Протоиерей восторгов. Священномученик иоанн восторгов. Духовник-мученик Черной Сотни

Протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян 5 сентября 1918 г. (23 августа по старому стилю). Такого мнения придерживается современные исследователи, см. , . В упоминается 23 августа, но не очевидно, по старому или новому стилю. В , с. 310, ошибочно приведена дата 23(10) августа.
Дата 5 сентября косвенно подтверждается и мемуарами , запись от 9 сентября (27 августа) 1918 г.:

"Красный террор" не одни слова: в ответ на покушение на Ленина Петроградская коммуна расстреляла бывших министров А.Н. Хвостова, А.Д. Протопопова, И.Г. Щегловитова и Н.А. Маклакова, а также протоиерея И. Восторгова и С.П. Белецкого. "Чего, говорят, ждать судейного приговора, когда их деяния безусловно заслуживают смертной казни".
Существует как минимум 2 описания смерти протоиерея Восторгова.
Первое описание приводится у князя Н.Д. Жевахова со ссылкой на статью Дивеева Жертвы долга. // Двуглавый орел. Берлин, 1922. №31 от 14(1) июня, с. 27-31:
С полгода назад довелось мне встретится с одним лицом, просидевшим весь 1918 год в московской Бутырской тюрьме. Одной из самых тяжелых обязанностей заключенных было закапывание расстрелянных и выкапывание глубоких канав для погребения жертв следующего расстрела. Работа эта производилась изо дня в день. Заключенных вывозили на грузовике под надзором вооруженной стражи к Ходынскому полю, иногда на Ваганьковское кладбище, надзиратель отмерял широкую, в рост человека, канаву, длина которой определяла число намеченных жертв. Выкапывали могилы на 20-30 человек, готовили канавы и на много десятков больше. Подневольным работникам не приходилось видеть расстрелянных, ибо таковые бывали ко времени их прибытия уже «заприсыпаны землею» руками палачей. Арестантам оставалось только заполнять рвы землей и делать насыпь вдоль рва, поглотившего очередные жертвы чека.
Мой собеседник отбывал эту кладбищенскую страду в течение нескольких месяцев. Со своей стражей заключенные успели сжиться настолько, что она делилась с ними своими впечатлениями о производившихся «операциях». Однажды, по окончании копания очередной сплошной могилы-канавы, конвойцы объявили, что на завтрашнее утро предстоит «важный расстрел» попов и министров. На следующий день дело объяснилось. Расстрелянными оказались: епископ Ефрем, протоиерей Восторгов, ксендз Лютостанский с братом, бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, председатель Государственного Совета И.Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А.Н. Хвостов и сенатор С.П. Белецкий... Прибывших разместили вдоль могилы и лицом к ней... По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все стали на колени и полилась горячая молитва несчастных «смертников», после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле о. протоиерей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех, с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины, принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул ее за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув о. Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам. Белецкий рванулся и быстро отбежал в сторону кустов шагов 20-30, но, настигнутый двумя пулями, упал, и «его приволокли» к могиле, пристрелили и сбросили.
Из слов конвоя, переданных нам рассказчиком, выяснилось, что палачи, перекидываясь замечаниями, пока они «присыпали» землей несчастные свои жертвы, высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, видимо поразивших их своим хладнокровием пред страшной ожидавшей их участью. Иван Григорьевич Щегловитов, по словам рассказчика, с трудом передвигался, но ни в чем не проявил никакого страха...

Второе описание приводится в статье адвоката С.А. Кобякова, , с. 273-275:
5-го сентября у меня на квартире происходило совещание по делу Лютоставских с представителями польского общества. Один из участников совещания принес вечернюю газету, из которой мы узнали, что сегодня днем в Петровском парке, в присутствии публики, были расстреляны свыше восьмидесяти «буржуев и контр-революционеров». Среди расстрелянных были бывшие царские министры Щегловитов, Хвостов, Маклаков, Протопопов, быв. Директор Департамента Полиции Белецкий, польские граждане князья Любомирские и др. Присутствовавшие у меня поляки заявили, что в Москве князей Любомирских нет. У меня заныло сердце. Я почувствовал, что мы имеем дело с репортерской ошибкой и что под фамилией Любомирских скрываются Лютославские. Поздно вечером того же дня, я получил записку от жены Иосифа Лютоставского, которая с тревогой извещала меня, что сегодня утром Марьян и Иосиф были куда-то увезены из Кремля, и что она не может найти их следов. Я провел тревожную ночь и утром отправился к Крыленко.
Крыленко занимал прекрасный особняк князя Гагарина в Георгиевском переулке, как раз против Следственной Комиссии, в которой главенствовала его супруга, г-жа Розмирович. Особняк был обставлен с большим вкусом, но это был вкус прежнего владельца. Когда я раньше приходил по делам к Крыленко, он принимал меня в первой комнате, где работали машинистки. На этот раз он провел меня в дальнюю гостиную. Ничего не предвещало ничего хорошего. Я спросил Крыленко: «Где Лютоставские?» «Они вчера расстреляны», совершенно спокойно ответил Крыленко.
Как мне передавали, расстрел Лютоставских, бывших министров и других русских граждан произошел при следующих обстоятельствах. Утром 5 сентября к помещению, где содержались Лютоставские, подъехал автомобиль и чекисты объявили заключенным, что Чрезвычайная Комиссия требует арестованных на Лубянку для передопроса. Лютоставские, Щегловитов, Хвостов и Белецкий были посажены в автомобиль и увезены. Ничего не подозревавший Белецкий не захватил с собой яда. На Лубянку из всех мест заключения было привезено много народа. Там им было объявлено, что все они сегодня будут расстреляны. Это известие, благодаря своей неожиданности, произвело потрясающее впечатление. Раздались вопли, послышались истерические крики. Всех обреченных на смерть было более 80 человек. Среди них был протоиерей Восторгов, обвинявшийся в спекуляции. Много грехов было на душе у Восторгова. Всю жизнь занимался он доносами, травлей людей и национальностей и вел жизнь, неподобающую проповеднику идей Христа. Но дело, по которому его обвиняли большевики, не заключало в себе ничего преступного и по обыкновению было спровоцировано чрезвычайкой. И этот человек перед смертью проявил редкое спокойствие духа. Он предложил всем желающим исповедоваться у него. И много людей потянулось к нему за исповедью. В одну кучу смешались всесильные министры, спекулянты, офицеры и просто мирные обыватели, захваченные большевиками. И у этого человека, который сам должен был умереть через несколько часов, для каждого нашлось слово утешения. Другой священник, Макарий Гневушев, тоже предназначенный к расстрелу, предложил чрезвычайке раскрыть все тайны высшего русского духовенства, при условии, если ему будет сохранена жизнь. Чрезвычайка согласилась. И полилась на страницах официальной газеты грязь, разоблачавшая нравы нашего духовенства. Так разно поступили эти два человека, одинаково позорно проведшие свою жизнь.
Расстреляли всех в Петровском Парке. Казнь была совершена публично. Чекисты выкрикивали имена казнимых. За несколько минут до расстрела Белецкий бросился бежать, но приклады китайцев вогнали его в смертный круг. После расстрела все казненные были ограблены...

Известны также воспоминания эсера, сидевшего в 1918 г. 4 месяца в Таганской тюрьме :
В августе произошло разграничение тюремной клиентуры. Бутырки были объявлены тюрьмой М.Ч.К. и в Таганке стались числящиеся за Верховным Революционным Трибуналом. Наше дело было передано в Верховный Трибунал, следовательно, мы остались в Таганке.
И, несмотря на то, что случайно захваченная публика казалась бы вся должна была быть после этого сосредоточена в Бутырках, все же контингент заключенных в Таганке остался чрезвычайно пестрым и разношерстным, не смотря на то, что у нас остались лишь «особо важные» преступники, числящиеся за высшим судебным учреждением государства, можно с полной уверенностью сказать, что половина из них сидела по недоразумению, даже и с большевистской точки зрения. Кого тут только не было! Тут и елейно-ехидный Торопов - б. председатель Московского отдела Союза русского народа, вдохновитель и организатор убийства Иоллоса - и группа кадетов во главе с Н. М. Кишкиным, державшимся все время с исключительным чувством собственного достоинства и заслуженно пользовавшимся большим уважением, как со стороны всех заключенных, так и со стороны надзора. Тут и провокаторы старого режима и группы крестьян, обвинявшихся в организации «кулацких восстаний».
Сидели здесь рабочие и царские министры, в том числе Щегловитов, Хвостов, Маклаков и Протопопов. Первые двое из них вели себя сдержанно, с большим чувством достоинства. Протопопов трусил и заискивал перед заключенными социалистами, Маклаков разыгрывал из себя легкомысленного весельчака и бонвивана. Однажды, во время богослужения, их вызвали из тюремной (в 1918 г. во всех большевистских тюрьмах церкви еще существовали) церкви и увезли на расстрел.

Вполне возможно, что приведенные выше рассказы восходят к одному и тому же источнику. Все они нуждаются в проверке, т.к. содержат неточности, в частности, упоминаемые лица были казнены в разное время.
Надо заметить, что самый большой успех имела статья Дивеева. Между тем, рассказ о расстреле ксендза Лютостанского и его брата - явная ошибка, о чем упоминается в частности в статье С.В. Фомина. У Кобякова достаточно подробно рассказывается о братьях Мариане и Иосифе Лютоставских: ни один из них не был ксендзом; они переселились в Москву после взятия Варшавы немцами, оба принадлежали к партии Народовой Демократии, старший из братьев, Мариан, инженер по профессии, был товарищем председателя ЦК этой партии, младший, Иосиф, с разрешения Троцкого (о котором тот впоследствии забыл) пытался формировать польские легионы.
Кроме того, большевики не имели возможности расстрелять ксендза Лютоставского - по-видимому, рассказчик имел в виду Ипполита Лютостанского - как справедливо указывает А.Д. Степанов , по двум причинам: во-первых, тот перешел в православие, и поэтому его некорректно называть ксендзом, а во-вторых, считается, что в 1918 году его уже не было в живых. По мнению Степанова, он скончался либо в 1915 , либо в 1916 г .
Ранее бытовала и другая ошибочная теория, упоминаемая в работах отца Владимира Русака. В :

Летом Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) приговорила к расстрелу настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова.
Того самого Восторгова, которого незадолго до этого привлекали к суду в качестве обвиняемого по делу "об антисемитской агитации в Московском соборе Василия Блаженного, в связи с мощами мученика Гавриила" (эксперт по делу И. А. Шпицберг).
Насколько виновен был протоиерей Восторгов, можно судить по словам настоятеля собора протоиерея Ковалевского, с которым он выступал на следствии: "Восторгов часто вел беседы с народом... в особенности в связи с мощами Гавриила. Гавриил значится в списке святых, вероятно за то, что он замучен евреями Говорю это, как показывает моя пастырская совесть. Как православный священник Восторгов вел пастырскую правильную линию в своем деле".
В протоколе приговора на этот раз было сказано: "Как темная личность и враг трудящихся".
Приговор был приведен в исполнение.
(...)
43) "Революция и Церковь". 1919. № 6-8. с. 63-64.
44) Там же.
45) Кандидов Б. "Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция" (очерки и материалы). Изд-во общества "Безбожник". М., 1930, с. 22.

Действительно, в журнале «Революция и церковь» в рубрике «Церковники и их агенты перед народным революционным судом» была помещена статья Ивана Анатольевича Шпицберга . Однако, как в ней указано, дело было возбуждено не ранее 26-27 октября 1919 г., а слушание дела состоялось 17 ноября 1919 г. в Особой Сессии Московского Совнарсуда. Очевидно, что протоиерей Восторгов не мог быть привлечен к этому суду. Приведенное отцом Владимиром Русаком утверждение о "протоколе приговора" протоиерея Восторгова не соответствует действительности. В на с. 63 говорится лишь:
Сам протоиерей Восторгов - друг Григория Распутина, один из самых активных деятелей Союза Русского Народа и иных монархических организаций; растлитель малолетних гимназисток, в бытность свою законоучителем на Кавказе; пытавшийся продать в целях пополнения патриаршей казны уже не принадлежащий (согласно декрету об отделении церкви от государства от 23 января 1918 г., в части национализации церковных имуществ) купцу Погареву дом московского Миссионерского Общества; исполнитель директив помещичьих кругов старой России по подтасовке выборов в разные созывы Государственной Думы, уличенный в попытках восстановить в России династию Романовых, - был, как темная личность и враг трудящихся, по постановлению В. Ч. К. приговорен летом 1918 г. к расстрелу.

Не понятен и смысл ссылки на книгу Кандидова , тот без каких-то деталей сообщает лишь:
В Москве активную работу в заговорах белогвардейских организаций вел протоиерей Восторгов, бывший председатель русского монархического собрания, расстрелянный в 1918 году по приговору ВЧК.

Надо отметить, что и Шпицберг, и Кандидов - существенно не объективны, и их сведения о Восторгове невозможно принимать без проверки.
Аналогичным образом, в отец Владимир Русак пишет:
Летом 1919 года Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) приговорила к расстрелу настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова. В приговоре было сказано: “Как темная личность (это что-то новое в юридическом лексиконе - В. Р.) и враг трудящихся.” Приговор приведен в исполнение.

Что ж, и версия о расстреле летом 1919 г. протоиерея Восторгова - это нечто новое.
Напоследок, в качестве некоторого эталона советского маразма, уместно привести фрагмент из книги тогда еще кандидата философских наук В.А. Алексеева :

14 сентября 1918 года президиум ВЦИК под председательством Я. М. Свердлова принял постановление о привлечении к судебной ответственности группы духовенства, замешанной в пособничестве контрреволюционным силам. В числе этой группы были члены Поместного собора священник Восторгов (найти его следствию не удалось, так как накануне ареста он срочно покинул Москву и, по данным ВЧК, направился на юг России, где разворачивалось белое движение), а также епископ Ефрем, епископ Варнава, священник Варжанский.
Апдейт №1:
Северная Коммуна. Вечернее прибавление к №99 от 07.09.1918. с. 3 (э. 625) :
5 сентября 1918 г. были расстреляны 29 человек: А.Н. Хвостов, С.П. Белецкий, И.Г. Щегловитов, протоиерей Иоанн Восторгов, ротмистр Ганьков, и др.

Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года на Кубани в семье священника. Его отец, переселившийся из Тульской губернии на Ставрополье, нашел здесь преданную паству и снискал любовь и уважение прихожан. Молчаливый и кроткий батюшка отличался добротой и отзывчивостью, и, когда он преждевременно скончался, осиротевшая паства помогла матушке поставить на ноги трех детей: двух мальчиков и девочку. Поскольку скромной пенсии не хватало, матушка после смерти мужа трудилась на просфорне при храме, в котором служил отец Иоанн, а добрые люди помогали кто чем мог. Недаром же в нашем народе бытует пословица: «За сиротой Сам Бог с калитой».

Мальчиков удалось устроить в семинарию в Ставрополе. Старший Иван — после окончания курса хотел продолжить образование, но, уступив просьбам матери, решил принять сан и служить на отцовском приходе. Однако намерению этому тогда не суждено было осуществиться. Епархиальный архиерей не благословил юношу на принятие священства, разрешив ему лишь занять должность псаломщика. Слишком уж юн был «кандидат в батюшки». Ему было всего девятнадцать лет...

Стесненное материальное положение семьи требовало от юноши поисков достаточного заработка, и он становится учителем русского языка в Ставропольской женской гимназии. Казалось, жизнь семьи налаживается: старший брат — преподаватель с приличным жалованием, младший — закончил семинарию и служит псаломщиком, сестру удалось устроить в институт за казенный счет. Но именно в это время судил Господь дружной и трудолюбивой семье пройти через новое страшное испытание. В результате несчастного случая скончался брат — псаломщик. Иван Восторгов оставил учительство и принял священный сан. Так, через многие скорби и лишения вел Господь своего избранника к вступлению на высокое служение пастыря Церкви Христовой.

Но недолго довелось молодому ревностному батюшке окормлять полюбившуюся ему паству. Уже в октябре следующего 1890 года он прощается со своим первым приходом и отправляется в Ставрополь, куда его переводят на место законоучителя женской гимназии. А вскоре следует перевод в Тифлис. Отец Иоанн, зарекомендовавший себя как яркий и талантливый проповедник, неутомимый труженик на ниве Христовой, назначается епархиальным миссионером Грузинского экзархата.

В Грузии о. Иоанн выучил язык персидских сиро-халдеев несториан, а затем, отправившись в Персию, положил основание православной миссии, первыми плодами деятельности которой явилось присоединение к Православной Церкви трех епископов: Илии, Иоанна и Мариана.

В Тифлисе состоялось знакомство о. Иоанна с владыкой Владимиром (Богоявленским), бывшим тогда экзархом Грузии. Встреча эта оказала большое влияние на дальнейшую судьбу священника-миссионера. Митрополит Владимир, переведенный на Московскую кафедру, пригласил с собой в первопрестольную о. Иоанна, которого Святейший Синод назначил синодальным миссионером-проповедником.

Личность о. Иоанна отличалась многогранностью данных ему талантов. И самым ярким из этих даров был дар проповедника. Слова его, вдохновляемые горячей и искренней верой, укорененные в твердых православных взглядах и любви к родному народу и Отечеству, производили, по свидетельствам современников, благодатное и очищающее воздействие на слушателей. Поставление о. Иоанна Восторгова на «всероссийское миссионерство» было воистину промыслительно. Россия должна была услышать его голос, и он зазвучал на всю страну: от Черного моря до Тихого океана. Если мы вглядимся в географию выступлений о. Иоанна, то невольно возникает вопрос: когда же он успевал все это, как у него хватало сил? Москва, Иркутск, Владивосток, Чита, Красноярск, Харбин, Томск, Омск, Таврическая губерния, Кубань, Кронштадт — вот далеко не полный перечень его поездок по России лишь за 1908 год.

Поражает и многообразие тем проповедей и печатных выступлений отца Иоанна. И в своей проповеднической деятельности и во всем своем церковном служении он всегда стремился к охвату всех аспектов церковной, государственной, общественной и семейной жизни; видел свою задачу пастыря и проповедника в том, чтобы дать событиям и явлениям ежедневной быстротекущей жизни осмысление, согласное с духом Евангелия.

Он говорил о труде и патриотизме, о просвещении народа и культуре, обличал общественные язвы и пороки. Но всегда в центре его проповедей было Евангелие Царствия Божия, Божественная Личность Спасителя мира и учение Православной Церкви Христовой.

Читая сегодня творения о. Иоанна, невольно обращаешь внимание на то, что они не поблекли от времени и до сих пор не утратили своей актуальности. Даже те из них, которые были написаны или произнесены явно на злобу дня. Наверное, это потому, что в его проповедях и статьях дан здравый и строго православный взгляд на многие явления окружающего нас мира, к тому же многие ситуации, увы, очень схожи с сегодняшним положением в нашем Отечестве.

Во время революции 1905-1907 гг. отец Иоанн Восторгов принимал деятельное участие в православных патриотических организациях и монархических союзах и вновь и вновь неустанно проповедовал, выступал с обращениями и воззваниями. Слушая голос пастыря, ободрялись уставшие от смуты и царившего хаоса люди. А для части интеллигенции, выступавшей в качестве сторонников и вдохновителей братоубийственного раздора, призывы отца Иоанна, равно как и выступления других архипастырей и пастырей Церкви, были, может быть, последним предупреждением перед надвигающимся огненным шквалом, уничтожившим среди прочих и многих ревнителей развала и поборников вражды.

Стойкая общественная и жизненная позиция протоиерея Иоанна Восторгова вызывала ненависть в левых кругах. Отец Иоанн непрестанно подвергался нападкам и шельмованию в левой печати, которая прочно прикрепила к нему ярлык «черносотенца» и уж, разумеется, антисемита. Хотя достаточно было заглянуть в любой том его собрания сочинений и убедиться в том, что среди его проповедей, речей и статей, произнесенных и написанных по самым разным поводам, не найдется ни одного призыва к насилию, никаких оскорблений в чей бы то ни было адрес.

Когда утихло пламя революции, и в России началось вызванное к жизни столыпинскими реформами переселенческое движение, отцу Иоанну было поручено организовать духовное окормление переселенцев. Главной проблемой была нехватка священников. Протоиерей Иоанн Восторгов создал семинарские курсы, готовившие к пастырской деятельности бывших учителей, псаломщиков — вообще, всех желающих достойных и способных людей. Ученики о. Иоанна особенно усиленно готовились к проповедничеству и по разработанной им методике за год в совершенстве овладевали искусством церковной проповеди.

В 1910 году отцом Иоанном в Харбине было организовано братство Воскресения Христова, заботившееся об охране могил русских воинов, погибших во время русско-японской войны. А в следующем 1911 году по его инициативе приобрело в г. Бари (Италия) участок земли, на котором было выстроено подворье с гостиницей для русских паломников, прибывающих в этот город на поклонение мощам свт. Николая Мирликийского. Подворье это сохранилось до наших дней.

В годы Первой мировой войны о. Иоанн Восторгов находился в гуще событий, и его пастырское слово чутко реагировало на каждое новое настроение в обществе, вызванное напряжением тяжело переживаемых неудач на фронте, а затем и славных побед русского оружия. Его самого можно было часто встретить среди раненых воинов. Во время войны, среди забот о нуждах больных и раненых воинов, не забывает отец Иоанн о деле духовного просвещения. Благодаря его кипучей энергии в Москве в 1916 году начинает свою работу Женский Богословский институт, разместившийся в зданиях Скорбященского монастыря, основанного в 1890 году княжной Голициной.

События февраля 1917 года отозвались глубокой скорбью в сердце о. Иоанна, особенно болезненно воспринял он известие об отречении Государя от престола. Но и в эти тяжелые дни, предвидя развал державы и начало гонений на Церковь, он не пал духом. И после февраля, и после октября семнадцатого под своды собора Покрова на рву (храм Василия Блаженного — настоятелем которого являлся о. Иоанн — Ред.) стекаются православные москвичи. Они приходят сюда за утешением, за словом отца Иоанна. Современники вспоминают особенный, глубоко молитвенный настрой, царивший в храме Покрова в те дни. Отец Иоанн, несмотря на все происшедшие, крайне неблагоприятные для Церкви перемены, не оставляет общественной деятельности. Между двумя переворотами, летом 1917 года, ему удается даже выпускать еженедельную газету (носившую название «Церковность»).

Человек удивительно цельной натуры, о. Иоанн не мог и не хотел принять новый порядок, основанный на лжи и насилии, и делал все возможное, чтобы противостать ему в неравной борьбе. Обличение зла, пришедшего под лозунгом «свободы, равенства и братства» к власти, разъяснение русским людям неотвратимых гибельных последствий происходящего, ободрение верных — вот на что были направлены все усилия о. Иоанна Восторгова в последний год его земного бытия.

Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди и, исполняя долг пастыря, сознательно шел навстречу мученичеству. Конечно, такой пастырь, говорящий слова правды в то время, когда по Руси расползалась самая черная ложь в ее истории, был страшен, опасен для укрывшихся за древними стенами «народных» комиссаров.

За отцом Иоанном следили, специально подосланные чекисты слушали его проповеди, пытались даже обвинить его в антисемитизме из-за того, что в храме Василия Блаженного находилась частица мощей св. мученика Гавриила Белостокского (память 20 апреля) — младенца, ставшего жертвой ритуального убийства, устроенного еврейскими сектантами. Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным. Тогда решили прибегнуть к провокации.

Арестованному в начале лета 1918 года вместе с епископом Селингинским Ефремом, священником Д. Корнеевым и старостой Успенского собора Н.Н. Ремизовым, отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он дал согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками. Арест о. Иоанна был произведен тогда, когда началась первая широкая антирелигиозная кампания, когда началось открытое гонение на Церковь: последовали политические обвинения в адрес Патриарха Тихона, были закрыты духовные учебные заведения, запрещено преподавание Закона Божия в школе и началось осквернение мощей некоторых угодников Божиих. 8 июня 1918 года в газете «Известия ВЦИК» появилась статья «Коммерческая сделка Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и К». Прихожане Покрова на Рву собрали 20 тысяч рублей, чтобы нанять адвоката. Люди еще верили в силу закона, не понимая, кто теперь стал творцом всех законов и постановлений. Протоиерей Иоанн Восторгов был осужден как «темная личность» и «контрреволюционер». Его решено было расстрелять.

Отца Иоанна содержали на Лубянке, но затем перевели в Таганскую тюрьму, где даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви. И сюда, в это страшное «узилище приходили верующие москвичи для совместной молитвы со своим заключенным батюшкой». Перед расстрелом отца Иоанна перевели обратно на Лубянку, где он исповедовал своих товарищей по несчастью, до конца оставаясь верным своему пастырскому долгу.

23 августа 1918 года недалеко от Московского городского Братского кладбища, основанного Великой Княгиней-мученицей Елизаветой Феодоровной (+1918), были казнены: епископ Селингинский Ефрем, протоиерей И. Восторгов, ксендз Лютостанский с братом, бывший министр внутренних дел Н.А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета И.Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А.Н. Хвостов и сенатор Белецкий.

171.)

Восторгов, о. Иоанн Иоаннович , сщмч. (30.01.1867 (по др. данным 20.01.1864)—23.08.1918), митрофорный прот., выдающийся проповедник, церковный и общественный деятель, один из руководителей право-монархического движения, председатель Русского Монархического Союза (РМС).

Родился в станице Кавказская Кубанской обл. в семье священника. Внук преподавателя Владимирской ДС магистра богословия Александра Восторгова. Мать - Татьяна Ксенофонтовна. В марте 1868 семья переехала в станицу Ново-Алексеевскую, где прошло детство и отрочество будущего пастыря. Он рано остался сиротой. Окончил Ставропольскую ДС (1887) по первому разряду, служил учителем русского языка в Ставропольском ДУ. В авг. 1889 рукоположен во иерея, служил в поселке Кирпильском, зарекомендовал себя ярким и талантливым проповедником. В окт. 1890 был переведен на место законоучителя в Ставропольскую мужскую гимназию, вскоре был избран членом Совета Епархиального женского училища, членом Правления Ставропольской ДС. Осенью 1894 переведен в Грузинский экзархат и назначен законоучителем гимназии в Елисаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан). В 1897 перемещен в Тифлис законоучителем 1-й Тифлисской женской гимназии. 22 дек. 1900 назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинского экзархата с возведением в сан протоиерея. 13 февр. назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». С 21 авг. по 9 окт. 1901 был в командировке в Персии в г. Урмия для ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. 18 июля 1902 за полезные труды избран пожизненным членом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Прот. Восторгов заявил о себе как об активном общественном деятеле. Он прилагал немало усилий к торжеству русского дела на Кавказе. 25 мая 1900 при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III , которое стремилось к пробуждению национального самосознания.

В Тифлисе о. Иоанн познакомился с владыкой Владимиром (Богоявленским), который в 1892-1898 занимал кафедру Экзарха Грузии. Митр. Владимир, переведенный в 1898 на Московскую кафедру, добился в 1905 перевода даровитого миссионера и проповедника в первопрестольную. 25 янв. 1906 прот. Восторгов занял должность проповедника-миссионера Московской епархии с правами противосектантского епархиального миссионера. Как миссионер-проповедник (29 окт. 1907 назначен Синодальным миссионером), он исколесил практически всю страну. Его проповеди слышали в Иркутске, Владивостоке, Чите, Красноярске, Харбине, Томске, Омске, Киеве, Харькове, Ставрополе, Самаре, Казани, Тамбове и в др. городах и весях страны. 1 июня 1906 прот. Восторгов был избран членом Предсоборного Присутствия при Св. Синоде по 2-му отделу. 6 дек. 1906 награжден митрой.

Оказавшись в Москве в самый разгар революционных беспорядков, он активно включился в антиреволюционное монархическое движение, вступил в Русскую Монархическую партию (РМП) , стал членом Московского отдела Союза Русского Народа (СРН) . Как делегат от РМП и Московского СРН участвовал в работах 3-го Съезда (3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1-7 окт. 1906, или Всероссийский съезд Людей Земли Русской). По итогам 3-го съезда о. Иоанн был избран одним из 3 членов Главной Управы Объединенного Русского Народа (вместе с кн. М.Л. Шаховским и А.И. Дубровиным) - руководящего органа общерусского монархического движения. После неожиданной болезни и смерти в к. сен. 1907 основателя РМП В.А.Грингмута возглавил партию, преобразованную вскоре в Русский Монархический Союз (РМС). Сменил он Грингмута и на посту председателя Русского Монархического Собрания (РуМоСо) - интеллектуального штаба монархистов Москвы. В 1908 на 4-м миссионерском съезде в Киеве выдвинул как одну и главных задач духовенства борьбу с социализмом. Близкие отношения связывали прот. Восторгова с о. Иоанном Кронштадтским, он был удостоен чести вместе с тремя архиереями-монархистами митр. Владимиром (Богоявленским), еп. Серафимом (Чичаговым) и еп. Гермогеном (Долгановым) 5 дек. 1907 получить последнее благословение угасавшего «маяка Православия».

После подавления революции 1905-1907 власть приступила к ликвидации одной из главных причин беспорядков - крестьянского безземелья. В России началось грандиозное переселенческое движение, и возникла острая потребность в организации духовного окормления русских переселенцев. В 1908 о. Иоанн совершил поездку по Д. Востоку. По возвращении в нояб. он был принят Императором Николаем II Александровичем. Государь поддержал его замысел учредить Братство Воскресения Христова для удовлетворения религиозных нужд русского населения на окраинах. В марте 1909 по Высочайшему повелению он был командирован в Сибирь и страны Д. Востока для обследования духовных школ и миссий и для обустройства переселенческих пунктов. Он посетил Японию, Китай и Корею, а затем через Владивосток, Хабаровск и др. города Сибири вернулся в Москву.

В янв. 1909 прот. Восторгову удалось отстоять в Св. Синоде мысль о необходимости участия духовенства в правых партиях и союзах. Большую роль сыграло то, что о. Иоанну выразил доверие Государь, пожаловав орден св. Владимира 3-й ст. и подарив монархическим союзам Москвы свой портрет. В марте 1909 прот. Восторгов отбыл в очередную миссионерско-пропагандистскую поездку по Сибири, Д. Востоку, Японии и Китаю. По возвращении он организовал в Москве 12 авг. 1909 пастырские курсы, которые выполняли важнейшую по тем временам задачу - готовили священнослужителей и миссионеров для епархий Сибири и Д. Востока. 9 сент. 1909 он был назначен настоятелем Князь-Владимирской церкви при Епархиальном доме. 6 окт. 1909 избран почетным членом Казанской ДА. Редкий случай, когда священнослужитель, не имевший высшего духовного образования, удостаивался такой чести. 31 мая 1913 о. Иоанн был назначен настоятелем Покровского собора на Рву (Василия Блаженного), в самом центре Москвы. В 1913 Св. Синод принял-таки решение, запрещающее лицам духовного звания руководить деятельностью политических союзов и партий. Руководящие должности в патриотических организациях вынуждены были оставить многие представители активной части духовенства. Освободившись от организационных обязанностей, о. Иоанн смог больше внимания уделять литературно-издательской деятельности. При его непосредственном участии - как редактора, издателя и автора - выходил целый ряд православно-монархических изданий в Москве: газета «Церковность», «Московские церковные ведомости», ежедневная монархическая газета РМС и РуМоСо «Патриот», газета «Русская земля», журналы «Верность» и «Потешный». В 1913 вышел в свет первый том «Полного собрания сочинений прот. Иоанна Восторгова». До 1916 ему удалось издать 5 томов своих сочинений. Не перестал он заниматься духовным просвещением паствы и в годы Первой Мировой войны, когда главным делом стала забота о нуждах больных и раненых воинов. В 1915 он издал сборник речей и поучений под названием «Вопросы религии и православия в современной великой войне». А последний четвертый выпуск сборника «Во дни войны. Голос пастыря-патриота» ему удалось выпустить даже в 1917.

В ночь на 17 янв. 1915 после непродолжительной, но тяжелой болезни скончалась его жена Елена Евпловна (урожд. Маковкина). После кончины супруги не осталось препятствий к принятию монашества, к чему он давно стремился. И в апр. 1916 митр. Московский Макарий (Парвицкий-Невский) обратился с представлением в Св. Синод хиротонисать о. Иоанна после принятия им монашеского пострига в викарные епископы для Москвы с определением ему заниматься вопросами миссионерства. Рассматривалась также его кандидатура при замещении вакансии на Иркутскую кафедру. В том же году прот. Восторгов был избран членом Государственного Совета, но его кандидатуру не утвердил Св. Синод. Ходили слухи, что неутверждению результатов выборов в состав Госсовета и хиротонии сумел воспрепятствовать А.И.Дубровин , который передал А.А.Вырубовой одно из изданий прот. Восторгова, где он обличал Г.Е.Распутина. Он продолжал служить настоятелем собора Василия Блаженного.

С тяжелым сердцем принял лидер московских монархистов известие о февральском перевороте в Петрограде. События февр. 1917 стали тяжелым испытанием для всех монархистов. После февральской революции Церковь жила подготовкой к Поместному Собору. Прот. Восторгов был участником Собора, на котором выступал с речью. В это время он был назначен на должность секретаря Миссионерского Совета при Св. Синоде, которую исполнял в 1917-1918. В самый разгар заседаний Собора власть захватили большевики. Прот. Восторгов сразу заявил себя противником большевистской власти. Он выступил с идеей объединения русского народа вокруг Православной Церкви. Каждое воскресенье он служил молебны на Красной площади, где в проповедях неустрашимо обличал богоборческую власть. Принимал он участие в деятельности по организации спасения Царской Семьи. Все время поддерживал он связь с Патриархом Тихоном, его ценившим. Весной 1918 г. он устроил прием Святейшим приезжавшего в Москву из Петрограда Н.Е.Маркова, стоявшего во главе всей тайной организации».

31 мая 1918 он был арестован в своей квартире вместе с еп. Селенгинским Ефремом (Кузнецовым), его давним знакомым, который участвовал в Поместном Соборе и с началом смуты не смог уже вернуться в свою Иркутскую епархию. Одновременно были арестованы священник о. Корнеев и староста Успенского собора Н.Н.Ремизов. Им было предъявлено обвинение в том, что они дали согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками у законного собственника - Московской епархии. Однако в ходе следствия о. Иоанн отверг все обвинения и доказал, что вся история с продажей дома, приведшая к его аресту - провокация чекистов, в которой роль купца-покупателя исполнял провокатор. Сначала о. Иоанна содержали на Лубянке во внутренней тюрьме ВЧК, затем перевели в Бутырку, где ему удавалось совершать богослужения в тюремной церкви. Прихожане, любившие его, собрали деньги на оплату адвоката, но судьба о. Иоанна была уже решена властями.

Он стал одной из первых жертв «красного террора» и был расстрелян вместе с еп. Ефремом , И.Г. Щегловитовым, Н.А. Маклаковым, С.П. Белецким, А.Н. Хвостовым и др. на Братском кладбище в Петровском парке. До нас дошел рассказ о мученической кончине о. Иоанна и других видных монархистов. В эмигрантском монархическом журнале «Двуглавый орел» в 1922 был напечатан отрывок из воспоминаний одного эсера, сидевшего в это время в Бутырской тюрьме и встретившегося там с человеком, который был свидетелем расстрела монархистов. «По просьбе о. Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных “смертников”, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и о. Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле прот. Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. “Я готов”, заключил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам». Свидетель рассказывал, что палачи «высказывали глубокое удивление о. Иоанну Восторгову и Николаю Алексеевичу Маклакову, поразивших их своим хладнокровием пред страшною, ожидавшею их участью».

Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в авг. 2000.

Соч.: Речи о. Восторгова и кн. А.Г.Щербатова на Всероссийском Съезде Русских Людей 6 апр. 1906 в Москве. М., 1906; Православие в истории России. М., 1907; Пять речей в память В.А.Грингмута. М., 1907; Клевета Н.Н.Дурново. Ответ прот. И.И.Восторгова. М., 1909; Духовный блуд. Слово в неделю о блудном сыне. М., 1911; Полн. Собр. соч. Т. 1-5. М., 1913-1916; Репринт. изд. СПб, 1995; Во дни войны. Голос пастыря-патриота. Вып. 1-4. М., 1914-1917; Вопросы религии и Православия в современной великой войне. (Сб. речей и поучений). М., 1915; Пастырский голос во дни смуты. Проповеди и ст. в «Московских ведомостях» и журн. «Церковность», 1917. Вып. 1. М., О судьбах России (Избранные проповеди). М., 1996; 1917; [Воспоминания о февральской революции в Москве] // РГБ. Записки отдела рукописей. Вып. 51. М., 2000.

Лит.: Дивеев . Жертвы долга // Двуглавый орел. 1922. Вып. 31; Гумеров А., свящ. Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864-1918) // Православие. Ru . Сайт Сретенского монастыря. 2002. 5 марта / http://www.pravoslavie.ru/put/sv/ioannvostorgov.htm; Дурново Н.Н . Протоиерей И.И.Восторгов и его политическая деятельность. М., 1908; Его же. Несколько слов «восторговцам». По поводу брошюры «Протоиерей И.И.Восторгов и его политическая деятельность». М., 1908; Его же. Новые подвиги протоирея И.И.Восторгова и его оправдание. М., 1909; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной. Париж, 1954; М., 1994; Женские богословские курсы в Москве. М., 1910; Иноземцева З.П. О роли образовательных реформ в подготовке революционного переворота в России в 1917 году (по трудам святых протоиерея Иоанна (Восторгова) и епископа Гермогена (Долганова). Доклад на XIII Рождественских образовательных чтениях // Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» 1997-2005 / http://www.fond.ru/rc/xiii/xiii-inozemceva.htm; Кирьянов Ю.И. Восторгов Иоанн Иоаннович // Политические партии России. Конец XIX - первая треть ХХ века. Энциклопедия. М., 1996; Его же. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. в 2-х тт. Репринт. изд. М., 1993; Правда о расколе в среде правых. (Из ярославской газеты «Русский народ»). СПб., 1909; Правые в 1915 - февр. 1917 (По перлюстрированным Департаментом полиции письмам) // Минувшее. Т. 14. М.-СПб., 1993; Правые партии. 1905-1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю.И.Кирьянова. М., 1998; Сборник Съезда Русских Людей в Москве. 27 сент. - 4 окт. 1909. М. 1910; Светозарский А . Пастырь добрый. Жизнеописание прот. Иоанна Восторгова // Глаголы жизни. 1992. № 1(2); Степанов А. Восторгов Иоанн Иоаннович // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О.А.Платонов, сост. А.Д.Степанов. М., 2003; Степанов А.Д. Делатель любви. Священномученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов (1867 или 1864-1918) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А.Д.Степанов, А.А.Иванов. СПб., 2006; Союз Русского Народа по материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. М.-Л., 1929; Тальберг Н.Д. Памяти протоиерея Иоанна Восторгова (к сорокалетию его мученической кончины) // Православная Русь (Джорданвилль). 1958. № 8 (Тальберг Н.Д. О Вере, Царе и Отечестве. От Крещения Руси до клятвопреступного бунта. Кн. 1. М., 2004); Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906.

Арх.: ГАРФ. Ф. 117. Оп. 1. Д. 641 (Письма и телеграммы И.И.Восторгова, 1908-1911); Ф. 9452 (И.И.Восторгов).

А.Степанов, энциклопедия «Черная сотня»

Название: Протоиерей Иоанн Восторгов - Полное собрание сочинений в 5-ти томах
Авторы: священномученик Иоанн Восторгов
Форматы: pdf
Год издания: 1995 (1914)

Российский новомученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов (1864- 1918) был выдающимся пастырем Православной Церкви, обладавшим исключительным талантом проповедника и миссионера, духовного писателя и провидца будущего. В годы первой революционной смуты протоиерей И. Восторгов принимал самое активное участие в монархических союзах. Будучи настоятелем Покровского Собора (храма Василия Блаженного) в Москве он сделал этот храм средоточием здоровых церковно-патриотических сил. Проповеди и поучения о. Иоанна, широко известные в дореволюционной России, охватывали многие вопросы церковной, государственной и общественной жизни. Особенно сильное воздействие имели обличительные проповеди против сектантства и учения социалистов.

В первый том вошли проповеди и поучительные статьи о. Иоанна периода первых лет его пастырского служения.

Во второй том вошли проповеднические труды о. Иоанна Восторгова периода его пастырского служения в г. Тифлисе (с 1901 г. по 1905 г. вкл.) в должности Окружного Наблюдателя церковных школ в епархиях Грузинского экзархата.

В третий том, состоящий из двух выпусков, вошли проповеди и поучения священномученика о. Иоанна Восторгова Московского периода его пастырской деятельности с 1906 г. по 1908 г..

Преданность Святому Православию, служение верой и правдой Богу, Царю и Отечеству, истинный патриотизм, воинский долг и духовное мужество христианина - вот главные темы проповедей и выступлений отца Иоанна в эти тяжелейшие для России времена нарождающейся революционной смуты и беззакония.

В четвертый том вошли церковно-публицистические статьи отца Иоанна Восторгова периода 1887-1912 гг., а также работы, связанные с его миссионерской деятельностью. Эти труды, раскрывающие важнейшие стороны церковной и общественно-политической жизни России накануне великих испытаний, в наши дни приобрели особое духовное значение.

Пятый заключительный том Полного собрания сочинений Священномученика протоиерея Иоанна Восторгова представляет собой подробнейший критический анализ социалистической утопии: ее теории и практики, - прослеженный на протяжении всей истории человечества. Социализм в понимании отца Иоанна - не отвлеченное название государственного строя, это даже не альтернативная монархизму идеология. Это - прямой антипод Христианству, некое антихристианство. Слово Пастыря, которому не вняли наши предки, актуально и по сей день, когда так легок соблазн возврата ко «всеобщему» счастью, «равенству и братству».

Настоящий том завершает Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова в том объеме, в котором оно вышло в свет еще при его жизни, накануне рокового 1917 года. Хотя сам автор еще в IV-м томе сообщал читателям о намерении продолжить издание, что обусловливалось большим количеством материалов, не вошедших в предыдущие тома. Но Бог судил иначе... Однако голос отца Иоанна не переставая звучал вплоть до самого ареста.

"Во дни смуты" - так назывался сборник его проповедей 1917-1918 гг., первая часть которого успела увидеть свет в те грозные времена, а составить вторую он уже не успел... Издательство предполагает выпустить этот труд отца Иоанна Восторгова отдельной книгой.


Протоиерей Иоанн Восторгов - Полное собрание сочинений. Т. 1 - 1995
Протоиерей Иоанн Восторгов - Полное собрание сочинений. Т. 2 - 1995
Протоиерей Иоанн Восторгов - Полное собрание сочинений. Т. 3 - 1995
Протоиерей Иоанн Восторгов - Полное собрание сочинений. Т. 4 - 1995
Протоиерей Иоанн Восторгов - Полное собрание сочинений. Т. 5 - 1998

Священномученник Иоанн Восторгов. Фото с сайта wikipedia.org

5 сентября 1918 года Совнарком подтвердил начало красного террора. В тот же день в Москве был казнен выстрелом в затылок один из самых ярких проповедников и миссионеров того времени протоиерей Иоанн Восторгов. Ныне он прославлен как новомученик.

5 сентября 2018-го ПСТГУ провел конференцию, посвященную о. Иоанну. Священномученик Иоанн был настоятелем Князь-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме – том самом здании, где теперь располагается ПСТГУ. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев напомнил и то, что протоиерей Иоанн Восторгов принимал активное участие в работе уникального духовно-светского учебного заведения Православной народной академии, работавшей в том же здании в 1918 г.

Конференция была задумана как историческая и рассматривала жизнь и деятельность протоиерея Иоанна со всеми ее шероховатостями и протоворечиями, а не его святость, и в меньшей степени его подвиг мученичества.

«Мы привыкли читать жития, где приводятся подвиги святых, но сглаживаются их слабости и переживания. Нам предоставлена прекрасная возможность познакомиться с внутренними глубокими, насыщенными переживаниями отца Иоанна», — говорил докладчик епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин: А иерей Александр Щелкачев напомнил слова протоиерея Глеба Каледы о том, что «миссионеры не должны допустить, чтобы их обвинили в замалчивании».

Протоиерей Иоанн Восторгов вызывал многочисленные споры и обвинения при жизни – яркий публицист и самый рьяный критик социалистических идей, проповедник и миссионер, деятель Союза русского народа, вызывавший нападки слева и справа, участник споров об Автокефалии Грузинской Церкви, Поместного собора 1917-18 гг.

Но в любом случае его смертный час, с молитвой и ободряющими словами к собратьям, когда к затылку приставлен револьвер, многому может научить нас.

Погромы — признак надвигающейся революции

Побиение городового. Изображение с сайта imgcop.com

О. Иоанн Восторгов предчувствовал крах государственности еще во время Первой мировой войны, отметил епископ Вениамин.

Помимо неудач на фронтах о. Иоанна особенно встревожили немецкие погромы в Москве. Отец Иоанн полагал, что «месть врагам России» — только повод для насилия и вседозволенности. В погромах он видит признак того, что идеи социализма, и революционного нигилизма пустили корни в народе, а в будущем ждут гораздо большие потрясения.

Он был уверен, что переворот в государстве неминуем и только молил Бога, чтобы он произошел после войны, а не во время. В этом он видел слабую надежду на спасение России.

Февральская и тем более октябрьская революция ошеломили протоиерея Иоанна Восторгова.

Сознавая себя врагом революции, протоиерей Иоанн Восторгов не стал сразу активно выступать против нее. В повиновении новому правительству он видел не отмену присяги, данной царю, а прямое исполнение долга перед страной – долга предотвратить ее сползание в хаос.

Он не был оптимистом и не думал, что Церковь получит новые возможности для развития в новых условиях, после прекращения мелочной опеки со стороны государства. Напротив, он писал: «Переделать себя мы не могли, но никогда наше одиночество н казалась настолько беспросветным. Мы оказались лицом к лицу с неизбежной переоценкой наших ценностей».

В № 339 газеты «Церковность» он пишет, что бывали минуты, «когда самый церковный человек бывает близок к самоубийству», закрадывались и сомнения в истинности веры. «Как видеть свое полное поражение, и ни в чем невозможно найти утешение и оправдание?» – вопрошал священник.

Впрочем, он видит, что отчаяние можно пережить и оно приведет не к саморазрушению, а к борьбе с большевиками. «Нам терять было нечего, а такие люди могут заменить силу любви такой же могучей силой ненависти».

Пока народ еще посещает храмы, его можно учить. Однако духовенство ничем не отличается от интеллигенции, буржуазии, журналистов – виноваты все, и получают по заслугам.

Вину собратьев о. Иоанн возлагал и на себя.

В заключение доклада владыка Вениамин сообщил, что сейчас работает над книгой об о. Иоанне Восторгове.

Истина имеет защиту в самой себе

Служба в Князь-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме. Фото: диакон Андрей Радкевич

Протоиерей Иоанн Восторгов находился на гребне волны русского миссионерства конца XIX-начала XX в., рассказал профессор ПСТГУ Андрей Борисович Ефимов. Он вспомнил, про ту искренность в служении, которая была присуща отцу Иоанна с начала его священства. Так в 25 лет он отдал все свои сбережения на свой первый храм и покупку для него утвари, организовал школу, которую могли посещать и дети старообрядцев.

Он исповедовал принцип: пусть дети сектантов не перейдут в Православие, главное, чтобы они видели любовь и заботу и у них не было нелепых представлений о Православии.

«Истина имеет защиту и оправдание в самой себе. Ее достаточно просто показать открыто и беспристрастно. Это уже миссионерство», — подчеркнул докладчик.

Присоединение сиро-халдейских несториан к православной церкви в 1898 году. Санкт-Петербург. Главнейшие деятели. Стоят: священник Георгий Беджианов диакон Яков Бабаханов священник Сергий Сидят: хан Юсуф Арсениос протоиерей Виктор Синадский Епископ Иона Архимандрит Илия священник Давид Вениаминов. Фото с сайта wikipedia.org

Профессор Ефимов обратил особое внимание на миссию отца Иоанна в Иране В августе - октябре 1901 года, когда он занимался надзором за состоянием дел Российской духовной миссии. В этот период к православию происходило присоединение персидских сиро-халдеев, исповедовавших несторианство.

Проповедовал протоиерей Иоанн Восторгов и среди русских переселенцев, отправившихся осваивать необжитые земли Восточной Сибири и Дальнего Востока по призыву правительства Петра Столыпина. Из прибывало до четверти миллиона человек в год. Обращались в христианство и местные жители-корейцы. Так на Дальнем Востоке было открыто до 180 корейских школ.

Не надо обходить острые вопросы

Шествие членов Союза русского народ. Одесса, 1906 год. Фото с сайта topwar.ru

Заведующий Кафедрой ПСТГУ истории Русской Православной Церкви священник Александр Щелкачев выступил с призывом не сторониться трудных и неоднозначных высказываний и действий протоиерея Иоанна Восторгова.

Он привел пример его позиции по вопросу автокефалии Грузинского экзархата в 1900-е гг.. «Трудно согласиться, с позицией отца Иоанна, что автокефалия Грузинской Церкви заведомо был обречена на провал, что они попросятся назад, что в Сионском соборе должны службы идти на русском языке, потому что он построен на русские деньги и прочее». Отец Александр видит в резкости позиции протоиерея Иоанна Восторгова его неприятие любой революционности

Выступавший подчеркнул, что, парадоксальным образом, главные нападки на о. Иоанна Восторгова шли не со стороны либералов, а со стороны Союза русского народа.

«Из-за беспринципности и политиканства руководства Союз раскололся. о. Иоанн пытался его объединить, но в результате встретил только противодействие», – продолжил о. Александр.

Хотя протоиерей Иоанн Восторгов некоторое время пользовался поддержкой Распутина, но «потом разобрался, отошел от него». Это вызвало августейший гнев, и в итоге овдовевший о. Иоанн не был рукоположен во епископа, хотя это многим казалось вполне логичным ходом вещей.

Он старался публиковать проповеди как можно быстрее, чтобы расширить аудиторию

«Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова» в пяти томах7 Переиздание 1990-х гг. Фото с сайта pokrov.pro

Отец Иоанн был одним из самых ярких проповедников своего времени. В дискуссиях Поместного собора 1917-18 гг. о необходимости наполнения проповеди смыслом и силой, ухода от формализма его приводили в пример как счастливое исключение.

Наталья Сухова, профессор кафедры истории Русской Православной Церкви, разобрала проповеди протоиерея Иоанна Восторгова, начиная с молодых лет. Еще в 1890-е гг., с началом работы законоучителем в гимназии, в них можно выделить четыре основные черты: стремление соотнести Слово Божие с данными науки; невозможность объяснить Слово Божие одним лишь человеческим разумом и логикой; познать слово Божие можно лишь полюбив его красоту и неземную гармонию; познание Слова Божие должно быть соотнесено с христианской нравственностью не как с сухим сводом запретов, а как с раскрытием Христа в христианине.

Штемпель на книге из личной библиотеки протоиерея Иоанна Восторгова. Фото с сайта pokrov.pro

Интерес к современным общественным проблемам, столь характерный для проповедей отца Иоанна в последние годы жизни, проявился у него далеко не сразу, и увеличивался постепенно. Впервые он становится заметен в первой половине 1900-х гг. Во время пребывания на Кавказе к проповедям добавилась публицистика, культурно-просветительские проповеди, проповеди против неверия и порочного образа жизни.

С 1906 г. отец Иоанн стал проповедником-миссионером Московской епархии. Это был самый масштабный и самый напряженный период для него как для пастыря и проповедника. Все большее внимание он уделяет общественно-церковной жизни, проблемам социализма и революционного движения, которые он не принимал категорически. Он старался как можно быстрее публиковать проповеди, чтобы расширить их аудиторию, хотя и сетовал на их недостаточную обработку и редактуру.

Арест за публикации

Арестованные священнослужители. Фото с сайта viknaodessa.od.ua

Отец Иоанн был арестован вместе с епископом Селенгинским Ефремом 30 мая 1918 г. Его обвинили в том, что он дал согласие на продажу епархиального дома в Лиховом переулке (того самого, где проходила конференция), в то время, как дом к тому времени уже был национализирован советской властью. Через 9 дней «Известия» разразились статьей «Коммерческая сделка патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и Ко».

Манера ареста очень напоминает распространенный чекистский прием того времени: осудить не за политику, а за хозяйственные преступления, махинации, «аморалку» или уголовщину. Причем старались не упустить шанса еще и пнуть в подконтрольной прессе, мол, смотрите, граждане, какая подноготная у всех этих «праведников».

Однако в 1918 г. еще не вся пресса была социально близкой, «Московские церковные ведомости» позволяли себе печатать настолько разгромные статьи против большевиков, что дух захватывает.

Собственно, отец Иоанн их и писал.

Сотрудник ПСТГУ Инна Смолякова стала разбираться, а что именно могло послужить поводом к аресту и расстрелу известного священника. Она заметила, что в то время репрессивный маховик еще не раскрутился. Людей еще выпускали. Самого одиозного консерватора Владимира Пуришкевича за месяц до ареста протоиерея Иоанна Восторгова освободили под честное слово о прекращении политической деятельности. Летом 1918 г. еще шел Поместный собор, где отец Иоанн был одним из самых активных членов, и его арест «не в углу происходил», на это надо было решиться. Так за что же?

За публикации.

Князь-Владимирская церковь при Московском епархиальном доме. Фото: диакон Андрей Радкевич

За два дня до ареста в «Московских церковных ведомостях» вышла проповедь «Кустодия». Название напоминает нам о страже, которую выставил синедрион у Гроба Господня. Помните, окончание чтения Двенадцати Евангелий «знаменовавше камень с кустодиею»? Проповедь без подписи, но автор узнаваем. Это, без сомнения, протоиерей Иоанн Восторгов.

Основные идеи проповеди такие: над Церковью и ее святынями поставлена стража, кустодия. Устоит ли эта стража? Будет ли верующий народ бесконечно терпеть? Послушает ли он народных комиссаров или объединится для защиты своей веры?

Во время заключения протоиерея Иоанна Восторгова, в июньском номере «Московских церковных ведомостей» вышла и другая его проповедь – «Единство». Она была произнесена в Соборе Василия Блаженного. Отец Иоанн говорил: «Мы видим в русском образованном обществе поворот в сторону Церкви. Удары против веры и Церкви достигли обратной цели». Священник призывал объединиться всем православным христианам, вне зависимости от происхождения, культуры и политических взглядов «к трудной работе по спасению России, на борьбу с ее врагами и предателями».

Можно думать, что хотя публикация и прошла позже, о самой проповеди власти хорошо знали. Оперативная работа по подготовке ареста, как отмечает Смолякова, началась еще в апреле 1918 г. И ее причиной были не только резкие проповеди. Отец Иоанн предлагал патриарху Тихону сохранить газету «Церковность» как канал для распространения проповедей и воззваний, издававшийся на пожертвования от епархий.

Скорее всего, именно в его усилиях по консолидации и сохранении независимости церковных газет вместе с позицией убежденного врага новой власти, и стали причиной ареста.

Где похоронен новомученик?

Священномученник Иоанн Восторгов. Икона. Изображение с сайта azbyka.ru

Археолог Григорий Анащенко провел большое расследование, чтобы установить, где именно были похоронены расстрелянные жертвы террора 5 сентября 1918 г., в т.ч. и священномученик Иоанн Восторгов. Эта работа началась еще в 2004 г., когда к ученому обратились инициаторы восстановления мемориала на Московском городском братском кладбище, использовавшемся для тайного захоронения расстрелянных московской «чрезвычайкой» офицеров, священников и политических деятелей. Сложность возникла из-за того, что существовало два источника, на первый взгляд противоречащих друг другу.

В книге протоиерея Михаила Польского «Новые мученики российские» говорилось о расстреле в Петровском парке. А староста храма св. Иоанна Воина на Якиманке Александра Уженко на склоне лет рассказывала игументу Дамаскину (Орловскому), что ходила с другими верующими на панихиду на месте расстрела протоиерея Иоанна Восторгова возле Братского кладбища на Ходынском поле.

Петровский Парк. Фото начала 20 века с сайта topos-lite.memo.ru

Путем долгого сличения карт, фото и архивных документов Анащенко смог прийти к гипотезе: границы расположенных рядом Петровского парка и Ходынского поля в первые десятилетия XX века часто бывали размыты в сознании простых горожан, особенно после выставки на Ходынке 1882 г., через которую прошло около миллиона человек. Вполне возможно, что место расстрела находилось на их стыке.

Ученый выдвинул гипотезу о том, что оно могло быть в районе нынешней Песчаной улицы. Его брат в детстве гулял с мамой возле дома 19 и видел длинную полосу человеческих костей, открытую при строительстве. Мама объяснила это захоронением жертв давки на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 г. Однако, вполне возможно, что это были жертвы расстрелов. Данные не противоречат обоим воспоминаниям.