Презентация на тему биоценоз озера. Презентация на тему "биоценоз". Ярусность в биоценозе

Актуализация опорных знаний
  • 1. Дайте определение популяции.
  • 2. Что определяет взаимодействие популяций?
  • (Определяет характер функционирования природного сообщества - биоценоза)
  • 3. Что представляет собой природное сообщество?
  • (совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга)
  • 4. Какие примеры природных сообществ вы можете привести?
  • (лес, степь, пустыня, река, море)
  • 5. Назовите примеры искусственных сообществ.
  • (поле, огород, парк, сад)
Мотивация деятельности учащихся
  • «…накопление знаний подобно росту дерева…»
  • (Винсон Браун)
  • На этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастёт новой веточкой знаний о сложной природной системе – биоценозе.
Ввод в новую тему
  • Расшифровка новых терминов: «биоценоз», «виды – доминанты», «ярусность»
  • Познавательная цель урока:
  • выяснить структуру биоценоза,
  • положение вида в составе биоценоза,
  • установить причины устойчивости биоценоза
Изучение нового материала
  • 1. Биоценоз как надорганизменный уровень организации жизни
  • Какие причины обусловливают видовой состав биоценоза?
  • Какие типы взаимодействия существуют между организмами в сообществе?
Составить схему «Биоценоз»
  • Составить схему «Биоценоз»
  • Растения
  • (фитоценоз)
  • Животные
  • (зооценоз)
  • Микро-
  • организмы
  • (микро-
  • биоценоз)
2. Видовая структура биоценоза
  • 2. Видовая структура биоценоза
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Прочитать текст учебника «Видовая структура сообщества», рассмотреть рис. 59, 60.
  • Проанализировать кривую соотношения видов по численности в биоценозе.
  • Сделать вывод.
  • (по данным показателям все виды, образующие биоценоз, делят на доминантов и редких – в сообществах важны и те, и другие)
  • (чем выше видовое разнообразие, тем стабильнее биоценоз)
3. Распределение видов в пространстве
  • 3. Пространственная структура сообщества
  • Работа с рис. «Пример ярусности в лесу»
  • Ярусы
  • Большие деревья
  • Малые деревья
  • Кустарники
  • Травы и кустарнички
  • Мхи и лишайники
  • Подстилка
4. Экологическая ниша вида - совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования вида. Сообщение учащегося о насекомых леса Работа в малых группах
  • Задание 1
  • Приведите доказательства правильности или ошибочности трактовки пословицей экологических закономерностей взаимосвязи организмов в сообществе
  • «Мужик березу рубит, а щепа по грибам и ягодам бьет»
  • Задание 2
  • Что помогает растениям приспособиться к жизни в едином сообществе?
  • Задание 3
  • Сравните число ярусов в разных лесных биоценозах: в смешанном лесу, в еловом, на злаково - клеверном лугу
  • З адание 4
  • Из предложенного списка организмов, составьте «этажи» леса
Задание на дом
  • Изучить § 15
  • Задание 1, 2 по вариантам к § 15
Рефлексия
  • Закончите предложения.
  • 1.Самым интересным для меня было …
  • 2. Мне понравилось…
  • 3. Я бы хотел …
  • 4. Я себя чувствовал на уроке…
  • 5. Мне было …

7 класс

Тема урока: « Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение»

Задачи урока:

Обучающие : Сформировать представление о многообразии голосеменных растений, установить их роль в биосфере и жизни человека.

Развивающие : Развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, формулировать гипотезу, решать творческие задачи.

Воспитательные : Формировать культуру общения, коммуникативные качества.

Технология развития критического мышления.

Урок включает 3 стадии: вызов – осмысление – рефлексия.

На стадии рефлексии учащиеся решают творческие задачи (ТРИЗ).

Стратегия урока : «Зигзаг-1».

Оборудование и материалы : Тексты о голосеменных растениях, гербарный материал, фотографии растений, карточки - задания, презентационные карточки, карточки с задачами.

Ход урока.

1.На стадии вызова учащимся предлагается вставить недостающее слово (названия голосеменного растения) в предложение. Карточки с «загадками» висят на доске.

От века в семечке заложен шум ветвей,

Но __________ не знает, что родится скрипкой. (Ель)

Величав ее сказочный рост,

Да она и растет на горе.

По ночам она шарит меж звезд

И пылает огнем на заре. (Сосна)

Растение в себе содержит время,

Как форму листьев, запах, цвет и сок. (Гинкго)

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей,

И корни ядом напоила. (Тис)

Шатер раскинув навесной,

Покрытая загаром,

__________смолой исходит в зной

И пахнет скипидаром. (Сосна)

Ребята высказывают свои предположения, пытаются аргументировать ответы.

2.На стадии осмысления класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся в группе получает свой текст и карточку - задание. Ребенок работает со своим текстом, выделяет главное, обращает внимание на вопросы, затронутые в карточке.

Примечание. Учитель предложил тексты о сосне, лиственнице, тисе, гинкго, ели. Тексты подбирает учитель. Количество текстов равно количеству учащихся в группе.

Карточка - задание. (Такие же карточки для других растений)

Особенности биологии растения:

СОСНА.

Признаки

Особенности

Жизненная форма

Корневая система

Крона

Хвоя

Шишки

Экология растения.

Роль в природе.

Роль в жизни человека.

Практическое значение.

По окончании работы ребята переходят в другие группы- группы экспертов.

Стадия размышления (рефлексии): работа в группе экспертов.

Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме (по одному и тому же растению). В процессе обмена информацией ребятами заполняется карточка - задание и составляется рассказ по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Подготавливается карточка для презентации. Она большего размера по сравнению с рабочей карточкой.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные рабочие группы. Вернувшись в рабочую группу, эксперт знакомит всех со своей темой, пользуясь своей карточкой. Ребята заносят информацию о растениях в таблицу в тетради.

Один из экспертов (его ребята выбрали заранее) от каждой экспертной группы проводит презентацию по своей теме. Презентационная карточка (большого размера) вывешивается на доске. Другие эксперты этой группы вносят дополнения, отвечают на вопросы.

Таким образом, ребята прослушивают информацию 2-ой раз. После такой работы каждый ребенок из группы может сообщить информацию о любом из изучаемых растений.

Прослушав информацию, учащиеся возвращаются к «загадкам», заданным им на стадии вызова и исправляют допущенные ошибки.

Эту стадию усиливаем решением творческих задач (ТРИЗ), которые ребята решают в режиме мозгового штурма. Карточки с задачами получает каждая рабочая группа. Нерешенные задачи учитель задает ребятам на дом.

Творческие задачи:

1) Ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле хвоя, мох и трава. Почему?

2) Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

3) Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников или в березовом? Почему?

5) У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

6) Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

7) В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных. Объясните это явление.

8) Семена тиса, побывавшие в желудке птиц, прорастают лучше, чем опавшие. Почему так происходит?

9) В березовом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление?

10) Как-то в сосновый лес поздней осенью приехал ревизор. Увидев голые хвойные деревья, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Домашнее задание:

Обязательное задание для всех:

1. Стр. 66-72 учебника.

2. Ответить на вопросы после параграфа, стр. 72.

Творческое задание (по желанию):

Ответить на вопросы творческих задач, которые вызвали затруднения на уроке (задачи раздаются на листочках каждому ученику).

Биоценоз

Преподаватель химии и биологии

ГБПОУ РО «НАТТ»

Лепешенко Т.И.


Цели урока

Сформировать знания по основным понятиям биоценоза, структуре биоценоза и агроценоза, сравнения их структур и применения.


Основные понятия

Биоценоз - «биос» -жизнь, «ценос»- сообщество.

Название « биоценоз» ввёл в науку

Немецкий учёный Карл Мебиус в 1877г.

Биоценоз - это сложная природная система, которая поддерживается за счёт связей между видами.

Биоценозы включают только взаимосвязанные между собой живые организмы, обитающие в данной местности.


Примеры биоценозов

  • Биоценоз моховой кочки, пня, луга, пруда, болота, леса.
  • Рукотворные биоценозы- аквариум, террариум, теплица, оранжерея.
  • Обитатели лесной поляны.
  • Обитатели ствола упавшего дерева.

Показатели биоценоза

Видовое разнообразие , т.е. число видов растений и животных образующих биоценоз.

Плотность популяций, т.е. число особей данного вида, отнесённых к единице площади или объёма.

Биомасса - общее количество живого органического вещества, выраженного в единице массы.


Весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов называют биоценозом



Структура биогеоценоза

Видовая

структура

биоценоз

Пространственная

структура

Трофическая

структура


Видовая структура биоценоза

Наиболее массовые виды биоценоза называют доминантами

В ельнике-черничнике среди деревьев постоянно доминирует ель, среди наземных растений – черника, зеленые мхи, среди птиц – пеночка-теньковка, синица-гаичка, из куриных птиц – рябчик, а среди мышевидных грызунов преобладает рыжая полевка.

Массовые виды составляют основное ядро биоценоза


Значение многочисленных и малочисленных видов

Массовые виды – важные средообразователи, сильно влияющие на условия жизни для других видов.

Малочисленные виды составляют как бы резерв сообщества и являются видами- индикаторами


Пространственная структура биоценоза

Вертикальное распределение видов в пространстве ярусность

Ярус– элемент вертикального расчленения биоценоза, совокупность растений, обладающих сходством внешних признаков, относящихся, как правило, к одной жизненной форме, одинаковой высотой.


Функциональные группы организмов

продуценты консументы

редуценты







Понятие о агроценозах

В природе, помимо естественных биогеценозов (леса, тундры, луга, степи, реки, моря и т. д.), существуют и экосистемы, которые формируются в результате хозяйственной деятельности человека. Их называют агроценозами (агробиогеоценозами или агроэкосистемами).

Агроценоз (греч. agros - поле) - это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений.


Понятие о агроценозах

Примерами таких экосистем являются поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д.

Сообщества растений и животных, искусственно создаваемые человеком в морских и пресноводных водоемах, также можно отнести к категории агроценозов.


Значение агроценозов

Агроценозы занимают примерно 10% всей поверхности суши (около 1,2 млрд. га) и дают человечеству около 90% пищевой энергии. Их неоспоримые преимущества по сравнению с естественными экосистемами заключается в неограниченных потенциальных возможностях увеличения продуктивности. Однако их реализация возможна только при постоянном, научно обоснованном уходе за почвой, обеспечении растений влагой и элементами минерального питания, охране растений от неблагоприятных абиотических и биотических факторов.


Структура агробиоценоза

В агроценозе , как и в биогеоценозе, существуют продуценты (культурные растения и сорняки), консументы (насекомые, полевки, птицы, мыши, лисы и т.д.), редуценты (грибы и бактерии). При этом обязательным звеном пищевых цепей является человек , возделывающий поля, сады и собирающий урожай. Как и в природной экосистеме, в агроценозе при переходе от одного пищевого уровня к другому происходят большие потери биомассы и энергии, т.е. агроценозы являются такими же сложными экологическими системами, как лес или луг.


Видовое разнообразие

В агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений (монокультура) , что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий.

Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения специализированными насекомыми (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (мучнисторосяными, ржавчинными, головневыми грибами, фитофторой и др.).


Отличия агроценоза от природного биоценоза

  • и меют ограниченный видовой состав растений и животных, короткие пищевые цепи.
  • н е способны к самообновлению и саморегулированию .
  • п одвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и т ребуют неустанной деятельности человека по их поддержанию .
  • Имеют незамкнутый круговорот веществ .

Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы:

  • имеют ограниченный видовой состав растений и животных
  • не способны к самообновлению и саморегулированию
  • подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней
  • требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию

Тестовое задание

Задание №1 (один ответ)

Агроценозом называют:

  • оболочку Земли, заселенную живыми организмами
  • территорию, временно изъятую из хозяйственного пользования
  • территорию, отведенную для сбора лекарственных растений
  • искусственную экосистему, возникающую в результате сельскохозяйственной деятельности человека

Задание №2 (один ответ)

Почему поле кукурузы считают искусственным сообществом?

1) в нем преобладают продуценты одного вида

2) оно имеет популяции растений и животных

3) в нем отсутствуют редуценты

4) его устойчивость поддерживается разнообразием консументов


Задание №3 (Несколько ответов)

Сходство поля, засеянного овсом, и луга обусловлено

А) небольшим числом видов

Б) наличием цепей питания

В) наличием продуцентов, консументов, редуцентов

Г) использованием солнечной энергии

Д) использованием дополнительных источников энергии

Е) замкнутым круговоротом веществ


Задание №4 (Несколько ответов)

В природной экосистеме, в отличие от искусственной:

  • длинные цепи питания
  • продуценты изымаются из круговорота
  • небольшое число видов
  • осуществляется саморегуляция
  • замкнутый круговорот веществ
  • используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

Задание №5 Установите соответствие

Характеристики БГЦ

А создаются под действием естественного отбора

Б способны к саморегуляции

В численность одного или нескольких видов значительно превышает численность других

Г нуждаются в постоянном контроле со стороны человека

Д круговорот веществ осуществляется не полностью, часть вещества выносится

Е большое видовое разнообразие

Типы БГЦ

  • Естественные

5. А-1, Б-1, В-2, Г-2, Д-2, Е-1.

Презентация на тему "Биоценоз" по биологии в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 6 класса рассказывается о том, что такое биоценоз, о его составе и видах. Автор презентации: Воеводская В.Г., учитель.

Фрагменты из презентации

Биоценоз

  • биос - жизнь
  • койнос - общий
  • совокупность взаимосвязанных между собой живых организмов, обитающих в данной местности

Состав биоценоза

    • 99,2% - растения
    • 0,8% - другие организмы
  • океана
    • 93,7% - животные и микроорганизмы
    • 6,3 - остальные организмы
  • Наиболее богаты видами тропические леса. Здесь на 1 м2 приходится несколько сотен тысяч растений и животных.
  • Большинство живых организмов обитает в приповерхностном слое океана

Ярусность в биоценозе

Биомасса – общее количество живого органического вещества, выраженное в единицах массы.

Виды биоценозов

  • Естественный биоценоз – это тот, который создала природа. Например, озеро, лес, водоём.
  • Искусственный биоценоз – это тот, который создал человек. Например, сад, огород, аквариум.

Вывод

Вот и ответили мы на вопрос –
«Что же такое биоценоз?»
Здесь все семьёю одною живут,
Дышат, питаются, даже растут.
Все приловчились, порядок везде,
Всё по закону «Ты – мне, я – тебе»
Если вдруг с кем-то случилась беда –
Нечего плакать, такая судьба.
В целом, у каждого доля своя,
В этой системе есть где-то и я.
  1. Биоценозы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания.
  2. Общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Чем больше видовое разнообразие, тем биоценоз устойчивее.
  3. Биоценозы бывают естественными и искусственными. Искусственные – неустойчивые, там будет расти только то, что посадил человек, будут жить только несколько видов животных.

1 слайд

Биогеоценозы и биоценозы. Презентация Климовой Ирины Генриховны учителя биологии I квалификационной категории МОУ СОШ №11 г.Североуральска Свердловской области

2 слайд

Задачи: изучить структуру биогеоценозов и биоценозов, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз, выявить продуктивность биоценозов, развивать умение выделять главное, делать выводы. *

3 слайд

Академик Владимир Николаевич Сукачёв - советский ботаник, лесовод, географ. В (1880-1967) 1940 году дал определение биогеоценоза. *

4 слайд

Биогеоценоз хвойного (слева) и смешанного лесов. Биогеоценоз – это биоценоз, неразрывно связанный с неорганическими компонентами (почва, влага, атмосфера и т.п.). *

5 слайд

Биоценоз пресного водоёма. Биоценоз – это сообщества растительных и животных организмов, населяющих участок биосферы с однородными условиями существования. *

6 слайд

7 слайд

8 слайд

Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные. Такая последовательность называется пищевой цепью; каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание») *

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Пример пастбищной цепи (выедания) Сок растения тля Божья коровка паук Насекомоядная птица

14 слайд

Существует ещё одна группа организмов, называемых редуцентами. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные – детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков. Детритофагов, в свою очередь, могут поедать хищники. В отличие от пастбищных пищевых цепей, начинающихся с первичных продуцентов (то есть с живого органического вещества), детритные пищевые цепи начинаются с детрита (то есть с мёртвой органики).

15 слайд

Тела погибших растений и животных еще содержат энергию и "строительный материал». Эти органические материалы разлагаются микроорганизмами, а именно грибами и бактериями, живущими как сапрофиты на органических остатках. Упавшие деревья и ветви могут разлагаться многие годы. Очень существенную роль в разложении древесины (и других растительных остатков) играют грибы, которые выделяют фермент целлюлазу, размягчающий древесину, и это дает возможность мелким животным проникать внутрь и поглощать размягченный материал.

16 слайд

Приведем две типичные детритные пищевые цепи наших лесов (разложения) Мёртвое животное муха лягушка уж опад Дождевой червь дрозд Ястреб – перепелятник

17 слайд

Биоценозы характеризуются определёнными показателями, имеющими количественное выражение: Видовое разнообразие – число видов растений и животных, образующих биоценоз. Плотность видовых популяций, т.е. количество особей данного вида, рассчитанное на единицу площади или единицу биомассы. Биологическая продуктивность - скорость продуцирования биомассы. Различают первичную и вторичную продуктивность. *