Мантра ом мани падме хум значение и перевод. Ом мани падме хум – мантра для достижения Просветления О мани падме хум перевод и значение

Пожалуй, самый известный среди священных индуистских и тибетских символов – знак «Ом» , олицетворение звука, который создал все во Вселенной. Еще его знают как «Аум » и «Сохам ». Он имеет много толкований.

Символ Ом, иероглиф

Например, можно считать «Ом» неназываемым именем Творца, Всевышнего, Дао. Его стоит рассматривать не только в качестве ритуальной символики, а гораздо шире. Считается, что в нем заложен глубокий метафизический смысл, пронизывающий само человеческое сознание. Что ж, давайте рассмотрим подробнее, о чем нам сообщает знак и звук «Аум», какие есть трактовки символики и в чем смысл тату «Ом».

Различные толкования знака «Ом»

Толкований символа «Ом» существует несколько: он выражает как графический знак, так и комбинацию звуков . Откуда же появилась вера в то, что «Аум» имеет сакральное значение и несет глубокий духовный посыл?

Индийские духовные науки гласят, что Богом изначально был создан звук, из вибраций которого произошел мир и все в мире. Сама метрия и все наше существование исходили из священного звука. Как сказано в Упанишадах, «Ом» – это в форме звука.

Значение знака «Ом» или «Аум» рассматривается в разных учениях с некоторыми отличиями, но в этих подходах, безусловно, есть много общего.

  1. Буква «А» понимается как начало чего-то, рождение (адиматва). Буква «У» – развитие, движение, трансформация (уткарша). Буква «М» олицетворяет разрушение, распад (мити). В рамках этого взгляда на значение священного знака «Аум» имеется общее мнение, что это особая энергия (Бог), управляющая закономерными процессами создания, развития и разрушения Вселенной.
  2. Весь знак символизирует Творца с его творениям, а каждая из букв означает мужской, женский и средний род.
  3. Знак «Ом» понимается также в плане времени – прошедшего, настоящего и будущего. Сам же символ подразумевает Творца, который находится вне времени.
  4. Стоит также понимать священный символ как учение матери, отца и гуру . А в целом он означает познание собственного Я, осознание внутренней божественности.
  5. Буква «А» истолковывается как вак (речь), «У» – манас (ум), «М» – прана (дыхание жизни) . Целостный символ олицетворяет живой дух , являющийся частью божественного духа. В рамках этого подхода также три буквы можно истолковать как длину, ширину и высоту, а символ подразумевает Силу, космическую энергию, Бога, не ограниченного формой и размерами.
Украшения со знаком Ом, фото амулета

Итак, «Ом» имеет тройной символизм. Помимо вышеперечисленных примеров, он проявляется еще в таких эквивалентах:

  • качества (гуны) – раджас (энергия), саттва (чистота), тамас (невежество);
  • человек – тело, душа, дух;
  • божества – Брахма, Вишну, Шива и т.д.

Чтобы понять все величие этого символа, необходимо обладать религиозными знаниями, проникнуться священностью знака.

Использование «Ом» в разных религиозных направлениях

Индийский знак «Ом» в индуизме является самым священным. Его произносят в самом начале мантр и священных текстов. Он символизирует триединство Ригведы, Яджурведы и Самаведы. Звук «Аум» воспринимается как три времени суток, способности человека (желание, познание, действие) и три уровня существования (небеса, воздух, земля).

Буддийский знак «Ом» позаимствован из индуизма. Используется он в мантрах, ритуалах, и олицетворяет (Будда, Дхарма, Сангха); Тело, Речь и Ум Будды.

В «Ом» используется как мантра . Звук последовательно создается в трех частях тела – область живота («А»), грудь («У»), макушка («М»).


Удивительно, но это используется и в мировой культуре. Например, группа «The Beatles» использовали мантру в припеве одной из своих песен. Джордж Харрисон же поместил символ на обложки нескольких своих альбомов. И даже в фильме «Матрица» в одной из песен можно услышать мантру «Ом».

Как выглядит знак «Ом»

Визуально знак «Ом» выглядит в алфавите санскрита как лигатура, состоящая из букв «А», «У», а также анусвары, произносимой как «М».

На санскрите «Ом» – это одна буква, а графически символ представлен из сочетания трех букв, над которыми видно изображение полумесяца с точкой наверху. Как утверждает Шри Виноба Бхаве, и санскритское слово «Аум», и латинское «Omne» имеют один корень. Они выражают вездесущность и всемогущество, а перевести их можно как «да будет так», «истинно». Кроме того, существует еще, по меньшей мере, 19 значений этого слога.

Сегодня не так уж редко наносится в качестве тату знак «Ом». Однако, перед его нанесением необходимо знать особые правила. Этот символ можно изображать только на коже верхней части тела, но ни в коем случае не ниже пояса. Как уже стало понятно, это не просто интересный рисунок. Это магический символ, содержащий непостижимую священную тайну бытия . Иногда знак изображают как отдельный от других элементов символ, но также крайне популярно его нанесение в оформлении, например, цветка лотоса или кольца, выполненного из многосложного орнамента.


Тату Ом мани падме хум

Какое придает значение тату знак «Ом»? Кроме того, что он украшает тело, люди, не близки к религиозным учениям, верят, что с его помощью можно найти выход даже из самых сложных жизненных обстоятельств. Он умело направляет человека к правильному выходу.

Те, кто стремится стать на путь очищения разума, например, практикующие определенное религиозное направления индуизма, наносят тату «Ом», значение которого заключается в том, чтобы помочь человеку преодолеть тяжелые испытания на пути к просветлению.

Толкование «Ом» как священного звука

Как рассматривается толкование «Ом» как символа, мы уже рассмотрели. Но также этот символ известен в качестве священного звука, используемого в мантрах.

Звук «Аум» считается первичным звуком, независимым от культурного контекста. Можно сказать, что этот звук вмещает в себя весь алфавит, так как для его произношения необходимо пройти поэтапную метаморфозу.

Так, открытый рот от «А» к «М» движется к его закрытию. И это имеет глубокий священный смысл. Рассматривая это явление с точки зрения метафорической дешифровки, следует, что:

  • звук «А» произносится с открытым ртом, что олицетворяет состояние бодрствования, активности;
  • звук «У» – переходной этап, формирующийся из открытости, но путем закрытия рта, что символизирует состояние сна;
  • звук «М» – происходит полное смыкание губ, интерпретируемое как состояние глубокого сна, запирание дверей во внешний мир.

«Ом» – это звук четвертого измерения, невидимого для органов чувств человека, воспринимающих исключительно материальный мир.

О чем гласит мантра «Ом Мани Падме Хум»

Уже было указано, что звук «Ом» часто используется в религиозных мантрах. Они скрывают глубокий священный смысл, часто олицетворяемых, например, в одной из самой известных мантр «Ом мани Падме Хум». Татуировка с ее изображением может толковаться по-разному. Дословно с тибетского языка переводится как «О, драгоценность в цветке лотоса!». Но ее наделяют более широким значением.

Принято считать, что это мантра бодхисатвы сострадания Авалокитешвары, состоящая из шести слогов, каждый из которых направлен на спасение существ из шести миров – богов, демонских сущностей, человека, животных, духов и тех, кто обитает в подземном мире. Например, полагают, что каждое слово в тату «Ом Мани Падме Хум» означает следующее:

  • слово «Ом» – тело, речь и ум Будды;
  • «Мани» – любовь, искреннее сострадание, пробуждение;
  • «Падме» – мудрость;
  • «Хум» – единство практики и мудрости.

Знак «Ом» способен стать талисманом для человека, находящегося в непростом жизненном положении или не знающим, какое решение будет правильным. Этот символ и священный звук поможет тому, кто в него свято верит.

Ом мани падме хум (санскр.) - вероятно, одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны (особенно характерная для ламаизма), шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!». Мантра в особенности ассоциируется с Шадакшари (Господином Шести слогов) - воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.

Существует много смыслов у этой мантры. Написана целая книга о ее смыслах, автор которой лама Говинда. Один из способов понимания этой мантры такой: ОМ означает Брахму, находящегося за пределами всего непроявленного. МАНИ - драгоценный камень или кристалл, ПАДМЕ - лотос, ХУМ - сердце. Таким образом, вот один из уровней понимания мантры: «Вся вселенная подобна драгоценному камню или кристаллу, расположенному в центре моего сердца или в сердцевине лотоса, который есть я; он проявлен, он светится в моем сердце». Это один из способов интерпретации мантры. Вы начинаете произносить ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и думаете: «Бог в непроявленной форме подобен сокровищу в сердцевине лотоса, проявленного в моем сердце». Вы делаете это и чувствуете мантру в сердце, это один способ. Это самый нижний уровень понимания мантры и работы с ней. Это не что иное, как замена одних мыслей в голове на другие.

МНОГОМЕРНОСТЬ ВЕЛИКОЙ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Значение и эффективность мантры состоят в ее многомерности, ее способности быть верной не только для одного, но и для всех уровней реальности, где она будет раскрывать новое значение, пока, пройдя неоднократно через различные стадии опыта, мы не будем в состоянии постичь всю полноту мантрического опыта.

Поэтому говорится, что Авалокитешвара отказался обучать священным шести слогам Великой Мантры "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ" без посвящения в символизм мандалы, связанной с ней ("Авалокитешвара-гуна-каранда-вьюха"). По этой же причине мы должны подробнее ознакомиться с природой мандалы и чакр.

Причина, по которой Авалокитешвара не стал разъяснять сокровенный смысл слогов без описания мандалы в том, что сама мантра, как создание в сфере звука, будет являться незавершенной и бесполезной, если не будет соединена со своими сестрами в области внутреннего видения, внешней атрибутики и в области мудр и асан. Если эта формула мантры способна преобразовать существо и привести его к состоянию просветления, то это лишь потому, что природа этой мантры – чудесная и совершенная природа Авалокитешвары, которая должна занять все сферы реальности и активности посвященного: речь, воображение, физические позы и мудры. Мантра, как и мандала, не может функционировать сама по себе; чтобы действовать, она требует знания и практики тех разнообразных проявлений "внутреннего сердца", божественного существа, которые делают ее воспринимаемой даже в сфере видимого. Но и в области видимого она не остается только проявлением.

Это "божественное существо" не что иное, как ум садхака (практикующего) в состоянии глубокой поглощенности и самозабвения. В акте освобождения себя от иллюзий и оков эго-сознания и от препятствий его ограниченной индивидуальности его тело становится носителем видимого проявления Авалокитешвары, чья природа выражается в мантре ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Значение этой мантры нельзя исчерпать отдельным смыслом ее частей, потому что у всего живого и во всех сферах творческой активности целое больше, чем сумма его частей. Смысл отдельной части может помочь нам в понимании целого при осознании нами их органического родства. Органические связи настолько важны, что совершенно невозможно и недостаточно, изучив досконально некие отдельные части, связать их затем воедино – мы должны видеть целостность сразу и во всех направлениях внутреннего опыта. Это достигается присущим символизмом мандалы и реализацией – воплощением мандалы в личности практикующего йогина на всех уровнях его сознания.

В этом случае Амитабха представляется протослогом ОМ в Дхармакайе, потому что в этой позиции Амитабха занимает место Вайрочаны в центре мандалы, которая соответствует высшим психическим центрам.

В МАНИ Амитабха появляется как Амитаюс в одеянии Дхармараджи, способности и совершенства которого символизированы царственными знаками отличия (подобно диадеме и другим традиционным украшениям), т.е. Самбхогакайи. И как таковой он представляет активную сторону своей природы, как Дарователь Бесконечной Жизни, в которой бесконечный свет Амитабхи становится источником истинной жизни, жизни безграничной, не стиснутой более узкими рамками эгоистичного отдельного существования. В этой Жизни множественность воспринимаемых отдельных жизней реализована в единстве всех живых существ.

В ПАДМА Амитабха появляется в качестве Нирманакайи посредством раскрытия бесконечных форм активности, что символизируется тысячеруким Авалокитешварой. И, наконец, в ХУМ Авалокитешвара становится "Алмазным Телом" (Ваджракайей) йогина, в котором заключается целостность его существа. Таким образом, медитирующий становится воплощением Авалокитешвары и Нирманакайи Амитабхи. Это выражено объединением мантрической формулы в печать Амитабхи – священный слог ХРИ. Таким образом, полная формула принимает вид ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

В развитой практике медитации различные формы, в которых предстает Амитабха, проявляются в соответствующих центрах йогина. Так, Дхармакайя как аспект Амитабхи представляется в верхнем центре (чакре), Амитаюс – в горловой чакре, Авалокитешвара (или форма Ваджры, соответствующая ему) – в сердечной, а его собственное воплощение занимает все тело йогина, символизируя полноту и целостность личности практикующего. С точки зрения трех таинств (Тела, Речи и Ума), формула мантры принимает следующее значение:

в ОМ мы переживаем Дхармакайю и таинство вселенского Тела;
в МАНИ – Самбхогакайю и таинство мантрического звука, как пробуждающегося истинного сознания, внутреннего видения и вдохновения;
в ПАДМА имеем опыт Нирманакайи и таинство всепреображающего ума;
в ХУМ – переживание Ваджракайи как синтеза трансцендентного тела трех таинств;
в ХРИ мы посвящаем целостность нашей преображенной личности (удостоенной стать Ваджракайей) служению Амитабхе. Это реализация идеала Бодхисаттвы, символически представленная образом Авалокитешвары.

Протослог ХРИ является не только печатью Амитабхи (равно как и ХУМ – не только печать Ваджрасаттвы-Акшобхьи), но он имеет еще специальное значение для реализации пути Бодхисаттвы. ХРИ есть внутренний голос, этический закон внутри нас самих, голос нашей совести, внутреннего знания – не интеллектуального, а интуитивного, спонтанного знания, благодаря которому мы делаем все правильно, безошибочно, на благо, а не из-за выгоды. Это лейтмотив, ведущий принцип и особый дар Бодхисаттвы, взывающего к Пробуждению всех, подобно солнцу, светящему как для грешников, так и для святых (буквальное значение ХРИ на пали: ХИРИ – "краснеть", что соответствует цвету Амитабхи, "чувство стыда", которое мы можем испытывать в присутствия высшего Знания, нашей совести). Это тем более интересно, что мантрическое знание выходит далеко за пределы буквального смысла. Мантрический смысл может быть передан бессмертным переживанием, которое является основой всякой речи, источником, из которого выводятся все слова повседневного употребления. Аспиранта 8, называемая "висарга", которая воспринимается в Тибете только как письменный знак, без произношения, отличает протослог от обычного использования слова и подчеркивает его мантрический характер.

Звуковой символ ХРИ означает намного больше, нежели его намек на соответствующую филологическую ассоциацию. Он обладает не только теплом солнца, т.е. эмоциональным принципом добра, сострадания и милосердия, но и силой лучезарности, освещенности, качеством, посредством которого все становится зримым, доступным непосредственному восприятию. ХРИ – это мантрический солнечный принцип, светоносный, возвышающий звук, влекущий вверх, составленный из пранической аспиранты X, пылающего Р (РАМ – протослог элемента Огня) и высокого И – звука, выражающего стремительное движение вверх и вглубь...

В сфере универсального все эти световые и огненные ассоциации находятся в гармонии с Амитабхой, Буддой Бесконечного Света, чьи символы: элемент "огонь", красный цвет и направление опускающегося солнца, в то время как вероучительные и эмоциональные ассоциации указывают на Авалокитешвару и на человеческую сферу.

Авалокитешвара, "Господь Взирающий", Господь Сострадания, воплощение просветленной любви ко всему живому и терпящему страдание, любви, свободной от чувства собственности и состоящей в неограниченной активности милосердия. Где такая позиция или настрой души раскрывается в действии, там Авалокитешвара проявляется в своих бесконечных и бесчисленных формах, что верно для любых сфер существования.

Как праджня или интуиция превалирует в Ваджрасаттве, алмазной (несокрушимой) природе всего сознания, переживаемом как невозмутимое, бессмертное, вечное в человеке (в особенности у тех, кто стремится к Освобождению), так и эмоциональный принцип Бодхичитты или каруна (милосердие) доминирует в Авалокитешваре. Их объединение представляет совершенный путь просветления. Поэтому мантрическая формула Авалокитешвары находит свое завершение в конечной печати Ваджрасаттвы, протослоге ХУМ.

Согласно хорошо известному преданию, Авалокитешвара, наблюдая своими всепроникающими глазами мудрости за этим страдающим и мятущимся миром, преисполнился такого глубокого сострадания, что от его огромного желания повести существа к Освобождению голова разлетелась на множество частей (иконографически представлено 11 голов), а из его тела вышли тысячи помогающих рук, подобно ауре ослепительных лучей. На ладони каждой руки появляется глаз, потому что милосердие Бодхисаттв – это не слепая эмоция или сентиментальность, а любовь, единая с мудростью. Это спонтанное стремление помочь другим, истекающее из знания внутреннего единства всех. Таким образом, Мудрость – предусловие этого милосердия и поэтому неотделима от него, потому что мудрость вытекает из сознания тождественности всех существ и способности воспринимать страдания других как свои собственные.

Сострадание или милосердие основывается не на чувстве морального или ментального превосходства, а на сущностном равенстве с другими: "аттанам упамам катва", "делающий себя равным с другими", как это уже было сказано в Дхаммападе (на пали). Другими словами, осознание себя в других – ключ к взаимному пониманию, основе истинной этики.

Из сострадания ставя себя на место другого, страдающего, он может понять его в глубочайшей природе и предложить ему помощь, наиболее сообразную и подходящую для тех условий и согласующуюся с характером страдающего. Поэтому помощь Бодхисаттвы – это не что-то идущее извне и ложащееся грузом на того, кому эта помощь оказывается, а пробужденные силы, доселе дремлющие во внутренней природе каждого существа, силы, которые, пробудившись от духовного влияния примера Бодхисаттвы, дают возможность встретить безбоязненно каждую ситуацию и превратить ее в положительную ценность, вклад, средство освобождения. И не будет преувеличением, если сравнить эту силу с бесстрашием.

Это бесстрашие может сломить даже власть кармы или, как это сказано языком сутр: "Даже меч палача разлетится на части, если приговоренный будет взывать к имени Амитабхи из глубин своего сердца" (D.T.Suzuki, 1947, с. 54). Палач – это не что иное, как карма осужденного. И когда он осознает и искренне примет этот факт, с готовностью взяв на себя ответственность за свои действия в свете некоторой уверенности, вытекающей из слов и примера Просветленного, то пассивная жертва слепого (созданного неведением) рока превратится в активного творца своего достоинства. Чувствуя в себе присутствие благородной фигуры Авалокитешвары, он вызывает в сердце силу света и духовное единство со всеми, кто достиг Просветления. Это чудо внутренней трансформации ломает даже меч Судьи Мертвых (Ямы, тиб. Шин-рДже), и он открывается как Великий Сострадающий, Авалокитешвара.


Поэтому среди 11 голов тысячерукого Авалокитешвары мы видим голову с ужасающими чертами Владыки Смерти прямо под милостивым ликом Амитабхи, представляющим аспект Дхармакайи у Авалокитешвары. Как проявление многомерности Великой Мантры, фигура Авалокитешвары не является исключительно формой проявления Нирманакайи, но одновременно заключает в себе и Дхармакайю и Самбхогакайю.

А вот как описывает полезные свойства от повторения мантры Лама Сопа Ринпоче:

Польза от повторения мантры Будды Сострадания бесконечна, как безграничное небо.

Даже если у вас нет глубокого интеллектуального понимания Дхармы, даже если вы знаете только Ом Мани Падме Хум, но вы живете с отношением, свободным от восьми мирских забот, ваша жизнь будет наполнена счастьем до краев. Если вы живете с чистым отношением, свободным от привязанности и цепляния за эту жизнь, и просто проводите время, читая Ом Мани Падме Хум, эту шестислоговую мантру, которая есть сущность Дхармы, то это наиболее чистая Дхарма.

Всё выглядит очень просто, повторять мантру легко». Но польза от этого отнюдь не так проста. Здесь я приведу только суть ее бесконечных благословений.

Повторение мантры Будды Сострадания только один раз полностью очищает четыре поражения, проистекающие из нарушения четырех коренных обетов личного освобождения и негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием. В Падматрава-тантре сказано, что вся остальная негативная карма без исключения также очищается.

Также в тантрах упоминается, что, повторяя эту мантру, вы достигаете 4-х качеств: перерождения в чистой земле Будды Амитабхи и других чистых землях; во время смерти вы увидите Будду и свет в небе; божества станут делать вам подношения; вы никогда не переродитесь в аду, мире голодных духов или животным. Вы переродитесь в чистой земле Будды или счастливым сансарическим существом».

В тантрическом тексте "Падма Чопен гьи Гъюд" сказано:

«Сыны и дочери благородных, кто бы ни повторил даже единожды мою мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или даже просто помнит или хранит (мантру) на своем теле, тот очистит негативную карму пяти поступков с немедленным воздаянием и пяти близких к ним поступков и все другие негативные поступки и покинет (возможность рождения в) восьми состояниях, где нет возможности практиковать Дхарму: в аду, голодным духом, животным и так далее.

Он не будет испытывать страдания (связанные с) телом, речью или умом. Он будет свободен от страха перед злыми животными, каннибалами, нечеловеческими существами и болезнями. Он актуализирует смысл Дхармакаи; он увидит святой облик Великого Сострадания, Рупакаи.

Когда человек, который начитывает 10 мала (мала – 108 бусин) в день, купается в речке, океане, любом другом водоеме, вода, касающаяся его тела приобретает благословение.

Сказано, что семь поколений его потомков не переродятся в нижних мирах. Причина в том, что благодаря силе мантры, тело благословляется человеком, который начитывает мантру и представляет свое тело святым телом Ченрезига (Авалокитешвары). Таким образом, его тело становится таким могущественным, таким благословенным, так что это оказывает влияние на его потомков вплоть до 7-го поколения и имеет такой эффект, что даже если у человека во время смерти присутствует безнравственная мысль, он не перерождается в нижнем мире.

Точно так же, когда человек, который начитывает 10 мала мантры Ом Мани Падме Хум в день, входит в речку или океан, вода, которая прикасается к телу этого человека, становится благословенной, и эта благословенная вода затем очищает все миллиарды и миллиарды чувствующих существ, находящихся в воде. Так что это невероятно полезно, этот человек спасает животных в воде от наиболее невероятных страданий нижних миров.

Когда такой человек идет по дороге, и ветер касается его тела и затем касается насекомых, их негативная карма очищается и они обретают хорошее перерождение. Точно так же, когда такой человек делает массаж или иначе прикасается к другим людям, негативная карма этих людей также очищается.

Держаться такого человека имеет смысл; одно то, что его видят и к нему прикасаются, является средством освобождения других чувствующих существ. Это значит, что даже дыхание этого человека, когда оно прикасается к телу других чувствующих существ, очищает их негативную карму (а значит, очищает их страдания, поскольку негативная карма является причиной страданий). Каждый, кто пьет воду, в которой такой человек плавал, достигает очищения».

В сутре "Самато Гопе До" написано:

«Если эта шестислоговая мантра написана чьей-то рукой на скалах или каменных стенах, и мужчины, женщины, дети или любое другое чувствующее существо прикасаются к ней рукой или просто смотрят на нее, посредством одного лишь взгляда на нее они становятся бодхисаттвами окончания сансары.

Из-за великой силы мантры, когда человек находится под угрозой нападения со стороны злого животного или ядовитой змеи, ему не будет причинен вред, если он будет повторять эту мантру. Повторение мантры останавливает опасность нападения во время военных действий или со стороны врагов, а также опасность ограбления. Полагаясь на мантру Будды Сострадания, вы освобождаетесь от опасности применения наказания со стороны государственной власти или вследствие судебного разбирательства. Вам также не вредят яды. Беременная женщина, которая делает практику Будды Сострадания или просто повторяет мантру Будды Сострадания, сможет родить в удобстве, без сильной боли. Кроме того, человек (повторяющий эту мантру) будет защищен от вреда, причиняемого черной магией и злыми мантрами».

МОТИВАЦИЯ ПРИ ПОВТОРЕНИИ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Прежде чем приступить к повторению мантры, я хотел бы обратить внимание на то, что очень важно снова сделать очень сильной вашу мотивацию бодхичитты. Есть много разных методов эффективной трансформации нашего мышления в мотивацию бодхичитты, и один из них – думать следующее:

«Бесчисленные существа, находящиеся в аду, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин, и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные голодные духи, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные животные, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные люди, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные асуры, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные небожители, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Бесчисленные существа бардо, от которых я получил, получаю и получу все свое прошлое, настоящее и будущее счастье, все реализации и просветление, – это самые драгоценные и самые добрые существа в моей жизни, – я должен освободить их от всех их страданий и их причин и привести их к просветлению Будды Сострадания только моими силами.

Чтобы сделать это, мне необходимо достичь просветления (равного просветлению) Будды Сострадания; поэтому я буду выполнять медитацию-повторение (мантры) Будды Сострадания».

Еще вы можете думать так:

«Если среди ваших родственников или друзей есть те, кто умер от рака, СПИДа и т.п., помните о них и посвящайте им мантры с мыслью о том, чтобы они смогли достичь предельного счастья и полного просветления настолько быстро, насколько это возможно».

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПОВТОРЕНИЯ МАНТРЫ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ

Повторяя мантру, вы можете делать различные визуализации. Например, можно визуализировать лучи нектара, исходящие от Будды Сострадания, воплощения вселенского сострадания, которого вы представляете перед собой. Сострадание всех Будд, которое обнимает и никогда не бросает вас и любое другое живое существо, проявляется в этой форме тысячерукого, тысячеглазого Будды Сострадания, чтобы вести вас ко всем различным уровням счастья вплоть до Просветления. Как лучи солнца, лучи нектара, или просто свет, исходят из Будды Сострадания и полностью освещают вас, точно так же как свет освещает темную комнату. Так же, как темнота рассеивается, когда вы включаете свет, все ваши проблемы и все причины ваших проблем, ваши негативные эмоциональные мысли и негативные отпечатки – полностью рассеиваются, полностью очищаются. Делая эту визуализацию, начитывайте ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.

Лучи исходят от Будды Сострадания чтобы очистить и освободить всех этих существ от всех болезней, голода, проблем в отношениях и многих других проблем, которые они испытывают. Есть столько разных проблем, о которых вы можете думать. Все эти чувствующие существа очищаются и освобождаются от всех этих проблем и причин этих проблем: негативные эмоциональные мысли (возникающие из) гнева, привязанности и себялюбия и негативные отпечатки, которые эти мысли оставили в уме. Все они полностью очищаются.

Во время следующей части повторения мантры, визуализируйте, что вы получаете все качества Будды Сострадания, особенно безграничное сострадание, которое охватывает всех живых существ. Вы также обретаете всезнающий ум, который может прямо видеть умы всех чувствующих существ и все методы приведения их от счастья к счастью и к Просветлению, а также совершенную способность открывать все эти методы им. В вас входят все благословения бесконечных качеств святого тела, святой речи и святого ума Будды Сострадания. После этого начитайте еще какое-то количество кругов, визуализируя, что другие также получают благословения безграничных качеств Будды Сострадания.

Когда вы начитываете мантру, проверяйте время от времени свою мотивацию, остается ли она на правильном пути. Если нет, если вы утратили нравственную мотивацию и начитываете мантры с мотивацией себялюбия, привязанности и так далее, трансформируйте ее в мысль о принесении пользы чувствующим существам. Напомните себе: «То, что я делаю, – это для чувствующих существ» и трансформируйте свою мотивацию в мотивацию бодхичитты.

Есть старинная тибетская легенда об одном верующем человеке, который пытался склонить к исполнению религиозных обрядов свою неверующую мать, но смог только научить её произносить мантру «Ом Мани Падме Хум». Так как её плохая карма преобладала над её хорошей кармой, после смерти она оказалась в преисподней. Её сын, который владел йогой, отправился за ней, чтобы вывести её оттуда, и она, увидев его, смогла произнести эту мантру, потому что произносила её при жизни, и тотчас же она и все, кто слышал мантру «Ом Мани Падме Хум», смогли выйти из преисподней. Рассказ заканчивается назидательно: «Такова сила этой мантры».

Мантра Ом Мани Падме Хум – древнейшая из мистических формул буддизма. Это мантра саморазвития и просветления, олицетворяющая собой чистоту тела, речей и разума, и освобождающая человека от заблуждения, невежества и суеты.

Что дает работа с мантрой ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ?

С этой мантрой¹ ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ следует работать тем, кто хочет укрепить свое физическое здоровье, улучшить логическое мышление и работу внутренних органов. Использование этой мантры для медитаций насыщает праной третью чакру — .

В Манипуре разгорается желудочный огонь, который согревает организм и вызывает аппетит. Поэтому мантру нужно применять с осторожностью. Для работы с высшими чакрами она не подходит.

Мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ очень распространена на Тибете среди местных жителей, потому что там очень холодно зимой. А эта мантра вызывает внутренний огонь и разогревает тело.

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ — одна из самых популярных и значимых в буддизме, практикуемая не только в Индии, но и в Тибете, и в других странах юго-восточной Азии.

Также эту мантру для медитаций и саморазвития считают мантрой исполнения желаний, так как ее регулярное повторение способствует реализации желаний и привлечению различных материальных и духовных благ.

История происхождения мантры

В переводе с санскрита она означает: «О! Сокровище в лотосе!»

Одна из легенд приписывает эту шестисложную мантру бодхисаттве² Авалокитешваре, называя ее «сутью всякого счастья, процветания и знания, великим средством, освобождения».

Каждый слог мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ относится к определенному миру, имеет свой цвет и значение.

  • слог «ОМ» закрывает врата рождения в мире богов,
  • «МА» - в мире ревнивых богов,
  • «НИ» - в человеческом мире,
  • «ПАД» - в мире животных,
  • «ME» - в мире голодных духов,
  • «ХУМ» - в аду.»

Другая легенда связывает эту мантру с китайской богиней милосердия Кван Инь, покровительницей и целительницей детей. Богиня Кван Инь может нейтрализовать любое насилие, направленное на человека, ее энергия обладает защитными свойствами. Через мантру ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ вы выходите на контакт с богиней милосердия и обретаете неуязвимость и защиту.

Как следует работать с мантрой?

Следует сделать весьма серьезное предупреждение, что вышеназванную мантру нельзя произносить в гневе, с неправедной целью, со злым умыслом, так как результат для такого заклинателя может быть самым непредсказуемым. Шесть слогов этой мантры очищают и наполняют энергией ауру, приводят в равновесие эмоциональную сферу, исцеляют тело.

Что означает мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ?

Рассмотрим силу и значение всех шести слогов.

  • ОМ - это синтез жизни и звука, сигнал личности, связывающий ваше энергетическое поле с полем Высшего Сознания.
  • МАНИ - это любовь, драгоценный камень, божественная энергия, устраняющая дисбаланс в ауре³.
  • ПАДМЕ - пробуждает к духовному раскрытию и позволяет более глубоко понять окружающий мир, установить с ним резонансную связь.
  • ХУМ - это возможность усилить энергетический потенциал поля за счет светлых потоков Творца и осознать себя как его творение.

Тибетская Великая Мантра ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ также соотносится с определенными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие, способствующие духовному росту (саморазвитию, просветлению), или йидамам⁴ (милосердные божественные сущности).

  • ОМ - белый,
  • МА - синий,
  • НИ - желтый,
  • ПАД - зеленый,
  • МЭ - красный,
  • ХУМ - черный.

В этой мантре просматривается полная аналогия цвета с различными проявлениями ума, стихиями и силами природы и т.д. В Великой Мантре присутствуют и все звуки-ростки, соотносящиеся с пятью сторонами света, включая Центр.

Как правильно использовать эту мантру для медитаций?

Техника исполнения:

  1. Следует, приняв соответствующую позу, расслабиться и закрыть глаза.
  2. Установив соответствующее медитации спокойное дыхание, не торопясь, прочитать 3 раза мантру Ом (голосом или мысленно - в зависимости от условий).
  3. Успокоив мысли, медленно, нараспев прочитать голосом или мысленно шестисложную мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, четко по слогам, но без существенных задержек между слогами, на одной ноте.
  4. Одновременно с медленным прочтением каждого слога, перед закрытыми глазами представлять себе, как цвет экрана или круга меняется соответственно слогам: белый, синий, желтый, зеленый, красный, черный.
  5. Отдохнув в той же позе 2-3 секунды, повторить упражнение еще 2 раза по той же методике.
  6. Сделав небольшой перерыв в 3-5 секунд, три раза прочесть АУМ.
  7. И, не торопясь, открыть глаза. Мантра-медитация окончена.

Для того чтобы обрести здоровье, эмоциональную стабильность и счастье, следует сделать над собой усилие, и результат поразит вас. При интенсивной практике этой мантры можно исцелить тело от любой болезни и воплотить все свои желания.

Зачастую в практике медитации встречаются мантры отличающиеся от других смыслом и действием. Такие мантры пришли к нам из Тибета, они позволяют обрести просветление и духовность. Одной из них является мантра, ом мани падме хум. Ее значение и как правильно читать интересует многих. Текст мантры передавался с поколения в поколение, от учителя к ученику, и до сегодняшнего дня ее возможности полностью не раскрыты. В древние времена она произносилась монахами, а в самом процессе сопровождалась перебиранием четок.

Специалисты гласят, что в словах этой мантры есть великая сила, потому как она отправляет свои обращения главному богу Будде. Благодаря тексту мантры можно вступить в резонанс с бесконечной Вселенной и достигнуть состояния Нирваны. Именно Нирвана в тибетской практике считается целью, которая позволяет очистить душу от всего неправильного. Человек, читающий мантру, взамен получает любовь, милосердие и всеобщее сострадание.

Даная мантра считается сильным инструментом, с помощью которого можно очиститься от негатива и защитить себя от дальнейших воздействий. В Тибете она имеет несколько названий: лотосная и шестислоговая, они связаны с символикой и структурой мантры. По мнению тибетской, практики наше пространство связано между собой миром людей, животных, асуров, миром богов, адом и вечно голодных демонов. Если обратить внимание на текст мантры, то можно увидеть что она состоит из шести слогов. Столько же миров существует в пространстве.

Чтобы научится правильно читать мантру, следует выполнить некоторые рекомендации. В первую очередь примите удобную для вас медитативную позу. Если по каким-то причинам вам сложно, можно попробовать медитировать в обычной позе лотоса или обычное сидение на стуле. Важно проследить за тем, чтобы спина была в ровном положении, но при этом не напряженной. Следующим этапом подготовки к чтению мантры будет – эмоциональная настройка на практику.

Возьмите во внимание слог «ОМ», произнесите его несколько раз, и только после этого можете приступать к медитации. Плавучим голосом без рывков произнесите фразу «ом мани падме хум». Каждый слог следует читать четко и без остановок, паузы между ними делать нельзя. Задействуйте свою визуализацию, во время чтения представляйте себе цвета. Каждый слог мантры имеет свой цвет: белый, желтый, синий, зеленый, красный и фиолетовый. Меняя слоги, представляйте себе, как будто цвета перед внутренним взором заменяют друг друга.

Существует мнение, что жизнь после подобных путешествий меняется, а человек в свою очередь утверждает, что у него получилось обрести счастье и духовное умиротворение.

Возможно вам также понравится:


Мантра богине лакшми — как правильно и когда лучше читать?
Мантра для привлечения любимого мужчины и счастливых событий
Мантры на все случаи жизни – какую лучше выбрать?
Мантры по чакрам по цветам — ее значение Кольцо с мантрой как правильно носить? Что за мантра «Гаятри» и какой от неё эффект?

Зачастую её буквально переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса !». Мантра в особенности ассоциируется с Шадакшари (Господином Шести слогов) - воплощением Авалокитешвары и имеет глубокий сакральный смысл.

Смысл

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ом Мани Пеме Хунг" в других словарях:

    - (1871, Шелкор, Цанг, Тибет 1922) Пятнадцатый Кармапа, глава линии Карма Кагью тибетского буддизма. Сразу после своего рождения произнёс … Википедия

    - (тиб. ཀར་མ་པ་ཀཤི་ kar ma pa kshi) (1204 1283) был Вторым Гьялва Кармапой, главой школы Карма Кагью тибетского буддизма. Карма бакши родился в Чилэй Цакто (Восточный Тибет) и был своего рода вундеркиндом. В шесть лет он самостоятельно научился… … Википедия

    Карма Бакши (тиб. ཀར་མ་པ་ཀཤི་ kar ma pa kshi) (1204 1283) был Вторым Гьялва Кармапой, главой школы Карма Кагью тибетского буддизма. Карма бакши родился в Чилэй Цакто (Восточный Тибет) и был своего рода вундеркиндом. В шесть лет он самостоятельно… … Википедия

    Кхакьяб Дордже (1871, Шелкор, Цанг, Тибет 1922) Пятнадцатый Кармапа, глава линии Карма Кагью тибетского буддизма. Сразу после своего рождения произнёс мантру Ченрезига «Ом Мани Пеме Хунг» . В пятилетнем возрасте он мог читать тексты. Его… … Википедия

    Кхакьяб Дордже (1871, Шелкор, Цанг, Тибет 1922) Пятнадцатый Кармапа, глава линии Карма Кагью тибетского буддизма. Сразу после своего рождения произнёс мантру Ченрезига «Ом Мани Пеме Хунг» . В пятилетнем возрасте он мог читать тексты. Его… … Википедия

    Кхакьяб Дордже (1871, Шелкор, Цанг, Тибет 1922) Пятнадцатый Кармапа, глава линии Карма Кагью тибетского буддизма. Сразу после своего рождения произнёс мантру Ченрезига «Ом Мани Пеме Хунг» . В пятилетнем возрасте он мог читать тексты. Его… … Википедия