Святой иоанн босой шанхайский. Святитель Иоанн Шанхайский “на людские нужды отзывчивый”

ТРОПАРЬ, глас 5.
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Тайн, / имиже сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. / Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Святитель Иоанн (Михаил Борисович Максимович; 1896–1966), удивительный святой - молитвенник, прозорливец, блаженный чудотворец, проповедник, богослов. Святитель Иоанн был одним из апостолов ХХ века, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии.

С детства маленький Миша отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

По воле родителей, – с их мнением он серьезно считался всю жизнь, – прежде духовного он получил светское образование: в Полтавском кадетском корпусе, а затем – в Харьковском университете. Еще в годы учебы в университете, будучи студентом юридического факультета, он обратил на себя внимание митрополита Антония (Храповицкого), принявшего его под свое духовное окормление.

После случившейся в Российской Империи революции и при начавшихся гонениях на Церковь Михаил вместе с семьей покинул страну и поступил в Белграде в университет на богословский факультет. В это время он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Немного позже он принял постриг в монахи с именем Иоанн, как считается - в честь своего известного прародителя свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. После окончания учебы был законоучителем в гимназии в городе Великая Кикинда. Затем (до 1929 года), преподавателем и воспитателем в Духовной семинарии в городе Битоле. Епископ Николай Сербский (Велимирович), обращаясь к семинаристам, так отозвался об Иоанне Максимовиче: «Дети, слушайте отца Иоанна; он - ангел Божий в человеческом образе».
Как и многие русские эмигранты, очень уважал покровительствовавшего беженцам из России короля Югославии Александра I Карагеоргиевича. Спустя много лет отслужил панихиду по нему на месте его убийства на одной из улиц Марселя. Другие православные клирики из ложного стыда отказались служить с владыкой на улице. Тогда владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду на французском языке.

Скромность иеромонаха Иоанна была такова, что когда в 1934 г. митрополит Антоний решил возвести его в сан епископа, он подумал, что его вызвали в Белград по ошибке, перепутав с кем-то другим, а когда оказалось, что письмо предназначено ему, пытался отказаться от сана, ссылаясь на проблемы с дикцией. Но владыка Антоний нисколько не сомневался в своем выборе, и, направляя его на Восток, писал правящему архиерею: «…как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький тщедушный человек, с виду почти ребенок, – на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления»

Так он оказался в Шанхае, где прослужил почти двадцать лет. В 1946 г. владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа. Под его окормлением оказались все русские, жившие в Китае.

С приходом коммунистов владыка организовал эвакуацию своей паствы на Филиппины, а оттуда – в Америку. Заслуживает упоминания и его усердие: разрешение на въезд для русских беженцев в Штаты он исходатайствовал буквально «приступом», сутками напролет дежуря у дверей кабинетов, терпеливо дожидаясь приема чиновников. Тогда же из Шанхая на Запад был эвакуирован и основанный им детский приют, через который в общей сложности прошло 3500 детей.

В 1951 г. владыку Иоанна назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви.
В первой своей проповеди в Париже владыка Иоанн обратился к пастве так: «Волею Божией русские православные люди теперь рассеяны по всему свету, и благодаря тому теперь Православие проповедуется и церковная жизнь существует там, где ранее не знали Православия». Чем были заполнены эти годы? – На его плечи легли дела по управлению Русской зарубежной Церковью и помощь православным церквям во Франции и в Нидерландах. В те годы владыка Иоанн проделал и огромную работу по установлению канонических оснований для почитания в Православии древних западных святых, живших до отделения католической церкви, однако не включенных в православные календари: собирал сведения, свидетельства о помощи, иконы. При этом он, как и прежде, служил (На протяжении многих лет он имел правило каждый день служить литургию, а если не было возможности, – принимать Святые Дары.)
Владыка Иоанн разъяснял также: «Могут сказать, что христианство уже давно проповедуется по всей земле, однако оно преимущественно проповедуется в виде тех или иных отклонений от подлинного учения. Чистое и правое христианское учение сохранилось только в Православии, и вот оно-то проповедуется ныне там, где его не знали. Мы рассеяны по всему миру не только для научения и исправления нас самих, но еще и для того чтобы исполнить волю Божию о проповеди Православия всему миру». Особым покровительством владыки пользовался и перебравшийся к тому времени во Францию Леснинский монастырь, основанный когда-то по благословению двух великих старцев – преп. Амвросия Оптинского и св. Прав. Иоанна Кронштадского.
Владыку чтили и православные, и католики, и протестанты. В одной из католических церквей Парижа местный священник сказал пастве: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

25 декабря 1961 года святитель Иоанн (Максимович) вместе с епископом Женевским Антонием совершил освящение Храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, ставшего кафедральным в Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Здесь же находилась резиденция архиепископа Иоанна вплоть до его перевода на Сан-Францисскую кафедру в 1963 году. Расписали храм художники парижского Общества «Икона». Теперь на втором этаже особняка расположены мемориальные покои святителя.

А на склоне лет его ожидало новое церковное «послушание». По ходатайству тысяч русских, знавших владыку по Шанхаю, его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской Зарубежной Церкви, в Сан-Франциско. Но нелегко было владыке. Много пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Его вынудили даже явиться в общественный суд, что было вопиющим нарушением церковных канонов, требуя ответа на абсурдное обвинение в сокрытии им нечестных финансовых операций приходского совета.

Правда, все привлеченные к ответу были в конце концов оправданы, но последние годы жизни владыки омрачились горечью от поношений и преследований, которые он переносил всегда без жалоб и осуждения кого-либо. Удивительной была и кончина архиепископа Иоанна. В тот день, 2 июля 1966 г., он сопровождая чудотворную Курскую-Коренную икону Богоматери в Сиэтл, и остановился в тамошнем Николаевском соборе – храме-памятнике новомученикам Российским. Отслужив Божественную литургию, владыка оставался еще три часа один в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных детей, живших недалеко от собора, он последовал в комнату церковного дома, где обычно останавливался. Вдруг послышался грохот, и прибежавшие увидели, что владыка упал и уже отходит. Его посадили в кресло, и он перед чудотворной иконой Богоматери предал душу свою Богу, уснул для этого мира, о чем так ясно предсказывал многим.

У мощей архиепископа Иоанна в Сан-Франциско поддерживается неугасимая лампада, горит множество свечей. Теперь владыка Иоанн предстательствует перед Господом за свою Православную Церковь и за мир уже в Церкви Небесной, Торжествующей.

В 2008 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн прославлен в лике общецерковных святых, имя его включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Происходил он из дворянской семьи Максимовичей, среди предков его был просветитель Сибири святитель Иоанн Тобольский . Родители Михаила, Борис и Глафира, воспитали сына в благочестии, возгревая в нём стремлении стоять за истину и горячую любовь к отечеству.

Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы , а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить как они. И в детских играх выразились его стремления - игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости - в монастыри. Святогорский монастырь , стоявший недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Святая и праведная жизнь ребёнка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку , и в результате она приняла Православие.

Михаил думал посвятить свою жизнь служению родине, вступив либо в военную, либо в гражданскую службу. Вначале он он поступил в Петровский Полтавский Кадетский корпус, который окончил в году. Затем учился на юридическом факультете Харьковского Императорского университета, который окончил в году. Учился он превосходно, хотя часть своего времени уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича) , который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нём стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим. В годы учения на него особенно сильное влияние оказал архиепископ Антоний (Храповицкий) , ставший его духовным наставником, и Михаил начал всё более углубляться в изучение духовной жизни. В конце концов, как он вспоминал, местный монастырь и храм стали ему ближе, чем любые светские заведения.

Первые годы своей монашеской жизни иеромонах Иоанн особенно посвящает юношеству - с года он преподаёт и является воспитателем в духовной семинарии города Битоля . Уже в то время святитель Николай (Велимирович) , сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: "Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну ". Отец Иоанн быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами и сам относился к ним как любящй отец - по ночам он ходил по общежитию и осенял спящих крестным знамением.

В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Тогда же иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.

Владыка Шанхайский

Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы . Желая уклониться от такого высокого звания, он стал ссылаться на своё косноязычие, но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.

Исход из Китая

С приходом к власти в Китае коммунистов русские, не принявшие советское гражданство, были снова обречены на исход. Большинство Шанхайской паствы владыки ушло на Филиппины - в году на Филиппинском острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошёл остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своём страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку "ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон". Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские не только выжили на острове, но и смогли покинуть его благодаря святителю, который сам ездил в Вашингтон и добился, чтобы в американские законы были внесены поправки и бо́льшая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебралась в США , а остальные - в Австралию .

Архиепископ Западной Европы

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Попече́ние твое́ о па́стве в стра́нствии ея́,/ се́ проо́браз и моли́тв твои́х за ве́сь ми́р при́сно возноси́мых;/ та́ко ве́руем, позна́в любо́вь твою́,/ святи́телю и чудотво́рче Иоа́нне!/ Ве́сь от Бо́га освяще́н священноде́йствием пречис"тых та́ин,/ и́миже при́сно укрепля́ем,/ поспеша́л еси́ ко стра́ждущим,/ цели́телю отраднейший.// Поспеши́ и на по́мощь на́м, все́м се́рдцем чту́щим тя́.

Ин тропарь, глас 1

Святи́тельства да́р преумно́жил еси́,/ сло́ва пропове́данием апо́столом поревнова́в,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою с преподо́бными вмени́лся еси́,/ клевету́ и поноше́ния с кро́тостию прие́мля./ Сего́ ра́ди Христо́с тя́ просла́ви чудесы́,/ и́хже оби́льно излива́еши на все́х с ве́рою притека́ющих к тебе́:/ и ны́не спаса́й на́с моли́твами твои́ми,// Иоа́нне досточу́дне, святи́телю Христо́в.

Кондак, глас 4

Христу́ Пастыренача́льнику после́довав,/ во святи́телех изря́днейший яви́лся еси́,/ спа́сл бо еси́ о́вцы своя́ от губи́тельства безбо́жных,/ приста́нище ми́рное те́м учреди́в,/ и попече́ние непреста́нное о па́стве име́я,/ врачева́л еси́ и́х недуги душе́вныя же и теле́сныя,/ и ны́не о на́с к твои́м честны́м моще́м припа́дающих,/ моли́ Христа́ Бо́га, о́тче Иоа́нне,// в ми́ре спасти́ся душа́м на́шим.

Сочинения

  • Собрание сочинений :

Видео

Использованные материалы

  • Петр Перекрёстов, прот., сост., «Краткое Житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского», Слова иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского , Москва, «Казак», 1998 (репринт – Сан-Франциско, «Русский Пастырь», 1994), 10-13.
  • Александр (Милеант), игум., Великий праведник 20-го века , Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы:
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/johnmx.htm Солдатов Г. М., ред. "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Мюнхен (Германия) 1946 г.". - Minneapolis, Minnesota: AARDM PRESS, 2003,

Святость дорого обходится человеку. Святой отдает себя Богу целиком: со всеми своими мыслями, чувствами, желаниями, действиями. Он ничего не оставляет для себя, потому что сам хочет иметь только Божие.

Неудобный святой

Святитель Иоанн Шанхайский (1896-1966) – наш современник. Никаким «величественным обликом убеленного сединами старца» он не обладал: маленький, некрасивый, с дефектом речи, часто в мятой рясе и босой. Некоторым из окружавших его людей бывало даже неловко за «такого епископа», ведь служил епископ в крупных городах: Шанхае, Париже, Брюсселе, Сан-Франциско.

Он часто ходил босиком и однажды от начальства поступил приказ: носить ботинки. Епископ носил их, перекинув с завязанными шнурками через плечо. Пришел новый приказ: «надеть на ноги», епископ был послушным и надел.

Монашеский постриг святитель Иоанн принял в 30 лет. С тех пор молитва - общение с Богом и святыми - становится для него большей реальностью, чем все дела, заботы и переживания земной жизни.

В молитве святитель искал воли Божией, с которой сверял все свои действия. Молитва как живая связь с Богом и святыми была источником «чудес» святителя Иоанна: святитель молился - Бог его слышал.

Святитель Иоанн много летал на самолетах, ведь его паства была рассеяна по всему миру. На фото святитель Иоанн в Сан-Франциско. 1962 год

Краткая биография святителя Иоанна Шанхайского

Святитель Иоанн, в крещении Михаил, родился в Харьковской губернии 4-го июля 1896-го года в дворянской семье Бориса и Глафиры Максимович. В его роду был святой - выдающийся сибирский миссионер святитель Иоанн, митрополит Тобольский, прославленный Богом чудесами и нетлением мощей.

«С самых первых дней, как я начал осознавать себя, я захотел служить праведности и Истине», - скажет святитель на своей епископской хиротонии.

Михаил закончил Полтавский кадетский корпус, и, по желанию родителей, юридический факультет Харьковского Императорского университета, хотя во время учебы больше читал жития святых и святоотеческую литературу.

Во время революции в Харькове начались аресты, родители Михаила просили его скрыться. Он ответил, что от воли Божией не скроешься, а без нее ничего с человеком не происходит. Михаила арестовывали два раза, но он оставался совершенно спокоен. Он в буквальном смысле жил в ином мире и просто отказывался приспосабливаться к той реальности, которая управляет жизнью большинства людей.

В 1921 году, во время гражданской войны, семья святителя эмигрирует в Белград. Уезжая из Харькова, родители оставили Михаила на вокзале присмотреть за вещами, а сами отлучились, но когда вернулись, увидели, что Михаил сидит на единственном оставшемся чемодане, совершенно погруженный в чтение Евангелия, которое всегда носил с собой, а все остальные вещи – украдены.

В Белграде будущий святитель поступает на богословский факультет университета, подрабатывает продажей газет. Святителя в то время помнят, одетого в меховой тулуп и старые разваливающиеся сапоги, но совершенно не смущяющегося своим видом.

В 1926 году митрополит Антоний (Храповицкий), с которым святитель Иоанн знакомится еще в Харькове, постригает Михаила в монахи с именем Иоанна (в честь предка Михаила, митрополита Иоанна Тобольского).

Святитель Иоанн преподает в Битольской семинарии, ежедневно служит Литургию, посещает больницы, где отыскивает больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении.

В 1934 году иеромонаха Иоанна возводят в епископы и назначают в Шанхайскую епархию. В Шанхае святитель Иоанн сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. В это же время святитель строит собор в честь иконы Богоматери «Споручницы грешных», создает госпитали и приюты для сирот и нуждающихся детей.

С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. В 1949 году пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. По ходатайству святителя Иоанна в Вашингтоне изменили закон о русских беженцах, и многим русским были даны визы в США.

В 1951-м году святитель Иоанн возглавил Западно-Европейскую епархию с кафедрой в Париже. Он приложил много сил, чтобы присоединить к Зарубежной Церкви приходы французской Православной Церкви и помог создать Голландскую Православную Церковь. Владыка обратил внимание на существование древних местных святых, неизвестных Православной церкви. По его инициативе Синод РПЦЗ вынес резолюцию о почитании ряда святых, из живших на Западе до разделения церквей в 1054 году.

В 1962 году святителя Иоанна переводят в Сан-Франциско. Он заканчивает приостановленное в результате приходских несогласий строительство кафедрального собора. Однако сам подвергается нападкам и обвинениям в «злоупотреблениях приходскими средствами». Дело доходит до гражданского суда.

Американский гражданский суд совершенно оправдал святителя Иоанна, но последние годы его жизни были омрачены этими событиями.

Святитель Иоанн умер 2 июля 1966 года в возрасте 71 года. В 1993 году его мощи были обнаружены нетленными. 2 июля 1994 года святитель Иоанн Шанхайский был канонизирован Русской Православной Церковью за границей, а в 2008 году Архиерейский Собор вновь единой Русской Православной Церкви установил общецерковное почитание святителя Иоанна.

Молитва как дыхание

«Все мы становимся на молитву, а Владыке Иоанну на нее становиться не нужно: он всегда в ней пребывает…», - говорил о святителе один из его духовных детей, иеромонах Мефодий.

Чтобы так молиться - дать место духу - надо стеснить плоть, в этом смысл любой аскетики. Со времени монашеского пострига святитель Иоанн никогда не ложился в кровать, спал сидя и лишь несколько часов, отводя ночь для молитвы. Ел, часто смешивая все блюда: суп, гарнир, компот, – чтобы земная пища не казалась удовольствием.

Со всего мира святителю Иоанну шли письма с просьбами помолиться, иногда в них вкладывали записки. Многие из них сохранились в архиве Западно-Американской епархии в Сан-Франциско

По молитвам святителя случалось множество исцелений

Святителю Иоанну писали, как знакомые, так и совершенно неизвестные ему люди. Эта записки от беженцев из Шанхая, которые вместе со святителем находились в изгнании на острове Тубабао

Многие "шанхайцы" и "тубабаовцы" растерялись по разным странам после их изгнания. Весточки от них были особенно дороги

Кто мог, вкладывали небольшие пожертвования в свои письма с просьбами о поминовении, некоторые так и остались лежать в конвертах. Теперь уже в архиве епархии

Что такое святость

С епископством в 38 лет (1936) святитель не изменил аскетической практики, хотя очень изменилась жизнь: никакого уединения, всегда рядом люди, их просьбы, их распри.

Нередко монахи, например, святой Сергий Радонежский, которому предлагали стать епископом, решительно отказывались, боясь гордости, боясь, что это нарушит их молитвенную жизнь, часто с большим трудом выстраиваемую. Ведь епископ – это все равно что большой начальник, администратор, которому надо все время решать вопросы с людьми.

Святитель Иоанн тоже не хотел быть епископом. Даже, как аргумент, привел свое косноязычие, а епископу нужно говорить речи и проповеди. Но ему ответили, что и Моисей был косноязычным, и ничего.


Первым местом епископского служения святителя Иоанна стал Китай

Святитель Иоанн воспринял епископство как церковное послушание. Кроме того, он очень верил и чтил своего духовного наставника – митрополита Антония Храповицкого, благословившего его принять сан. Сам митр. Антоний так отзывался о своем ученике: «Этот маленький и слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления…».

Когда святитель Иоанн стал епископом, замечали, что он порой юродствует: странно выглядит, ведет себя «не по правилам», и свои странности никак не объясняет. Некоторых это раздражало – епископам не положено, он же не пустынник какой, на него люди смотрят!

Но для святителя Иоанна, который знал, чего хочет от него Бог, было не так важно, как смотрят на него люди. Его некоторые действия были юродством Христа ради - когда правда Христова важнее всех правд, обычаев и понятий человеческих.

«Святителя часто критиковали за нарушения принятого порядка вещей. Он опаздывал на службы (не по личным мотивам, а задерживаясь у больных или умирающих) и не разрешал начинать без себя, а когда служил – богослужения бывали очень долгими. Он имел обыкновения показываться в разных местах без предупреждения и в неожиданное время; часто посещал больницы ночью. Временами его суждения казались противоречащими здравому смыслу, а действия – странными и он не объяснял их, - писал о нем о. Серафим Роуз, знавший его с юности.



Святитель Иоанн не стирал и не гладил свой подрясник, не расчесывал волосы и бороду, чем вызывал смущение тех, кто с ним встречался

Святитель не был непогрешим, он бывал неправ и без колебаний признавал это, когда обнаруживал. Но обычно он все же бывал прав, а кажущаяся странность некоторых поступков и суждений впоследствии обнаруживала глубокий духовный смысл. Жизнь святителя Иоанна в основе своей была прежде всего духовной, и если это нарушало заведенный порядок вещей, то лишь для того, чтобы заставить людей очнуться от духовной спячки».


Фотографии святителя в притворе храма свт. Тихона Задонского, где он ежедневно совершал литургию

Панихида на улице

Однажды, когда владыка был в Марселе, он решил отслужить панихиду на месте убийства сербского короля Александра. Никто из клира из ложного стыда не захотел служить с ним. И действительно, виданное ли дело – служить посреди улицы! Владыка пошел один. Жители Марселя были ошарашены появлением священнослужителя в необычных одеждах, с длинными волосами и босого, расхаживающего с чемоданом и метлой посреди улицы…. Когда владыка вычистил метлой небольшую часть тротуара, он достал из чемодана кадильницу, возжег ее и начал служить панихиду», - так вспоминала святителя Иоанна одна из его духовных дочерей.

«Нельзя сказать, что владыка запомнился всем как деятельный администратор, - рассказывает протоиерей Петр Перекрестов, автор книги о святителе «Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья», - хотя святитель Иоанн построил несколько храмов, открыл приют, сестричество, занимался с молодежью и очень много помогал своей пастве по всему миру. Но главное, за что его любят и почитают, - он был настоящим монахом, верным Богу.

Он постоянно молился, ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто владыка служил один - сам читал и пел всю службу), причащался каждый день, строго постился - ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры».


Святитель Иоанн в Сан-Франциско. На фотографии видно, что ботинки он надел на босу ногу

«Чтобы его не хвалили - вот, дескать, не спит, служит ежедневно, святой почти, - владыка юродствовал, - считает отец Петр, - он часто опаздывал на час и больше, ходил босиком и в мятой одежде».

Но во всем, что касалось службы, владыка был очень строг к себе и к остальным. Он никогда не разговаривал в алтаре и после службы оставался в нем на несколько часов, а как-то заметил: «Как трудно оторваться от молитвы и перейти к земному!».


Святитель слышал даже невысказанные просьбы

Вспоминает госпожа Лью, одна из духовных дочерей святителя: «В Сан-Франциско мой муж попал в автокатастрофу. В это время у владыки уже было много неприятностей. Зная силу его молитв, я подумала: «Если бы пригласить владыку к мужу, муж бы поправился», но я боялась это сделать из-за занятости владыки. И вдруг владыка приходит к нам сам, в сопровождении некоего господина, который его привез. Он пробыл всего пять минут, но я верила – мужу станет легче. И, действительно, после этого посещения владыки муж стал поправляться.

Позже я встретила человека, привезшего к нам владыку, и тот рассказал, что он вез владыку в аэропорт, как вдруг владыка говорит ему: "Едем сейчас к Л.". Тот возразил, что они опоздают на аэроплан, и что сию минуту повернуть он не может. Тогда владыка сказал: "Вы можете взять на себя жизнь человека?" Делать было нечего, и он повез владыку к нам. На аэроплан, однако, владыка не опоздал, потому что задержали рейс ради владыки».


Мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско - визитная карточка города - находится совсем рядом с собором иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

Нечасто появляется святой, в одном лице сочетающий такие разные служения, как епископство, юродство, чудотворение и крайний аскетизм. Апостол Павел писал о дарах Святого Духа: «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, кому-то вера, кому-то дары исцелений, кому-то чудотворения, кому-то пророчество, кому-то различение духов, кому-то разные языки, а кому-то истолкование языков».

У святителя Иоанна Шанхайского были все эти дары, включая и «разные языки» (он служил литургию и по-гречески, и по-французски, и по-голландски, и по-арабски, и по-китайски, по-английски и по-церковнославянски). Святитель был редким аскетом и любящим пастырем, богословом, миссионером и апостолом, защитником сирот и целителем.

Все это Бог дал святителю Иоанну потому, что тот стяжал главный дар – дар любви, без которого не имеют силы и цены никакие, самые великие уменья человека.

Святитель Николай (Велимирович), бывший во времена пребывания святителя Иоанна в Югославии правящим епископом в Охридской и Жичской епархии, говорил о нем: «Хотите увидеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну!» А отцу Иоанну было в то время тридцать с небольшим лет.


Святитель Николай Сербский (Велимирович)


Блокнот святителя Иоанна, где он записывал мысли и понравившиеся ему цитаты из прочитанных книг

Святитель у себя дома

Вспоминает духовная дочь святителя Е.Черткова: «Я несколько раз ходила навещать Владыку, когда он жил в Кадетском корпусе под Парижем. У него была маленькая келия на верхнем этаже. В келии находились стол, кресло и несколько стульев, а в углу - иконы и аналой с книгами. Кровати в келии не было, потому что Владыка не ложился спать, а молился, опираясь на высокую палку с перекладиной наверху. Иногда он молился на коленях; вероятно, когда клал поклоны, то немного засыпал в таком положении, на полу. Иногда во время нашего разговора, мне казалось, что он дремлет. Но когда я останавливалась, он сразу говорил: "Продолжайте, я слушаю".


Фотография святителя Иоанна Шанхайского в своем кабинете в Сан-Франциско

Когда он не служил, а находился дома, то обычно ходил босиком (для умерщвления плоти) - даже в самые сильные морозы. Бывало, идет босиком в мороз по каменистой дороге из корпуса до храма, который находился у ворот, а корпус стоял внутри парка, на горке. Однажды он повредил себе ногу; доктора не могли вылечить ее, и была опасность заражения крови. Пришлось положить Владыку в госпиталь, но он отказывался лечь в кровать. Однако по настоянию начальства Владыка, в конце концов, покорился и лег в постель, но подложил под себя сапог, чтобы было неудобно лежать. Сестры госпиталя, француженки, говорили: «Вы привезли к нам святого!» К нему каждое утро приезжал священник, служил Литургию и Владыка причащался».

Иконный уголок и рабочий стол в кабинете святителя Иоанна в приюте свт.Тихона Задонского в Сан-Франциско. Все предметы на нем оставлены такими, какими они были при святителе

В этом кресле, которое стоит в кабинете, святитель Иоанн отдыхал ночью. Кровати в его комнате не было

Книги на полках кабинета стоят те же самые, что и при святителе Иоанне

Сейчас в кабинете святителя Иоанна проходит исповедь тех, кто пришел помолиться в храме святителя Тихона Задонского при приюте (а теперь, когда дети выросли, в этом здании находится епархиальное управление Запарно-Американской епархии)

Календарь года кончины святителя Иоанна оставлен на его столе в кабинете

На стене кабинета было расписание школьных уроков, чтобы святитель Иоанн знал когда и где заняты приютские дети. Часто он заходил на уроки или приходил в классы на переменах

Богослужебное облачение святителя Иоанна

Здание приюта святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско, где расположен храм и келья святителя Иоанна. Сегодня в здании располагается епархиальное управление Западно-Американской епархии

Для милосердия святых нет ни эллина, ни иудея

Святитель Иоанн откликался на просьбы о помощи независимо от веры и национальности человека. Об этом знали и звали к тяжело больному, будь он католик, протестант, православный или кто другой, потому что, когда святитель Иоанн молился, Бог был милостив.

«Какая вы счастливая, что у вас такой епископ»

Вспоминает духовная дочь святителя: «В парижском госпитале лежала больная женщина по имени Александра и владыке Иоанну сказали о ней. Он передал записку, что приедет и причастит ее. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой.
Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».
А в одной из католических церквей Парижа местный священник говорил своим прихожанам: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».


Святитель Иоанн сам ежедневно навещал больных и требовал того же от своих священнослужителей. Об этом они должны были писать ему отчеты

Владыка и дети

В Шанхае, куда святитель Иоанн был направлен в 1934 году из Белграда, проживало около 20 тысяч русских (всего в Китае около 120 тысяч), составлявших самую многочисленную группу иностранцев в городе. Епископ Иоанн обнаружил на улицах города огромное количество бездомных сирот. В марте 1943 года китайские власти издали указ о мобилизации женщин. Это стало еще одной причиной появления на улицах Шанхая огромного числа детей, оставшихся без родителей. Для таких детей и создал святитель Иоанн сиротский приют. Нередко святитель сам собирал больных и голодающих детей с улиц шанхайских трущоб.

Приют просуществовал с 1935 по 1951 год, когда святитель перебрался со всей своей паствой (и с оставшимися приютскими детьми) в Америку. За все время существования приюта его воспитанниками были более 3 500 сирот - и русских, и китайцев.
Во время японской оккупации Китая в приюте часто не было продуктов. Тогда святитель молился, и вскоре приезжали неизвестные люди и привозили необходимое.


Святитель Иоанн с детьми приюта свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско. В этом же приюте была его келья и храм, где он совершал литургию, если не было запланировано служб в других храмах епархии

Чтобы защищать русских перед японскими властями, святитель объявил себя временным главой русской колонии. Не обращая внимание на стрельбу, ходил по улицам, чтобы навестить больного или умирающего. Японские офицеры узнавали владыку и, поражаясь его твердости и мужеству, нередко сами пропускали его.


Дети из приюта святителя Тихона Задонского в Шанхае

«В чем вы больше всего нуждаетесь?»

Однажды во время войны кормить приютян, которых набралось уже более девяноста человек, было нечем, а владыка продолжал приводить новых детей. Персонал негодовал, и как-то вечером Мария Шахматова, казначей приюта, обвинила владыку Иоанна в том, что, приводя новых детей, он заставляет голодать остальных. Тогда владыка спросил: в чем она больше всего нуждается? Мария Александровна с обидой ответила, что вовсе нет никакой еды, но на худой конец нужна овсянка, чтобы накормить детей утром. Владыка посмотрел на нее печально и, поднявшись к себе, начал молиться и бить поклоны, причем так усердно и громко, что даже соседи стали жаловаться.

Утром Марию Александровну разбудил звонок в дверь, незнакомый мужчина, на вид англичанин, представился сотрудником какой-то зерновой компании и сообщил, что у них остались лишние запасы овсяной крупы, и он хотел бы отдать их приютским детям. В дом начали заносить мешки с овсянкой, а владыка у себя продолжал молитву, теперь уже благодарственную.

Фандрайзинг святителя Иоанна

Сбором средств на существование приюта занимался специально созданный святителем Иоанном Дамский комитет, а также Общество друзей приюта. О своей деятельности они рассказывали через прессу. Через газеты находились и включались в работу новые помощники, благотворители, даже усыновители сирот. Причем редакции нередко выполняли функции пунктов сбора пожертвований, а журналисты не только освещали события, но и принимали активное участие в подготовке благотворительных акций по сбору средств.

В русских газетах, которые издавались в Шанхае, публиковались приглашения на благотворительные мероприятия и отчеты об их проведении

В публикуемых отчетах о благотворительных мероприятиях высказывалась критика в адрес отсутствующих лиц, не пожелавших жертвовать детям

Приглашение на благотворительный зимний фестиваль в пользу приюта. В программе: бал, буфет с водкой и холодный ужин

Полный список всех выигрышей благотворительной лотереи публиковался для тех, кто не смог присутствовать лично

Призывы жертвовать на приют свт.Тихона Задонского публиковались не только на страницах газет, но и звучали по радио

Газета "Новое время" публикует аналитический разбор благотворительной деятельности русских в Шанхае

Отчет о приходе и расходе средств, полученных на приют от жертвователей

Газеты того времени были бумажной версией современных социальных сетей в интернете. Утро в Шанхае начиналось с просмотра «новостной ленты»: кто, что, кому интересного сказал, ответил, доложил, предложил.

Новые способы сбора средств придумывались за чаем, причем сразу с представителями прессы. Результаты этих встреч тут же публиковались в газетах: «Общество состоит из 8 дам и двух газетных репортеров. Расположившись за чайным столом, общество обсуждает вопрос о том, в какой форме нужно теперь обращаться к общественности, чтобы "раскачать" ее на новые пожертвования, которые так необходимы опекаемому собравшимися дамами Приюту свт. Тихона Задонского».

Дамский комитет несколько раз в году проводил в пользу Приюта балы-ярмарки. Иногда вход на мероприятия был платным, иногда бесплатным, тогда пожертвования принимались в кружку. Приглашались музыканты, танцовщики, эстрадные исполнители - в те годы в Шанхае проживало много творческих людей, например, известный поэт и певец Александр Вертинский.

На вечерах всегда проходили лотереи и аукционы. Ценные призы жертвовали сами гости. Кроме благотворительных акций (балов, аукционов, лотерей, концертов) для высшего общества, проходили мероприятия и для простых людей, сборы от которых шли на социальные проекты святителя Иоанна Шанхайского, - например, благотворительные футбольные матчи.


Шанхайская газета "Новый путь" регулярно публиковала списки нужд и отчеты о сборе средств для детского приюта свт. Тихона Задонского, основанного святителем Иоанн Шанхайским

Повелитель тайфунов

С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. В 1949 году пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Владыка ежедневно обходил остров и своими молитвами и крестным знамением ограждал остров от сезонных тайфунов. Когда русские высказывали опасения при первых признаках приближающегося тайфуна, сами филиппинцы оставались совершенно спокойными, говоря: «Пока ваш святой человек обходит наш остров, ничего со всеми нами не случится».


Святитель Иоанн с прихожанами перед входом в палаточный храм на острове Тубабао

И действительно: как только последняя партия русских беженцев была вывезена, на остров налетел сильнейший тайфун и почти полностью разрушил все его строения.

Многим русским беженцам, временно находящимся на Филиппинских островах и живущих в тяжелейших условиях, в непривычно жарком климате, не давали визы в США. Святитель Иоанн выехал в Вашингтон, чтобы хлопотать об этом. В результате его ходатайства Американский конгресс изменил закон о русских беженцах, и русские могли выехать в США. Часть русских беженцев уехала в Аргентину и Австралию.


Письмо святителя Иоанна Шанхайского президентам и высшим лицам разных стран с просьбой об убежище для русских беженцев

Святой на скамье подсудимых

В 1962 году святителя Иоанна переводят в Сан-Франциско в ответ на настойчивые просьбы тысяч русских местных прихожан, хорошо знавших его еще по Шанхаю: строительство кафедрального собора в Сан-Франциско было приостановлено из-за разногласий в приходе. Святитель разобрал дело, нашел беспорядок в финансах и отчетной документации и призвал должников к ответу. Должники послали жалобы в Синод.

В Синоде этими жалобами как удобным поводом воспользовались недоброжелатели святителя: они подняли вопрос о «незаконности» его назначения на кафедру в Сан-Франциско и отзыве. В Синоде у святителя было немало тех, кто презирал «гугнивого» и «причудливого» епископа как «недостаточно тонкого богослова» или «плохого администратора».


Кафедральный («Новый») собор в Сан-Франциско в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Недоброжелатели боялись главного: живой святой-чудотворец, приехавший на ведущую кафедру самой значимой епархии Русской Зарубежной Церкви, являлся самой реальной кандидатурой на место уже очень больного первоиерарха. Деятельность недоброжелателей принесла свои плоды. Русская община в Сан-Франциско пришла в смятение от «партийной борьбы». На приходских собраниях святителя и его сторонников сопровождали крики и оскорбления. Среди гонителей святителя были даже те, кого он исцелил от рака и других тяжелых болезней.

Некоторые женщины ругали святителя и даже плевали на него. Одна женщина после с ужасом вспоминала, как ее мать, подбежав, плюнула святителю в лицо – сразу после богослужения. Но и некоторые из почитателей святителя открыто заступались за него. Например, игуменья Ариадна громко, с посохом в руках обличила в соборе тех, кто оскорблял живого святого.

9 июля 1962 года в San Franсisco Examiner на первой полосе появилось сообщение о суде над русским архиепископом вместе с его фотографиями в зале суда. Процесс длился четыре дня. Рядом с владыкой в суде были и самые близкие его друзья: архиереи Савва Эдмонтский, Леонтий Чилийский, Нектарий Сиэтлский, игуменья Ариадна. Регулярно приходил о. Серафим Роуз (тогда ученик святителя Евгений Роуз).


Перед установкой крестов на Новый собор в Сан-Франциско, который был построен и открыт благодаря владыке. Собор был освящен в 1965-м году, епископ Иоанн успел немного в нем послужить до своей кончины в 1966 году. (На фото - святитель Иоанн стоит третий слева)

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец был канонизирован в 1994 году. С тех самых пор святому дивному угоднику Божию Иоанну молятся православные всех стран. Ниже дана краткая информация о земной жизни (житие) святого.

О жизни святого Иоанна

фото святителя

Будущий святой родился 4/17 июня 1896 года в Харьковской губернии что на юге бывшей в то время Российской Империи. Родился он в в селе Адамовка и был крещен с наречением имени Михаил. С раннего детства мальчик полюбил чтение книг о православных святых и так проникся чтением их что начал вести жизнь по их примеру. И первым же чудом, происшедшим при будущем святом Иоанне стало принятие православия прислугой (она была католичкой), работающей в доме семьи Михаила.
После случившейся в Российской Империи революции и при начавшихся гонениях на Церковь Михаил покинул страну и поступил в университет на богословский факультет. Немного позже принял постриг в монахи с именем Иоанн, как считается — в честь своего известного прародителя свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского.

«Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Епископ Николай (Велимирович).

Спустя 8 лет монах Иоанн был произведен во епископы и был назначен в далекий Шанхай. Еще 17 лет спустя, уже архиепископ, Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви, а спустя еще 11 лет был переведен в Сан-Франциско. Будущего святого любили и ценили все люди кто его видел или кто о нем слышал. Для него из побуждений души делали то, что могли сделать для очень немногих: приводили в пример в иных христианских конфессиях, задерживали поезда на вокзалах. Историй уважения к архиепископу Иоанну множество и все их не пересказать.

О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах. (Pravoslavie.ru).

Святитель Иоанн Шанхайский Чудотворец преставился 19/2 июня 1966 г. в день памяти апостола Иуды, в возрасте 71 года.

С тех пор святой Иоанн по свидетельствам многих людей помогает всем людям сущим в бедах, исцеляет тяжело больных и скорбящих по молитвам их.

Молитва святителю Иоанну (Шанхайсокому и Сан-Францисскому) чудотворцу

икона святителя

О, святителю отче наш Иоанне, Пастырю добрый и тайновидец душ человеческих. Ныне у Престола Божия за нас молишися, яко же и сам посмертне изрек: «Хотя я и умер - но я жив». Умоли Всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да смело воспрянем духом и уныние сего мира отряхнем и Богу возопиим о даровании нам смирения и Богодухновения, Богосознания и духа благочестия на всяких путях жизни нашея. Яко милостивый сиропитатель и опытный путеводитель на земле бывший, ныне буди нам вождем Моисеовым и в смутах церковных всеобъемлющее Христово вразумление. Услыши стенание смущенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым и отряхни лень уныния изнемогающих пастырей от натисков духа мира сего и томящихся в оцепенении праздном. Да слезно вопием ти, о теплый молитвенниче, посети нас сирых, во тьме страстей утопающих, ждущих твоего отеческаго наставления, да озаримся светом невечерним, идеже ты пребываеши и молишися за чад твоих, по лицу вселенныя рассеянных, но любовию слабою к свету все же тянущихся, идеже свет Христос Господь наш пребывает, Ему же честь и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Тайн, / имиже сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. / Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Документальный фильм о святом

ковчег с частицей мощей святителя

Говорят, что самый быстрый и верный способ поверить в истинность православия — это не только открыть для себя Евангелие, но и самому увидеть человека праведной жизни. Многим людям, независимо от континента, национальности и даже вероисповедания, посчастливилось видеть или чувствовать молитвенную поддержку такого человека, ведь таким святым еще при жизни был , которого еще называют Шанхайским . День его памяти Православная Церковь отмечает 2 июля.

Харьковский период: детская религиозность, история гувернантки и светское образование

Родился будущий святой в 1896 году в Харьковской губернии. Так как родители его были дворянами, то семья жила в достатке, а за мальчиком присматривала гувернантка — франкоязычная католичка.

Михаил, под таким именем его крестили, с детства был религиозным: даже ночью молился, благоговейно относился к иконам, собирал их. Потом он начал особо интересоваться религиозной литературой, в житиях святых находил образцы для наследования.

Такая жизнь Михаила, его еще детская праведность, не могли не отразиться на сознании его гувернантки. Женщина, каждый день видя перед собой искренность веры и служения Богу в лице своего подопечного, приняла православие.

Но это лишь первый пример того, как будущий святитель Иоанн Максимович своей жизнью влиял на других.

Как и полагается, родители дали сыну хорошее на то время образование. В 18 лет он окончил Харьковский кадетский корпус. Затем четыре года получал юридическое образование в Харьковском университете.

Белградский этап — принятие пострига и «живой святой»

Но вера и любовь к богословию дали о себе знать: после эмиграции в Югославию обучался на богословском факультете Белградского университета, который окончил в 1925 году. А уже в 1926 принял монашеский постриг, еще более закаливший его подвижническую жизнь.

Вместе с именем — теперь его звали Иоанном, в честь его предка, святителя Иоанна Максимовича (Тобольского) — частично поменялась и его жизнь, более усугубилась в подвиге. Согласно житию святого, он больше никогда не ложился спать. Ночная молитва становилась все более длинной, иногда под утро святого находили задремавшим на полу.

Каждый день он служил Литургию и обязательно приобщался Святых Даров, проводил время в посте и молитве, также преподавал закон Божий в одной из сербских гимназий. Молодому монаху тогда было чуть больше 20, но уже в то время известный праведник — Николай Велимирович (Сербский) — посылал всех желающих увидеть святого идти в Битолу. В обители этого города подвизался Иоанн Максимович.

Как Максимович Шанхайским стал

В 30 лет еще совсем молодой иеромонах был рукоположен в епископа Шанхайского . Так далекий Китай стал следующим пунктом его служения Богу и исполнения двух самых важных заповедей — о любви к Господу и к ближнему. Даже иноверцы и абсолютно неверующие люди удивлялись его бескорыстию и вере. Владыка Иоанн служил Литургию, молился днем и ночью, навещал больных и узников, исповедуя и причащая их. Также благодаря его трудам возник приют для детей-сирот и лишенных крова.

Его никогда не смущало то, что к больным его вызывали даже среди ночи. Иоанн Шанхайский направлялся туда, где нуждались в его молитве. Тем более, что ночами он все равно не спал. Его визиты к больным заканчивались облегчением, исцелениями и обращением многих к Богу.

В таком служении Богу и людям он прожил 15 лет, до тех пор, пока власть в Китае окончательно не захватили коммунисты.

Иоанн Шанхайский в филиппинском лагере для беженцев

Более двух лет владыка вместе с беженцами провел на Филиппинах. Там был организован лагерь, в котором проживало около пяти тысяч русских беженцев из Китая. Люди проводили время в постоянном страхе: не столько из-за того, куда и когда их эвакуируют в будущем, а более из-за погодных условий. Лагерь находился на одном из Филиппинских островов, а близость Тихого океана сулила гибель от угрожающих тайфунов.

Но, как говорили филиппинцы, беженцам не стоит бояться, ведь «святой», то есть Иоанн Шанхайский, не пропускал ни одной ночи, чтобы не осенить крестом лагерь с четырех сторон.

Когда через 27 месяцев лагерной жизни беженцев из Китая эвакуировали в США и Австралию, остров действительно пострадал от ужаснейшего тайфуна, вместо домов остались груды строительного мусора. Так Бог молитвами святого действительно оберегал остров и лагерь.

А самому Иоанну Шанхайскому пришлось приложить немало усилий, чтобы переправить беженцев в безопасное место. Его молитвы и поездки в Вашингтон дали результат: были внесены поправки в американские законы, и большая часть лагеря переселилась либо в Штаты, либо в Австралию, либо во Францию.

Владыка Иоанн же стал одним из архиереев Русской Православной Церкви за рубежом, в 1951 году получив титул Брюссельский и Западноевропейский . Поэтому следующее десятилетие своей жизни он посвятил укреплению православия в Западной Европе.

Европейский период жизни Иоанна Шанхайского

Так как официальным центром служения владыки считался Брюссель, то много времени он проводил в храме во имя Иова Многострадального.

Но жил будущий святитель в пригороде Парижа и особо окормлял паству французской столицы. До 1961 года служил на съемных помещениях, пока не освятил Храм всех святых земли Российской.

Помогал всем, оказавшимся в сложных ситуациях, постоянно навещал, исповедовал и причащал больных. Но его миссионерская деятельность заключалась не только в помощи нуждающимся, но и в просвещении, образовании священников, издании богослужебных книг. Кроме Парижа и Брюсселя, опекал православные церкви голландских городов.

Но особенно много воспоминаний его связывало с Парижем. Некий католический священник, обращаясь к маловерным прихожанам, советовал в реальной жизни увидеть святого человека — Жана Босого , бродившего по улицам французской столицы.

Так и было: Иоанн Максимович почти всегда ходил босиком, лишь на зиму обуваясь… в сандалии. Носил же он тонкую рясу, старую и потертую до дыр. Видя его нестяжательство и глубину веры, его почитали люди, независимо от конфессии, а некоторые мамы даже верили, что их дети выздоровеют, если походят по тем местам, где ступал Иоанн Босой.

С пропиской в Сан-Франциско

Спустя более 10 лет по Божьей воле Иоанна Шанхайского приглашают в Сан-Франциско, где он возглавляет местную епархию и фактически становится архиепископом Сан-Францисским .

Русская община в то время пребывала в полном упадке, а строительство кафедрального собора оставалось на месте. Владыке удалось возобновить работу, найти финансирование. Но ему «активно» мешали.

Как ни странно, это были не какие-то иноверцы, а «свои» — авторитетные архиереи. Они поддерживали доносы и даже судебные разбирательства, обвиняя Иоанна Шанхайского в финансовых махинациях во время строительства собора.

Оказывается, для одних нашумевший архипастырь был серьезной конкуренцией на должность главы Синода Зарубежной Церкви, а некоторые даже препятствовали его официальному закреплению на Сан-Францисской кафедре. Но после судебных разбирательств и интриг владыка Иоанн возглавил кафедру и отстроил собор в честь образа Богоматери «Всех скорбящих радость», в котором и был похоронен.

Праведная кончина, нетленные мощи и канонизация

А скончался Иоанн Максимович 2 июля 1966 года. Говорят, он знал дату своей смерти. В этот день еще отслужил Литургию в городе Сиэтле, приобщился Святых Даров, помолился наедине в алтаре перед Курско-Коренной иконой Богородицы, повидался с духовными чадами и последовал в комнату церковного дома. Там, в молитве, он и отошел к Богу.

Шесть дней перед погребением его тело находилось в храме. Но, несмотря на летнюю жару, не ощущалось признаков тления. Его мощи остались нетленными, в чем могут удостовериться все побывавшие в соборе, возведенном усилиями святителя.

Канонизировали святого ровно через 28 лет после кончины, в 1994-м, представители Зарубежной Церкви. Русская Православная Церковь присоединилась к этому решению спустя 14 лет, в 2008-м.

Как при жизни святого, так и после смерти, многие чувствуют его удивительную помощь. Он помогает всем, обращающимся с верой, хотя особо принято просить Иоанна Шанхайского за болящих, иноверцев, сектантов, маловеров, о защите от природных бедствий, урегулировании конфликтов и покровительстве нищих.

А о том, как Иоанн Шанхайский помогал при жизни и в наше время, больше узнаете из этого фильма :


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

22 февраля 1992 года были обретены мощи святителя Тихона, известного как Патриарх Тихон. Тот самый, который предал анафеме гонителей Церкви (читай - безбожную советскую власть) и открыто осудил расстрел Николая ІІ. Интересные факты из жития святого, о служении и покушении на жизнь вы найдете в статье.