Галины Геннадьевны

Научный руководитель от КарГТУ
к.т.н., профессор Яворский В.В.

Предложения магистранта о совершенствовании организации подготовки бакалавров и магистров

Заключение
В период с 3 по 17 апреля 2018 года была проведена научная стажировка в Чешском техническом университете в Праге (Чешская Республика, г.Прага).

В ходе стажировки была ознакомлена с электронным и каталоговым фондом, библиографическими базами обширной библиотеки университета, получила необходимые консультации у сотрудников университета, а именно у доцента, д.т.н. Колар Йозефа для сбора информации по теме магистерского проекта: «Разработка распределенной системы автоматизации тестирования веб-приложения».

По окончании поездки были вручены сертификаты.

Кафедра статистики

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

для магистрантов, обучающихся по магистерским программам высшего :

080600.68 – «Демография и социальная мобильность населения»,

080600.68 – «Статистика предприятий»,

080600.68 – «Бизнес-статистика»

2009

Программа стажировки рассмотрена и утверждена на заседании кафедры статистики.

Протокол заседания кафедры №3 от 01.01.01 г.

Рецензент: к. э.н., доцент

СОГЛАСОВАНО:

Выпускающая кафедра

по специальности «Статистика»

Заведующий кафедрой статистики

____________________

«_____»_______________2009 г.

Программу стажировки разработала:

профессор кафедры статистики, к. э.н.

Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Выписка из государственного образовательного стандарта

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки магистров по направлению 080600.68 «Статистика» предусматривает проведение стажировки студентами-магистрантами двух видов: научно-исследовательскую и научно-педагогическую. Стажировки продолжаются 12 недель: 4 недели научно-педагогическая,


1.2. Цели и задачи стажировок

Целью научно-исследовательской стажировки является закрепление навыков , углубление освоения методологии прикладного статистического анализа.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Обобщить и закрепить теоретические знания, полученные по профилю подготовки; научно обосновать актуальность темы своего исследования; определить объект исследования; дать научное обоснование новизны исследования; закончить сбор, обработку, анализ статистических данных, необходимых для подготовки текста магистерской диссертации; завершить подготовку текста магистерской диссертации; оформить текст автореферата магистерской диссертации.

Целью научно-педагогической стажировки является обучение магистрантов методике проведения учебных занятий со студентами и другими категориями обучающихся по статистическим дисциплинам

Для достижения этой цели необходимо решить две задачи:

Изучить педагогический опыт по проведению лекций, практических занятий и семинаров путем посещения занятий профессорско-преподавательского состава кафедры статистики; подготовить и провести не менее 1-2-х лекций, 2-3 по дисциплинам и темам, согласованным с научным руководителем магистерской программы.

1.3. Формы контроля

Текущий контроль начинает осуществляться при организации стажировки. Перед выходом на стажировку магистрант получает индивидуальное задание, выдаваемое научным руководителем (см. приложение).

В задании на прохождение научно-исследовательской стажировки должны быть указаны: тема работы, цель и задачи стажировки, план работы и сроки ее выполнения.

В задании на научно-педагогическую стажировку должны быть указаны: наименование темы, задачи стажировки, вид учебного занятия, его тема, специальность, курс, группа, аудитория, время проведения.

Контроль за прохождением стажировки магистрантом осуществляет научный руководитель.

Магистрант обязан:

    еженедельно отчитываться перед научным руководителем о выполнении заданий по стажировкам; по окончании сроков стажировок сдать отчеты научному руководителю; кроме того, после первой научно-исследовательской стажировки сдать текст первой и второй главы магистерской диссертации, после второй – весь текст магистерской диссертации; на основе письменного заключения научного руководителя защитить отчет на заседании кафедры или на заседании комиссии, созданной по распоряжению заведующего кафедрой.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СТАЖИРОВОК

2.1. Тематический план стажировок


2.2.1. Первая научно-исследовательская стажировка проходит в 3-м триместре первого года обучения в магистратуре. Она проводится в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики. При распределении студентов по отделам областного (краевого, республиканского) органа ФСГС учитывается научное направление, указанное в плане работы студента на весь срок обучения.


При прохождении стажировки студент изучает:

    виды и формы статистического наблюдения по избранной теме исследования. Знакомится с основными формами отчетности, специально организованного наблюдения, прошедшими или готовящимися переписями, обследованиями, их программно-методологическими и организационными вопросами; изучает приемы обработки данных статистического наблюдения, принятыми в государственной статистике группировками и характером сводки; тщательно изучает существующую систему показателей, осваивает приемы расчета каждого показателя; знакомится с методами, проводимого органами ФСГС статистического анализа, с приемами оценки сложившейся ситуации.

Требования к отчету по стажировке

В конце 4-й недели стажировки составляется отчет.

Отчет о прохождении стажировки должен содержать:

1) краткую характеристику структуры объекта, где магистрант проходил стажировку;

3) результаты теоретических, методологических и практических исследований по избранной теме магистерской диссертации;

4) основные проблемы изучения и проведения в период стажировки конкретного статистического анализа;

Отчет должен быть составлен не менее, чем на 10-ти машинописных листах в виде аналитической записки. Он должен быть структурирован, содержать список литературы (учебной, научной).

По материалам стажировки магистрант готовит текст первой главы своей магистерской диссертации по вопросам теории и методологии статистического исследования (первый вариант).

2.2.2. Вторая научно-исследовательская стажировка проводится в 6-м триместре второго года обучения магистрантов. Она может проходить как в органах ФСГС, так и в НИИ, на предприятиях, фирмах, в организациях и учреждениях. При этом учитывается научное направление магистерской подготовки студентов.

Стажировка носит характер монографического исследования. При прохождении стажировки студент изучает:

    объект исследования, внешние социально-экономические условия его функционирования; методологию и методику, характер аналитической работы, роль статистического анализа в этом процессе; проблемы организации статистического, бухгалтерского, оперативного учета в процессе функционирования объекта исследования, взаимосвязь всех видов учета между собой; кадры и кадровую политику на объекте исследования.

В конце 6-й недели стажировки студент составляет отчет по ее итогам, который должен содержать:

1) краткую характеристику объекта исследования, его структуру, функции, роль в народном хозяйстве, в отдельных отраслях экономики;

2) перечень, характеристику, содержание работ, выполненных в период стажировки;

3) результаты теоретических методологических и практических исследований по избранной теме магистерской диссертации;

4) результаты проведенного во время стажировки конкретного статистического анализа;

5) резюме, выводы и предложения.

Отчет должен быть составлен не менее, чем на 10-ти машинописных листах в виде научного доклада. Он должен быть структурирован, содержать список литературы (учебной и научной).


По материалам стажировки студент готовит текст магистерской диссертации и предоставляет его научному руководителю (первый вариант).

2.2.3. Научно-педагогическая стажировка.

Базой для научно-педагогической стажировки является кафедра статистики В ходе стажировки магистрант обязан:

    посетить различные виды занятий, проводимых преподавателями кафедры и предусмотренных в задании; подготовить и провести 1-2 лекции по темам, заранее согласованным с научным руководителем; подготовить и провести 2-3 практических занятия по темам, заранее согласованным с научным руководителем; выступить с докладом на научной студенческой сессии, на заседании секций, организованных кафедрой статистики.

Отчет о прохождении научно-педагогической стажировки должен включать:

Текст лекций, прочитанных в студенческой аудитории по избранной теме; учебно-методические разработки по проведению семинарских и практических занятий (задания с решениями, планы семинарских занятий с указанием списка основной и дополнительной литературы); отзыв научного руководителя с оценкой качества проведения учебных занятий.

Приложение

Федеральное агентство по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра статистики

на ______________________________________________________ стажировку

(Наименование стажировки)

по м а г и с т е р с к о й п р о г р а м м е

___________, ________________________________________________________

(Шифр) (Наименование магистерской программы)

студенту ______________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

Задачи стажировки _____________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Виды работы и сроки её выполнения ____________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель __________________ ()

(Подпись)

Дата «_____» ___________200__г.

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Для магистрантов, обучающихся по магистерским программам

080600.68 «Демография и социальная мобильность населения»,

080600.68 «Статистика предприятий»,

80600.68 «Бизнес-статистика»

Составитель

Подписано к печати «___»___________2009

Объем ______ п. л. Тираж ________экз.

НГУЭУ, Новосибирск, ул. Каменская, 56

Размножено на копиров.-множит. участке МО. Заказ № _____