Единая интегрированная информационная система соцстрах фсс рф. Информационные технологии в Фонде социального страхования РФ (ФСС). Виды социального страхования

Бесперебойное регулирование и обработку миллионов платежей и счетов Фонда социального страхования по , путевкам, льготным билетам на проезд обеспечивает ЕИИС — Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».

Фонд социального страхования Российской Федерации — одно из ведомств государственного аппарата, деятельность которого определяет функционирование в России системы социального страхования. Ежедневно Фонд регулирует вопросы социального контроля среди:

  • 58 млн трудоустроенных граждан;
  • 16 млн граждан, получающих льготы;
  • 8 млн временно нетрудоспособных граждан.

Общая база данных Фонда насчитывает около 150 Тб информации. Собрать централизованно такое количество данных и обеспечить регулярное их обновление практически невозможно. Руководством Фонда было принято решение обеспечить удаленный доступ к базам данных всех региональных органов. Это стало возможным благодаря единой интегрированной информационной системе «Соцстрах».

Основная задача ЕИИС — анализ и оперативное предоставление информации из базы любого регионального отделения Фонда. На сегодняшний день в общей сети находятся 650 исполнительных органов Фонда, соединенных между собой высокоскоростными каналами связи VPN.

Система удобна в использовании: информация вносится в систему сотрудниками Фонда прямо на рабочем месте. Пропала необходимость в регулярных отчетах, так как ЕИИС способна по запросу выдать свод информации за любой период времени по любому критерию поиска. Сложный запрос на получение сводных данных из 5 миллионов платежей и счетов система выполняет примерно за минуту.

При работе система учитывает все поступающие о каждом отдельном человеке данные и отражает детали платежей и льгот в реальном времени, что делает финансовую деятельность Фонда прозрачной и обеспечивает рациональное использование средств социального страхования. Единая система образует общее информационное пространство, открытое для проверки выполнения государственных программ и потоков материально-технических ресурсов.

Какие взносы платит в ФСС ИП?

Выплаты по страхованию претерпели много изменений в названиях, формах, передавались под надзор различным органам и фондам. До 2010 года существовал единый социальный налог, сдавался он в налоговые органы. Затем он был заменен на страховой взнос, его уплачивали в Пенсионный Фонд и Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

С 1 января 2017 года актуальным считается понятие «страховые взносы», определенное в главе 34 Налогового кодекса РФ. Оплачиваются они на счета по реквизитам налоговых органов.

Ежегодно работодатель выплачивает взнос в размере 30% от фонда оплаты труда, а конкретно:

  • В Фонд социального страхования — 2,9%;
  • В Фонд федерального обязательного медицинского страхования — 5,1%;
  • В Пенсионный фонд России — 22%.

Дополнительно, в зависимости от деятельности организации, в ФСС выплачиваются взносы на страхование от заболеваний и несчастных случаев на производстве. Ставку по тарифам назначает сам фонд, очень важно ежегодно ее подтверждать. Статья 58 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах» определяет случаи, когда базовый тариф можно заменить пониженным.

Ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей определяется так:

1. При доходе до 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% = ставка пенсионного страхования;
  • 12(МРОТ) *12 * 5,1%

2. При доходе более 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% + 1% от дохода, полученного сверх установленного лимита = ставка пенсионного страхования
  • 12(МРОТ) * 12 * 5,1% = ставка медицинского страхования.

Максимальный страховой взнос в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей составляет 8(МРОТ) * 12 * 26%.

Формы отчетов в соцстрах, сроки сдачи

Даже после передачи налоговым органам надзорных функций по контролю уплаты страховых взносов, отчетность все еще предоставляется в другие фонды.

В Фонд социального страхования сдается отчет по форме 4-ФСС. Это квартальный отчет, направляемый в бумажном или электронном виде. Если штат организации меньше 25 наемных работников, то способ сдачи выбирается самостоятельно; в противном случае отчет сдается исключительно в электронном виде.

Бумажный вариант отчета принимается до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; в электронном виде данные предоставляются до 25 числа месяца, следующего после отчетного периода. Годовой отчет сдается не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На официальном сайте ФСС всегда есть актуальная информация по срокам сдачи отчетности, приложены формы и описаны способы сдачи отчетности.

Порядок возмещения больничного листа, начисления декретных

Согласно действующего законодательства, страховые взносы в ФСС по нетрудоспособности и декретным отпускам будут курировать налоговые органы, в то время как возмещением этих расходов занимается Фонд социального страхования. Важно понимать, учитывая больничные, переработку и премии.

Расходы на оплату больничных выплачиваются работодателем и фиксируются в ежемесячном отчете в налоговую. Для возмещения расходов работодатель , согласно Приказа Министерства Труда РФ от 28.10.2016 № 585н, подает в ФСС следующие документы:

  • Заявление о возмещении с обязательным указанием наименования организации, ее адрес, регистрационный номер, размер выплат страхового обеспечения;
  • Документы-обоснования возмещаемых расходов;
  • Справка-расчет, составленная в свободной форме с указанием информации в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.

Форма справки не установлена, но в некоторых отделениях соцстраха принята своя рекомендуемая форма. Эта справка заменит форму 4 ФСС, требуемую ранее при перерасчете страховых взносов.

В справке-расчете важно указывать актуальные и реальные данные, ведь согласно ч.1 ст. 4.2 федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ФСС могут запросить подтверждение указанной информации у налоговых органов.

ФСС проверяет предоставленные документы и достоверность данных, указанных в них. После вступления в силу положительного решения, деньги поступят на расчетный счет организации. Но в некоторых случаях решения принимают отрицательные. Так, например, если образование сотрудника не будет соответствовать занимаемой должности, или если присутствует необоснованно завышенный размер заработной платы, ФСС в возмещении может отказать.

Проверка ФСС — какие документы готовить?

Контролирующие органы могут посетить любую организацию с выездной проверкой на основании ст. 35 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах». Проверки проводятся на основании утверждённого плана-графика, однако случаются и внеплановые проверки.

Причиной внепланового визита могут стать:

  • Жалобы на организацию, поступающие в фонд;
  • Изменение статуса организации (ликвидация, реорганизация);
  • Организация обратилась в ФСС за возмещением средств.

План-график предстоящих проверок ФСС и ПФР составляют совместно. Каждый фонд готовит список организаций, в которых необходимо провести проверку. И если на плановые проверки направляются представители обоих фондов одновременно, то внеплановое посещение может инициироваться и проводиться кем-то одним.

Решение о предстоящей плановой проверке работодатель получает под роспись, с предъявлением перечня необходимой к проверке документации. Важно удостовериться, что на проверку прибыли представители фондов, указанные в Решении. Иные должностные лица проводить проверку не имеют права.

Проверяющие имеют право запросить документацию о деятельности компании только за 3 прошедших года. В основном запрашивается документация, имеющая отношение к страховым взносам:

  • Трудовые договоры, приказы о назначении должностей;
  • Табели, штатное расписание, приказы об отпусках, отгулах, премировании;
  • Заявления на отпуск, отгул, декретный отпуск;
  • Больничные листы;
  • Счета и другие банковские документы.

Проверяющие не в праве просить предъявление документов, кроме учредительных и названных выше. Инспектор может работать с оригиналами документов только на территории организации. При необходимости изъятия документов для подробной проверки, проверяющим предоставляется копия, заверенная штампом и подписью директора организации.

Проверка не может длиться более 2 месяцев , но возможна приостановка по делу для получения дополнительных сведений. Тогда максимальный срок работ не должен превышать 6 месяцев.

Как получить путевку через соцстрах?

Работающие по трудовому договору граждане, перенёсшие серьезные болезни или операции, имеют право на получение бесплатной путевки на реабилитацию в санатории. Решение о направлении в работника на санаторное лечение принимает комиссия медицинского учреждения, в котором проходило лечение.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Возможность перехода на электронные листки нетрудоспособности регламентирована .

В настоящий момент на электронные больничные перешли далеко не все российские организации , так как руководство многих из них боится испытать трудности с их обработкой. На самом деле переход на ЭЛН не так сложен.

Для участия в информационном взаимодействии с органами ФСС работодатели могут применять собственное доработанное программное обеспечение («1С», «ПАРУС», «СКБ «Контур» и др.) или подключить личный кабинет страхователя, размещенный в интернете по адресу: https://cabinets.fss.ru/insurer/ , как это сделать можно уточнить у техподдержки.

Внимание! Система электронных листов нетрудоспособности существенно ограничит возможность злоупотребления их оформлением. Сотрудники, желающие отдохнуть от работы, не смогут купить больничный лист или подделать его.

Распределение обязанностей

Во многих организациях больничные листы сдаются сотруднику отдела кадров , который оформляет в них данные, касающиеся трудового стажа заболевшего работника, а затем относит их в бухгалтерию. Специалисты советуют при переходе на ЭЛН, возложить оформление больничного на бухгалтера, то есть получить на него электронную подпись и обеспечить доступ к ЕИИС «Соцстрах» РФ (единая специальная система электронного взаимодействия).

Новые обязанности бухгалтера подтверждаются изданием в компании приказа и заключением с этим сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору.

Получение ЭЦП

После того, как бухгалтер согласится с возложением на него обязанностей оформления электронных листов нетрудоспособности, задачей руководства организации станет получение усиленной электронной подписи на него, которая совместима с ЕИИС «Соцстрах».

Стоит отметить, что электронная цифровая подпись не является бесплатной услугой , руководству компании, решившей подключиться к программе ЕИИС «Соцстрах», нужно будет заплатить за ее изготовление и обозначить срок ее действия.

Справка! Для покупки ЭЦП необходимо обратиться в компанию, занимающуюся изготовлением сертификатов. Цена сертификата электронной подписи составляет примерно 1000 рублей на год, точная стоимость зависит от каждого конкретного случая.

Регистрация в ЕСИА

Регистрация в ЕИИС «Соцстрах»

После того, как в организации будет получена подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, станет возможным пройти регистрацию в ЕИИС «Соцстрах», предварительно подав письменное соглашение об информационном сотрудничестве органам ФСС.

  1. Личный кабинет можно создать, перейдя по адресу: cabinets.fss.ru .
  2. После того как будет осуществлен переход на данный портал, чтобы войти в личный кабинет, бухгалтеру необходимо ввести свой логин и пароль от сайта госуслуг, далее потребуется подтвердить его с помощью ЭЦП.
  3. В личном кабинете можно увидеть весь список электронных больничных сотрудников организации.

Оповещение сотрудников и их право выбора

После того как организация подключится к ЕИИС «Соцстрах», руководство обязано известить об этом всех работников. Сотрудники фирмы должны знать, что теперь у них есть возможность оформлять листы нетрудоспособности в электронном виде , дав врачу на это письменное согласие. Рассказать работникам о введении и новых возможностях можно, издав приказ и ознакомив их всех с ним под подпись.

Алгоритм работы с ЭЛН


Многих руководителей организаций интересует, как происходит работа с ЭЛН. Оформление электронного больничного листа проходит в несколько этапов:

  1. Врач в больнице заходит в систему ЕИИС «Соцстрах», формирует в ней больничный листок, вносит все необходимые сведения из электронной медицинской карты. Больничному при этом присваивается уникальный порядковый номер.
  2. Далее он выгружается медицинским учреждением в систему, заверенный электронными подписями.
  3. Сотрудник при этом не видит сформированного листка нетрудоспособности, но знает его номер, который говорит бухгалтеру организации для начисления пособия.
  4. Далее по номеру бухгалтер находит этот больничный в ЕИИС «Соцстрах», использует сведения из него для расчета пособия, заполняет данные: наименование фирмы, сведения о среднем заработке заболевшего работника, его стаже и т.п., заверяет его своей электронной цифровой подписью.

Переход на больничные в электронном виде является несложной процедурой , которая занимает немного времени и облегчает работу сотрудникам бухгалтерии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Каково состояние дел по информатизации Фонда сегодня? В Фонде социального страхования Российской Федерации, включая Центральный аппарат, все региональные отделения Фонда, их филиалы и районные представительства, в настоящее время функционирует Единая информационная система, которая работает в Едином информационном пространстве. Это означает, что все компоненты системы (700 ЛВС, телекоммуникационное оборудование: около 105 маршрутизаторов и 1300 модемов, общесистемное программное обеспечение и около 20 прикладных подсистем ЕИИС Соцстрах, установленных на 12 тыс. персональных компьютерах, информационные ресурсы или базы данных, службы сопровождения ЕИИС Соцстрах) работают взаимосвязано.

Новые информационные технологии обеспечили руководству Фонда прозрачность финансовых потоков всех исполнительных органов Фонда, адресность по выплатам пособий по возмещению вреда и т.д. Это означает, что сложный аналитический отчет, любая информация, имеющаяся в базах данных, распределенная по всей территории Российской Федерации (от Калининграда до Камчатки), могут быть получены в реальном масштабе времени, как на своем рабочем месте, так и в любой точке земного шара, где имеется сотовая связь (через обычный сотовый телефон). Примеры оперативных запросов, сводных отчетов и аналитических справок приведены ниже.

Корпоративная сеть Фонда, являясь объединяющим элементом ЕИИС Соцстрах, базируется на выделенных и коммутируемых линиях связи и Internet технологиях.

ЕИИС Соцстрах, делая прозрачным для руководства Фонда финансово-хозяйственную деятельность исполнительных органов Фонда, обеспечивает эффективное управление средствами государственного социального страхования, гарантирующими социальную защиту населения.

Работа в условиях подготовки к введению единого социального налога и в период его действия практически показали эффективность средств адаптации ЕИИС Соцстрах к новым условиям функционирования, реализации новых функций и обработки новой информации. Единая информационная система Фонда имеет все необходимые средства (телекоммуникационные, программно-технические, организационные), позволяющие в сжатые сроки осуществить ее адаптацию на решение задач автоматизации деятельности различного назначения (управление городским хозяйством, регистрация сделок с недвижимостью, управление медицинским страхованием и др.).

Прикладное программное обеспечение, включающее около 20 прикладных подсистем, обеспечивает автоматизацию всех видов деятельности Фонда.

Рабочие места специалистов Фонда оснащены однотипными средствами вычислительной техники, создана региональная сеть сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и послегарантийное обслуживание компьютерной техники и телекоммуникаций.

В состав информационных ресурсов Фонда входят:

Сведения о 4,2 млн. страхователях (юридических и физических лицах);

Персонифицированные сведения о получателях страховых выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (порядка 500 тыс. получателей);

Сведения о финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда.

Общая схема системы передачи данных (СПД) представлена на рис. 1.

Рис.1

В основе СПД лежат виртуальные частные сети (VPN), использующие для связей между отдельными своими элементами публичный Интернет. Виртуальная частная сеть это совокупность работающих по TCP/IP защищенных каналов связи между локальными сетями. Создание VPN позволяет защищать от постороннего доступа информацию, передаваемую по сети Интернет, и связывать географически удаленные подразделения, не арендуя дорогостоящих выделенных междугородних линий.

Глобальная структура системы представляет собой иерархическую звезду с одной центральной частью. Центром звезды является телекоммуникационный узел центрального аппарата, к которому подключены региональные отделения (РО), филиалы региональных отделений, а также иные пользователи, имеющие доступ к сети Фонда. Локальная вычислительная сеть регионального отделения Фонда (рис. 3) включает в себя:

Рабочие места;

Коммуникационные центры;

Серверы (баз данных HyTech и приложений);

Серверы доступа для подключения филиалов РО и отдельных удаленных пользователей, имеющих доступ к сети.

К составу ЛВС можно также отнести оборудование доступа к виртуальной частной сети Фонда: серверы proxy, firewall, маршрутизатор доступа к Интернет.

В настоящее время первый этап компьютеризации Фонда (разработка и внедрение ЕИИС Соцстрах) завершен. Фонд подошел ко второму важному этапу компьютеризации на основе накопленных и ежедневно формируемых баз данных региональных отделений проводить оперативную аналитическую их обработку для принятия решений (в разрезе Федеральных округов, регионов, городов, отраслей и т.д.). Для этого в Фонде введена в эксплуатацию система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда (АРМ Руководителя). Она является надстройкой над всей информационной системой Фонда, с помощью нее обеспечивается On-line доступ ко всем информационным ресурсам Фонда.

АРМ Руководителя, реализованный на основе новейших XML и OLAP технологий, обеспечивает контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности исполнительных органов Фонда, исполнения ими программ государственных гарантий по социальному страхованию, рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Для администрирования ЕИИС Соцстрах в АРМе Руководитель предусмотрен контроль технического состояния подсистем ЕИИС Соцстрах, баз данных, линий связи, регламента выполнения работ по обслуживанию системы.

Рассмотрим вкратце примеры оперативных запросов из АРМа Руководитель.

На главной странице системы мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда размещены карта России с выделенными субъектами Федерации и перечень подсистем ЕИИС Соцстрах. Запрос на получение информации формируется интуитивно понятным образом, путем выбора манипулятором мышь необходимого субъекта Федерации или группы субъектов, подсистемы ЕИИС Соцстрах, задания интервала дат, наименования страхователя или его регистрационного номера.

Система мониторинга и аналитической обработки баз данных Фонда в настоящее время установлена на рабочих местах председателя Фонда и его заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата и ведущих специалистов Фонда и используется непосредственно в процессе принятия решений. На основе многомерной модели данных система позволяет отображать на экране результаты запросов в удобном графическом и табличном видах: гистограммы, диаграммы, сравнительные таблицы и т.д.

На сегодняшний день можно уверенно сказать, что новая информационная технология и отечественная СУБД HyTech, положенные в основу ЕИИС Соцстрах, могут служить наглядным примером эффективного и обоснованного использования бюджетных средств на информатизацию федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.