Началась долгожданная «Оттепель», теперь и на Крымском Валу. Картины, сервизы и спутник: выставка «Оттепель» открылась в Третьяковке Третьяковская галерея выставка оттепель картины

С 7 марта в ГМИИ им. А. С. Пушкина действует выставка «Лицом к будущему. 1945-1968». Она стала завершающей частью музейного фестиваля, посвященного искусству послевоенного десятилетия. Свои выставки об оттепели уже представили Музей Москвы и Третьяковка. Buro 24/7 рассказывает о каждой выставке трилогии.

«Московская оттепель: 1953-1958»

Где: Музей Москвы

Кураторы: Евгения Кикодзе, Сергей Невский, Максим Семенов, Александра Селиванова, Ольга Розенблюм

Экспозиция первой «Оттепели» — это своего рода прорыв для Музея Москвы. Помимо привычных картин кураторы уделили большое внимание архитектуре, музыке, кино и литературе.

«Мы задумались о том, что значит современность. Есть внешние символы современности — компьютеры, при этом мы понимаем, что на компьютере можно писать домостроевские идеи, например, что можно бить женщину. Наши современники так и делают. Оттепель интересовала нас как начало, точка отсчета современности как типа сознания, необходимого для сегодняшнего дня» .

Кроме того, они наметили девять главных направлений, которые сформировали жизнь человека оттепели. Первый из них — решетка или матрица — определяет не только концепцию, но и дизайн выставки. Термин «решетка» пришел из работ американского искусствоведа Розалинды Краусс, наследницы французских структуралистов — Ролана Барта, Жака Лакана, Жиля Делеза.

«Решетка объясняет смысл новой, демократической, дистрибуции информации. Она развивается по горизонтали, в ней не может быть центра и доминанты. Она многоцентрична и единомоментна» (Евгения Кикодзе).

Выставка открывается с материалов ХХ съезда партии в 1956 году. Это событие положило начало развенчанию культа Сталина и формированию нового отношения к человеку. Далее идет главная повесть эпохи — «Оттепель» Ильи Эренбурга. В ней уже нет сталинского героя-стахановца, а персонажей занимают искусство и человеческие взаимоотношения, а не светлое коммунистическое будущее. В целом выставка погружает нас в будничную жизнь, которая, наконец, стала возможна для обычных людей — здесь автопортрет Зверева в импрессионистичной манере соседствует с натюрмортами Рогинского и Соболева.

После «Решетки» следует раздел «Капсула», где зритель попадает в мир личного пространства человека — «некое яйцо, которое защищает его». Помимо отрывков из фильмов «Еще раз про любовь» и «Три тополя на Плющихе», где герои обустраивают новый быт в собственных квартирах, кураторы дают и прямую аналогию — картину «Яйцо» Состера.

Михаил Рогинский, «Натюрморт с кувшином », 1966; «Квартирная сюита», фрагмент, 1994

В разделе «Новое» переосмысляются пережитки сталинской эпохи, которые приходят в новую систему. «Новые ценности — это начало строительства, сам момент слома старого и огромных масс земли на месте будущего здания », — говорит Кикодзе, рассуждая о картине «Строительство Нового Арбата» Шильникова.

«Управлять ритмом равнозначно управлению материей, ставить акценты, замедлять или усиливать — значит творчески переустроить мир » (Евгения Кикодзе).

Джаз оживает в работах Яковлева, Панкина, Кулакова, Кропивницкого — эпигонов западной живописи, которые испытали влияние Джексона Поллока. Последний был представлен на Американской национальной выставке в Москве в 1959 году. Рядом с ними — портрет Дюка Эллингтона работы Шелковского, сделанный с обложки пластинки. «Новый ритм» затронул даже лекции — по архивным материалам из истории мехмата МГУ мы можем проследить, как менялся темп лекций.

Михаил Кулаков, « Апостолы », 1964

«Появляется новая молодежь, которую нужно не заставить, но увлечь. Здесь появляются приемы взаимодействия: ритмом, акцентами, паузами. Так возникает диалог между учеником и учителем » (Евгения Кикодзе).

Эпоху оттепели невозможно представить без космоса — ему посвящен раздел «Мобильность», который раскрывает тему скорости. Москвич из коллекции Музея Москвы соседствует с работами Турецкого в духе поп-арта как символ новой роскоши, доступной теперь не только элите. Рядом с макетом реактивного жидкостного двигателя — фотографии экранопланов, метеоров и ракет конструкторского бюро Алексеева. Космос распространяется и на обычную жизнь — пылесосы, фены и сифоны напоминают космические агрегаты, почтовые марки изобилуют изображениями ракет, а конфеты носят название «Белка и Cтрелка».

Экранопланы им. Р.Е. Алексеева

Еще одна важная для эпохи категория — «Прозрачность», которая отражается сразу в нескольких факторах: прозрачные материалы, общее пространство работы на заводах и отсутствие границ и стен в распространении информации. Эскизы новых заводов из архивов Мархи соседствуют здесь с портретом Ландау из железобетона и стекла работы Лемпорта.

«В науке происходит объединение знаний, на пересечении традиционных дисциплин появляются новые науки, наконец оправдана и получает быстрое развитие кибернетика. Аналогично — в искусстве, возникают сложные жанры», — объясняет Евгения на примере абстрактной работы Лидии Мастерковой, созданной из кусков различных тканей, в том числе солдатской шинели. Поднимается и тема противостояния научного сообщества и Лысенко — в разделе «Синтез» представлены первые сборники по проблемам кибернетики конца 50-х.

Завершает выставку «Пустота», с которой и началась вся работа. Тема «Пустоты» отсылает к рассказу художника Янкилевского о разгроме выставки 30-летия МОСХ в Манеже в 1962-м. Этому события, как продуманной политической акции, тоже уделено отдельное внимание в рассказах и свидетельствах современников. Увидев на абстрактной работе Янкилевского черное пятно, Хрущев заявил: «Дырка!», - эту фразу повторил за ним каждый из участников делегации. Рассуждая об этом поступке Хрущева, Кикодзе подводит итог:

«Отношение к пустоте — то, что отличает тоталитарную систему от демократической. Это нечто неизведанное, шанс к открытию. В тоталитарной системе этого шанса нет» (Евгения Кикодзе).

«Оттепель »

Где: Третьяковская галерея, Крымский вал, д. 10

Кураторы: Кирилл Светляков, Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева

В середине февраля своя «Оттепель» стартовала в Третьяковке — работа над выставкой началась более двух лет назад.

«Факторов было несколько — массовый интерес к эпохе, выраженный в рейтингах сериалов. Также важен исторический момент — в искусстве авангарда или соцреализма, которые часто становятся темами выставок, люди не выходят за существующий корпус идей, а 60-е — новый материал, к которому обратились в разных институциях. Третий момент — интерес к ближней истории, когда люди понимают, насколько необратимые процессы происходили в разные моменты, и это не только революция 1917 года. Интерес сначала появился к 90-м, а оттуда пошел интерес и к 60-м» (Кирилл Светляков).

Анастасия Курляндцева отмечает, что интерес к 60-м есть не только в России — об этом говорит популярность сериалов «Безумцы» и «11.22.63», а также выставок, посвященных дизайну холодной войны.

Виктор Ефимович Попков, «Двое», 1966

«У нас скорее популистский проект, в котором мы задаем общие векторы, модели восприятия. Невозможно показать 15 лет жизни огромной страны в полном масштабе, можно лишь приоткрыть шкатулку. Мы старались показать в большей степени не искусство, а документ. Раскрыть искусство как документ, артефакт — это вызывает ряд недоумений у тех, кто приходит смотреть именно картины» (Юлия Воротынцева).

Вход на выставку открывается фрагментами из фильмов «Дайте жалобную книгу», где студенты символически громят скульптуру и старую архитектуру — убирают фальшивые элементы декора, чтобы обнажить модернизм. Сразу за ними идут фрагменты фильмов «Застава Ильича», «Девять дней одного года» и «Летят журавли», живопись Коржева, Крюкова и Никонова — все это составляет раздел под названием «Разговор с отцом».

Кадр из фильма «Летят журавли», 1957

«Отец не всегда может ответить, часто это внутренний разговор. Люди не говорят о лагерях и участии в военных действиях, истории табуируются изнутри», — комментирует происходящее Кирилл Светляков. Вслед за мрачным коридором открывается светлая площадь с бюстом Маяковского, вокруг которого выбранные кураторами векторы оттепели от «Лучшего города на земле» и «Нового быта» до «Международных отношений» и «Атома-Космоса». Поиск нового языка происходил в это время не только в живописи, но и в быту — люди не говорили в открытую об отношениях и чувствах. «60-е — это поиски языка. Эмоция, травма, страх, боль — модернисткие, невозможно выразить их через соцреализм», — поясняет Светляков.

Выставка концентрируется на человеческих чувствах — отчуждение в картине «Двое» Попкова, эротические абстракции белютинцев, нежная графика Дубинского. Герои эпохи не боятся быть инфантильными, показывать свои чувства и порой наивные мечты. За новой лирикой следуют великие устремления — открытие космоса и освоение целинных земель. Стиральная машина в духе космических спутников соседствует со скульптурой Эрнста Неизвестного, а космические интерьеры конструктора Балашовой — с крупноформатным полотном Нестерова «Слушаем космос». Хотя тема индивидуализма становится важной для городского жителя, она сочетается с коллективистским восприятием.

Таир Салахов, «У Каспия», 1966

И вот уже геологи и полярники превращаются из ударников труда в простых рабочих. «Они монументальные, но обыденные, что показывает пиетет художника перед ними, хотя имиджа интеллектуала у него тоже нет», — продолжает Светляков. Тема космоса переходит в абстракцию — оптическая композиция Булатова перекликается с счетчиком Гейгера Злотникова. По другую сторону от площади — раздел «Международные отношения», посвященный противостоянию СССР и США, холодной войне и отношениям с Кубой. Проходя круг, мы снова оказываемся в «Лучшем городе Земли», среди образов Пименова, Гаврилова, Степанова, Салахова. Вероятно, «Оттепель» — только первая часть трилогии, где нас также будут ждать «Застой» и «Перестройка».

«Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968 »

Где: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Волхонка, 12

Кураторы: Экхарт Гиллен, Петер Вайбель, Данила Булатов

Если в Третьяковской галерее и Музее Москвы эпоха оттепели показана на примере отечественного материала, то в Пушкинском музее зритель знакомится с искусством послевоенной Европы. Выставка создана совместно с брюссельским центром изящных искусств BOZAR и центром искусства и медиа ZKM в Карсруэ, где она экспонировалась ранее.

«В своей выставке мы постарались развенчать классические мифы об американском превосходстве, о доминировании абстрактной живописи и нью-йоркской школы. Мы постарались сделать акцент именно на европейских тенденциях - ведь и концептуальное искусство, и поп-арт, и медиа-арт появляются именно в Европе (Данила Булатов, куратор выставки «Лицом к будущему»).

Выставка открывается скульптурой Осипа Цадкина «Разрушенный город», которую художник посвятил разрушенному во время бомбежек Роттердаму. Первый раздел «Конец войны. Скорбь и память» объединяет абстрактную и фигуративную живопись послевоенных лет — скульптура Альфреда Хрдлички «Распятый», переносящая иконографию распятого Христа в язык новой живописи. Она находится в окружении полотен Макса Бекмана, Габриэле Мукки, Ханса Рихтера и Жана Фотрие. Все они связаны с переживаниями и травмами послевоенных лет. Западные художники соседствуют здесь с советскими — живописью Татлина, Белютина и Рогинского, скульптурами Сидура.

Осип Цадкин, «Разрушенный город», 1954; Михаил Рогинский, «Стена с розеткой», 1965

«Знаменитая фраза Адорно, что «писать стихи после Освенцима - это варварство» определяет дискурс послевоенного немецкого искусства. Абстракция становится важным языком потому, что иначе невозможно передать весь ужас войны. Уход от фигуративности и призывы к антиискусству - важнейшие тенденции того времени» (Данила Булатов).

На колоннаде кураторы продолжают развивать тему холодной войны в двух направлениях — реализме и абстракции. Портреты Люсьена Фрейда и Владимира Яковлева соседствуют с полотнами Вернера Тюбке и Харальда Мецкеса, посвященными подавлению Венгерского восстания в 1956 году, и голубем Пикассо — символом мира. Следом идёт формирование языка абстракции на примере живописи Тадеуша Кантора, Лидии Мастерковой и Элия Белютина. От холодной войны мы переходим к строительству нового мира в полотнах Леже и Дейнеки через «Синий парус» Ханса Хааке и копию «Синего глобуса» Ива Кляйна — выражение абсолюта цвета и поиски новой, бесплотной, формы. Борьба за мир выражается в полотнах Пикассо «Резня в Корее» и вдохновленного им Хорхе Кастильо в работе «Паломарес». Рядом с ними — триптихи Карла Гёца и Ханса Грундинга, связанные с угрозами ядерной войны. Художники считают своим долгом высказываться о волнующих их проблемах — гибели мирного населения, подавлении восстаний, бомбардировках и массовом уничтожении.

Ханс Грундиг, «Против атомной смерти», 1958

Помимо западных художников на выставке широко представлены и советские мастера — Белютин, Дейнека, Мастеркова, Инфанте, уже упомянутые Злотников и Рогинский. «В журнале «Крокодил» была карикатура, где люди, смотрящие телевизор, приняли за помехи репортаж с выставки современного искусства, где показывали абстрактную картину Адама Марчинского» - рассказывает Данила о выставке, приуроченной к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года.

Подобное сопоставление художников западной и восточной Европы с советскими разрушает еще один миф — о делении искусства на восточное и западное, абстракцию и фигуративность, объединяя их язык и школы в русле общих европейских тенденций.

Александр Дейнека, Эскиз мозаики, «Мирные стройки», 1959-1960; Фернан Арман, «Сожженная скрипка», 1966

Вслед за холодной войной и борьбой за мир на выставке идут разделы, посвященные формированию нового языка 60-х, — «Новые реализмы», «Преодоление прошлого» и «Концептуализм». Здесь зритель встречается с новыми техниками и формами выразительности в произведениях Хайнса и Армана, сталкивается с обнулением искусства в работах групп Zero и Nul, попадает в светящуюся комнату Отто Пине и знакомится с концептуалистами «Art & Language». Завершением долгого пути от послевоенной травмы к поискам новых средств изобразительности становится «Конец утопии», где политические события эпохи — демонстрации во Франции, формирование террористических групп в Германии, ввод советских войск в Прагу — отражены в работах ситуцианистов. Масштабная выставка, включающая более 200 экспонатов, показывает развитие искусства в самых разных направлениях.

«Эта выставка нацелена на то, чтобы приблизить зрителя к современному искусству, здесь показан момент его становления, те механизмы, которые были задействованы, чтобы перейти от классического искусства к современному. В то же время, это не учебник по современному искусству и не антология - авторы могли бы быть другими. Важны те идеи, которые иллюстрируют представленные художники. На первый план выходят не живописные качества, а скорее технические, как, например, в случае со световой комнатой Отто Пине или работой Хайнца Мака. Послевоенное искусство тоже может быть очень красивым и впечатляющим, и конечно есть очень сильные вещи, связанные с темой памяти и войны » (Данила Булатов).

Выставка в самом деле требует от зрителя не только открытости, но и определенной подготовки — человеку, который привык видеть в стенах Пушкинского только классику, будет нелегко. Однако работы, связанные с темами памяти и войны, будут близки каждому — даже традиционалистам.

С 16 февраля по 11 июня 2017 г. Третьяковская галерея представляет крупнейший выставочный проект, посвященный периоду отечественной истории, обозначаемому как "эпоха оттепели". Она охватывает время с 1953 года, когда после смерти Сталина произошли первые амнистии политических заключенных, и до 1968 года, когда ввод советских танков в Чехословакию развеял иллюзии о возможности построения социализма с "человеческим лицом". Этот период — важнейший политический, социальный и культурный проект в истории СССР, одна из "великих утопий" XX века, которая осуществлялась параллельно с демократическими преобразованиями и культурными революциями в странах Западной Европы и США.

Ю.И. Пименов. Бегом через улицу. 1963. Картон, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Относительно короткий промежуток времени, длившийся около 15 лет, не случайно получил громкое название "эпоха". Плотность времени, его насыщенность важнейшими событиями были невероятно высокими. Ослабление контроля государства и демократизация способов управления культурой значительно оживили творческие процессы. Сформировался стиль оттепели, представляющий собой оригинальный вариант советского модернизма 1960-х. Во многом он стимулировался научными достижениями в области космоса и атомной энергетики. Космос и атом — как самая большая и самая малая величины — определяли диапазон "вселенского" мышления шестидесятников, устремленных в будущее.

Всепроникающее ощущение создававшегося буквально на глазах великого и нового не могло не отразиться на искусстве. Все участники творческого процесса работали над поиском нового языка, способного выразить время. Раньше всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель и зритель заново открыл для себя многие имена, табуированные в 1930-1940-х годах. В изобразительном искусстве появился "суровый стиль". В то же время часть художников обратилась к наследию русского авангарда, начались активные поиски в области нефигуративной изобразительности. Новый импульс развития получили архитектура и дизайн.

Настоящая выставка представляет кураторскую интерпретацию процессов, происходивших в культуре и обществе. Цель проекта не только показать достижения оттепели, продемонстрировать взрыв невероятной творческой активности, которую дала появившаяся свобода, но и артикулировать проблемы и конфликты эпохи. Экспозиция включает произведения художников, скульпторов, режиссеров, ставших свидетелями происходивших изменений в важнейших сферах жизни советского человека. Их мнения полемичны в ряде вопросов, что делает выставку объемной и полифоничной.

Экспозиция представляет собой единую инсталляцию, в которую интегрированы разные артефакты: произведения живописи и графики, скульптура, предметы быта, образцы дизайна, видеопроекции с фрагментами художественных фильмов и документальными кадрами. Выставочное пространство поделено на семь тематических разделов, демонстрирующих важнейшие феномены эпохи. Раздел "Разговор с отцом" рассматривает диалог поколений в послевоенном советском обществе. Он поддерживался двумя темами, о которых было принято молчать: правда о войне и правда о лагерях. Раздел "Лучший город Земли" раскрывает тему города как места соприкосновения приватной и публичной сфер, когда жители еще не замкнулись в маленьких квартирах перед телевизором, не ушли на кухни, как это произойдет в 1970-е.

В разделе "Международные отношения" рассматривается противостояние СССР и США, которое определяло политическую картину мира во второй половине ХХ века. Холодная война и угроза ядерного уничтожения оказали решающее влияние на культурное мышление этого времени. Две сверхдержавы соревновались не только в гонке вооружений, но и в пропаганде своего образа жизни на международных выставках и в средствах массовой информации. "Новый быт" иллюстрирует программу по созданию комфортного частного быта, когда вновь приобрел актуальность лозунг 1920-х годов "Художник — на производство". Художникам-дизайнерам была поставлена задача воспитать у граждан "правильный" вкус в противовес "мещанству", улучшить мир советского человека с помощью предметно-бытовой среды.

"Освоение" предлагает разговор о "романтике дальних странствий", о стремлении молодых людей к самоутверждению и самостоятельности, о героизации тяжелых "трудовых будней", то есть на те темы, которые использовались в пропагандистских кампаниях, сопровождавших освоение целинных земель, призывы на далекие стройки. Художники и поэты отправлялись в творческие командировки, чтобы запечатлеть молодых романтиков. "Атом — космос" демонстрирует, как массовость высшего образования и развитие научных институтов породили новых героев времени — студентов и ученых. С запуска в 1957 году "Спутника-1" космос завладел умами и стал одной из главных тем в советской культуре, затронув не только живописные или поэтические произведения, но и дизайн бытовых предметов и приборов.

В разделе "В коммунизм!" становится очевидно, как успехи в освоении космоса и научные открытия стимулировали воображение художников. В культуре 1960-х можно найти множество футуристических прогнозов, похожих на те, что делались в период первого революционного десятилетия. Эпоха оттепели была полна противоречий. Выставка в Третьяковской галерее представляет собой попытку системного исследования ее культурного наследия. Планируется, что проект станет первой частью выставочной трилогии, которая будет продолжена показом искусства 1970-х - первой половины 1980-х, так называемой эпохи застоя, а вслед за этим — времени перестройки.

К выставке подготовлено уникальное издание, посвященное эпохе советских 1950-1960-х. Книга содержит научные статьи о живописи, скульптуре, архитектуре, дизайне, моде, кино, театре, поэзии, литературе, также в ней рассматриваются вопросы социологии, политологии и философии этого времени. Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, кинопоказы, поэтические чтения, олимпиаду для школьников. Часть программы организована в рамках межмузейного фестиваля "Оттепель. Лицом к будущему".

Юрий Пименов. «Бегом через улицу», 1963 г.

Кураторы, которые готовили выставку несколько лет,

попытались создать как можно более полную картину полифоничного времени, с его художественными поисками, неудобными вопросами о войне, эйфорией от научных открытий и выхода первого человека в космос, целинной романтикой и гонкой вооружений.

В экспозицию вошло порядка пятисот экспонатов из более чем двух десятков государственных и частных собраний, включая Третьяковскую галерею, Русский и Исторический музеи и Институт русского реалистического искусства.

В хрущевской оттепели невозможно выделить однозначные доминанты художественной, интеллектуальной или политической жизни. Оттепель — это целая эпоха и состояние умов, и потому несводима к нескольким именам или явлениям — именно так на нее и смотрят кураторы, проделавшие огромную исследовательскую работу. Именно поэтому в архитектуре выставки нет единого центра. Точнее, он есть, но представляет собой открытое пространство — «площадь Маяковского», вокруг которой расположены шесть тематических разделов: «Разговор с отцом», «Лучший город земли», «Международные отношения», «Новый быт», «Освоение», «Атом — космос», «В коммунизм!».

Открывающий выставку «Разговор с отцом» затрагивает две больные темы того времени, говорить о которых было не принято: правда о войне и лагерях. В этом разделе представлены не только художественные работы того времени, как, например, «Освенцим» Александра Крюкова или портрет Варлама Шаламова работы Бориса Биргера, но и кадры из знаковых фильмов: «Тишина», «Девять дней одного года», «Летят журавли», а также фотографии спектаклей театра «Современник», ставшего одним из голосов эпохи. Вторая половина 1950-х была временем процессов реабилитации политзаключенных, которые начались сразу после смерти Сталина, но стали постепенно сходить на нет в начале 1960-х. Так, фильм Григория Чухрая «Чистое небо» 1961 года, рассказывающий о побывавшем в немецком плену летчике, который получает правительственную награду после нескольких лет обструкции и общественного порицания, в конце 1960-х был бы уже невозможен.

Раздел «Лучший город Земли» посвящен не столько Москве (хотя, несомненно, она является его главным героем), сколько городу как общественному пространству, в котором пересекаются приватное и публичное. Город эпохи оттепели хочет соответствовать мировым стандартам, он отказывается от строгой иерархичности и помпезности сталинского ампира в пользу свободной планировки и огромных пространств (Дворец съездов в Московском Кремле, бассейн «Москва», проспект Калинина). А художники — как, например, Владимир Гаврилов и Юрий Пименов — с интересом наблюдают за разворачивающейся на улице жизнью обыкновенных людей.

«Новый быт» дополняет городскую тему артефактами и иллюстрациями частной жизни советского человека, среди которых много дизайнерских предметов интерьера (и они, между прочим, и сегодня с полным правом украсили бы современный дом).

Международные отношения оттепельного времени — это не только наращивание гонки вооружений и эскалация холодной войны между Советским Союзом и Америкой, но и культурный обмен, немыслимый при жизни Сталина. В 1955 году советские музыканты впервые после тридцатилетнего перерыва стали выезжать на гастроли в США, а в Ленинград привезли оперу Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» в исполнении афроамериканской труппы «Эвримен опера». Немногим позже советская столица будет восторженно встречать художника Рокуэлла Кента и пианиста Ван Клиберна. В 1959 году в Москве пройдет Американская выставка, где впервые в СССР покажут работы Джорджии О’Кифф, Виллема де Кунинга, Джексона Поллока, Марка Ротко, Эдварда Хоппера и многих других. В числе работ этого раздела выставки — виды Нью-Йорка Олега Верейского и акварели Виталия Горяева из серии «Американцы у себя дома». А чуть дальше — абстрактная живопись студии «Новая реальность» Элия Белютина , как перекличка с незримо присутствующими здесь западными авангардистами.

В разделе «Освоение» мы оказываемся среди главных персонажей советского героического эпоса — полярников, участников масштабных строек и ударников целины, а в соседнем разделе «Атом — космос» — в окружении студентов и ученых, в атмосфере знаменитого спора «физиков» и «лириков». Здесь же — фотографии, запечатлевшие огромные демонстрации в честь первого человека в космосе.

Эрик Булатов. «Разрез», 1965-1966 гг.

Раздел «В коммунизм!» иронично открывается масштабным полотном Элия Белютина «Похороны Ленина» («Реквием»). Трактуя классический сюжет советской мифологии в модернисткой эстетике, оно оказывается неким визуальным оксюмороном и символом социального проекта, обреченного остаться утопией.

Гуляя по выстроенным в экспозиционных залах «районам» города, неизменно возвращаешься на центральную площадь — пространство свободного высказывания, художественного эксперимента и новых смыслов, которые оттепель обретает с исторической дистанции.

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта 16 февраля-11 июня
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Ул. Крымский Вал, 10
https://www.tretyakovgallery.ru/

Гости передачи «Музейные палаты» в субботу, 4 марта – генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и куратор выставки «Оттепель» Кирилл Светляков.

Выставка «Оттепель» в Третьяковской галерее – часть большого межмузейного проекта, посвященного периоду с 1953 по 1968 год (от смерти Сталина до ввода советских войск в Чехословакию).

В экспозиции Третьяковки – около 500 экспонатов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, предметы быта, архивные документы, фотографии, фрагменты фильмов. Помимо вещей из собственных фондов ГТГ здесь также работы, которые предоставили еще 23 музея и 11 частных собраний.

Третьяковка постаралась охватить все возможные сферы жизни и поделила свою экспозицию на семь частей. Первая, «Разговор с отцом» – это тема войны. От традиционного Коржева до «военных» скульптур Вадима Сидура.

Раздел «Лучший город Земли» в основном воплотился в работах Юрия Пименова (одна из которых стала и эмблемой выставки в целом).

Скульптура Олега Комова, надо полагать, призвана отразить новое строительство – в самом буквальном смысле, тех самых «хрущевок», которые ныне всё пытаются снести.

Еще один раздел – «Международные отношения». Противостояние с США, «остров свободы» – Куба, а также всевозможные фестивали.

Далее раздел «Новый быт». Сюда, помимо «Гладиолусов» Таира Салахова и «Конструкторов» Ивана Степанова поместили, например, Андрея Гончарова или таких нонконформистов как Михаил Рогинский, Борис Турецкий и Оскар Рабин. А также модельеров, эскизы тканей и чайные сервизы.

Раздел «Освоение» предполагает «романтику дальних странствий». Сюда в основном приземлились представители «сурового стиля» – Николай Андронов, Виктор Попков…

Раздел «Атом и космос» посвящен, понятно, развитию науки. Над «Космонавтом» Эрнста Неизвестного тут висит макет первого спутника в натуральную величину.

Предъявлен публике и «микрорадиоприемник» середины 60-х. Размером вся коробочка – с пачку сигарет.

Каким-то образом именно сюда поместили и абстрактную живопись – в подраздел «НТР и абстракция». Действительно, авторы нового для СССР течения (как Юрий Злотников, Леонид Кропивницкий, Борис Турецкий, Александр Панкин) иной раз давали своим работам – возможно, из осторожности – и такие названия, как «Счетчик Гейгера» или «Синхрофазотрон».

Ну, а главным «оттепельным» течением в живописи тут представлена студия «Новая реальность» Элия Белютина. Вот и собственно белютинская работа – «Похороны Ленина». Кажется, это уже раздел «В коммунизм!» - где среди прочего можно посмотреть и фрагменты записи выступления Хрущева на съезде.

Выставка проходит в здании ГТГ на Крымском валу и продлится до середины июня.

Ну, а кроме того, выставка «Московская оттепель » проходит сейчас в Музее Москвы. Ожидается также участие в программе ГМИИ им. Пушкина и центра «Гараж».

В майском номере журнала «Знамя» за 1954 год, после смерти Сталина, Илья Эренбург опубликовал повесть «Оттепель», которая дала название целой эпохе советской послевоенной истории. Продлившийся всего пятнадцать лет период смог вместить в себя столь важные события и явления - реабилитацию репрессированных, появление некоторой свободы слова, относительную либерализацию общественной и культурной жизни, открытия в области космоса и атомной энергетики, оригинальный вариант модернизма в архитектуре, - что успел оставить довольно ощутимый и яркий след. Тогдашний «хрущовский» политический курс и значительные трансформации, происходящие в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе, и сегодня являются предметом для дискуссий, пристального внимания исследователей и музейных проектов.

Третьяковская галерея , ГМИИ им. А. С. Пушкина , Музей Москвы объединились, чтобы провести совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему» . Трилогия стартовала в Музее Москвы в конце прошлого года выставкой «Московская оттепель». Теперь же с проектом «Оттепель» к фестивалю присоединяется Третьяковка.

Экспозиция, включающая произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Юрия Пименова, Виктора Попкова, Гелия Коржева, Эрнста Неизвестного, Владимира Сидура, Таира Салахова, Оскара Рабина, Анатолия Зверева и многих других художников и скульпторов - свидетелей эпохи, будет разбита на семь тематических разделов, иллюстрирующих сам феномен «оттепели»: «Разговор с отцом» - о диалоге поколений в послевоенном советском обществе, «Лучший город Земли» - о городе как месте соприкосновения частной и общественной жизни, «Международные отношения» - о противостоянии СССР и США, холодной войне и угрозе ядерного уничтожения, «Новый быт» - об усовершенствовании мира советского человека с помощью предметно-бытовой среды, «Освоение» - о «романтике дальних странствий»; «Атом - космос» и «В коммунизм!» завершат выставку, открывающуюся в залах на Крымском валу.

Ю. И. Пименов
«Бегом через улицу»
1963
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

В. Б. Янкилевский
«Композиция»
1961

Т. Т. Салахов
«У Каспия»
1966
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Т. Т. Салахов
«Гладиолусы»
1959
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Э. В. Булатов
«Разрез»
1965–1966
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В. Е. Попков
«Двое»
1966
Государственная Третьяковская галерея, Москва